Научная статья на тему 'Усадебные парки Молдовы ХІХ – начала ХХ века'

Усадебные парки Молдовы ХІХ – начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
251
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
садово-парковое искусство / пейзажный парк / приусадебный парк / композиция / the garden art / the landscape park / the farmstead park / the composition

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Г. П. Леонтяк, М. Ю. Осипов

Рассмотрены усадебные парки Молдовы XIX – нач. XX в., дан анализ комплексных композиционных приемов, благодаря которым достигаются разнообразие и цельность малых пространств парков. На примере композиций малых приусадебных парков раскрыта специфика произведений садово-паркового искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moldavian manor parks XIX – start XX centures

This article covers Moldavian manor parks of and analyses complex composition methods, which help to achieve variety and integrity of small parks. The example of small parks composition shows the specific character of garden art works.

Текст научной работы на тему «Усадебные парки Молдовы ХІХ – начала ХХ века»

Л1тература

1. Баланюк 1.Ф. Органiзацiйне забезпечення нового етапу розвитку аграрних вiдносин / 1.Ф. Баланюк // Економiка Украши : полiтико-економiчний журнал. - 2003. - № 9. - С. 37.

2. Гуцуляк Г. Д. Еколого-економiчнi основи сталого розвитку Карпатського регюну Украши : монографiя / Г. Д. Гуцуляк. - Чершвщ : Вид-во "Прут", 2005. - 236 с.

3. Закарпаття - 2011: стат. щорiчник. - Ужгород, 2008. - 575 с.

4. Земельний кодекс Украши: коментар / за ред. А.П. Гетьмана, М.В. Шульги. - Харюв : Вид-во "Одюсей", 2002. - 645 с.

5. Поп С.С. Природш ресурси Закарпаття / С.С. Поп. - Изд. 3-е, [перераб. и доп.]. - Ужгород : Вид-во "Карпати", 2009. - 340 с.

Кок З.С. Особенности и перспективы использования сельскохозяйственных земель в аграрном секторе Закарпатья

Освещены особенности и перспективы землепользования в Закарпатской области, которые обусловлены совокупностью предпосылок и факторов, среди которых ключевыми являются: территориальная и вертикальная зональность, географическое расположение, разновидность климата и погодных условий, широкий рекре-ационно-туристический потенциал региона.

Проблема оптимизации структуры сельскохозяйственных угодий очень важна для региона потому, что низкий уровень землеобеспечения стал причиной использования в сельскохозяйственном обороте земель, которые непригодны для интенсивного и эффективного использования.

Ключевые слова: аграрный сектор, сельскохозяйственные земли, угодья, сельскохозяйственные предприятия.

Кок Z.S. Peculiarities and perspectives of agricultural lands usage in agrarian sector of Transcarpathian region

The peculiarities of land use in Transcarpathian region which determine cumulative premises and factors are considered in the article. Among them are: territorial and vertical zoning, geographical disposition, diversity of climate and weather conditions, wide recreational and touristic region potential.

The problem of structure optimization of arable lands is very important for the region because of rather low level of land supply and this, in its turn, resulted into attraction in agricultural circulation of useless areas for intensive and effective usage.

Keywords: agrarian sector, agricultural lands, ground, agricultural enterprises.

УДК 712.03 Проф. Г.П. Леонтяк, д-р с.-х. наук - Приднестровский ГУ; ассист. М.Ю. Осипов - Уманский национальный университет садоводства

УСАДЕБНЫЕ ПАРКИ МОЛДОВЫ Х1Х - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Рассмотрены усадебные парки Молдовы XIX - нач. XX в., дан анализ комплексных композиционных приемов, благодаря которым достигаются разнообразие и цельность малых пространств парков. На примере композиций малых приусадебных парков раскрыта специфика произведений садово-паркового искусства.

Ключевые слова: садово-парковое искусство, пейзажный парк, приусадебный парк, композиция.

Проведём краткий экскурс истории садов и парков XIX - XX в.в., размещенных на территории Молдовы, которые являются жемчужиной природы и искусства. Старинные парки Молдовы XIX - нач. XX в. есть частью российского и европейского садово-паркового искусства. Сады и парки этого периода размещены на территории Молдовы и являются в основном усадебны-

ми парками, которые появились после освобождения Бессарабии от турецкого ига и присоединения ее к России. Период середины XIX - нач. XX вв. является началом развития молдавских пейзажных парков садово-паркового искусства в целом [8, 9].

Смысл ценности создания пейзажных усадебных парков небольших размеров на территории Молдавии состоит в том, что растительность сама по себе является достаточно богатым, художественно выразительным материалом не только для того, чтобы формировать структуру пространства (как это было в регулярном парке), но и чтобы служить эстетическим насыщением его. На территории Молдавии размещено более 50 объектов садово-паркового искусства. Площадь их разная - от 1 до 46 га. Более ценными, в которых проводились исследования, являются парки Иванга (3,5 га), Каменка (27,3 га), Глодяны (20 га), Липкань (8 га), Сахарна (4 га), Цаул (46 га) и Ярова (10 га). Этим паркам присуще в основном пейзажно-реалистическое направление. Здесь в основном преобладают идеи романтики с простым копированием природы.

До первой половины XIX в. в садово-парковом хозяйстве использовали в основном местные породы. Основу всех парковых насаждений составляли дуб, липа, клен, береза, ель, пихта, сосна. Но с экономическим ростом, развитием торговли в декоративном садоводстве (нач. XIX в.) растет интерес к экзотическим растениям. Так, основываются в середине XIX в. Никитский ботанический сад в Крыму, возникают ботанические сады с использованием местных и экзотических растений при Харьковском университете, Кременецком лицее, Неженском лицее и Одесский казенный сад, при Львовском университете и дендрологический питомник при Кишиневском училище садоводства.

Благодаря широкому развитию работ по акклиматизации растений обогащение садов и парков сосредотачивается на использовании экзотических деревьев и кустарников. При таком широком использовании ассортимента местных и экзотических растений улучшались композиция и художественное единство ландшафта. Конечно, к такому подходу в использовании большого количества экзотических растений были и отрицательные высказывания. Так, английский теоретик Р. Бломфильд, приверженец регулярного стиля, писал: "Насыщение садов и парков тропическими растениями является вызовом природе, так как различие климатических условий, факт, что цвет, который может смотреться превосходно среди сильных других цветов, будет выглядеть кричаще, безвкусно и вульгарно среди наших спокойных красок...". Это высказывание о праве создания пейзажных садов с использованием экзотических растений, на наш взгляд, является не верным, "лженатуральным". Так в статье "Сады" журнала "Руководство для садоводов" английский ученый Г. Стюарт отмечал, что использование разных растений в пейзажном садоводстве является постоянным по отношению к природе.

А.П. Вергунов писал: "Все больше осознаются ландшафтные основы строительства парков. предпринимаются глубокие научные исследования и эксперименты в области садоводства и лесоразведения, продолжает обозна-

чаться ассортимент декоративных насаждений, т.е. речь идет только о качественном направлении в использовании новых видов растений в создании пейзажных парков" [1]. Архитектурно-планировочная композиция и пространственная организация садов и парков этого времени характеризуется смешением в одной композиции приемов и деталей различных исторических стилей [4, 7].

Молдавские усадебные парки XIX - XX вв. характерные своими национальными традициями. В этот период в основном создавались монастырские парки, которые представляют разноцветную, искрящуюся мозаику из перемешавшихся драгоценных осколков всей истории садово-паркового искусства. Композиции усадебных парков представляют собой смешание приемов и идей, выработанных в различные исторические периоды: эпоху Древнего Рима, Китая, Средневековой Италии и Франции, эпоху Барокко и пейзажных садов Англии. Академик Лихачев об искусстве садов и парков пишет, что "истинный сад должен удовлетворять всем человеческим чувствам": не только зрению, но и вкусу, слуху, обаянию, ощущению." [5].

Именно молдавские усадебные парки позволяют почувствовать всю сложность, многоаспектность, ассоциативность этого искусства. Им присущи красивоцветущие, сладкоплодные, благоухающие деревья и кустарники, которые приводят в резонанс все наши чувства, они программируют содержание и смену впечатлений и эмоций. Как произведение искусств, подчиняющиеся законам композиции, общим для всех видов искусств, они обладают ассоциативностью восприятия, пробуждающей музыкальные и поэтические образы. Как одухотворенные создания человеческого разума парки насыщены философско-символическим смыслом. Словом, они готовы откликнуться на любое наше настроение и состояние души. Таким образом, молдавские усадебные парки несут нам знание законов изысканного, тонкого садово-паркового искусства, учат активно воспринимать его, развивая и обостряя наше ощущение прекрасного.

Исследуя наиболее ценные усадебные парки Молдавии, таким является Иванческий парк, можно сказать следующее. Он был разбит 1880 г. на окраине села Иванча. Расположен он на пологом южном склоне села площадью 3,0 га. Для него характерна высокая плотность насаждений и отсутствия полян. Он отличается необычайным внешним видом. Эта необычность характерна множеству возвышающихся верхушек хвойных деревьев, не типичных для Молдовы. Парк пропитан большим настроением романтизма. Он насыщен множеством романтических фонтанов, искусственных горок. Иванчес-кий парк состоит из декоративных и плодовых насаждений, причем плодовый сад занимает почти половину всей территории. В центре размещено здание усадьбы, которое отделено от декоративного парка рядовой посадкой каштана конского и живой изгороди из глицинии китайской (схема).

В архитектурно-планировочной и пространственной организации парка отсутствует стилевое единство. Композиция парка центрично замкнута, тесно связана с домом, что характерно для парков и регулярной планировкой.

Разбивка территории осуществлена при помощи строго регулярных аллей и участков, а также аллей и участков свободных, плавных очертаний, свойственных пейзажным садам и паркам. В размещении растительности также присутствуют приемы пейзажной и регулярной планировки.

Схема. Усадебный парк в с. Иванча Орхейского района: I - баня, II - гостевой домик, III -здание усадьбы, IV - искусственные горки, V- фонтаны, VI - пергола,

I - береза бородавчатая, 2 - виргиния желтая, 3 - гинкго двухлопастное, 4 - глициния китайская, 5 - ель восточная, 6 - ель колючая, 7 - ель колючая

серебристая, 8 - ель колючая сизая, 9 - ель обыкновенная, 10 - каштан конский,

II - липа мелколистная, 12 - липа крупнолистная, 13 - липа серебристая, 14 - пихта белая, 15 - пихта кавказская, 16 - сосна Веймута, 17 - сосна черная,

18 - спирея дубравколистная, 13 - туя восточная, 20 - туя западная, 21 - черемуха поздняя, 22 - черешня горькая, 23 - сирень

Элементы и приемы регулярной планировки применяются в тех случаях, когда фокусом перспективы является здание усадьбы или малая архитектурная форма. Так, здание усадьбы связанно со входом в парк регулярной каштановой аллеей; с хозяйственными постройками - аллеей, обсаженной пихтой белой и елей колючей; с плодовым садом - третьим планировочным участком.

Здание усадьбы является также главной видовой площадкой. Композиции их основаны на построении перспектив от здания усадьб вдоль планировочных осей. В композициях фокусов перспектив участвуют малые архи-

тектурные формы: фонтаны, искусственные горки. Выразительность насыпных горок повышается благодаря размещению на их вершинах биотовой группы. Украшением парка служит круглый бассейн, который является фокусом перспективы, обсаженный окружающей аллеей с буксуса и ели.

Композиция Иванческого парка интересна приемами организации фокусов перспектив на основе малых архитектурных форм и растительности. С этой точкой зрения можно выделить следующие виды фокусов: статичный, образуемый малой архитектурной формой; динамичный, представляющий собой композицию растительности и малой архитектурной формы. Главное своеобразие Иванческого парка заключается в трактовке взаимоотношений между декоративной и хозяйственной зонами, между хозяйственным двором и усадьбой. Но функциональные зоны спорят не только композиционно, но и художественно. Трудно определить, какая часть парка обладает большей декоративностью. В разные времена года акценты смешиваются и только весной в пору цветения в парке устанавливается художественное равновесие. Сирень и каштаны декоративного парка вступают в резонанс с цветущим медоносным плодовым садом. В это время "борьба" композиционных противоречий уступает место своей противоположности - кратковременному единству, из которого рождается тонкая гармония цвета, аромата, жизни.

Интересная история Каменского парка Молдовы, заложенного в двадцатые годы XIX в. князем П.Х. Витгенштейном [7]. Узнав о целебных свойствах винограда, который растет на этих землях, он решил создать в деревне Каменке виноградный курорт. Виноградники развели на террасах, а у основания террас на ровной территории был заложен пейзажный парк площадью 27,3 га, предназначенный для отдыха курортников.

Амфитеатр виноградных террас служил фоном для восприятия пейзажного парка и составлял с ним единый ансамбль. Для достижения большой живописи в парке был создан искусственный рельеф. На романтическом насыпном холме располагалась парковая скульптура, беседка - ротонда. Два небольших озера соединяли каналы. В композиции присутствовал и традиционный романтический парк-"остров", к которому из парка были перекинуты два каменных арочных моста. Аллеи парка были оформлены стрижеными шпалерами из красиво цветущих кустарников. Между растительными группами располагались живописные поляны, украшенные клумбами. Парк обладал и богатым дендрологическим составом. В нем произрастало более 100 видов древесно-кустарниковой растительности. Особое значение имели фитонцидно-активные породы: роща из сосны обыкновенной, насаждения можжевельника виргинского и тополя белого [6].

Ансамбль пейзажного парка и виноградных террас в Каменке - является композиционным уникальным явлением в садово-парковом искусстве Молдовы. К сожалению, современное состояние большинства молдавских усадебных парков оставляет желать лучшего. Однако многие из сохранившихся фрагментов содержат интересные композиционные элементы, редкие древесно-кустарниковые виды. Молдавские усадебные парки являются лег-

кодоступными для непосредственного знакомства, живыми примерами различных интерпретаций и исторических стилей. Так, совершенно разные по образу и настроению композиции парков в селе Ниспорень, Цауле, Каменке, Павловске и др. демонстрируют все разнообразие художественных возможностей и содержательных оттенков, предоставляемых пейзажно-романтичес-ким стилем. Иванческий, Цаульский парки овеяны сентиментальным романтизмом, Каменский, Глодянский, Липканский наполнены пейзажно-реалис-тическим стилем, своей распахнутостью и жизнерадостностью.

Усадебные парки Молдавии ценные не только тем, что в них есть, но и тем, что в них было. В них даже воздух не физический, а духовный, это воздух истории, они являются музеями природы. Они характеризуют не только высшие достижения садово-паркового искусства XIX века, но и их средний уровень.

Литература

1. Вергунов А.П. Русские сады и парки / А.П. Вергунов, В.А. Горохов. - М. : Изд-во "Наука", 1988. - 418 с.

2. Горохов В.А. Парки мира / В.А. Горохов, Л.Б. Лунц. - М. : Стройиздат, 1985. - 328 с.

3. Жирнов А.Д. Искусство паркостроения / А.Д. Жирнов. - Львов : Изд-во "Вища шк.", 1977. - 206 с.

4. Леонтьев П.В. Парки Молдавии / П.В. Леонтьев. - Кишинев : Изд-во "Картя Молдовеняска", 1967. - 93 с.

5. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей / Д.С. Лихачев. - Л. : Изд-во "Наука", Ленинградское отд-ние, 1982. - 344 с.

6. Манет. Свод памятников истории и культуры Молдавской ССР / Манет. - Кишинев, 1988. - 236 с.

7. Федорук А.Т. Садово-парковое искусство Белоруссии / А.Т. Федорук. - Мн. : Изд-во "Ураджай", 1989. - 247 с.

8. Яровой И.Ю. Пейзажные сады русской провинции : дисс.... канд. архитек. / И.Ю. Яровой. - М., 1987. - 178 с.

9. Wengel T. The art of gardening / Т. Wengel. - Leipring, 1987. - 272 с.

Леонтяк Г.П., Остов М.Ю. Садибш парки Молдови XIX - поч. XX ст.

Розглянуто садибш парки Молдови XIX - поч. XX ст., здшснено аналiз ком-плексних композицшних прийомiв, завдяки яким досягаються рiзноманiтнiсть i щ-люшсть малих просторiв парив. На прикладi композицш малих садибних парюв показано специфжу витворiв садово-паркового мистецтва.

Ключовг слова: садово-паркове мистецтво, пейзажний парк, садибний парк, композищя.

Leontyak G.P., Osipov M. Yu. Moldavian manor parks XIX - start XX centures

This article covers Moldavian manor parks of and analyses complex composition methods, which help to achieve variety and integrity of small parks. The example of small parks composition shows the specific character of garden art works.

Keywords: the garden art, the landscape park, the farmstead park, the composition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.