Научная статья на тему 'Усадьба Фадеевых в Екатеринославе в историческом и музеологическом осмыслении'

Усадьба Фадеевых в Екатеринославе в историческом и музеологическом осмыслении Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
254
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Усадьба Фадеевых в Екатеринославе в историческом и музеологическом осмыслении»

Е.В.АЛИВАНЦЕВА

УСАДЬБА ФАДЕЕВЫХ В ЕКАТЕРИНОСЛАВЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ И МУЗЕОЛОГИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ1

В начале XIX ст. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), на улице Петербургской (ныне Ленинградская, 11), была создана усадьба, которой судьбой будет предопределено прославиться, стать памятником истории, благодаря династии, три поколения членов которой — государственные и общественные деятели, учёные и писатели — уникальное явление в отечественной культуре, а одна из её представителей — личность планетарного масштаба. Усадьба эта, пережившая в течение первого своего века нескольких хозяев, а в течение второго — целый ряд учреждений, вошла в историю и останется в ней как Усадьба Фадеевых, где в 1831 году родилась Елена Петровна Блаватская.

Эта усадьба типична для провинциального Екатериносла-ва, дома в котором двести лет назад ставились вольно: с окнами на четыре стороны, с большими садами вокруг. По принципу городского усадебного домовладения в те годы были построены и контора Опекунства иностранных поселенцев, и соседнее с ней здание почтовой конторы, и целый ряд других домов, как казённых, так и частных. Так строились усадьбы и

1 Публикуется с изменениями и дополнениями по: На пути к космическому сознанию: материалы Третьей Международной конференции. Днепропетровск, 2010. С.42-52.

155

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

на улице Петербургской, которая, вместе с продолжающей её улицей Дворянской (ныне Плеханова), была в тот период аристократическим районом столицы Приднепровья.

Сегодня, к сожалению, ещё не известны ни точная дата постройки этой усадьбы, ни имя архитектора и первого владельца. С определённостью можно говорить лишь о том, что изначально это была дворянская усадьба, по обычаю того времени представлявшая собой «комплексный архитектурнопарковый ансамбль, который включал обычно барский дом с флигелем (или флигелями), обслуживающие постройки: конюшни, оранжереи, сараи; парк»1. Уточнённые данные свидетельствуют о том, что она располагалась на площади около гектара. По территории усадьбы, в глубине сада, протекала маленькая речушка. Именно сад, великолепный сад цветов и плодовых деревьев, был её главным украшением. Таким образом, этот удивительный усадебный комплекс вмещал в себя как историко-культурный, так и природный компонент, имел сложную и самодостаточную структуру, был органично вписан в жизнь Екатеринослава.

С конца XVIII в., почти целое столетие со времени создания, Екатеринослав — главный город огромной южной губернии — жил тихой, рутинной жизнью, оставаясь городишком скучным и бездеятельным. Исследователь той эпохи свидетельствует: «...Да и полюбить в Екатеринославе было некого. Нельзя же было увлечься каким-нибудь Молчалиным, Скалозубом или изредка заглядывавшими в город Маниловыми, Ноздревыми? Пусто было кругом по части интеллигентной молодежи. <...> .Провинция продолжала в большинстве жить интересами своего угла, жизнью своей семьи. Ей не было дела ни до столичной сдавленности, ни до европейских переворотов, ни до политических, экономических идей,

1 Охлябинин СД. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века. М., 2006. С.13.

156

Е.В.Аливанцева. Усадьба Фадеевых в Екатеринославе

ими порождённых»1. Впрочем, эта характеристика не вполне справедлива, во всяком случае, не бесспорна, хотя бы уже потому, что в городе в ту пору жили и работали государственные деятели С.Х.Кантениус, И.Н.Инзов, врач К.И.Роде, педагог Д.Т.Мизко.

С 1815 по 1834 годы в Екатеринославе на ул. Петербургской жила и семья Фадеевых, ставшая историческим феноменом, однако, всё ещё малоизученным и не оценённым по достоинству.

Фадеевы приехали в Екатеринослав из местечка Ржище-во Киевской губернии. Глава семьи дворянин Андрей Михайлович Фадеев (1790-1867) в 1815 г. был назначен на службу в Новороссийскую контору Опекунства иностранных поселенцев младшим товарищем главного судьи. Прослужив в Опекунстве три года, в 1818 г., после его преобразования в Попечительный Комитет колонистов южного края России, Фадеев стал начальником Екатеринославской канцелярии. Как член Екатеринославского помологического1 2 общества А.М.Фадеев внёс значительный вклад в развитие садоводства в крае. Позже занимал высокие должности главного попечителя кочующих народов в Астрахани, был в Саратове управляющим Палатою государственных имуществ, а затем и губернатором. С 1846 г. и до конца жизни — руководитель Экспедиции государственного имущества Закавказского края в Тифлисе (Тбилиси). Подводя итог жизни этого государственного и общественного деятеля, современник напишет: «...Имя Андрея Михайловича Фадеева не произносилось иначе, как с глубокою благодарностию и любовию за его высокую справедливость, за строгую внимательность <...> и за безукоризненную честность

1 Некрасова Е.С. Елена Андреевна Ган (Зенеида Р-ва) // Русская старина. 1886. № 8. С.343.

2 Помология (лат. pomum плод + ..логия) — научная дисциплина в агрономии, которая занимается изучением сортов плодовых и ягодных растений, сортоведение.

157

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

и бескорыстие, довольно редкие в то время»1. Действительный член Российского географического общества, Фадеев оставил свой след и в литературе, написав в последние годы жизни обширные мемуары1 2. Его «Воспоминания» стали ныне важным историческим и бесценным краеведческим источником. Они позволили в значительной степени восстановить и историю усадьбы, купленной Фадеевым в 1816 г. у неизвестного нам екатеринославца.

В «Воспоминаниях» Андрей Фадеев рассказывает, как, приехав к месту назначения, купил на ул. Петербургской «дом с садом»3 и вскоре перевёз сюда семью, а также «всё имущество, пожитки и дворовых людей, которых было не мало, душ до сорока»4.

Хозяйка усадьбы на Петербургской — Елена Павловна Фадеева (1788-1860) — была одной из самых образованных женщин Европы начала XIX в. Представительница знатного рода Долгоруких, княжна, она владела пятью иностранными языками, была музыкально одарена, хорошо рисовала. В 1813 г. вопреки воле родителей вышла замуж за А.М.Фадеева. Глубокое чувство взаимной любви супруги пронесли через всю жизнь.

В центре научных интересов Е.П.Фадеевой стояли естественные науки: палеонтология, минералогия, археология, орнитология, ботаника (и это в начале века, который лишь к середине 60-х всерьёз увлёкся естественными науками!). Кроме того, эта удивительная женщина была известным нумизматом, фалеристом, коллекция монет и наградных знаков которой насчитывала многие сотни единиц. Но главное, она была

1 [Фадеева Н.А.] Несколько вступительных слов // А.М.Фадеев. Воспоминания. 1790-1867 гг. В 2 ч. Одесса, 1897. С.6.

2 См.: Фадеев АМ. Воспоминания. 1790-1867 гг. В 2 ч. Одесса, 1897.

3 Там же. С.41.

4 Там же.

158

Е.В.Аливанцева. Усадьба Фадеевых в Екатеринославе

прекрасной матерью и бабушкой — педагогом, воспитавшим целую плеяду выдающихся людей.

Старшая дочь четы Фадеевых — Елена Андреевна, в замужестве Ган (1814-1842), выросла в доме на Петербургской, отсюда ушла под венец, здесь, в доме родителей, родила своего первенца (Е.П.Блаватскую). Природа одарила Е.А.Ган литературным и музыкальным талантом, изысканной красотой и тонкой, чувствительной душой. В 16 лет она стала женой тридцатидвухлетнего капитана конной артиллерии, барона, выходца из знатного немецкого рода, Петра Алексеевича Гана (1799-1873). В 1831 г. в семье Е.А. и П.А. Ган появился первый ребёнок — дочь, которую назвали так же, как мать, бабушку и прабабушку — Еленой. Юная женщина в своих помыслах и мечтах была устремлена в будущее, но она, считавшая любовь и супружество неразделимыми, пережила крушение «светлой идеи». Со смертью сына Саши её переживания стали перерастать в трагедию, что не замедлило отразиться на её здоровье. В 1835 г. в семье родилась вторая дочь, Вера (В.П.Желиховская (1835-1896), тоже ставшая известной писательницей). Несмотря на жизненные коллизии, творческая натура Е.А.Ган требовала реализации, и в 1836 г. она попробовала себя в качестве переводчика, а затем написала свою первую романтическую повесть «Идеал», опубликовав её под псевдонимом Зенеида Р-ва. В основе сюжета повести лежит рассказ о неудачном браке и осмеянной женской любви. В течение последующих пяти лет в Петербурге были изданы 11 повестей Е.А.Ган. Среди них «Утбал-ла», «Медальон», «Теофания Аббиаджио» и другие. Все произведения Елены Ган автобиографичны. Ещё при жизни её стали называть «русской Жорж Санд», «Лермонтовым среди писательниц». Весной 1842 г. состояние здоровья Е.А.Ган резко ухудшилось, а 24 июня на руках у матери она умерла, оставив на попечении Фадеевых двух дочерей и сына Леонида. В.Г.Белинский посвящал ей статьи, а И.С.Тургенев писал:

159

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

«В этой женщине было действительно и горячее русское сердце, и опыт жизни женской, и страстность убеждений, — и не отказала ей природа в тех “простых и сладких” звуках, в которых счастливо выражается внутренняя жизнь...»1

В доме на Петербургской родился единственный сын четы Фадеевых. Ростислав Андреевич Фадеев (1824-1883) избрал военную карьеру. Служил на Кавказе. О героизме, патриотизме, особенностях характера генерала Фадеева ходили легенды. Эпизоды из его жизни стали сюжетами в «Очарованном страннике» Н.С.Лескова и «Современной идиллии» М.Е.Салтыкова-Щедрина. Генерал Фадеев был и военным историком, публицистом, автором книг «Шестьдесят лет Кавказской войны», «Вооружённые силы России» и ряда других. В предисловии к вышедшему уже после его смерти трёхтомному собранию сочинений сказано: «У него было прекрасное сердце и блестящий ум, которые он всецело посвятил на служение родине. На литературном поприще, как и на боевом, во благе отечества он видел цель. Она же была силой, создавшей в нём замечательный талант и тот превосходный точный и богатый русский язык, которым говорят и пишут только люди глубоко убеждённые»1 2.

В екатеринославской усадьбе Андрея и Елены Фадеевых родились и две их младшие дочери — Надежда и Екатерина. Надежда Андреевна Фадеева (1829-1919) была общественным деятелем, коллекционером. Она унаследовала уникальные библиотеки и архивы предков, собрание матери и всю жизнь пополняла их (значительный вклад в эту работу внесли её брат — Р.А.Фадеев и племянница — Е.П.Блаваткая). Её коллекция, «представлявшая собою один из самых примечательных частных музеев», поражала современников: «оружие

1 Тургенев И.С. Поли. собр. соч. В 28 т. Т. V. М.-Л., 1963. С.77.

2 А.Г. Обзор литературной деятельности Р.А.Фадеева // Р.А.Фадеев. Собр. соч. В 3 т. Т. I. СПб., 1889. С.131.

160

Е.В.Аливанцева. Усадьба Фадеевых в Екатеринославе

всех стран мира, кубки, блюда, древняя домашняя утварь, китайские и японские идолы, мозаики, образа времён Византии, персидские и турецкие ткани, вышитые шелками и золотом, статуи, картины, окаменелости и, наконец, весьма редкая и ценная библиотека»1. Судя по всему, Н.А.Фадеева могла стать и писателем, но предпочла быть хранителем наследия семьи. Она подготовила к публикации мемуары отца и сочинения брата, написала ряд статей, посвящённых старшей сестре, передала в Академию наук исследования и часть коллекций матери, многие годы была голосом родины для старшей племянницы. Значительную часть своей жизни она прожила рядом с сестрой Екатериной Андреевной, в замужестве Витте (18191898), помогая ей воспитывать пятерых детей. Имя одного из них можно найти в любой энциклопедии. Речь о знаменитом государственном деятеле, министре-реформаторе рубежа веков Сергее Юльевиче Витте (1849-1915). «Если бы у меня был хотя бы один такой министр, я бы сделал в Германии чудеса», — любил повторять Вильгельм II.

В усадьбе Фадеевых родилась и была крещена старшая дочь П.А. и Е.А. Ган — Елена Петровна Блаватская (18311891). Она вошла в мировую историю как выдающийся знаток древних религиозных, философских и эзотерических учений, исследователь, как человек, одарённый уникальными парапсихологическими способностями. Блаватская известна и как талантливая писательница, публицистка, путешественница, художница, музыкант. Свои исследования она вела на стыке науки, религии и философии. В них мудрость древних знаний соединена с современными ей научными исследованиями и смелыми научными прогнозами перспектив развития человечества. Е.П.Блаватская основала движение, воплотившееся в целом ряде обществ и духовных общин во всём мире.

1 Николаев П.С. Воспоминания о князе А.И.Барятинском // Исторический вестник. 1885. № 12. С.623.

161

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

Созданное ею Международное Теософское общество насчитывает сегодня около семидесяти отделений во всём мире, не считая множества иных объединений, возникших и возникающих на базе её идей вот уже полтора столетия. Её наследие имело огромное влияние на А.Эйнштейна и Т.Эдисона, А.Скрябина и М.Чюрлёниса, М.Ганди и Д.Неру, семью Рерихов, М.Волошина, П.Гогена, В.Кандинского, Г.Гессе, Джека Лондона, Герберта Уэллса и Ивана Ефремова.

Детство Е.П.Блаватской прошло в Приднепровье. С 11 лет, осиротев, она воспитывалась вместе с сестрой и братом в семье Фадеевых. В 1848 г., в 17 лет в Тифлисе (Тбилиси) вышла замуж за вице-губернатора Эривани (Еревана), генерала, уроженца Полтавской губернии Никифора Васильевича Блават-ского (1809 — после 1877), который, как свидетельствует сама Елена Петровна, «происходил из аристократического украинского рода — гетманов Блаватко, став впоследствии Блават-ским в России и графом Блаватским в Польше»1.

Через несколько месяцев, оставив мужа, Елена Петровна тайно, на английском торговом судне, покинула страну. В течение последующих двадцати лет она странствовала по Европе, Северной Африке, Азии, Северной и Южной Америке, Индии, Китаю, изучая историю, культуру, философию, религию народов мира.

Биографы рассказывают, что в этот период она зарабатывала себе на жизнь тем, что давала фортепианные концерты, выставляла свои картины, пыталась организовать продажу чернил и искусственных цветов. Воевала в отрядах Гарибальди и была ранена.

Елена Петровна несколько лет провела в Тибете, его ашрамах и библиотеках, где получила уникальные знания и право передать часть из них людям.

Дважды она возвращалась на родину, чтобы повидаться с родными.

1 Блаватская Е.П. Письма А.П.Синнету. М., 1997. С.316-317.

162

Е.В.Аливанцева. Усадьба Фадеевых в Екатеринославе

В 1875 г. в США основала Теософское общество, провозгласившее своей целью восстановить утраченное современностью знание скрытых сил природы, понимание единого источника происхождения вселенной и человечества, древних религиозных и философских доктрин и таким путём достичь братства всех народов. В 1878 г. Блаватская с несколькими единомышленниками уехала в Индию, где с 1882 г. в предместье Мадраса Адьяре обосновалось Теософское общество. Все эти годы она напряжённо работала. Написала и опубликовала в России под псевдонимом Радда-Бай несколько книг путешествий по Индии, создала серию повестей и рассказов, объединённых в сборник «Таинственные истории». Главными её работами были уникальные труды по научно-философскому осмыслению и сравнительному анализу мифологических, естественнонаучных, религиозных систем и оккультных теорий Запада и Востока — «Разоблачённая Изида» и «Тайная Доктрина». К ним примыкают и другие её книги, а также сотни статей и эссе. Последние годы жизни Е.П.Блаватская провела в Европе. Умерла в 1891 г. в Лондоне.

«Если не обманывает знамение — приближается тот день, когда мир убедится в том, что древние религии находятся в гармонии с Природой и что Наука древних охватывает все знания, которые может воспринять и вместить человеческий ум, — говорила Блаватская, — мы входим в следующий временной цикл».

Биографы Е.П.Блаватской, повествуя о её судьбе, обязательно вспоминают Екатеринослав и дом деда, где она родилась, часто бывала в раннем детстве. Предположительно, бывала она на Приднепровье, в Екатеринославе, и в последующие годы, но усадьба Фадеевых уже принадлежала иным хозяевам.

А.М.Фадеев вынужден был продать любимое родовое гнездо в 1834 г. Он рассказывает: «Конторы иностранных поселенцев упразднялись, а оставлялся только один “попечительный

163

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

комитет” под председательством Инзова, с крайне ограниченным штатом. ...Я был определён членом этого комитета, с тем же самым содержанием, какое я получал. Приходилось переезжать на жительство в Одессу, продавать за бесценок дом с прекрасным, огромным садом, со всеми почти двадцатилетними обзаведениями и приспособлениями для наших удобств, с огромной дворней, и перебираться на житьё в город, где всё было несравненно дороже, нежели в Екатеринославе, — что, конечно, расстраивало нашу жизнь, составляло крупную неприятность»1.

Так завершился период жизни семьи Фадеевых, принёсший им много счастливых и драматических событий. В Усадьбе на Петербургской они пережили счастье рождения четырёх детей и внучки, наводнение в 1820 г., смерть крошечной дочери Анастасии и бабушки Е.П.Фадеевой — Е.И.Бандре-дю-Плесси. Кроме того, здесь, как пишет Фадеев: «.Я имел несчастие потерять отца моего, переселившегося в Екатеринослав, чтобы быть поближе ко мне и к моему семейству. <...> Мать моя осталась навсегда на жительстве в Екатеринославе»1 2.

А.М.Фадеев продал свою усадьбу директору Екатеринос-лавской казённой суконной фабрики В.И.Драгневичу, о котором историк Д.И.Яворницкий пишет: «Последним директором фабрики был Василий Иванович Драгневич, родом серб, моряк времён Чесменского боя, в котором он участвовал в чине гардемарина. Драгневич первый из директоров подал проект о закрытии казённой суконной фабрики в Екатериносла-ве, указав на громадные расходы по ней, на хищения и на злоупотребления, с которыми директорам приходилось постоянно бороться. Драгневич доказывал, что для казны несравненно выгоднее и удобнее делать изготовление для гвардии сукон по заказу частных фабрик. Проект Драгневича был принят, а

1 Фадеев АМ. Воспоминания. 1790-1867 гг. В 2 ч. Одесса, 1897. С.109-110.

2 Там же. С.97.

164

Е.В.Аливанцева. Усадьба Фадеевых в Екатеринославе

казённая суконная фабрика в Екатеринославе покончила своё существование в 1837 году»1.

После смерти Драгневича в 1860-е усадьба перешла во владение его зятя — М.С.Клевцова.

Историки архитектуры, проведя комплексные диагностические исследования единственного сохранившегося поныне здания на территории усадьбы — барского дома, предполагают, что во второй половине девятнадцатого столетия здание, сохранив неизменным цокольный этаж, претерпело серьёзные перестройки первого и второго.

В этот период улица Петербургская стала менять своих обитателей. Местная элита постепенно перебиралась на гору, а её владения переходили в собственность простых мещан. Краеведы свидетельствуют: «Ближайшая к Днепру улица — Петербургская (Ленинградская) — проходила параллельно берегу реки... Реконструкция улицы началась после открытия в 1856 году пароходства и продолжения жел.-дор. ветки от вокзала до здания электростанции. С конца XIX века и начала ХХ здесь появляется много небольших заводиков и мастерских: мыловаренный А.Н.Манзона, лопаточная ф-ка “ШЛА”, мельница Ш.Гурария. Крупорушки и лесопилки — Левензона, Фа-ста, Михайличенко. Многие из этих предприятий задворками выходили на берег реки, куда и сбрасывали отходы»1 2.

Важным источником знаний о судьбе усадьбы Фадеевых являются воспоминания Порфирия Яненко, опубликованные в 1887 г. в «Екатеринославском юбилейном листке» (события, описанные в воспоминаниях, сам автор относит к 1841 г.): «... От моста пришлось ехать по Петербургской улице, которая не представляла ничего интересного для меня, кроме песчаных сугробов и выбоин, да самых ничтожных домиков, засыпанных

1 Яворницкий Д.И. История города Екатеринослава. Днепропетровск, 1996. С.31-32.

2 Стародубов А.Ф., Самодрыга В.В., Иванов С.С. Память истории. Днепропетровск, 2001. С.262.

165

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

по окна песком, а также лабазов разных форм и шинков с надписью: “Казённый питейный дом”, ничего не было такого, на чём можно бы остановиться: лучшие там дома были только учителя гимназии по математике Порфирия Семеновича Семеновского (ныне Кранца), затем дом Фадеевых (ныне Станиславской) и Неймана».

Воспоминания Яненко свидетельствуют о том, что имя Фадеевых не было забыто ни через семь лет, ни через пятьдесят три года после их отъезда из Екатеринослава!

В 2008 г. днепропетровскому исследователю В.С.Старостину удалось обнаружить в Государственном архиве Харьковской области документы, проливающие свет на историю усадьбы Фадеевых во второй половине Х1Х ст. Согласно этим документам в 1868 г. усадьба принадлежала жене коллежского асессора Л.С.Франк. В 1872 г. её владельцем стал мещанин М.С.Шнейвис. Затем, согласно купчей крепости от 13.03.1872 г.1, усадьба становится собственностью Р.А.Станиславской. Семья Станиславской, согласно этому документу, покупает «дворовое место 62 х 42 сажени со всеми без исключения находящимися на оном постройками и садом»1 2. В 1890-е гг. дом был сдан владельцами в аренду, и здесь разместилось 7-е городское женское училище. Дважды, в 1894 г. и 1906 г., усадьба попадала под залог имущества. На 1906 г. она имеет следующий адрес: ул. Петербургская, 17 (участок № 69 по 2-й Полицейской части г. Екатеринослава), а с 1914 г. и поныне у неё номер одиннадцатый в уличной нумерации.

После смерти в 1912 г. Р.А.Станиславской её родственники судятся за наследство3. В 1916 г. они продают часть усадьбы, о чём свидетельствует следующий документ: «Раздельный акт. 23 ноября 1916 г. от купленного в 1872 г. места была отчуждена

1 Государственный архив Харьковской области. Ф. 71, оп. 5, д. 3413. Л.8.

2 Там же.

3 Там же.

166

Е.В.Аливанцева. Усадьба Фадеевых в Екатеринославе

часть и ныне он состоит по улице 29,56 саженей, по меже двора наследников Овсянниковых (бывшей Секретной) 44 сажени, по меже Златина (бывшая Сергеева, ныне Ревзона) 19,40 саженей (в документе явная описка, речь идёт о 1,94 саженей. — Е.А.), по меже наследников Алексеева 20,58 саженей, по меже двора Копылова 5,60 саженей, по меже двора Шабат и Коган (прежде Станиславской) 38,30 саженей»1.

После революции Усадьба была национализирована и превращена в коммунальное жильё для более двадцати (!) семей. Вероятно, в это время главный дом ещё раз претерпел серьёзные изменения, внутренние перестройки. В это время был окончательно уничтожен и сад, на месте которого появились вначале мастерские, а затем завод.

С конца 1940-х в особняке разместилось заводоуправление «Днепростроймаша» и заводская столовая. Затем большая часть здания (кроме столовой) была передана для размещения заводской школы рабочей молодежи (вечерняя школа № 4 располагалась в доме до 1970-х годов). В 1980-е — 90-е здесь разместились курсы машинописи и стенографии, затем ПТУ № 51, а чуть позже — ПТУ № 63.

В 1987 году по инициативе Днепропетровского исторического музея имени Д.И.Яворницкого дом получил статус памятника истории XIX ст. (решение Днепропетровского облисполкома № 180 от 16.07.1987 г. Охранный номер 6156).

В 1990 году исторический музей выступил с ходатайством к областным властям о создании в доме-памятнике Музейного центра Е.П.Блаватской и её семьи. Тогда же на базе музея был создан общественный совет, начавший работу по реализации проекта. Вокруг идеи Музейного центра объединились учёные, краеведы, музееведы, представители различных организаций. В 1991 г. в Днепропетровске прошла первая международная конференция «Е.П.Блаватская и

1 Государственный архив Харьковской области. Ф. 71, оп. 5, д. 3413. Л.90.

167

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

современность», посвящённая 160-летию со дня её рождения, тогда же на доме-памятнике была установлена мемориальная доска, посвящённая выдающейся уроженке Екатеринослава-Днепропетровска.

В последующие годы сотни обращений и статей, открытых писем, публичных выступлений и официальных обоснований были шагами на пути к утверждению проекта. Ситуация осложнялась тем, что к дому-памятнику по ул. Ленинградской, 11 год от года всё активнее стали проявлять интерес разного рода организации и частные лица. Они заявляли о своём намерении создать здесь кто оздоровительный центр, кто педагогический музей (с последующей передачей здания в частные руки).

Днепропетровский исторический музей, представлявший интересы общественности, был втянут в многолетнюю тяжбу в административных и судебных инстанциях вплоть до Кабинета Министров и Верховного хозяйственного суда Украины. Ситуация разрешилась только в 2004 г., когда Распоряжением Кабинета Министров Украины № 84-р от 18.02.2004 г. и Решением Днепропетровского облсовета № 521-24/IV от 24.12.2004 г. часть дома (к сожалению, не весь дом) была передана 31.12.2004 г. на баланс Днепропетровского исторического музея им. Д.И.Яворницкого с целью создания в нём Музейного центра Е.П.Блаватской и её семьи (часть одноэтажного крыла здания площадью 60 кв. м и сегодня всё ещё не передана музею).

В 2005 г. специалистами днепропетровской «Студии архитектурного дизайна» (научный руководитель — историк архитектуры, эксперт Е.Ф.Вандюк) были проведены комплексные историко-архитектурные исследования, позволившие выявить первоначальный облик здания. Для экспертных заключений привлекались специалисты киевского научно-исследовательского и проектного института «Укр-проектреставрация». На базе исследований сделано научное

168

Е.В.Аливанцева. Усадьба Фадеевых в Екатеринославе

заключение о времени его постройки, всех перестройках, состоянии, создан архитектурный эскизный проект реставрации-реконструкции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследования специалистов определили также исторические границы усадьбы, как первоначальные, так и изменённые в последующие десятилетия.

Как уже отмечалось, специалисты констатируют, что единственно уцелевший на территории исторической усадьбы главный, барский, дом претерпел многочисленные перестройки и внутренние перепланировки. Неизменённым со времени постройки остался, по всей видимости, только цокольный этаж.

Ныне с боковых и дворовой стороны дом-памятник зажат пристройками, хозяйственными постройками и проходной завода «Днепростроймаш», располагающегося на исторической территории усадьбы и ныне перешедшего в частную собственность. Ряд цехов завода, судя по всему, стоят на фундаментах флигелей и построек усадьбы (один из цехов и до последнего времени рабочие завода всё ещё называли «конюшней»).

Музееведы и историки архитектуры не теряют надежды получить доступ на территорию завода и провести совместно с археологами и геодезистами комплексное научное обследование территории усадьбы, надеясь выявить и первоначальные дворовые постройки, и потерявшуюся, загнанную под городской асфальт, маленькую речечку, когда-то протекавшую здесь.

Несмотря на все сложности, специалистами ведутся работы по созданию, постоянному уточнению и наполнению деталями архитектурно-реставрационного и научно-музеологического проектов.

В основу реставрации и музеефикации Усадьбы Фадеевых положены результаты уже проведённых натурных исследований, археологических раскопок, архивных изысканий, а также мемуарные и эпистолярные источники, изобразительные материалы и аналоги.

169

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

Одновременно, все эти годы в создающемся Музейном центре Е.П.Блаватской и её семьи идут работы по подготовке экспозиции, сбору коллекции (сегодня она насчитывает свыше десяти тысяч экспонатов), формированию научной библиотеки. Создавая выставки, проводя конференции и семинары, круглые столы и клубные встречи, специалисты реализуют программу «Открытый Дом» («Дом, где зажигаются сердца»). В соответствии с ней все работы по созданию музея ведутся непосредственно на глазах общественности. Создающийся музей открыт для посещений, и друзья музея, экскурсанты имеют возможность увидеть, как сквозь толщу времени проступает первоначальный облик дома. Созданные экспериментальные экспозиции и выставки рассказывают о Е.П.Блаватской и её удивительной семье, отражают ход исследовательских работ специалистов. Привлекают внимание общественности к создающемуся музею и художественные выставки, кинопросмотры, научные чтения, клубные встречи, концерты. В создающемся музее открыта и работает научная библиотека.

Одна из сложных проблем, встающих перед создателями Музейного центра, — наполнение дома-памятника новым содержанием. Главным при проектировании музея в доме-реликвии является правило — «не навреди». Историческая, мемориальная, научная ценность его должна при этом возрастать, духовный потенциал — раскрываться. Тактичный, уважительный подход к нему должен проявиться в том, что планируемые экспозиции и иные формы наполнения усадьбы новой жизнью будут создаваться в гармоническом единстве с их историко-художественным образом. Созданная специалистами научная концепция Музейного центра Е.П.Блаватской и её семьи последние годы была одобрена рядом международных конференций и рецензиями специалистов.

170

Е.В.Аливанцева. Усадьба Фадеевых в Екатеринославе

Перед Музейным центром стоят сегодня три задачи:

— создание на Приднепровье мемориального, научного и культурного центра нового типа для увековечения памяти, глубокого ретроспективного и перспективного осмысления феномена Е.П.Блаватской и её уникальной семьи;

— принятие лидирующей роли в Украине в вопросе возвращения имени Е.П.Блаватской в контекст национальной науки и культуры;

— активное участие в международной работе с целью научного осмысления трудов, общественного осознания значения наследия Е.П.Блаватской, его созидательного, духовно-объединительного потенциала.

Научная концепция Музейного центра предполагает создание международного научного и культурологического центра нового типа, в основе которого — принцип комплексности. Он будет включать в себя:

— музейные экспозиции и выставки;

— научную библиотеку;

— исследовательский и издательский центр;

— клубные и общественные объединения;

— места креативного использования;

— две садово-парковых зоны, одна из которых будет воссоздана в границах Усадьбы Фадеевых, а вторая, «Сад Е.П.Блаватской», будет ей живым, устремлённым ввысь памятником;

— научно-туристический центр.

В основе концепции Музейного центра Е.П.Блаватской и её семьи лежит история трёх поколений уникальной семьи. Основная экспозиция будет состоять из трёх экспозиционных разделов:

171

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

— экспозиция, представляющая собой фрагментарную реконструкцию интерьеров дворянской усадьбы;

— экспозиции-портреты, посвящённые членам семьи-феномена;

— экспозиции, посвящённые Елене Блаватской: «Судьба и наследие Е.П.Блаватской» и «Е.П.Блаватская и современность».

Музейный центр с его экспозициями и разделами, создаваясь как универсальный, объединительный вид искусства, как целостное художественно-научное произведение, будет основан на развитой системе образов, знаков и символов, как «многозначного, многоосмысленного» универсума (Вячеслав Иванов). Символы станут в экспозиции, по выражению Андрея Белого, «окнами в Вечность... К тому, что было прежде времён, к тому, что будет, обращён символ. Из символа брызжет музыка. Она минует сознание».

Стремясь восстановить нарушенную связь времён, в полной мере осознавая мемориальную значимость усадьбы, внутри первого экспозиционного раздела авторы предполагают восстановить часть исторического интерьера, воссоздать атмосферу, в которой проходила жизнь семьи во всей её духовной наполненности. Предполагается провести интерьер-ную реконструкцию трёх комнат барского дома: гостиную, кабинет А.М.Фадеева и кабинет Е.П.Фадеевой-Долгорукой. При этом, учитывая, что утрачена не только сама обстановка этих комнат, но, в значительной степени, и знания о них, предполагается использовать, как основной, принцип моделирования типологического интерьера, воспроизведения по аналогии.

Второй раздел экспозиции будет представлять собой серию экспозиционных сюжетов, своего рода портретную галерею, посвящённую представителям трёх поколений уникальной династии, а также их предкам и потомкам.

172

Е.В.Аливанцева. Усадьба Фадеевых в Екатеринославе

И, наконец, третий, главный, раздел экспозиции будет посвящён Е.П.Блаватской. Уже сама её личность, масштабная, разносторонняя, подвижническая, поражающая контрастами и внутренним драматизмом, требует поиска особых решений, ярких форм отражения в экспозиции. Ещё более сложным и важным является поиск экспозиционного решения для рассказа в Музейном центре о наследии Е.П.Блаватской и её влиянии на XIX, XX и начавшийся XXI век. Прежде всего и более всего, именно здесь в основе экспозиции будет лежать концептуальный принцип символизма, знаковости. Экспонаты-знаки, экспозиционные сюжеты-знаки будут передавать идеи, представления и суждения Вестника Света, позволят создать атмосферу сотворчества, диалога с посетителями музея (образец для решения задачи построения экспозиции-диалога — «Ключ к теософии» Е.П.Блаватской).

Отметим, что вторым (после экспозиционного) направлением деятельности Музейного центра должны стать: научная библиотека, исследовательский и издательский центр.

Не менее важным направлением работы станет объединение единомышленников, создание и реализация программ культурно-образовательной деятельности, а также научного туризма, точнее, научного и духовного приобщения. Это третье направление деятельности.

Ещё несколько слов о музейной экспозиции. При создании музейно-культурологического действа, где память будет зафиксирована в знаках, экспонаты будут служить средствами для выражения содержания. Это позволит музейными средствами воссоздать образы выдающихся людей, передать их сложный духовный мир, рассказать о наследии. Авторы стремятся к тому, чтобы динамичное произведение-экспозиция характеризовалась многогранностью и сложностью концептуальных решений, остротой и яркостью выражения. Во всех экспозиционных разделах особое значение приобретает пластическое воплощение темы, построение образа, создание экспозиционной

173

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

драматургии, поиск художественно-пространственной композиции, аранжировка цветосветовой среды, иными словами, осмысление экспозиции в качестве одного из важнейших аспектов проекта Музейного центра. Цель авторов — помочь посетителю постичь логическую связь вещей и явлений, повести его к познанию темы через сотворчество и сопереживание, через синтез научных знаний и эстетического, творческого восприятия. Предполагается создать своеобразный «текст», который нужно и созерцать, и осмысливать. Музейная экспозиция как предметно-пространственная и эмоциональнообразная среда в единстве сюжетно-концептуального и визуального ряда воплотит эстетически обобщённую авторскую мысль, отражающую концепцию мира и человека, станет объектом художественного творчества, тем творческим процессом, в результате которого будет создано новое полифункциональное произведение — Музейный центр Е.П.Блаватской и её семьи.

Вся территория Усадьбы Фадеевых воспринимается нами как единый мемориальный комплекс, как историкокультурное и природное наследие в их единстве. Важной нерешённой задачей является целостное воссоздание исторической территории усадьбы, возрождение уникального сада Фадеевых, получение соседнего с ней участка земли для создания «Сада Е.П.Блаватской».

Всё это в целом позволит создать концептуально обусловленною среду, органически включающую в себя определённое соотношение ряда компонентов. Важным здесь является принцип средового подхода: выделение культурно-исторического городского ландшафта как объекта исторической памяти, несущего важную культурологическую и экологическую функцию, позволяющую объединить три главных компонента системы: природу, семью, историю. В основе принципа — музеефикация архитектурно-ландшафтного комплекса, в лоне, в контексте которого формировался и развивался историко-культурный

174

Е.В.Аливанцева. Усадьба Фадеевых в Екатеринославе

феномен семьи Фадеевых. При этом обязательным условием является адекватное отражение всех сторон многогранного мира Усадьбы Фадеевых, где архитектура, пейзаж, интерьер должны восприниматься как единое художественно-образное и философски-символическое целое.

Сад Фадеевых. При его реконструкции особо важным аспектом станет проникновение в мировоззренческие, семантические, эстетические представления, заложенные в него Фадеевыми. Сад должен погружать в состояние философской медитации, в мир воспоминаний и ассоциаций. Сад, в данном случае, — важнейшая составная часть музея-усадьбы. Это своего рода сад-память, сад-музей. Сад-музей важен для нас, кроме того, и в связи с особой ролью четы Фадеевых в истории природоведения и садоводства в крае.

Сад Е.П.Блаватской — это мост из прошлого в будущее. Его центром, по замыслу, станет воссозданный по раннему рисунку Е.П.Блаватской (по другой версии — Е.А.Ган) «Алтарь истины» — три сосны в обрамлении камней, или три Древа. И образ дерева здесь, без сомнения, — древо жизни, символ бессмертия, космическая вертикаль.

Особая историко-культурная ценность Усадьбы Фадеевых как места рождения Е.П.Блаватской открывает возможности для создания в Днепропетровске Музейного центра международного значения, объединённого общим концептуально-художественным замыслом в единую, целостную предметно-пространственную систему, которая будет нести значительный духовный, воспитательный и информационный потенциал.

Музейный центр Е.П.Блаватской и её семьи создаётся как живой организм, а не застывший мемориал. Он задуман как своего рода «симбиоз», который может вызывать ассоциации с «идеальными» проектами музеев Н.Ф.Фёдорова, мечтавшего о соединении с музеем библиотеки, школы, храма и научной обсерватории, стремившегося таким образом решить задачу

175

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

воспитания через непосредственное и постоянное общение с духовным наследием.

Рассказывая о прошлом, воссоздавая историю, Музейный центр будет устремлён в будущее, в творческую наполненность каждого своего нового дня. По замыслу он должен стать «Обителью всех родов Прекрасного, и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их»1.

Темп работы ускоряется, разворачиваются её новые направления, и особенно важным сегодня представляется придание проекту международного статуса, объединения вокруг него широкой общественности в разных странах. Только при условии активного соучастия, сопереживания, сотворчества отечественной и мировой общественности возможна реализация проекта. Объединение вокруг идеи Музейного центра Е.П.Блаватской и её семьи единомышленников — важнейшая задача на все последующие годы. Пришло время, когда Усадьбе Фадеевых возвращаются изначальные функции. Она была и вновь должна стать центром, символом духовности и объединения. Как писал Николай Рерих: «Музей есть Музейон, по-гречески, Дом муз. Обиталище всех Муз прежде всего является символом Объединения»1 2.

1 Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига, 1991. С.240.

2 Рерих НК. Врата в будущее. Рига, 1991. С.221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.