УРУГВАЙ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ*
А.С. Андреев
Кафедра американских исследований Санкт-Петербургский государственный университет ул. Смольного, 1/3, Санкт-Петербург, Россия, 191060
В современном мире особенно актуальной становится проблема формирования многополярного мира. Важную роль в этом процессе играют страны Латинской Америки, которые строят новые отношения в рамках латиноамериканской региональной интеграции и внеполу-шарными акторами латиноамериканских политических процессов. В статье рассматриваются основные направления дипломатии Уругвая в условиях становления многополярного мира, а также отношения страны с основными региональными институтами (МЕРКОСУР) и акторами международных отношений (США, Европейским Союзом, странами БРИКС).
Ключевые слова: Уругвай, МЕРКОСУР, дипломатия Уругвая, дипломатия «Широкого фронта», БРИКС, «левый поворот», Васкес, Мухика.
Дипломатия стран Латинской Америки становится важным объектом современных политических и исторических исследований. Формирующаяся архитектура многополярного мира создает новые возможности для стран Латинской Америки, которые меняют свое место в политическом и экономическом пространстве. Уругвай, как страна «левого поворота», является важным феноменом политического развития континента и ставит перед собой амбициозные внешнеполитические цели.
Известный французский философ Жак Деррида в своей работе «Призраки Маркса» сравнивал призрак коммунизма, появляющийся в первых строках «Манифеста Коммунистической партии», с тенью отца Гамлета, открывающей одноименную пьесу Шекспира [Деррида 2006: 11].
Однако если мистический образ художественного произведения был связан с прошлым, то тень коммунизма, по мнению Деррида, связана с будущим, с представлениями людей о социальной справедливости. Подобные рассуждения особенно актуальны при попытках оценить политическое развитие Уругвая, которым на протяжении десятилетия правит коалиция левых сил «Широкий фронт» (Frente Amplio, FA), основанная в 1971 г. В середине второго десятилетия XXI в. Уругвай по-прежнему остается «левой» страной, с доминирующем положением социал-демократических и коммунистических идей, а значит, политическая судьба Уругвая — это политическая судьба современного марксизма, который, что становится понятно из анализа программ FA и Коммунистической партии Уругвая (КПУ), является даже не призраком, а тенью от тени «левых» идей. В настоящей публикации мы постараемся определить основные направления внешней политики современного левого правительства Уругвая, отметив их проблемы и перспективы.
* Настоящая статья подготовлена в рамках проекта «От биполярного к многополярному миру: латиноамериканский вектор», поддержанному РГНФ (Грант РГНФ 15-31-01016).
В ходе предвыборной кампании 2014 г. в уругвайских средствах массовой информации часто возникала полемика о том, какова реальная поддержка обществом политической линии БА. Опросы общественного мнения сентября—октября 2014 г. показывали, что два кандидата на президентский пост — Табаре Васкес, выдвинутый коалицией БА, и Луис Лакалье, представлявший традиционную для Уругвая Национальную партию (Бланко), — имеют практически равное количество голосов1.
Многие поспешили сделать вывод о том, что «левые» теряют поддержку в уругвайском обществе, жаждущем, как казалось, перемен. Однако подобным ожиданиям не довелось сбыться: БА получил 49,45% голосов избирателей в первом туре и 56,43% — во втором, что показывает его значительную поддержку со стороны граждан страны2. Однако стоит отметить, что рейтинг экс-президента президента Хосе Мухики, представлявшего БА, выше, чем рейтинг самого фронта, а результаты выборов можно оценивать и как рост поддержки правых сил.
Поддержка уругвайцами Б А связана не только с социальными реформами и экономическими успехами, но и с изменениями внешней политики страны. В уругвайском обществе возрос антиамериканизм и чувствуется недовольство проводившимися в 1990-е гг. неолиберальными реформами. Рост цен, снижение уровня жизни, экономический спад, наблюдавшиеся в период президентства Х.М. Сангинетти (1995—2000) и Х. Батлье Ибаньеса (2000—2005), привели к усталости уругвайского общества и поиску альтернативной политической линии, которую смогла предложить коалиция «левых» сил [Дабагян 2010: 107; Хейфец, Хейфец 2010: 12—15]. Внешнеполитическая линия Батлье Ибаньеса [Хачатуров 2004: 85], направленная на развитие политических и экономических отношений с США, не нашла понимания у уругвайцев, желавших опоры на свои силы, экономического и политического суверенитета, укрепления связей с традиционными партнерами в пределах континента.
В контексте очередной победы БА и заметных изменений в международных отношениях в 2014 г. представляется актуальным показать современное положение Уругвая в глобальной политике.
К сожалению, политическое развитие страны в начале нового столетия нечасто становилось предметом исследований отечественной и зарубежной историографии, еще реже исследователи затрагивали дипломатию Уругвая и его место в системе региональных и международных институтов и организаций. В этой связи необходимо отметить издания Института Латинской Америки РАН, посвященные Уругваю [Уругвай в контексте... 2010], а также аналитические статьи Н.Ю. Кудея-ровой [Кудеярова 2010], Л.В. Дьяковой [Дьякова 2012], А.Е. Проценко [Дьякова, Проценко 2010], а также обзорные труды по истории Латинской Америки [История Латинской Америки... 2004].
1 Vazquez, comodo favorito para la presidencia de Uruguay con el impulso de Mujica. Available at: http://www.infolatam.com/2014/11/23/vazquez-comodo-favorito-para-la-presidencia-de-uruguay-con-el-impulso-de-mujica (Accessed: 1.04.2015).
2 Elecciones en Uruguay. Available at: http://eleccionesnacionales2014.corteelectoral.gub.uy (Accessed: 1.04.2015).
Основным пунктом повести дня для Уругвая остается проблема региональной интеграции, а именно ее положительных и отрицательных последствий. FA настаивает на усилении интеграционных процессов, прежде всего в рамках МЕРКОСУР. Однако, несмотря на создание общих таможенных границ, упрощение торговых отношений, это направление политики «левых» является одним из самых уязвимых. В ходе предвыборных кампаний 2004, 2009, 2014 г. на страницах уругвайских СМИ тема региональной интеграции появлялась с достаточной периодичностью, при этом желание FA ускорить интеграционные процессы подвергалось жесткой критике.
Наиболее острым дискуссионным вопросом стал вопрос об экономическом суверенитете, часть которого при развитии МЕРКОСУР теряет Уругвай. Национальная партия настаивалa на развитии торгового сотрудничества с США, которое, по их мнению, дало бы больший эффект, нежели сотрудничество с Парагваем и Венесуэлой в рамках региональных интеграционных механизмов. Противники FA подчеркивают, что вступление Уругвая в МЕРКОСУР поставило страну в зависимость от политической воли двух региональных лидеров — Бразилии и Аргентины, а также лишило страну возможности самостоятельно заключать торговые соглашения с третьими странами без согласования с региональными институ-тами1. При этом можно предположить, что правительство Васкеса, который еще в период своего первого президентского срока (2005—2010) настаивал на социальной интеграции в рамках МЕРКОСУР, высказывая, например, идею единого гражданства для граждан этого союза2, будет развивать интеграционные процессы на основе собственных политических инициатив.
Уругвайское общество расходится и в оценках роли США как партнера. Как было отмечено выше, уругвайско-американские отношения эффективно развивались в период правления Х. Батлье (2000—2005).
Несмотря на визит в США Т. Васкеса в 2005 г. и его встречи с Дж. Бушем3, в связи с которой Президент Уругвая заявлял о возможности создания зоны свободной торговли между Уругваем и США, правительство FA выстраивало отношения с Вашингтоном достаточно сдержанно.
Попытки сближения с США вызывали волну критики в прессе со стороны профсоюзов и общественных объединений. Выбор Уругвая между региональной интеграцией в рамках МЕРКОСУР и развитием отношений с США зависел и будет зависеть прежде всего от экономической ситуации: в условиях финансового кризиса в Аргентине, Венесуэле и Парагвае экономические выгоды от работы в рамках
1 Isabel Clemente Batalla, Politica exterior de Uruguay en el MERCOSUR durante el gobierno de Jose Mujica. Available at: http://sumario-periodicos.espm.br/index.php/seculo21/article/ viewFile/1866/147 (Accessed: 11.04.2015).
2 Lilia Ferro Clérico, Wilson Fernández Luzuriaga y Diego Hernández Nilson, A estrategia de insercion internacional de Uruguay y en el gobierno del frente amplio. Available at: http://www.scielo.edu.uy/scielo.php?pid=S1688-499X2006000100007&script=sci_arttext (Accessed: 11.04.2015).
3 Encuentro Vazquez — Bush. Available at: http://archivo.presidencia.gub.uy/_web/noticias/ 2007/03/100307 (Accessed: 11.04.2015).
МЕРКОСУР стремительно снижаются, в то время как экономика США показывает рост и предлагает Уругваю инвестиционные проекты.
Важную роль играют отношения правительства Уругвая с другими «левыми» режимами континента — Венесуэлой и Кубой. Напомним, что Монтевидео поддерживал вступление Венесуэлы в МЕРКОСУР в качестве полноправного члена организации. В течение своего первого президентского срока Т. Васкес открыл новую главу в отношениях с Кубой, подписав в Гаване ряд торговых соглашений, а также неоднократно встречался с У. Чавесом, заявляя о необходимости реализации совместных проектов в области энергетики.
В целом, в своей региональной внешней политике правительство Уругвая реализует принцип прагматизма, принимая не идеологические, а экономически эффективные решения и реализуя собственные интересы.
Анализируя стратегию внешней политики данной страны, исследователи сходятся во мнении, что развитие реальных региональных связей имеет для нее гораздо большее значение, чем глобальные перспективы. Уругвай, имеющий ограниченные человеческие и природные ресурсы, имеет условные шансы влиять на мировую систему международных отношений.
Важным аспектом оценки положения Уругвая в современных международных отношениях является перспектива вступления страны в БРИКС. Несмотря на то, что по итогам саммита БРИКС 2015 г. наиболее вероятным новым членом блока считается Аргентина1, Уругвай постепенно наращивает товарооборот с Индией, Россией и Китаем, становясь для них важным партнером2. Развитие экономических ских связей со странами блока, присутствие президента страны Мухики на саммите БРИКС в июле 2014 г. говорят о том, что Уругвай заинтересован в этой форме взаимодействия так же, как и БРИКС становится заинтересованным в Уругвае.
Встреча Мухики с Президентом России В.В. Путиным в рамках названного саммита позволяет говорить о взаимном интересе стран друг к другу. В условиях сложной внешнеэкономической ситуации Россия вынуждена искать новых партнеров и активизировать отношения со старыми. Южная Америка, в частности Уругвай, заняли важное место в новой внешней политике России. В 2014 г. заметно вырос товарооборот России с Аргентиной и Уругваем (ок. 700 млн долларов на осень 2014 г., 472 млн долларов — в 2009 г.3' 4), что дает возможность надеяться ся на продолжение развитие взаимовыгодных отношений.
1 V.M. Davydov: "Argentina has paid technical default for the interest of the BRICS". Available at: http://ria.ru/world/20140731/1018284134.html (Accessed: 11.04.2015) (In Russian).
2 Informe sobre las relaciones comerciales entre Uruguay y China. Available at: http://www.ucu.edu.uy/sites/default/files/notas/notas2014/informe_5_relaciones_uruguay_china.pdf (Accessed: 11.04.2015).
3 Russia will increase trade with Uruguay. Available at http://провэд.р^/economics/fea/19760-possiya-uvelichit-tovapoobopot-s-upugvaem.html (Accessed: 11.04.2015) (In Russian).
4 Steak from Uruguay. Available at: http://old.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10310653 (Accessed: 11.04.2015).
В официально опубликованной программе третьего правительства FA внешней политике уделено достаточное внимание. Анализ внешнеполитической программы подтверждает сделанные ранее выводы о региональных приоритетах Уругвая: развитие интеграционных процессов в Латинской Америке и усиление в них роли Уругвая. Важно отметить, что в списке интеграционных проектов, в которых участвует Уругвай, МЕРКОСУР занимает лишь четвертое место, в то время как первые места занимают СЕЛАК, УНАСУР и АЛБА, что дает возможность иначе взглянуть на внешнеполитические приоритеты страны. Так, Монтевидео заявляет о поддержке интеграционных процессов в рамках АЛБА и своей готовности участвовать в проекте единой валюты сукре [Хейфец, Хейфец 2013].
Говоря о будущем Уругвая в УНАСУР и СЕЛАК, «Широкий Фронт» декларирует желание страны двигаться в сторону создания единых континентальных институтов, координации работы существующих наднациональных организаций и объединений. При этом правительство Уругвая подчеркивает, что формы региональной интеграции не должны дублировать друг друга и призывает к реформированию действующих структур для разделения их полномочий1. Вероятно, что влияние страны увеличится в связи с избранием на пост генерального секретаря Организации американских государств экс-министра иностранных дел Уругвая Луиса Альмагро.
Подводя итоги, можно сказать, что скорее всего, в течение очередного президентского срока Васкеса Уругвай будет стремиться приобрести статус ключевого регионального актора международных отношений, прагматично используя действующие интеграционные проекты для достижения собственных экономических и социальных целей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
[1] Дабагян Э.С. Уругвай: реализуя левоцентристский проект, Свободная мысль, 2010, № 9, сс. 103—118. [Dabagjan E.S. Urugvaj: realizuja levocentristskij proekt [Uruguay: realizing left-movement project], Svobodnaja mysl', 2010, no. 9, pp. 103—118.]
[2] Деррида Жак, Призраки Маркса. Государство скорби, работа скорби и новый интернационал. Moсква, Logos-altera, Ecce homo, 2006, 254 с. [Derrida Z., Prizraki Marksa. Gosu-darstvo skorbi, rabota skorbi i novyj internacional [Specters of Marx: The state of the debt, the work of mourning and the new international], Moscow, Logos-altera, Ecce homo, 2006, 254 p.]
[3] Дьякова Л.В., «Этика протеста» против «этики ответственности» Чили и Уругвай — 2011. Латинская Америка, 2012, № 5, сс. 32—41. [D'jakova L.V., «Jetika protesta» protiv «jetiki otvetstvennosti» Chili i Urugvaj — 2011 ["The ethics of protest" against the "ethics of responsibility" Chile and Uruguay — 2011], Latinskaja Amerika [Latin America], 2012, № 5, pp. 32—41.]
1 Bases programaticas. Tercer gobierno nacional del Frente Amplio. Available at: http://www.vertiente.org.uy/webnew/documentos/Bases_FA_2015-2020.pdf (Accessed: 11.04.2015).
[4] Дьякова Л.В., Проценко А.Е., Правление Табаре Васкеса в Уругвае (2005—2009). Латинская Америка, 2010, № 9, cc. 20—35. [D'jakova L.V., Procenko A.E., Pravlenie Tabaré Vaskesa v Urugvae (2005—2009) [Governing of Tabaré Vázquez in Uruguay (2005—2009)], Latinskaja Amerika [Latin America], 2010, no. 9, pp. 20—35.]
[5] История Латинской Америки, вторая половина XX века, Москва: Наука, 2004, 607 с. [Istorij a Latinskoj Ameriki, vtoraja polovina XX veka [History of Latin America, the second half of the XX century], Moscow, Nauka, 2004, 607 p.]
[6] Кудеярова Н.Ю., Преемственность уругвайского левоцентризма: возвращение Табаре Васкеса, Латинская Америка, 2015, № 3, сс. 25—42. [Urugvaj v kontekste levogo drejfa: preemstvennost' i peremeny [Continuity of Uruguayan center-left movement: the return of Tabaré Vázquez] Latinskaja Amerika[Latin America]Moscow, ILA RAS, serija "Sammit", 2010, 86 p.]
[7] Уругвай в контексте левого дрейфа: преемственность и перемены, Москва, ИЛА РАН, серия «Саммит», 2010, 86 с. [Urugvaj v kontekste levogo drejfa: preemstvennost' i peremeny [Uruguay in the context of the left drift: Continuity and Change], Moscow, ILA RAS, serija "Sammit", 2010, 86 p.]
[8] Хачатуров К.А., Сквозь призму времени. Уругвай: через полвека и завтра, Латинская Америка, 2004, № 4, cc. 83—90. [Hachaturov K.A. Skvoz' prizmu vremeni. Urugvaj: cherez polveka i zavtra [Through the prism of time. Uruguay in half of century and tomorrow] Latinskaja Amerika [Latin America] 2004, № 4, pp. 83—90.]
[9] Хейфец В.Л.,. Хейфец Л.С., Наступит ли эра сукре? Южная Америка на пути к единой валюте, Латинская Америка, 2013, № 7, cc. 21—35. [Jeifets V.L., Jeifets L.S., Nastupit li era sukre? Yuznhaja Amerika na puti k edinoi valiute [Will there be an era Sucre? South America on the road to a single currency], Latinskaja Amerika [Latin America] 2013, no. 7, pp. 21—35.]
[10] Хейфец В.Л., Хейфец Л.С., «Правый поворот» в Латинской Америке: случайность или тенденция?, Латинская Америка, 2010, № 6, cc. 8—20 [Jeifets V.L., Jeifets L.S. «Pravyj povorot» v Latinskoj Amerike: sluchajnost' ili tendencija? ["Right turn" in Latin America: a coincidence or a trend?] Latinskaja Amerika [Latin America] 2010, no. 6, pp. 8—20.]
URUGUAY IN INTERNATIONAL RELATIONS*
A.S. Andreev
Department of American Studies Faculty of International Relations Saint Petersburg State Universiry Smolnogo st., 1/3, Saint Petersburg, Russia, 191060
This article analyzes the foreign policy of the leftist government of Uruguay at the beginning of the XXI century. Latin America is an important actor in the process of creating a multipolar world, and Uruguay becomes one of the political and economic centers of the continent. One of the important political processes in South America is a regional integration which has many forms.
* This article was prepared as a part of the project "From the bipolar to the multipolar world: Latin American vector of international relations", supported by the Russian Foundation for Humanities (RFH Grant 15-31-01016).
This article shows the main areas of Uruguay diplomacy in various integration formations of the region. Based on the analysis of the program of the third government of "Broad Front" article shows the goals and objectives of the country in the processes of regional integration, the problems and prospects of these processes. The author notes that the Government of Uruguay is looking for creating common political and economic institutions for the united Latin American continent. In the new political and economic conditions Uruguay becomes important partner for the BRICS countries as well as for the EU and the United States. The article shows the prospects for Uruguay in the BRICS in the context of changing the place of developing countries in the architecture of the global world, as well as in the context of the participation of ex-President Jose Mujica in the BRICS summit 2014. Currently, Uruguay is standing in front of a political choice, because the country has people who want the development of relations with the United States as economic partner and political center of the region. Also in Uruguay are supporters of the development of relations with the EU. The paper shows the tasks and objectives of Uruguay's foreign policy towards the US and the EU, as well as a place of Uruguay in the foreign policy of major actors of international relations. The article says the prospects for the foreign policy of Uruguay in the context of the presidential and parliamentary elections in 2014, a new government and the conservation status of Uruguay as a country of "left turn" in terms of coming to power of right-wing forces and "drift right" in other developed countries in Latin America.
Key words: Uruguay, MERCOSUR, Uruguayan diplomacy, "Broad Front" diplomacy, BRICS, Vazquez, Mujica, "left turn".