Научная статья на тему 'Уровни усвоения процедурной информации'

Уровни усвоения процедурной информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕДУРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОЦЕДУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION / LEARNING PROCESS / COGNITIVE ACTIVITY / PROCEDURAL INFORMATION / THE LEVELS OF LEARNING PROCEDURAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмакова Е. Г.

Новая историческая фаза развития цивилизации информационное общество. Произошла смена образовательной парадигмы от «знаниевой» к деятельностной. Рассмотрены виды информации, значимые для образовательного процесса, анализируется специфика усвоения процедурной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF LEARNING PROCEDURAL INFORMATION

A new historical phase of development of civilization the information society. In this regard, a change of educational paradigm from «znanievoy» to «activity». The author examines the types of information relevant to the educational process, analyzes the specifics of learning procedural information.

Текст научной работы на тему «Уровни усвоения процедурной информации»

УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОЦЕДУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Е.Г. ШМАКОВА,

соискатель Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Аннотация. Новая историческая фаза развития цивилизации — информационное общество. Произошла смена образовательной парадигмы от «знаниевой» к деятельностной. Рассмотрены виды информации, значимые для образовательного процесса, анализируется специфика усвоения процедурной информации.

Ключевые слова: информация, учебный процесс, познавательная деятельность, процедурная информация, уровни усвоения процедурной информации.

LEVELS OF LEARNING PROCEDURAL INFORMATION

E.G. SHMAKOVA,

the applicant Academy for Advanced Studies and Retraining of Educators

The summary. A new historical phase of development of civilization — the information society. In this regard, a change of educational paradigm from «znanievoy» to «activity». The author examines the types of information relevant to the educational process, analyzes the specifics of learning procedural information.

Key words: information, learning process, cognitive activity, procedural information, the levels of learning procedural information.

Новая историческая фаза развития цивилизации — информационное общество. Информационное общество — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главным продуктом производства является информация. Это связано с тем, что на основе владения информацией можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. В связи с этим произошла смена образовательной парадигмы от «знаниевой» к деятельностной.

Содержание образования осваивается посредством учения. Учение — это познавательная деятельность учащегося по усвоению новых знаний, умений, навыков и овладению способами приобретения знаний на требуемом уровне за определенный период: усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации интеллектуальной и практической деятельности; освоение приемов и операций, из которых складывается эта деятельность; овладение способами использования этой информации для правильного выбора и контроля этих приемов и операций в соответствии с поставленной целью. Процесс учения неотделим от информационных процессов. Л.Г. Пятирублевый отмечает: «Создание, передача (трансляция), восприятие, воспроизведение и оценивание образовательной информации являются важнейшими процедурами современного образовательного процесса»1. Для успешной реализации этих процедур необходимо определить виды информации, их количественные и качественные характеристики, методы действия с ними.

Вопрос усвоения знаний, связанный с усвоением учебной информации, является одной из традиционных проблем отечественной педагогики и рассматривается многими исследователями. Однако открытыми для дальнейшего изучения остаются многие ее аспекты, а именно:

Ф отсутствие единого терминологического поля при описании информационных процессов; Ф многообразие критериев усвоения информации; Ф отождествление понятий «знания», «информация»;

построение учебного процесса без учета особенностей разных видов информации.

Существуют разные способы классификации информации. Рассмотрим те из них, которые значимы для системы образования. Одним из них является деление информации на первичную и вторичную. Первичная информация воспринимается непосредственно, а вторичная записывается с помощью некоторого кода (например, алфавитного письма), ее восприятие требует определенной компетенции. С.И. Вилянский отмечает использование такого деления информации в образовании: «Процесс познания состоит из получения первичной информации и перевода ее во вторичную информацию для передачи другим, что и происходит в процессе обучения»2.

Еще одна классификация информации, не менее важная для образовательного процесса, возникла в информатике. В ней информация делится на декларативную и процедурную. Основанием деления информации служат те функции, которые в нее заложе-

ны: не преобразующая информация — декларативная, преобразующая — так называемая процедурная. Можно провести аналогию между восприятием информации компьютером. Процедурная информация овеществлена в программах, которые выполняются в процессе решения задач, декларативная — в данных, с которыми эти программы работают.

Пользуясь таким подходом, можно с педагогической позиции классифицировать информацию. Декларативная информация включает в себя факты и эпизоды (понятия, определения, следствия, выводы, признаки объектов, событий, явлений, даты, численные значения каких-либо величин, формулировки законов, теорем и т.д.). Процедурная информация доступна через деятельность. Этот вид информации содержит правила и алгоритм выполнения разных видов предметной деятельности, способы преобразования объектов, применяемые в изучаемой предметной области для достижения запланированных результатов, разные методики.

В настоящее время деятельностной информации уделяется особое внимание, так как «знаниевую» парадигму сменила деятельностная, которая может обеспечить «преемственность, то есть выживание и развитие общества»3. Но несмотря на это, усвоение процедурной информации остается одной из наиболее сложных составляющих учебного процесса. Это связано с неоднородностью ее структуры и отсутствием четкости в определении уровней усвоения. Изучение, диагностика, коррекционные мероприятия должны строиться с учетом особенностей этого вида информации.

Рассмотрим структуру процедурной информации. Состав процедурной информации определил американский психолог Д. Андерсон. Высшая ступень освоения процедурной информации заключается в получении продукции, представляющей собой активную информационную единицу (оператор плюс информация), в состав которой входит содержание, структура, правило получения продукции. Необходимо знать условия совершения и объекты применения процедуры. Декларативная информация служит основой для выполнения процедуры, которая состоит из операций. Во многих операциях можно выделить структуры процедурной информации меньшего объема — неразложимые операции. Представление процедурной информации позволяет не разрывать содержательный и процессуально-операционный компоненты познавательной деятельности и ее результатов. Совершение процедуры невозможно без знаний об объектах и условиях ее выполнения. В составе учебной процедуры необходимо выделить следующие элементы: объекты, к которым процедура применима, условия применимости этой процедуры, операции и неразложимые операции. Все эти элементы объединяются в общую структуру4.

М.В. Кларин рассматривает полное усвоение как достижение определенного уровня усвоения каждого

учебного элемента5. Исследователь предъявляет разработанную американскими педагогами таксономию уровней усвоения информации. Таксономия может быть взята за основу при описании усвоения элементов процедурной информации, так как соответствие определенному уровню представлено как описание деятельности ученика. М.В. Кларин выделяет четыре уровня усвоения: полное усвоение (мастерство), овладение, освоение основ и ознакомление. Изучая процедуру, учащийся сначала знакомится с ее основными элементами, затем выполняет, если состав объектов и условия выполнения процедуры не меняются. На последнем этапе изучения учащийся выполняет процедуру в условиях переноса (объекты и условия изменяются).

Для построения модели обучения, позволяющей учителю выбрать методы, формы, средства, приемы обучения, обеспечивающие полноту усвоения процедурной информации учащимися, выделим следующие три уровня усвоения процедурной информации:

1) ознакомительное — распознает объекты применения процедуры и оценивает условия тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде, не может выстроить операции в процедуру (практически не усвоены элементы процедурной информации, требуется создание индивидуальной образовательной траектории усвоения процедурной информации с учетом особенностей когнитивного развития, включающей в себя непрерывный контроль и коррекционные мероприятия);

2) неполное — выполняет процедуру в ситуации первичного усвоения, но не может выполнить процедуру при переносе в другую ситуацию (полностью усвоены такие элементы информации, как операции, неразложимые операции, но не может оценить условия выполнения процедуры при смене объектов);

3) полное — применяет усвоенные процедуры к другим объектам, соотнося новые условия (все элементы процедурной информации усвоены полностью, учащийся самостоятельно выполняет процедуру).

Покажем связь между усвоением каждого элемента процедуры и уровнями усвоения:

Уровень ознакомительного усвоения. Последовательность изучения элементов процедуры — объекты, условия, операции, неразложимые операции. В каждой процедуре учащиеся сравнивают объекты, выделяя их существенные признаки, находят основания для деления и группировки объектов. Рассматривается вопрос об условиях совершения процедуры. Учащиеся знакомятся с операциями и неразложимыми операциями, выполняют их самостоятельно с последующей проверкой каждого шага. Процедура усвоена, если учащиеся знают состав объектов, понимают, когда применяется процедура, выполняют неразложимые операции и операции, но не объединяют все эти элементы в целостную структуру.

Уровень неполного усвоения. Последовательность изучения элементов процедуры — структура процедуры,

процедура. Учащиеся ознакомлены с объектами, знают, какие операции входят в процедуру, на какие операции делятся неразложимые операции, и умеют их выполнять. Учащимся предоставляются образцы выполнения процедуры с целью идентификации основных элементов. Усваиваются основы структуры процедуры. Учащиеся составляют процедуру из предложенных элементов. Процедура усвоена, если учащийся выполняет процедуру без изменения объектов и условий.

Уровень полного усвоения. Последовательность изучения элементов процедуры — процедура, выполняемая при изменении условий. Усвоение процедуры является наиболее сложной задачей, так как предполагается изменение условий выполнения процедуры, при котором меняются объекты, состав операций и неразложимых операций. Моделируется структура процедуры при изменении условий. Учащийся выполняет процедуру, оценивая условия, объекты, подбирая операциональный состав. В каждой новой процедуре ученики сравнивают объекты, выделяя их существенные признаки. Процедура усвоена полностью, если ученик выполняет процедуру с изменением условий самостоятельно, с последующей оценкой полученной продукции.

Таким образом, изучение процедурной информации является приоритетным для современной системы образования. В учебном процессе необходимо разделять декларативную и процедурную информацию. Перед изучением учебной процедуры структурируется ее состав, выделяются элементы. Построение модели обучения, направленной на усвоение процедурной информации, предполагает поэтапное усвоение каждого элемента процедуры в соответствии с уровнем усвоения.

1 Пятирублевый Л.Г. Особенности знаний обучаемого как объекта в системе управления процессом обучения // Педагогическое образование и наука. 2005. № 4. С. 49.

2 Вилянский С.И. Теория информации и образование. Условия выживания России. М., 2005. С. 7.

3 Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М., 2004. С. 9.

4 Andersen J.R., Bower C.H. Human associative memory. Washington, 1973.

5 Кларин М.В. Создание эталонов усвоения // Школьные технологии. 2005. № 3. С. 82—94.

Литература

1. Бершадский М.Е. Понимание как педагогическая категория (Мониторинг когнитивной сферы: понимает ли ученик то, что изучает?). М., 2004.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

3. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.

4. Буткин Г.А., Володарская И.А., Талызина Н.Ф. Усвоение научных понятий в школе. М., 1999.

5. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968.

6. Кларин М.В. Технология полного усвоения // Школьные технологии. 2005. № 5.

7. Лобашев В.Д., Тропин В.Ф., Талых А.А. Тоннель Зин-ченко как модель усвоения учебной информации // Педагогическое образование и наука. 2005. № 4.

8. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / под ред. Е.Д. Божо-вич. М.; Воронеж, 1998.

9. Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах / под ред. Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской. М., 1962.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. Пособие; 8-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д, 2003.

11. Талызина Н.Ф. Пути усвоения научных понятий // Дидакт. 1994. № 4—5.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

PABOBblF4 основы работы с молодежью

Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Е.С. Зайцева и др.]; под ред. А.С. Прудникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. — 119 с.

Анализируются теоретико-правовые основы работы с молодежью в современной России. Рассматривается реализация полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере работы с молодежью.

Для студентов юридических вузов, слушателей и курсантов системы образовательных учреждений МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.