Научная статья на тему 'Уровни управления в современной организации'

Уровни управления в современной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1059
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
менеджмент / разделение труда / уровни управления / структура управления / management / division of labor / management levels / management structure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стукова Ю. Е., Усачева Ю. А.

В данной статье рассмотрены понятие и формы разделения труда. Были изучены уровни управления и их особенности. Выявлена взаимосвязь высшего, среднего и низшего звеньев управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF MANAGEMENT IN A MODERN ORGANIZATION

This article discusses the concept and forms of division of labor. The levels of management and its features are also studied. Identified the relationship of top, middle and lower levels of management.

Текст научной работы на тему «Уровни управления в современной организации»

156

ECONOMICS / «€©LL@qyiym-j®y®MaL»#1l3îl7),2©l9

УДК 005.64

Стукова Ю.Е., Усачева Ю.А. Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина,

г. Краснодар DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10401 УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Stukova Yu. E., Usacheva Yu. A.

Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar

LEVELS OF MANAGEMENT IN A MODERN ORGANIZATION

Аннотация

В данной статье рассмотрены понятие и формы разделения труда. Были изучены уровни управления и их особенности. Выявлена взаимосвязь высшего, среднего и низшего звеньев управления. Abstract.

This article discusses the concept and forms of division of labor. The levels of management and its features are also studied. Identified the relationship of top, middle and lower levels of management.

Ключевые слова: менеджмент, разделение труда, уровни управления, структура управления Key words: management, division of labor, management levels , management structure

В современных условиях развития экономики разделение труда непосредственно связано со специализацией отдельных работников (подразделений) на своих собственных профессиональных функциях. Объясняется это тем, что для выполнения определенного рода работ (например, разработки новых технологий, продажи продукции или составления отчетности) требуются специальные знания и умения. Именно поэтому и возникает необходимость в руководителе, который смог бы правильно определить задачи каждого сотрудника и проконтролировать их выполнение и эффективно использовать имеющиеся в организации ресурсы на достижение поставленных целей.

Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер, т.е. весь объем работ распределяется между функциональными подсистемами (отделами, структурными подразделениями). Во главе подразделений происходит расстановка руководителей, а специалисты, распределенные между функциональными областями, выполняют задачи, важные с точки зрения данной функциональной области [1].

При вертикальном разделении труда формируется иерархическая система уровней управления. Так, у каждого руководителя имеется определенная ему сфера деятельности, за которую он несет ответственность, а также в его подчинении находится некоторое число работников. При этом чем выше уровень руководителя, тем выше у него статус и больше полномочия [1].

В соответствии с этим можно сказать, что управление в организации всегда имеет пирамидальную форму: на каждом последующем уровне управления менеджеров меньше, чем на предыдущем. Так, согласно концепции Т. Парсонса, уровни управления могут быть разделены следующим образом: технический уровень (менеджмент низового уровня); управленческий уровень (менеджмент

среднего уровня); институциональный уровень (менеджмент высшего уровня)

[2].

Менеджеры низового уровня (операционные руководители) в организационной структуре располагаются над рабочими и другими работниками низшего звена. Они отвечают за использование выделенных им ресурсов, решают конкретные вопросы, контролируют производительность, планируют деятельность отдела, управляют рядовыми работниками и исполнителями, а также обеспечивают их необходимым оборудованием. К данному уровню можно отнести управляющего отделом, мастера смены, старших медсестер и т.п. Именно на операционных руководителей в большей степени, чем на руководителей высших уровней, возлагается обязанность наставлять и обучать новых работников. В процессе своей деятельности менеджеры низового уровня предоставляют менеджерам среднего звена данные о работе своего подразделения (отдела), оглашают возникшие проблемы и предлагают свои варианты их решения и оптимизации работы.

В свою очередь менеджеры среднего уровня управления, контролируя и координируя работу младших руководителей, выступают в роли связующего звена между низшим и высшим уровнями управления [4]. Руководители среднего звена также занимаются решением конфликтных ситуаций, обеспечивают бесперебойное функционирование организации, разрабатывают способы мотивации сотрудников, оказывают помощь высшему руководству в принятии решений и подготавливают свои предложения по усовершенствованию работы.

Самым малочисленным уровнем управления в организации является менеджмент высшего звена. Наиболее наглядными примерами данного уровня можно считать президента, вице-президента корпорации, председателя правления, исполнительного

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#1Щ17)),2(0]9 / ECONOMICS

157

директора. Именно на высших руководителях лежит ответственность по принятию важнейших организационных решений, определении стратегии развития компании и направлений деятельности ее подразделений. Также менеджеры высшего уровня оценивают результаты работы организации, эффективность управления бизнес-процессами, формулируют задачи для среднего уровня управления. Самым главным и принципиальным отличием топ-менеджеров можно считать то, что они определяют облик организации и являются ее «лицом» [2].

Таким образом, главная задача деления уровней управления заключается в распределении полномочий и ответственности на соответствующие управленческие должности. Существующая управленческая структура обеспечивает организованность управления, используя более узкую специализацию менеджеров. Вместе с тем успех всей организации зависит от слаженной работы всех уровней управления.

Список литературы

1. Круть, С.М. Формы разделения труда как элемент организации труда на примере АО «Влад-хлеб» / Молодой ученый. 2017. №4. С. 483-485.

2. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт,. Ф. Хедуори. - 3-е изд., испр. и доп.; пер. с англ. - М.: ООО И.Д. Вильямс,. 2017. - 672 с.

3. Стукова Ю.Е. Рынок сельскохозяйственного труда: региональный аспект / Колесник В.С., Парамонов П.Ф., Стукова Ю.Е. // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2 (91). С. 998-1002.

4. Уровни управления в организации // Discovered: Деньги, банки, страхование, экономика и бизнес. - 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://discovered.com.ua/management/urovni-upravleniya-v-organizacii/ (дата обращения: 17.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.