Научная статья на тему 'Уровни социальной реальности в регуляции девиаций в молодежной среде'

Уровни социальной реальности в регуляции девиаций в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
146
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ / YOUTH / DEVIANT BEHAVIOR OF THE YOUTH / SOCIAL REALITY / LEVELS OF SOCIAL REALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сорокин Олег Владимирович

В статье социальная реальность рассматривается как многоуровневая система регуляции девиантного поведения молодежи. Отмечается, что в переходный период развития общества с позиции социальной реальности определяются границы допустимого поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сорокин Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Levels of social reality in the regulation of deviations in the youth environment

In the article social reality is seen as a multi-level system in the regulation of deviant behavior among young people. It is noted, that in the transition period of the development of society from the perspective of social reality, the boundaries of acceptable behavior are determined.

Текст научной работы на тему «Уровни социальной реальности в регуляции девиаций в молодежной среде»

О.В. СОРОКИН кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Отдела социологии молодежи ФГБУН «Институт социально-политических исследований Российской академии наук»*

Уровни социальной реальности в регуляции девиаций в молодежной среде

Социальная реальность выступает как исторически и культурно обусловленная система ориентиров. Регулирующая функция социальной реальности раскрывается на всех ее уровнях: объективном и субъективном (в форме внешних и внутренних ориентиров); культурном (в форме доминирующих ценностей, ценностных ориентаций), общественном (как система представлений о принципах социального устройства), государственном (в форме нормативных правил поведения), групповом (в форме норм поведения, обусловленных профессиональными, статусными, возрастными различиями), на личностном (как система представлений о своем собственном «Я», своем месте и роли в обществе).

На каждом уровне социальной реальности выделяются специфические регуляторы социального поведения. В социальной реальности больших групп в роли таких регуляторов выступают нравы, обычаи, традиции, благодаря им в группах воспроизводятся исторические формы социальных практик. На уровне культуры с помощью традиций регулируется следование в индивидуальном и массовом сознании определенным типам поведения. По мнению Е.П. Белинской и О.А. Тихомандрицкой, на уровне социальной реальности малых групп основным регулятором выступают социальные нормы1. Таким образом, социальная регуляция - это процесс, задаваемый объективным уровнем развития общества, реальной социальной ситуацией, а именно эко-

* Сорокин Олег Владимирович, e-mail: ov.sorokin@gmail.com

1 Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001, с. 114.

номическим, культурным, этническим и другими факторами. Под социальной регуляцией понимается процесс упорядочения социальных взаимодействий, подчинения их определенным правилам, нормам, представлениям о должном, принятым в обществе, группе, социальной среде1.

В многоуровневой структуре социальной реальности базовой единицей, определяющей основания отклоняющегося поведения, выступает социальная ситуация. В таком понимании социальная ситуация является компонентом социальной действительности. Социальная ситуация органично согласуется с социальной действительностью в условиях гармонично протекающих социальных процессов. В переходный период развития общества механизм социокультурной регуляции поведения человека претерпевает серьезные изменения: в его работе усиливается влияние стихийных факторов: социально-экономических, региональных, субкультурных. Под влиянием данных факторов изменяются групповые поведенческие установки, интересы, потребности, ценностные ориентации. Следствием данных процессов становится то, что в обществе наблюдается всплеск девиаций.

Девиация как социальное явление обусловлена социокультурным контекстом. Исторически социальные нормы по-разному определяют сущность девиаций2. В разных культурах акт поведения может быть рассмотрен как позитивная девиация и как негативное явление. Таким образом, общество на разных исторических этапах, в разных культурных пространствах имеет определенные принципы определения границ отклоняющегося поведения. Социальная реальность как продукт исторических и социокультурных условий отражает совокупность коллективных представлений о границах допустимого и отклоняющегося поведения на определенной стадии развития общества. Так, К. Хорни утверждает, что в современной европейской культуре наблюдаются определенные социальные противоречия, лежащие в основе социальных девиаций. Исследователь замечает: «... индивидуалистическое общество предполагает так много разрушительного соперничества, что испытываешь сомнение, назы-

1 Чупров В.И., Осипова М.А. Социология управления. Теоретические основы. М., 2011, с. 76.

2 Heckert А., Heckert D. A New Typology of Deviance: Integrating Normative and Reactivist Definitions of Deviance // Deviant Behavior: An Interdisciplinary Journal, 2002, vol. 23, № 5, p. 451.

вать ли его, как изолированную черту, невротической характеристикой. Она стала чуть ли не культурной нормой <...> В общей борьбе и соперничестве, которые имеют место в нашей культуре, даже нормальный человек склонен проявлять эти тенденции, а для невротика такие побуждения и приобретают важное значение. способность унижать, эксплуатировать или обманывать других людей становится для него триумфом превосходства»1.

Границы допустимого поведения как элемента социальной реальности находятся в тесной взаимосвязи с состоянием общества, его структурой. Данные границы становятся наиболее подвижными в эпоху перемен, слома прежних базовых оснований. По мнению С.А. Кравченко, основной чертой современного общества становится исчезновение определенности, а «конец эпохи определенности ознаменован появлением парадоксальных и культурно гибридных компонентов»2. Гибридные компоненты размывают прежние устойчивые границы поведения. Особенно остро данные процессы отражаются на молодежи.

Специфика молодежи как социально-демографической группы определяется особенностями ее реального социального положения. Данное положение в современных условиях характеризуется неустойчивостью, нестабильностью, маргинальностью. Это связано с тем, что молодежь, в отличие от более старших возрастных групп, только включается в общественные процессы, находится в начале жизненного старта.

Заметную роль в регуляции процессов в молодежной среде играют социальные институты, которые направляют потребности, интересы, установки, ценности молодежи в организованные, предсказуемые, контролируемые формы поведения, согласующиеся с общественными ожиданиями3. В социальной регуляции процессов, происходящих в молодежной среде, большую роль играют доминирующие социальные практики как реальные формы взаимодействий. В роли таких практик в современном обществе наряду с тра-

1 Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 2006, с. 138.

2 Кравченко С.А. Социологическое знание через призму «стрелы времени»: востребованность гуманистического поворота: Монография. М., 2015, с. 222.

3 Зубок Ю.А., Сорокин О.В. Институциональные и саморегуляционные механизмы формирования политического сознания молодежи // Наука. Культура. Общество, 2010, № 1, с. 16.

диционными зачастую выступают практики, обусловленные влиянием глобального цивилизационного перехода. Таким образом, социальная регуляция в молодежной среде разворачивается в двух формах: целеориентированного регулирования и саморегулирования. В первом случае поведение молодежи направляется в сторону выполнения значимых общественных задач, например, сформулированных в рамках государственной молодежной политики, в случае саморегуляции выбор приемлемых форм поведения осуществляется в процессе конструирования реальности самой молодежью. Так, к примеру, в молодежной среде регулируются выборы стилей одежды, статусные различия, стратегии поведения, построения карьеры, получения образования.

Рассмотрим более подробно объективный и субъективный уровни социальной реальности. С одной стороны, реальность выступает как объективно заданная, институционально определенная реальность, с другой - как субъектив-

1

ная реальность, «уловленная индивидуальным сознанием» . Субъективная реальность индивида, как правило, находится во взаимосвязи с социально определенной объективной реальностью. Это важно, поскольку в противном случае возникают препятствия для включения индивида в общественные процессы. Согласованность объективного и субъективного уровней социальной реальности определяется степенью успешности социализации. Осознание компонентов обобщенной социальной реальности (объективной и субъективной) происходит в процессе познания и осознания ее субъектом как пространства собственного выбора в ходе социализации. Знания о социальной реальности в развитии сознания молодежи определяют общее отношение данной социально-демографической группы и ее представителей к объектам социальной реальности. По мнению Ю.А. Зубок, знания в сознании молодежи представлены в форме взглядов и убеждений, «определяющих выбор и самих целей, и путей их достижения»2. Изучение субъективного мира

1 Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995, с. 98.

2 Зубок Ю.А. Молодежь в изменяющейся социальной реальности: проблема саморегуляции выбора // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения: Материалы Всеросс. науч. конф., 27-28 октября 2015 г., ИФ РАН (Москва): В 3 т. / Под общ. ред. М.С. Киселевой. М., 2015, т. 2, с. 175.

наиболее полно раскрывается в рамках феноменологии. В феноменологической методологии социальная реальность познающего субъекта интерсубъективна, т. е. определяется социальным взаимодействием субъекта в повседневной жизни1. Таким образом, под социальной реальностью молодежи в данном исследовании понимается система накопленных знаний и представлений молодых людей об условиях современного бытия, которая представлена в молодежном сознании в форме установок.

Социальная реальность проявляется в уверенности молодого человека или молодежной группы в достоверности собственных знаний о наблюдаемых объектах2. К примеру, если молодой человек или группа молодых людей вкладывают в правонарушение иной, отличный от общепринятого в группе или в обществе смысл, оправдывая для себя такой проступок как должный, справедливый, нормальный, то в этом случае в социальной реальности данного конкретного молодого человека или молодых людей образец негативного девиантного поведения воспринимается как одобряемый. Конечно, с точки зрения общества, подобное оправдание девиантного поведения свидетельствует о деформации правового сознания индивида или группы. Для субъекта девиаций (молодого человека или группы молодых людей) в рассмотренном выше примере отношение к образцу негативного девиантного поведения будет нейтральным или одобрительным, соответственно и совершаемые субъектом деяния будут трактоваться им как «нейтральные» или «нормальные» с позиции его социального окружения, по сути социальной реальности данного субъекта.

Конструирование социальной реальности в молодежном сознании связано с процессом усвоения социального опыта, в ходе которого складывается идентичность личности молодого человека с нормативной системой, с соответствующими моделями поведения, транслируемыми социальными институтами. Тем самым социальная реальность выступает основанием для интеграции индивида в социальные процессы. В понимании П. Бергера и Н. Лукмана социаль-

1 Бергер, П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности, с. 87.

2 Чупров В.И. Феноменологический подход к исследованию молодежного экстремизма // Противодействие экстремизму и терроризму: философские, социологические и политологические аспекты: Материалы 2-й Всеросс. науч.-практ. конф. (6 ноября. 2015 г.) Краснодар, 2015, с. 15.

ная реальность в сознании индивида двухслойная. Базовый слой - первая реальность, усвоенная в раннем детстве в родительской семье. Второй слой образуют искусственные реальности, которые накладываются на первую в процессе вторичной социализации1. Поэтому к основным факторам, определяющим формирование отношения к объектам социальной реальности в сознании молодежи, следует отнести особенности социализации, социальное положение субъекта, сферу его доминирующих интересов, особенности формирования его сознания. В соответствии с социальной реальностью индивид выстраивает модели поведения, в том числе и модели девиантного поведения.

Объективная социальная реальность в отличие от субъективной представлена в сознании индивида в форме образцов поведения, социальных ролей, статусов и способов их достижения как заданных формальными социальными институтами, должных, одобряемых обществом. В стабильно развивающемся обществе модели поведения, которые транслируются социальными институтами, согласуются с представлениями индивида о должном, «нормальном» поведении, поскольку эффективно функционируют целе-ориентированные механизмы социальной регуляции в форме социальных институтов. Тем самым в процессе социализации личность молодого человека усваивает социально одобряемые качества, принимает модели поведения, транслируемые социальными институтами. Вследствие дифференциации в молодежной среде, усиливающейся в переходный период развития современного российского общества, представления о дозволенном у молодых людей заметно различаются, так как находятся во взаимосвязи с материальными, субкультурными, социальными основаниями. Универсальные основания социальных норм в молодежной среде размываются под влиянием данных факторов.

Таким образом, социальная реальность выступает в качестве исторически и культурно обусловленной многоуровневой системы. Уровни социальной реальности определяют систему доминирующих ценностей, ценностных ориентаций, направляющих индивидуальное, групповое, общественное поведение. В кризисные периоды развития общества, в различных ситуациях с позиции социальной реальности опре-

1 Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности, с. 87.

деляются границы допустимого поведения, исходя из сложившихся социально-экономических, региональных, субкультурных факторов. В этой связи социальная реальность выступает как объективный фактор регуляции девиантного поведения молодежи.

Сорокин О.В. Уровни социальной реальности в регуляции девиаций в молодежной среде. В статье социальная реальность рассматривается как многоуровневая система регуляции девиантного поведения молодежи. Отмечается, что в переходный период развития общества с позиции социальной реальности определяются границы допустимого поведения.

Ключевые слова: молодежь, девиантное поведение молодежи, социальная реальность, уровни социальной реальности.

Sorokin O.V. Levels of social reality in the regulation of deviations in the youth environment. In the article social reality is seen as a multi-level system in the regulation of deviant behavior among young people. It is noted, that in the transition period of the development of society from the perspective of social reality, the boundaries of acceptable behavior are determined.

Keywords: youth, deviant behavior of the youth, social reality, levels of social reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.