Научная статья на тему 'УРОВНИ ШУМА НА ПРИМАГИСТРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ЛИНЕЙНОГО ГОРОДА И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМ'

УРОВНИ ШУМА НА ПРИМАГИСТРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ЛИНЕЙНОГО ГОРОДА И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНЕЙНЫЙ ГОРОД / ТРАНСПОРТНЫЙ ШУМ / ТРАНСПОРТНЫЕ МАГИСТРАЛИ / ВОЗДУШНАЯ СРЕДА / ОЗЕЛЕНЕНИЕ / ЭКВИВАЛЕНТНЫЙ УРОВЕНЬ ШУМА / РЯДНОСТЬ ПОСАДКИ / ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Иванова Ю.П., Сахарова А.А., Иванова О.О., Лепехина Д.М., Карнаухова Е.В.

Шумовым загрязнением воздуха принято считать превышение естественного уровня шумового фона или резкое колебание и изменение таких звуковых характеристик, как периодичность звуковой волны и силы звукового потока. В статье рассмотрены уровни шумов на примагистральных территориях в условиях линейного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOISE LEVELS IN THE MAINLINE TERRITORIES OF A LINEAR CITY AND WAYS TO DEAL WITH IT

Noise pollution of the air is considered to be an excess of the natural level of the background noise or a sharp fluctuation and change in such sound characteristics as the frequency of the sound wave and the strength of the sound stream. The article considers noise levels in the mainline territories in a linear city.

Текст научной работы на тему «УРОВНИ ШУМА НА ПРИМАГИСТРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ЛИНЕЙНОГО ГОРОДА И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМ»

Уровни шума на примагистральных территориях линейного города

и способы борьбы с ним

Ю.П. Иванова, А.А. Сахарова, О. О. Иванова, Д.М. Лепехина, Е.В. Карнаухова

Институт архитектуры и строительства Волгоградского государственного

технического университета

Аннотация: Шумовым загрязнением воздуха принято считать превышение естественного уровня шумового фона или резкое колебание и изменение таких звуковых характеристик, как периодичность звуковой волны и силы звукового потока. В статье рассмотрены уровни шумов на примагистральных территориях в условиях линейного города. Ключевые слова: линейный город, транспортный шум, транспортные магистрали, воздушная среда, озеленение, эквивалентный уровень шума, рядность посадки, дендрологический состав.

В настоящее время автотранспорт занимает лидирующее положение среди источников шумового загрязнения приземных слоев атмосферы городов. Наиболее остро данная проблема стоит в городах линейно-вытянутой конфигурации, в которых транспортные магистрали проходят в непосредственной близости с селитебной территорией [1,2].

В РФ уровни шумов подлежат нормированию в обязательном порядке. Допустимые уровни шума установлены ГОСТом 12.1.003-2014 ССБТ «Шум. Общие требования безопасности» и санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». Согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96, допустимый уровень наружного звука на жилых территориях составляет для дневного времени с 07.00 до 23.00 - 55 дБ(А) и для ночного времени с 23.00 до 07.00 - 45 дБ(А), а максимальный (предельно допустимый) уровень звука - 70 и 60 дБ(А), соответственно.

Для определения эквивалентного уровня шума на примагистральных территориях линейного города Волгограда были проведены измерения

максимальных и минимальных значений на расстоянии 7,5 м от первой полосы проезжей части. С применением программы «Эколог-Шум», (версия 2.2.1.3868) проведены расчеты эквивалентного уровня шума (Ьа), при этом учитывались факторы, полученные в ходе визуального обследования и исследования поперечного профиля дороги, такие, как ширина проезжей части, продольный уклон, интенсивность транспортного потока, характер прилегающей застройки, тип дорожного покрытия, наличие зеленых зон [35].

На рисунке 1 представлена гистограмма изменения эквивалентного уровня шума в экспериментальных точках магистралей городского значения, полученных в ходе измерений и расчета. Наиболее характерный уровень шума для данной категории магистралей, по данным эксперимента, варьирует в диапазоне от 74 до 75 и от 76 до 77 дБА, при расчете имеет более высокий уровень 79-80 дБА (СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»).

дороги городского значения

0,45 0,4

0,35

отбй аг® от 70 от 71 от 71 м- Ъ от 74 сгг75 ат74 от "77 от ТВ от 70 огЕО отБ1 м-32 от ЕЗ дав? ;ю70 да 71 до 72 да 73 до 74 до до 76 до 77 да 73 до 79 да ВО доЕ1 до 32 ДоЕЗ до 34

УРОВЕНЬ ШУМА, (ОБА

Рис. 1 - Изменение эквивалентного уровня шума в экспериментальных точках магистралей городского значения

Все транспортные средства отличаются по интенсивности шума [6]. К наиболее шумным относятся грузовые автомобили, автопоезда с дизельным двигателем (90-95 дБА), автобусы (80-85 ДБА). Легковые автомобили являются наименее шумными (65-70 дБА) поэтому уровень шума на магистралях городского значения, на которых наблюдается высокая интенсивность движения транспорта, с преобладанием грузовых автомобилей, автобусов и т.д., достигает 80-85 дБА. При этом, на перекрестках уровень шума возрастает на 2-4 дБА по сравнению с перегонами городских транспортных магистралей, в связи с изменениями режима движения транспортных магистралей [7-9].

С целью борьбы с шумом, целесообразным является использование протяженных защитных зон, высаживаемых вдоль магистралей (таблица 1).

Таблица 1 - Защитная эффективность протяженных элементов системы озеленения

Приемы озеленения вдоль автодороги

Снижение шума в %

1

2

3

Однорядная посадка деревьев

до 3

Двухрядная посадка деревьев с кустарниками

До 4

2

Четырехрядная посадка деревьев с кустарниками

До 6

Плотная многорядная посадка деревьев с кустарниками

До 10

1

3

Таким образом, используя правильно подобранный дендрологический состав и рядность посадки, можно добиться снижения уровня шума до 10% [10].

Литература

1. City of Vancouver Noise Control Manual. - Victoria B. C.: Wakefield Acoustic Ltd., 2004. - 72 p.

2. Prediction outdoor sound / Attenborough K., Kai Ming Li, Horoshenkov K. - Abingdon: Spon Press, 2007. - 483 p.

3. Харченко, С. В. Шумовое загрязнение в городах в связи с характером рельефа территории (для ключевых участков в гг. Курск и Тамбов) // Научные ведомости БелГУ. Сер. Естественные науки. - 2015. - № 3 (200), вып. 30. - С. 182-190.

4. Елисеева Т. П., Ежова И. М., Лакирбая И. Д. Исследование воздействия техногенных факторов на окружающую среду с целью обоснования

управленческих решений по обеспечению экологической безопасности регионов России // Инженерный вестник Дона. - 2014. - № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2361

5. Иванова Ю.П., Соловьева Т.В., Дериченко А.В., Боженкова А.С., Маркин В.С., Азаров В.Н. Влияние транспортных магистралей на формирование шума в городской среде и способы его снижения // Инженерный вестник Дона. - 2020. - № 1. - URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N 1 y2020/6257.

6. Проблемы шума в городах. URL: globalproblems.narod.ru/problemahuma4 .html.

7. Ганжа, О. А. Обеспечение акустической безопасности на территориях, прилегающих к городским транспортным пересечениям: дис. ... канд. техн. наук / Ганжа Ольга Александровна - Волгоград, 2008. - 232 с.

8. Ганжа, О. А., Иванова, Ю. П. К вопросу о проведении оценки антропогенных факторов и их влиянии на качество городских территорий // Строительство в прибрежных курортных регионах: материалы Восьмой Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. итогам Олимп. стр-ва в г. Сочи, Сочи, 19-23 мая 2014 г. - Сочи : Изд-во РосИнновации, 2014. - С. 314-316.

9. Коробков, В. Е. Исследование закономерностей распространения транспортного шума на примагистральных территориях городов: дис. ... канд. техн. наук: 05.26.01 / Коробков Вячеслав Евгеньевич - Москва, 1979. -183 с.

10. Иванова, Ю. П. Повышение экологической безопасности линейного города при уменьшении воздействия оксида углерода и шума (на примере г. Волгограда): дис. ... к-та техн. наук / Иванова Юлия Павловна -Волгоград, 2021. - 174 с.

References

1. City of Vancouver Noise Control Manual. Victoria B. C.: Wakefield Acoustic Ltd., 2004. 72 p.

2. Prediction outdoor sound. Attenborough K., Kai Ming Li, Horoshenkov K. Abingdon: Spon Press, 2007. 483 p.

3. Harchenko, S. V. Nauchnye vedomosti BelGU. Ser. Estestvennye nauki. 2015. № 3 (200), vyp. 30. P. 182-190.

4. Eliseeva, T.P., Ezhova, I.M., Lakirbaya, I.D. Inzhenernyj vestnik Dona. 2014. №2. URL: http: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2361.

5. Ivanova YU.P., Solov'eva T.V., Derichenko A.V., Bozhenkova A.S., Markin V.S., Azarov V.N. Inzhenernyj vestnik Dona. 2020. № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N 1 y2020/6257.

6. Problemy shuma v gorodah [Noise problems in cities]. URL: globalproblems.narod.ru/problemahuma4.html.

7. Ganzha, O. A. Obespechenie akusticheskoj bezopasnosti na territoriyah, prilegayushchih k gorodskim transportnym peresecheniyam [Provision of acoustic safety in the territories adjacent to urban transport intersections]: dis. ... kand. tekhn. nauk. Ganzha Ol'ga Aleksandrovna. Volgograd, 2008. 232 p.

8. Ganzha, O. A., Ivanova, YU. P. K voprosu o provedenii ocenki antropogennyh faktorov i ih vliyanii na kachestvo gorodskih territorij. Stroitel'stvo v pribrezhnyh kurortnyh regionah: materialy Vos'moj Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. itogam Olimp. str-va v g. Sochi, Sochi, 19-23 maya 2014 g. Sochi : Izd-vo RosInnovacii, 2014. P. 314-316.

9. Korobkov, V. E. Issledovanie zakonomernostej rasprostraneniya transportnogo shuma na primagistral'nyh territoriyah gorodov [Investigation of the patterns of traffic noise propagation in the mainline territories of cities]: dis. . kand. tekhn. nauk: 05.26.01. Korobkov Vyacheslav Evgen'evich. Moskva, 1979. 183 p.

10. Ivanova, YU. P. Povyshenie ekologicheskoj bezopasnosti linejnogo goroda pri umen'shenii vozdejstviya oksida ugleroda i shuma (na primere g. Volgograda) [Improving the environmental safety of a linear city while reducing the impact of carbon monoxide and noise (on the example of Volgograd)]: dis. ... k-ta tekhn. nauk. Ivanova YUliya Pavlovna. Volgograd, 2021. 174 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.