Научная статья на тему 'УРОВНИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

УРОВНИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитанник / дети / дошкольное / начальное / общее / основное образование / закон / заработная плата / олимпиада / обучающийся / организация / проект / профиль / работник / технопарк / учитель / экзамен. / pupil / children / preschool / primary / general / basic education / law / salary / Olympiad / student / organization / project / profile / employee / technopark / teacher / exam.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Аверин А.Н., Понеделков А.В., Нежинская М.А.

Об актуальности темы свидетельствует то обстоятельство, что вопросы образования постоянно рассматриваются в качестве приоритетных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В Послании 29 февраля 2024 года содержатся значительные предложения по развитию общего образования до 2030 года. [1]. Цель статьи – рассмотреть состояние общего образования в российском обществе. Объектом исследования являются уровни общего образования – дошкольное, начальное, основное, среднее образование. Основные методы исследования статистический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция. Полученные результаты. Рассмотрены численность организаций, воспитанников, работников, обеспеченность местами, уровень образования персонала в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, финансовое обеспечение организаций. Показаны численность образовательных организаций, обучающих по основным программам начального, основного, среднего общего образования, количество учащихся, углубленно изучающих предметы, по профильному обучению. Рассмотрены реализация проекта «Билет в будущее», результаты Всероссийской олимпиады школьников, деятельность технопарков «Кванториум», Единый государственный экзамен, численность и уровень образования школьного персонала, средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций и образовательных организаций общего образования государственной и муниципальной форм собственности. Основной вывод состоит в необходимости обновления содержания учебного процесса, его тесной связи с воспитанием на всех уровнях среднего образования, материально-технической базы образовательных организаций. Дать содержательный качественный обзор отечественной литературы на русском языке по общему образованию в небольшой по объему статье представляется практически невозможным из-за огромного количества имеющихся публикаций. Поэтому можно ограничиться только количественными данными об опубликованных работах, указанных в Едином электронном каталоге Российской государственной библиотеки. По проблемам общего образования указаны 5 011 публикаций, дошкольного 20 196, начального – 339, основного – 5, среднего 6 202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF RUSSIAN GENERAL EDUCATION

The relevance of the topic is evidenced by the fact that education issues are constantly considered as priorities in the annual addresses of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly. The Address of February 29, 2024 contains significant proposals for the development of general education until 2030. [1]. The purpose of the article is to consider the state of general education in Russian society. The object of the research is the levels of general education – preschool, primary, basic, secondary education. The main research methods are the statistical method, analysis and synthesis, deduction and induction. Results. The number of organizations, pupils, employees, the provision of places, the level of education of personnel in organizations carrying out educational activities under educational programs of preschool education, supervision and care for children, financial support of organizations are considered. The number of educational organizations teaching in the basic programs of primary, basic, secondary general education, the number of students studying subjects in depth in profile training are shown. The implementation of the project "Ticket to the Future", the results of the All-Russian Olympiad for schoolchildren, the activities of the Quantorium technology parks, the Unified State Exam, the number and level of education of school personnel, the average salary of teachers of preschool educational organizations and educational organizations of general education of state and municipal forms of ownership were considered. The main conclusion is the need to update the content of the educational process, its close connection with education at all levels of secondary education, the material and technical base of educational organizations. It is almost impossible to give a meaningful high-quality review of Russian literature in Russian on general education in a small article due to the huge number of publications available. Therefore, it is possible to limit ourselves only to quantitative data on published works indicated in the Unified Electronic Catalog of the Russian State Library. There are 5,011 publications on the problems of general education, 20,196 on preschool education, 339 on primary education, 5 on basic education, and 6,202 on secondary education.

Текст научной работы на тему «УРОВНИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

педагогические науки

Научная статья ^—^—

https://doi.org/10.24412/2658-7335-2024-3-15 М I Ы ссьу

УДК 373

УРОВНИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аверин А.Н.1, Понеделков А.В.2, Нежинская М.А.3

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»1, ФГБОУ ВО «Южно-Российский институт управления - филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»2, Адвокатская палата Чеченской Республики3

Аннотация. Об актуальности темы свидетельствует то обстоятельство, что вопросы образования постоянно рассматриваются в качестве приоритетных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В Послании 29 февраля 2024 года содержатся значительные предложения по развитию общего образования до 2030 года. [1]. Цель статьи - рассмотреть состояние общего образования в российском обществе. Объектом исследования являются уровни общего образования - дошкольное, начальное, основное, среднее образование.

Основные методы исследования - статистический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция.

Полученные результаты. Рассмотрены численность организаций, воспитанников, работников, обеспеченность местами, уровень образования персонала в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, финансовое обеспечение организаций. Показаны численность образовательных организаций, обучающих по основным программам начального, основного, среднего общего образования, количество учащихся, углубленно изучающих предметы, по профильному обучению. Рассмотрены реализация проекта «Билет в будущее», результаты Всероссийской олимпиады школьников, деятельность технопарков «Кванториум», Единый государственный экзамен, численность и уровень образования школьного персонала, средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций и образовательных организаций общего образования государственной и муниципальной форм собственности.

Основной вывод состоит в необходимости обновления содержания учебного процесса, его тесной связи с воспитанием на всех уровнях среднего образования, материально-технической базы образовательных организаций.

Дать содержательный качественный обзор отечественной литературы на русском языке по общему образованию в небольшой по объему статье представляется практически невозможным из-за огромного количества имеющихся публикаций. Поэтому можно ограничиться только количественными данными об опубликованных работах, указанных в Едином электронном каталоге Российской государственной библиотеки. По проблемам общего образования указаны 5 011 публикаций, дошкольного - 20 196, начального - 339, основного - 5, среднего - 6 202.

Ключевые слова: воспитанник, дети, дошкольное, начальное, общее, основное образование, закон, заработная плата, олимпиада, обучающийся, организация, проект, профиль, работник, технопарк, учитель, экзамен.

LEVELS OF RUSSIAN GENERAL EDUCATION

Alexander N. Averin1, Alexander V. Ponedelkov2, Maria A. Nezhinskaya3

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration1, South-Russian Institute of Management, a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration2, Law Chamber of the Chechen Republic3

Abstract. The relevance of the topic is evidenced by the fact that education issues are constantly considered as priorities in the annual addresses of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly. The Address of February 29, 2024 contains significant proposals for the development of general

педагогические науки

society. The object of the research is the levels of general education - preschool, primary, basic, secondary education. The main research methods are the statistical method, analysis and synthesis, deduction and induction.

Results. The number of organizations, pupils, employees, the provision ofplaces, the level of education of personnel in organizations carrying out educational activities under educational programs of preschool education, supervision and care for children, financial support of organizations are considered. The number of educational organizations teaching in the basic programs of primary, basic, secondary general education, the number of students studying subjects in depth in profile training are shown. The implementation of the project "Ticket to the Future", the results of the All-Russian Olympiad for schoolchildren, the activities of the Quantorium technology parks, the Unified State Exam, the number and level of education of school personnel, the average salary of teachers of preschool educational organizations and educational organizations of general education of state and municipal forms of ownership were considered.

The main conclusion is the need to update the content of the educational process, its close connection with education at all levels of secondary education, the material and technical base of educational organizations.

It is almost impossible to give a meaningful high-quality review of Russian literature in Russian on general education in a small article due to the huge number of publications available. Therefore, it is possible to limit ourselves only to quantitative data on published works indicated in the Unified Electronic Catalog of the Russian State Library. There are 5,011 publications on the problems of general education, 20,196 on preschool education, 339 on primary education, 5 on basic education, and 6,202 on secondary education.

Keywords: pupil, children, preschool, primary, general, basic education, law, salary, Olympiad, student, organization, project, profile, employee, technopark, teacher, exam.

education until 2030. [1]. The purpose of the article is to consider the state of general education in Russian

Введение. Общее образование направлено на развитие личности, приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков, формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. [2]. Установлены уровни общего образования -дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование. Дошкольное образование означает формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Начальное общее образование предусматривает формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности -овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Основное общее образование предполагает становление и формирование личности

обучающегося - формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному и профессиональному самоопределению. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Начальное, основное, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.

Результаты. Обсуждение. В период 2020 - 2022 годов количество воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход

педагогические науки

за детьми, уменьшилось с 7 млн 442,9 тыс. до 7 млн 008,1 тыс., численность педагогических работников с 683 тыс. до 665,9 тыс., увеличились число мест на 1 000 детей в возрасте 1 - 6 лет с 696 до 764, [3]. В 2023 году осуществляли образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми 15 276 организаций, 8 680 дошкольных организаций. [4]. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет составила 99,5% и 99,86%. Получили дошкольное образование в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, 1 084 244 и 5 325 921 детей. Не обеспечены местом 5 434 и 7 262 детей. Общая численность детей, состоящих на учете для предоставления мест в государственных или муниципальных организациях, составила 530 962 и 163 200. [5]. Следует отметить, что 1 770 дошкольных образовательных организаций требовали капитального ремонта, 21 находились в аварийном состоянии, имелось 1 671 организаций, здания которых находились в аварийном состоянии или требовали капитального ремонта. [4]. Численность воспитанников в организациях составила 6 665 045, на 100 мест приходилось 94 воспитанника, было всего 7 074 331 место.

Занято работниками 1 629 036,74 ставки, из них руководящие работники - 62 465,94, педагогические работники - 723 037,38, учебно-вспомогательный персонал - 350 200, иной персонал - 493 333,42. Работали 62 939 внешних совместителей и 9 407 по договорам гражданско-правового характера. 513 161 работников имели высшее и 737 090 среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, 188 043 - квалификацию высшей и 192 578 - первой категории.

С 2020/2021 до 2022/2023 учебного года сложилась тенденция уменьшения численности обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования с 20 млн 550,2 тыс. до 17 млн 745 тыс., численность получивших аттестат об основном общем образовании - с 2 млн 199,5 тыс. до 1 млн 427,4 тыс., о среднем общем образовании - с 1 млн 457,8 тыс. до 637,3 тыс. [3]. С 2010 до 2022 года увеличились численность учителей с 1 млн 067,1 тыс. до 1 млн 348,5 тыс., удельный вес женщин в общей численности учителей - с 87,8% до 89,1%.

В 2023 году 38 890 самостоятельных образовательных организаций осуществляли подготовку по основным программам общего образования, в том числе 17 327 в городских поселениях и 21 563 в сельской местности. [6]. Насчитывалось государственных и негосударственных организаций всего 37 975 и 915, в городских поселениях - 16 502 и 825, сельской местности -21 473 и 90. Надо отметить, что имелось 15 076 (39,03%) учреждений, здания и помещения которых требовали капитального ремонта, 421 (1,09%) учреждений, здания и помещения которых находились в аварийном состоянии.

Численность обучающихся составила 17 997 296, в том числе по программам, реализуемым с использованием сетевой формы - 702 249, применением электронного обучения - 4 321 173, дистанционных образовательных технологий - 3 232 355. По образовательным программам начального общего образования обучались 7 534 114, основного - 8 835 689, среднего -1 344 967. [7]. В городских поселениях обучались 13 957 460, сельской местности - 4 039 836, в государственных и негосударственных организациях - всего 17 791 337 и 205 959; в городских поселениях - 13 768 891 и 188 569, сельской местности - 4 022 446 и 17 390. Не решена проблема обучения в первую смену. В общеобразовательных организациях для ликвидации третьей смены обучения созданы 54 974 места, в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, - 9 487 новых мест. 14 799 151 обучались в первую и 2 687 237 во вторую смену, в государственных и негосударственных образовательных организациях в первую смену - 14 633 783 и 165 368; во вторую - 2 684 969 и 2 268. Во вторую смену обучались по программам начального образования - 1 456 513, основного -1 227 887, среднего - 2 837. В группах продленного дня находились 1 294 824.

Созданы 3 009 центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», 15 региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. [5]. Для обучающихся 5 - 11 классов в региональных центрах ведется образовательная деятельность с использованием имеющегося оборудования, посредством реализации образовательных программ в сетевой форме.

педагогические науки

В реализации проекта «Билет в будущее» 1 млн 882,164 тыс. приняли участие в различных мероприятиях по профессиональной ориентации, например, профессиональные ори-ентационные уроки, региональные и виртуальные профессиональные пробы, Всероссийские профессиональные ориентационные фестивали. 249 321 обучающегося посетили региональные профессиональные пробы, многие из них получили рекомендации по построению индивидуальной образовательной траектории. В профессиональных пробах непосредственно происходит знакомство с приоритетными для страны и региона профессиональными направлениями, компетенциями, необходимыми для получения конкретной профессии. 215 275 обучающихся посетили выставки-практикумы, 32 тыс. - Всероссийские профессиональные ориентационные фестивали профессий.

Проводилась Всероссийская олимпиада школьников по 24 общеобразовательным предметам во всех регионах. Приняли участие: школьный этап - 6 861 060 обучающихся с 4 по 11 класс; муниципальный этап - 1 581 226 обучающихся с 7 по 11 класс; региональный этап -132 048 обучающихся с 6 по 11 класс; заключительный этап - 6 512 участников с 7 по 11 класс. Сборные команды Российской Федерации, включающие победителей и призеров заключительного этапа, в составе 43 человек выступили на 8 международных олимпиадах по общеобразовательным предметам - химии, биологии, математике, информатике, физике, географии, астрономии, естественнонаучной олимпиаде юниоров, завоевали 43 медали - 34 золотых, 8 серебряных, 1 бронзовую и на 9 промежуточных международных олимпиадах, получили 63 медали -30 золотых, 24 серебряных и 8 бронзовых.

Весьма актуальным, дискуссионным и широко обсуждаемым является вопрос о Едином государственном экзамене. Существуют диаметрально противоположные мнения о его сохранении или отмене. Предполагается широкая дискуссия по его совершенствованию. В 2024 году результаты Единого государственного экзамена следующие: 100 баллов получили 8 691 выпускников, 200 баллов - 648, 300 баллов - 42, один - 400 баллов по четырем предметам -русскому языку, профильной математике, физике, информатике. [8]. 768 человек были удалены с экзамена за нарушение порядка его проведения - использование средств связи, шпарга-

лок, вынос материалов из аудитории. Было подано 113, 5 тыс. заявлений на пересдачу экзамена, из них половина не набрали необходимого минимального количества баллов, треть сдали экзамен на 31 - 40 баллов. Некоторые регионы ввели выплаты школьникам за победу на олимпиадах, успешную сдачу Единого государственного экзамена, медали за учебу. В Ямало-Ненецком автономном округе по 300 тыс. рублей получают победители Всероссийских олимпиад и учителя, которые их подготовили. [9]. Высшие учебные заведения стимулируют тех, кто получил 100 баллов. Московский физико-технический институт после зачисления на образовательные программы бакалавриата выплачивает 100 тыс. за каждый Единый государственный экзамен. В 2023 году поступили 460 победителей олимпиад и 175 имеющих 100 баллов, пять из них получили 100 баллов по трем предметам. [10].

Персонал включал 2 144 458 работников, в том числе 138 177 руководящих, 1 347 104 - педагогических, из них 1 074 747 учителей, 124 229 - учебно-вспомогательный персонал, 534 948 - иной персонал. [6]. В государственных и негосударственных образовательных организациях всего работали 2 103 609 и 40 849; руководящих работников - 134 374 и 3 803; педагогических - 1 319 785 и 27 319; учителей - 1 054 714 и 20 033. Имелись вакантные должности всего - 67 842, руководящих работников - 3 050, педагогических - 37 402, учителей - 18 160. Существовали вакансии для учителей в государственных и негосударственных образовательных организациях - 17 625 и 535. Имели высшее образование 1 358 094, из них 1 202 548 - педагогическое, 259 - ученую степень доктора и 8 370 кандидата наук, 87 - ученое звание профессора и 873 - доцента, 435 648 - среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, из них 196 694 - педагогическое, 148 763 - программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, 440 295 - высшую и 378 182 первую квалификационную категорию. 705 266 осуществляли классное руководство. У работников без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера преобладал возраст в 50 - 54 года (323 241) и 45 - 49 лет (295 635), учителей - 165 345 и 140 541. Имели общий стаж работы в 20 и более лет 1 208 021, такой же стаж педагогической работы -753 319. Работали внешними совместителями

педагогические науки

124 767, в том числе 49 809 учителей. 22 272 выполняли работу по договорам гражданско-правового характера, из них 15 694 работников образовательных организаций. Приняты 313 610 работников, выбыли 316 345, в том числе 295 472 по собственному желанию, из них 136 949 учителей.

Рассмотрим среднюю заработную плату педагогических работников дошкольных образовательных организаций и образовательных организаций общего образования государственной и муниципальной форм собственности за январь-март 2024 года. [11]. У педагогических работников дошкольных образовательных организаций она была равна 49 991 рубль: федеральной собственности - 60 743, региональной -70 461, муниципальной - 48 376. Для сравнения средняя заработная плата в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации -54 520. Отношение к средней заработной плате в сфере общего образования по формам собственности организаций составило: федеральная - 111,4%, региональная - 129,2%, муниципальная - 88,7%. Средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования составила 58 109 рублей: федеральной собственности - 91 880, региональной - 84 076, муниципальной - 51 584. Для сравнения среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц равна 61 564. Отношение средней заработной платы по категории к оценке среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц - 94,4%; 149,2%; 136,6%; 83,8%. Вместе с тем в некоторых регионах в образовательных организациях региональной собственности отношение

меньше 100%, например, в Карелии (84,1%), Коми (88,3%), Красноярском (84,4%) и Забайкальском (89,7%) краях, Костромской (87,8%), Свердловской (86%), Иркутской (84,4%) областях, Ненецком автономном округе (81,9%). В ряде регионов в образовательных организациях муниципальной собственности отношение больше 100%, например, в Кабардино-Балкарии (119,1%), Калмыкии (116,6%), Краснодарском (116,6%), Алтайском (111,2%), Приморском (123,8%) краях, Московской (111,5%), Ленинградской (111,2%), Калининградской (109,7%), Саратовской (115,2%), Магаданской (115,5%), Сахалинской (120%) областях, Москве (108,2%).

Учитель может получить компенсационную выплату в размере 1 млн, в регионах Дальнего Востока - 2 млн. по программе «Земский учитель». Программа предназначена для учителей в возрасте до 50 либо 55 лет, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующих требованиям педагогического работника, переехавших на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, города с населением до 50 тыс. человек, устроившихся в школу на вакантную должность с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку, взявших обязательство отработать в школе 5 лет на этой должности с такой же нагрузкой. [12]. Если учитель уволится из школы раньше, чем через пять лет, то он обязан вернуть деньги в полном объеме независимо от того, сколько лет уже отработал.

Заключение. В среднем образовании происходят необходимые преобразования в соответствии с задачами, определенными в Государственной программе «Развитие образования», сформулированными в Послании Президента Федеральному Собранию до 2030 года.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате doubleblind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon

request.

Литература:

1. Россия : фронт работ //Российская газета. 2024. 1 марта.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Система ГАРАНТ (garant.ru).

3. Российский статистический ежегодник. 2023. Статистический сборник//rosstat.gov.ru.

педагогические науки

4. Росстат. Официальная статистика. Актуальная статистическая информация сферы образования. Дошкольное образование по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации за 2023 год //Росстат - Образование (rosstat.gov.ru).

5. Доклад о реализации плана деятельности Министерства просвещения Российской Федерации по реализации документов стратегического планирования за 2023 год // docs.edu.gov.ru.

6. Росстат. Официальная статистика. Образование. Актуальная статистическая информация сферы образования Среднее профессиональное и общее образование, профессиональное обучение (Минпросвещения России). //Росстат - Образование (rosstat.gov.ru.).

7. Росстат. Официальная статистика. Образование. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2023/24 учебного года // Росстат - Образование (rosstat.gov.ru.).

8. Агранович М. Среди шумного балла // Российская газета. 2024. 9 июля.

9. Миллион за IQ // Российская газета. 2024. 14 марта.

10. Добрынина Е. На все сто //Российская газета. 2024. 28 мая.

11. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-март 2024 года // Росстат - Рынок труда, занятость и заработная плата (rosstat.gov.ru).

12. Земский учитель в 2024: условия конкурса и выплаты, как подать заявку, документы // tinkoff.ru.

References:

1. Russia: Front of Work // Rossiyskaya Gazeta. 2024. 1 March.

2. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 goda No 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Feder-atsii» // Sistema GARANT (garant.ru).

3. Russian Statistical Yearbook. 2023. Statistical Collection //rosstat.gov.ru.

4. Rosstat. Official statistics. Up-to-date statistical information in the field of education. Preschool education in the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation for 2023 // Rosstat - Education (rosstat.gov.ru).

5. Report on the implementation of the activity plan of the Ministry of Education of the Russian Federation for the implementation of strategic planning documents for 2023 // docs.edu.gov.ru.

6. Rosstat. Official statistics. Education. Up-to-date statistical information in the field of education Secondary vocational and general education, vocational training (Ministry of Education of the Russian Federation). Rosstat - Education (rosstat.gov.ru.).

7. Rosstat. Official statistics. Education. Information on the form of federal statistical observation No ОО-1 "Information on the organization carrying out educational activities under educational programs ofprimary general, basic general, secondary general education" at the beginning of the 2023/24 academic year // Rosstat - Education (rosstat.gov.ru.).

8. Agranovich M. Among the noisy balla //Rossiyskaya gazeta. 2024. July 9.

9. A Million for IQ // Rossiyskaya Gazeta. 2024. 14 March.

10. Dobrynina E. Na vsem sto [On the Whole Sto]. 2024. 28 May.

11. Itogi federal'nogo statisticheskogo observatsiya v sfere remuneration truda otdel'nykh kategorii rabotnikov sotsial'noy sfery i nauki zayanvar-mart 2024 rosstat.gov.ru goda [Results of federal statistical observation in the field of labor remuneration of certain categories of social workers and science for January-March 2024].

12. Zemsky Teacher in 2024: Conditions of Competition and Payments, How to Apply, Documents // tinkoff.ru.

Информация об авторах:

Аверин Александр Николаевич, доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», E-mail anaverin1947@mail.ru. ORCID https://orcid.org/0009-0009-0579-8545.

педагогические науки

Понеделков Александр Васильевич, доктор политических наук, профессор, ФГБОУ ВО «ЮжноРоссийский институт управления - филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», E-mail lab-gmu-uriu@ranepa.ru. Нежинская Мария Александровна, адвокат Адвокатской палаты Чеченской Республики. Email: advokatura95@bk.ru.

Alexander N. Averin, Doctor of Philosophy, Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Alexander V. Ponedelkov, Doctor of Political Sciences, Professor, South-Russian Institute of Management, a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Maria A. Nezhinskaya, lawyer of the Law Chamber of the Chechen Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.