_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2658-7335-2024-3-15 УДК 373
Attribution
сс by
Уровни российского общего образования
Аверин А.Н.1, Понеделков A.B.2, Нежинская М.А.3
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2Южно-Российский институт управления - филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Адвокатская палата Чеченской Республики
Аннотация. Об актуальности темы свидетельствует то обстоятельство, что вопросы образования постоянно рассматриваются в качестве приоритетных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В Послании 29 февраля 2024 года содержатся значительные предложения по развитию общего образования до 2030 года [1]. Цель статьи - рассмотреть состояние общего образования в российском обществе. Объектом исследования являются уровни общего образования - дошкольное, начальное, основное, среднее образование. Основные методы исследования - статистический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция.
Полученные результаты. Рассмотрены численность организаций, воспитанников, работников, обеспеченность местами, уровень образования персонала в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, финансовое обеспечение организаций. Показаны численность образовательных организаций, обучающих по основным программам начального, основного, среднего общего образования, количество учащихся, углубленно изучающих предметы, по профильному обучению. Рассмотрены реализация проекта «Билет в будущее», результаты Всероссийской олимпиады школьников, деятельность технопарков «Кванториум», Единый государственный экзамен, численность и уровень образования школьного персонала, средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций и образовательных организаций общего образования государственной и муниципальной форм собственности.
Основной вывод состоит в необходимости обновления содержания учебного процесса, его тесной связи с воспитанием на всех уровнях среднего образования, материально-технической базы образовательных организаций.
Дать содержательный качественный обзор отечественной литературы на русском языке по общему образованию в небольшой по объему статье представляется практически невозможным из-за огромного количества имеющихся публикаций. Поэтому можно ограничиться только количественными данными об опубликованных работах, указанных в Едином электронном каталоге Российской государственной библиотеки. По проблемам общего образования указаны 5011 публикаций, дошкольного - 20196, начального - 339, основного - 5, среднего - 6202.
Ключевые слова: воспитанник, дети, дошкольное, начальное, общее, основное образование, закон, заработная плата, олимпиада, обучающийся, организация, проект, профиль, работник, технопарк, учитель, экзамен.
Alexander N. Averin1, Alexander V. Ponedelkov2, Maria A. Nezhinskaya3
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 2South-Russian Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 3Law Chamber of the Chechen Republic
Abstract. The relevance of the topic is evidenced by the fact that education issues are constantly considered as priorities in the annual addresses of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly. The Address of February 29, 2024 contains significant proposals for the development of general education until 2030 [1]. The purpose of the article is to consider the state of general education in Russian society. The object of the research is the levels of general education - pre-
LEVELS OF RUSSIAN GENERAL EDUCATION
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
school, primary, basic, secondary education. The main research methods are the statistical method, analysis and synthesis, deduction and induction.
Results. The number of organizations, pupils, employees, the provision of places, the level of education of personnel in organizations carrying out educational activities under educational programs of preschool education, supervision and care for children, financial support of organizations are considered. The number of educational organizations teaching in the basic programs of primary, basic, secondary general education, the number of students studying subjects in depth in profile training are shown. The implementation of the project «Ticket to the Future», the results of the All-Russian Olympiad for schoolchildren, the activities of the Quantorium technology parks, the Unified State Exam, the number and level of education of school personnel, the average salary of teachers of preschool educational organizations and educational organizations of general education of state and municipal forms of ownership were considered.
The main conclusion is the need to update the content of the educational process, its close connection with education at all levels of secondary education, the material and technical base of educational organizations.
It is almost impossible to give a meaningful high-quality review of Russian literature in Russian on general education in a small article due to the huge number of publications available. Therefore, it is possible to limit ourselves only to quantitative data on published works indicated in the Unified Electronic Catalog of the Russian State Library. There are 5,011 publications on the problems of general education, 20,196 on preschool education, 339 on primary education, 5 on basic education, and 6,202 on secondary education.
Keywords: pupil, children, preschool, primary, general, basic education, law, salary, Olympiad, student, organization, project, profile, employee, technopark, teacher, exam.
Введение. Общее образование направлено на развитие личности, приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков, формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования [2]. Установлены уровни общего образования - дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование. Дошкольное образование означает формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Начальное общее образование предусматривает формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности - овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Основное общее образование предполагает становление и формирование личности обучающегося - формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному и профессиональному самоопределению. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формиро-
вание навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Начальное, основное, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.
Результаты. Обсуждение. В период 2020-2022 годов количество воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, уменьшилось с 7 млн 442,9 тыс. до 7 млн о08,1 тыс., численность педагогических работников с 683 тыс. до 665,9 тыс., увеличились число мест на 1000 детей в возрасте 1-6 лет с 696 до 764, [3]. В 2023 году осуществляли образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми 15276 организаций, 8680 дошкольных организаций [4]. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет составила 99,5 % и 99,86 %. Получили дошкольное образование в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, 1084244 и 5325921 детей. Не обеспечены местом 5434 и 7262 детей. Общая численность детей, состоящих на учете для предоставления мест в государственных или муниципальных организациях, составила 530962 и 163200 [5]. Следует отметить, что 1770 дошкольных образовательных организаций требовали капитального ремонта, 21 находились в аварийном состоянии, имелось 1671 организаций, здания которых находились в аварийном
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
состоянии или требовали капитального ремонта [4]. Численность воспитанников в организациях составила 6665045, на 100 мест приходилось 94 воспитанника, было всего 7074331 место.
Занято работниками 1629036,74 ставки, из них руководящие работники - 62465,94, педагогические работники - 723037,38, учебно-вспомогательный персонал - 350200, иной персонал -493333,42. Работали 62939 внешних совместителей и 9407 по договорам гражданско-правового характера. 513161 работников имели высшее и 737090 среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, 188 043 - квалификацию высшей и 192578 - первой категории.
С 2020/2021 до 2022/2023 учебного года сложилась тенденция уменьшения численности обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования с 20 млн 550,2 тыс. до 17 млн 745 тыс., численность получивших аттестат об основном общем образовании - с 2 млн 199,5 тыс. до 1 млн 427,4 тыс., о среднем общем образовании -с 1 млн 457,8 тыс. до 637,3 тыс. [3]. С 2010 до 2022 года увеличились численность учителей с 1 млн 067,1 тыс. до 1 млн 348,5 тыс., удельный вес женщин в общей численности учителей -с 87,8 % до 89,1 %.
В 2023 году 38890 самостоятельных образовательных организаций осуществляли подготовку по основным программам общего образования, в том числе 17327 в городских поселениях и 21563 в сельской местности [6]. Насчитывалось государственных и негосударственных организаций всего 37975 и 915, в городских поселениях -16502 и 825, сельской местности - 21473 и 90. Надо отметить, что имелось 15076 (39,03 %) учреждений, здания и помещения которых требовали капитального ремонта, 421 (1,09 %) учреждений, здания и помещения которых находились в аварийном состоянии.
Численность обучающихся составила 17997296, в том числе по программам, реализуемым с использованием сетевой формы - 702249, применением электронного обучения - 4321173, дистанционных образовательных технологий -3232355. По образовательным программам начального общего образования обучались 7534114, основного - 8835689, среднего -1344967 [7]. В городских поселениях обучались 13957460, сельской местности - 4039836, в государственных и негосударственных организациях -всего 17791337 и 205959; в городских поселениях - 13768891 и 188569, сельской местности -4022446 и 17390. Не решена проблема обучения в первую смену. В общеобразовательных организациях для ликвидации третьей смены обучения созданы 54974 места, в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, - 9487 новых мест. 14799151 обучались в первую и 2687237 во вторую смену, в государственных и
негосударственных образовательных организациях в первую смену - 14633783 и 165368; во вто ру ю - 2684969 и 2268. Во вторую смену обучались по программам начального образования -1456513, основного - 1227887, среднего - 2837. В группах продленного дня находились 1294824.
Созданы 3009 центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», 15 региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи [5]. Для обучающихся 5-11 классов в региональных центрах ведется образовательная деятельность с использованием имеющегося оборудования, посредством реализации образовательных программ в сетевой форме.
В реализации проекта «Билет в будущее» 1 млн 882,164 тыс. приняли участие в различных мероприятиях по профессиональной ориентации, например, профессиональные ориентационные уроки, региональные и виртуальные профессиональные пробы, Всероссийские профессиональны е ориентационные фестивали. 249321 обучающегося посетили региональные профессиональные пробы, многие из них получили рекомендации по построению индивидуальной образовательной траектории. В профессиональных пробах непосредственно происходит знакомство с приоритетными для страны и региона профессиональными направлениями, компетенциями, необходимыми для получения конкретной профессии. 215275 обучающихся посетили выставки-практикумы, 32 тыс. - Всероссийские профессиональные ориентационные фестивали профессий.
Проводилась Всероссийская олимпиада школьников по 24 общеобразовательным предметам во всех регионах. Приняли участие: школьный этап - 6861060 обучающихся с 4 по 11 класс; муниципальный этап - 1581226 обучающихся с 7 по 11 класс; региональный этап - 132048 обучающихся с 6 по 11 класс; заключительный этап - 6512 участников с 7 по 11 класс. Сборные команды Российской Федерации, включающие победителей и призеров заключительного этапа, в составе 43 человек выступили на 8 международных олимпиадах по общеобразовательным предметам - химии, биологии, математике, информатике, физике, географии, астрономии, естественнонаучной олимпиаде юниоров, завоевали 43 медали - 34 золотых, 8 серебряных, 1 бронзовую и на 9 промежуточных международных олимпиадах, получили 63 медали - 30 золотых, 24 серебряных и 8 бронзовых.
Весьма актуальным, дискуссионным и широко обсуждаемым является вопрос о Едином государственном экзамене. Существуют диаметрально противоположные мнения о его сохранении или отмене. Предполагается широкая дискуссия по его совершенствованию. В 2024 году результаты Единого государственного экзамена следующие: 100 баллов получили 8691 выпуск-
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
ников, 200 баллов - 648, 300 баллов - 42, один -400 баллов по четырем предметам - русскому языку, профильной математике, физике, информатике [8]. 768 человек были удалены с экзамена за нарушение порядка его проведения - использование средств связи, шпаргалок, вынос материалов из аудитории. Было подано 113, 5 тыс. заявлений на пересдачу экзамена, из них половина не набрали необходимого минимального количества баллов, треть сдали экзамен на 31-40 баллов. Некоторые регионы ввели выплаты школьникам за победу на олимпиадах, успешную сдачу Единого государственного экзамена, медали за учебу. В Ямало-Ненецком автономном округе по 300 тыс. рублей получают победители Всероссийских олимпиад и учителя, которые их подготовили [9]. Высшие учебные заведения стимулируют тех, кто получил 100 баллов. Московский физико-технический институт после зачисления на образовательные программы бакалавриата выплачивает 100 тыс. за каждый Единый государственный экзамен. В 2023 году поступили 460 победителей олимпиад и 175 имеющих 100 баллов, пять из них получили 100 баллов по трем предметам [10].
Персонал включал 2144458 работников, в том числе 138177 руководящих, 1347104 - педагогических, из них 1074747 учителей, 124229 - учебно-вспомогательный персонал, 534948 - иной персонал [6]. В государственных и негосударственных образовательных организациях всего работали 2103609 и 40849; руководящих работников - 134374 и 3803; педагогических - 1319785 и 27319; учителей - 1054714 и 20033. Имелись вакантные должности всего - 67842, руководящих работников - 3050, педагогических - 37402, учителей - 18160. Существовали вакансии для учителей в государственных и негосударственных образовательных организациях - 17625 и 535. Имели высшее образование 1358094, из них 1202548 - педагогическое, 259 - ученую степень доктора и 8370 кандидата наук, 87 - ученое звание профессора и 873 - доцента, 435648 - среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, из них 196694 - педагогическое, 148763 -программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, 440295 - высшую и 378182 первую квалификационную категорию. 705266 осуществляли классное руководство. У работников без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера преобладал возраст в 50-54 года (323241) и 4549 лет (295635), учителей - 165345 и 140541. Имели общий стаж работы в 20 и более лет 1208021, такой же стаж педагогической работы -753319. Работали внешними совместителями 124767, в том числе 49809 учителей. 22272 выполняли работу по договорам гражданско-правового характера, из них 15694 работников образовательных организаций. Приняты 313610 работников, выбыли 316345, в том числе 295472 по собственному желанию, из них 136949 учителей.
Рассмотрим среднюю заработную плату педагогических работников дошкольных образовательных организаций и образовательных организаций общего образования государственной и муниципальной форм собственности за январь-март 2024 года [11]. У педагогических работников дош кол ьн ых образовательных организаций она была равна 49991 рубль: федеральной собственности - 60743, региональной - 70461, муниципальной - 48376. Для сравнения средняя заработная плата в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации - 54520. Отношение к средней заработной плате в сфере общего образования по формам собственности организаций составило: федеральная - 111,4 %, региональная - 129,2 %, муниципальная - 88,7 %. Средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования составила 58109 рублей: федеральной собственности - 91880, региональной -84076, муниципальной - 51584. Для сравнения среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц равна 61564. Отношение средней заработной платы по категории к оценке среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц - 94,4 %; 149,2 %; 136,6 %; 83,8 %. Вместе с тем в некоторых регионах в образовательных организациях региональной собственности отношение меньше 100 %, например, в Карелии (84,1 %), Коми (88,3 %), Красноярском (84,4 %) и Забайкальском (89,7 %) краях, Костромской (87,8 %), Свердловской (86 %), Иркутской (84,4 %) областях, Ненецком автономном округе (81,9 %). В ряде регионов в образовательных организациях муниципальной собственности отношение больше 100 %, например, в Кабардино-Балкарии (119,1 %), Калмыкии (116,6 %), Краснодарском (116,6 %), Алтайском (111,2 %), Приморском (123,8 %) краях, Московской (111,5 %), Ленинградской (111,2 %), Калининградской (109,7 %), Саратовской (115,2 %), Магаданской (115,5 %), Сахалинской (120 %) областях, Москве (108,2 %).
Учитель может получить компенсационную выплату в размере 1 млн, в регионах Дальнего Востока - 2 млн по программе «Земский учитель». Программа предназначена для учителей в возрасте до 50 либо 55 лет, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующих требованиям педагогического работника, переехавших на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, города с населением до 50 тыс. человек, устроившихся в школу на вакантную должность с объемом учебной нагрузки не менее 18 часов в неделю за ставку, взявших обязательство отработать в школе 5 лет на этой должности с такой же нагрузкой [12]. Если учитель уволится из школы раньше, чем через пять лет, то он обязан вернуть деньги в полном объеме независимо от того, сколько лет уже отработал.
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Заключение. В среднем образовании происходят необходимые преобразования в соответствии с задачами, определенными в Государ-
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
ственной программе «Развитие образования», сформулированными в Послании Президента Федеральному Собранию до 2030 года.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Россия: фронт работ // Российская газета. 2024. 01 марта.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru
3. Российский статистический ежегодник. 2023. Статистический сборник. URL : rosstat.gov.ru
4. Росстат. Официальная статистика. Актуальная статистическая информация сферы образования. Дошкольное образование по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации за 2023 год // Росстат - Образование. URL : rosstat.gov.ru
5. Доклад о реализации плана деятельности Министерства просвещения Российской Федерации по реализации документов стратегического планирования за 2023 год. URL : docs.edu.gov.ru
6. Росстат. Официальная статистика. Образование. Актуальная статистическая информация сферы образования Среднее профессиональное и общее образование, профессиональное обучение (Минпро-свещения России) // Росстат - Образование. URL : rosstat.gov.ru
7. Росстат. Официальная статистика. Образование. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2023/24 учебного года // Росстат - Образование. URL : rosstat.gov.ru
8. Агранович М. Среди шумного балла / М. Агранович // Российская газета. 2024. 09 июля.
9. Миллион за IQ // Российская газета. 2024. 14 марта.
10. Добрынина Е. На все сто / Е. Добрынина // Российская газета. 2024. 28 мая.
11. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-март 2024 года // Росстат - Рынок труда, занятость и заработная плата. URL : rosstat.gov.ru
12. Земский учитель в 2024: условия конкурса и выплаты, как подать заявку, документы. URL : tinkoff.ru
References:
1. Russia: Front of Work // Rossiyskaya Gazeta. 2024. 01 March.
2. Federal Law of December 29, 2012 № 273-FZ «On Education in the Russian Federation» // GARANT System. URL : garant.ru
3. Russian Statistical Yearbook. 2023. Statistical Collection. URL : rosstat.gov.ru
4. Rosstat. Official statistics. Up-to-date statistical information in the field of education. Preschool education in the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation for 2023 // Rosstat - Education. URL : rosstat.gov.ru
5. Report on the implementation of the activity plan of the Ministry of Education of the Russian Federation for the implementation of strategic planning documents for 2023. URL : docs.edu.gov.ru
6. Rosstat. Official statistics. Education. Up-to-date statistical information in the field of education Secondary vocational and general education, vocational training (Ministry of Education of the Russian Federation). Rosstat - Education. URL : rosstat.gov.ru
7. Rosstat. Official statistics. Education. Information on the form of federal statistical observation № ОО-1 «Information on the organization carrying out educational activities under educational programs of primary general, basic general, secondary general education» at the beginning of the 2023/24 academic year // Rosstat - Education. URL : rosstat.gov.ru
8. Agranovich M. Among the noisy balla // Rossiyskaya gazeta. 2024. July 09.
9. A Million for IQ // Rossiyskaya Gazeta. 2024. 14 March.
10. Dobrynina E. On the Whole Sto / E. Dobrynina // Rossiyskaya gazeta. 2024. 28 May.
11. Results of federal statistical observation in the field of labor remuneration of certain categories of social workers and science for January-March 2024. URL : rosstat.gov.ru
12. Zemsky Teacher in 2024: Conditions of Competition and Payments, How to Apply, Documents. URL : tinkoff.ru.
НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. СОВРЕМЕННОСТЬ / SCIENCE. EDUCATION. THE PRESENT. 2024. № 3 (сентябрь)
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Информация об авторах
Аверин Александр Николаевич
доктор философских наук, профессор,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ОЯСЮ https://orcid.org/0009-0009-0579-8545 [email protected]
Понеделков Александр Васильевич
доктор политических наук, профессор,
Южно-Российский институт управления -
филиал Российской академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Нежинская Мария Александровна
адвокат,
Адвокатская палата Чеченской Республики [email protected]
Alexander N. Averin
Doctor of Philosophy, Professor,
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration ORCID https://orcid.org/0009-0009-0579-8545 [email protected]
Alexander V. Ponedelkov
Doctor of Political Sciences, Professor,
South-Russian Institute of Management -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration [email protected]
Maria A. Nezhinskaya
Lawyer,
Law Chamber of the Chechen Republic [email protected]