'Содержание свободного хлоропрена в латексах в количестве 0,4 %, но и 0,1 % следует признать чрезмерным, так как при переработке этого сырья в воздухе производственных помещений обычно создаются концентрации, превышающие предельно допустимые (2 мг/м3). Если учесть, что в последние годы накопились материалы, свидетельствующие о необходимости снижения этой ПДК (результаты наших собственных наблюдений, данные Л. Сальниковой, Р. М. Давтяна, Л. Д. Котосовой), то для достижения безвредных концентраций хлоропрена в воздухе при работе с латексами содержание свободного хлоропрена в них должно приближаться к нулевому значению и во всяком случае не превышать 0,01 Уо. В настоящее время разрабатывается технология получения латексов, содержащих следовые количества хлоропрена, что делает реальным включение в технические условия на хлоропреновые латексы указанной выше величины в качестве гигиенического стандарта предельного содержания в них свободного хлоропрена.
Гигиеническая стандартизация хлоропреновых латексов с регламентацией содержания не только летучих, но и других биологически активных компонентов является одним из важнейших путей оздоровления условий труда на предприятиях, применяющих это сырье, и вместе с тем служит целям улучшения гигиенического качества изделий, изготовляемых с применением латексов. |
ЛИТЕРАТУРА. АйрапетянМ. А. В кн.: Актуальные вопросы профессиональной дерматологии. М., 1965, с. 154. — Волкова 3. А. В кн.: Материалы 20-й Московской городской научно-практической конференции по проблемам промышленной гигиены. М., 1964, с. 88. — Д а в т я н Р. М. В кн.: Токсикология и гигиена продуктов нефтехимии и нефтехимических производств. 2-я Всесоюзная конференция. Ярославль, 1972, с. 95. — Лопухов а К- А. Веста, дерматол., 1962, № 3, с. 47.— Перегуд Е. А. Санитарная химия полимеров. Л., 1967, с. 300. — Сальни к о -в а Л. С. В кн.: Токсикология новых промышленных химических веществ. Л., 1969, в. 11, с. 106.—Фоменко В. Н., Катосова Л. Д. В кн.: Акушерско-гинекологи-ческая профпатология. Казань, 1973, с. 33.
Поступила 29/V 1974 г.
DATA FOR HYGIENIC STANDARDIZATION OF CHLOROPRENIC LATEXES Z. A. Volkova, L. A. Dueva, Z. N. Zilfyan
The authors investigated chlorprenic latexes of trade marks LNT-1, L-4, L-7, L-14 and L-19 and neoprene. The emission of the main volatile toxic ingredient chloroprene into the air was found to be directly related to its contents in the latexes in form of a residual polymer. The experimental investigation performed proved the irritating, sensitizing and toxic action of latexes to depend on their qualitative composition and the quantity of biologically active ingredients contained in them. The data obtained served as basis for making hygienic recommendations aimed at maximal decrease, substitution or complete elimination of certain biologically active ingredients from the composition of latexes. The authors substantiate the imperative necessity of including into the technical conditions for chloroprenic latexes indices of the permissible level in their composition of residual chloroprene monomer, that should come to zero and not exceed 0,01 per cent.
УДК 614.73(470.22-31 Выборг)
В. Г. Катаев
УРОВНИ ОБЛУЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ВЫБОРГА ОТ ЕСТЕСТВЕННОГО 7-ФОНА ТЕРРИТОРИЙ И ЗДАНИЙ
Ленинградский научно-исследовательский институт радиационной гигиены Министерства здравоохранения РСФСР
Целью настоящей работы было проведение физической оценки воздействия у-составляющих внешнего излучения на население крупного города, расположенного на выходах коренных пород из гранитов.
'Величина основной составляющей естественной радиации оценивалась с учетом таких важнейших факторов, как численность облучаемого населения, распределение людей по уровням доз радиации, вариабельность доз в пределах территории одного пункта.
Выбор для дозиметрических исследований города на гранитах (Выборг, Ленинградской области) обусловлен некоторыми особенностями физических характеристик естественного у-фона. Поверхностные выходы из представительного типа коренных пород-гранитов отражают длительное сохранение постоянства качественного состава ионизирующего излучения, так как такие породы менее всего подвергаются выветриванию и вымыванию, в них меньше нарушается соотношение урана, тория и калия. При этом столетняя история использования строительных материалов из пород местного происхождения могла существенным образом обусловить диапазон мощностей доз зданий из-за использования различного соотношения грунто-материалов в конструктивных элементах строений.
Комплекс дозиметрических измерений уровней у-фона на улицах и в зданиях города выполнен с помощью радиометров типа РПП-1 и ПГС-6 (ИРГ) с газоразрядными счетчиками (СТС-5, СИ-22Г), ПР-3 (ИРГ) и СРП-2 с сцинтилляционными детекторами [кристаллы Nal (TI) 30x40 и 20X ХЗО мм), гаммаграфа с ионизационной камерой высокого давления, имеющей нижний энергетический порог около 50 кэВ (английская модель 65-А-EIL). Все приборы имели градуировочные графики. В ходе подготовки методики измерений отбирали образцы типичных коренных проб с обнажений, пробы разного строительного материала и анализировали в лабораторных условиях на гамма-спектрометре на содержание урана, тория и калия. Отношение концентраций тория и урана в пробах варьировало в широком диапазоне (0,014-5,6), а содержание Кзв в образцах варьировало от 0,1 до 4,5 вес. %. На обнажениях коренных пород, где отбирали пробы, проведены прямые измерения у-фона. Анализ результатов поверочных измерений у-фона в пределах до 50 мкР/ч показал, что влияние разных соотношений концентраций естественных радионуклидов оказалось малосущественным и не вносило практически значимых расхождений в показания мощностей экспозиционных доз при измерении разными приборами у-фона территорий и помещений. Средняя квадратичная ошибка расхождений независимых измерений у-фона разными приборами не превышала 15%.
В городе с многотысячным населением, имеющем более 200 улиц (площадей, проспектов, переулков), с помощью типовой передвижной радиологической лаборатории ПРЛ-60 (ИРГ) летом, в сухую погоду проведена автосъемка уличного у-фона. Практической особенностью этой работы явилось установление количественной связи численности населения с уровнями облучения от естественного у-фона территорий города. Распределение численности населения по уровням мощностей доз радиации вычисляли из простого соотношения параметров у-съемки:
^IC^t'Í'iCI). (i)
где |АN¡(Pt) — численность населения, относящаяся к уровю мощности дозы P¡ по маршруту у-съемки; i — индекс величины у-фона P¡ в диапазоне •Рмии^Лаако ПРИ этом P¡ принимает значения числового ряда (¿=1, 2, 3,..., ■Рыакс); Ñ — численность населения города; L — полная длина маршрута
съемки; п = ---число отрезков на всем пути у-съемки; I — отрезок маршрута протяженностью около 100 м; /, — отрезок маршрута с уровнем у-фона Pt.
Гистограмма численности населения по уровням у-фона на территории города приведена на рис. 1.
8<
3
ЪУ
4/1
к
10 15 20 25 30 Рг Мощность дозы (в /икр/ч)
Рис. 1. Распределение населения Выборга по уровням радиации на территории.
8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 Рг Мощность дозы (8 мкр/ч)
Рис. 2. Распределение населения Выборга по уровням радиации в жилых зданиях.
Вычислена средневзвешенная мощность дозы Р (В^ внешнего облучения населения от уличного у-фона по формуле:
•Р1
Р(Й7) =
макс
2 д *,(/>,)•
мин_
I = р
^макс
¡жжР
(2)
Величина Р (й^) для населения города определена равной 21,8 мкР/ч в границах мощностей доз от Рмин=10 мкР/ч до Рмакс=30 мкР/ч.
В жилом фонде города была собрана исходная информация о каждом здании (данные о виде строительного материала, полезной площади, плотности заселения и другие сведения). Совокупность жилых зданий в зависимости от типа строительного материала капитальных стен в дальнейшем была сведена в 3 основные группы — деревянные, каркасно-засыпные и кир-пично-каменные. В выборках из каждой группы зданий поэтажно производили замеры "у-фона в помещениях в одинаковых геометрических условиях (в центре комнаты, у стен). Кроме того, производили параллельно замер 7-фона на лестничных площадках. Прямым измерением охвачено более 600 зданий. Известно, что рост более 15 равноточных измерений физического параметра незначительно увеличивает точность искомого среднего значения его, поэтому при оценке среднего у-фона типа зданий можно ограничиваться выборкой из 154-20 зданий.
'Существенно отметить, что нами не установлены значимые различия в оценке среднего у-фона единичного здания, вычисленного как по измерениям помещений, так и по данным о у-фоне На лестничных площадках разных этажей. К такому же выводу приходят и другие исследователи (ОЫэеп).
Анализ экспериментальных данных позволил выявить закономерно'сть в распределении числа зданий по уровням мощностей доз, которая свойственна крупному населенному пункту и которую можно представить графически в виде гауссовской кривой. Связь числа жителей с уровнем облучения от естественного у-фона зданий может быть аппроксимирована аналитически в форме полуэмпирического соотношения вида:
/. /
5 (/, 0
Рср0.0-Р<
а ЛМЯ,)=2 ДО. О--у—По (/, 0-ехр [ 2а*'(/, 7)
ч
(3)
при ЯМ1Ш0\ (/. 0, где АМ,(Р,) — численность жителей в
зданиях с мощностью дозы Р, (Р{ принимает значения последовательно из
ряда 1 = 1, 2, 3,
Рмакс); Д (/", *) — число зданий группы / и этажности
V, / — индекс группы зданий по типу строительного материала капиталь-
ных стен; t — индекс этажности зданий (t = 1, 2, 3, . . . , 12); S (/, t —жилая площадь зданий группы / и этажности (; К/ — площадь, приходящаяся на 1 жителя в группе зданий /'; П„ (/', 0 —Доля числа зданий в группе j и этажности t с мощностью дозы в них Рср (У, t); РсР
Таблица 1
Радиационные характеристики основных типов зданий (Выборг)
Типы зданий / Этажность t Мощность дозы (в мкР/ч)
в S а. и к <0 а а. о, и а. о (/. 1)
Деревянные 1—2 6 21 13 2,5
Каркасно-
засыпные 1—3 8 18 18 2,3
Кирпично-
каменные 1—12 13 30 20 2,8
= = Я
„ OJ О
3* О.Е
280 160 115
Таблица 2
Распределение времени пребывания населения (отдельных групп) в зданиях и на территории города
(у, 0 — средний v-фон зданий однотиповой выборки; о2 (/, t) — дисперсия распределения одно-типовой выборки зданий по уровню у-фона; Ямин— ^макс — экстремальные значения мощностей доз в однотиповых группах зданий.
Все необходимые параметры зависимости (3) определены нами и для основных типовых групп жилых зданий приводятся в табл. 1.
Рис. 2 иллюстрирует итоговое распределение Д N(Pi)=i(Pi), вычисленное путем суммации значений ДЛ^(Рг) с учетом типа зданий, этажности и числа жителей по всему жилому фонду города.
Вычисленная по формуле (2) средневзвешенная мощность дозы жилищ для населения в целом равна 18,5 мкР/ч.
Полученные распределения населения по уровням радиации на территории и в жилищах необходимы для завершения расчетов по оценке доз внешнего облучения населения от основных у-составляющих природного фона.
Доза внешнего облучения жителей города формируется за счет разного времени пребывания на территории, в зданиях. Так как радиационные параметры производственных зданий (культурно-просветительных, хозяйственных и др.) мы не определяли, а по своему назначению эти строения выполняются в основном из кирпича, камня и бетона, для оценки доз можно использовать радиационные параметры кирпично-каменных построек.
Следует также заметить, что при расчете доз ряд исследователей принимают разное среднее время пребывания населения на территории и в зданиях; к примеру, по данным Ohlsen, Cardinal и соавт., оно равно 6-=-8 и 18-=-16 ч соответственно.
Задаваясь средним временем пребывания населения на местности, в жилищах, в производственных зданиях ( табл. 2), можно рассчитать поглощенные дозы внешнего облучения мягкими тканями тела по формуле:
Контингент населения Группа населения Время пребывания в течение суток (в ч)
территория производственные деревянные и g каркасно-за- » сыпные (жн- " лые) а разные (жилые)
Рабочие, служа- 1а 8
щие, учащиеся 6 — 10
16 6 8 10 —
Домохозяйки, 2а 6 — — 18
пенсионеры 26 6 — 18 —
Лица, работающие
на открытой За 14 — — 10
местности 36 14 — 10 —
Дети дошкольного
возраста, боль- 4а 12 — — 12
ные, беремен- 46 12 12 — —
ные женщины 4в 12 — 12 —
Все население 8 8 — 8
Таблица 3
Уровни облучения (в мрад/г) населения Выборга от ^-излучения на территории и в зданиях
ÖBH (Т)= 0,352 [Ру (Т).<,+ Ру (Ж)-tt + Py (П)• lg] мрад/г,
(4)
Группа населения Облучение мягких тканей Облучение гонад
средняя доза экстремальные дозы средняя доза экстремальные дозы
la 168 79—254 106 50—160
16 148 79—222 93 50-140
2а 163 59—254 103 37—160
26 129 59—197 81 37—124
За 173 70—254 109 44—160
36 95 51—148 60 32-93
4а 170 67—254 107 42—160
46 176 97—254 110 61-160
4в 147 67—254 93 42-135
Все населе-
ние 170 72—254 108 52—160
v (Т), ЯТ(Ж), Ру
где Р.
(П) — экспозиционные мощности доз радиации на территории, жилище, рабочем помещении (в мкР/ч); /а, (3 — время пребывания в течение суток там же (в ч); 0,352 — переходной коэффициент (от мкР/день к мрад/г). При расчете гонадных доз вводится известная поправка на экранирование гонад:
Dr=0,63-DB
(у) мрад/г.
(5)
Расчетные поглощенные дозы на критические органы человека для всего населения и группы его приводятся в табл. 3.
Нетрудно видеть, что природное облучение мягких тканей тела и гонад для жителей Выборга колеблются в пределах 50—250 и 30—160 мрад/г соответственно. Средневзвешенные дозы облучения мягких тканей и гонад варьируют в диапазоне 95—180 и 60—110 мрад/г. В среднем для жителей города уровень облучения мягких тканей тела и гонад равен 170 и 108 мрад/г соответственно.
В заключение следует отметить, что в крупных населенных пунктах, где возможны разные уровни мощностей доз на дневной поверхности и в жилищах, физическая оценка воздействия основных составляющих Y-фона должна производиться дифференцированно, с учетом таких важнейших факторов, как время облучения групп населения, структуры распределения его по уровням природного фона. В качестве основных критериев физической оценки радиационного воздействия природного у-фона на относительно большие группы людей могут служить средневзвешенные уровни облучения и минимально-максимальные их значения.
По мере накопления достаточного объема подобной информации по другим населенным пунктам возможен переход к физической оценке природного фона для больших по численности популяций людей по регионам страны и в целом по СССР.
Следует указать, что подобная работа может быть выполнена любой радиологической группой санэпидстанции с охватом всех контролируемых ею населенных пунктов.
Выводы
1. Теоретически разработаны и апробированы основные методические приемы изучения структуры уровней лучевого воздействия от территорий и зданий по естественному у-излучению применительно к крупному населенному пункту РСФСР.
2. Практически выявлены распределения населения по уровням лучевого воздействия от природного у-фона территорий и жилищ для города, расположенного на выходах из коренных гранитных пород.
'ЛИТЕРАТУРА. Cardinale A., Fritelli L., LemboG., HIth. Phys., 1971, v. 20, p. 285.—Oh Isen H., Kernenergie, 1970, Bd 13, S. 91.
Поступила 28/1 1974 г.
THE LEVELS OF RADIATION OF THE INHABITANTS OF VYBORG DUE TO NATURAL y-BACKGROUND OF THE TERRITORY AND THE BUILDINGS
V. G. Kataev
The author classed the population according to the levels of Y-background and estimated the absorbed doses of external irradiation of the population and the gonad doses. The data obtained allow the radiation hygiene specialists to differentiate the means of investigating the connection of vitally important health indices of the population with small radiation doses.
Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела
УДК 614.3:814.253
Проф. В. М. Ретнев
О ДЕОНТОЛОГИИ САНИТАРНОГО ВРАЧА
Ленинградский институт усовершенствования врачей им. С. М. Кирова
За последнее время появились работы, в которых в соответствии с современными требованиями освещаются основные черты поведения советского врача-гигиениста (Б. Д. Петров; Е. Я. Белицкая).
Вопрос об особенностях деонтологии санитарного врача весьма актуален, и ее специфика в отличие от деонтологии врача-клинициста пока еще отчетливо не сформулирована. А это крайне необходимо, так как в некоторых источниках деонтология трактуется как поведение медицинского персонала, направленное «на максимальное повышение полезности лечения»1. Иначе говоря, деонтология определяется как клиническая дисциплина.
Недостаточное понимание санитарными врачами основ деонтологии приводит иногда к разочарованию в своей профессии, переходу на лечебную работу. Наш опыт работы с врачами-гигиенистами показывает, что проходит 5—7 лет, прежде чем они утвердятся в своей специальности и полюбят ее. Задачей деонтологии для гигиениста и является сокращение этого периода «врабатываемости».
Деятельность санитарного врача, на наш взгляд, принципиально отличается от рода занятий врача-лечебника. Прежде всего это организационная работа с людьми, начиная от руководителей предприятий строек до рядовых тружеников, людей, чаще волевых, с различными особенностями характера и, как правило, здоровых. Врач-гигиенист выступает здесь не как исцелитель болезней, а как контролер выполнения санитарного законодательства, т. е. в роли, требующей от него принятия подчас чрезвычайно ответственных решений, затрагивающих судьбу тысяч людей и идущих в разрез с требованиями экономии сил и средств. Санитарный врач — единственный из специалистов-медиков, который имеет по закону право контролировать работу и своих коллег — лечащих врачей, занятых медицинским обслуживанием трудящихся и школьников.
Немаловажным обстоятельством является также то, что санитарный врач видит плоды труда не сразу, а через какое-то время, порою через несколько лет. Если клиницист, излечив больного, уже чувствует удовлетворение, то гигиенист получает его только после многолетней разработки и внедрения предложенных им рекомендаций, так как последние часто требуют больших материальных затрат. Кроме того, основные критерии оценки
* БСЭ, 1972, т. 8, с. 105.
°t J