Section 1. Military Education
Volynets Nataliya Valentynivna, Senior Researcher, Sector of organization of scientific researches of Research Department National Academy of the State Border Guard Service of Ukraine Bohdan Khmelnytsky E-mail: natasha_volynets@meta.ua
LEVELS AND TYPES OF PERSONAL WELL-BEING OF THE STAFF OF THE STATE BORDER GUARD SERVICE OF UKRAINE
Abstract: the results of an empirical study of the levels and types of experiences of personal well-being by the staff of the State Border Guard Service of Ukraine are presented in this article.
Keywords: personal well-being, the typology of personal well-being, personality-oriented, career-oriented, professionally-oriented and socially-oriented types of personal well-being.
Волынец Наталия Валентиновна, старший научный сотрудник, отделение организации научных исследований научно-исследовательского отдела Национальная академия Государственной пограничной службы
Украины имени Богдана Хмельницкого E-mail: natasha_volynets@meta.ua
УРОВНИ И ТИПЫ ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ
Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования уровней и типов переживания личностного благополучия персоналом Государственной пограничной службы Украины.
Ключевые слова: личностное благополучие, типология личностного благополучия, лич-ностно-ориентированный, карьеро-ориентированный, профессионально-ориентированный и социально-ориентированный типы личностного благополучия.
Постановка проблемы. Профессиональная ной частью жизни пограничников. Их удовлет-деятельность персонала Государственной погра- воренность собой як профессионалами, своими ничной службы (ГПС) Украины является важ- профессиональными достижениями и успехами,
а также эффективностью деятельности пограничного ведомства в целом, влияет на их личностное благополучие и качество жизни, что и обуславливает актуальность исследования этого переживания. Переживание пограничниками личностного неблагополучия может способствовать возникновению у них чувства беспомощности, проявляющееся вследствие нескольких неудачных попыток влияния на негативные обстоятельства среды (или избегания их), характеризующееся пассивностью, отказом от действий, нежеланием изменять его в соответствие с потребностями, даже когда возникает такая возможность, которое сопровождается потерей ощущения свободы и контроля, отсутствием веры в возможность изменений и в собственные силы, угнетенностью, депрессией и т.п. [1], возникновению сложности самопринятия и профессиональной самоидентификации [2], снижением уровня самоуверенности, которое влияет непосредственно на эффективность та продуктивность их профессиональной деятельности. Профессиональная успешность пограничников не является совокупностью отдельных успешно выполненных профессиональных заданий, а зависит от индивидуальных способностей, знаний, умений, навыков, мотивации и т.п., ресурсов физической, социальной и организационной среды, взаимодействия персонала [3], которые определяют профессиональную мотивацию, обеспечивают формирование профессиональной идентичности и компетентности, способствуют совместимости, сплоченности и сотрудничеству в коллективе, эффективности и производительности выполнения профессиональных задач, профессиональному развитию и самореализации, что, в свою очередь, способствует удовлетворенности условиями, процессом и результатами работы и, как следствие -их личностному благополучию.
Целью статьи является освещение результатов эмпирического изучения уровней и типов переживания личностного благополучия пограничниками.
Метод исследования. С целью психологической диагностики и выявления особенностей личностного благополучия пограничников был разработан скрининг-опросник личностного благополучия персонала ГПС Украины. Концептуальной основой скрининг-опросника стала эмпирическая модель личностного благополучия персонала ГНС Украины [4] и разработанная на ее основе типология личностного благополучия пограничников. Скрининг-опросник предназначен для экспресс-диагностики уровня и индивидуально-типологических особенностей личностного благополучия пограничников и состоит из 73 утверждений относительно переживаний, ощущений, мыслей, установок, позиций и т.п., которые изучаемым нужно оценить по семибалльной шкале. По результатам тестирования определялись уровни переживания личностного благополучия (высокий, средний с тенденцией к высокому, средний с тенденцией к низкому и низкий) по шкалам личностной осуществимости жизни, личной самоэффективности и гармонии, профессиональной компетентности и самореализации, профессионально-организационной мотивации, профессионального развития и достижений.
Результаты. С целью апробации скрининг-опросника личностного благополучия персонала ГПС Украины был проведен опрос 47 пограничников, из них 27 человек - слушателей факультета подготовки руководящих кадров, соискателей высшего образования на втором магистерском уровне образовательного степени магистра и оперативно-тактического уровня высшего военного специального образования, а также 20 человек -слушателей центра подготовки офицерского состава курсов по подготовке офицеров, которые планируются к выбытию в зону проведения боевых действий.
По результатам тестирования с использованием скрининг-опросника личностного благополучия персонала ГПС Украины высокий уровень личностного благополучия выявлено у 42,55%
пограничников, в том числе: 62,96% слушателей факультета подготовки руководящих кадров и 15,00% слушателей центра подготовки офицерского состава. Средний с тенденцией к высокому уровень личностного благополучия выявлено у 53,19% пограничников, в том числе: у 37,04% слушателей факультета подготовки руководящих кадров - у 75,00% слушателей центра подготовки офицерского состава. Средний с тенденцией к низкому уровень личностного благополучия (среди слушателей центра подготовки офицерского состава) выявлено у 4,26% пограничников. Среди слушателей факультета подготовки руководящих кадров средний с тенденцией к низкому уровень личностного благополучия и низкий уровень среди всех испытуемых не обнаружено. Обнаруженные уровни личностного благополучия пограничников характеризуются соответствующими уровнями их личностной осуществимости жизни, личностной самоэффективности и гармонии, профессиональной компетентности и самореализации, профессионально-организационной мотивации, профессионального развития и достижений.
Кроме того, в исследуемой группе пограничников выявлено преобладание личност-но-ориентированного типа личностного благополучия у 68,09% пограничников: у 81,48% слушателей факультета подготовки руководящих кадров и у 50,00% слушателей центра подготовки офицерского состава. Пограничники с лич-ностно-ориентированным типом личностного благополучия переживают благополучие в контексте как личной, так и профессиональной осуществимости своей жизни. Это люди с развитым чувством свободы, которые находят реальные возможности действовать в любых ситуациях, принимают персонально обоснованные решения; имеют четкие представления о себе как о сильной личности, которая может выстраивать свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, и ней управлять. Они
получают удовольствие от взаимоотношений с руководством и коллегами, проявляют интерес к работе, уверены в своей профессиональной компетентности и в том, что в профессиональном плане имеют авторитет среди коллег и руководства. Они высоко оценивают результаты своей профессиональной деятельности и получают удовольствие от реализации профессионального потенциала. Пограничники с этим типом благополучия переживают внутреннюю согласованность профессионального самоотношения, осознают собственные личностные качества как предпосылки для профессиональных успехов и преобразования профессиональных успехов в импульсы прогрессивного личностного развития. Их ведущей карьерной ориентацией является возможность жить в разных местах (отсутствие стабильности места проживания и ротация в различные подразделения) и удовлетворение потребности в достижениях. Они переживают радость при осуществлении повседневной деятельности, довольны условиями труда и достижениями на работе, ощущают подъем, положительно оценивают влияние работы, у них преобладает хорошее настроение и оптимистическое восприятие будущего, и отсутствует психоэмоциональная симптоматика, для них большое значение имеет социальное окружение. Они находят возможность воплощать в работе свои идеалы и ценности, могут переживать самоуничижение как фиксированную установку на негативное оценивание или потерю смысла своих индивидуальных качеств в контексте трудовой деятельности и профессиональной карьеры через самообвинения в ситуациях профессионального неуспеха, когда возлагают вину на себя независимо от того, чем на самом деле обусловлены проблемы или неудачи на работе, а выход из указанных негативных переживаний в положительное пространство удовлетворения потребностей в вознаграждении и в условиях труда способствует переживанию благополучия. Они имеют четко сформированные профессиональные цели и ярко
выраженную потребность в признании, переживают профессиональное самопринятия, стремятся к профессиональному развитию, формируют позитивные отношения в коллективе, обладают способностью к ретроспективной и ситуативной рефлексии.
Карьеро-ориентированный тип личностного благополучия выявлен у 4,25% среди всех испытуемых - 10,00% слушателей центра подготовки офицерского состава. Пограничники из карьеро-ориентированным типом личностного благополучия ориентированы на переживание благополучия как результата успехов в карьере. Они имеют ярко выраженную потребность в интересной работе и ориентированы на стабильность работы как постоянной работы с минимальной вероятностью увольнения. Их ведущей карьерной ориентацией является интеграция усилий коллег, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации, обеспечивающие им возможности для лидерства, высокого дохода, повышенной ответственности и возможности осуществить весомый вклад в успех организации. Они переживают личностное благополучие при условии владения властными полномочиями, которые дают возможность для принятия ключевых решений и управления людьми, проектами и т.д. со значительными делегированными полномочиями. Для них важным является учет интересов персонала при определении трудовых функций и работа в команде. Они переживают удовлетворение потребности в достижениях и ориентированы на регулярный менеджмент в управлении и на интеграцию стилей жизни как способ сохранения гармонии между личной жизнью и карьерой для уравновешивания различных сфер жизнедеятельности. Они переживают удовлетворения потребностей в вознаграждении и в условиях труда, у них преобладают положительные стимулы вознаграждения и поощрения в мотивации, они нуждаются в преобладании в управлении: целостности над дезинтегра-
цией и инновационности над консервативностью при организации процесса профессиональной деятельности, а также в преобладании в отношениях сотрудничества. Эти лица переживают удовлетворенность уровнем компетентности и нуждаются во взаимоотношениях и в признании; обладают способностью к ретроспективной, ситуативной и перспективной рефлексии. Среди слушателей факультета подготовки руководящих кадров ка-рьеро-ориентированный тип личностного благополучия не обнаружено.
Профессионально-ориентированный тип личностного благополучия выявлен у 21,28% пограничников: у 8,52% слушателей факультета подготовки руководящих кадров и у 25,00% слушателей центра подготовки офицерского состава. Пограничники с профессионально-ориентированным типом личностного благополучия ориентированы на переживание благополучия как процесса профессиональной самореализации. К этому типу относятся пограничники, которые имеют четкие представления о собственной способности выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и представлениями о ее смысле, они несут ответственность за себя и свою жизнь, способны доводить до конца решения, принятые на основании личных ценностей с осознанием обязательности этого для себя или обязательств перед другими людьми. Они положительно воспринимают собственное прошлое как опыт, который способствует их развитию и является предпосылкой сегодняшней жизни и ориентированы на перспективное будущее: имеют цели и планы на будущее, планируют достижения будущих целей и получения вознаграждений и т.п. Они переживают преимущественно эмоционально положительные эмоции и нуждаются в интересной работе, довольны реализацией профессионального потенциала и удовлетворением потребности в достижениях, уверены в своей профессиональной компетентности, умелости, опытности. На общем положительном фоне самоотношения у погра-
ничников с профессионально-ориентированным типом личностного благополучия преобладает состояние субъективной удовлетворенности имеющимся уровнем развития профессионально важных знаний, умений и навыков, способностей и личностных качеств, что сочетается с чувством самодостаточности, автономией осуществлении профессиональных обязанностей и принятием профессиональных решений. Условием личностной самоэффективности этих пограничников является отсутствие стабильного места проживания и возможность получения опыта в различных региональных направлениях пограничного ведомства. Они переживают значимость социального окружения в контексте совместного решения проблем, предотвращения переживания одиночества, расширения отношений с семьей, друзьями, коллегами и другими людьми; переживают процесс собственной жизни через интерес к ней, ее высокую эмоциональную насыщенность и наполненность смыслом, а также обладают способностью к перспективной рефлексии.
Социально-ориентированный тип личностного благополучия выявлен у 6,38% человек - 15,00% слушателей центра подготовки офицерского состава. Пограничники с этим типом личностного благополучия ориентированы на переживание благополучия в контексте социальных взаимодействий. Они переживают преимущественно эмоционально положительные состояния и чувства и получают удовольствие от реализации потребности в интересной работе; реализуют собственный интерес к работе и получают удовольствие от взаимоотношений с руководством; нуждаются в удовлетворении потребности в достижениях. Преимущественно они удовлетворены условиями труда, у них преобладает хорошее настроение и оптимистическое восприятие будущего. Они могут переживать самообвинение как осознание себя в качестве препятствия для продуктивной трудовой деятельности и карьерной самореализации. Эти
пограничники получают удовольствие от «об-щинности» организации пограничного ведомства, что даёт им возможность работать в «общинном» сообществе, которое формируется на взаимных симпатиях, групповых интересах, групповых нормах поведения и ориентировано на осуществление профессиональной деятельности, а также в удовлетворении потребностей в вознаграждении, в условиях труда и в креативности. Ведущей карьерной ориентацией пограничников с социально-ориентированным типом личностного благополучия является вызов, связанный с успехом преодоления ими препятствий, с решением нерешенных сложных проблем; они ориентированы на то, чтобы «бросать вызов»: выполнять более тяжелую работу или работать в особых и/или экстремальных условиях деятельности, в среде сложных межличностных отношений, а процесс борьбы и победа являются для них более важными, чем конкретная сфера деятельности или квалификация. Пограничники этого типа личностного благополучия имеют ярко выраженную потребность в формировании и поддержании долгосрочных стабильных близких взаимоотношений, основанных на доверии. Среди слушателей факультета подготовки руководящих кадров социально-ориентированный тип личностного благополучия не обнаружен.
Выводы. Результаты исследования показали, что исследуемые пограничники переживают личностное благополучие на высоком и среднем с тенденцией к высокому уровнях. В группе слушателей факультета подготовки руководящих кадров обнаружено личностно-ориентированный и профессионально-ориентированный типы, в группе слушателей центра подготовки офицерского состава обнаружены все четыре типа переживания личностного благополучия. Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой психологических мероприятий, направленных на улучшение, повышение и сохранение личностного благополучия пограничников.
Список литературы:
1. Seligman M. E. P. Helplessness: on depression, development, and death / New York, [United States]: W. H. Freeman and Company, 1992. xxxv,- 250 p. URL: https://trove.nla.gov.au/work/10314459.
2. Маланчш М. Формування професшно!' ^ентичносп посадових oci6 державно'1 прикордонно!' службы Укра!'ни. Державне управлшня та мкцеве самоврядування. 2015. Вип. 4.- С. 211-218. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/dums_2015_4_25.
3. Толочек В. А. Профессиональная успешность: от способностей к ресурсам (дополняющие парадигмы). Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009.- Т. 6.- № 3.- С. 27-61.
4. Волинець Н. В. Емшрична модель особисткного психолопчного благополуччя персоналу Державно! прикордонно! служби Украши. Вкник Нацюнально!' академи Державно'! прикордонно! служби Укра'!ни. Сер!я: Психолог!я. 2018. Вип. 2. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Vnadpn_2018_2_5.