Научная статья на тему 'Уровни и типы личностного благополучия персонала Государственной пограничной службы Украины'

Уровни и типы личностного благополучия персонала Государственной пограничной службы Украины Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONAL WELL-BEING / THE TYPOLOGY OF PERSONAL WELL-BEING / PERSONALITY-ORIENTED / CAREER-ORIENTED / PROFESSIONALLY-ORIENTED AND SOCIALLY-ORIENTED TYPES OF PERSONAL WELL-BEING / ЛИЧНОСТНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ / КАРЬЕРО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ И СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТИПЫ ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волынец Наталия Валентиновна

В статье представлены результаты эмпирического исследования уровней и типов переживания личностного благополучия персоналом Государственной пограничной службы Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS AND TYPES OF PERSONAL WELL-BEING OF THE STAFF OF THE STATE BORDER GUARD SERVICE OF UKRAINE

The results of an empirical study of the levels and types of experiences of personal well-being by the staff of the State Border Guard Service of Ukraine are presented in this article.

Текст научной работы на тему «Уровни и типы личностного благополучия персонала Государственной пограничной службы Украины»

Section 1. Military Education

Volynets Nataliya Valentynivna, Senior Researcher, Sector of organization of scientific researches of Research Department National Academy of the State Border Guard Service of Ukraine Bohdan Khmelnytsky E-mail: natasha_volynets@meta.ua

LEVELS AND TYPES OF PERSONAL WELL-BEING OF THE STAFF OF THE STATE BORDER GUARD SERVICE OF UKRAINE

Abstract: the results of an empirical study of the levels and types of experiences of personal well-being by the staff of the State Border Guard Service of Ukraine are presented in this article.

Keywords: personal well-being, the typology of personal well-being, personality-oriented, career-oriented, professionally-oriented and socially-oriented types of personal well-being.

Волынец Наталия Валентиновна, старший научный сотрудник, отделение организации научных исследований научно-исследовательского отдела Национальная академия Государственной пограничной службы

Украины имени Богдана Хмельницкого E-mail: natasha_volynets@meta.ua

УРОВНИ И ТИПЫ ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ

Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования уровней и типов переживания личностного благополучия персоналом Государственной пограничной службы Украины.

Ключевые слова: личностное благополучие, типология личностного благополучия, лич-ностно-ориентированный, карьеро-ориентированный, профессионально-ориентированный и социально-ориентированный типы личностного благополучия.

Постановка проблемы. Профессиональная ной частью жизни пограничников. Их удовлет-деятельность персонала Государственной погра- воренность собой як профессионалами, своими ничной службы (ГПС) Украины является важ- профессиональными достижениями и успехами,

а также эффективностью деятельности пограничного ведомства в целом, влияет на их личностное благополучие и качество жизни, что и обуславливает актуальность исследования этого переживания. Переживание пограничниками личностного неблагополучия может способствовать возникновению у них чувства беспомощности, проявляющееся вследствие нескольких неудачных попыток влияния на негативные обстоятельства среды (или избегания их), характеризующееся пассивностью, отказом от действий, нежеланием изменять его в соответствие с потребностями, даже когда возникает такая возможность, которое сопровождается потерей ощущения свободы и контроля, отсутствием веры в возможность изменений и в собственные силы, угнетенностью, депрессией и т.п. [1], возникновению сложности самопринятия и профессиональной самоидентификации [2], снижением уровня самоуверенности, которое влияет непосредственно на эффективность та продуктивность их профессиональной деятельности. Профессиональная успешность пограничников не является совокупностью отдельных успешно выполненных профессиональных заданий, а зависит от индивидуальных способностей, знаний, умений, навыков, мотивации и т.п., ресурсов физической, социальной и организационной среды, взаимодействия персонала [3], которые определяют профессиональную мотивацию, обеспечивают формирование профессиональной идентичности и компетентности, способствуют совместимости, сплоченности и сотрудничеству в коллективе, эффективности и производительности выполнения профессиональных задач, профессиональному развитию и самореализации, что, в свою очередь, способствует удовлетворенности условиями, процессом и результатами работы и, как следствие -их личностному благополучию.

Целью статьи является освещение результатов эмпирического изучения уровней и типов переживания личностного благополучия пограничниками.

Метод исследования. С целью психологической диагностики и выявления особенностей личностного благополучия пограничников был разработан скрининг-опросник личностного благополучия персонала ГПС Украины. Концептуальной основой скрининг-опросника стала эмпирическая модель личностного благополучия персонала ГНС Украины [4] и разработанная на ее основе типология личностного благополучия пограничников. Скрининг-опросник предназначен для экспресс-диагностики уровня и индивидуально-типологических особенностей личностного благополучия пограничников и состоит из 73 утверждений относительно переживаний, ощущений, мыслей, установок, позиций и т.п., которые изучаемым нужно оценить по семибалльной шкале. По результатам тестирования определялись уровни переживания личностного благополучия (высокий, средний с тенденцией к высокому, средний с тенденцией к низкому и низкий) по шкалам личностной осуществимости жизни, личной самоэффективности и гармонии, профессиональной компетентности и самореализации, профессионально-организационной мотивации, профессионального развития и достижений.

Результаты. С целью апробации скрининг-опросника личностного благополучия персонала ГПС Украины был проведен опрос 47 пограничников, из них 27 человек - слушателей факультета подготовки руководящих кадров, соискателей высшего образования на втором магистерском уровне образовательного степени магистра и оперативно-тактического уровня высшего военного специального образования, а также 20 человек -слушателей центра подготовки офицерского состава курсов по подготовке офицеров, которые планируются к выбытию в зону проведения боевых действий.

По результатам тестирования с использованием скрининг-опросника личностного благополучия персонала ГПС Украины высокий уровень личностного благополучия выявлено у 42,55%

пограничников, в том числе: 62,96% слушателей факультета подготовки руководящих кадров и 15,00% слушателей центра подготовки офицерского состава. Средний с тенденцией к высокому уровень личностного благополучия выявлено у 53,19% пограничников, в том числе: у 37,04% слушателей факультета подготовки руководящих кадров - у 75,00% слушателей центра подготовки офицерского состава. Средний с тенденцией к низкому уровень личностного благополучия (среди слушателей центра подготовки офицерского состава) выявлено у 4,26% пограничников. Среди слушателей факультета подготовки руководящих кадров средний с тенденцией к низкому уровень личностного благополучия и низкий уровень среди всех испытуемых не обнаружено. Обнаруженные уровни личностного благополучия пограничников характеризуются соответствующими уровнями их личностной осуществимости жизни, личностной самоэффективности и гармонии, профессиональной компетентности и самореализации, профессионально-организационной мотивации, профессионального развития и достижений.

Кроме того, в исследуемой группе пограничников выявлено преобладание личност-но-ориентированного типа личностного благополучия у 68,09% пограничников: у 81,48% слушателей факультета подготовки руководящих кадров и у 50,00% слушателей центра подготовки офицерского состава. Пограничники с лич-ностно-ориентированным типом личностного благополучия переживают благополучие в контексте как личной, так и профессиональной осуществимости своей жизни. Это люди с развитым чувством свободы, которые находят реальные возможности действовать в любых ситуациях, принимают персонально обоснованные решения; имеют четкие представления о себе как о сильной личности, которая может выстраивать свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, и ней управлять. Они

получают удовольствие от взаимоотношений с руководством и коллегами, проявляют интерес к работе, уверены в своей профессиональной компетентности и в том, что в профессиональном плане имеют авторитет среди коллег и руководства. Они высоко оценивают результаты своей профессиональной деятельности и получают удовольствие от реализации профессионального потенциала. Пограничники с этим типом благополучия переживают внутреннюю согласованность профессионального самоотношения, осознают собственные личностные качества как предпосылки для профессиональных успехов и преобразования профессиональных успехов в импульсы прогрессивного личностного развития. Их ведущей карьерной ориентацией является возможность жить в разных местах (отсутствие стабильности места проживания и ротация в различные подразделения) и удовлетворение потребности в достижениях. Они переживают радость при осуществлении повседневной деятельности, довольны условиями труда и достижениями на работе, ощущают подъем, положительно оценивают влияние работы, у них преобладает хорошее настроение и оптимистическое восприятие будущего, и отсутствует психоэмоциональная симптоматика, для них большое значение имеет социальное окружение. Они находят возможность воплощать в работе свои идеалы и ценности, могут переживать самоуничижение как фиксированную установку на негативное оценивание или потерю смысла своих индивидуальных качеств в контексте трудовой деятельности и профессиональной карьеры через самообвинения в ситуациях профессионального неуспеха, когда возлагают вину на себя независимо от того, чем на самом деле обусловлены проблемы или неудачи на работе, а выход из указанных негативных переживаний в положительное пространство удовлетворения потребностей в вознаграждении и в условиях труда способствует переживанию благополучия. Они имеют четко сформированные профессиональные цели и ярко

выраженную потребность в признании, переживают профессиональное самопринятия, стремятся к профессиональному развитию, формируют позитивные отношения в коллективе, обладают способностью к ретроспективной и ситуативной рефлексии.

Карьеро-ориентированный тип личностного благополучия выявлен у 4,25% среди всех испытуемых - 10,00% слушателей центра подготовки офицерского состава. Пограничники из карьеро-ориентированным типом личностного благополучия ориентированы на переживание благополучия как результата успехов в карьере. Они имеют ярко выраженную потребность в интересной работе и ориентированы на стабильность работы как постоянной работы с минимальной вероятностью увольнения. Их ведущей карьерной ориентацией является интеграция усилий коллег, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации, обеспечивающие им возможности для лидерства, высокого дохода, повышенной ответственности и возможности осуществить весомый вклад в успех организации. Они переживают личностное благополучие при условии владения властными полномочиями, которые дают возможность для принятия ключевых решений и управления людьми, проектами и т.д. со значительными делегированными полномочиями. Для них важным является учет интересов персонала при определении трудовых функций и работа в команде. Они переживают удовлетворение потребности в достижениях и ориентированы на регулярный менеджмент в управлении и на интеграцию стилей жизни как способ сохранения гармонии между личной жизнью и карьерой для уравновешивания различных сфер жизнедеятельности. Они переживают удовлетворения потребностей в вознаграждении и в условиях труда, у них преобладают положительные стимулы вознаграждения и поощрения в мотивации, они нуждаются в преобладании в управлении: целостности над дезинтегра-

цией и инновационности над консервативностью при организации процесса профессиональной деятельности, а также в преобладании в отношениях сотрудничества. Эти лица переживают удовлетворенность уровнем компетентности и нуждаются во взаимоотношениях и в признании; обладают способностью к ретроспективной, ситуативной и перспективной рефлексии. Среди слушателей факультета подготовки руководящих кадров ка-рьеро-ориентированный тип личностного благополучия не обнаружено.

Профессионально-ориентированный тип личностного благополучия выявлен у 21,28% пограничников: у 8,52% слушателей факультета подготовки руководящих кадров и у 25,00% слушателей центра подготовки офицерского состава. Пограничники с профессионально-ориентированным типом личностного благополучия ориентированы на переживание благополучия как процесса профессиональной самореализации. К этому типу относятся пограничники, которые имеют четкие представления о собственной способности выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и представлениями о ее смысле, они несут ответственность за себя и свою жизнь, способны доводить до конца решения, принятые на основании личных ценностей с осознанием обязательности этого для себя или обязательств перед другими людьми. Они положительно воспринимают собственное прошлое как опыт, который способствует их развитию и является предпосылкой сегодняшней жизни и ориентированы на перспективное будущее: имеют цели и планы на будущее, планируют достижения будущих целей и получения вознаграждений и т.п. Они переживают преимущественно эмоционально положительные эмоции и нуждаются в интересной работе, довольны реализацией профессионального потенциала и удовлетворением потребности в достижениях, уверены в своей профессиональной компетентности, умелости, опытности. На общем положительном фоне самоотношения у погра-

ничников с профессионально-ориентированным типом личностного благополучия преобладает состояние субъективной удовлетворенности имеющимся уровнем развития профессионально важных знаний, умений и навыков, способностей и личностных качеств, что сочетается с чувством самодостаточности, автономией осуществлении профессиональных обязанностей и принятием профессиональных решений. Условием личностной самоэффективности этих пограничников является отсутствие стабильного места проживания и возможность получения опыта в различных региональных направлениях пограничного ведомства. Они переживают значимость социального окружения в контексте совместного решения проблем, предотвращения переживания одиночества, расширения отношений с семьей, друзьями, коллегами и другими людьми; переживают процесс собственной жизни через интерес к ней, ее высокую эмоциональную насыщенность и наполненность смыслом, а также обладают способностью к перспективной рефлексии.

Социально-ориентированный тип личностного благополучия выявлен у 6,38% человек - 15,00% слушателей центра подготовки офицерского состава. Пограничники с этим типом личностного благополучия ориентированы на переживание благополучия в контексте социальных взаимодействий. Они переживают преимущественно эмоционально положительные состояния и чувства и получают удовольствие от реализации потребности в интересной работе; реализуют собственный интерес к работе и получают удовольствие от взаимоотношений с руководством; нуждаются в удовлетворении потребности в достижениях. Преимущественно они удовлетворены условиями труда, у них преобладает хорошее настроение и оптимистическое восприятие будущего. Они могут переживать самообвинение как осознание себя в качестве препятствия для продуктивной трудовой деятельности и карьерной самореализации. Эти

пограничники получают удовольствие от «об-щинности» организации пограничного ведомства, что даёт им возможность работать в «общинном» сообществе, которое формируется на взаимных симпатиях, групповых интересах, групповых нормах поведения и ориентировано на осуществление профессиональной деятельности, а также в удовлетворении потребностей в вознаграждении, в условиях труда и в креативности. Ведущей карьерной ориентацией пограничников с социально-ориентированным типом личностного благополучия является вызов, связанный с успехом преодоления ими препятствий, с решением нерешенных сложных проблем; они ориентированы на то, чтобы «бросать вызов»: выполнять более тяжелую работу или работать в особых и/или экстремальных условиях деятельности, в среде сложных межличностных отношений, а процесс борьбы и победа являются для них более важными, чем конкретная сфера деятельности или квалификация. Пограничники этого типа личностного благополучия имеют ярко выраженную потребность в формировании и поддержании долгосрочных стабильных близких взаимоотношений, основанных на доверии. Среди слушателей факультета подготовки руководящих кадров социально-ориентированный тип личностного благополучия не обнаружен.

Выводы. Результаты исследования показали, что исследуемые пограничники переживают личностное благополучие на высоком и среднем с тенденцией к высокому уровнях. В группе слушателей факультета подготовки руководящих кадров обнаружено личностно-ориентированный и профессионально-ориентированный типы, в группе слушателей центра подготовки офицерского состава обнаружены все четыре типа переживания личностного благополучия. Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой психологических мероприятий, направленных на улучшение, повышение и сохранение личностного благополучия пограничников.

Список литературы:

1. Seligman M. E. P. Helplessness: on depression, development, and death / New York, [United States]: W. H. Freeman and Company, 1992. xxxv,- 250 p. URL: https://trove.nla.gov.au/work/10314459.

2. Маланчш М. Формування професшно!' ^ентичносп посадових oci6 державно'1 прикордонно!' службы Укра!'ни. Державне управлшня та мкцеве самоврядування. 2015. Вип. 4.- С. 211-218. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/dums_2015_4_25.

3. Толочек В. А. Профессиональная успешность: от способностей к ресурсам (дополняющие парадигмы). Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009.- Т. 6.- № 3.- С. 27-61.

4. Волинець Н. В. Емшрична модель особисткного психолопчного благополуччя персоналу Державно! прикордонно! служби Украши. Вкник Нацюнально!' академи Державно'! прикордонно! служби Укра'!ни. Сер!я: Психолог!я. 2018. Вип. 2. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Vnadpn_2018_2_5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.