Научная статья на тему 'Уровни и критерии сформированности эстетической культуры личности'

Уровни и критерии сформированности эстетической культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1921
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / КРИТЕРИИ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ / A PERSON'S AESTHETIC STANDARDS / PERSONALITY DEVELOPMENT / CRITERIA FOR THE LEVELS OF FORMATION OF A PERSON'S AESTHETIC STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куриленко Александр Александрович

Статья посвящена проблеме определения критериев и уровней сформированности эстетической культуры личности. Поскольку эстетическая культура личности находит свое отражение во внешних проявлениях человека, автор предлагает в качестве критериев уровней ее сформированности рассматривать эстетический интерес, эстетические суждения и эстетическую деятельность. Принимая во внимание тот факт, что процесс последовательного формирования эстетической культуры начинается с развития эмоционально-чувственной сферы личности, включающей эстетические восприятия, эмоции, переживания и чувства, автор делает вывод о том, что степень сформированности эмоционально-чувственной сферы личности может служить основным критерием уровней сформированности ее эстетической культуры. Опираясь на выявленные критерии, автор дает краткое описание трем уровням сформированности эстетической культуры личности: высокому, среднему и низкому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVELS AND CRITERIA OF FORMATION OF A PERSON’S AESTHETIC STANDARDS

The article considers the problem of determining criteria and levels of formation of a person’s aesthetic standards. Because a person’s aesthetic standards are reflected in external manifestations of a person, the author proposes to consider aesthetic interest, aesthetic judgments and aesthetic activity as aforementioned criteria. Taking into account the fact that the process of successive formation of a person’s aesthetic standards begins with the development of emotional-sensual sphere of the person (including aesthetic perception, emotions, experiences and feelings), the author concludes that the degree of development of emotional-sensual sphere of the person can serve as the basic criterion of development of its aesthetic standards. Based on the identified criteria, the author defines and gives a brief description of the three levels of development of a person’s aesthetic standards: high, medium and low.

Текст научной работы на тему «Уровни и критерии сформированности эстетической культуры личности»

УДК 37.036:37.012

УРОВНИ И КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

А.А. Куриленко

Аннотация. Статья посвящена проблеме определения критериев и уровней сформированности эстетической культуры личности. Поскольку эстетическая культура личности находит свое отражение во внешних проявлениях человека, автор предлагает в качестве критериев уровней ее сформированности рассматривать эстетический интерес, эстетические суждения и эстетическую деятельность. Принимая во внимание тот факт, что процесс последовательного формирования эстетической культуры начинается с развития эмоционально-чувственной сферы личности, включающей эстетические восприятия, эмоции, переживания и чувства, автор делает вывод о том, что степень сформированности эмоционально-чувственной сферы личности может служить основным критерием уровней сформированности ее эстетической культуры. Опираясь на выявленные критерии, автор дает краткое описание трем уровням сформированности эстетической культуры личности: высокому, среднему и низкому.

Ключевые слова: эстетическая культура личности, развитие личности, критерии уровней сформированности эстетической культуры личности.

THE LEVELS AND CRITERIA OF FORMATION OF A PERSON'S AESTHETIC STANDARDS

А. Kurilenko

Abstract. The article considers the problem of determining criteria and levels of formation of a person's aesthetic standards. Because a person's aesthetic standards are reflected in external manifestations of a person, the author proposes to consider aesthetic interest, aesthetic judgments and aesthetic activity as aforementioned criteria. Taking into account the fact that the process of successive formation of a person's aesthetic standards begins with the development of emotional-sensual sphere of the person (including aesthetic perception, emotions, experiences and feelings), the author concludes that the degree of development of emotional-sensual sphere of the person can serve as the basic criterion of development of its aesthetic standards. Based on the identified criteria, the author defines and gives a brief description of the three levels of development of a person's aesthetic standards: high, medium and low.

Keywords: a person's aesthetic standards, personality development, criteria for the levels of formation of a person's aesthetic standards.

В условиях доминирования массовой культуры, приспосабливающейся к неразвитым вкусам и примитивным потребностям толпы, снижения требований к эстетическим нормам, коммерциализации всех общественных отношений и мифологизации человеческого сознания, формирующей пассивное,

некритическое восприятие реальности, становится очевидной необходимость обращения личности к миру истинных духовных ценностей, миру эстетической культуры человечества, миру искусства.

Анализ результатов психолого-

педагогических исследований, посвященных проблеме формирования эстетической культуры личности, убедительно показывает, что эстетическое воспитание и самовоспитание личности способно интенсифицировать развитие самосознания, гармонизировать

коммуникативную и эмоционально-оценочную сферы, снизить остроту реагирования на стрессовые факторы, оно формирует сознание

личной сопричастности к мировой культуре и целостное мировосприятие человека.

Следовательно, формирование эстетической культуры личности в современных условиях является не только благоприятным, но и необходимым условием для ее разностороннего, гармонического и полноценного развития.

Обращаясь к вопросам эстетического воспитания, многие педагоги отмечают, что наиболее слабым компонентом большинства образовательных и воспитательных методик является отсутствие чётко сформулированных и надёжных критериев, по которым можно было бы оценить уровень сформированности того качества личности, на развитие которого направлена методика. Так в педагогической науке отсутствует единая точка зрения на вопрос о критериях определения уровней сформированности эстетической культуры личности, что побудило нас сделать попытку выявления этих критериев.

Культура личности всегда находит своё отражение во внешних проявлениях человека. Для эстетической культуры эти проявления обусловлены его отношением к искусству и действительности. Мы полагаем, что проявлениями такого отношения являются прежде всего эстетический интерес, эстетические суждения и эстетическая деятельность. Именно по ним можно оценить степень сформированности эстетической культуры.

Эстетический интерес выступает в качестве показателя уровня развитости эстетической потребности, при этом диалектическая связь между этими двумя компонентами эстетической культуры состоит в том, что, с одной стороны, интерес возникает на основе потребности, как её «опредмеченность», а с другой - сама потребность формируется в результате закрепившихся интересов [4]. Следовательно, интерес может выступать одновременно и как результат потребности, и как её предпосылка.

Не менее значима связь эстетического интереса с самым неоднозначным и сложным компонентом эстетической культуры личности -эстетическим вкусом, своеобразие которого проявляется, во-первых, в его личностном, и в то же время общественном, характере, и, во-вторых, в его посреднической позиции между двумя видами познания, чувственным и рациональным, между эмоциональной восприимчивостью и интеллектуальной оценкой воспринимаемых предметов и явлений.

Эстетическое суждение можно определить как опирающуюся на эстетический идеал и эстетический вкус оценку явлений искусства и действительности. Но, как справедливо отмечает И.Ф. Гончаров, оценочному суждению подвергается не только объективное содержание эстетических явлений жизни и искусства, но и наше субъективное к ним отношение [1, с.35]. Эстетические суждения выполняют и познавательную функцию: они ведут человека к общей эстетической оценке своих чувств, представлений, поступков.

Эстетические суждения являются важным, но не основным показателем уровня сформированности эстетической культуры человека. С нашей точки зрения, делать выводы о развитости эстетической культуры личности лишь на основании её суждений некорректно: они могут быть весьма «правильными», но не отражающими соответствующие этим суждениям чувственные переживания. Значительно больше об уровне культуры могут сказать эстетические интересы и эстетическая деятельность личности.

Формирование эстетической культуры не должно ограничиваться только формированием эстетических чувств, вкусов, идеалов, взглядов и убеждений, потребностей личности, её способности воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты. Важнейшей задачей является также формирование способности творчески преобразовывать мир в соответствии с законами гармонии. Эстетически культурный человек должен быть подлинным творцом, созидателем прекрасного [5].

Исходя из сущности эстетической культуры личности, мы разделяем всё многообразие видов эстетической деятельности на две группы:

1. Познавательно-оценочная деятельность: эстетическая деятельность, выражающаяся в восприятии, переживании, оценке явлений действительности и искусства, различных формах обучения и самообразования.

2. Социально-созидательная деятельность: виды эстетической деятельности, направленные на преобразование действительности «по законам красоты», эстетическое поведение человека в процессе его непосредственного общения с действительностью и искусством [2].

Анализ системы эстетической культуры человека и процесса её последовательного формирования показал, что данный процесс начинается с развития эмоционально-чувственной сферы личности, включающей эстетические восприятия, эмоции, переживания и чувства. Это позволило нам сделать вывод: эффективность формирования эстетической культуры личности напрямую зависит от степени сформированности её эмоционально-чувственной сферы. Именно эта степень может служить, на наш взгляд, основным критерием уровня сформированности эстетической культуры личности [3].

Высокий уровень развития эмоционально-чувственной сферы характеризуют:

- живая, спонтанная и бескорыстная эмоциональная реакция, с выраженным оценочным компонентом при восприятии как произведений искусства, так и явлений действительности;

- утончённость и дифференциация эмоциональных реакций в плане их разновидностей и в плане гибкости их проявления;

- способность эмоции перейти в более продолжительное и устойчивое психическое состояние организма, определяемое как переживание;

- возможность управления своими эмоциями со стороны личности, её способность

к сопереживанию (эмпатии), эмоциональной отзывчивости, умение подстроить свои эмоции под эмоциональное состояние другого;

- наличие связи переживания с мотивационной стороной личности (эмоция -оценка - переживание - мотив - деятельность);

- наличие развитых, прочно зафиксированных в сознании, обладающих общественным содержанием, высших чувств (любви, ответственности, стыда, сострадания и пр.);

- наличие устойчивой потребности личности в эмоционально-чувственных состояниях организма, положительно влияющих на её развитие и др.

Опираясь на выделенные нами критерии, можно выявить три уровня сформированности эстетической культуры личности: высокий, средний и низкий. Для личности с высоким уровнем характерно сочетание теоретической подготовленности с развитым эстетическим чувством и образностью мышления при восприятии художественного произведения. Человек достаточно свободно ориентируется в жанрах и направлениях различных видов искусства, способен охарактеризовать их особенности. Наблюдается ярко выраженный интерес к общению с различными видами искусства. Тип восприятия - преимущественно эстетически-ориентированный. Важным

показателем высокого уровня

сформированности эстетической культуры является стабильная потребность в эстетической деятельности личности, проявляющаяся в манере одеваться, поведении, общении, стремлении изменить окружающую среду в соответствии с собственным эстетическим идеалом.

Личности, обладающие средним уровнем сформированности эстетической культуры, отличаются анализирующим, либо

художественным типом восприятия. Очевидны пробелы в теоретической подготовленности, эстетических и искусствоведческих познаниях. Потребность в общении с искусством носит, как правило, утилитарный характер. По типу мотивации такие индивиды являются проблемно, либо нравственно

ориентированными с выраженной долей гедонистических настроений. Невысокий уровень сформированности эмоционально-оценочной сферы приводит к отсутствию

стабильной потребности в эстетической деятельности, осуществляемой в зависимости от ситуативного настроения.

Личности с низким уровнем сформированности эстетической культуры обладают обыденным типом эстетического восприятия, требуют от произведений искусства схожести с действительностью,

фактографичности, отчётливого сюжета, динамики его развития, развлекательности. Эстетические суждения отличаются

примитивизмом, употреблением банальных клише, отсутствием индивидуального мнения. Искусствоведческие и эстетические познания практически отсутствуют. Потребность в эстетической деятельности не сформирована. Поведение, манера одеваться, говорить отличаются небрежностью и, подчас, вульгарностью. Эмоционально-чувственная сфера находится на низком уровне развития.

Таким образом, в качестве критериев, на основании которых можно судить о степени сформированности эстетической культуры личности, мы выделили степени развитости эмоционально-чувственной сферы,

эстетического интереса, эстетических суждений и эстетической деятельности. Следует отметить, что интерес, суждения и деятельность являются достаточно ярко выраженными внешними проявлениями таких сложных и существенных компонентов системы эстетической культуры личности, как эстетическая потребность и эстетический вкус, и довольно точно отражают эстетические отношения человека к искусству и действительности. Именно внешняя

проявляемость выделенных нами критериев позволяет использовать их в качестве объектов наиболее распространенных и доступных методов научно-педагогического исследования: наблюдения, беседы, анкетирования,

интервьюирования. Опираясь на выявленные критерии, мы определили и дали краткое описание трем уровням сформированности эстетической культуры личности: высокому, среднему и низкому. Безусловно, представленная статья не претендует на полное и всестороннее рассмотрение проблемы, которой она посвящена. Для дальнейшего исследования можно наметить проблему разработки и усовершенствования методов диагностирования уровней сформированности эстетической культуры личности.

Литература:

1. Гончаров И.Ф. Действительность и 2. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. - М.:

искусство в эстетическом воспитании школьников. Аспект Пресс, 1998. - 430 с.

- М.: Просвещение, 1978. - 160 с.

3. Куриленко А.А. Формирование эстетической культуры личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 1. - С. 87-91.

4. Марнет Г. О значении эстетических потребностей и интересов в эстетическом

воспитании // Эстетическое воспитание школьной молодёжи / Под ред. Б.Т. Лихачева, Г. Зальмона. -М.: Педагогика, 1981. - С. 60-68.

5. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя / Сост. Г.С. Лабковская. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

Сведения об авторе:

Куриленко Александр Александрович (г. Новокузнецк, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики преподавания романо-германских языков Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета, e-mail: alex2kuril@mail.ru

Data about the author:

А. Kurilenko (Novokuznetsk, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor at the Department of Theory and Methods of Romance and Germanic Languages of Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University, e-mail: alex2kuril@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.