Научная статья на тему 'УРОВНИ И ИЕРАРХИИ МИРА'

УРОВНИ И ИЕРАРХИИ МИРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
книга Тота и Зогар / Аристотель / Платон / Всесовершенная Субстанция / Абсолют / Логос и Божественный Дух. Всеобщее и Абсолютное Первоначало. Ничто и Небытие. Организация Мира / Мироздание / Универсум / явленность Бытия и реальная действительность (бытие). Материя / форма и воля / the book of Thoth and the Zohar / Aristotle / Plato / The all-perfect Substance / the Absolute / the Logos and the Divine Spirit. The universal and Absolute Principle. Nothing and Nothingness. The organization of the World / the World building / the Universe / the manifestation of Being and reality (being). Matter / form and will

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шарипов М.Р.

Здесь раскрывается и сравнивается идеографическая схема описания Мира с космологией священных учений «Тота» и «Зогар». Кроме того, обсуждается вопрос формы и содержания, материальности, концептов и конструктов. Рассматривается соответствие предлагаемой схемы Мира с учениями неоплатоников и Аристотеля. Устанавливаются уровни и иерархии Мира. Предоставляется идея того, что в явленной природе вещей: воля стоит после формы, а форма после материи. Однако, в неявленной организации Мира: ноумены формы и материального существования являются равноправными. В конце статьи предлагается идея панендеизма как расширение сферы пантеистического и деистического учений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS AND HIERARCHIES OF THE WORLD

Here the ideographic scheme of the description of the World is revealed and compared with the cosmology of the sacred teachings of «Toth» and «Zohar». In addition, the question of form and content, materiality, concepts and constructs is discussed. The conformity of the proposed scheme of the World with the teachings of the Neo-Platonists and Aristotle is considered. The idea of what is in the shown nature of things is given: the will stands after the form, and the form after the matter. However, not shown organization in the World, noumena of form and material existence are equal. At the end of the article the idea of panendeism as an extension of the sphere of pantheistic and deistic teachings is proposed.

Текст научной работы на тему «УРОВНИ И ИЕРАРХИИ МИРА»

ния, как актуальная практика образования. Стандарты образования, не отрицая стратегическую необходимость данной модели, формируют идеологию потребления как главной цели образования.

Подводя итоги, отметим, что если в анализе идеологии выйти за рамки политики, то мы получаем идеологию как форму мифотворчества. Предрасположенность массового сознания к идеологиям обусловливается рядом причин. Среди них уровень образования, осознание новых интересов, внешний информационный прессинг, «бегство от свободы», которое в истории философии отождествляется с неготовностью к свободе, то есть мифологическим типом мышления. По Кассиреру, миф вытесняется только новым мифом. История подтверждает эту идею. Поэтому ситуация, когда в нашем обществе мифы востребованы и питают духовность, есть диагноз того, что не сциентистские ценности формируют духовный мир современного человека.

Идеология использует науку в своих целях, и только нравственные ценности противостоят идеологии. В проанализированной выше советской идеологии нравственная составляющая всегда занимала значительное место. В силу этого идеология компенсировала внутренние духовные потребности личности, а школа формировала гораздо более ярко выраженные в массовом сознании качества патриотизма, интернационализма, трудолюбия, коллективизма. Идеология рухнула, когда внутренние качества личности переросли религиозную веру в заданные идеологией ценности, потребовали большей внешней свободы. Вряд ли указанные нравственные качества стали менее востребованными современным обществом. Предполагать, что современное общество априори более свободно, чем полвека тому назад, очень сомнительно, если

вспомнить диалектику внешней и внутренней свободы. Наше общество, сделав несколько гигантских шагов на пути к свободе за последние десятилетия, пережило состояние аномии, которое повлияло на внутреннюю свободу нового поколения. Это поколение готово потреблять новые мифы, предоставляемые идеологией. Противостоять этому должно массовое образование. На наш взгляд, идеология образования не должна быть эхом доминирующей идеологии, а сама может влиять на формирование социальных интересов, интегрируя их с общечеловеческими ценностями и национальной образовательной традицией.

Список литературы

1. Барт Р. Миф сегодня / Избранные работы. -М.: «Прогресс», 1989. - 469 с.

2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 319 с.

3. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Ист.Сб. М.: АКТ, 2003. - 509 с.

4. Сартр Ж-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. -639с.

5. Соловьёв В. С. Три разговора - М.: Захаров, 2000. - 192 с.

6. Солодова Е.А. Модели идеологии потребления.// http://spkurdyumov.ru/misc/modeh-ideologii-potrebleniya/

7. Федотова В. Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России. Вопросы философии, 2005, №11. С. 3-23.

8. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: АКТ, 2014, 284 с. - С. 159.

9. Чанг Х-Д. Как устроена экономика. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2015. - 298 с.

УРОВНИ И ИЕРАРХИИ МИРА

Шарипов М.Р.

Башкирский государственный университет Доктор философских наук, Факультет философии и социологии

LEVELS AND HIERARCHIES OF THE WORLD

Sharipov M.R.

Bashkir State University Doctor of philosophical science, Faculty of Philosophy and Sociology

Аннотация

Здесь раскрывается и сравнивается идеографическая схема описания Мира с космологией священных учений «Тота» и «Зогар». Кроме того, обсуждается вопрос формы и содержания, материальности, концептов и конструктов. Рассматривается соответствие предлагаемой схемы Мира с учениями неоплатоников и Аристотеля. Устанавливаются уровни и иерархии Мира. Предоставляется идея того, что в явленной природе вещей: воля стоит после формы, а форма после материи. Однако, в неявленной организации Мира: ноумены формы и материального существования являются равноправными. В конце статьи предлагается идея панендеизма как расширение сферы пантеистического и деистического учений.

Abstract

Here the ideographic scheme of the description of the World is revealed and compared with the cosmology of the sacred teachings of «Toth» and «Zohar». In addition, the question of form and content, materiality, concepts and constructs is discussed. The conformity of the proposed scheme of the World with the teachings of the Neo-

Platonists and Aristotle is considered. The idea of what is in the shown nature of things is given: the will stands after the form, and the form after the matter. However, not shown organization in the World, noumena of form and material existence are equal. At the end of the article the idea of panendeism as an extension of the sphere of pantheistic and deistic teachings is proposed.

Ключевые слова: книга Тота и Зогар; Аристотель, Платон; Всесовершенная Субстанция, Абсолют, Логос и Божественный Дух. Всеобщее и Абсолютное Первоначало. Ничто и Небытие. Организация Мира, Мироздание, Универсум, явленность Бытия и реальная действительность (бытие). Материя, форма и воля.

Keywords: the book of Thoth and the Zohar; Aristotle, Plato; The all-perfect Substance, the Absolute, the Logos and the Divine Spirit. The universal and Absolute Principle. Nothing and Nothingness. The organization of the World, the World building, the Universe, the manifestation of Being and reality (being). Matter, form and will.

Священная Книга Тота (Тора) - это древнейшее Учение о Высшей Божественной Мудрости. Это упорядоченная система верховных доктрин -арканов, отображающих передачу идей посредством символизма и процессы высшего Посвящения в виде зашифрованных, символических самоутверждений Единой Реальности (Мира) [1, с.32]. Слово "аркан" переводится с греческого как "скрытый" или "тайный", поэтому система арканов есть древнее и зашифрованное учение о скрытных тайнах знания. Аркан - это высшее проявление символизма, передающее образ абсолютных Начал синтетической философии в эзотеризме. Символы древнего мира сохранились и до наших дней, образуя неразрывную связь с миром ушедшим. В Гималаях, среди 22 храмов, изображающих 22 Аркана Гермеса и 22 буквы священных алфавитов, находится подземная «Потерянная страна» Агартха, являющаяся легендарным и подлинным центром эзотерического Посвящения и высших посвящённых, противопоставляемая Шамбале, и выступающая образом мистического Нуля как «Ненаходимого» или «Неуловимого».

Танах (24 книги), продолжая Книгу Тота, считается наиболее объемным сборником сочинений древних авторов. Для евреев это Священное Писание, в котором освещаются события сотворения мира, появления человека и древнейшие этапы истории народа. По своему содержанию библейский Ветхий Завет был переписан с Танаха, в который просто добавили некоторые сочинения, считающиеся неканоническими. По своему строению он разделен на 3 крупных сборника: Тора (Пятикнижие Моисея); Невиим (2 раздела о ранних и поздних пророках); Ктувим (Писания мудрецов Израиля и молитвенная поэзия). Последовавшие литературные комментарии к Торе или центральным трудом по Каббале является сочинение иудейского раввина Шимона бен-Иохаи (сокр.«Рашби», середина II в.н.э), которое в разделе «Сияние небосвода» было начато с изречения «Разумные воссияют, как сияние небосвода», обозначившее название священной книги Зогар (Сефер ха-Зоар, «Книга сияния»), [2, с.11].

В предисловии Святой Книги «Торы», служащей укреплению святости и веры в Творца, приводится мудрая цитата Лессинга: "Если бы Бог предложил мне на выбор в правой руке всю истину, а в левой единое вечное стремление к истине, соединенное с постоянными заблуждениями, я принял бы во внимание, что сама истина существует только для Бога, и почтительно попросил бы Его отдать

мне то, что лежит в Его левойруке"[1, с. 2]. Такое высказывание указывает на скромность человека и его стремление к познанию истины, которая имманентна к миру человеку и упорядоченно обусловлена с причинно-следственными возможностями этого мира - такими, которые предопределила Природа и предоставила их человеку, раскрывающими его способности к познанию. С другой стороны, очевидно, что в целом Истина обладает полнотой имманентно присущей ей особенности, обуславливающей взаимосвязь всех её внутренних возможностей; в том числе, обуславливающей возможность беспричинных взаимосвязей. Иначе говоря, познавательная способность позволяет определить обу-славливание беспричинных взаимосвязей, представляя познание непознанного. За пределами этой способности лежит лишь познание непознаваемого или абсолютная трансинтеллигибельность.

При этом в космогонии Зогар сказано, что верхний мир скрыт (неявлен), а нижний открыт [1; Начало, ч. 2, с.33]. Верхний мир есть Абстрактное или неподвижное Бытие Природы, в котором Бог Един и невыразим; а в соответствии с Аристотелем выступает его Перводвигателем. Гермес Трис-мегист говорил: "Бог может сообщить лишь нескольким избранным способность приобщиться к сиянию Его духовного совершенства. Однако эти избранные не находят слов и им не хватает языка, чтобы описать Бога. Они лишь объясняют второстепенные причины Его духовного совершенства, но Первопричина остается нераскрытой и постигнуть Ее можно лишь по ту сторону смерти" [2; с.50]. Поэтому, позволительно говорить лишь о непознаваемости Божества - Первопричины Мира и, в виду чего, не имеющего определённого Имени, которое не следует упоминать. Исходя из этого, остаётся возможность лишь обратиться к символическим репрезентациям теоретического, чистого Разума, к символическим образам непознанных, но познаваемых, идеографических схем - арканов Первопричины Божества.

В Аркане 1 - 4 «Торы» сказано о божественном Абсолюте: "В начале был только Абсолют, Единый Абсолют, другого не было" как "Первопричины всего существующего, как перехода Абсолюта из пралайи" его абсолютной неявленности к эмана-циям абсолютного Единства Логоса как Божественной особенности с "проявлением Им Активного Триединого Божества", как единства трёх Истин (Различия, Единства и Целостности, авт.), заключающих в себе "все принципы мира Проявленного" [2;

The scientific heritage No 32 (2019) с.101]. Причём в первообразе Активности Триединого Божества выступает не явленная актуальность непознанного образа Мира, как не смешиваемый и противоречивый образ (±Ничто)акт., переходящий в контрарно не явленную потенциальность познаваемого образа Мира (±Ничто)пот., - образ «чистой Природы». Для познания, которого и всего Аркана IV предлагается "рассматривать его в более низком сечении, когда он является членом primus inter pares ^лат. «Первый среди равных»,) системы Арканов ". Очевидно, неявленный образ "чистой Природы" в его более низком сечении выступает иерархией Организующей особенности потенциально неявленного Мира, состоящей из двух различимых уровней: Онтологической и Объективной особенностей Природы.

Причём, иерархия - (греческое "iero", "священный" и "arch", "начало", "власть") - дословно "свя-щеноначалие". Иерархия представляет порядок подчинения низших уровней Мира высшим по точно определенным степеням, уровням. Причём уровень высшей иерархии представляет более совершенный и сложный уровень, а низший уровень - это менее совершенный и простой уровень Мира. Кроме того, последовательность перехода в контрарном упорядочивании от уровней высших иерархий Мира к низшим иерархиям есть инволюция, вектор которой соответствует истечению эма-наций Единого в Логос. А последовательность перехода от низших иерархий высшим есть эволюция, есть развитие от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

С появлением традиционных мировых религий частное бытие человека приобрело мировоззренческую взаимосвязь с абсолютным началом всего мироустройства, в котором этому началу приписывалась необходимая первопричинность Мира, обладающая внутренне присущей порождающей способностью причинно- следственной, каузальной обусловленности всех взаимосвязей Мира. Очевидно, такая способность отбрасывает идею много божества и предполагает поклонение единому и единственному Богу, превносящему в Мир свою каузальность, что наносило не поправимый ущерб развитию мировоззрения древних и античных философов о порождающих первоначалах (первостихиях) Мира, в учении которых первопричина выступала как независимая или тождественная первоначалу возможность. Поэтому, важным является установление различия первоначала от первопричины мироустройства.

Если рассматривать идею о том, что «Разум -дом Бытия» [3, гл.3, §4]; [5], то следует обратиться к идее о Божественной субстанции и Бога у Б. Спинозы [4], а также к идеям Н. Мальбранша [5] и К.К.Ф. Краузе [6]. Дело в том, что основание этих идей сводятся к образу всеобщей первопричины или причинного первоначала «causa sui», ибо трактуемый ими конечный мир, наполненный причинно следственными связями, есть способ не только имманентного проявления безграничного Бога, а также его трансцендентного проявление не отрыв-

ного от причинного начала Мира. Ибо, в паненте-изме божественное рассматривается как способ и трансцендентного и имманентного проявления причинного первоначала божественности, сокрытую от «тварного» Мира, то в деизме представляет неподвижную и не растворённую в Мире пассивную и трансцендентную каузальность божественной первопричины, всецело проявляющей уже свою апофатическую особенность.

Поэтому, обращаясь к таинственности и непознаваемости божественного, который не имеет имени и формы как «Дао» или к учению св. Климента Александрийского о том, что познание божественного образа есть постижение Ничто из всего. Причём постижение Ничто в своей непознаваемости выступает абсолютной непостижимостью Мира, предоставляя человеческому разуму лишь образ неустойчивого Ничто как его непостижимой особенности (Схема). Тогда, в общем случае, следует принять идею о Всесовершенном (Всеобщем, Универсальном) Первоначале, как идею «основания самого себя» или идею «Absolute conditionalis basis sui, лат.», «Absolut bedingender Basis er, нем» - (Abb sui), обращающей неустойчивость Всесовершенной Субстанции и её Непостижимой Особенности в наделённую диалектической возможностью устойчивость Ничто. «Abb sui» выступает Всеобщим Первоначалом многообразия всех первоначал и их особенностей, слагающих Всесовершенную субстанцию с её непостижимой особенностью; в том числе выступает Первопричиной или причинным Первоначалом (causa sui) субстанциональной особенности, а также беспричинными, бессознательными и иными первоначалами и особенностями (атрибутами) разных уровней и иерархий Всесовершенной субстанции в абсолютной непостижимости Мира.

При этом Всесовершенная субстанция как первая ступень постижения абсолютно непостижимого Мира есть неустойчивое Ничто или непостижимая особенность как один из неустойчивых образов непознаваемого, но способного к схематическому определению теоретическим Разумом исходя из Всеобщего первоначала (Abb sui). Однако остающейся в своей непознаваемости - самодостаточным и неустойчивым, не зависящим ни от чего, непознаваемым образом абсолютной трансинтеллигибель-ности, включающим изначальную неустойчивость или контрадикторный первообраз диалектической схемы описания Мира как возможной формы его постижения. Поэтому, в идеографической схеме описания Всесовершенной субстанции и для определения окончательной диалектической формы его постижения, - всесовершенное Первоначало (Abb sui) устанавливает возможный образ устойчивого Ничто, в многообразии всех его неустойчивостей, как всесовершенный атрибут или всесовершенное Сущее, одновременно наделённое идеографическими образами всевозможных способностей, в том числе устойчивой диалектической способностью.

Вышеприведённое рассуждение о переходе от Абсолютной непостижимости Мира, через неустойчивый образ Всесовершенной субстанции, к

устойчивости Всесовершенного атрибута как устойчивому образу «Ничто», обладающему безграничными возможностями различных способностей, в том числе и диалектическими способностями, - соответствует космологическому началу Мира, описанному в священной «Книге сияния» (Зогар), в первой главе: «Создала печать в высшем свете». При этом Абсолютная непостижимость Мира соответствует тому «Высшему Свету», что наполняет всю трансинтеллигибельную непознаваемость Мира. Если под «твёрдой искрой» Высшего Света понимать всевозможные идеографические схемы непостижимого и рисуемого чистым, теоретическим Разумом в его безграничных возможностях озарения, обусловленного контрарными ноуменами этого Разума, - то, чистый образ божественной «Печати», оставляющий устойчивое место, свободное и пустое от Высшего Света, место для всех возможных и не возможных миров вокруг Малхут, есть всеобщее (универсальное) Первоначало (Abb sui; см. сх.), выделяющее устойчивость Ничто как образ Всесовершенного атрибута Ничто и определяющего, тем самым, иерархию Всесовер-шенной особенности Всесовершенного Сущего и всеобщего первоначала Мира.

Поэтому, в соответствии с идеографической схемой описания ноуменами теоретического Разума, Мир упорядочивается от Абсолютной непостижимости Высшего Света и не устойчивости его трансинтеллигибельного образа Всесовершен-ной Субстанции в наиболее совершенной, высшей и сложной форме непостижимой особенности, как неустойчивости образа Ничто, - упорядочивается к устойчивому образу Ничто, как менее совершенному, низшему и простому образу. Это вектор инволюции (регресса), подчинённый всеобщему (универсальному) первоначалу - «Abb sui», позволяющему самодостаточной и непознаваемой неустойчивости непостижимой особенности определиться в непознаваемую устойчивость контрарного образа Всесовершенного Сущего, как всесо-вершенного атрибута Всеобщего первоначала Все-совершенной Субстанции. В свою очередь, абсолютное первоначало «abb sui», наделяемое диалектической способностью, устанавливает диалектический образ всесовершенной особенности Абсолюта, предоставляющий сверхрассудочному чистому Разуму изображать непознаваемость Абсолюта как трансинтеллигибельно символический образ абсолютного «Ничто», как абсолютную особенность абсолютной неявленности Абсолюта, раскрываемому в Единстве всех своих эманаций. Тогда как, вектор эволюция (прогресса), противоположна указанному упорядочиванию теоретическим Разумом и его эманациям и обусловливается целеполагамым образом практического Разума, выступающим как развитие от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному, как последовательность перехода от низших иерархий к высшим.

При этом образ контрарного - это логическое отношение, выступающее как противоположный

образ к двум простым, сравнимым (одноуровневым) и противоречивым понятиям (суждениям), не являющимися одновременно истинными, но не исключающем их одновременную ложность. Идея контрарности, выражает конструктивную идею системного основания, выступающую как образ отталкивания от структурных возможностей Бытия, обнаруживающих тем самым контрарно устойчивую активность Нечто (Единство) относительно противоречивой различимости их целостных образов. Образ контрарного понятия выступает как обобщённый образ менее совершенного, и более простого понятия, имеющего лишь общий гипероним относительно двух обобщаемых и более сложных, сравнимых с ним противоречивых понятий. Этот образ уподобляется образу двойного отрицания, результат которого не есть обязательно первоначальный образ и тем более его отрицаемость.

Таким образом, неустойчивость всеобщего первоначала Всесовершенной Субстанции, как непостижимой особенности, заложенной в основаниях абсолютно непостижимого Мира - переходит в контрарно обусловленную устойчивость абсолютного первоначала «abb sui» Всесовершенного Сущего, всесовершенная особенность которого -Абсолют, выступающий как абсолютная неявлен-ность или абсолютное Ничто. Так происходит переход от высших и более совершенных особенностей как иерархических первоначал Мира к низшим и менее совершенным, но более устойчивым его особенностям и иерархическим началам. Далее следует усмотреть в устойчивости Абсолюта и всесо-вершенной особенности его абсолютной неявлен-ности - тождественно обусловленную устойчивость абсолютных особенностей (атрибутов) Абсолюта: Универсального Противоречия (У.П.) как негативной формы абсолютного Ничто и неуловимой особенности как позитивной формы. Тогда противоречивая неустойчивость Абсолюта, обнаруживается в единстве этих особенностей, что предоставляет контрарную устойчивость следующей, трансцендентной (Божественной) особенности как устойчивость образа абсолютно неявленного Мира (Логоса). При этом Абсолют или абсолютное Ничто, наряду с актуальным и потенциальным Ничто, имеет идеографический, научный, диалектический образ (ноумен) в отличие от метафизического, спекулятивного образа веры в Божественную особенность, порождающее последующие номотетические образы Небытия религиозных учений.

Кроме того, неустойчивость абсолютной особенности (Абсолюта), обусловленная Универсальным Противоречием (как его безусловной и непосредственной особенности) и неуловимой особенностью, выступают в своём единстве как атрибут потенциальных возможностей Абсолюта, как Единое, имеющее в потенции своего противоречивого единства - возможность эманаций Единого. Такая возможность создаёт ту неустойчивость Абсолюта, которая переходит в непознанный и контрарно устойчивый образ абсолютной неявленности Мира

(Логос), как образ Божественного Духа или транс- модусов Единого: Активного и Пассивного Един-

цендентной (Божественной) особенности, облада- ства, выступающих как Мировой Разум (Регулятив-

ющей неявленной формообразующей устойчиво- ность) и Божественная субстанция (Концептуаль-

стью Единого (Логоса), но находящуюся в последу- ность). ющей неустойчивости потенциального ожидания

Высшее: более отвешенное и сложное, ч _ ч

<D'Ç S) &

щ:о о TS L

I

î S* S î!i

et

Эволюционные уровни, иерархии и атрибуты совершенства Мира

Абсолютная непостижимость Мира

II ЩОЗШШРШ ИЛИ АБСОЛЮТНАЯ ТРАНСИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНОСТЬ: НЕПОСТИЖИМАЯ ОСОБЕННОСТЬ ^ ВСЁСОВЕРШЕННАЯ СУБСТАНЦИЯ:

| Всеобщее (универсальное) первоначало - «АЬЬ зиЬ>;

ВСЕСОВЕРШЕННЫИ АТРИБУТ или ВСЕСОВЕРШЕННОЕ СУЩЕЕ; Диалектическая способность; Низшее: менее совершенное \ Абсолютное первоначало Сущего-«аЬЬзда;

; Уфостое; : ВСЕСОВЕРШЕННАЯ ОСОБЕННОСТЬ: АБСОЛЮТ = «НИЧТО»абсг+ (0);

т | т Абсолютная неявлен ность Абсолюта (Абсолютное Ничто)-Абс. особенность и его атрибуты: Безусловная и непосредственная особенность Абсолюта: Универсальное | Неуловимая особенность Абсолюта: Противоречие (У.П.) или (-0)=«-Ничто»аБс, —^ Атрибут потенциальных Абсолютное Ничто: «+Ничто»абс=(+0): возможностей у.п,- Единое = эмаиащ ^абсолютный атрш=лотос) |

Неявленная особенность формообразующейутешивши Единого- ЛОГОС=гПотем(1В№ное ожидание» Аттого и Пассивного едиюлы; Неустойчивость Абсолюта^устоичивостъ Д5е.нмвленнмти Мираи Логвеа! Трансцендентное Ничто=«±Ничто»абс-= ±0абс.= 0абс-Трансцендентная особенность (Божественная особенность, Логос); | есть особенность Единого, есть Логос = БОЖбОТВвННЫЙ Дух;

Неустойчивость'ТЕрсцещеншого (Логсса)"'^отш^СйДиигагвл? яш^юяп^молгвашетшЛ^ йпяишйирмимнгвиит беаънооь:

Форма Актуального=н;и) есть регулягивность: Содержание Актуального = ни) - концептуальность или потенциальная завершённость: Актуальная неявленность Мира = «Ничто» акт, - Актуальное Ничто= и(0абс)-Модус Логоса:

Субстанциональная особенность: Мировой Разум (I) есть Модус

Логоса или абс. Сущее есть устой™»™ Активного (Вою) и неустойчивость (еоэммость) Пассивного каквожшв содержания Актуального (ьШчто аш,„ Мировой Разум - это Лошгащнй цетр;.Причём,- и(0абс) есть траясобьектыемое, есть Регулярность (-Ниш» ¡т ^ вариабельность; )МСШ1Р^ЛШМГ<> "устойчивость Пассивного=Концептуаль-ностьиноуменальность: +(11). Причинное первоначало: «саизаэш»;

субстанциональные атрибуты Мирового Разума (aie. ÇperoJ; абс. Различие [-U(0)] и абс. Свобода (абс Хэос)={ЩЩ: +U(0a6c.) есть неявленная конститутивносгь или гршссуйьешвная возможность развёртывания актуально неявленных атрибутов Мира Абс. Идеи. Природы. Свободы, существования, высшего Бытия, абс. Истины; Модусы Концептуального: «causa sui» - регулятив всеобщей причинно сти, образйжжившвй Субсшашщ или универсальные Я и не-Я

Абсолютная Идея = развёртывание «±Ничто»акг.= iL(+0)=iL(0)airT

Неустшшсть.Субстань^ирнШ1.ьнр.гд|_™ устойчивость Различия (Истина Различия, Универсальная истина Мира)=Оргоищющая особенность модус которого есть ноумен абсолютной субъективности: Свободный Разум (Демиург) (+и)ап и Свобода самосознания, есть регулятивность и модусы Воли и Духа -> идеи, есть Рамнающий и р, есть Самосознание и законодательность;

Организация Мира <—► ноумены Абсолютной Идеи Потенциальная неявленность Мира (Природа): Нечто =«± Ничто» гот. .= ±иПот.

атрибуты различимости в актуальной неявленности Мира = организмическиеатрибуты: Абсолютная Водя: [-и(±0)акт.=Унив. Я] и Дух необходимой явленности: абс-й или природный,Совершений Дух: [+У(±0)акт. =Унив. не-Я] как атрибуты устойчивой организации и различимого обус-лавливания,атрибуты Формообразующего центра-«Демиурга»как первичного образа истинного Бытия е едином формообразе его щей;

ШШШОЕ;

¡связь) Всеединство-первичныйконгруэнтМира ноумен Всеединого Сущего;

Неушсть 0рганизующей оербвншегги14 устойчивость первичномявлен-ностиМща ищаншшжЩдааь) (Нечто) есть устойчивость потенции единой организации Мира или устойчивость Единства различаемого, есть Универсальндя истина Разщ(ШЖЕдинства)-ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ;-систеши.$три6утмишвд: устойчивая потенция Модусы :(не)обьективность и (не)конструшвность: конгруэнтность; пассивного Единства Различаемого как гармонично организованная систе-

(-11)пот-СвободяаяВоля (Ьбоштюе Я) ш СошШШШъ копд. существ-ия; (+1))Гот - Жизненный образ или дух Всеединства (абс. не-Я) «ть Мировой, Единый Дух (НУС)и Абс, ИстннакакТранссубъекгавное и априорное; При этом. Мировой Дух есть вечно созерцающий, пассивный, чистый Дух как имманентная субъективность Теоретического, чистого Разума

ОБЪЕКТИВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ:

ма первичной явленное™ Мира, как атрибут первичной .системной объективации образа Природы-образ Перводвигателя и Свободной Воли; Содержание Природы есть(+иЦ-устойчивая пассивность Единства Различаемого: НУС; Организиическиеноумены НУСа-сознание+Оно: чистое постижение и мышление есть модусы (kong) атрибута различаемого единства

Самосознание и Природа (Бытие) как res cogitans и res extensa;

Актуальная неявленность Бытия (Небытие): (Творение или Активатор сищшйфГШШЩ - успйчштнщамвнт

Неушнвапь Ошш'шш есобсиши ~ устойчивость Обьетшяш Особенности при этом: нешичищ!.Бреединства (Нечто) ™ устойчивость Гщ№шкакашБностьгш1шиугоряреннорашаемогоЕдин1ТБа(ЯЁ4гш^ 'есть регулятив Внешней Воли или Тщштмщжежойорганнзащн, есть форма и единствоТеоретическвго+ПрактичешгоРазума=Универсальный Разум;,

Мшвзупощочторшчжт и гармоничноорганизованного многообразия концептов Небытия; Ащбщвщения: Творящее Сущее -Мировая Душа, Нус-образ потенции материального существования как различаемой возможности целепологаемого субъективного , образа практическогоРазума;Органииическиеноумены^-рассудок.

Деятел ь ностьуни вер сал ьного Разума

Деятельность универсального Разума НШМШПШШ?" устойчивость Деягельной особенности в акт. неяаленности Бытия, есть есть Уни-

версальная истина природы {истина Цедосмости); есть устойчивость ВДЖЯШМщМира (Мироздание), целостный образ Природы и его т

особенность:«+ Небытие»акт.=Гносеологическая особенность;Всецтсшсть-

■ вторичныйконгрщМщ ноумен Всецелого Сущего; Мироздание - атрибут..уелостности как едино структурная не противоречивость

Аешншшрсгрщрной организации (Присущая Водя): модусы физического иметапстшого начала как причинность физической и человеческой (психофизической) организации; возможная полнота конструкт-го и акт, неявлен. образа Мироздания=Деятельное Сущее (Время);

в организации Мира или вторичная яменность Мира в различимом многообразии его первичной явленности. Модусы: конструктивность М и розда ния->Ушерсум;эаюномершь; С ран а н и е - целое т н ь I й образ Ещного: целостность познания м мышления (логика); ипу формы сущностей;

Неустрйчивость.(Небь1Т11я)акт « пот-ая неявленность полноты устойчивы)! ростностей или устойчивость полноты целостностей всех потенций Деятельного;

Недействительная особенность = «± Небытие» Пот = Действительная особенность: Всецелое Сущее (щ Конструктивная (трансцендентальная) особенность с Универсум; - структурнь|й.атрибут такой с_трушр_н_ой организации Мироздания,

Модусы:Регулятивная и Виртуальная Боля как Констдаившшр: кон- которая зависит от выбора системы абстрагирования,-лишь в одной из структив. формы «Я» и <не-Я»; Конструктивное Сущее-щмщотщь которых опредеш контрарно обуславленная устойчивость целостного Ед|0[0;1рансцендентапьный Субъект как пот, неявленность подвижного Бытия; атрибута как целостная полнота деятельных потенций; Время; Космос;

Явленность (подвижного) Бытия:

Неустойчивость потенций неявленной полноты целостностей«+ Небытие» „ог ^устойчивость потенций явленной п, целостностей (природа); ПОЗНАННОЕ; Сущностная и несущностная особенности с природа; - системно-материальный атрибут или атрибут конструктивной полноты МШ1ШЩВД: to/мнструшность действительного Сущего;Детерминации) Бытия:вторичная,констр. объективация=природа;

njou^^^ ^устойчивость рациональны);, ментальных форм Бытия

Ментальная особенность; щрРамшогоРациональное (ментальное) Бытие; -атрибут третичной объективации: Ментальное Сущее. Атрибуты объективной сущей (несущей) рациональнойустойчивости

МЗ®®^ "устойчивость природы Ржныхформ сущностной действительности;

Ментально-сущностная особенность с Сущностная действительность(Реальность) - единый атрибут актуальной Реальности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модусы: Сущностное Бытие; сущностная или рациональная Реальность: ментально - сущностная (реальность+ирреальность) ментального Бытия или реальная и ирреальная действительность; Реальное Бытие; сущей Реальности: Реальное Сущее,

Неустойчивость ~ устойчивость Реальной действительности:

Реальная особенность с Реальная действительность (реальность) - атрибут реальной устойчивости;

Модус метафизической и метапсихической реальности бытия: Нравственная воля; Антропологический центр; реальное Сущее; бытие;

" - знак эквивалентности (соответствия) в контрарном переходе с высшего на низший уровень Мира; с " ...- знак включения, т.е. ... "включено в "...;

Причём неустойчивость трансцендентной особенности Единого влечёт устойчивые и контрарно обусловленные образы эманаций, модусы Логоса. Сначала в устойчивом образе Активного как Единой бессодержательной формы Актуального, как бессодержательном ноумене непознанного, выступающего неявленным и бессодержательным атрибутом волевой устойчивости или ноуменом формы Регулятивного (абсолютного Различия), определяющей актуально неявленный модус Мирового Разума (абсолютного Сущего) как бессодержательную устойчивость волевого образа и его умопостигаемую непознанность, доставляющих устойчивость субстанциональной особенности. Однако абсолютное Сущее в своей полноте остаётся неустойчивым в отсутствии Единых бесформенных содержаний Актуального. Это порождает необходимость контрарного образа Концептуального (Концепта) как ноумена неявленной устойчивости Единого и бесформенного содержания Актуального (Хаоса или абсолютной Свободы), выступающего как устойчивый ноумен Пассивного, и

определяющего, тем самым, потенциальную завершённость Божественной Субстанции, устанавливающего в многообразии Концепта главный модус Концептуального - модус причинного первоначала «causa sui». Поэтому в устойчивом и умопостигаемом образе актуально неявленного Мира подтверждается, что Свобода - это способность Божественного Духа (Логоса). В силу чего трансцендентная особенность определяется как образ Божественной особенности, содержащая в своём отрицании начало иерархии причинно следственной особенности Мира (causa sui), отделяющее иерархию беспричинного, безвременного Мира Всесо-вершенной особенности (Абсолюта) от иерархии причинного Мира Божественной особенности. Одновременно, Разум или Мировой Разум как устойчивая форма актуально неявленного Мира, представляет способность Логоса активно определяться в Единстве его эманаций, т.е. активно определяться в Единстве всех потенций У.П., выступающих как субстанциональная особенность Мира.

07827383

Однако в устойчивости актуальной неявленно-сти Мира возникает неустойчивость, обусловленная внутренним противоречием и неустойчивостью Мирового Разума в не смешиваемом единстве его абсолютного Различия и Хаоса, что есть неустойчивость субстанциональной особенности Мира. Это определяет единую и отдельную контрарно различимую форму устойчивого Различия как содержательную устойчивость волевого образа Мирового Разума, выступающего как «истина Различия», как формообраз Универсальной истины Мира или различимая и раздельная устойчивость атрибутов организующей особенности Мира. При этом организующая особенность как Различающий и Организующий центр выступает в раздельном единстве организмических атрибутов: Воли как регулятив-ности и концептуальной различимости Духа, представляющие их не смешиваемую различимость как пассивную организацию потенций актуально неявленного Мира или истинного Бытия в образе Абсолютной Идеи, которая в развёртывании своих фор-мообразов (идей) есть первичный образ истинного Бытия. Абсолютная Идея предоставляет атрибуты устойчивой организации и пассивно различимого обуславливания в актуально неявленном Мире или организмические атрибуты: абсолютной Воли и абсолютного или природного, совершенного Духа необходимой явленности, выступающие как атрибуты Свободного Разума и Свободы самосознания, как Единство атрибутов Формообразующего центра (Демиурга) в образе истинного Бытия.

При этом концепты и концептуальность есть лишь устойчивость пассивного и бесформенного содержания, извлекаемое регулятивом воли, и конструирующее, таким образом, конструкты объективной особенности. Поэтому, активная и более низшая форма иерархий определяется не пассивными концептами (ноуменами), а активными конструктами (феноменами), в которых лишь и является Деятельная форма как рефлективная-в-другом форма организации концептов. Концепты и концеп-туальности как бесформенные ноумены содержания- это рефлексия-в-себя, не имеющие своей активности и не выводящие к деятельности НУС. Это лишь хаос или "архив" всевозможных концептов и их обрывков, которые извлекаются волей, и которым придаётся необходимая и деятельная форма конструкта (Нуса). В свою очередь, Сознание - это конструктивная способность целостного (непротиворечивого) определения Разума.

Очевидно, источаемые Единством эманации в образе Логоса, порождают противоречие в раздельной и не смешивающейся между собой различимости абсолютной Воли и совершенного Духа, порождает неустойчивость их раздельной не смешиваемости, порождает неустойчивость организующей особенности или неустойчивость не смешиваемой и раздельной различимости. Это требует единства такой не смешиваемой и раздельной различимости атрибутов Формообразующего центра. Тогда, единство различимой раздельности абсолютной Воли и совершенного Духа переходит в контрарную воз-

_23

можность организации устойчивого единства различимого обуславливания неявленных формы (Воли) и содержания (Духа) как потенциально неявленного Мира, и предоставляет устойчивость образа Нечто, как первичного и совместного их единства среди не смешиваемых и неустойчивых образов организующей особенности, среди атрибутов Формообразующего центра. Такая различимая, не раздельная и единая устойчивость есть образ потенциально неявленной Природы в организации Мира. Природа выступает устойчивостью единой организации Мира, выступает организмической иерархией обладающей устойчивым атрибутом различаемого Единства. Это Универсальная истина Разума (Истина Единства), выступающая как возможность устойчивого единства Различаемого, как онтологическая особенность устойчивого формообраза Всеединства в возможных организациях Мира, формируемых истиной Единства Всеединого Сущего и определяющего первичную явленность устойчивой и гармонично организованной Природы, явлен-ность организмической Природы.

Итак, неустойчивость организующей особенность предоставляет онтологическую особенность как контрарную возможность пассивной и единой (смешиваемой) устойчивости в потенциально неявленной Организации Мира. Тогда, онтологическая особенность - это умопостигаемый формообраз Всеединого Сущего, обладающего единством различимых: регулятивности свободной Воли и пассивности устойчивых потенций мирового Духа (Духа Всеединства, НУСа), выступающего пассивной и неявленной потенцией образа Природы, его Жизненным образом. Устойчивая пассивность неявленной потенции Природы есть предписанная потенция, заложенная в эманации Абсолюта, как абсолютно неявленный порядок У.П., как неявленная потенция возможного образа существования Природы, выступающая абсолютной Истиной Природы и предполагающая образ Абсолютной идеи, идеи формообразующего Центра (Демиурга).

Онтологическая особенность - это первичная и всеединая, системная объективация неподвижной Природы в образе Перводвигателя (Аристотель) и не смешивающийся с ним вечно созерцающий, пассивный Мировой Дух (НУС), выступающий как чистый, теоретический Разум. Объективная особенность - это контрарно обусловленный активный образ подвижной Природы, разворачиваемый Внешней волей - подвижным Активатором, на всеединые и устойчивые образы неявленной системной организации потенций материального существования (Небытия), наполняемые Мировой Душой (Нусом) практического Разума и являющие собой возможность материального содержание форм Внешней воли.

В таком понимании: Перводвигатель - это устойчивый и неподвижный, различимый образ Свободной Воли как не смешиваемой с не имеющим возможности неподвижным Бытием Природы (Нечто) и остающимся, тем самым, неподвижным в своей активности; Активатор - контрарно обуслов-

ленная подвижность его потенции или форма творящего Сущего, как самодвижимая форма Внешней Воли, которое в единстве с активированным содержанием концептов мировой Души (Нус), привносит возможность их конструктивного телесного существования, соединяясь в единую форму творящего Центра в системной организации объективной особенности Всеединого Нечто. При этом, абсолютная Истина как транссубъективная и априорная форма Мирового Духа есть Истина Сама Себя сознающая есть бестелесный, чистый Ум, есть Мысль в Себе Самой как не подвижный Жизненный образ - Концепт Мирового Духа как имманентная субъективность Теоретического, чистого Разума онтологической особенности. С другой стороны, первичной формой проявления материального существования является рассудочная форма (Рассудок), реализуемая как Мысль, наполняемая целеполагаемыми образами практического Разума, как различаемый образ потенции Конструктов материального творения.

Далее, в Аркане 4(§1) Торы, ясно указано, что Логос или Божественный Дух, как неявленная трансцендентная особенность формообразующей устойчивости Единого, находящаяся в «потенциальном ожидании» Активного и Пассивного единства, осуществляет Акт Первичного Творчества в трех ипостасях: в первой ипостаси утверждается отдельность единого Первообраза первичной субстанции, в котором духовный образ Единства имеет своим высшим прообразом высшее Бытие как образ трансцендентной особенности. Такое Бытие субстанционального Единства есть первичный атрибут Абсолютной Истины в актуальной неявлен-ности Мира, есть первичный и единый образ Божественной субстанции, определяющий в своей неустойчивости - контрарно устойчивый образ Организующей особенности и Универсальную истину Мира, истину Различия как формообразующий Центр самосознания природного, совершенного Духа или Центр свободного Разума (Демиурга) Абсолютной воли, различающего и организующего идеи (ноумены) истинного, неподвижного Бытия. Этим утверждаются субстанциональные образы Мира и Природы. Здесь заканчивается иерархия всеобщего Первоначала (Всесовер-шенного Сущего) и начинается организмическая иерархия Природы. Это влечёт вторую ипостась Первичного Творчества, которая устанавливает осознаваемый Первообразы субстанций, раскрываемые Универсальной истиной Разума, истиной Единства, и подтверждает неявленную устойчивость различаемых единств Первообраза как системных атрибутов Разума, устанавливающих системные образы организации Всеединого Мира: Природы и Небытия.

Далее начинается иерархия деятельной особенности или деятельности универсального Разума, отражённая в третьей ипостаси, в которой выявляется форма совокупности причин, утвержденного Первообраза. Это Универсальная истина Целостности, утверждающая непротиворечивость форм

существующей, и Всецелостной Природы: Мироздания, Универсума и Космоса. При этом целостность выражает непротиворечивость взаимообусловленностей как структурных отношений конструктивной формы. Тогда как, единство выражает устойчивость различимой активности как образ системных взаимоотношений конструктивной формы.

Аркан 4 учит, что Учение о Божественной Первопричине, Человеке и Вселенной; все, что есть, сводится к этим трем Началам (ипостасям), модусам Единой Реальности и объединяется в Единстве Ее Сущности. Это Учение есть совершенная форма Истины в разуме. Чистый Разум есть Божественная категория, а потому ему дано воспринимать и запечатлевать отражение Истины в ее первородной девственной чистоте, которое нашло себя у Аристотеля, в образе Мирового Духа в составе Перводви-гателя. Ибо, Истина есть Мысль в Себе Самой; а Сама Себя сознающая есть Жизненная Мысль и духовный образ, есть дух Всеединства или Мировой, Единый Дух (НУС).

В связи с чем, необходимо определится с понятием система и системные отношения, выступающая как определённость концептуально устойчивых и не всегда целостных отношений есть понятие системной формы. Система - это взаимообусловленность устойчивой, но не обязательно целостной связности. В свою очередь: взаимообусловленность целостных (не противоречивых), но не обязательно устойчивых отношений есть структурные отношения, есть понятие структурной формы. Причём, конструктивность - условная-в-себя взятая единая форма конститутивной организации данного (определённого) в целостности его структурной и нецелостности аструктурной связности. Концепту-альность - это условная-в-другом целостность первичной непосредственности духовных форм волевых определений заданного (определяемого). Далее, конструктивная полнота есть в тоже время определённость и устойчивость конструктивной формы, устанавливающее полноту состояния конструкта; не полнота - это системная неустойчивость, не определённость или только фазовая устойчивость конструкта, выступающая процессу-альностью конструкта.

В античной философии материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире (Фалес, Платон, Левкипп, Демокрит и др.). В свою очередь Аристотель (IV в. до н.э.) вслед за своим учителем Платоном (V-IV в. до н.э.) подверг исследованию вопрос об идеях в рамках теории познания. Он доказывал и подчеркивал, что 1) идеи - это лишь образы действительности бытия. 2) В бытии же не существует никаких идей, бытие нельзя делить на две части. Что же существует в бытии? Какие основания имеет бытие для порождения идей? Поэтому, Аристотель выделил в бытии две его стороны: материю (гиле) и форму (морфэ), бытующие наряду с понятием первичная или абсолютная материя, т.е. «первичная гиле», в схоластике - prima materia или «первичная материя». Это своеобразный образ материи, рассматриваемый отдельно от формы. По

Аристотелю: материя - это то, что всегда сохраняется, что остается в вещах объективным, исходным строительным материалом. Форма есть и начало бытия вещи, и способ бытия вещи, и цель процесса становления вещи. Форма - это то, что в вещах изменяется и что может быть перенято человеческой душой и отражено в мировой Душе. Причём проблема соотношения формы и материи являлась главной проблемой метафизики Аристотеля, а любая вещь - это неразрывное единство формы и материи, которые есть вечно существующие. С точки зрения Аристотеля, материя - это пассивный, фор-мопостигаемый бесформенный субстрат, - материал для оформления неявленной вещи, выступающий как её возможность превращаться в явленную действительность. Поэтому, Аристотель отдавал первенство формообразующей причине, считая форму первичной, а материю - вторичной. Иначе говоря, «материя» есть лишь возможность «формы», т.е. для возникновения движения не исключается возможность раздельного существования не подвижной высшей «формы» (Перводвига-теля) как формы всех форм, и материи, испытывающей стремление и потребность к реализации собственной, регулятивной «формы» [9; 10], обусловленной Регулятивом (Волей) как бессодержательным и формообразующим началом устойчивой активности Логоса. Регулятив - бессодержательная и формообразующая Активность Мира. При этом устойчивость Активного есть Регулятив актуального, есть бессодержательная, чистая форма; а устойчивость Пассивного есть бесформенное, чистое содержание актуального, есть Концепт или ноумен Регулятивного.

Возвращаясь к активированному содержанию мировой Души (Нус), привносящей возможность телесного образа существования в Объективной особенности Природы можно заключить: материя или телесность есть основа мировой Души, формируемое Волей лишь в активном единстве Воли и Души. Причём в этом единстве, Воля становится Желанием, требованиями Души в образе практического Разума. Очевидно, без единства Воли и Души (потенций материи) не может быть Желания, - тогда, не будет и формирования материи. Поэтому, в не явленности Бытия: материя - первична, а форма - вторична. С другой стороны, формообразующая Активность Мира представляет Регулятив, Волю. Но, Воля, определяется лишь в единстве с материей и устанавливает в этом единстве собственное, волевое формирование материи. Воля раскрывается как явленная волевая форма материального содержания. Поэтому, в явленной природе вещей: Воля стоит после формы, а форма после материи. Тогда, Регулятив как чистая форма и Воля уступают первенство материальной возможности, изначально выражающей активность потенции конструктов мировой Души. Поэтому, душа -материальна. Если не подвижность Перводвигателя есть не смешиваемое Единство пассивности ноуменов мирового Духа и не подвижности свободной Воли, то с другой стороны: подвижность Активатора есть результат Единой активности Внешней

_25

Воли и конструктов мировой Души (материальной возможности). Однако, в неявленной организации Мира, устойчивая пассивность Единства Различаемого, выступающая как единство чувственно воспринимаемого, сверхрассудочного образа ноуменов Мирового Духа, предполагающие собой возможные образы концептов материального существования, в единстве с образом Перводвига-теля (формы всех форм), наделяющее ноумены необходимой формой концепта - являются устойчивыми, равноправными, различимыми, и не смешиваемыми образами Всеединства как атрибута первичной, системной организации Природы. Это свидетельствует о том, что ноумены формы и материального существования являются равноправными.

В силу не смешиваемой различимости первичной «гиле» и формы, - первичная материя являлась лишь носителем возможной формы, основой изменений формы, основой регулятивных изменений устойчивых и пассивных концептов неподвижных и пассивных элементов мирового Духа. Мировой Дух (НУС) есть вечно созерцающий, пассивный, чистый Дух или Теоретический, чистый Разум в составе Перводвигателя, выступающего Свободной Волей как не подвижной формой Созидающего центра онтологической особенности и устанавливающей устойчивый образ Единства Различаемого или Всеединства. Всеединство - образ гармонично организованной системы первичной явленности и объективации Природы, различаемое от пассивного Единства мирового Духа и в силу этого определяющего неподвижность Перводвигателя в рамках онтологической особенности. Кроме того, из-за своей пассивности, первичная материя лишена определения, и ей нельзя приписывать какой-либо детерминированности (упорядоченности) и диффе-ренцированности, кроме как различимости единства устойчивой пассивности мирового Духа и единства устойчивой неподвижности Перводвига-теля. Однако актуальной неявленностью Бытия первичная материя становится лишь после соединения с формой, устанавливая неявленность материального образа Небытия. Иначе говоря, в своей пассивности первичная материя есть мировой Дух (НУС), но в активности представляет первичную и неявленную возможность устойчивого материального содержания мировой Души (Нус), наполняющую единую форму Внешней Воли и выступающую подвижным Активатором или Творящим центром системной организации объективной особенности, являя образ Универсального (теоре-тического+практического) Разума.

При этом целеполагаемая форма практического Разума обнаруживает, что рассудочные образы есть мыслеобразы проявления материального существования, есть мысленная энергия Активатора (Внешней Воли). И, лишь в явленности подвижного Бытия (природы), материя формируется как конструктивный образ действительного Сущего. С этой границы неявленность подвижного (Небытия)пот. конструктивной особенности становится актуальностью, т.е. явленностью подвижного

Бытия действительной особенности, наполняемой устойчивыми материальными формами сущностной и (не)сущностной действительности.

Кроме того, весьма важным в раскрытии пассивного содержания мирового Духа являются образы таких ноуменов как «сознание» и фрейдовское бессознательное «Оно», дополненное К. Юнгом понятием бессознательного как неявленностью пассивного Конструкта, выступающего совокупностью статичных паттернов - образцов поведения, которые являются врожденными и, которые при актуализации их мировой Душой выступают как активные формы творения деятельной способности, определяющие в субъективных потенциях явленную действительность Бытия, иерархию явленного Бытия материального существования.

Очевидно, объективная особенность есть последнее пристанище человеческой души; после которой, материальная возможность души исчезает, ибо вместе с окончательной потерей своей явленной и неявленной телесности, душа теряет свои последние сенсорные способности, обусловленные активностью формообразующего единства конструктов мировой Души. Душа становится неподвижной пассивностью мирового Духа, способного лишь созерцать. Последующий распад Всеединства различимых и устойчивых концептов мирового Духа ведёт к различимой и беспорядочной организации пассивных Концептов мира Идей истинного Бытия, определяемых единым атрибутом - Демиургом, в единой и устойчивой организации его Регу-лятива (абсолютной Воли) и Концепта (абсолютного, совершенного Духа). Дальнейший распад единой и беспорядочной организации Конструктов Демиурга (Регулятива + Концепта) выступает как Единый, но не смешиваемый и не организованный образ абсолютного Различия: устойчивости Активного (Регулятива) и абсолютного Хаоса как неустойчивости Пассивного (Концепта), слагающих субстанциональную особенность Мирового Разума как модуса Логоса. На этом душа полностью распадается, войдя в состав абсолютного Хаоса, выступая лишь бессодержательной формой Регулятива.

Как видим устойчивость онтологической особенности и умопостигаемого формообраза Всеединства сменяется её неустойчивостью, обусловленную противоречием Свободной Воли и НУСа (Жизненного образа), дополнительно порождающим в Организации Мира - образ Небытия как контрарно обусловленную устойчивость актуально неявленного Бытия (Небытия). Иначе говоря, неустойчивость онтологической особенности предоставляет контрарно возможную устойчивость объективной особенности, где неустойчивость Всеединства (Нечто) переходит в устойчивый образ Творения, что предопределяет актуальный образ Небытия как устойчивую и неявленную форму активности упорядоченного многообразия различаемых единств Всеединства. Небытие есть неявленная актуальность устойчивого образа Творения, т. е. неявленная актуальность образа существования или Творящего центра в системной организации Природы (Мира), выступающее как объективная

особенность Мира, как актуальность возможных образов Внешней Воли и Мировой Души (Нуса). Если «НУС» представляет пассивный образ ноумена неявленной потенции абсолютного, не подвижного порядка организмической Природы как пассивность Жизненного образа существования, то «Нус» представляет неявленную форму актуального и активного образа существования этого порядка, представляет неявленную актуальность активных потенций, выступающих Активатором возможных феноменов существования мировой Души, в составе Внешней Воли и вносящих меру в неустойчивый образ Организующей особенности. Так же как у Анаксагора и Аристотеля: НУС выступает не смешиваемой причиной существования порядка в системной организации неподвижного Перводви-гателя и его Всеединства. Тогда как, активность смешиваемого единства Нуса как материального образа существования и содержания регулятива Внешней Воли, выступающее Активатором системной организации активных потенций есть единство формы и материи, предоставляющее неявленную и материальную форму подвижной Природы, формирующей актуальную форму Небытия в иерархии деятельной особенности.

Из-за противоречивой формы причинно-следственного существования мировой Души при организации порядка объективной особенности возникает неустойчивость этой особенности, а также неустойчивость единства всего Творения в целом. При этом неустойчивость Творения предоставляет контрарно устойчивый образ Деятельной особенности во вторичной явленности Мира как актуальную форму устойчивой деятельности, различающую устойчивую возможность образа Мироздания среди неустойчивых образов актуально неявленного Бытия (единого Небытия). При этом, в контрарно устойчивом образе Мироздания и его Деятельной особенности обнаруживается Универсальная истина природы, «истина Целостности», привносящая единую непротиворечивость (структурное многообразие) в различаемые и гармонично организованные единые образы Творения, выступающие в целостной или не противоречивой форме, порождающее следом детерминируемую деятельность этих форм. Устойчивый образ Деятельной особенности есть устойчивость деятельной способности Всеединого Сущего и его Универсального (теоретического + практического) Разума, различаемого в устойчивых формах физической и гносеологической особенности.

Итак, в отличие от предшествующей не устойчивости единой системной организации актуального Небытия, как неявленного образа Творящего центра, - возникает контрарно устойчивый, целостный образ не смешивающегося единства различимых способностей Деятельного. Последнее обстоятельство фиксируется в экстенсивно (вширь) различимом образе не смешивающейся актуальной противоречивости «Небытия»: О-2^ -о ±0-1пот ^ ±о> -1пот — 0-1акт, как экстенсивно различимый образ «± Небытия»акт. [11; 12]. Это определяет целостность экстенсивно различимой актуальности «Небытия»

The scientific heritage No 32 (2019) (вширь), т.е. устойчивость целостно неявленных и противоречивых образов «± Небытия»акт, раздельно различаемых в актуально неявленной устойчивости Деятельного. Такое различение выступает противоречивостью Деятельного в Мироздании и последующей не устойчивостью целостных образов «± Небытие»акт.. Причём физическая особенность или устойчивость целостной, структурной организацией Небытия обусловлена регулятивностью Свободной воли и предполагает дедуктивные функции практического Разума, а гносеологическая особенность или устойчивость не целостной, аструктур-ной организации обусловлена активностью и абсолютными истинами Мировой Души (Нуса) и предполагает индуктивные функции теоретического Разума.

II. Становление природы. Панендеизм Всесо-вершенной Субстанции.

Итак, в отличие от Всеединого Сущего как первично явленного Мира в первообразе потенциально неявленной Природы (Нечто) Свободного Разума, -возникает устойчивый образ Деятельной особенности Универсального Разума и определяются устойчивые и неустойчивые целостности вторичной яв-ленности Мира как Мироздания, как Всецелого Мира в единстве всех его деятельных потенций, предоставляющего контрарно устойчивую целостность Всецелого Сущего (нус), выступающего актуально неявленным ноуменом - ^Небытие)^. или актуально неявленным первообразом подвижного Бытия. Поэтому, в актуальной неявленности подвижного Бытия обнаруживается устойчивость Деятельной особенности, устойчивость актуальной формы ±Небытия и Истина Целостности в едино целостной организации её структурных и аструк-турных форм, характеризующих устойчивую организацию Мироздания в единстве всех его потенций (устойчивых и не устойчивых). При этом едино целостный атрибут определяет устойчивость в различаемых формах Деятельной особенности как неявленное и единое многообразие устойчивого развёртывания и раскрытия физической и гносеологической особенности, выступающих ноуменами подвижного Бытия и Времени. Физическая особенность есть способность быть целостной устойчивостью структурной организацией, а гносеологическая особенность есть нецелостная устойчивость аструктурной организации актуального Небытия. Поэтому, деятельная устойчивость неявленной актуальности или единая целостность Мироздания во вторичной явленности Мира становится противоречивой организацией Мироздания и выступает неустойчивостью Деятельного центра в структурной и аструктурной организации актуального образа деятельного Сущего.

Тогда, неустойчивость актуальной формы Небытия переходит в устойчивость контрарного образа целостной полноты в неявленной организации всевозможных потенций потенциального (Небы-тие)пот., различаемого в потенциях действительной и недействительной особенности Всецелого Сущего, как неявленных атрибутов полноты целост-

_27

ных форм нуса, выводящих к контрарно устойчивой явленности потенций полноты целостных форм подвижного Бытия. Причём устойчивая полнота целостностей неявленных потенций Конструктивной особенности как потенциального Небытия, выступает образом потенциальной неявленности подвижного Бытия, образом потенциальной неявлен-ности Всецелого Сущего (нуса), формирующего Универсум в конструктивной полноте целостного (не противоречивого) единства структурно устойчивых и системно организованных потенций Конструктивного Сущего. Причём, конструктивная полнота целостной организации нуса представляет потенциально неявленный образ действительной особенности Универсума среди прочих актуально неявленных деятельных образов Мироздания. Конструктивная нецелостность или неполнота целостной организации нуса есть всецелостность недействительной особенности Универсума. Единство действительной и недействительной особенности есть Конструктивная (трансцендентальная) особенность Универсума, предоставляющая неявленную потенцию конструктивных форм Мироздания (Небытиепот.).

Кроме того, неявленная потенция Универсума есть первичный образ упорядоченного становления Космоса (,...±да -1пот—0-1акт ^.....<»0акт) [11], выступающего в не явленной форме структурного становления не устойчивых потенций произвольно упорядоченного Всецелого Сущего (Нуса). Поэтому, лишь Универсум как неявленный атрибут потенций структурной организации Мироздания есть образ становления конструктивной полноты действительной особенности Мироздания. Последующая неустойчивость конструктивной особенности (Универсума) выводит неустойчивость неявленных конструктов этой особенности в контрарно устойчивую явленность природы, в явленность конструктивных форм подвижного Бытия как вторичной, конструктивной объективации Всецелого (Конструктивного) Сущего. Тогда, потенциальная неявленность Универсума предоставляет контрарную форму её объективации как становление устойчивых потенций явленной полноты конструктивной целостности Сущего (природы) в форме рациональной, объективной, (не)сущност-ной и реальной действительности. Иначе говоря, природа - это сущностная и (не)сущностная конструктивность действительной особенности Сущего, выступающая как явленность Материального центра природы, как явленная объективность рациональной действительности. Тогда как недействительная особенность остаётся актуальной неяв-ленностью в действительность и предоставляет собственный контрарно обусловленный образ необъективной явленности недействительных форм как «сферу неведения» и ноуменальность; а также предоставляет иную объективацию недействительной особенности как инореальность объективно-бессознательных форм «сферы невыразимого» и иррациональность. Кроме того в остатке Мироздания остаётся полностью не конструктивный, не це-

лостный остаток актуальной неявленности творящего Центра как той части Бытия Всеединства, которое выступает в образе трансцендентных и «духовно бессознательных» форм Организующей особенности.

Итак, в силу непознаваемости Мира и Всесо-вершенной субстанции, не имеющую прямого ме-тапсихического (сенсорного) выхода для теоретического Разума, остаётся обратиться к его идеографическим, схематическим образам символических и сверхрассудочных постижений и репрезентаций непознаваемого, - верхнего сечения Мира. Последнее, даёт возможность расширить личностный образ Божественной субстанции или абсолютного Сущего (теизм) с его атрибутами абсолютного Различия и абсолютной Свободы (Хаоса) до безличностного и не определённого образа Всесо-вершенной субстанции и Всесовершенного Сущего, предоставляющим единение теизма с деизмом. Однако, идея о Всесовершенной субстанции и его атрибуте, в отличие от представлений о Боге в деизме, окказионализме или в па(не)нтеизме, предполагает возможность применения иных оснований всеобщего первоначала в качестве «Первотолчка».

Иначе говоря, Всесовершенное Сущее - это не только трансцендентный образ Бога, а также выбор Абсолютом необходимого основания из всеобщего многообразия первоначал «abb sui». В данном случае атрибутами такого основания Абсолюта выступают Универсальное Противоречие и Неуловимая особенность, вводящие Активность и Пассивность, а в итоге раскрывают диалектическую способность Абсолюта. Такой способ «первотолчка» позволяет усмотреть единение мировоззрений деизма, окказионализма и па(не)нтеизме в единое мировоззрение в абсолютной непостижимости Мира, которое можно было бы обозначить как панендеизм [8, 141; 7, 154]. Причём, в панентеизме божественное рассматривается как способ и трансцендентного и имманентного проявления причинного первоначала божественности, сокрытую от «тварного» Мира, а в деизме представляет неподвижную и не растворённую в Мире пассивную и трансцендентную каузальность божественной первопричины, всецело проявляющей уже свою апофатическую особенность.

Деизм - это философско-религиозное, рационалистическое учение о Боге как безличной и сознательно не активной, трансцендентной первопричине мира, находящейся вне Мира и не вмешивающегося в активность развивающегося Мира, согласно которому Бог как безличный и неподвижный трансцендентный Разум, не растворённый в Мире, есть субъективное и произвольное представление о "личном Боге", восходящее к учениям Аристотеля о боге как «неподвижном перводвига-теле» и Эпикура о благих бездеятельных богах. Основоположник деизма - английский философ и политик лорд Х. Ч. Чербери, сформулировавший в «Трактате об истине» основные принципы деизма как 'естественной религии' разума. Деистическое сравнение Бога с часовщиком встречается уже у французского философа схоласта Николая Орема, а

также наблюдается у Г. Лейбница в его учении о предустановленной гармонии, где обнаруживается согласованность в деятельности божественных монад с той божественной мудростью гармонического соответствия между душой и телом, которая изначально запрограммирована в закономерном универсуме. Сторонники деизма в Англии (Дж. Пристли, Толанд, А. Коллинз, М. Тин-даль, А. Шефтс-бери, Болин-брок, и др.), во Франции (Вольтер, отчасти Руссо), в Германии (Лейбниц, Г.Э. Лессинг и др.), а также США (Т. Джефферсон, Б. Франклин, И. Аллен и др.) и России (М.В. Ломоносов и некоторые декабристы: И.Д. Якушкин, А.П. Барятинский, П.И. Борисов, Н.А. Крюков и др.). Деизму посвящены работы Юма (" Диалоги о естественной религии", 1779) и Канта ("Религия в пределах только разума ", 1793), Хайдеггера и Ясперса.

С другой стороны понятие панендеизма обязана идеографическому образу Абсолюта, исходящему из сверхрассудочной идеализации теоретического Разума, индуктивно расширяющего деизм до панендеизма и включает в своё единение, как теизм, так и окказионализм и пан(ен)теизм. Это выводит мысль к неустойчивости Всесовершенной субстанции и к её всесовершенному атрибуту - Всесо-вершенному Сущему, обладающему

устойчивостью Всесовершенной особенности, как трансцендентного и безличного образа Абсолюта, опосредованно являющим активность Мира и непосредственно полагающим этим в своей основе, в отличие от деизма, не только первопричину - "causa sui", но и всеобщее первоначало Мира - "Abb sui". Имеющего, в основании развёртывания непостижимого Мира не только причинно-следственные отношения, а также безграничное количество оснований иного обуславливания. Такое единение в паненде-изм, в отличие от панентеизма и, отчасти в деизме, есть иное понимание единения Мира и Бога, и развёртывании этого Мира, осуществляемое Универсальным Противоречием и неуловимой особенностью Абсолюта. Поэтому в транскрипции: паненде-изм состоит из смеси греческих и латинских слов: греч. nav ¿v... - всё в... и лат. Deus - Бог, т.е. весь Мир (Вселенная) в Боге, как и в деизме, но теперь Бог имеет множество первоначал Мира (Abb sui), а не только одну - первопричину «cuasa sui» для своего «первотолчка», выступающую Божественной Субстанцией. Т.е. не только часы как «первопричина» явленности Мира, а могут быть и иные виды оснований «всеобщего первоначала» для «первотолчка». Поэтому, панендеизм - рациональное, фи-лософско-идеографическое учение о Боге как безличном и сознательно не активном, Всесовершен-ном Первоначале Мира, находящегося вне Мира и не вмешивающегося в активность развивающегося Мира. В соответствии с которым, Бог есть непостижимый и идеографический образ Всесовершенного первоначала (Abb sui) как безличный и абсолютный Разум, не растворённый в Мире, но воплощающий в Себе диалектическое противопоставление к субъективному и произвольному представлению о "личном Боге" как представлению о Мире. Тогда, сле-

дует признать возможность первичного представления о том, что Бог как Первообраз универсального первоначала «Abb sui» есть устойчивая возможность неустойчивой Всесовершенной Субстанции как непостижимой особенности безграничного, Высшего Света. Это безличная, отдельная и не растворённая в Мире непостижимая особенность Всесовершенной Субстанции (Разума), раскрывающая креативность своих потенций и предшествующих абсолютному первоначалу Сущего (Абсолюту), как Единому в лице его эмана-циий или Логосу как Божественной особенности.

Список литературы

1. Книга Зоар. С комментарием "Сулам". Глава Берешит, часть 1// Под ред. М.Лайтмана. Материалы Международной академии каббалы (www.kabbalah.info/rus/). НФ «Институт перспективных исследований», - М.: 2014. - 496 с.

2. Шмаков В. Святая книга Тота. Великие Арканы Таро. Изд. София. М. -1996. - 561 с.

3. Шарипов, М.Р. Конструктивная устойчивость в научной картине мира. Философский анализ : дис. ...докт. фил. наук / М.Р. Шарипов. - Уфа, 2011. - 380с

4. Спиноза Б. Этика. // Б.Спиноза. - М. : Мир книги, 2007. - С. 479.

5. Мальбранш Н. Разыскания истины / Перевод с французского Е. Б. Смеловой /, (Слово о сущем), Изд. 2-е, «Наука», СПб - 1999.

6. Новая философская энциклопедия. В 4 томах: К.К.Ф. Краузе / ИФ РАН, «Мысль», М.-2010, т. II, Е - М, с. 318.

7. Шарипов М.Р. Неустойчивость как особенность абсолютной непостижимости мира. От деизма к панендеизму. // М.Р. Шарипов, Сб. «Философия в глобализирующемся мире» / Материалы Межд. н.-пр. конференция, посвящённые 75-летию зав. кафедрой философии БГУ: Галимова Б.С. 8-9 июня 2017, с.131. РИЦ БашГУ, Уфа - 2017

8. Шарипов М.Р. Контрарная способность всеобщего первоначала // «Философия в современном мире», Сб. научных докладов Межд. н. -пр. конференция к 25-летию семинара и 70-летию проф. кафедры философии БГУ: Кудряшева А.Ф. Ч.1, 2017, с.141. РИЦ БашГУ, Уфа - 2017, С.-378.

9. Aristotle, Physics VIII 6, 258 -259.

10. Аристотель. «Метафизика» XII 7; 8.

11. Шарипов М.Р. Конечное и бесконечное в структуре Мироздания. Всероссийская научная конференция "Перспективы развития современного общества", 10-11 декабря 2003, КГЭУ, г. Казань.

12. Шарипов М.Р. Диалектика конечного и бесконечного в структуре пространства- времени картины Мира. (Деп. в ИНИОН АН СССР, 10.08.82, №10720).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.