Научная статья на тему 'Уровни и формы взаимодействия органов исполнительной власти и населения в интернет-пространстве (на примере г. Волгограда)'

Уровни и формы взаимодействия органов исполнительной власти и населения в интернет-пространстве (на примере г. Волгограда) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
212
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
интернет-пространство / управление / управленческая политика / взаимодействие органов исполнительной власти и населения / уровни взаимодействия / формы взаимодействия в интернетпространстве / Internet space / management / management policy / interaction between Executive authorities and the population / levels of interaction / forms of interaction in the Internet space

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Смолина Елена Григорьевна

На основе результатов анкетного опроса (n=500) жителей г. Волгограда и опроса экспертов (N=50) был проведен анализ форм взаимодействия органов исполнительной власти и населения в интернет-пространстве. В статье автор представляет структуру уровней интеракции в интернет-пространстве и делает вывод относительно уровня взаимодействия, сложившегося между властными структурами и населением г. Волгограда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS AND FORMS OF INTERACTION BETWEEN EXECUTIVE AUTHORITIES AND THE POPULATION IN THE INTERNET SPACE (A CASE OF VOLGOGRAD)

Based on the results of a questionnaire survey (n=500) of residents of Volgograd and a survey of experts (N=50), the analysis of forms of interaction between Executive authorities and the population in the Internet space was carried out. In the article, the author presents the structure of interaction levels in the Internet space and makes a conclusion about the level of interaction between the authorities and the population of Volgograd.

Текст научной работы на тему «Уровни и формы взаимодействия органов исполнительной власти и населения в интернет-пространстве (на примере г. Волгограда)»

154

SOCIOLOGICAL SCIENCES / <<ШЦШетУМ~^©У©Ма1>>#2(1!4)),2©2©

Смолина Елена Григорьевна старший преподаватель кафедры корпоративного управления Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11255

УРОВНИ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. ВОЛГОГРАДА)

Smolina Elena

senior lecturer at the Department of corporate management Volgograd Institute of management-branch of the Russian presidential Academy of national economy and

public administration

LEVELS AND FORMS OF INTERACTION BETWEEN EXECUTIVE AUTHORITIES AND THE POPULATION IN THE INTERNET SPACE (A CASE OF VOLGOGRAD)

Аннотация.

На основе результатов анкетного опроса (n=500) жителей г. Волгограда и опроса экспертов (N=50) был проведен анализ форм взаимодействия органов исполнительной власти и населения в интернет-пространстве. В статье автор представляет структуру уровней интеракции в интернет-пространстве и делает вывод относительно уровня взаимодействия, сложившегося между властными структурами и населением г. Волгограда.

Abstract.

Based on the results of a questionnaire survey (n=500) of residents of Volgograd and a survey of experts (N=50), the analysis of forms of interaction between Executive authorities and the population in the Internet space was carried out. In the article, the author presents the structure of interaction levels in the Internet space and makes a conclusion about the level of interaction between the authorities and the population of Volgograd.

Ключевые слова: интернет-пространство, управление, управленческая политика, взаимодействие органов исполнительной власти и населения, уровни взаимодействия, формы взаимодействия в интернет-пространстве

Keywords: Internet space, management, management policy, interaction between Executive authorities and the population, levels of interaction, forms of interaction in the Internet space

В последние годы все более значимым становится вопрос об организации качественного взаимодействия органов исполнительной власти и населения. В условиях динамичного развития информационных технологий за счет своей интерактивности и глобальности интернет-пространство становится дополнительной и значимой площадкой для взаимодействия граждан и представителей власти. В связи с этим цель работы - изучить известные и перспективные, по мнению населения, формы взаимодействия в интернет-пространстве, а также на основе экспертной оценки охарактеризовать современный уровень электронной интеракции между жителями города и муниципальными органами власти.

Для реализации поставленных задач автором в июне 2019 года было проведено социологическое исследование: анкетный опрос населения г. Волгограда (п=500, выборка репрезентативная, многоступенчатая, с квотированием по возрасту и полу на последнем этапе) и экспертный опрос (N=50, в качестве экспертов выступили муниципальные служащие, имеющие стаж работы свыше 7 лет, и представители научного сообщества, областью специализации которых является проблематика муниципального управления).

По мнению Л.В. Орловой, организованное, интерактивное и полноценное взаимодействие органов исполнительной власти и населения в интернет-пространстве необходимо для того, чтобы максимальное количество граждан было задействовано в обсуждении тех или иных вопросов, направленных на оптимизацию ситуации в социальном пространстве [1, с. 76]. Следовательно, расширение и популяризация электронных форм взаимодействия может обеспечить формирование и стабильное развитие партисипативных практик, и, как следствие, качественно улучшить общественную ситуацию. Обратимся к результатам анализа социологической информации о формах электронной интеракции между жителями г. Волгограда и органами муниципального управления.

Так, в перечне хорошо знакомых и применяемых форм взаимодействия в интернет-пространстве волгоградцы отдают предпочтение порталу государственных и муниципальных услуг (76,6 %), сервису электронных обращений (41,4 %), а также общению с представителями власти по электронной почте (30,8 %). Каждый четвертый респондент характеризует электронный опрос и портал электронных петиций как известную форму интеракции, а каждый третий в число знакомых относит электронное голосование. Отметим, что распреде-

<<шушетим~^©и©мак>>#2(1!4)),2©2© / БОСЮШОТСЛЬ 8С1Б1ЧСБ8

ление ответов жителей города относительно перечня популярных форм взаимодействия отражает общероссийскую тенденцию. Ведь преимущества оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде сделали портал одним из самых известных и актуальных сервисов. Хотя стоит указать, что основной интерес для жителей города составляют услуги федеральных и региональных органов исполнительной власти, следовательно, муниципальный уровень остается пока не настолько насыщенным с точки зрения подобного взаимодействия. За счет удобства и простоты электронные обращения постепенно вытесняют письменные формы, по тем же причинам не вызывает сомнений актуальность электронной переписки. Отметим, что известные горожанам формы электронного взаимодействия признаются ими как перспективные в рамках будущего развития. Однако, несмотря на высокий потенциал перечисленных форм, необходимо признать, что осуществляемое посредством них взаимодействие носит односторонний характер. Ведь данные формы отражают взаимодействие в формате «запрос-ответ», реализуемое на уровнях информирования или консультирования. Эти формы не отражают реальные возможности горожан участвовать в партисипативной практике, то есть быть активными участниками и инициаторами совместных с властью событий и проектов.

Как утверждает А.Н. Расходчиков, именно приверженность органов власти к методам взаимодействия, основанным преимущественно на одностороннем информировании и не учитывающим нарастающие в обществе процессы саморегуляции, тормозит развитие активного вовлечения населения в обсуждение социально-значимых решений [2, с. 263].

По совокупности имеющихся на настоящий момент форм интеракции применительно к теме взаимодействия органов исполнительной власти и населения целесообразно выделить четыре уровня: 1) уровень информирования; 2) уровень консультирования; 3) уровень партнерства и 4) уровень гражданского управления. Каждый из этих уровней отражает разную степень мотивации в вопросах общения с представителями органов власти, а также включенности граждан в процессы управления. Так, по мнению автора, наибольшим потенциалом в рамках культуры «электронной демократии» и задач по повышению качества муниципального управления обладают уровни партнерства и гражданского управления. На этих уровнях гражданин представляется как квалифицированный и полноправный участник взаимодействия, за счет чего интеракции являются возобновляемыми и результативными. Для таких уровней характерно привлечение граждан в качестве экспертного сообщества, а

155

также участников проектной группы. Яркой формой взаимодействия, реализующей подобные практики, является краудсорсинг. Однако жители города не отмечают его среди знакомых и применяемых форм взаимодействия: только 5 % опрошенных жителей города имеют представление о сущности краудсорсинга, и лишь 2 % принимали участие в подобных проектах. Односторонний характер взаимодействия подтверждают итоги экспертного опроса. В рамках управленческой практики муниципальных органов власти в сфере их взаимодействия с населением в интернет-пространстве преимущественными являются интеракции, связанные с информированием или консультированием горожан по их личным запросам - об этом утверждает каждый третий эксперт. При этом большинство экспертов сходится во мнении о крайне ограниченном и половинчатом характере реализации таких взаимодействий. Две трети экспертов утверждает, что сложные интеракции органов власти с гражданами, предусматривающие более субъектные формы взаимодействия, не являются распространенным явлением. В целом, большинство опрошенных экспертов оценивают политику муниципальных органов в сфере электронного взаимодействия с местным населением как неэффективную. Отметим, что и значительная часть населения (69 %) в итоге характеризует сложившуюся на сегодняшний день ситуацию диалога с властными структурами как малоэффективную, в том числе, в силу низкой заинтересованности последних.

Таким образом, по итогам исследования, среди способов электронного взаимодействия, распространенных в интерактивной практике органов власти города и его жителей, нет форм, отвечающих партисипативным уровням - уровням партнерства и гражданского управления. А интеракции на уровнях информирования и консультирования, осуществляемые в недостаточном объеме, по мнению населения и экспертов, не позволяют оценить взаимодействие городских властей и населения в интернет-пространстве как эффективное.

Список литературы

1.Орлова Л.В. Власть - бизнес - гражданское общество: проблемы формирования коммуникаций, прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов на прикладном уровне // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, 2019. - №2 65. - С. 76.

2.Расходчиков А.Н. Информационно-коммуникационное взаимодействие власти и общества: в поиске эффективных технологий //Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 2017. - № 2. - С. 263-273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.