Научная статья на тему 'УРОВНЕВЫЙ МОНИТОРИНГ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

УРОВНЕВЫЙ МОНИТОРИНГ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ВИДЫ МОНИТОРИНГА / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдураманова Д.В.

Статья посвящена проблеме уровневого мониторинга в условиях обучения иностранным языкам в педагогическом вузе. В работе представлено описание модели уровневого мониторинга, включающей этапы предварительного, текущего, промежуточного и итогового контроля. Автором предприняты попытки поиска принципиально иных, отличных от традиционных форм и методов осуществления мониторинговой деятельности на всех этапах формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL MONITORING IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

This article is devoted to a problem of multi-level monitoring in the conditions of foreign language teaching in nonlinguistic higher education institution. The article presents description of the multi-level monitoring’s model including stages of preliminary, formative, midpoint and summative assessment. The author has made search attempts essentially others, non-traditional forms and methods of monitoring activity at all stages of formation of foreign-language communicative competence of students in higher education institution

Текст научной работы на тему «УРОВНЕВЫЙ МОНИТОРИНГ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

А бдураманова Д. В.

Чирчикский педагогический институт Ташкентская область

УРОВНЕВЫЙ МОНИТОРИНГ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме уровневого мониторинга в условиях обучения иностранным языкам в педагогическом вузе. В работе представлено описание модели уровневого мониторинга, включающей этапы предварительного, текущего, промежуточного и итогового контроля. Автором предприняты попытки поиска принципиально иных, отличных от традиционных форм и методов осуществления мониторинговой деятельности на всех этапах формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: мониторинг, виды мониторинга, обучение иностранным языкам, педагогический вуз, эффективность обучения.

Abduramanova D. V.

Chirchik Pedagogical Institute Tashkent region

LEVEL MONITORING IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A

PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Abstract: This article is devoted to a problem of multi-level monitoring in the conditions of foreign language teaching in nonlinguistic higher education institution. The article presents description of the multi-level monitoring's model including stages of preliminary, formative, midpoint and summative assessment. The author has made search attempts essentially others, non-traditional forms and methods of monitoring activity at all stages of formation of foreign-language communicative competence of students in higher education institution

Keywords: monitoring, types of monitoring, foreign language teaching, higher education institution, learning efficiency.

Актуальность вопроса о мониторинге иноязычного обучения в педагогическом вузе обусловлена общественной потребностью в гарантированном получении качественного высшего профессионального образования, позволяющего выпускникам вузов достойно конкурировать как на российском, так и на зарубежном рынке труда. Современная система образования Республики Узбекистан имеет достаточный арсенал средств контроля за осуществлением образовательных услуг в учреждениях среднего и высшего профессионального образования и за их

качественным соответствием государственным образовательным стандартам.

Традиционно в ходе мониторинговой деятельности при обучении иностранному языку выделяют четыре основных вида контроля знаний и умений обучающихся - предварительный, текущий, промежуточный и итоговый. Эти виды контроля образуют своеобразный каркас модели уровневого мониторинга и соответствуют основным этапам мониторинговой деятельности в процессе иноязычного обучения студентов педагогичского вуза. Функциональное назначение и содержание каждого из названных этапов определяются совокупностью целей и задач внешнего мониторинга со стороны преподавателя и самоконтроля со стороны студента.

Так, на этапе предварительного мониторинга преследуется цель -выявить тот уровень владения обучающимися иноязычной коммуникативной компетенцией, которого они достигли на предыдущей ступени образования. В меньшем масштабе, в ходе самого обучения, цель предварительного мониторинга состоит в выявлении степени наличествующих остаточных знаний того языкового материала, который был предъявлен к усвоению на предшествующих этапах изучения иностранного языка (в рамках одного или нескольких модулей) и призван обеспечить адекватное восприятие и эффективное усвоение студентами нового учебного материала. В качестве средств для осуществления качественного предварительного мониторинга выступают тестовые задания открытого и закрытого типов.

Говоря об этапе предварительного контроля в условиях педагогического вуза, следует обратить внимание на тот факт, что в большинстве случаев он ограничивается входным тестированием на уровень владения абитуриентами иностранным языком, по итогам которого должны быть сформированы разноуровневые языковые группы. Однако на практике процедура иноязычного предварительного мониторинга администрацией педагогического вуза, как правило, игнорируется: деление абитуриентов на языковые группы происходит не всегда корректно, а зачастую не происходит вовсе. Таким образом, результаты предварительного мониторинга фактически не имеют практической реализации. Тем не менее при условии тщательного соблюдения всех этапов процедуры тестирования - от определения исходного уровня иноязычных знаний и умений абитуриентов до формирования разноуровневых языковых групп - процесс обучения иностранному языку в вузе становится значительно эффективнее.

С целью повышения эффективности иноязычного образования в рамках педагогического вуза мы предлагаем включить в структуру предварительного мониторинга еще один этап. Целесообразным и полезным, на наш взгляд, могло бы стать дополнительное тестирование

будущих студентов на тип восприятия ими иноязычной информации, на основе которого преподаватель определит наиболее результативные методы и стратегии обучения. Таким образом, при минимальных временных затратах, что имеет принципиально важное значение в условиях преподавания иностранных языков на педагогических факультетах, станет возможным обеспечение максимально продуктивного процесса усвоения студентами учебного материала [2]. Исходя из сказанного, следует указать на необходимость и обязательность проведения процедуры предварительного мониторинга в педагогическом вузе и подчеркнуть его принципиально важную роль в процессе иноязычного образования, нацеленного на формирование и повышение исходного уровня коммуникативной компетенции обучающихся в сфере бытового и профессионального общения.

Текущий мониторинг осуществляется на протяжении всего процесса иноязычного обучения в вузе посредством целого ряда контролирующих мероприятий, проводимых преподавателем в рамках учебного занятия или внеаудиторно с целью выявления уровня сформированности иноязычных умений и навыков студентов, а также степени овладения ими предъявляемого к усвоению учебного материала. Текущий мониторинг традиционно включает устную (фронтальный, индивидуальный опрос, игровые виды учебной деятельности и т.д.) и письменную формы контроля (различного рода тесты, контрольные работы, письменные переводы, диктанты, сочинения, эссе и т.п.), а также контроль при помощи средств ИКТ (онлайнтесты, обучающие компьютерные игры, всевозможные интерактивные задания и т.п.). Названные формы текущего мониторинга в совокупности позволяют объективно оценить достижения обучающихся применительно ко всем видам речевой деятельности.

На этапе текущего мониторинга преподаватель решает несколько важных задач - определение объема и содержания учебного материала, подлежащего контролю, выбор наиболее оптимальной формы контроля, создание необходимых условий проведения выбранной формы мониторинга. При этом особенно важное значение имеет задача мотивировать активное включение фазы самоконтроля со стороны студентов. В этой связи высокий профессионализм преподавателя проявляется в его способности найти адекватные и эффективные методы стимуляции рефлексивной деятельности обучающихся, а также способности сформировать и развить у студентов умение критически оценивать как сам процесс овладения новыми знаниями, так и достигнутые ими результаты. Преподаватель-тьютор, который способен грамотно организовать оперативный и эффективный мониторинг наличествующих у студентов знаний по иностранному языку, их поведения и интересов, определить индивидуальные стратегии учебной деятельности для каждого

обучающегося, контролировать и своевременно корректировать ход обучения, играет ведущую роль в этом процессе.

Итоговый мониторинг за весь период иноязычного образования в вузе должен представлять собой комплекс мероприятий, направленных не только на оценку достигнутых студентами в учебном процессе результатов, но и на оценку эффективности самого процесса обучения, тех методов, приемов и форм, которые применялись на каждом из этапов иноязычного обучения. Итоговый мониторинг по иностранному языку в педагогическом вузе, как правило, проходит в форме экзамена за весь курс обучения.

Использованные источники:

1. Zuparova, S., Shegay, A., & Orazova, F. (2020). Approaches to Learning English as the Source of All. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8(5).

2. Zuparova, S., Shegay, A. (2021). Methods of Teaching Foreign Languages. Eastern European Scientific Journal, 1(7), 141-143.

3. Djurayeva, Y., Ayatov, R., & Shegay, A. (2020). Current Problems and Resolutions of Teaching English Grammar. Academic research in educational sciences, 1(3).

4. Djurayeva, Y., Ayatov, R., & Shegay, A. (2020). Current Problems and Resolutions of Teaching English Grammar. Academic research in educational sciences, 1(3).

5. Ruzmetova, M., Orazova, F., & Kayumova, G. (2020). The Role of Teaching Vocabulary Competence in English. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 509-513.

6. Ruzmetova, M., Otajonova, D., & Babadjanova, N. (2021). CONSIDERATIONS ON UNDERSTANDING THE MEANING OF A WORD. ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(2), 1238-1242.

7. Krivosheyeva, G., Zuparova, S., & Shodiyeva, N. (2020). INTERACTIVE WAY TO FURTHER IMPROVE TEACHING LISTENING SKILLS. Academic Research in Educational Sciences, 1 (3), 520-525.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.