Научная статья на тему 'Уровневое обучение иностранному языку как инструмент модернизации языкового образования в вузе'

Уровневое обучение иностранному языку как инструмент модернизации языкового образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / LANGUAGE EDUCATION / QUALITY OF LANGUAGE EDUCATION / LEVEL-BASED LANGUAGE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иконникова Анна Николаевна

В статье рассматриваются вопросы повышения качества языкового образования в вузе; обсуждаются условия реализации языкового обучения, способствующие наиболее эффективному овладению иностранным языком. Автор обобщает опыт внедрения уровневого обучения иностранным языкам студентов гуманитарных направлений подготовки и приходит к выводу, что одним из условий повышения качества иноязычного образования является внедрение уровневого обучения иностранным языкам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иконникова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Level-based teaching of a foreign language as a tool for modernization of language education at a university

The article discusses the issues of improving the quality of language education at a university. The author discusses the conditions for the implementation of language training, contributing to the most effective mastery of a foreign language. The author summarizes the experience of introducing level-based teaching of foreign languages to students of humanitarian areas of training. The author comes to the conclusion that one of the conditions for improving the quality of foreign language education is the introduction of level teaching of foreign languages.

Текст научной работы на тему «Уровневое обучение иностранному языку как инструмент модернизации языкового образования в вузе»

Уровневое обучение иностранному языку как инструмент модернизации языкового образования в вузе

Иконникова Анна Николаевна,

доцент кафедры английской филологии, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, an.ikonnikova@s-vfu.ru

В статье рассматриваются вопросы повышения качества языкового образования в вузе; обсуждаются условия реализации языкового обучения, способствующие наиболее эффективному овладению иностранным языком. Автор обобщает опыт внедрения уровневого обучения иностранным языкам студентов гуманитарных направлений подготовки и приходит к выводу, что одним из условий повышения качества иноязычного образования является внедрение уровневого обучения иностранным языкам. Ключевые слова: языковое образование, качество языкового образования, уровневое обучение иностранным языкам,

Вопросы модернизации языкового образования в последние годы приобретают все большую актуальность в связи с расширением международного сотрудничества в области образовательной деятельности и поставленной перед университетами задачей выхода на международный рынок образовательных услуг. Качество языкового образования в вузе обуславливает условия и возможность вхождения в международную образовательную среду. Оценить качество образования призван мониторинг, который в Законе «Об образовании» понимается как «систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [3].

Мониторинг проводится как на внешнем, так и на внутреннем уровне. Мониторинг языковой подготовки студентов вуза относится к внутреннему мониторингу и для учреждения, ведущего профессиональную подготовку по иностранным языкам важен тем, что с его помощью управление образовательным процессом получает относительно объективные данные по оценке процесса обучения, мотивации студентов, уровня сформированности их иноязычной языковой компетенции и дает возможность прогнозировать результаты обучения по дисциплине «Иностранный язык».

Одним из успешно проявивших себя условий организации и реализации процесса языкового обучения иностранному языку в мире является уровневое обучение наряду с использованием личностно-ориентированного подхода и выстраиванием целей и результатов требованиям международных стандартов в области языкового образования. Уровневое обучение, применяемое в зарубежной практике организации процесса обучения иностранному языку, позволяет преподавателю соотнести цель, методы, ожидаемые результаты обучения, которые подробно представлены в Международном стандарте языкового образования «Common European Framework Reference for Languages: Learning, teaching, assessment» (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка) [4; 25].

Актуальность разработки принципиально нового подхода к образовательному процессу в языковом вузе продиктована проблемами организационно-методического характера. В настоящее время главной проблемой при обучении английскому языку в рамках основных образовательных программ является то, что при зачислении на программы бакалавриата в группах наблюдается разнородный уровень владения английским языком, что обусловлено сокращением бюджетных мест и повышением конкурса на бюджетные места, с одной стороны, а также расширением коммерческого набора и низким уровнем поступающих на платное обучение, с другой стороны. Все студенты обучаются в условиях, которые созданы

о о и и m

О m э m й А

S £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X

s m

для усредненного студента, т.е. в одной группе могут обучаться как студент с высоким уровнем владения иностранным языком, так и студент с низким уровнем. Существует высокий риск того, что в обоих случаях будет наблюдаться неустойчивый прогресс в освоении иностранного языком. При проведении внутреннего мониторинга уровня языковой подготовки было зафиксировано, что в одной и той же, притом часто немногочисленной группе могут обучаться студенты, владеющим английским языком на уровне A1/A2 и В2. При этом уровень В2 в группе может быть вообще не представлен. В такой ситуации от преподавателя требуются дополнительные затраты на методическое осмысление каждого урока. Со стороны организации учебного процесса требуется изменение парадигмы обучения иностранному языку, поскольку «изучение иностранного языка зависит от особенностей психического и физиологического характера обучаемого (внимание, память, индивидуальный темп усвоения материала), уровня речевой культуры (лексический запас слов, общий уровень владения навыками коммуникации), степени мотивации к изучению иностранного языка и интереса» [1].

Основным методом внутреннего мониторинга является метод тестирования как способ оценки уровня иноязычной языковой компетенции у студентов. Основополагающим источником послужили тестовые материалы международных экзаменов по английскому языку, охватывающие все аспекты языка, включая чтение, грамматику, аудирование, письмо и говорение. Следует отметить, что при использовании материалов международных экзаменов выстраивается преемственность по уровню сложности между ЕГЭ по иностранному языку, в котором задания по уровню сложности варьируются между В1-В2 и дальнейшей языковой подготовкой студентов (будущих преподавателей английского языка). К началу обучения в вузе выпускники школ уже знакомы с таким форматом проверки знаний, навыков и умений. Таким образом, использование формата международного экзамена уровня В2 в диагностическом и промежуточном тестировании обеспечивает преемственность требований к языковой подготовке обучаемых, которые выбирают иностранный язык в качестве своей будущей профессиональной деятельности.

Современные требования ориентированы на парадигму качества и компетентностный подход к осуществлению образовательной деятельности. Те же требования, как и ориентация на общеевропейские языковые стандарты должны распространяться и на языковое образование в вузе. По окончанию вуза будущий выпускник должен обладать иноязычной коммуникативной компетенцией на уровне не ниже В1, т. е. должен обладать способностью и реальной готовностью осуществлять общение на иностранном языке, добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, решать реальные коммуникативные задачи. Эти же цели реализуются в процессе языкового образования в полной средней школе. В процессе профессиональной подготовки в вузе (в рамках бакалаврских программ), иностранный язык (английский) направлен на формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции, а именно: лингвистической, социолингвистической, социокультурной, дискурсивной, социальной. У выпускника должны быть сформированы компетенции, необходимые для использования иностранного (английского) языка в учебной, научной, и профессиональной деятельности, обеспечивающие возможность дальнейшего обучения в магистратуре, аспирантуре и проведения научных исследований в области филологии, лингвистики, регионоведения, педагогического образования. С учетом перечисленных требований

при организации учебного процесса по иностранным языкам необходимо ориентироваться, в первую очередь, на реализацию уровневого подхода, который обеспечивает возможность обучения языку с учетом исходного уровня языковой подготовки студентов.

Совершенно необходимым условием обеспечения эффективности реализации уровневого обучения является применение системы мониторинга [3; 26]. Мониторинг может внешним и внутренним. Под внутренним мониторингом Е.И. Рязанова понимает деятельность, которая несет в себе актуальную информацию об управлении образовательным учреждением. Такая деятельность основана на постоянном анализе качества реализации образовательных услуг, его ресурсного обеспечения и ожидаемых результатов [6]. Порядок ключевых технологических процессов при внутреннем мониторинге выглядит следующим образом: систематический сбор новых данных, которые раскрывают детали о ситуации преподавания иностранного языка в учреждении; далее производится обработка статистики и аналитики собранной информации, а также ее оформление в виде результатов; все эти данные о результатах обработки затем предоставляются администрации организации, которые в свою очередь принимают необходимые решения, затрагивающие сферу их компетенций; затем все эти данные хранятся в отведенном месте и в течение установленных сроков, наконец, обеспечивается доступность указанной информации для лиц, которые имеют право доступа [6].

Довольно традиционной формой внутреннего мониторинга с которой знаком каждый преподаватель является успеваемость студентов. Основной целью этой деятельности является предоставление обратной связи о прогрессе обучающихся, а также дальнейшее моделирование целей и результатов обучения. Контроль успеваемости как форма внутреннего мониторинга обычно включает в себя опрос студентов в учебное и внеаудиторное время, индивидуальное общение со студентами, назначение и исправление заданий для самостоятельной проработки, наблюдение за групповой деятельностью, фиксация оценок.

И.Л. Бим считает, что языковое образование включает в себя закономерности изучения языка, мышления, социопсихологических свойств речекоммуникативной деятельности, а также имитацию и обучение ситуациям коммуникативного взаимодействия [1]. Критически важным является понимание того, что прежде всего, коммуникативная компетенция — это способность пользоваться языком, т.е. реализовывать сформированные навыки и умения в условиях реального общения. Организация языкового обучения по принципу уровневого обучения позволяет соотнести цели, задачи, методы обучения, организационные форм и средства обучения с индивидуально-психологическими особенностями обучающихся.

Международная практика предполагает внедрение международных инструментов, форм, принципов языковой подготовки, которая способствует выстраиванию преемственности процесса овладения иностранным языком при переходе с уровня на уровень, а также широкое внедрение современных педагогических технологий, увеличение доли самостоятельной работы обучающихся. Все это требует создания актуального учебно-методического обеспечения и использования современных средств контроля [2].

Исследователи языкового образования схожи во мнении, что уровневый подход к обучению иностранным языкам имеет несколько положительных характеристик и эффективен уже на этапе целеполагания. Уровневое обучение обеспечивает ясность, прозрачность, объективность оценивания иноязычной коммуникативной компетенции

на каждом этапе подготовки, возможность подготовиться к международным экзаменам и получить признаваемый во всем мире сертификат.

Первостепенной задачей на начальном этапе организации обучения иностранному языку в вузе является выявление и учет индивидуальных способностей обучающихся, выстраивание адекватных целей, поиск возможностей самореализации, дальнейшего профессионального развития обучающихся через дисциплину «Иностранный язык». Именно в этот период происходит формирование учебной автономии обучающихся. В дальнейшем уровневый подход обеспечивает возможность организации процесса обучения иностранному языку в соответствии с теми компетенциями, которыми должен овладеть конкретный студент по окончании образовательной программы. Переходя от уровня к уровню, компетенции, изучающего английский язык, развиваются, приближая его к уровню продвинутого пользователя. Важно отметить, что каждый из уровней достаточно автономен, при этом языковая уровневая система в рамках учебной программы должна отражать успех каждого студента на протяжении всего периода обучения иностранному языку [2]. Обучение английскому языку в условиях, приближенных к международному стандарту обеспечивает качество языковой подготовки и предоставляет инструменты для измерения его результатов.

ФГОС ВО требует обеспечить оценку результатов образовательной деятельности, соответственно необходимо выработать единые требования к результатам обучения по дисциплине «Иностранный язык», определить систему контроля и оценки иноязычной деятельности, с учетом общеевропейских требований и российских традиций в сфере языковой подготовки обучающихся, что особенно важно в рамках профессиональной подготовки будущих учителей английского языка. Данное направление широко реализуется не только в европейских вузах, но и странах Азии. Суть его состоит в переориентации учебного процесса с преподавателя на студента, который в полной мере осознает ответственность за результаты собственной деятельности. Собственно, уровневый подход к языковой подготовке представляется весьма убедительным и плодотворным, поскольку в нем заложена возможность четкой организации и управления процессом языкового образования, от студентов требуется развитие учебной автономии.

Таким образом, применение уровневого подхода в обучении иностранным языкам, как и внедрение международных инструментов оценки качества языковой подготовки позволяет не только активизировать и оптимизировать учебный процесс, а способствовать модернизации языкового образования в целом. Преподавателям - практикам предоставлена возможность реализации компе-тентностного подхода в изучении и преподавании английского языка, модернизации рабочих программ дисциплины «Иностранный язык» в соответствии с требованиями Совета Европы по иностранным языкам. Организаторам и управленцам языкового образования осуществлять соотнесенность с международной сертификацией в формате международных экзаменов. Студентам и преподавателям активизировать коммуникативную направленность обучения и развития иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для академической и профессиональной деятельности на английском языке.

Литература

1. Бим, И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам н старшей ступени полной средней школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. -2002. - № 5. - С. 8.].

2. Босова Л.М. Уровневые стратегии обучения иностранному языку в ВУЗе. -https://cyberleninka.ru/article/v/urovnevye-strategN-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-vuze

3. Федеральный закон «Об образовании в РФ». - [режим до-ступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 40174/].дата обращения 18.11.2019

4. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / Департамент современных языков Директората по образованию, культуре и спорту Совета Европы; пер. под общ. ред. К. М. Ирисхановой. — М.: Изд-во МГЛУ, 2003.

5. Пассов, Е.И. Индивидуализация в обучении иностранным языкам / Е.И. Пассов. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 40 с.

6. Рязанова Е. И. Мониторинг качества иноязычного образования в школе // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 93-96. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7087/ (дата обращения: 06.12.2017).]

7. Nik Mohd Hazrul Nik Hashim, Syed Shah Alam, Norazlina Mohd Yusoff. Relationship between Teacher's Personality, Monitoring, Learning Environment, and Students' EFL Performance/ GEMA Online Journal of Language Studies. - 2014. http://dx.doi.org/10.17576/GEMA-2014-1401-07 - (дата обращения: 10.05.19)

Level-based teaching of a foreign language as a tool for

modernization of language education at a university Ikonnikova A.N.

North-Eastern Federal University

The article discusses the issues of improving the quality of language education at a university. The author discusses the conditions for the implementation of language training, contributing to the most effective mastery of a foreign language. The author summarizes the experience of introducing level-based teaching of foreign languages to students of humanitarian areas of training. The author comes to the conclusion that one of the conditions for improving the quality of foreign language education is the introduction of level teaching of foreign languages. Key words: language education, quality of language education,

level-based language education References

1. Bim, I.L. The main directions of the organization of teaching foreign

languages at the senior level of a full high school / I.L. Bim // Foreign. languages at school. - 2002. - No. 5. - S. 8.].

2. Bosova L.M. Level strategies for teaching a foreign language at a

university. - https://cyberleninka.ru/article/v7urovnevye-strategii-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-vuze

3. The Federal Law "On Education in the Russian Federation". -

[access mode: http:

//www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/]. date of treatment 11/18/2019

4. Common European competencies in foreign language skills: study,

teaching, assessment / Department of Modern Languages, Directorate for Education, Culture and Sports of the Council of Europe; per. under the general. ed. K.M. Iriskhanova. - M.: Publishing House of Moscow State Linguistic University, 2003.

5. Passov, E.I. Individualization in teaching foreign languages / E.I.

Passes. - Voronezh: NOU "Interlingva", 2002. - 40 p.

6. Ryazanova E. I. Monitoring the quality of foreign language education

at school // Actual problems of pedagogy: materials of the VI Intern. scientific conf. (Chita, January 2015). - Chita: Publishing House Young Scientist, 2015. - S. 93-96. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7087/ (acc/: Dec. 6, 2017).]

7. Nik Mohd Hazrul Nik Hashim, Syed Shah Alam, Norazlina Mohd

Yusoff. Relationship between Teacher's Personality, Monitoring, Learning Environment, and Students 'EFL Performance / GEMA Online Journal of Language Studies. - 2014. http://dx.doi.org/10.17576/GEMA-2014-1401-07 - (accessed: 05/10/19)

о о и n m

О m э m й А

S £ m О

х О m

О Dl и А ы о и А X

s m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.