КОНТ тнгтт
Репринцева Г. А. Уровневое и структурное своеобразие родительских установок педагогов // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12115. - 0,3 п. л. - URL: _____________________ ______________ http://www.covenok.ru/koncept/2012/12115.htm.
научно-методический электронный журнал Гос- рег-Эл № фс 77'49965- “ISSN 2304-120Х.
ART 12115 УДК 159.922
Репринцева Галина Анатольевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии ОГАОУ ДПО «Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов», г. Белгород [email protected]
Уровневое и структурное своеобразие родительских установок педагогов
Аннотация. В статье представлены результаты исследования родительских установок педагогов, проведен их сравнительный и факторный анализ: сопоставлены родительские установки педагогов и непедагогов. Показано, что родительские установки педагогов обладают своеобразием, отражающим специфику их профессиональной деятельности, и выступают в качестве детерминант профессионального выбора и профессионального становления специалистов, занятых воспитанием детей.
Ключевые слова: родительские установки, специфика родительских установок педагогов, структура родительских установок педагогов.
Вслед за С. Л. Рубинштейном под установками личности мы понимаем «позиции личности, которые заключаются в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражаются в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление» [1, с. 520].
Профессионально-педагогические установки как фон и предпосылка профессионально-педагогической деятельности базируются на более ранних психологических образованиях - родительских установках педагога, формирующихся задолго до профессионального образования и даже выбора профессии.
Для изучения родительских установок педагогов использовался опросник «Измерения родительских установок и реакций» (PARY) Е. Шефера и Р. Белла, адаптированный Т. В. Архиреевой. Опросник PARY направлен на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания и не связан с установками на воспитание конкретного ребенка. Он позволяет изучать установки на воспитание детей вообще, в том числе и у потенциальных родителей. Именно опросник PARY рекомендован для использования в практике усыновления и создания семейных детских домов, а потому этот опросник применим и к педагогам, которые не имеют собственных детей.
Нами был использован укороченный вариант опросника, включающий те шкалы, которые образуют факторы «Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком -демократичность» и «Диктат в воспитании - отказ от авторитарности», т. е. те факторы, которые могут быть соотнесены с авторитарностью-демократичностью в отношениях педагога с воспитанниками в рамках профессиональной деятельности. Фактор «Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком - демократичность» составляют шкалы «Предоставление ребенку возможности высказаться», «Равенство родителей и ребенка», «Поощрение активности ребенка», «Товарищеские отношения и участие в ребенке». Фактор «Диктат в воспитании - отказ от авторитарности» образуют шкалы «Подавление воли ребенка», «Супружеские конфликты», «Строгость родителей», «Раздражительность родителей», «Мученичество родителей».
Было проведено сопоставление выраженности авторитарных и демократичных родительских установок у профессиональных педагогов и женщин-матерей: данные опроса женщин-педагогов соотнесены с данными опроса женщин-матерей, опубликованными Т. В. Архиреевой [2].
f\j ■Л f\j
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12115.htm
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 12115 УДК 159.922
Репринцева Г. А. Уровневое и структурное своеобразие родительских установок педагогов // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12115. - 0,3 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12115.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Выборка педагогов составила 320 человек в возрасте от 20 до 68 лет. Это учителя начальной и средней школы, социальные педагоги, учителя-логопеды, воспитатели учреждений интернатного типа (женщины, средний возраст 38,5 лет).
Сравнение средних значений выраженности авторитарных и демократичных родительских установок женщин-педагогов и родительских установок женщин-матерей, занятых в различных профессиональных сферах, по данным Т. В. Архиреевой (выборка составила 263 респондента) позволяет выявить уровневое своеобразие родительских установок педагогов. Для проверки гипотезы об отличии выборочных средних использовался ^критерий Стьюдента для двух выборок разного размера с неравными дисперсиями (табл. 1).
Таблица 1
Сопоставление родительских установок педагогов и непедагогов
Женщины-педагоги Женщины-матери Т-тест для р < 0,001
Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение
Подавление воли 13,73 2,09 15,51 1,71 11,28
Супружеские конфликты 14,38 2,75 15,49 1,67 6,02
Строгость родителей 11,66 2,73 13,55 1,77 10,09
Раздражительность родителей 10,81 2,70 14,69 1,86 20,45
«Мученичество» родителей 11,71 2,79 15,46 1,85 19,38
Равенство детей и родителей 14,82 2,18 16,32 1,81 9,06
Поощрение активности ребенка 16,35 2,25 18,78 1,30 16,34
Предоставление ребенку возможности высказаться 17,54 1,71 16,99 1,63 3,968
Результаты теста свидетельствуют о том, что средние значения родительских установок женщин-педагогов и женщин-матерей статистически значимо отличаются.
Большая часть педагогов имеет невысокие показатели авторитарных установок. На рисунке (рис. 1) представлена диаграмма размаха значений авторитарных родительских установок педагогов: квадрат показывает среднее значение по выборке, прямоугольник обозначает диапазон среднего значения, в которое среднее значение попадает с вероятностью 0,95 (так называемую ошибку среднего), «усы» -разброс значений вокруг среднего (стандартное отклонение).
Box & Whisker Plot
Обозначения:
ПВ - подавление воли,
СК - супружеские конфликты,
Стр - строгость родителей,
Раз - раздражительность родителей, Муч - «мученичество» родителей
Рис. 1. Диаграмма размаха авторитарных родительских установок педагогов (женская выборка)
«VI О <Х»
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12115.htm
КОНТ ТЕПТ
Репринцева Г. А. Уровневое и структурное своеобразие родительских установок педагогов // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12115. - 0,3 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12115.htm. -
научно-методический электронный журнал Гос- рег-Эл № фс 77'49965- ISSN 2304-120Х.
ART 12115 УДК 159.922
Факторный анализ родительских установок педагогов проведен на общей не-дифференцированной1 выборке: 400 педагогов в возрасте от 20 до 68 лет, из них 88% - женщины и 12% - мужчины [3]. Данные факторного анализа родительских установок педагогов приведены ниже (табл. 2, 3).
Таблица 2
Фактор 1
Название шкалы Факторная нагрузка
Подавление воли ребенка - 0,612265
Супружеские конфликты - 0,585188
Строгость родителей - 0,541367
Раздражительность родителей - 0,746113
«Мученичество» родителей - 0,707284
Поощрение активности ребенка - 0,497022
Таблица 3
Фактор 2
Название шкалы Факторная нагрузка
Равенство детей и родителей 0,661628
Товарищеские отношения между родителями и детьми 0,726607
Предоставление ребенку возможности высказаться 0,653291
Внутригрупповые различия связаны с гендерными особенностями и специализацией педагогов. Гендерные особенности родительских установок, выявленные Т. В. Архиреевой [4] и Е. И. Роговым [5] при сопоставлении женской и мужской выборок, сохраняются и у педагогов: у педагогов-мужчин показатели выраженности авторитарных родительских установок несколько выше.
Таблица 4
Сопоставление родительских установок педагогов-женщин и педагогов-мужчин
Женщины Мужчины Т-тест р
Сред- нее зна- чение Стан- дартное откло- нение Сред- нее значе- ние Стан- дартное откло- нение
Подавление воли ребенка 14,32 2,09 14,98 2,41 - 1,5657 0,1201
Супружеские конфликты 14,43 2,65 14,00 2,33 0,3895 0,6976
Строгость родителей 12,65 2,67 14,97 2,74 - 1,8570 0,0658
Раздражительность родителей 10,84 2,67 12,27 2,64 - 2,7928 0,0061
«Мученичество» родителей 11,34 2,68 12,59 2,94 - 2,3473 0,0206
Поощрение активности ребенка 16,84 2,03 16,77 2,01 0,1626 0,8710
Равенство детей и родителей 14,76 1,98 14,18 2,44 1,4184 0,1587
Товарищеские отношения между родителями и детьми 16,83 1,37 18,36 1,50 0,7809 0,4364
Предоставление ребенку возможности высказаться 17,67 1,68 16,79 1,87 2,6255 0,0098
1 Из общей выборки педагогов можно выделить группу, имеющих гармоничные родительские установки. Для выборки учителей начальных классов (278 респондентов) доля педагогов этой группы составила около 30% выборки.
<х» О <х»
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12115.htm
КОНТ тнгтт
научно-методический электронный журнал ART 12115 УДК 159.922
Репринцева Г. А. Уровневое и структурное своеобразие родительских установок педагогов // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12115. - 0,3 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12115.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
В нашем исследовании на выборке учителей-предметников (44 мужчины и 73 женщины) статистически значимые отличия выявлены по выраженности родительских установок строгости (на уровне тенденции), раздражительности и предоставления ребенку возможности высказаться (табл. 4).
Сравнение родительских установок педагогов, работающих с разными категориями учащихся, позволяет выявить отличие родительских установок учителей начальных классов от родительских установок учителей-предметников, работающих в среднем звене школы. Статистически значимые различия родительских установок приведены ниже (табл. 5).
Таблица 5
Сопоставление родительских установок учителей начальной и средней школы (женская выборка)
Учителя начальной школы (100 жен.) Учителя средней школы (73 жен.) Т- тест р
Среднее значение Стан- дартное отклоне- ние Среднее значение Стан- дартное отклоне- ние
Подавление воли 14,35 2,0906 13,34 2,0411 3,1604 0,0019
Строгость родителей 12,65 2,6914 11,58 2,7859 2,5268 0,0124
Родительские установки социальных педагогов, воспитателей интернатных учреждений и учителей-предметников статистически значимо не различаются.
Обсуждение результатов исследования. Авторитарные установки подавления воли ребенка, супружеских конфликтов, строгости, раздражительности и «мученичества» родителей у женщин-педагогов менее выражены, чем у женщин-матерей, занятых в различных профессиональных сферах. Наибольшие различия имеют значения эмоционально насыщенных установок раздражительности и «мученичества», т. е. педагогическую профессию выбирают женщины менее склонные негативным эмоциональным реакциям во взаимодействии с детьми, не рассматривающие родительские обязанности и воспитание детей как обузу.
Родительские установки предоставления ребенку возможности высказаться, равенства родителей и ребенка и поощрения активности детей у педагогов отличаются по уровню выраженности от родительских установок матерей (общая женская выборка). У профессиональных педагогов значения по родительским установкам равенства и поощрения активности в среднем ниже, чем у женщин-матерей, а по предоставлению возможности высказаться - в среднем выше.
Это кажущееся противоречие становится объяснимым, если рассмотреть структуру родительских установок педагогов.
Факторный анализ родительских установок педагогов показывает, что структура родительских установок педагогов отличается от структуры родительских установок непедагогов. Суть этого отличия в том, что у педагогов установка поощрения активности ребенка встраивается в фактор «Диктата в воспитании - отказа от авторитарности», а не в фактор «Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком - демократичность», как на выборках родителей младших школьников (по данным Т. В. Архиреевой) и подростков (по данным Е. И. Рогова). Взаимосвязь авторитарных установок педагогов с установкой поощрения активности ребенка на общей выборке педагогов отражает, по нашему мнению, специфику педагогической профессии: для педагога важно стимулировать активность детей в соответствие с педагогическими
гм yj nj
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12115.htm
КОНТ тнгтт
научно-методический электронный журнал ART 12115 УДК 159.922
Репринцева Г. А. Уровневое и структурное своеобразие родительских установок педагогов // Концепт. -2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12115. - 0,3 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12115.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
(дидактическими) целями и задачами, такое узконаправленное понимание поощрения активности характерно для преобладающей среди педагогов учебнодисциплинарной модели взаимодействия. Ориентация 60-70% педагогов на знание-вую (учебно-дисциплинарную) модель выявлена и в масштабном исследовании, проведенном авторским коллективом под руководством В. Г. Маралова [6].
Кроме того авторитарные установки качественно отличаются от демократичных преобладанием эмоционального (аффективного) компонента: фактор 1 «авторитарность в воспитании - дисциплинирующее воздействие» включает конфликтность, раздражительность, «мученичество», связанные с эмоциональными реакциями, тогда как фактор 2 «демократичность в воспитании» связан с убеждениями личности и детерминирует осознанные поступки (как действия, так и рефлексию).
Сравнение родительских установок педагогов, имеющих различную специализацию, обнаруживает отличие выраженности родительских установок у педагогов, работающих с разными возрастными категориями учащихся (воспитанников), что еще раз подтверждает вывод о родительских установках как детерминантах профессионального выбора и профессионального становления педагогов.
Выводы. Родительские установки педагогов отличаются от родительских установок непедагогов по уровню выраженности и по структуре, обладают своеобразием, отражающим особенности профессионального труда педагогов.
Ссылки на источники
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.
Архиреева Т. В. Методика измерения родительских установок и реакций // Вопросы психологии. -2002. - № 5. - С. 144-153.
Репринцева Г. А. Новый взгляд на проблему педагогической направленности // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 10. - С. 43-45.
Архиреева Т. В. Указ. соч.
Рогов Е. И. Методика измерения родительских установок и реакций // Настольная книга практического психолога. В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - С.161-172.
Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / В. Г. Маралов, И. А. Бучилова, Е. Ю. Клепцова и др.; под ред. В. Г. Маралова. - М.: Академ. проект; Парадигма, 2005. - 288 с.
6.
Reprintseva Galina,
candidate of psychological sciences, associate Professor of the Department of correctional pedagogy and psychology of the Belgorod Institute of training and retraining specialists, Belgorod [email protected]
Level and structural peculiarity of parental installations of teachers
Abstract. The research results of the parental installations of teachers are presented. The comparative and factorial analysis of the parental installations of teachers are carried out: the parental installations of teachers and not teachers ones are compared. It is shown that the parental installations of teachers have the originality, reflecting the specificity of their professional activities, and act as determinants of professional selection and professional development of specialists engaged in education of children.
Keywords: the parental installations, the specificity of the parental installations of teachers, the structure of the parental installations of teachers.
ISSN 2304-120X
977230412012809
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12115.htm