Научная статья на тему 'Уровень знаний студентов о болезни Альцгеймера'

Уровень знаний студентов о болезни Альцгеймера Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
326
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ / ALZHEIMER''S DISEASE / MEDICAL STUDENTS / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Голенков Андрей Васильевич

Исследование показало не вполне удовлетворительные знания студентов о болезни Альцгеймера (19,3±2,9 правильного ответа на 30 вопросов; от 10 до 28, или 63,7±20,3% в среднем). Наибольшие трудности испытали респонденты по вопросам ее клиники, течения и психофармакотерапии. Имелись различия при сравнении результатов студентов по полу и специальности. Выявленные пробелы в знаниях будущих врачей требуют внесения изменений в процесс их подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL OF STUDENTS’ KNOWLEDGE ABOUT ALZHEIMER''S DISEASE

The research showed not quite satisfactory knowledge of students about Alzheimer''s disease (19,3±3,6 correct answers on 30 questions; from 10 to 28, or 63,7±20,3% on the average). The greatest difficulties experienced by the respondents concerned the clinical picture, course and psychopharmacotherapy of this disease. There were distinctions in answers when comparing students on sex and specialty. The revealed gaps in knowledge of future doctors demand modification of process of their education.

Текст научной работы на тему «Уровень знаний студентов о болезни Альцгеймера»

УДК 378.321.7:616.89-008.454 ББК 56.14

А.В. ГОЛЕНКОВ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ О БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА

Ключевые слова: болезнь Альцгеймера, студенты-медики, осведомленность.

Исследование показало не вполне удовлетворительные знания студентов о болезни Альцгеймера (19,3±2,9 правильного ответа на 30 вопросов; от 10 до 28, или 63,7±20,3% в среднем). Наибольшие трудности испытали респонденты по вопросам ее клиники, течения и психофармакотерапии. Имелись различия при сравнении результатов студентов по полу и специальности. Выявленные пробелы в знаниях будущих врачей требуют внесения изменений в процесс их подготовки.

A.V. GOLENKOV

LEVEL OF STUDENTS’ KNOWLEDGE ABOUT ALZHEIMER'S DISEASE

Key words: Alzheimer's disease, medical students, knowledge.

The research showed not quite satisfactory knowledge of students about Alzheimer's disease (19,3±3,6 correct answers on 30 questions; from 10 to 28, or 63,7±20,3% on the average). The greatest difficulties experienced by the respondents concerned the clinical picture, course and psychopharmacotherapy of this disease. There were distinctions in answers when comparing students on sex and specialty. The revealed gaps in knowledge of future doctors demand modification of process of their education.

Болезнь Альцгеймера (БА) является одной из наиболее распространенных форм деменции среди населения. На ее долю приходится от 60% до 70% всех случаев слабоумия у людей пожилого и старческого возраста [2, 4]. В современной России может проживать более 1 млн пациентов с БА [6]. По прогнозам демографов, продолжительность жизни населения будет увеличиваться, а это значит, что число таких больных будет только расти. По данным World Alzheimer Report (2009), число людей с БА удваивается каждые 20 лет - от 36 млн в 2010 г. до 115 млн в 2050 г. [2].

Указанные обстоятельства свидетельствуют о важности знаний об этом заболевании населения, включая медицинских работников. Врачи всех специальностей также должны иметь правильные представления о БА, уметь выявлять и диагностировать ее на ранних этапах развития, помогать членам семей адаптироваться к последствиям деменции у родственников [7-12].

С целью определения знаний о БА и ассоциированных с ней расстройств B. Carpenter et al. предложена одноименная шкала [13]. Ее развитие было основано на тестировании больших групп респондентов, включая профессионалов, молодых специалистов, продолжающих обучение по специальности, обслуживающий персонал, родственников больных и пожилое население, чтобы выявить тех, кто знает, и тех, у кого следует повышать психиатрическую грамотность [9, 11]. Цель исследования - изучить у будущих врачей знания о БА.

Объект и методы исследования. Опрошено 184 студента (29 мужчин и 155 женщин) V курса медицинского факультета Чувашского госуниверситета. По специальности «Лечебное дело» училось 156 человек, «Педиатрия» - 28.

Студентам в начале весеннего семестра давалось задание самостоятельно изучить тему «БА», которая освещена в учебнике М.В. Коркиной с соавт. [5] и включена в экзаменационные вопросы по психиатрии. В качестве дополнительной информации рекомендовались материалы прочитанной ранее лекции, Интернет-ресурсы и другая доступная литература по теме.

В конце семестра (завершения обучения по курсу психиатрии) студенты были опрошены по шкале «Осведомленность о БА» [13], содержащей 30 вопросов (ответы верно/неверно). Подсчитывались общая сумма правильных

ответов, семь факторов (события жизни, факторы риска, симптомы болезни, лечение и наблюдение за больным, оценка и диагностика, люди, осуществляющие уход, течение болезни), отдельно учитывались также вопросы, вызвавшие наибольшие трудности у студентов.

Математико-статистическая обработка проводилась с помощью описательной статистики (М - среднее значение, а - стандартное отклонение), х2-распределения (таблицы 3 х 2), однофакторного дисперсионного анализа (АІЧОУА/МАІЧОУА).

Результаты исследования и их обсуждение. Студенты в среднем правильно ответили на 19,3±3,6 вопроса из 30 (от 10 до 28 правильных ответов) без достоверной разницы между специальностями и полами. Как видно из таблицы, выявлены семь вопросов, вызвавших наибольшие трудности у студентов (< 50% правильных ответов). Это переоценка эффективности психофармакотерапии БА (вопрос 10), неосведомленность о судьбе больных (11), возможно раннее начало болезни (15), недостаточное знание клиники (18, 22), факторов, усугубляющих течение БА (29), и излишний патернализм в уходе за пациентами (30).

16,3% студентов не знали, что ответить на вопрос 24 и 11,4% - на 22 (таблица). В среднем такие ответы встречались в 4,1±3,6% случаев.

Сравнение ответов студентов (сумма правильных ответов - 19,4±3,1) и студенток (19,2±2,8) показало существенную разницу (выделена в таблице жирным шрифтом) в ответах на вопросы 5 (х2 = 6,48; df = 2; p = 0,03), 8 (х2 = 7,90; сН = 2; p = 0,01), 17 (х2 = 7,81; сН = 2; p = 0,02), 20 (х2 = 9,45; сН = 2; p = 0,008), 21 (х2 = 47,7; сН = 2; р < 0,001), 24 (х2 = 11,59; сН = 2; р = 0,003), 29 (х2 = 14,31; сН = 2; р < 0,001). Хотя суммарно мужчины-респонденты показали достоверно лучшие знания только по фактору «Симптомы» БА (3,2±0,9 уб 2,7±0,9; Р = 8,08; р < 0,004).

Сравнения ответов студентов специальностей «Лечебное дело» (1 9,4±2,9) и «Педиатрия» (18,6±2,6) показали различия в ответах на вопросы 2 (х2 = 13,84; сН = 2; р < 0,001), 3 (х2 = 18,98; сН = 2; р < 0,001), 6 (х2 = 6,67; сН = 2; р = 0,03), 10 (х2 = 48,9; сН = 2; р < 0,001), 13 (х2 = 21,87; ОН = 2; р < 0,001) и 20 (х2 = 14,85; сН = 2; р < 0,001). Первые лучше педиатров ориентировались в вопросах, входящих в «Факторы риска» (3,7±1,2 уб 3,1 ±1,5; Р = 5,56; р < 0,01) и «Диагноз» (3,1 ±0,8 уб 2,6±0,9; Р = 9,78; р = 0,002), а последние набрали более высокие баллы по фактору «Течение» (3,2±0,9 уб 2,6±0,9; Р = 7,46; р = 0,006).

Как свидетельствуют данные литературы, используемая в настоящем исследовании шкала имеет адекватную надежность и валидность. Так, тест-рете-стовая корреляция составляет 0,81; внутренняя согласованность - 0,71 [13]. Шкала чувствительна к таким факторам, как возраст, образование, наличие в семье больного с БА. Результаты различаются между респондентами, прошедшими тренинг по вопросам деменций, и теми, кто не обучался [9, 11-13]. Отсюда можно сделать вывод об определенной точности результатов, получаемых при использовании шкалы.

Проведенное нами исследование показало не вполне удовлетворительную осведомленность о БА у опрошенных студентов-медиков. Так, более 70% правильных ответов было получено на 14 вопросов из 30 и менее 50% на семь вопросов; 63,7±20,3% в среднем.

Среднее число правильных ответов по шкале уступает результатам [13] студентов колледжа из США (20,19±3,59) и другим группам обследованных, включая психологов из Норвегии [11] и населения Великобритании [9].

Ответы студентов на вопросы шкалы «Осведомленность о БА»,%

Вопрос Оба пола Не знают М Ж ЛД Пед

1. Больные с БА могут управлять машиной, если с ними будет кто-то постоянно находиться 79,9 3,3 72,4 81,3 81,4 71,4

2. Гены могут только частично влиять на развитие БА 77,2 1,6 79,3 76,8 82,1 50,0

3. Тремор (дрожание) рук является типичным признаком БА 70,7 2,2 82,8 68,4 76,3 39,3

4. БА неизлечима 91,3 1,1 96,6 90,3 89,7 100

5. Обслуживание людей с БА облегчается, когда им дают простые пошаговые инструкции и не более одной за один раз 79,9 - 79,3 93,5 90,4 96,4

6. Если нарушения памяти и сознания возникают неожиданно, причиной, скорее всего, является БА 64,1 0,5 62,1 64,5 66,0 53,6

7. В редких случаях люди с БА выздоравливают 72,3 6,5 69,0 72,9 70,5 82,1

8. Когда человек с БА пользуется записками, чтобы не забыть что-либо, это является признаком ухудшения его болезни 62,0 7,6 41,4 65,8 59,6 75,0

9. В конечном счете люди с БА будут нуждаться в круглосуточном наблюдении 95,1 93,1 95,5 95,5 92,9

10. Назначаемые при БА лекарства эффективны*1 37,5 7,6 51,7 34,8 64,7 3,6

11. Многие люди с БА живут в домах инвалидов и хосписах 25,5 4,3 37,9 23,2 25,0 28,6

12. БА - один из видов слабоумия 84,2 - 93,1 82,6 84,6 82,1

13. Когда люди с БА рассказывают одну историю или задают один и тот же вопрос, стоит напомнить им о том, что они об этом уже говорили 81,5 2,2 82,8 81,3 86,5 53,6

14. Многие люди с БА помнят недавние события лучше, чем то, что случилось с ними в прошлом 80,7 3,8 93,1 89,0 94,9 85,7

15. Уже в 30 лет человек может заболеть БА 40,2 2,2 44,8 39,4 39,7 42,9

16. Было доказано, что умственные упражнения могут предупредить развитие БА 78,3 6,0 75,9 78,7 79,5 71,4

17. Людям с БА без тяжелых психических расстройств в лечении депрессии и тревоги может помочь психотерапия 63,6 7,1 44,8 67,1 61,5 75,0

18. Одним из признаков БА является ложная убежденность в том, что окружающие воруют у него какие-то вещи 48,4 1,6 51,7 47,7 46,8 57,1

19. Люди с БА особенно склонны к депрессии 81,5 2,2 72,4 83,2 83,3 71,4

20. После появления первых признаков БА средняя продолжительность жизни составляет 6-12 лет 53,3 3,3 31,0 57,4 48,1 82,1

21. Симптомы тяжелой депрессии могут быть ошибочно приняты за симптомы БА 53,8 1,6 86,2 47,7 49,4 42,9

22. Если человек с БА перестает спать по ночам, ему следует давать физическую нагрузку днем (в светлую часть суток) 38,6 11,4 31,0 40,0 40,4 28,6

23. Люди с БА неспособны принимать обоснованные решения в отношении самих себя 84,8 0,5 82,8 85,2 85,9 78,6

24. При прогрессировании болезни вероятность падения человека с БА резко возрастает 52,7 16,3 62,1 51,0 51,3 60,7

25. Когда у человека с БА появляются периоды возбуждения, медицинское обследование может выявить какие-либо другие заболевания, вызвавшее такое состояние 72,8 4,3 65,5 63,9 71,2 82,1

26. Высокое артериальное давление может усилить риск развития БА 64,1 3,8 55,2 65,2 66,0 53,6

27. Высокий уровень холестерина может усилить риск развития БА 63,6 6,0 79,9 79,9 62,8 67,9

28. Трудности в планировании денежных расходов (например, при оплате коммунальных услуг) является типичным и ранним признаком БА 69,6 2,7 51,7 72,9 63,5 85,7

29. Плохое питание может усилить проявления БА 35,3 0,5 58,6 31,0 37,8 21,4

30. Когда люди с БА начинают испытывать трудности при уходе за собой, лица, обслуживающие больного, должны немедленно взять уход за больным на себя 8,7 0,5 17,2 7,1 16,0 3,6

Примечание. М - мужчины; Ж - женщины; ЛД - лечебное дело; Пед - педиатрия.

1 В связи с задачами исследования вопрос был немного изменен. В оригинале статьи он сформулирован как «Назначаемые при БА лекарства общедоступны (имеются в продаже) = Prescription drugs that prevent AD are available» [13].

Детальный анализ вопросов с низкой долей правильных ответов у студентов показывает, что только в трех случаях из семи материал по теме контрольного опроса действительно отсутствовал в учебнике психиатрии [5] либо мог способствовать неправильному пониманию изучаемой проблемы. Так, возможность начала БА в возрасте 30 лет обсуждается в Интернете [1]. Помимо семейных форм заболевания раннее начало БА наблюдается у пациентов с генетической мутацией пресенилина-1. На позитронно-эмиссионной томографии установлено, что у носителей такой аномалии уже в 20-летнем возрасте может произойти формирование бляшек амилоида, предшествующих дегенеративным нарушениям в мозге и когнитивным расстройствам [3]. С.И. Гаврилова допускает возможность более раннего начала пресенильного типа БА у людей в возрасте около 40 лет [4], в других литературных источниках указывается возраст 45 и более лет [5, 6].

Авторы учебника психиатрии при описании БА несколько раз акцентируют внимание читателя на недееспособности таких больных и неспособности их к самообслуживанию. Констатируют, что эффективных методов лечения пока не найдено, поэтому больные нуждаются в постороннем наблюдении и уходе. Подчеркивается фатальный и быстрый распад психической деятельности спустя 5-6 лет от начала ослабоумливающего процесса [5]. Такая информация вполне могла привести студентов к выбору необходимости помещения больных в хосписы (дома инвалидов) или организации немедленного контроля и ухода за ними. Хотя в учебнике при этом указывается, что необходимо добиваться посильной двигательной активности и привлечения больных к доступным формам деятельности.

Вопросы нарушений сна и их коррекции довольно детально разбираются при изучении неврологии. В учебнике психиатрии для коррекции расстройств сна у больных с БА рекомендуют лекарственные препараты с седативным эффектом (нитразепам, хлорпротиксен), но не повышение активности в дневное время и гигиенические мероприятия по ликвидации инверсии сна. Подчеркивается особая роль диетического питания для больных с БА [5].

Полученные результаты об уровне знаний студентов о БА требуют внедрения в учебный процесс образовательных инноваций. Это могут быть разработанные и успешно апробированные за рубежом образовательные программы [10], практика [7] и обучающие игры [8]. Опыт их использования свидетельствует о повышении умений и знаний о БА, улучшении отношения к больным с деменцией будущих врачей. Обучающие игры - один из видов образовательных интервенций, которые способствуют формированию профессиональных компетенций. Это могут быть ролевые (симуляционные), социальные и кооперативные игры (на доске, картах, с использованием видеофильмов). Они способствуют лучшему усвоению новой информации, коррекции представлений о предмете изучения. И программы, и обучающие игры могут успешно применяться в медицинском вузе, особенно для обучения студентов вопросам геронтопсихиатрии [8, 10].

Таким образом, апробированная шкала оказалась пригодным инструментом для оценки знаний студентов-медиков по вопросам БА. Данный подход может использоваться профессорско-преподавательским составом вуза для оперативного контроля за выполнением студентами самостоятельной работы. Улучшение грамотности будущих врачей по избранным вопросам психиатрии требует внедрения в учебный процесс тренинговых и игровых методов обучения, повышения у учащихся мотивации к приобретению знаний и желания учиться.

Литература

1. 21 сентября отмечался Всемирный день борьбы с болезнью Альцгеймера [Электронный ресурс] // Великая Эпоха: сайт. URL: http://www.epochtimes.ru/content/view/53091/7/.

2. Болезнь Альцгеймера [Электронный ресурс] // Научно-диагностический центр клинической психиатрии: сайт. URL: http://www.psychopro.ru/index.php?page=lechenie_alcgeimera.

3. Болезнь Альцгеймера по наследству [Электронный ресурс] // Медикус. Посольство медицины: сайт. URL: http://www.medicus.ru/news/science/157228.phtml.

4. Гаврилова С.И. Фармакотерапия болезни Альцгеймера. М.: Пульс, 2007. 360 с.

5. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И. Психиатрия: учебник для студ. мед. вузов. 3-е изд. М.: МЕДпресс-информ, 2006. 576 с.

6. Левин О.С. Диагностика и лечение деменции в клинической практике. М.: МЕДпресс-ин-форм, 2010. 256 с.

7. A prospective controlled trial of the influence of a geriatrics home visit program on medical student knowledge, skills, and attitudes towards care of the elderly / G.D. Denton, R. Rodriguez, P.A. Hemmer et al. // J. Gen. Intern. Med. 2009. Vol. 24, № 5. P. 599-605.

8. Alfarah Z, Schunemann H.J., Akl E.A. Educational games in geriatric medicine education: a systematic review // BMC Geriatr. 2010. Vol. 23. P. 10-19.

9. Hudson J.M., Pollux P.M., Mistry B, Hobson S. Beliefs about Alzheimer's disease in Britain // Aging Ment. Health. 2012. Vol. 16, № 7. P. 828-835.

10. Jefferson A.L., Cantwell N.G., Byerly L.K., Morhardt D. Medical student education program in Alzheimer's disease: The PAIRS Program // BMC Med. Educ. 2012. Vol. 21. 12:80.

11. Nordhus I.H., Sivertsen B., Pallesen S. Knowledge about Alzheimer's disease among Norwegian psychologists: the Alzheimer's disease knowledge scale // Aging Ment. Health. 2012. Vol. 16, № 4. P. 521-528.

12. Spector A., Orrell M, Schepers A., Shanahan N. A systematic review of knowledge of dementia outcome measures // Ageing Res. Rev. 2012. Vol. 11, № 1. P. 67-77.

13. The Alzheimer's Disease Knowledge Scale: development and psychometric properties /

B.D. Carpenter, S. Balsis, P.G. Otilingam et al. // Gerontologist. 2009. Vol. 49, № 2. P. 236-247.

ГОЛЕНКОВ АНДРЕИ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (golenkovav@inbox.ru).

GOLENKOV AN DREY VASILYEVICH - doctor of medical science, professor, head of Psychiatry and Medical Psychology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 616.894-053.8-035.7 ББК 56.14

А.В. ГОЛЕНКОВ, Ю.Н. МАЛЫШКИНА, Е.А. СПОДИНА, Д.А. УНДЕРОВ ОШИБКИ В ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИИ БОЛЕЗНИ АЛЬЦГЕЙМЕРА

Ключевые слова: болезнь Альцгеймера, ошибки, диагностика, лечение.

Анализ выявленных случаев болезни Альцгеймера психиатрической службой г. Чебоксары показал запаздывание на 2-7лет (в среднем через 3,8±1,1 года) диагностики этой патологии, которая проводилась лишь на этапе умеренно выраженной и тяжелой стадии деменции. Терапия была не вполне адекватной: холинерги-ческая стратегия применялась у 81,1% больных, глутаматергическая и нейропро-тективная - в единичных случаях.

A.V. GOLENKOV, Yu.N. MALYSHKINA, E.A. SPODINA, D.A. UNDEROV ERRORS IN DIAGNOSTICS AND TREATMENT OF ALZHEIMER'S DISEASE

Key words: Alzheimer's disease, errors, diagnostics, treatment.

The analysis of the cases of Alzheimer's disease detected by psychiatric service of the city of Cheboksary showed delay for 2-7 years (average - 3,8±1,1 years) of diagnostics of this pathology which was carried out only at the stage of moderately expressed and heavy stage of dementia. The therapy was not quite adequate: cholinergic strategy was applied in 81,1% of patients, glutamatergic and neuroprotective - in isolated cases.

В 2010 г. в мире проживало 36,5 млн людей с деменцией, 7,7 млн новых случаев регистрировалось в течение года, что соответствовало появлению 1 случая в течение каждых 4 с [8]. Число больных с деменцией увеличивается в два раза каждые 20 лет, большинство из них будет проживать в развивающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.