Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ'

УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
122
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая грамотность / цифровая грамотность студентов / цифровые навыки студентов / digital literacy / digital literacy of students / digital skills of students

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Саая Айлан Сергеевна, Монгуш Даваа Кушааевич

В данной статье рассматривается вопрос о важности цифровизации образовательной сферы, о повышении цифровой грамотности студентов вуза. Владение развитыми цифровыми навыками стало обязательной профессиональной необходимостью и требованием времени. В статье изложены результаты анализа способностей студентов ориентироваться в системе Windows, умений пользоваться пакетом приложений Microsoft Office (Word, PowerPoint и Excel). В современной педагогической деятельности активно используются цифровые технологии для упрощения передачи знаний ученикам увлекательным, интерактивным способом. Они позволяют легче и быстрее усваивать учебный материал. Однако для эффективного использования информационных технологий в образовательной сфере необходимо, чтобы ученики и учителя имели высокий уровень цифровой грамотности. Однако, некоторые студенты не различают форматы файлов и не умеют самостоятельно подключить программное обеспечение. Пользователи, не обладающие таким опытом, не смогут самостоятельно установить антивирус и прочее программное обеспечение с официальных источников, что создаёт риск заражения устройства вирусами из фишинговых сайтов. Знание файловых форматов позволит в некоторой степени предотвратить проникновение вредоносного программного обеспечения на компьютер, поскольку пользователь сможет идентифицировать необходимый файл. Большая часть студентов знакома с пакетом приложений Microsoft Office (Word, PowerPoint и Excel) и имеет опыт работы с ними. Однако, половина респондентов не умеют пользоваться всеми базовыми функциями вышеперечисленных программ, что говорит о необходимости углубленного изучения полного функционала офисных программ Microsoft Office.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Саая Айлан Сергеевна, Монгуш Даваа Кушааевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIGITAL LITERACY’S LEVEL OF STUDENTS

This article raises the question of the importance of digitalization in the educational sphere. Possession of digital skills has become a mandatory professional necessity and a requirement of our century. In modern pedagogical activity, digital technologies are actively used to simplify the transfer of knowledge to students in an exciting, interactive way. They make it easier and faster to assimilate educational material. However, for the effective use of information technologies in the educational sphere, it is necessary that students and teachers have a high level of digital literacy. Some students do not distinguish between file formats and do not know how to install the software themselves. Users who do not have experience installing programs are not able to install antivirus and other software from official sources on their own, which creates a risk of infecting the device with viruses from phishing sites. Knowledge of file formats prevent the penetration of malicious software on the computer, since the user is able to identify the necessary file. Most of the students are familiar with the Microsoft Office program (Word, PowerPoint and Excel) and have experience working with them. Half of the respondents do not know how to use all the basic functions of the above programs, which indicates the need for in-depth study of the full functionality of Microsoft Office programs.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ»

УДК 378

doi 10.24411/2221-0458-2023-01-31-40

УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Саая А.С., Монгуш Д.К.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE DIGITAL LITERACY'S LEVEL OF STUDENTS

A.S. Saaya, D.K. Mongush Tuvan State University, Kyzyl

В данной статье рассматривается вопрос о важности цифровизации образовательной сферы, о повышении цифровой грамотности студентов вуза. Владение развитыми цифровыми навыками стало обязательной профессиональной необходимостью и требованием времени. В статье изложены результаты анализа способностей студентов ориентироваться в системе Windows, умений пользоваться пакетом приложений Microsoft Office (Word, PowerPoint и Excel). В современной педагогической деятельности активно используются цифровые технологии для упрощения передачи знаний ученикам увлекательным, интерактивным способом. Они позволяют легче и быстрее усваивать учебный материал. Однако для эффективного использования информационных технологий в образовательной сфере необходимо, чтобы ученики и учителя имели высокий уровень цифровой грамотности. Однако, некоторые студенты не различают форматы файлов и не умеют самостоятельно подключить программное обеспечение. Пользователи, не обладающие таким опытом, не смогут самостоятельно установить антивирус и прочее программное обеспечение с официальных источников, что создаёт риск заражения устройства вирусами из фишинговых сайтов. Знание файловых форматов позволит в некоторой степени предотвратить проникновение вредоносного программного обеспечения на компьютер, поскольку пользователь сможет идентифицировать необходимый файл.

Большая часть студентов знакома с пакетом приложений Microsoft Office (Word, PowerPoint и Excel) и имеет опыт работы с ними. Однако, половина респондентов не умеют пользоваться всеми базовыми функциями вышеперечисленных программ, что говорит о необходимости углубленного изучения полного функционала офисных программ Microsoft Office.

Ключевые слова: цифровая грамотность; цифровая грамотность студентов; цифровые навыки студентов

This article raises the question of the importance of digitalization in the educational sphere. Possession of digital skills has become a mandatory professional necessity and a requirement of our century. In modern pedagogical activity, digital technologies are actively used to simplify the transfer of knowledge to students in an exciting, interactive way. They make it easier and faster to assimilate educational material. However, for the effective use of information technologies in the educational sphere, it is necessary that students and teachers have a high level of digital literacy. Some students do not distinguish between file formats and do not know how to install the software themselves. Users who do not have experience installing programs are not able to install antivirus and other software from official sources on their own, which creates a risk of infecting the device with viruses from phishing sites. Knowledge of file formats prevent the penetration of malicious software on the computer, since the user is able to identify the necessary file.

Most of the students are familiar with the Microsoft Office program (Word, PowerPoint and Excel) and have experience working with them. Half of the respondents do not know how to use all the basic functions of the above programs, which indicates the need for in-depth study of the full functionality of Microsoft Office programs.

Keywords: digital literacy; digital literacy of students; digital skills of students

В современном мире во всех сферах деятельности активно используются уже привычные для всего человечества информационные технологии. К ним относятся компьютеры, смартфоны, умные часы и т. д. Ежегодно появляются новые, инновационные технологии, требующие от человека умения обращаться с ними и эффективно использовать их не только в быту, но и для улучшения качества работы в профессиональной деятельности.

Специалисты, владеющие цифровыми

навыками, обеспечивают организациям множество преимуществ. Одна из них заключается в том, что работники с навыками цифровой грамотности более компетентны в своей работе, поскольку они легко идентифицируют важную информацию и более продуктивно ее используют. В эпоху цифровизации уровень цифровых умений является одним из важнейших показателей конкурентноспособности будущих

специалистов [1].

Однако все эти навыки специалисты приобретают в процессе обучения, а значит, вся система образования так же должна пройти этап цифровой трансформации. Цифровизация системы образования направлена на то, чтобы помочь обеспечить запланированные образовательные результаты, развивая способности обучающихся с пониманием принципа поиска новых решений [2]. Для оценки уровня владения студентов подобными технологиями существует такое определение, как «цифровая грамотность».

Цифровая грамотность, цифровые навыки - это сравнительно новые термины и основа новой концепции, появившейся в 1990-х годах в эпоху Интернет-революции. И если вначале речь шла в основном о компьютерной грамотности, то в 1997 году П. Гилстер, историк и педагог, впервые ввел термин «цифровая грамотность», утверждая, что цифровая грамотность выходит за рамки простого умения пользоваться техноло-гими, касаясь усвоения идей, а не простого нажатия клавиш компьютера

[3].

В настоящее время помимо традиционных компьютеров существует множество портативных мини-компьютеров, с помощью которых можно развивать цифровые навыки. Например, сотовые телефоны имеют выход в

интернет. В свою очередь всемирная сеть содержит в себе множество интерактивных образовательных

платформ, сервисов и приложений, предназначенных разнообразить и улучшить этот процесс.

На базе Тувинского

государственного университета было проведено анкетирование на выявление уровня цифровой грамотности студентов. В опросе приняли участие 51 респондент. По результатам опроса было выявлено, что больше половины респондентов умеют пользоваться компьютером, но не владеют полным спектром навыков работы с компьютером в операционной системе Windows. Так лишь 37,3% респондентов знают комплектующие компьютера, тогда как пользоваться компьютером на базовом уровне умеют 90% опрошенных (рис. 1).

По результатам опроса 72,5% респондентов могут настроить свое рабочее пространство: менять обои, размер шрифта, размер иконок на рабочем столе, а также копировать, создавать, сортировать и перемещать файлы на внешний носитель (68,6%) (рис. 1.). Но всего лишь 33,3% опрошенных, могут устанавливать необходимые для упрощения работы сторонние программы.

Рис. 1. Общие навыки работы с ПК на операционной системе Windows

Умение устанавливать сторонний софт из официальных источников является важным навыком пользователя ПК. Так, например, пользователь может загрузить с официального сайта необходимый антивирус. В современных условиях поиск информации кажется невероятно простым, поскольку возможности интернета практически безграничны. Однако существует

множество фишинговых сайтов, практически идентичных официальным, но созданных для проведения мошеннических манипуляций.

Незнающий об этом пользователь может столкнуться с непредвидимыми проблемами, скачав с такого сайта помимо софта и вредоносные программы, способные не только удалять файлы, но и предоставлять их злоумышленникам.

Рис. 2. Результаты опроса на знание файлового формата

Вирусы могут симулировать определенный вид файлов или быть интегрированы в файлы разных форматов для проникновения в систему. Умение определять формат файла является необходимым требованием к каждому пользователю ПК. Это поможет в определенной степени минимизировать шанс заражения устройства. Умение правильно подбирать формат файла также влияет на успешность его интеграции в то или иное приложение/документ. Результаты

опроса показали, что больше половины (60,8%) респондентов умеют различать

формат файла, однако 39,2% опрошенных могут столкнутся с проблемами в процессе воспроизведения и интеграции файла (рис. 2).

На продуктивность и скорость работы пользователя ПК влияют разные факторы. Немаловажным являются навык ориентации в рабочем пространстве, понимание значения всех функций программного обеспечения и принципов работы операционной системы в целом. Также фактором продуктивной работы является умение быстро и грамотно печатать большие объемы текста.

Рис. 3. Уровень навыка печати респондентов

Умение быстро печатать пригодится не только для подготовки презентаций, отчетов и лекций — это еще и полезно для здоровья: разгружаются запястья и улучшается мелкая моторика [5]. 74,5% опрошенных утверждают, что

печатают с нормальной скоростью (рис.3). 23,5% респондентов признают, что печатают редко и медленно. И только 2% опрошенных владеют навыками скоропечатания и слепой печати, что говорит о большом опыте работы с ПК и

высокой развитости мелкой моторики данного пользователя.

Немаловажным навыком

продуктивной работы является также умение пользоваться «горячими клавишами». Горячие клавиши - это комбинация клавиш на клавиатуре, нажатие на которые позволяет выполнять различные действия в операционной

системе и программах, не прибегая к использованию мыши и не вызывая меню действий. Это существенно экономит время. Однако, было выявлено, что только 54,9% опрошенных студентов пользуются горячими клавишами, при этом только самими распространенными комбинациями: копировать и вставить.

Рис. 4. Умение респондентов пользоваться горячими клавишами

перечисленных навыков часто

используемые: умение создавать таблицу - 86,3%, настройка разметки страницы -78,4% и создание нумерации - 68,6%.

Почти все респонденты (92,2%) обладают навыками работы с самым известным и востребованным текстовым редактором Microsoft Word (рис. 5). Из

Рис. 5. Программы Microsoft Office, которыми пользуются студенты

Более половины опрошенных студентов могут добавлять медиа файлы в документ, работать в текстовых полях, а также выводить документ на печать. Однако, несмотря на высокий уровень владения основными функциями

текстового редактора, лишь треть респондентов могут выполнять такие действия, как проверка текста на орфографические и пунктуационные ошибки (35,3%), сохранение документа в виде иных форматов (41,2%) (рис. 6).

Рис. 6. Функции Microsoft Word, которыми пользуются студенты

Не менее популярной и востребованной программой является Microsoft PowerPoint - программа для создания и просмотра презентаций. Согласно результатам опроса данной программой пользуются 82,4% респондентов (рис. 5). При этом следует отметить, что больше половины опрошенных студентов не используют большую часть функций программы Microsoft PowerPoint. Наиболее используемые: смена темы и фона слайда

- 88,2%, дублирование и перемещение слайдов - 74,5% и интеграция графических элементов - 62,7%. Почти 60% респондентов (58,8%) могут работать с диаграммами, что говорит об умении работать с таблицами Excel. Почти одна треть респондентов могут правильно позиционировать элементы на слайде - 31,4% и лишь четверть способна добавить звуковое сопровождение.

Рис. 7. Функции Microsoft PowerPoint, которым пользуются студенты

В настоящее время умение работать с электронными таблицами также важный показатель цифровой

грамотности. С помощью Excel можно сортировать большой объем информации, проводить сравнение и анализ данных. Данное программное обеспечение позволяет создавать уникальные базы данных. Опрос выявил, что большая часть студентов обладает навыками

работы в Excel - 72,5%. При этом наиболее популярными навыками для студентов являются работа с функциями

- 66,7% и редактирование таблицы (изменение ширины, длины, цвета и т. д.)

- 68,6%. Создавать графики и диаграммы умеют 43,1% опрошенных. 39,2% студентов владеют навыками создания баз данных.

Рис. 8. Функции Microsoft Excel, которым пользуются студенты

Таким образом, анализ результатов опроса показал, что половина респондентов обладают не всеми

навыками для эффективной и безопасной работы в цифровой среде. Прежде всего, студенты плохо знают комплектующие

компьютера, что затрудняет выявление и устранения неполадок.

По данным опроса было выявлено, что почти 40% респондентов (39,2%) не различают форматы файлов и не могут самостоятельно установить программное обеспечение (66,7%), что может привести к заражению устройства вирусами. А знание и идентификация файловых форматов, в свою очередь, может в определенной степени предотвратить проникновение вредоносного ПО на компьютер.

Анкетирование выявило средний уровень владения студентами пакетом офисных программ Microsoft Office. Большая часть респондентов знакома с пакетом приложений Microsoft Office (Word, PowerPoint и Excel) и имеет опыт работы с ними. При этом половина опрошенных не умеют пользоваться всеми базовыми функциями вышепере-

Библиографический список

1. Комбу, А. С. О социально-психологической готовности к труду выпускников вуза // Текст : непосредственный: Европейский журнал социальных наук. - 2016. - № 6. - С. 242-245.

2. Трофимова, Н. Н. Цифровая грамотность и цифровые навыки в контексте трансформации системы образования // Текст : непосредственный: Альманах Крым. -2021. - № 27. - С. 78-86.

численных программ. Это говорит о необходимости углубленного изучения полного функционала офисных программ Microsoft Office, т.к. данные программы широко известны во всем мире и востребованы почти во всех профессиональных направлениях.

Результаты опроса подтверждают необходимость целенаправленного

повышения уровня не только цифровых умений студентов, но навыков по кибербезопасности. Рекомендуется

студентам и преподавателям непрерывно заниматься повышением своей квалификации в этой области. Постоянный профессиональный рост позволит будущему педагогу самостоятельно внедрять новые технологии в свою деятельность, а также быстро реагировать на вызовы и перемены информационного развития общества.

3. Гурьева, Т. Н. О необходимости соотнесения образовательных и профессиональных стандартов в период цифровой трансформации // Текст : непосредственный: Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. - Т. 1, № 6(63). - С. 98-109.

4. Шахбанов, Ш. Н. Анализ состояния и уровень цифровой грамотности студентов педагогического вуза // Текст : непосредственный:

Педагогический журнал. - 2021. - Т. 11, № 4-1. - С. 403-412.

5. Сильвестрова, М. А. Обучение скоропечатанию, или Печать вслепую как средство обучения на уроках информатики // Текст : электронный: Молодой ученый. 2022. - № 14 (409). - С. 288-289. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90102/ (дата обращения: 16.04.2023).

References

1. Kombu, A. S. O social'no-psihologicheskoj gotovnosti k trudu vypusknikov vuza [On the socio-psychological readiness for work of university graduates]// Evropejskij zhurnal social'nyh nauk, 2016, No 6, Pp. 242-245. (In Russian)

2. Trofimova, N. N. Cifrovaya gramotnost' i cifrovye navyki v kontekste transformacii sistemy obrazovaniya [Digital Literacy and Digital Skills in the Context of Education Transformation] // Al'manah Krym, 2021, No. 27, Pp. 78-86. (In Russian)

3. Gur'eva, T. N. O neobhodimosti sootneseniya obrazovatel'nyh i professional'nyh standartov v period cifrovoj transformacii [On the need to correlate educational and professional standards in the period of digital transformation]/ Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2019, Vol. 1, No. 6(63), Pp. 98-109. (In Russian)

4. Shahbanov, SH. N. Analiz sostoyaniya i uroven' cifrovoj gramotnosti studentov pedagogicheskogo vuza [Analysis of the state and level of digital literacy of students of a pedagogical university] // Pedagogicheskij zhurnal, 2021, Vol. 11, No. 4-1., Pp. 403-412. (In Russian)

5. Sil'vestrova, M. A. Obuchenie skoropechataniyu, ili Pechat' vslepuyu kak sredstvo obucheniya na urokah informatiki [Teaching typing, or blind typing as a learning tool in computer science lessons]// Molodoj uchenyj, 2022, No. 14 (409). Pp. 288-289. — [online] Available at: https://moluch.ru/ archive/409/90102/ (date of access: 16.04.2023) (In Russian)

Саая Айлан Сергеевна, старший преподаватель кафедры педагогики, КПИ, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, е-mail: ailan-kombu@yandex.ru

Монгуш Даваа Кушааевич, магистрант, КПИ, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, е-mail: redfield-703@mail.ru

Aylan S. Saaya, senior lecturer at the Department of Pedagogy, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: ailan-kombu@yandex.ru

Davaa K. Mongush, master's student, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: redfield-703@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.