Таблица 1
Относительный объем коллагена в зоне постинфарктного кардиосклероза
Показатель Центральная зона Пограничная зона Интактный миокард
Контроль Эналаприл Ирбесартан Контроль Эналаприл Ирбесартан Контроль Эналаприл Ирбесартан
% коллагена, медиана (25 %-75 %) 62,58 (55,42- 66,60) 42,12 (40,27- 50,02) 46,61 (36,88- 61,00) 37,10 (36,59- 40,70) 14,49 (11,6220,44) 17,88 (17,79- 23,30) 1,59 (1,35- 2,42) 1,67 (0,79- 3,43) 2,24 (1,26- 2,74)
3,70 1,049 4,32 0,895 -0,21 -0,039
Р 0,0027 0,307 0,002 0,39 0,84 0,969
РЕЗУЛЬТАТЫ
Полученные при морфометрии данные представлены в табл. 1. На морфологических препаратах, несмотря на сходную микроскопическую картину и динамику процесса, в группах животных, получавших эналаприл и ирбесартан, в срок 14 суток отмечается значимое снижение содержания коллагеновых волокон в области замещения повреждения рубцом (в обеих опытных группах значимо ниже, чем в контроле, и без достоверных различий между группами). Однотипные результаты были получены и для переходной зоны от жизнеспособного миокарда к рубцовой ткани. В участках интак-тного миокарда объем коллагена был близок к нормальному содержанию в сократительном миокар-
де и не различался ни между группами животных, получавших лечение, ни в сравнении с контролем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные данные подтверждают активирующую роль РААС в отношении фибропластических процессов в миокарде при его повреждении. Блокада РААС на циркуляторном (эналаприл) и тканевом (ирбесартан) уровнях снижает содержание коллагена в очаге постинфарктного кардиосклероза. Однако отсутствие отличий между группами животных, получавших лечение, не вполне объяснимо с точки зрения современных представлений о роли системного и тканевого звена РААС, что требует дальнейшего исследования этой проблемы.
|Ю.А. Бельков, Э.В. Шинкевич, А.Г. Макеев, С.А. Кыштынов, И.В. Шуликовская
УРОВЕНЬ СТРЕССОВЫХ ГОРМОНОВ У БОЛЬНЫХ С ХРОНИЧЕСКОЙ ИШЕМИЕЙ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН (Иркутск) Иркутский государственный медицинский университет (Иркутск)
Цель — исследовать уровень стрессовых гормонов у больных с хронической ишемией нижних конечностей в зависимости от степени ишемии и уровня артериальной окклюзии.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Для выполнения поставленной цели определяли уровень кортизола в сыворотки крови и катехоламины в суточной моче у 24 пациентов с атеросклерозом аорто-подвздошно-бедренного сегмента, причем 12 из них имели критическую ишемию нижних конечностей, 12 пациентов — хроническую ишемию нижних конечностей ІІБ ст. и у 24 пациентов с атеросклерозом бедренно-подколенно-берцового сегмента, 12 из них — с критической ишемией нижних конечностей. Кортизол определяли методом элект-рохемилюминисценции на аппарате «Элексис 2100» с помощью стандартных реагентов фирмы «Рош». Катехоламины определяли флюорисцентным методом с использованием автоматического аппарата «Кателайзер» фирмы «Биорад» с помощью стандартных наборов фирмы «Биорад».
РЕЗУЛЬТАТЫ
Уровень катехоламинов у больных с критической ишемией нижних конечностей, вызванной ок-клюзионно-стенотическим поражением аорто-бед-ренного сегмента (37,5 мкг/24ч), выше, чем при ишемии 11Б ст. (26,0 мкг/24ч), (ри = 0,02). При проведении корреляционного анализа выявлена тесная статистически значимая положительная корреляция между степенью хронической ишемии и уровнем катехоламинов (гя = 0,74; р = 0,01). У больных с критической ишемией, вызванной окклюзионно-стенотическим поражением бедренно-подколенноберцового сегмента, показатели катехоламинов (40,5 мкг/24 ч) выше, чем у больных с ишемией 11Б степени (30,5 мкг/24 ч), (ри = 0,04). При проведении корреляционного анализа выявлена средняя положительная статистически значимая корреляция между степенью хронической ишемии и уровнем катехоламинов (Дя = 0,62; р = 0,03).
Уровень катехоламинов у больных, имеющих ишемию нижних конечностей 11Б ст. и дистальную форму атеросклеротического поражения не
отличался от уровня катехоламинов у больных с атеросклерозом аорто-бедренного сегмента (ри = 0,8). При проведении корреляционного анализа не установлено корреляции между уровнем катехоламинов и уровнем атеросклеротического поражения (г8 = — 0,07; р = 0,8). Уровень катехоламинов при критической ишемии у больных с атеросклерозом аорто-бедренного сегмента не отличался от уровня катехоламинов у больных с атеросклерозом бедренно-подколенно-берцового сегмента (ри = 0,6). При проведении корреляционного анализа у больных с КХИНК не установ-
лено корреляции между уровнем катехоламинов и уровнем атеросклеротического поражения (гя = —0,14; р = 0,6). Аналогичные результаты получены при исследовании кортизола.
ВЫВОДЫ
Больные с критической хронической ишемией нижних конечностей имеют статистически значимое повышение показателей катехоламинов и кортизола. Уровень стрессовых гормонов не зависит от уровня окклюзионно-стенотического поражения артериального русла.
Р.А. Халиулин, А.В. Мызников, Е.Е. Лихошерст, В.И. Кольга, В.К. Шнейдер, А.М. Исаев
МНОГОЛЕТНИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕВАСКУЛЯРИЗИРУЮЩЕЙ ОСТЕОТРЕПАНАЦИИ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С ОККЛЮЗИОННО-СТЕНОТИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ АРТЕРИЙ КОНЕЧНОСТЕЙ
Краевая клиническая больница (Красноярск)
За период с 1994 по 2004 гг. в отделении хирургии сосудов ККБ оперировано 347 больных с об-литерирующим поражением артерий нижних конечностей, всего выполнено 395 операций ревас-куляризирующих остеотрепанаций (РОТ). Средний возраст больных составил 51,6 ± 6,8 года. Причиной поражения сосудистого русла у 239 пациентов был облитерирующий атеросклероз, у 84 — облитерирующий тромбангиит, у 24 — пост-травматическая или постэмболическая окклюзия артерий. У подавляющего большинства больных (287 — 82,7 %) ишемия была критической (3 — 4 степени по А.В. Покровскому), то есть существовала реальная угроза потери конечности.
Для оценки состояния артериального русла и определения его функциональных возможностей использовались ультразвуковая доплерография, ультразвуковое триплексное сканирование с энергетическим доплеровским картированием кровотока, реже — рентгенконтрастная ангиография.
На основании полученных данных у 8 пациентов выявлено поражение аорто-бедренного и бедренно-берцового сегментов, у 152 — бедренноберцового сегмента, у 160 — берцового сегмента, у 8 — поражение артерий стопы и у 9 пациентов — поражение артерий предплечья. Имеющиеся изменения исключали или значительно затрудняли проведение реконструктивных операций. Была использована техника операции, разработанная Ф.Н. Зусмановичем.
У 274 больных операция РОТ была выполнена изолированно. У остальных пациентов РОТ сочеталась с другими реваскуляризирующими операциями: с поясничной симпатэктомией одномоментно или отсрочено через 1,5 — 2 месяца в 117 случаях, с рентгенэндоваскулярной деви-
тализацией надпочечников в 27 случаях, с реконструктивными сосудистыми операциями в 56 случаях.
Реваскуляризирующий эффект (увеличение безболевой дистанции, снижение или полное купирование болей, регресс имеющихся трофических расстройств) обычно наблюдали с 7—10 суток, с максимальным развитием к 2 — 3 месяцу после операции. У всех 60 больных с исходной ишемией 2Б степени удалось достичь хороших результатов — увеличение безболевой дистанции более чем в 2 раза. Среди пациентов с критической ишемией купировать болевой синдром покоя и добиться положительной динамики трофических расстройств удалось у 198 (68,9 %) пациентов. В 52 (18,2 %) случаях в ближайшем послеоперационном периоде положительной динамики не наблюдалось, при динамическом наблюдении в течение последующих 12 месяцев выполнено 18 ампутаций конечности в этой группе. В остальных 37 (12,9%) случаях больным с исходным выраженным болевым синдромом и гангренозными изменениями стопы конечность сохранить не удалось — произведена ампутация конечности.
Осложнения отмечались в 3 (0,8 %) случаях — ранение ветви глубокой бедренной артерии во время операции и перелом большеберцовой кости или бедренной кости в раннем послеоперационном периоде.
Таким образом, при ишемии конечностей ре-васкуляризирующая остеотрепанация показана больным с периферическими формами артериальных поражений, при которых невозможно выполнить прямую реваскуляризирующую операцию, а консервативная терапия или симпатэктомия оказались неэффективны.