Научная статья на тему 'Уровень социального капитала у воспитанников сиротских учреждений в настоящее время'

Уровень социального капитала у воспитанников сиротских учреждений в настоящее время Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
87
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ-ВОСПИТАННИКИ СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ДОВЕРИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / TEENAGERS-OCCUPANTS OF ORPHANAGE / SOCIAL CAPITAL / TRUST / CIVIL IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бодак Е.Ф.

В статье рассматривается уровень социального капитала у подростков-воспитанников сиротских учреждений. На основе данных эмпирического исследования, которое проходило в четырех учреждениях для воспитания детей-сирот, установлен средний уровень социального капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the level of social capital of teenagers-occupants of orphanage. On the basis of the date of empirical research which took place in four institutions for orphaned children, recorded the average level of social capital.

Текст научной работы на тему «Уровень социального капитала у воспитанников сиротских учреждений в настоящее время»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 376.64

Е. Ф. Бодак

Уровень социального капитала у воспитанников сиротских учреждений в настоящее время

В статье рассматривается уровень социального капитала у подростков-воспитанников сиротских учреждений. На основе данных эмпирического исследования, которое проходило в четырех учреждениях для воспитания детей-сирот, установлен средний уровень социального капитала.

The article is devoted to the level of social capital of teenagers-occupants of orphanage. On the basis of the date of empirical research which took place in four institutions for orphaned children, recorded the average level of social capital.

Ключевые слова: подростки-воспитанники сиротских учреждений, социальный капитал, доверие, гражданская идентичность.

Key words: teenagers-occupants of orphanage, social capital, trust, civil identity.

В настоящее время термин «социальный капитал» не только употребляется в трудах экономистов и социологов, но и активно обсуждается в педагогике. В концепции социального капитала заложены идеи гуманистического характера, в центре которых находится человек. Такие факторы, как доверие и гражданская идентичность, являются основой социального капитала, без которых невозможно представить развитие современного общества.

Процесс изучения социального капитала предполагает анализ отношений между людьми, повышение степени их значимости для жизни и развития общества. Социолог Д. Колмен объяснял, что происхождение социального капитала связано с изменениями отношений между людьми, упрощением совместных видов их деятельности. Если физический капитал может быть прочувствован, так как имеет воплощение в материальных формах, то человеческий капитал, предполагая приобретение отдельных навыков и знаний,

© Бодак Е. Ф., 2018

ощущается гораздо меньше [1]. Так как социальный капитал включен в структуру отношений между людьми, а не сконцентрирован непосредственно в них или в средствах производства, он абсолютно не ощущаем, ввиду чего измерить его возможно только анализируя факторы, влияющие на его формирование. Одним из таких факторов является доверие.

Есть ряд интерпретаций понятия доверия, так как каждая научная дисциплина делает свой акцент на определении этого явления. В экономике доверие зачастую описывается как «количественные динамические особенности отношений различных экономических предметов, которые основаны на преимуществе экономических результатов взаимодействия и на уверенности в целостности (лояльность, искренность и т.д.) друг друга» [2]. В этом случае доверие фактически понято как определенное вычисление экономических предметов, которое дает чувство уверенности и должно приводить к взаимовыгодному сотрудничеству сторон. Доверие в экономике управляется посредством некой принятой ответственности участников взаимодействия.

Психологи связывают доверие с отношением человека к миру и к себе: создание такого пространства, внутри которого человек обретает свою человеческую сущность. Основными условиями возникновения доверия являются актуальная значимость доверия и оценка его как безопасного.

В большинстве случаев в социологии доверие определено как элемент (или форма) веры. Социологи отмечают, что под доверием следует понимать уверенность в действиях других людей, основанных на чувстве, но не на рациональном понимании. Доверие связано с условиями неуверенности, которые характеризуют современный мир. Отношения между незнакомцами имеют высокую степень неопределенности и связаны с риском [6, с. 82].

Еще один из важных факторов, оказывающих влияние на формирование социального капитала, - гражданская идентичность. Р.Р. Уварина рассматривает гражданскую идентичность в качестве социально-психологического продукта, формируемого индивидом по причине воздействия на него ряда общественных характеристик: социально-политических, экономических, национально-культурных, религиозных. Другими словами, основой гражданской идентичности выступает явление отождествления с обществом, государством, нацией. При наличии гражданской идентичности индивиду свойственно испытывать чувства единения с обществом (языком, социокультурными ценностями, нормами поведения) и собственной значимости для общества [5].

Философская позиция относительно гражданской идентичности определяется в качестве динамичной системы качеств личности, которая воспринимает и позиционирует себя как члена гражданского общества. Автор и инициатор процессов само-изменения, является сама эта личность, которая умеет распоряжаться своим временем и нести ответственность за взаимоотношения с другими людьми.

Исследователи отмечают, что за счет единой гражданской идентичности возможно эффективное экономическое развитие общества, поскольку рассматриваемый фактор выполняет интеграционную функцию в экономике любой страны.

Оценить гражданскую идентичность возможно за счет ее определенности (для которой характерны степень четкости, ясность, оформленность) и валентности (рассматриваемой за счет степени ее позитивности - негативности.

Формирование социального капитала в подростковом возрасте особенно важно, ведь именно данный возрастной этап определяют как самый противоречивый и бурный. В связи с этим особую актуальность приобретают гражданская идентичность и доверие, являющиеся основными средствами формирования социального капитала.

В статье мы рассмотрим уровень социального капитала у воспитанников сиротских учреждений в настоящее время. Такой анализ не только полезен для стимулирования процесса формирования социального капитала у этой категории граждан, но и для лучшего понимания способов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ведь социальный капитал воспитанников сиротских учреждений влияет на уровень образованности в обществе, включенности в социально-экономическую деятельность.

Нами проводилось эмпирическое исследование на базе четырех учреждений для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей города Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Государственное бюджетное учреждение «Никольский ресурсный центр» Ленинградской области; Негосударственное образовательное учреждение «Детская деревня - SOS Пушкин» г. Пушкин Санкт-Петербург; Учреждение Санкт-Петербургской общественной организации помощи социально незащищенным гражданам «Детский Ковчег» - Социальный приют «Детский Ковчег»; Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Тихвинский ресурсный центр по содействию семейному устройству».

Количество испытуемых составило 89 подростков, воспитывающихся в указанных сиротских учреждениях, возраст которых от 14 до 17 лет включительно.

При анкетировании подростков были выявлены: уровень общего доверия (доверие к людям), радиус доверия (доверие к различным социальным институтам), доверие к себе в различных жизненных сферах, сила и валентность гражданской идентичности.

1. Изучение общего уровня доверия и изучение радиуса доверия проводилось на основе методики, предложенной А.Н. Татарко, Н.М. Лебедевой [4]. Критерий - доверие к другим людям. Подросткам было предложено оценить, насколько они доверяют людям, а также будут ли их люди использовать в своих целях или относиться к ним по-честному. Обработка анкет осуществлялась путем анализа ответа детей-сирот и присвоения баллов. По результатам ответов был установлен общий показатель доверия к людям.

Данные представлены на рис. 1.

Рис 1. Общий уровень доверия подростков, воспитывающихся в сиротских учреждениях

Преимущественному числу опрошенных - 57 чел. (64%) свойственен средний уровень развития доверия, при котором подростки доверяют окружающим частично, в зависимости от ситуации, большинству людей они отказываются верить; кроме того, испытуемые убеждены в том, что от людей можно ожидать каких-либо действий, направленных на реализацию их корыстных целей.

Низкий уровень доверия к людям выявлен у 21 чел. (24%), высокий - у 11 чел. (12%). Отметим, что низкий уровень доверия встречается чаще, чем высокий почти в два раза, т. е. несмотря на умеренную тенденцию доверять окружающим, подростки, воспитывающиеся в сиротских учреждениях, все же больше не доверяют людям.

Для изучения радиуса доверия подросткам было предложено отметить галочкой, насколько они доверяют различным общественным институтам и органам власти. Критерий - «доверие к миру» (радиус

доверия) через показали: доверие к сиротскому учреждению, школе, семье, учреждениям дополнительного образования, церкви, отделу опеки и попечительству, полиции, СМИ, суду, президенту, армии, банкам, системе здравоохранения, центру занятости, учреждениям культуры, некоммерческим организациям, частному бизнесу.

Данные представлены на рис. 2.

50

40

30

20

10

. 1 н ь

радиус доверия

низкии ниже средним выше высоким среднего среднего

0

Рис 2. Радиус доверия подростков, воспитывающихся в сиротских учреждениях

Чаще всего испытуемым свойственен радиус доверия выше среднего к различным организациям и институтам власти, т. е. 38 сирот (43%) ответили, что они вполне им доверяют. На втором месте стоит ответ «затрудняюсь ответить», его выбрали 26 сирот (29%), что соответствует среднему радиусу доверия к учреждениям. Реже оказался ответ «не совсем доверяю», на него ответили 12 чел. (14%), радиус доверия ниже среднего и абсолютное доверия ко всем институтам имеют 10 подростков (11%). Незначительное число подростков совсем не доверяют общественным организациям и институтам власти - 3 чел. (3%). Наличие показателя выше среднего такого критерия доверия, как «доверие к миру» через социальные институты показывает взаимодействие сирот с этими институтами, но без оценивания критерия - «доверие к себе» невозможно понять активность личности при этом взаимодействии. Подросток может доверять социальным институтам и власти, но при этом не доверять себе, или доверять себе; ввиду чего был проведен опросник уровня доверия к себе.

2. Уровень доверия к себе был выявлен по результатам анкеты, созданной на основании опросника Т.П. Скрипкиной для школьников, адаптированный для подростков, воспитывающихся в сиротских учреждениях [3]. Критерий доверия - доверие к себе. Несовершеннолетним было предложено отметить галочкой, насколько

они доверяют себе в разных жизнезначимых для них сферах: учебной деятельности, умении строить взаимоотношения с друзьями, детьми младшего возраста, учителями, в умении нравиться представителям противоположного пола, интересно провести время, в умении вести себя подобающим образом, соблюдая правила поведения.

Данные представлены на рис. 3-9.

60

50

40

30

20

10

уровень доверия к себе в учебной деятельности

высоким средний низкий

0

Рис. 3. Уровень доверия к себе в учебной деятельности у воспитанников сиротских учреждений

Средней уровень доверия к себе в учебной деятельности выявлен у 58 анкетируемых (65%), высокий у 23 чел. (26%) и низкий у 8 чел. (9%) (рис. 3).

50

40

30 уровень доверия к себе

20 20 в умении строить взаимоотношения с друзьями

10 10

0 0

высокий средний низкий

Рис. 4. Уровень доверия к себе в умении строить взаимоотношения с друзьями

у воспитанников сиротских учреждений

Высокий уровень доверия к себе в умении строить взаимоотношения с друзьями показали 50 сирот (56%), средний -34 чел. (38%) и низкий - 5 чел. (6%) (рис. 4).

50

40

30

20

10

уровень доверия к себе в умении строить взаимоотношения с детьми младшего возраста

высокий

средний

низкий

0

Рис. 5. Уровень доверия к себе в умении строить взаимоотношения

с детьми младшего возраста

В умении строить взаимоотношения с детьми младшего возраста преобладает высокий и средний уровень доверия к себе: ответили 40 чел. (45%) и 37 чел. (42%) соответственно. Низкий уровень показали 12 несовершеннолетних (рис. 5).

Рис. 6. Уровень доверия к себе в умении строить взаимоотношения с учителями у воспитанников сиротских учреждений

Средней уровень доверия к себе в умении строить взаимоотношения с учителями является преобладающим, он установлен у 43 подростков (48%). Высокий уровень показали 33 чел. (37%), низкий - 13 чел. (15%) (рис. 6).

СП

50

30 1 уровень доверия к себе

20 в умении нравится представителям противоположного пола

10

0 ■

высокий средний низкий

Рис. 7. Уровень доверия к себе в умении нравиться представителям противоположного пола у воспитанников сиротских учреждений

Доверие к себе в умении нравиться представителям противоположного пола находится на среднем уровне у 49 подростков (55%), на высоком у 32 чел. (36%) и на низком у 8 чел. (9%) (рис. 7).

40 Ш

40 ЗП

30 20 уровень доверия к себе в умении интересно

20 10 10 провести время

0 0 ш

1111 высокий средний низкий

Рис. 8. Уровень доверия к себе в умении интересно провести время у воспитанников сиротских учреждений

Средний и высокий уровень доверия к себе в умении интересно провести время поставили 46 чел. (52%) и 39 чел. (44%). И лишь 4 детей-сирот (4%) не доверяют себе в организации досуга (рис. 8).

Рис. 9. Уровень доверия к себе в умении вести себя подобающим образом, соблюдая правила поведения у воспитанников сиротских учреждений

Высокий уровень в умении вести себя подобающим образом, соблюдая правила поведения выявлен у 45 чел. (51%), средний у 36 чел. (40%) и низкий у 8 чел. (9%) (рис. 9).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведенные данные указывают на преобладание в ответах среднего уровня доверия к самому себе в различных жизненных сферах, при этом наиболее выраженный средний уровень доверия к себе оказался в учебной деятельности.

При анализе различий между высоким и низким уровнями доверия к себе, можно сказать, что подростки доверяют себе значительно чаще, нежели не доверяют. Также оказалось, что сильнее всего эти различия несовершеннолетние проявляют в сфере строить взаимоотношения с друзьями (высокий уровень доверия к себе почти в 10 раз больше низкого), в умении интересно провести время, нравиться представителям противоположного пола.

При рассмотрении низкого уровня доверия заметно, что он наиболее выражен в умении строить взаимоотношения с учителями, при этом доверие к себе в учебной деятельности достаточно высоко. Можно сделать вывод, что при осознании подростками имеющейся проблемы в выстраивании отношений с учителями они берут всю ответственность на себя и доверяют лишь себе в учебной деятельности. Не стоит забывать, что рассматриваемая нами категория подростков - дети, оставшиеся без попечения родителей, и воспитание ответственности здесь стоит крайне остро. В психологии под ответственностью понимается самоконтроль личности над своими

поступками и своим поведением. В подростковый период человек пытается понять себя, найти свой путь в жизни, и в этот момент детям, лишенным родительской опеки, гораздо сложнее принять осознанные решения и отвечать за свои поступки. По результатам доверия к себе понятно, что у воспитанников хорошо развита внутренняя ответственность за свою учебную деятельность, т. е. сами дети считают возможным контролировать события своей учебной жизни, безоговорочно доверяют только себе, при этом не понимают истинную суть внешней ответственности в построении доверительных отношений с окружающими педагогами.

3. Выявление силы гражданской идентичности и изучение валентности гражданской идентичности детей, оставшихся без попечения родителей, проводилось на основе методики, предложенной А.Н. Татарко, Н.М. Лебедевой.

Подросткам было предложено оценить свои ощущения по отношению к государству, в котором они живут, поставив галочку рядом с одним из показателей: «совсем не ощущаю», «ощущаю, но очень слабо», «иногда ощущаю, иногда - нет», «ощущаю почти всегда», «ощущаю в полной мере». По результатам ответов была установлен критерий выраженности силы гражданской идентичности.

Данные представлены на рис. 10.

Рис. 10. Степень выраженности силы гражданской идентичности у детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях

Для испытуемых чаще свойственна средняя степень выраженности гражданской идентичности, ее показали 47 чел. (53%), при которой опрошенные иногда себя ощущают представителем своего государства, а иногда - нет. При этом низкий уровень изучаемого критерия имеют 16 чел. (18%), а высокий - 26 чел. (29%) (рис. 10).

Для изучения валентности гражданской идентичности подросткам было предложено выбрать из списка предложенных то чувство, которое они испытывают при оценке себя как гражданина своего государства: «гордость», «спокойная уверенность», «ничего», «обида», «ущемленность». Для удобства анализа результатов диагностики валентности гражданской идентичности используемые ощущения были распределены по трем типам валентности: при выборе детьми-сиротами таких ощущений, как гордость или спокойная уверенность, присваивалась положительная валентность; при ответе «ничего» -нейтральная валентность; при подчеркивании испытуемым таких ощущений, как обида или ущемленность - отрицательная валентность.

Данные представлены на рис. 11.

Рис. 11. Валентность гражданской идентичности у детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях

Большей части несовершеннолетних - 57 чел. (64%) свойственна положительная валентность: подростки ощущают гордость и спокойную уверенность от мысли, что они граждане своего государства. Однако треть респондентов имеют нейтральную валентность - 29 чел. (33%): эти подростки ничего не ощущают от того, что они россияне. Отрицательная валентность практически отсутствует, ее показали лишь 3 чел. (3%) (рис. 11).

Подводя итог исследованию, можно сделать вывод о том, что подростки, воспитывающиеся в сиротских учреждениях, имеют средний уровень социального капитала, который демонстрируется в среднем уровне общего доверия, доверия к себе, силы гражданской идентичности. При преобладании низкого уровня общего доверия к людям над высоким и наличия превосходства низкого уровня доверия к себе в построении взаимоотношений с учителями, следует говорить о

недостаточно сформированном социальном капитале. Радиус доверия к различным организациям и институтам власти был определен выше среднего. Дети-сироты обладают умеренно выраженной силой гражданской идентичности, но несмотря на это, положительной валентностью.

Список литературы

1. Колмен Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. - 2001. - №3. - С. 28.

2. Николаев И., Ефимов С., Марушкина Е. Доверие как экономическая категория // Общество и экономика. - 2006. - №1. - С. 8.

3. Скрипкина Т.П. Психология доверия: учеб. пособие. - М.: Академия, 2001. - 167 с.

4. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Социальный капитал: теория и психологические исследования: моногр. - М.: РУДН, 2009. - 233 с.

5. Уварина Е.Ю. Особенности гражданской идентичности подростков и юношей с высоким уровнем социальной активности [Электронный ресурс]. - ЫКЬ: http://www.rusnauka.com/3_ANR_2015/Psihologia/12_186125.doc.htm - Загл. с экрана. (14.11.2018).

6. Экономика и социология доверия / под науч. ред. Ю.В. Веселова. - СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2004. - 191 с.

Статья поступила: 14.11.2018. Принята к печати: 12.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.