Научная статья на тему 'Уровень сформированности патриотических качеств учащихся 7-х классов'

Уровень сформированности патриотических качеств учащихся 7-х классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое воспитание / уровень сформированности патриотических качеств / учащиеся 7-х классов / patriotism / Patriotic education / the level of formation of Patriotic qualities / students of grades 7.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мясников Ю. С., Мальцева А. И., Касьянов В. Н.

В данной статье представлен уровень сформированности патриотических качеств у учащихся 7-х классов в различных образовательных учреждениях. Автор приводит статистику опрошенных учеников и пытается разобраться в причинах различных уровней сформированности патриотических качеств среди диагностируемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF FORMATION OF PATRIOTIC QUALITIES OF STUDENTS IN GRADES 7

this article presents the level of formation of Patriotic qualities in students of grades 7 in various educational institutions. The author provides statistics of the surveyed students and tries to understand the reasons for the different levels of formation of Patriotic qualities among the diagnosed.

Текст научной работы на тему «Уровень сформированности патриотических качеств учащихся 7-х классов»

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

УЧАЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ

THE LEVEL OF FORMATION OF PATRIOTIC QUALITIES OF STUDENTS

IN GRADES 7

УДК 37.035.6

Мясников Ю. С., кандидат биологических наук, доцент кафедры «Медико-биологические дисциплины», Вятский государственный университет Россия, г. Киров. Email: usr11255@vyatsu.ru

Мальцева А. И., студент, 5 курс, факультет «физической культуры и спорта» Вятский государственный университет, Россия, г. Киров. Email: stud077066@vyatsu.ru

Касьянов В. Н., старший преподаватель, кафедры кафедры «Медико-биологические дисциплины», Вятский государственный университет, Россия, г. Киров. Email: usr11375@vyatsu.ru

Myasnikov Yu. S., candidate of biological Sciences, associate Professor of the Department of « Medical and biological disciplines», Vyatka state University Russia, Kirov

Maltseva A. I., student, 5 th year, faculty of « physical culture and sports» Vyatka state University, Russia, Kirov

Kasyanov V. N., senior lecturer, Department of «Medical and biological disciplines»

Vyatka state University, Russia, Kirov

Аннотация: В данной статье представлен уровень сформированности патриотических качеств у учащихся 7-х классов в различных образовательных учреждениях. Автор приводит статистику опрошенных учеников и пытается разобраться в причинах различных уровней сформированности патриотических качеств среди диагностируемых.

Abstract: this article presents the level of formation of Patriotic qualities in students of grades 7 in various educational institutions. The author provides statistics of the surveyed students and tries to understand the reasons for the different levels of formation of Patriotic qualities among the diagnosed.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, уровень сформированности патриотических качеств, учащиеся 7-х классов.

Keywords: patriotism, Patriotic éducation, the level of formation of Patriotic qualities, students of grades 7.

Что такое патриотизм? Согласно толковому словарю Т.Ф. Ефремовой патриотизм - это любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины; высшее проявление человеческого духа.

В XXI веке одним из самых важных направлений образования молодежи является развитие и поддержание патриотического воспитания. Сегодня ясно видно, как меняется отношение гражданина нашей страны с государством. Поэтому, я считаю необходимостью, воспитание в личности таких качеств, как гражданственность, патриотизм и гуманность [5].

Наличие патриотических качеств проявляется в уважении к своему Отечеству, готовности к самореализации, активной жизненной позиции, сопричастности с историей своего государства. На мой взгляд, наличие перечисленных выше качеств у граждан послужит фундаментом самого государства. Вопрос о защите государственной границы будет подниматься реже. Россия будет процветать [3].

Цель данного исследования - выявить уровень сформированности патриотических качеств среди подрастающего поколения страны, в частности среди учащихся 7-х классов города Кирова.

Исследование проходило в форме анкетирования. В качестве основы была взята анкета Амировой Т.А. «Определение уровня сформированности патриотических качеств»

Анкета состоит из 7 вопросов. Учащимся предлагались утверждения с четырьмя вариантами ответов. Во всех заданиях необходимо было выбрать один ответ, который, по их мнению, считается подходящим, правильным. Выбранный вариант отмечался учеником. Каждому ответу соответствует свой балл: 1 ответ - 4 балла, 2 - 3 балла, 3 - 2 балла, 4 - 1 балл.

По окончанию диагностики, можно сделать вывод об уровне сформированности патриотических качеств у опрошенных учеников. Так, у учащихся, набравших 25-28 баллов отмечается высокий уровень сформированности патриотических качеств, 21-24 балла говорит о достаточном уровне, а 20 баллов и ниже - о низком уровне.

В исследовании принимали участие несколько образовательных учреждений. В общей сложности анкетирование было проведено в 5 школах. В некоторых были опрошены школьники, обучающиеся по стандартной образовательной программе, МБОУ СОШ № 4, МБОУ СОШ с УИОП № 47.

Остальные опрошенные получают образование в кадетских классах: СОШ № 10 им. К.Э. Циолковского, МБОУ СОШ № 18 г. Кирова. В МБОУ СОШ № 70 было проведено исследование в параллели 7-х классов, среди которых один класс был кадетским, а второй класс возрастной нормы. В каждом классе в опросе принимали участие по 22 ученика.

По результатам проведения исследования было выявлено, что в МБОУ СОШ № 4 г. Кирова из 22 учащихся высоким уровнем сформированности патриотических качеств характеризуются 46% семиклассников, что является достаточно хорошим результатом. 42% имеют достаточный уровень патриотизма, и только 12% опрошенных, соответствуют низкому уровню.

Таблица 1 - Уровень сформированности патриотических качеств

Уровень Высокий Достаточный Низкий

Школа № 4 46% 42% 12%

Школа № 47 19% 48% 33%

Школа № 70 22% 61% 17%

Школа № 10 (кадеты) 60% 35% 5%

Школа № 70 (кадеты) 38% 38% 24%

Школа № 18 (кадеты) 30% 52% 18%

В результате диагностики (таблица № 1) в МБОУ СОШ с УИОП № 47 было выявлено, что лишь 19% опрошенных учащихся владеют высоким уровнем сформированности патриотических качеств. Тогда как 48% показали достаточный уровень, а оставшиеся 33% - низкий. Возможно, на эти результаты повлияло то, что класс, в котором проводилось исследование, был с углубленным изучением иностранных языков.

При подведении результатов в МБОУ СОШ № 70, в классе, который обучается по основной образовательной программе, оказалось, что высоким уровнем сформированности патриотических качеств владеют 22% опрошенных учащихся. Довольно высокий процент учащихся, а именно, 61% владеют достаточным уровнем патриотических качеств. 17% показали низкий уровень.

При обобщении результатов выше указанных школ, которые обучают детей по основным образовательным программам (имеется в виду без уклона на патриотическое воспитание) явным лидером выступает МБОУ СОШ № 4. Данная школа показала высокий уровень сформированности патриотических качеств среди учащихся 7-х классов.

Далее мы рассмотрим школы с кадетскими классами.

По результатам проведения исследования в СОШ № 10 им. К.Э. Циолковского можно сделать следующие выводы: у 60% опрошенных был определен высокий уровень сформированности патриотических качеств, у 35% - достаточный уровень, и лишь у 5% - низкий уровень. Стоит отметить, что такие показатели встречаются не часто. По результатам анкетирования видно, что достаточно большая работа по патриотическому воспитанию проведена в данном классе (школе).

После анализа диагностики в классе с кадетским направлением в МБОУ СОШ №70 было определено, что высоким уровнем владеют 38% респондентов, ровно столько же - достаточным уровнем сформированности патриотических качеств. Остальные 24% относятся к низкому уровню. Стоит заметить, что это достаточно низкий показатель для класса с кадетским уклоном.

При подведении итогов по данному исследованию в МБОУ СОШ № 18 было определено, что высокий уровень сформированности патриотических качеств присутствует у 30% семиклассников. 52% детей с достаточным уровнем и 18% - с низким уровнем патриотических качеств.

При сравнении результатов школ с кадетскими классами, видно, что явным лидером по сформированности патриотических качеств среди семиклассников является СОШ № 10 им. К.Э. Циолковского. Можно сделать вывод, что учащиеся данной школы значение слова «патриотизм» знают «не понаслышке».

Предлагаю сравнительную характеристику школ с кадетской направленностью и школ со стандартной образовательной программой.

Рисунок 1. Уровень сформированности патриотических качеств в классах возрастной нормы

Исходя из результатов диагностики по теме «Определение уровня сформированности патриотических качеств» в школах МБОУ СОШ № 4

Уровень сформированности патриотических качеств в классах возрастной нормы

■ Высокий

■ Достаточный

■ Низкий

г. Кирова, МБОУ СОШ с УИОП № 47 г. Кирова и МБОУ СОШ № 70 г. Кирова, в которых ведется обучение детей по стандартной программе можно сделать следующие выводы.

28% учащихся имеют высокий уровень сформированности патриотических качеств. Данный уровень предполагает, что у учеников выражено устойчиво положительное отношение к Родине.

50% опрошенных обладают достаточным уровнем сформированности патриотических качеств. Следовательно, учащийся признаёт ценность заявленной категории (Родины). Для него значимо следование социально-одобряемым моделям поведения.

22% относятся к низкому уровню. То есть к своей стране учащийся испытывает обывательское отношение (рисунок 1).

Таким образом, обладатели высокого и низкого уровня находятся примерно в одинаковом процентном соотношении. Но и достаточным уровнем сформированности патриотических качеств владеет половина опрошенных учеников. Очевидно, что в этих школах ведется работа по патриотическому воспитанию с подрастающим поколением. Но прекращать ее, ни в коем случае нельзя.

Уровень сформированности патриотичексих качеств в кадетских классах

■ Высокий

■ Достаточный

■ Низкий

Рисунок 2. Уровень сформированности патриотических качеств в кадетских классах

Итоги анкетирования в школах с кадетским направлением обучения, а именно СОШ № 10 им. К.Э. Циолковского, МБОУ СОШ № 18 г. Кирова и МБОУ СОШ № 70 г. Кирова, дали следующие результаты.

42% кадетских учащихся относятся к высокому уровню сформированности патриотических качеств. То есть чувство гражданственности и патриотизма развиты. Есть ощущение личной ответственности за судьбу страны.

42% опрошенных учеников владеют достаточным уровнем сформированности патриотических качеств.

16% попадают в категорию низкого уровня сформированности патриотических качеств (рисунок 2).

При сравнении школ с кадетской направленностью и без нее, видно, что уровень сформированности патриотических качеств у кадетских классов выше, чем у школьников, обучающихся по стандартной образовательной программе. Это, в общем, не удивительно. Данное направление подразумевает не только получение необходимых образовательных навыков, но и воспитание чувства патриотизма в учениках. Они учатся быть достойными гражданами своей страны.

Понятно, что невозможно, чтобы все классы перешли на кадетское обучение. Поэтому задача современных педагогов, заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях на должном уровне. Уделять внимание данному направлению не только во время уроков, но и во внеурочное время. Быть примером и наставником в таком ответственном деле [1].

Будущее нашей страны во многом зависит от того, какие ориентиры будут сформированы у ее граждан. Это зависит от воспитательной системы России. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в наших школах должно являться формирование патриотизма и культуры Отечества

[4].

От того, насколько молодое поколение будет охвачено патриотическим чувством, зависит и прочность нашего государства. Ведь именно на основе этих чувств укрепляется любовь к своей Родине. Возникает чувство ответственности за ее могущество, развивается достоинство личности [2].

Список литературы

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». [Электронный ресурс]. URL: http: //static. government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH 1j sKAErr x2dE4q0ws.pdf ( дата обращения: 29.11.2019)

2. Данилюк А.Я., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков - М.: Мир науки, 2009. - 112с.

3. Пахалюк К.А. Патриотическое воспитание: опыт дискурсивного анализа // Аналитический вестник № 33 (586): «Военно-патриотическое воспитание российских граждан: состояние, проблемы, пути

совершенствования». Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, 2015. - С. 53-60.

4. Марченко Е.В. Патриотическое воспитание - важная составляющая будущего страны // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]: режим доступа http://festival.1september.ru/articles/611668/ (последняя дата обращения 5 декабря 2019 г.);

5. Концепция патриотического воспитания в современной России: историческая память и гражданское самосознание [Электронный ресурс] / URL: http://www.instrategy.ru/pdf/265.pdf (дата обращения: 12.12.2019)

Bibliography

1. State program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016 - 2020". [Electronic resource]. URL: http: //static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH 1j sKAErrx2dE4q0w s.pdf (accessed: 11.29.2019)

2. Danilyuk A.Ya., The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia [Text] / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov - M .: World of Science, 2009 .-- 112s.

3. Pakhalyuk K.A. Patriotic education: the experience of discursive analysis // Analytical Bulletin No. 33 (586): "Military-patriotic education of Russian citizens: state, problems, ways of improvement". Analytical Department of the Staff of the Council of the Federation, 2015. - P. 53-60.

4. Marchenko E.V. Patriotic education is an important component of the future of the country // Festival of pedagogical ideas "Open lesson". [Electronic resource]: access mode http://festival.1september.ru/articles/611668/ (last accessed December 5, 2019);

5. The concept of patriotic education in modern Russia: historical memory and civic identity [Electronic resource] / URL: http://www.instrategy.ru/pdf/265.pdf (accessed: 12.12.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.