Научная статья на тему 'Уровень самоидентификации как субъективный критерий отнесения индивида к российскому среднему классу'

Уровень самоидентификации как субъективный критерий отнесения индивида к российскому среднему классу Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
876
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРУППОВАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / КЛАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / СРЕДНИЙ КЛАСС / SOCIAL IDENTITY / GROUP IDENTITY / PERSONAL IDENTITY / CLASS CONSCIOUSNESS / SOCIAL STRUCTURE / MIDDLE CLASS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Слепухин А. Ю., Чаплыгин А. Э.

Представлены результаты авторского социологического исследования уровня самоидентификации как субъективного критерия современного российского среднего класса (на примере г. Саратова). Подробно изучены природа индивидуальной и групповой самоидентификации, выявлены их особенности на современном этапе, определены индикаторы отнесения индивида к среднему классу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF SELF-IDENTIFICATION AS THE SUBJECTIVE CRITERION FOR INCLUDING AN INDIVIDUAL TO THE RUSSIAN MIDDLE CLASS

The author presents the results of sociological research referring the self-identification level as the subjective criterion for the contemporary middle class in Russia (the case of Saratov). The nature of self-identification of an individual and group, and their characteristics at the present stage are revealed, and indicators for referring the individual to the middle class are defined.

Текст научной работы на тему «Уровень самоидентификации как субъективный критерий отнесения индивида к российскому среднему классу»

УДК 316.343.623

А.Ю. Слепухин, А.Э. Чаплыгин

УРОВЕНЬ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ КАК СУБЪЕКТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ ОТНЕСЕНИЯ ИНДИВИДА К РОССИЙСКОМУ СРЕДНЕМУ КЛАССУ

Представлены результаты авторского социологического исследования уровня самоидентификации как субъективного критерия современного российского среднего класса (на примере г. Саратова). Подробно изучены природа индивидуальной и групповой самоидентификации, выявлены их особенности на современном этапе, определены индикаторы отнесения индивида к среднему классу.

Социальная идентичность, групповая самоидентификация, личностная самоидентификация, классовое сознание, социальная структура, средний класс

A.Yu. Slepukhin, A.E. Chaplygin THE LEVEL OF SELF-IDENTIFICATION AS THE SUBJECTIVE CRITERION FOR INCLUDING AN INDIVIDUAL TO THE RUSSIAN MIDDLE CLASS

The author presents the results of sociological research referring the selfidentification level as the subjective criterion for the contemporary middle class in Russia (the case of Saratov). The nature of self-identification of an individual and group, and their characteristics at the present stage are revealed, and indicators for referring the individual to the middle class are defined.

Social identity, group identity, personal identity, class consciousness, social structure, middle class

Идентификация среднего класса как элемента социальной структуры общества характеризуется большим количеством различных подходов к анализу этого вопроса. В социологической науке не выработаны единые критерии среднего класса, каждый специалист наделяет их адаптивным, по его мнению, содержанием. Это оказывает влияние на статистические данные, которые содержат порой совершенно несовместимые результаты. Данный вопрос затрагивает уровень самоидентификации, который является одним из критериев отнесения индивида к среднему классу.

Актуальность исследования обусловлена тем, что социальное разделение общества на классы существует с момента появления человека и является одной из центральных проблем социологии, вокруг которой ведётся множество научных и идеологических споров. Средний класс становится эталоном проводимых социально-политических изменений. Об этом свидетельствуют государственная программа «О стратегии развития России до 2020 года», в которой одним из показателей успешности развития выступает ориентация на увеличение доли среднего класса до 60-70%. Средний класс описывается представителями власти как класс с особым человеческим капиталом и инновационной трудовой деятельностью.

На актуальность темы исследования указывают следующие факторы: неопределенность с понятием среднего класса в России, необходимость нового осмысления среднего класса в современных политических и экономических условиях (мировой финансовый кризис), необходимость формирования подхода к исследованию среднего класса с учетом наиболее полного комплекса критериев и субъективных характеристик указанной группы, а также индикаторов, позволяющих их выявить. Достаточно полное исследование указанной социальной группы было проведено в 2000 г. Е.М. Авраамовой, Л.М. Григорьевым, Т.П. Космарской, Т.М. Малеевой [1].

Проблема самоопределения личности носит актуальный характер, так как при ее изучении затрагиваются различные области человеческого познания. Самоидентификация выступает одним из критериев классовой принадлежности, так как индивид не может считаться структурно определенным до тех пор, пока он не осознает, какое сообщество является его («своим») социумом, какова его позиция в нем и где находится грань такого сообщества. Указанная проблема может быть названа фундаментальной, так как инди-

вид обладает одновременно двумя свойствами - стремлением к существованию в социуме и выделением своей индивидуальности [2].

На основании анализа различных подходов к изучению среднего класса нами был выработан авторский системный подход к его исследованию. Данный подход предполагает синтез двух самостоятельных направлений структурного анализа — неовеберианской традиции и ресурсного подхода. Они позволяют рассмотреть социальные группы, используя представления многомерной стратификации с концентрацией на базисных критериях выделения группы и детальное изучение особого человеческого капитала, выступающего основным активом среднего класса.

В целях установления наличия и характерных особенностей среднего класса на современном этапе нами было проведено социологическое исследование, основными респондентами которого выступало экономически активное население г. Саратова. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, оно составляло 837, 4 тыс. чел. [3]. Генеральная совокупность составила примерно 450 тыс. чел., выборочная совокупность - 300 чел. Выборка квотная - по полу, возрасту (от 18 до 65 лет), административно-территориальному делению города. Использовались опросный метод в форме анкетирования, контент-анализ официальных документов, вторичный анализ данных социологических исследований 2006-2009 гг., а также экспертные полуформализованные интервью. Полученный массив данных анализировался с использованием программы 8Р88 81аИ8Йеа 17.0.

На формирование методологической позиции исследования среднего класса, а также подхода и критериев для его выявления оказали воздействие работы П. Сорокина (теория социальной стратификации), М. Вебера (теория социального действия) Л. Уорнера, Г. Коула (субъективный метод изучения среднего класса), П. Бурдье (теория капитала), М. Кастельса (категория информациональных производителей), Д. Белла (символический подход), М. Севеджа (ресурсный подход), Э. Райта (концепции противоречивых классовых позиций), Э. Дюркгейма (концепция социальных фактов). Ценными для исследования стали идеи

Н.Е. Тихоновой, В. А. Ядова, Н.М. Давыдовой, О.И. Шкаратана, М.К. Горшкова, З.Т. Голенковой, Л.А. Беляевой, Т.И. Заславской, П. Романова, В.Н. Ярской, Е.Р. Ярской-Смирновой.

Для выделения среднего класса мы использовали определенный набор признаков, выбранных на основании системного подхода, с помощью которых возможно идентифицировать и изучить указанную социальную группу. При анализе мы исходили из того, что средний класс может быть выявлен по следующим критериям: имущественный критерий, определенный уровень образования, критерий интеллектуального характера труда, соответствующий уровень самоидентификации индивида.

Проблема определения уровня самоидентификации затрагивает несколько дисциплин научного познания, формируя междисциплинарный характер вопроса. Психология концентрируется на изучении психологических процессов, свойственных самоидентификации, начиная с анализа самого индивида. Социология берет своей отправной точкой социальные группы и анализирует место индивида в них.

Процесс социальной идентификации личности в российских условиях имеет свои особенности, которые заключаются в существовании тоталитарного общества в России на протяжении длительного периода времени. Для социализма было характерно принудительное государством равенство, которое понуждало индивида «слепо» причислять себя к единственной социальной группе. После распада СССР, выделения суверенных государств индивиду была представлена возможность осознания своей индивидуальности. В России процесс освобождения от государственно-гражданской идеологии классового равенства произошел сравнительно недавно. Следовательно, характерные для России общественно-экономические условия породили особый процесс становления личностной самоидентификации. Эти особенности подтверждают то, что социальная структура российского общества имеет характерные черты, вызванные историческими событиями, которые не позволяют применять западные методы исследования без учета указанной специфики. Также из этого следует, что средний класс является новым элементом социальной структуры современного российского общества.

Таким образом, при изучении самоидентификации среднего класса мы исходили из следующего. Во-первых, в российском обществе после смены тоталитарного режима сформировалась новая идентичность, которая имеет свои особенности. Данный процесс повлек представления индивида о существовании многих социальных групп, в которые он может вступить. Во-вторых, социальная идентификация имеет большую значимость, так как позволяет индивиду быть включенным в социальные процессы, чему способствует его стремление вступить в группу. Данный процесс позволяет индивиду отстаивать свои права и удовлетворять свои потребности. В-третьих, основной механизм социальной идентификации - это сопоставление (или противопоставление) интересов, взглядов, ценностей, оценок, моделей поведения своей группы (общности) тем, которые полагаются не своими (или враждебными), интересы которых безразличны для данной общности или конфликтны [4].

Социальная идентичность представляет собой «осознание, ощущение, переживание своей принадлежности к различным социальным общностям - таким как малая группа, класс, семья, территориальная

общность, инонациональная группа, народ, общественное движение, государство, человечество в целом... Обеспечивает подчинение индивида социальной группе, но вместе с тем — групповую защиту и критерий оценки и самооценки» [4]. Самоидентификация может быть определена как самооценка собственных личностных свойств в контексте деятельного субъекта, включая социоролевые, нравственные, психические, физические и иные качества, как они представляются индивиду в его собственном самосознании и в восприятии других групп [5].

Говоря о классовом сознании указанной социальной группы, признаем справедливым тот факт, что не всегда отсутствие самоидентификации может являться основанием для исключения индивида из среднего класса. С учетом этого нами был избран показатель не ниже 4 баллов включительно по десятибалльной шкале самоидентификации субъектом своего положения в обществе. Основная цель такой градации состоит в исключении тех респондентов, которые обладают классовым настроем, не характерным для представителей среднего класса. Выбор указанного показателя согласуется с данными проведенного ИС РАН в 2008 г. исследования («Малообеспеченные в современной России: кто они? Как живут? К чему стремятся?»), по результатам которого 25 % респондентов, относивших себя к позициям с 1 по 3 включительно, отличались более низким уровнем дохода и образования, занимали низшие профессиональные позиции. Самоидентификация среднего класса была рассмотрена нами в аспектах личностной и групповой самоидентификации. Личностная самоидентификация представляет собой описание своего жизненного портрета, важных для него ценностей, то, как сам индивид характеризует и оценивает себя. В этой связи стоит отметить, что личностная самоидентификация должна быть осознанной и направленной. Индивид должен иметь представление о том, что такое средний класс, и относить себя к нему, имея объективные к тому предпосылки (наличие критериев). Индикаторы, которые позволили определить уровень личностной самоидентификации - представление индивида о среднем классе, отнесение себя к одному из представленных в списке классов, а также описание своих ценностей и взглядов. Групповая идентификация предполагает определение индивидом того, к какой социальной группе он относится. В нашем исследовании индикаторами данного процесса выступали вопросы о том, с кем индивид ощущает чувство близости и максимальное совпадение основных взглядов.

Рассмотрим личностную самоидентификацию. Согласно полученным нами данным, только четверть представителей среднего класса имеют верное представление о том, что такое средний класс и чем он характеризуется. Вероятно, это связано с тем, что большой поток информации из СМИ и других источником нагружен противоречивыми признаками, которые формируют ошибочное представление общественности. Это еще раз подтверждает необходимость выработки единой концепции среднего класса, понятной для всех, в том числе его представителей. Ряд представителей среднего класса (22 %) не считают себя таковыми, несмотря на то, что по критериям они ими являются. Это может быть объяснено тем, что люди склонны занижать свои позиции, не желая распространять информацию о себе. Но, с другой стороны, это говорит и о том, что не все представители среднего класса могут четко идентифицировать себя с принадлежностью к этой социальной группе. Как следствие, средний класс в этом смысле не является единой общностью, которая способна осуществлять какие-либо сознательные изменения.

Большинство представителей среднего класса по совокупности параметров в целом довольны своей жизнью и считают себя успешными людьми. Для среднего класса характерно описание себя как представителя определенной профессии (50 % респондентов) в первую очередь, что характеризует роль работы в его жизни и отличает от других социальных групп; 29 % среднего класса отнесли себя к интеллигенции.

В целях установления групповой идентификации представителей среднего класса нами было проанализировано, с кем они разделяют общие взгляды. При проведении социологического исследования было установлено, что большинство представителей группы отождествляют себя с членами своей семьи (78%), друзьями (75%), товарищами по работе (75%) (допускался выбор одновременно нескольких ответов). Если сравнивать полученные данные у других социальных групп, то в целом иерархия ответов останется неизменной, а частота выбранных ответов соответственно ниже.

Особенность представителей среднего класса, как ядра, так и периферии заключается в том, что показатель групповой идентификации по признаку профессии существенно опережает данные других социальных групп. Это свидетельствует о повышенном значении работы в жизни среднего класса. Представители среднего класса чаще остальных социальных групп идентифицируют себя с высококвалифицированными специалистами (50%), с лицами, имеющими свой бизнес (28%). Следовательно, российский средний класс ощущает чувство близости с людьми приблизительно того же возраста и сферы деятельности, а также с членами своей семьи.

Таким образом, российский средний класс является особым (новым) социальным субъектом в силу ряда объективных исторических событий. По критерию самоидентификации группа также имеет свои особенности. Для личностной самоидентификации характерно в ряде случаев ошибочное представление о своей классовой принадлежности, что является основной причиной неотнесения себя к группе. Данный факт позволяет говорить о том, что процесс закрепления классовой идентичности среднего класса в России находится на стадии формирования. С одной стороны, существуют признаки, явно свидетельствующие об отли-

чиях от других социальных групп, с другой - единое коллективное сознание, ощущение себя не «частью и группой», а «частью группы» отсутствует. Одним из объяснений таких негативных факторов может быть распространение через СМИ ложных представлений о сущности и природе среднего класса. Поэтому существует необходимость формирования единой доктрины указанной социальной группы и распространения ее в массы, так как после проведенного исследования стало очевидным, что представители государственной власти, общественность, эксперты-социологи и непосредственные представители группы имеют разные взгляды относительно сущности среднего класса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Средний класс в России: количественные и качественные оценки / Е.М. Аврамова, Л.М. Григорьев, Т.П. Космарская, Т.М. Малеева. М.: ТЕИС, 2000. 248 с.

2. Дилигенский Г.Г. Относительно теории человеческих потребностей / Г.Г. Дилигенский // Вопросы философии. 1976. № 9. С. 30-43.

3. Демография Саратовской области в цифрах // Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. ИКЬ: http://srtv.gks.ru/digital/region1/default.aspx (дата обращения 13.03.2011).

4. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В.А. Ядов // Мир России. 1995. № 3-4. С. 159-161.

5. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. М., 1984. 335 с.

Слепухин Александр Юрьевич -

доктор социологических наук, профессор кафедры «Социология, социальная антропология и социальная работа» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Чаплыгин Александр Эдуардович -

аспирант кафедры «Социология, социальная антропология и социальная работа» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Aleksandr Yu. Slepukhin -

Dr. Sc., Professor

Department of Sociology, Social Anthropology and Social Work

Gagarin Saratov State Technical University

Aleksandr E. Chaplygin -

Postgraduate

Department of Sociology, Social Anthropology and Social Work

Gagarin Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 24.11.11, принята к опубликованию 01.12.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.