УДК 316.4
DOI 10.18522/2227-8656.2022.5.16 EDN FNZBRA
Тип статьи в журнале - научная
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2022 г. В. В. Овсий*
* Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
Цель исследования - выявить уровень развития волонтерской деятельности в Ростовской области и основные барьеры, препятствующие включению жителей- региона в волонтерскую деятельность.
Методологическую базу исследования составляют принципы и положения теории структурации Э. Гидденса, в рамках которых волонтерство может рассматриваться в качестве значимого института гражданского общества, в основе функционирования которого находятся принципы целостности и органической солидарности.
Результаты исследования. В статье представлен анализ тенденций развития во-лонтерства в Ростовской области, а также выявлены основные барьеры, препятствующие включению жителей региона в волонтерскую деятельность: финансовые, организационные, содержательные, коммуникационные, идейные трудности. Автор предполагает наличие социокультурных предпосылок для развития неформального, имеющего «низовую» природу, волон-терства в Ростовской области. Также автор
THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF VOLUNTEER ACTIVITY IN THE ROSTOV REGION
© 2022 e. V. V. Ovsii*
* Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
Objective of the study is to identify the level of development of volunteer activity in the Rostov region and the main barriers preventing the inclusion of residents of the region in volunteer activities.
The methodological basis of the research consists of the principles and provisions of the theory of structuration by E. Giddens, within which volunteerism can be considered as a significant institution of civil society, the functioning of which is based on the principles of integrity and organic solidarity.
Research results. The article presents an analysis of trends in the development of volunteering in the Rostov region, and also identified the main barriers preventing the inclusion of residents of the region in volunteer activities: financial, organizational, substantive, communication, ideological difficulties. The author assumes the presence of socio-cultural prerequisites for the development of informal, having a "grassroots" nature, volunteering in the Rostov region. The author also emphasizes the need to coordinate the normative goals and objectives
подчеркивает необходимость согласования нормативно закрепленных целей и задач волонтерской деятельности с реальными потребностями и ожиданиями населения региона как основного реципиента волонтерской помощи.
Перспективы исследования связаны с дальнейшим изучением основных тенденций развития волонтерской деятельности в Ростовской области с учетом выявленных барьеров.
Ключевые слова: волонтерская деятельность; Ростовская область; барьеры развития волонтерской деятельности; волонтерские практики.
Введение. Волонтерство в нашей стране находится в процессе институционального становления. Об этом свидетельствует продолжающееся последнее десятилетие закрепление устойчивой нормативно-правовой системы, регламентирующей волонтерскую деятельность, расширение сети волонтерских организаций, распространение идей альтруизма и безвозмездной помощи. Волонтерство как социальное явление характеризуется своей функциональностью по отношению к обществу как целому и его частям в лице социальных общностей, социально-демографических групп и отдельных индивидов (Васильковская, 2018).
На сегодняшний день добровольчество основано на нормативно правовом обеспечении, методологических правилах организации волонтерской деятельности, статусно-ролевой дифференциации, на разделении и профессиональном выполнении функций, наличии особого типа регламентации социальных отношений и специальных учреждений, в рамках которых организуется деятельность волонтеров. Подтверждением этих процессов являются принимаемые на различных уровнях государственной власти нормативно-правовые акты, Концепции и программы развития добровольчества, включение волонтерства в систему межинституциональных взаимодействий.
Развитие волонтерства в Ростовской области характеризуется общероссийскими тенденциями появления законодательной базы федерального и регионального уровня, открытием ресурсных волонтерских центров, активным финансированием и выделением грантовых средств из федерального бюджета, началом интеграционных процессов волонтерской деятельности в институциональную систему региональных органов исполнительной власти, а
of volunteer activity with the real needs and expectations of the population of the region as the main recipient of volunteer assistance.
Prospects of the study are related to further study of the main trends in the development of volunteer activity in the Rostov region, taking into account the identified barriers.
Keywords: volunteer activity; Rostov region; barriers to the development of volunteer activity; volunteer practices.
также поворотом общественного сознания в сторону позитивного отношения к волонтерам и их деятельности.
Высокий уровень информированности о волонтерской деятельности подтвердили как ответы экспертов, так и результаты анкетного опроса населения (74,4 % жителей Ростовской области знают о деятельности волонтеров) (рис. 1).
до 18 лет 18-24 лет 25-34 лет 35-44 лет 45-54 лет 55-64 лет 65 лет и старше
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Знаете ли Вы о деятельности людей, которые занимаются волонтерством, добровольчеством в Вашем городе/районе?» по возрасту, %
Высокий уровень информированности молодежного сегмента населения региона о волонтерской деятельности определяется тем, что именно молодежь (школьники и студенты вузов) является основными субъектам оказания волонтерской помощи, а основными благополучателями являются представители старшего поколения, как правило, неработающие пенсионеры.
Вовлечение молодого поколения в волонтерскую деятельность имеет институциональные механизмы, обеспечивающие определенные преференции при поступлении в вуз, получение повышенной стипендии, приобретение социального капитала для профессионального и карьерного роста. Как правило, эксперты положительно оценивают факт поощрения волонтеров за их деятельность и важность расширения корпуса различного рода стимулирующих инструментов, работающих на формирование как внешней, так и внутренней мотивации (Арефьев, 2021).
В целом население региона демонстрирует готовность участия в волонтерской деятельности и допускает для себя возможность такого участия (рис. 2).
Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Скажите,
пожалуйста, Вы допускаете или исключаете для себя возможность в будущем безвозмездно работать в каком-либо общественном объединении, организации, инициативной группе?», %
При этом респонденты выделили следующие организации, в которых готовы трудиться бесплатно: общественные организации, которые достаточно часто занимаются добровольческой (волонтерской) деятельностью; группы взаимопомощи, организованные жителями города/района, потому что обычно именно такие группы занимаются решением важных социальных проблем и вопросов; государственные или муниципальные, несмотря на невысокий уровень доверия данного рода организациям, что может свидетельствовать о проявлениях патерналистских настроений среди населения Ростовской области.
Стоит отметить, что результаты, полученные в ходе исследования на территории Ростовской области, в целом коррелируют с другими социологическими исследованиями, проведенными по аналогичным направлениям. Так, в исследовании, проведенном Всероссийским центром изучения общественного мнения, отмечается большая степень вовлеченности в волонтерскую деятельность молодого поколения, чем старшего. А также подтверждается высокий процент населения, выражающий готовность в перспективе принять участие в оказании безвозмездной помощи1.
Оценка населением роли государства и институциональных условий, необходимых для развития добровольчества, и отношение населения к мерам
1 Добровольчество в России: потенциал участия молодежи // Пресс-выпуск ВЦИОМ. -URL: http: www.wciom.ru
■ Допускаю Исключаю
Затрудняюсь ответить
государственной поддержки подтвердили предположения о патерналистских настроениях в региональном сообществе: наиболее важными условиями для развития добровольчества (волонтерства) в регионе жители считают оказание государством (представителями региональной и муниципальной власти) всяческой поддержки волонтерской деятельности.
Респонденты из числа жителей региона и экспертного сообщества в качестве направлений волонтерской деятельности, требующей первоочередной поддержки государства, выделили социальное, медицинское, экологическое, что соотносится с ответами респондентов о важности проблем повседневной жизни в структуре социального значимых для жителей региона вопросов.
Согласно результатам опроса, наибольшее положительное влияние на развитие добровольчества (волонтерства) имеет создание волонтерских центров в школах и вузах, а также создание единой информационной системы «Добровольцы России». Экспертное мнение о важных институциональных условиях развития волонтерства включает также создание законодательной базы, открытие ресурсных центров, государственное финансирование и гран-товую поддержку, позитивное отношение к волонтерству среди населения, что подтвердили более 74 % жителей региона.
По мнению большинства респондентов, главным результатом государственной поддержки волонтерской деятельности является, во-первых, снижение числа нуждающихся в помощи, во-вторых, рост числа добровольцев в стране, в-третьих, распространение ценности доверия, солидарности и взаимопомощи в обществе, что позволяет предположить о наличии социокультурных предпосылок для развития неформального, имеющего «низовую» природу, волонтерства в регионе.
Основные барьеры, препятствующие включению жителей региона в волонтерскую деятельность, носят разноуровневый характер - с одной стороны, это системные проблемы в связи с необходимостью обеспечивать себя и свою семью, обуславливающие дефицит времени, состояние социальной апатии и безразличие к происходящему и проблемам других людей, с другой -это причины, связанные с работой по организации волонтерской деятельности, а именно - отсутствие информации о работе волонтерских организаций.
В данном случае тройка барьеров, выделенных жителями региона, подтверждается наблюдениями экспертов в области организации волонтерской деятельности: необходимыми условиями для вовлечения в волонтерство населения являются социальная стабильность, обеспечивающая достойный уровень жизни, и наличие свободного времени; формирование институтов гражданского общества, способствующих актуализации социальной активности и гражданскому просвещению, а также масштабное информирование населения о работе волонтерских организаций. В дополнение к данным условиям эксперты выделяют также важность повышения престижа и авторитета
волонтерской работы в обществе, необходимость гражданского просвещения, трансляцию позитивных волонтерских практик, а также уход от формализма в их работе. Обозначенные факторы имеют разную природу воздействия и, соответственно, требуют дифференцированного подхода к решению вопросов вовлечения населения в волонтерскую деятельность, выдвигая на первый план проблему формирования устойчивой положительной внутренней мотивации к занятию волонтерством среди населения, а также развитие коммуникационно-информационного направления в организации работы организаций, занимающихся волонтерской деятельностью.
Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы думаете, что удерживает людей от участия в волонтерской деятельности?» (результаты ранжированы), %
Экспертное сообщество, признавая укрепление нормативной базы за счет введения законов, локальных актов, регламентирующих волонтерскую деятельность, отмечает ряд позиций, требующих особого внимания как законодательной, так и исполнительной власти. Во-первых, это рекомендательный характер законов, вызывающий затруднения в организации волонтерской деятельности у практиков на местах (статус медицинских документов для волонтеров, волонтерской книжки, закрепление допуска для участия в волонтерской деятельности, страхование волонтеров, вопросы организации питания для волонтеров, компенсация проезда и т.д.). Во-вторых, выделяют в качестве требующих правовой регуляции вопросы профессионализации волонтерской деятельности, урегулирования совмещения волонтерства с учебой (конвер-
тации волонтерских часов в часы практик в вузах и т.д.). В-третьих, отсутствие в правовой базе волонтерской деятельности необходимых механизмов регуляции процесса организации волонтерской деятельности, в том числе в части межведомственного взаимодействия между субъектами, включенными в процесс ее реализации (прием всеми вузами региона по единым основаниям волонтерской книжки абитуриентов в двух форматах - бумажном и электронном, и т.д.). В-четвертых, эксперты высказывают обеспокоенность перспективой «бюрократизации» и «зарегулирования» сферы волонтерства, так как участие в волонтерстве требует от потенциальных волонтеров предоставления полного пакета документов, паспортных данных, что, по мнению экспертов, может оттолкнуть людей от участия в волонтерских практиках.
В отношении необходимости внедрения новых методических рекомендаций по организации волонтерской деятельности позиции экспертов разделились на диаметрально противоположные. С одной стороны, эксперты, несмотря на постоянную разработку методических рекомендаций, отмечают запрос на их систематизацию и использование новых подходов при их разработке. С другой - есть сформированное мнение о достаточности разрабатываемых методических рекомендаций, а также их бесполезности в силу изменчивости и быстротечности процессов и условий реализации волонтерской деятельности, наличие форсмажорных ситуаций и невозможности учесть все потенциально возможные ситуации, возникающие в реальной жизни.
Особого внимания заслуживает мнение экспертов относительно системы организации волонтерской деятельности, действующей в регионе, так как эффективность организации волонтерской деятельности во многом определяется характером межведомственного взаимодействия. Систематизация мнений экспертов позволила выделить наиболее актуальные, по их мнению, вопросы. Во-первых, это отсутствие устойчивых связей между субъектами волонтерской деятельности, обусловленных единой целью и общими задачами («Обособленность каждого министерства и ведомства», «Разрозненность некоммерческого сектора в сфере волонтерства»), а также отсутствие налаженной эффективной коммуникации между субъектами межведомственного взаимодействия, обеспечивающей как обратную связь между иерархично расположенными уровнями (снизу-вверх), так и горизонтальное сетевое взаимодействие, необходимое для успешной реализации волонтерских практик. Во-вторых, наличие смысловых и функциональных барьеров между участниками межведомственного взаимодействия в процессе организации волонтерской деятельности, влияющих на усложнение регламента взаимодействия и достижение поставленных целей (например, вопросы четкого регламента и видов работ для волонтеров, обеспечение их средствами на проезд, питание в соответствии с количеством отработанных часов и т.д.). В-третьих, содержательные и организационные вопросы, в частности: отсутствие единой базы
волонтеров Ростовской области; наличие потенциальных рисков в организации волонтерства, вызванных необходимостью совмещения выполнения количественных показателей и реализацией волонтерских практик, направленных на оказание реальной помощи населению; необходимость целенаправленной координации волонтерской деятельности, учитывающей потенциал и задачи каждого субъекта взаимодействия. В-четвертых, слабая включенность бизнеса в процессы организации волонтерской деятельности.
Личный опыт респондентов в организации волонтерской деятельности позволил выделить корпус основных трудностей, с которыми сталкиваются эксперты в процессе своей работы:
Финансовые (дефицит денежных и материально-технических средств, транспорта, дефицит ресурсов для формирования мотивации волонтеров, позволяющей «удерживать» людей в волонтерской деятельности).
Организационные (дефицит времени для проявления творческого подхода в решении поставленных задач, большой объем отчетности; трудности в работе с информационной системой «Добровольцы России»; загруженность сотрудников, занимающихся организацией волонтерства, задачами в объеме, снижающем качество работы и способствующем формализации всей деятельности; отсутствие эффективной централизации в организации волонтерской деятельности, затрудняющее поиск волонтеров для проектов).
Содержательные (трудности в развитии определенных волонтерских направлений; отсутствие эффективно функционирующей нормативной и методической системы в сфере волонтерства и его организации в региональном сообществе).
Коммуникационные (трудности в урегулировании отношений между студентом-волонтером и вузом (деканатом, преподавателем); непонимание со стороны органов власти основного функционала организации, включенной в систему организации волонтерской деятельности; бюрократизация процесса взаимодействия с вышестоящими инстанциями).
Идейные (прагматичное отношение потенциальных волонтеров к деятельности, связанное с получением преференций, бонусов, поощрений и т.д.).
Заключение. Таким образом, исследование позволило установить необходимость согласования нормативно закрепленных целей и задач волонтерской деятельности с реальными потребностями и ожиданиями населения региона как основного реципиента волонтерской помощи. Признаваемое участие государства в организации волонтерской деятельности обеспечивает, с одной стороны, определенный уровень координации и управления данным процессом, с другой - его реализация тормозится из-за барьеров межведомственного взаимодействия между субъектами организации волонтерства в регионе, снижая социальную эффективность волонтерства, что отражено во мнении населения и экспертов региона. При положительном отношении к
волонтерству только незначительная часть осведомлена о региональных волонтерских проектах и является участником волонтерских проектов. Имеющиеся социокультурные предпосылки развития неформального волонтерства требуют поддержки и закрепления на ценностном уровне в сознании людей, а интеграция волонтерских практик в повседневную жизнь людей позволит стать волонтерству нормой жизни человека, элементом структуры повседневности через комплексное использование институциональных инструментов, каналов коммуникации, мотивирующих ресурсов и т.д.
Литература
Арефьев М. А. Волонтерство как формирующийся социальный и культурный институт информационного общества / М. А. Арефьев, Л. И. Клешнёва // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. -2021. - № 1. - С. 71-79. - URL: http://fikio. ru/?p=4314 (дата обращения: 21.10.2022).
Васильковская М. И. Институт молодежного волонтерства как социально-культурный феномен // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2018. - № 2. -URL: https://sfk-mn.ru/PDF/08SCSK218.pdf (дата обращения: 23.10.2022).
Добровольчество в России: потенциал участия молодежи // Пресс-выпуск ВЦИОМ. - 2011. - 24 июня. - URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ dobrovolchestvo-v-rossii-potenczial-uchastiya-molodezhi (дата обращения: 23.10.2022).
References
Arefyev M. A. (2021) Volunteering as an emerging social and cultural institute of the information society / M. A. Arefyev, L. I. Kleshneva // Philosophy and Humanities in the Information Society. - No. 1. - Pp. 7179. - URL: http://fikio.ru/?p=4314 (date of application: 21.10.2022).
Vasilkovskaya M. I. (2018) Institute of Youth Volunteering as a socio-cultural phenomenon // The world of science. Sociology, philology, cultural studies. - No. 2. - URL: https://sfk-mn.ru/PDF/08SCSK218.pdf (date of application: 23.10.2022).
Volunteering in Russia: the potential of youth participation (2011) // VTSIOM Press Release. - June 24 - URL: https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ dobrovolchestvo-v-rossii-potenczial-uchastiya-molodezhi (date of application: 23.10.2022).
Для цитирования: Овсий В. В. Уровень развития волонтерской деятельности на территории Ростовской области // Гуманитарий Юга России. - 2022. - Т. 11. - № 5. - С. 199-207. DOI 10.18522/2227-8656.2022.5.16 EDN FNZBRA
Сведения об авторе
Овсий Виталий Вадимович
Стажер-исследователь
Института социологии и регионоведения
Южного федерального университета
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: [email protected]
История статьи:
Поступила в редакцию - 22.09.2022 г. Получена в доработанном виде -01.11.2022 г. Одобрена - 25.11.2022 г.
Information about author
Vitalii V. Ovsii
Research Assistant Institute of Sociology and Regional Studies Southern Federal University
344006, Rostov-on-Don, Pushkinskaya str., 160, e-mail: [email protected]