Научная статья на тему 'Уровень развития туристской инфраструктуры в республике Узбекистан'

Уровень развития туристской инфраструктуры в республике Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
683
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Таирова Маъсума Мухаммедризаевна

В статье показан уровень развития туристской инфраструктуры в Республике Узбекистан. Проанализировано состояние транспортной инфраструктуры в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровень развития туристской инфраструктуры в республике Узбекистан»

- в-четвертых, наблюдается высокая текучесть кадров среди работников сферы обслуживания из-за сезонности; в малом бизнесе отсутствует современные методы управления человеческими ресурсами;

- в-пятых, слабая рекламная кампания Республики Узбекистан на международном рынке туристских услуг связанная с недостаточным продвижением национального туристского продукта и низкой информационной поддержкой туристов об имеющемся туристском потенциале.

Список литературы

1. Указ Президента Республики Узбекистан. О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан. Народное слово 2017 г. й-февраль.

2. Узбекистан хочет превратить туризм в полноценную экономическую отрасль. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.sputniknews-uz.com/ tourism/20180804/ (дата обращения: 04.08.2018).

3. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли республики Узбекистан» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016. № 49. Ст. 558, 2017. № 1. Ст. 3. № 19. Ст. 332. № 33. Ст. 833.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Таирова М.М.

Таирова Маъсума Мухаммедризаевна - старший преподаватель, кафедра экономики, факультет туризма, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье показан уровень развития туристской инфраструктуры в Республике Узбекистан. Проанализировано состояние транспортной инфраструктуры в республике.

Ключевые слова: инфраструктура, транспортная инфраструктура, инфраструктура туризма.

В настоящее время туризм является одной из ведущих отраслей экономики многих стран и отдельных регионов. Он является одновременно видом деятельности, формой рекреации и способом проведения досуга.

Имея богатое культурно-историческое и природное наследие, выгодное геополитическое положение, Узбекистан занимает определённое место на мировом туристском рынке и вызывает в настоящее время значительный интерес, как у иностранных, так и у национальных туристов. По данным статистики в республике числится 7,3 тыс. объектов культурного наследия, некоторые из них включены ЮНЕСКО в список всемирного наследия. Так, по территории Узбекистана проходил Шелковый путь и иностранные туристы, заинтересованные в турах по нему, составляют 27% от общего количества туристов.

Инфраструктура туризма является основой развития туризма, а также основой для использования ресурсов назначения. Важность инфраструктуры туризма отражается в том, что она может способствовать повышению эффективности производства и распределения туристических услуг, а в некоторых случаях, таких как отдаленные места, даже увеличивать предложение туристических услуг. Несмотря на это, туристская инфраструктура, качество и уровень оказания туристских услуг, вклад в

экономику страны, не соответствуют современным требованиям в условиях глобализации и жесткой конкуренции на мировом туристском рынке.

Следует отметить, что чрезмерно активное развитие частных гостиниц (В&В) в республике перегружает туристскую инфраструктуру и портит городской пейзаж, не соответствует международным стандартам сервиса.

Отмечается низкий уровень присутствия на туристском рынке Узбекистана международных гостиничных брендов. Все международные гостиничные компании сконцентрированы только в городе Ташкент, где цены на проживание выше, чем в аналогичных гостиницах в ведущие туристские направления мира. Стоимость номера в международных брендовых 4 гостиницах категории 5-звезд в городе Ташкенте в 1,5 раза выше, чем в Европе. Завышенные цены связаны с низкой заполняемостью мест размещения, невысоким уровнем конкурентной среды и сильной зависимостью от бизнес-туристов.

Важным фактором развития туризма в республике является состояние достаточно развитой транспортной инфраструктуры.

Так, общая протяженность железнодорожных путей сообщения составляет более 6 020 км, из них 4 237,5 км дорог общего пользования, 19,5% путей электрифицировано; автомобильные дороги общего пользования составляют 180 тыс. км, из них 42,7 тыс. км - магистральные дороги общего пользования, в том числе более 4 тысяч километров - автотрассы международного и 14,1 тысяч километров -государственного значения. Автомобильная маршрутная сеть составляет 4 351 пассажирских маршрутов, из них городских - 997, пригородных - 2 743, междугородных - 611. Через территорию Узбекистана проходят 20 международных транспортных маршрутов и направлений.

В 2016 году число действующих туристических фирм составило 433 единицы, по сравнению с 2012 годом на 75 больше. Число лиц, которым были оказаны туристические услуги в 2012 году, составило 511,6 тысячи человек, а в 2016 году составило 465,4 тысячи.

Таблица 1. Число и стоимость проданных туров за 2016 год1

Количество, Стоимость, млн

единиц сум

Реализовано туров (путевок), всего 103093 100906,1

Из них непосредственно населению 101703 99431,3

в том числе:

Гражданам Узбекистана по территории Узбекистана 44763 17996,3

Гражданам Узбекистана по зарубежным странам 15194 12797,4

Гражданам СНГ по территории Узбекистана 9942 11971,0

Гражданам других зарубежных Стран (кроме стран СНГ) по территории Узбекистана 31804 56666,6

В 2016 году 98,7 процентов проданных туров (101,7 тысяч штук) непосредственно были куплены населением. В частности, гражданам Узбекистана по территории Узбекистана было продано 44,8 тысяч туров (44,0 процента), гражданам СНГ - 9,9 тысяч туров (9,8 процентов), гражданам других зарубежных стран - 31,8 тысяч туров (31,3 процента). В частности, было продано гражданам Узбекистана 15,2 тысяч туров в зарубежные страны [3, 14].

1 По данным Узстат www.stat.uz.

В 2016 голу число гостиниц и аналогичных средств размещения составили 750, по сравнению с 2012 годом увеличилось на 44,0 процента (229 единиц). Число мест в них увеличилось в 2012 году на 40,8 процентов на 11 тысяч мест и составило 37,8 тысяч мест. Численность размещенных лиц в гостиницах 2016 году составила 1513,1 тысяч человек, по сравнению с 2012 годом увеличилось на 27,2 процента (323,5 тысяч человек).

В целях улучшения туристской инфраструктуры в ближайшее время в Узбекистане предусмотрено

• В Бухаре приступили к подготовке запуска услуги rent-car. Проект запустят на основе государственно-частного партнерства. Пилотные проекты планируется запустить также Самарканде и Хорезме. Автомобили будут предоставляться в аренду без нотариального оформления и регистрации в органах внутренних дел.

• В Ташкенте, Самарканде, Бухаре и Хиве начнут курсировать шаттл-басы между аэропортами, вокзалами, автовокзалами, крупными гостиницами. Проект внедрят на условиях государственно-частного партнерства.

• Будут устанавливать туристические указатели, символы, знаки в рамках внедрения концепции «безопасный туризм» в Бухаре, Самарканде, Хиве и Шахрисабзе. В гостиницах внедрят системы обеспечения безопасности и круглосуточного видеонаблюдения.

• На территории объектов культурного наследия, железнодорожных вокзалов, аэропортов и в гостиницах создадут туристско-информационные центры, где будут продавать сим-карты, билеты на культурно-массовые мероприятия, краткосрочные туры, железнодорожные и авиабилеты.

• Будут установлены стационарные и мобильные инфокиоски, обеспечивающие туристов картами, информацией о пунктах общественного питания, средствах размещения, а также позволяющих вызвать такси, приобрести билеты в музеи, сувениры, сим-карты. Проект будет осуществляться в том числе по схеме государственно-частного партнерства.

• Предпринимателям, которые будут создавать сети магазинов потребительских товаров (по концепции или с привлечением известных сетей Seven Eleven, Family mart и других) в крупных туристских городах и районах, предлагается дать налоговые и другие льготы и преференции.

Список литературы

1. Узбекистан хочет превратить туризм в полноценную экономическую отрасль.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.sputniknews-uz.com/

tourism/20180804/ (дата обращения: 04.08.2018).

2. Указ Президента республики Узбекистан «О мерах по обеспечению ускоренного

развития туристской отрасли республики Узбекистан». Собрание законодательства

Республики Узбекистан, 2016 г. № 49. Ст. 558, 2017 г. № 1. Ст. 3. № 19. Ст. 332.

№ 33. Ст. 833.

3. Услуги по основным видам экономической деятельности в (2010 - 2016 г.г.)

[Электронный ресурс]: Режим доступа: www.stat.uz/ (дата обращения: 31.07.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.