Научная статья на тему 'Уровень развития рефлексии у учащихся с разной академической успеваемостью'

Уровень развития рефлексии у учащихся с разной академической успеваемостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
387
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буянова Валентина Васильевна, Сундикова Анна Вячеславовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования познавательной рефлексии младших школьников. Установлены значимые различия в уровне развития рефлексии у учащихся с разной академической успеваемостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study of the level of reflection development in primary school students. The study shows significant differences in the level of reflection development in the students with different academic progress.

Текст научной работы на тему «Уровень развития рефлексии у учащихся с разной академической успеваемостью»

БУЯНОВА В. В., СУНДИКОВА А. В. УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ У УЧАЩИХСЯ С РАЗНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования познавательной рефлексии младших школьников. Установлены значимые различия в уровне развития рефлексии у учащихся с разной академической успеваемостью.

Ключевые слова: рефлексия, академическая успеваемость, учебная деятельность.

BUYANOVA V. V., SUNDIKOVA А. V.

LEVEL OF REFLECTION DEVELOPMENT IN STUDENTS WITH DIFFERENT ACADEMIC PROGRESS

Abstract. The article presents the results of a study of the level of reflection development in primary school students. The study shows significant differences in the level of reflection development in the students with different academic progress.

Keywords: reflection, academic progress, educational activity.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в части требований к метапредметным результатам освоения учащимися программы начального общего образования говорится, что они должны отражать наряду с прочими освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии [6]. Если говорить о познавательной рефлексии, то речь идет о способности выделять обобщенный способ решения широкого круга задач. Следовательно, к концу обучения в начальной школе у учащихся должна быть сформирована т. н. содержательная рефлексия, обеспечивающая поиск и рассмотрение внутренних, существенных оснований собственных действий.

В современной теории учебной деятельности выделяют, как правило, два вида проявления рефлексии: личностную и интеллектуальную [5]. Федосюк Н. В. указывает, что отличие личностной рефлексии от интеллектуальной заключается в том, что оценивание положения происходит не на базе заданных (объективных, логических, общепризнанных и т.п.) оснований, а на оценке по собственным, часто глубоко субъективным критериям, которые могут иметь морально-нравственную, этическую, культурологическую природу [7].

Интеллектуальную рефлексию традиционно выделяют как одно из важнейших новообразований младшего школьного периода развития. В процессе освоения школьниками учебной деятельности идет формирование произвольности психических функций, внутреннего плана действий, рефлексии, самооценки, уровня притязаний и т. д. По мнению И. М. Каргина и Ю. А. Цыгановой, способность к рефлексии формируется и развивается у

детей в процессе учебной деятельности при выполнении действий контроля и оценки. Осознание ребенком смысла и содержания собственных действий становится возможным только тогда, когда он умеет самостоятельно рассказать о своем действии, подробно объяснить, что и для чего он делает [2]. К сожалению, к концу младшего школьного возраста у определенной части детей рефлексия оказывается не сформированной.

Настоящее исследование посвящено изучению познавательной рефлексии у учащихся младшего школьного возраста с разной академической успеваемостью. В нем приняли участие учащихся четвертых классов МОУ «Гимназия № 23» г.о. Саранск в количестве 90 человек: 30 учащихся с высокой, 30 - со средней и 30 - с низкой академической успеваемостью.

Для изучения уровня рефлексии были использованы методики «Шифр», «Шесть задач», «Ряды», «Гараж» (П. В. Новиков) [4]; для определения статистической значимости результатов исследования - критерий Фишера.

Описание результатов исследования начнем с анализа данных таблицы 1, в которой представлены обобщенные данные об уровне развития рефлексии у учащихся четвертого класса с низкой и средней академической успеваемостью.

Таблица 1

Значимость различий в уровне рефлексии у учащихся 4 класса с низкой и средней академической успеваемостью

Уровень рефлексии Учащиеся с низкой успеваемостью Учащиеся со средней успеваемостью Критерий Фишера ф*

Высокий уровень (содержательная рефлексия) 6 (20 %) 9 (30 %) 0,989

Средний уровень (развивающаяся рефлексия) 9 (30 %) 14 (46,6 %) 1,33

Низкий уровень (формальная рефлексия) 15 (50 %) 7 (23,3 %) 2,19*

Примечание: ф*кр. = 1,64 (р<0.05); ф**кр = 2,31 (р<0,01).

Согласно данным таблицы 1 значительная часть учащихся с низкой академической успеваемостью имеют низкий уровень рефлексии, тогда как большая часть учащихся со средней академической успеваемостью - средний уровень ее развития. Кроме того, в обеих группах испытуемых учащихся с высоким уровнем развития рефлексии меньше, чем учащихся со средним уровнем рефлексии. Статистически значимых различий в

количественном составе школьников с высоким и средним уровнем развития рефлексии между выборками не выявлено. А вот количество учащихся с низким уровнем рефлексии значительно больше в группе учащихся с низкой академической успеваемостью (р<0,05).

Далее перейдем к описанию особенностей развития рефлексии у учащихся со средней и высокой академической успеваемостью. Данные представлены в таблице 2.

Анализ данных таблицы 2 свидетельствует, что основная масса учащихся со средней академической успеваемостью имеют средний уровень рефлексии (46,6 %), несколько меньшее их число (30 %) имеют высокий, и совсем незначительное (23,3 %) - низкий уровень развития рефлексии. Несколько иная тенденция выявлена в группе учащихся с высокой академической успеваемостью: 50 % школьников демонстрируют высокий уровень развития познавательной рефлексии, 36,6 % - средний и 13,3 % - низкий уровень ее развития. Различия в количественном составе учащихся с разным уровнем развития рефлексии статистической значимости не достигают.

Таблица 2

Значимость различий в уровне рефлексии у учащихся 4 класса со средней и высокой академической успеваемостью

Уровень рефлексии Учащиеся Учащиеся Критерий Фишера

со средней с высоким уровнем ф*

успеваемостью успеваемости

Высокий уровень (содержательная рефлексия) 9 (30 %) 15 (50 %) 1,59

Средний уровень (развивающаяся рефлексия) 14 (46,6 %) 11 (36,6 %) 0,78

Низкий уровень (формальная рефлексия) 7 (23,3 %) 4 (13,3 %) 1,01

Примечание: ф*кр. = 1,64 (р<0.05); ф**кр = 2,31 (р<0,01)

Далее перейдем к описанию значимости различий в количественном составе учащихся с разным уровнем развития рефлексии в группах школьников с низкой и высокой академической успеваемостью (см. табл. 3).

Согласно данным таблицы 3 в группе учащихся с низкой академической успеваемостью основная масса школьников (50 %) имеет низкий уровень рефлексии, несколько меньшее их количество (30 %) - средний, и совсем незначительное (20 %) -высокий. Совершенно иная тенденция прослеживается в группе школьников с высокой академической успеваемостью - основная масса учеников (50 %) демонстрируют высокий уровень развития рефлексии, несколько меньшее их количество (36,6 %) - средний и совсем

незначительное (13,3 %) - низкий. Статистической значимости (р<0,01) различи между выборками выявлены в количественном составе учащихся с высоким и низким уровнем рефлексии. То есть учащихся с высоким уровнем рефлексии статистически значимо больше в группе с высокой академической успеваемостью, а учащихся с низким уровнем рефлексии - в группе школьников с низкой академической успеваемостью.

Таблица 3

Значимость различий в уровне рефлексии у учащихся 4 класса с низкой и высокой академической успеваемостью

Уровень рефлексии Учащиеся с низкой успеваемостью Учащиеся с высоким уровнем успеваемости Критерий Фишера ф*

Высокий уровень (содержательная рефлексия) 6 (20 %) 15 (50 %) 2,49**

Средний уровень (развивающаяся рефлексия) 9 (30 %) 11 (36,6 %) 0,54

Низкий уровень (формальная рефлексия) 15 (50 %) 4 (13,3 %) 3 2**

Примечание: ф*кр. = 1,64 (р<0.05); ф**кр = 2,31 (р<0,01)

Анализ результатов изучения уровня развития рефлексии у учащихся младшего школьного возраста с разной академической успеваемостью позволяет сделать следующие выводы:

1) статистически значимых различий в уровне развития рефлексии между учащимися с высокой и средней академической успеваемостью не выявлено;

2) учащихся с низким уровнем развития рефлексии статистически значимо больше в группе школьников с низкой академической успеваемостью, чем в группе учащихся со средней академической успеваемостью;

3) учащихся с высоким уровнем рефлексии статистически значимо больше в группе школьников с высокой академической успеваемостью, а учащихся с низким уровнем рефлексии - в группе школьников с низкой академической успеваемостью.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о наличии различий в уровне развития рефлексии у учащихся с разной академической успеваемостью подтвердилась.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2000. - 380 с.

2. Каргин М. И., Цыганова Ю. А. Развитие рефлексии в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2014. - № 1. - С. 97-100. - Режим доступа: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1368342.

3. Липкина А. И. Как формировать и изменять самооценку / Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. - М.: Академия, 1999. - С. 197-200.

4. Новиков П. В. Развитие рефлексии у младших школьников: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998. - 190 а

5. Прилепская Т. Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников // Дефектология. - 1989. - № 5. - С. 26-32.

6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.

7. Федосюк Н. В. Динамика развития личностной рефлексии у младших школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы. - 2010. - № 13. - С. 46-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.