Научная статья на тему 'Уровень профессионального здоровья сотрудников вуза в условиях столичного мегаполиса'

Уровень профессионального здоровья сотрудников вуза в условиях столичного мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СТРЕСС / STRESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL DISADAPTATION / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / EMOTIONAL EXHAUSTION / СОТРУДНИКИ / EMPLOYEES / PSYCHO EMOTIONAL CONDITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Наталья Юрьевна

Приведены результаты исследования на базе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Российского университета дружбы народов по выявлению факторов, оказывающих негативное воздействие на психоэмоциональное состояние сотрудников вузов (преподавателей, бухгалтеров, программистов). Выявлена группа (бухгалтеры), где состояние психосоматического здоровья находится на низком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Level of professional health of the staff higher education institution in the conditions of the capital megalopolis

Results of research on the basis of the Lomonosov Moscow State University and the on identification Peoples’ Friendship University of Russia of the factors making negative impact on a psycho-emotional condition of staff of higher education institutions (teachers, accountants, programmers) are given. The group (accountants) where the condition of psychosomatic health is at a low level is revealed.

Текст научной работы на тему «Уровень профессионального здоровья сотрудников вуза в условиях столичного мегаполиса»

УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА

Н.Ю. Дмитриева

Экологический факультет Российский университет дружбы народов Подольское ш., 8/5, Москва, Россия, 109093

Приведены результаты исследования на базе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Российского университета дружбы народов по выявлению факторов, оказывающих негативное воздействие на психоэмоциональное состояние сотрудников вузов (преподавателей, бухгалтеров, программистов). Выявлена группа (бухгалтеры), где состояние психосоматического здоровья находится на низком уровне.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, адаптация, психоэмоциональное состояние, стресс, профессиональная дезадаптация, эмоциональное истощение, сотрудники.

Повышение эффективности и качества услуг в сфере высшего профессионального образования является одной из ключевых задач в развитии современного российского общества, так как решение разнообразных социально-экономических проблем российского государства во многом зависит от эффективной работы высшей школы, от полноты ее вклада в кадровое и научно-техническое обеспечение различных секторов рыночной экономики [7].

В последнее время большое внимание специалистов привлекают к себе вопросы профессионального здоровья. Современные условия труда оказывают разное влияние на психосоматическое здоровье человека. Часто негативное воздействие может быть вызвано влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжением, перегрузками, психотравмирующими факторами и т.д.), которые способны повлечь за собой не только профессиональные деформации личности.

Одной из основных задач высшего образования является предоставление качественного образования на уровне мировых стандартов, ориентация на широкую подготовку специалистов высшей квалификации. Выполнение ее зависит не только от высококачественной работы профессорско-преподавательского состава (ППС), но и от слаженной работы всех подразделений вуза (бухгалтерии, планово-финансового управления, инженерных служб и т.д.) и от грамотной организации работы внутри каждого из них. При этом надо учитывать, что наиболее крупные вузы России расположены в крупных городах, мегаполисах, где население (в нашем случае сотрудники вузов и студенты) подвержено влиянию на организм комплексных мультистрессовых факторов, влияющих на адаптационные процессы и психическое состояние человека [2; 3].

Целью данной работы было выявление факторов, оказывающих негативное воздействие на психоэмоциональное состояние и профессиональное здоровье сотрудников вуза в условиях мегаполиса и разработка мер по уменьшению влияния данных параметров.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе двух государственных высших учебных заведений, расположенных в Юго-Западном округе г. Москвы, — МГУ и РУДН.

В исследовании приняло участие 210 сотрудников данных вузов, которые представляли разные категорий профессиональных групп: преподаватели — 70 человек (38 мужчин и 32 женщины в возрасте 32—59 лет); сотрудники информационно-технологических служб — 73 человека (49 мужчин и 24 женщины в возрасте 26—54 лет); служащие финансовых управлений и бухгалтерии — 67 человек (12 мужчин и 55 женщин в возрасте 28—62 лет).

Респонденты отвечали на вопросы специально разработанной анкеты, которая позволила определить психоэмоциональное состояние испытуемых по таким параметрам, как эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личностных достижений, профессиональная дезадаптация, ситуационная и личностная тревожность, фрустрированность и агрессивность.

Полученные результаты и их обсуждение. В результате обработки полученных данных были выявлены следующие закономерности.

По таким показателям, как эмоциональное истощение, редукция личностных достижений, деперсонализация, профессиональная дезадаптация, особенности социального взаимодействия, ощущение усталости, эмоциональные сдвиги, ситуационная и личностная тревожность, и результатам опросника для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний все проверки проводились с помощью ^критерия Манна—Уитни — статистического критерия, используемого для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.

Сравнительный анализ трех подразделений выявил тот факт, что худшие результаты по большинству показателей (редукция личностных достижений, особенности социального взаимодействия, снижение мотивации к деятельности, фрустрированность) были у сотрудников бухгалтерии (значимое отличие (р < 0,05) (табл.).

Таблица

Состояние психоэмоционой сферы работников столичных вузов (п = 210)

Показатель Подразделения служб РУДН (среднее значение ± стандартная ошибка среднего) Р (при сравнении результатов сотрудников бухгалтерии с результатами других сотрудников)

информационно-технологические службы финансовые управления и бухгалтерия ППС

Редукция личностных достижений* 34,8 ± 0,96 26,6 ± 2,43 33,0 ± 1,23 0,008

Особенности социального взаимодействия 4,0 ± 0,95 7,0 ± 1,05 4,6 ± 0,45 0,034

Снижение мотивации к деятельности 2,4 ± 0,60 4,3 ± 0,78 2,2 ± 0,35 0,022

Фрустрированность 1,0 ± 0,16 1,9 ± 0,21 1,3 ± 0,09 0,017

*Обратный показатель: низкий уровень при значении > 39, средний уровень от 38—32, высокий уровень при < 31.

Из таблицы видно, что специфика работы финансовых управлений и бухгалтерий двух университетов накладывает свой отпечаток на сотрудников этих подразделений. В их работе много сложностей: здесь и расчеты заработной платы с учетом пособий, компенсаций, отпускных и т.д., ведение учета материальных средств, составление разных видов отчетности со строгим соблюдением сроков ее сдачи и обязательным учетом текущих изменений в законодательстве РФ. Поэтому их работа часто связана с авралами. Все это в комплексе негативно влияет на психосоматическое здоровье работников.

Специфика работы преподавателей вуза заключается в большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно-сложных межличностных контактов, что требует от человека значительного психо-эмоционального напряжения при выполнении ежедневных профессиональных дел. Немаловажно при этом для преподавателя установление необходимой обратной связи, имеющей положительный характер (благодарность, признание, проявление уважения и др.). Иногда такая связь отсутствует или носит негативный характер. Все это в сочетании с некоторыми другими факторами может привести к «синдрому выгорания» [5], что в конечном счете отражается на здоровье.

Сравнительный анализ показал, что по большинству показателей сотрудники информационно-технологические служб находятся в более психологически устойчивом состоянии, но значимого отличия между ППС и работниками данных служб не выявлено. Такие результаты, на наш взгляд, объясняются наличием творческой компоненты в работе данных специалистов и большим спросом на специалистов данного профиля.

Помимо факторов профессиональной среды на работника действует комплекс факторов большого города, что может отразиться на психосоматическом здоровье индивида [6]. Например, значимыми факторами ^ < 0,05) оказались пол респондента для показателя эмоциональных сдвигов (среднее значение ± стандартная ошибка: у мужчин 3,4 ± 1,09, у женщин 4,7 ± 0,60) а длительность проживания в Москве (рассматривались две категории: живущие больше 10 лет, меньше 10 лет) для эмоциональной тревожности (среднее значение ± стандартная ошибка: «живу больше 10 лет» 20,1 ± 1,8, «меньше 10 лет» 24,3 ± 2,00) и эмоциональных сдвигов (среднее значение ± стандартная ошибка: «живу больше 10 лет» 3,3 ± 0,60, «меньше 10 лет» 5,5 ± 1,01). Проверки проводились как с помощью непараметрических методов сравнения средних для нескольких групп, так и с помощью дисперсионного анализа (в случае нормального распределения данных).

При этом между мужчинами и женщинами, как и из выборки так и из контрольной группы есть значимое различие ^ < 0,05) по следующим показателям: эмоциональное истощение, профессиональная дезадаптация, ощущение усталости,

эмоциональные сдвиги и ситуационная и личностная тревожность.

***

Таким образом, в результате исследования были выявлены группы, имеющие разные уровни адаптации к условиям труда. Наиболее подвержены стрессовым

напряжениям сотрудники бухгалтерии, они вошли в группу риска по дезадаптации, промежуточное положение по уровню психосоматического состояния и адаптации занимают преподаватели. Результаты оптимального уровня адаптации к работе получены в группе сотрудников информационно-технологические служб.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Асадулаева У.М. Особенности ценностных ориентаций педагога на разных этапах его профессионального становления // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2010. — № 4. — С. 45—50.

[2] Аракелов Г.Г., Глебов В.В. Вегетативные составляющие стресса и личностные особенности пациентов, страдающих пограничными расстройствами // Психологический журнал. — 2005. — Т. 26. — № 5. — С. 35—47.

[3] Глебов В.В., Аникина Е.В., Рязанцева М.А. Различные подходы изучения адаптационных механизмов человека // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 5. — С. 135—136.

[4] Грязнова О.С., Магун В.С. Базовые ценности российских и европейских учителей // Социологический журнал. — 2011. — № 1. — С. 53—73.

[5] Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: Учеб. пособие / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева и др. — 3-е изд., перераб. — М.: Омега-Л, 2013.

[6] Лавер Б.И., Глебов В.В., Глебова Е.В. Состояние медико-психологической и социальной адаптации человека в условиях крупного города // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». — 2012. — № 5. — С. 34—36.

[7] Молчанов И.Н., Карапетян К.Ю. Формирование спроса на образовательные услуги высшей школы // Вестник Университета (Государственный университет управления). — № 5. — С. 18—21.

LITERATURA

[1] Asadulaeva U.M. Osobennosti cennostnyx orientacij pedagoga na raznyx e'tapax ego profes-sional'nogo stanovleniya // Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psixologo-pedagogicheskie nauki. — 2010. — № 4. — S. 45—50.

[2] Arakelov G. G., Glebov V. V. Vegetativnye sostavlyayushhie stressa i lichnostnye osobennosti pacientov, stradayushhix pogranichnymi rasstrojstvami // Psixologicheskij zhurnal. — 2005. — T. 26. — № 5. — S. 35—47.

[3] Glebov V.V., Anikina E.V., Ryazanceva M.A. Razlichnye podxody izucheniya adaptacionnyx mexanizmov cheloveka // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. — 2010. — № 5. — S. 135—136.

[4] Gryaznova O.S., Magun V.S. Bazovye cennosti rossijskix i evropejskix uchitelej // Sociologi-cheskij zhurnal. — 2011. — № 1. — S. 53—73.

[5] Zdorov'esberegayushhaya deyatel'nost' v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika: Ucheb. posobie / E'.M. Kazin, N.E'. Kasatkina, E.L. Rudneva i dr. — 3-e izd., pererab. — M.: Ome-ga-L, 2013.

[6] Laver B.I., Glebov V.V., Glebova E.V. Sostoyanie mediko-psixologicheskoj i social'noj adaptacii cheloveka v usloviyax krupnogo goroda // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya "E'kologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti". — 2012. — № 5. — S. 34—36.

[7] Molchanov I.N., Karapetyan K.Yu. Formirovanie sprosa na obrazovatel'nye uslugi vysshej shkoly // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). — № 5. — S. 18—21.

LEVEL OF PROFESSIONAL HEALTH OF THE STAFF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE CONDITIONS OF THE CAPITAL MEGALOPOLIS

N.Y. Dmitrieva

Ecological Department Peoples' Friendship University of Russia

Podolskoe shosse, 8/5, Moscow, Russia, 109093

Results of research on the basis of the Lomonosov Moscow State University and the on identification Peoples' Friendship University of Russia of the factors making negative impact on a psycho-emotional condition of staff of higher education institutions (teachers, accountants, programmers) are given. The group (accountants) where the condition of psychosomatic health is at a low level is revealed.

Key words: higher education, adaptation, psycho emotional condition, stress, professional disadaptation, emotional exhaustion, employees.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.