Научная статья на тему 'Уровень подготовки инженеров России. Оценка, проблемы и пути их решения'

Уровень подготовки инженеров России. Оценка, проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ / ENGINEERING / ENGINEERING EDUCATION / LEVEL OF SCHOOLING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Похолков Юрий Петрович, Рожкова Светлана Владимировна, Толкачева Ксения Константиновна

Представлены результаты экспертной оценки состояния инженерного дела, инженерного образования и уровня подготовки инженеров в России. Предложены пути совершенствования инженерного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Похолков Юрий Петрович, Рожкова Светлана Владимировна, Толкачева Ксения Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Level of engineers schooling in Russia. Estimation of problems and ways of solving them

The results of expert estimations for engineering, engineers education, and level of engineering schooling in Russia are presented. The possibilities of enhancing of the engineering education are suggested.

Текст научной работы на тему «Уровень подготовки инженеров России. Оценка, проблемы и пути их решения»

раздел первый. практика управления социальными системами

SECTION ONE.

PRACTICE OF GOVERNANCE

УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ РОССИИ. ОЦЕНКА, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Ю.П. ПОХОЛКОВ, С.В. РОЖКОВА, К.К. ТОЛКАЧЕВА

Национальный исследовательский Томский политехнический университет pyuori@mail.ru

Представлены результаты экспертной оценки состояния инженерного дела, инженерного образования и уровня подготовки инженеров в России. Предложены пути совершенствования инженерного образования.

Ключевые слова: инженерное дело, инженерное образование, уровень подготовки.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. направлена на укрепление позиций России на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг. Однако технологическая модернизация России не осуществима без развития и совершенствования инженерного образования, которое должно базироваться на лучших традициях российской инженерной школы.

Анализ состояния инженерного дела, инженерного образования и уровня подготовки инженеров в России стал главной темой исследования, проводимого Ассоциацией инженерного образования России (АИОР) [1]. На сегодняшний день в рамках исследования было проведено 10 экспертных семинаров с участием признанных в научно-образовательном сообществе профессионалов России и Европы в области инженерного образования. В семинарах, организованных на базе известных технических университетов России, таких как МИРЭА, МГТУ, ЛЭТИ, ДонГТУ, ТПУ, НГТУ, Чешский технический университет (г. Прага), приняли уча-

стие признанные в научно-образовательном сообществе профессионалы в области инженерного образования из 34 регионов России. Среди них известные эксперты академического сообщества - ректоры, проректоры, деканы и заведующие кафедрами российских инженерных вузов, руководители региональных отделений АИОР, а также представители промышленности. Всего более 250 человек.

В работе семинара в Праге, кроме экспертов из России, приняли участие эксперты из 8 европейских стран, таких как Португалия, Франция, Бельгия, Австрия, Италия, Швеция, Чехия, Германия. Среди них ректор, проректоры, деканы факультетов европейских университетов, представители промышленных компаний, европейских общественных организаций [1].

При проведении экспертных семинаров использовались методологические приёмы, характерные для «мозговых штурмов», деловых игр, интерактивных индивидуальных и командных тренингов.

Перед экспертами стояла задача - проанализировать и оценить состояние инженерного дела, инженерного образования и уровня подготовки инженеров в России. В процессе работы на семинарах экспертами были предложены критерии и индикаторы для оценки состояний и уровней, проведена оценка степени связи между состоянием инженерного дела и состоянием инженерного образования. Экспертам было предложено назвать наиболее острые, с их точки зрения, вызовы внешней среды и обозначить адекватные ответы на эти вызовы, а также выработать стратегические направления совершенствования инженерного дела и инженерного образования в России. Эксперты также высказали своё мнение о необходимых изменениях в организации и технологии подготовки инженеров.

В ходе индивидуальной работы участникам экспертных семинаров было предложено оценить состояние инженерного дела и инженерного образования, выбрав оценки из предложенного ряда:

• системный кризис;

• критическое состояние;

• временное ухудшение (стагнация);

• удовлетворительное состояние;

• хорошее состояние;

• лучшее в мире;

• другое (на усмотрение эксперта).

По результатам исследования более половины российских экспертов оценивают состояние инженерного дела в России как критическое или находящееся в глубоком системном кризисе (соответственно 28% и 30%). По мнению 27% экспертов, инженерное дело в нашей стране находится

в состоянии стагнации, и только 15% признали его удовлетворительным (рис.1).

Среди основных признаков, по которым может быть сделана оценка состояния инженерного дела в России, были названы следующие:

• конкурентоспособность российского инженерного продукта и продукции целых отраслей промышленности на мировом рынке;

• доля высокотехнологичной продукции и продуктов глубокой переработки сырья в структуре экспорта РФ;

• доля отечественных разработок в области техники и технологий;

• престиж инженера в обществе;

• сокращение числа отечественных промышленных предприятий и целых отраслей промышленности, закрытие отраслевых КБ и НИИ. Участникам экспертных семинаров было предложено оценить степень

связи состояния инженерного дела с состоянием инженерного образования в России, выбрав оценки из предложенного ряда:

• нет связи;

• слабая корреляция;

• устойчивая корреляция

• состояние инженерного дела полностью определяется состоянием инженерного образования;

• другое.

Отвечая на вопрос о связи

положения в инженерном деле и в инженерном образовании, 51% экспертов признают устойчивую корреляцию между этими состояниями, 35% отмечают слабую взаимосвязь, а 14% считают, что состояние в инженерном деле полностью определяется состоянием в инженерном образовании (рис. 2).

Анализируя состояние инженерного образования, эксперты пришли к выводу, что ситуация здесь не намного лучше, чем в инженерном деле. Пользуясь Рис. 2. Степет связи сост°яния инженер- той же шкалой оценок, 17% экс-н°г° дела в россии с состоянием инженер- пертов признали, что инженерного образования

Рис. 1. Оценка состояния инженерного дела в России российскими экспертами-участниками семинаров

ное образование в России сегодня находится в состоянии системного кризиса, 36% - в критическом состоянии, и 30% считают, что в инженерном образовании наблюдается стагнация. О том, что оно в удовлетворительном состоянии, думают 17% экспертов. То есть подавляющее большинство экспертов (83%) вынуждены признать, что инженерное образование в нашей стране нельзя назвать удовлетворительным (рис. 3).

Необходимость развития и совершенствования инженерного образования России также разделяет и В.В. Путин, полагая, что «восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов - и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития». Единство мнений и осознание всей значимости проблемы позволяют делать оптимистичные прогнозы о реализации планов по технологической модернизации России. Однако для достижения поставленной цели необходимо начинать действовать уже сегодня.

Экспертами, принявшими участие в исследовании, были предложены следующие возможные пути совершенствования инженерного образования России:

• использование компетентностного подхода при проектировании и реализации инженерных образовательных программ;

• использование практико-ориентированных образовательных технологий, формирование новых и исключительных компетенций;

• использование потенциала передовых промышленных предприятий при подготовке инженеров;

• подготовка специалистов с учетом их способностей и наклонностей;

• обучение работе в команде.

Уровень подготовки современных специалистов с высшим образованием в области техники и технологии зависит от многих факторов, начиная от качества подготовки абитуриентов и заканчивая интерьером университетских аудиторий. Не претендуя на абсолютную полноту пе-

40%

30%

20%

10%

0%

Рис 3. Сравнительная экспертная оценка состояния инженерного дела и инженерного образования в России

речня этих факторов, следует отметить, что этот перечень, безусловно, включает уровень проводимых на кафедрах научных исследований, состояние и современность научного и учебного лабораторного оборудования, качество реализуемых образовательных программ, используемых учебно-методических материалов, выбранных образовательных технологий и, разумеется, уровень и качество профессорско-преподавательского состава.

Участникам экспертных семинаров было предложено оценить уровень подготовки инженеров в России, выбрав оценки из предложенного ряда:

• лучший в мире;

• отличный;

• хороший;

• удовлетворительный;

• неудовлетворительный;

• критически низкий;

• другая оценка.

По результатам исследования, более половины преподавателей инженерных вузов оценивают уровень подготовки инженеров в России как удовлетворительный (55%). По мнению 36%, уровень подготовки инженеров в нашей стране хороший, и только 9% признали его неудовлетворительным (рис.4).

Более половины экспертов от промышленности также оценивают уровень подготовки инженеров в России как удовлетворительный (60%). По мнению 20%, уровень подготовки инженеров в нашей стране хороший, но 20% представителей промышленности признали его неудовлетворительным (рис.5).

Молодые специалисты характеризуются работодателями в таких терминах:

• чрезвычайно низкая эффективность и производительность инженерного труда у выпускников, отсутствие знаний, навыков и опыта использования высокопроизводительных интегрированных средств компьютерного сетевого проектирования (CALS-технологии);

• незнание бизнес-процессов и особенностей российской бизнес-среды в целом;

• отсутствие навыков делового общения, ведения переговоров, недостаток коммуникативных, презентационных способностей;

• недостаточный уровень языковой подготовки;

• плохое владение методами нелинейной физики и нелинейной динамики развития сложных систем (синергетики), фрактальных представлений;

60% • ■

лучш. отл. хор. удовл. неудовл. критич. ДР-

□ 0% 0% 36% 55% 9% 0% 0%

Рис. 4. Оценка уровня подготовки инженеров в России (преподаватели инженерных вузов)

70% •

1 1

лучш. отл. хор. удовл. неудовл. критич. АР-

В 0% 0% 20% 60% 20% 0% 0%

Рис. 5. Оценка уровня подготовки инженеров в России (представители промышленности)

• завышенные требования и амбиции, не соответствующие уровню подготовки, неспособность оценить свою стоимость на рынке. Сегодня перед университетами стоит задача подготовки компетентных специалистов, способных решать конструкторские, технологические, эксплуатационные и управленческие проблемы, а главное, находить новые инженерные решения, обеспечивающие победу в конкуренции на мировых рынках. Компетентность в данном случае представляется как способность подготовленных специалистов решать реальные задачи, используя сформированные у них компетенции. Для подготовки инженеров такого уровня потребуется система оценки качества, позволяющая проверять не только наличие и уровень знаний, навыков и умений, но и способность их применять при решении реальных инженерных задач.

Экспертами, принявшими участие в исследовании, были предложены следующие признаки оценки уровня подготовки инженеров:

• владение алгоритмами профессиональной деятельности;

• способность к самостоятельному развитию в профессиональной области;

• умение работать в коллективе, в команде;

• умение формулировать задачи и находить пути их решения;

• владение современными информационными технологиями;

• знание иностранных языков.

Среди основных недостатков в содержании и формах подготовки инженеров экспертами были названы следующие:

• недостаточная связь учебного процесса с задачами реального производства, слабое участие работодателей в учебном процессе;

• недостаточное количество часов практики;

• недостаточное количество часов в образовательных программах по этическим и менеджерским дисциплинам, работе в командах;

• низкая мотивация деятельности ППС, направленной на совершенствование технологий преподавания;

• недостаточное внимание в образовательных программах вопросам представления о рынках продукции.

Экспертами были предложены следующие возможные варианты изменений в организации и технологии подготовки инженеров:

• создание учебно-отраслевых лабораторий совместно с предприятиями, организация базовых кафедр на предприятиях;

• введение практико-ориентированных образовательных технологий;

• внедрение системы управляемого самостоятельного обучения студентов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• привлечение специалистов предприятий в учебный процесс, организация стажировок преподавателей вузов на предприятиях;

• проектирование учебных программ совместно с предприятиями. Среди путей формирования компетенций и компетентности у будущих инженеров экспертами были названы следующие:

• компетентностный подход при проектировании образовательных программ;

• привлечение потенциала промышленных компаний и научных организаций к процессу подготовки специалистов;

• проблемно-ориентированное и проектно-организованное обучение;

• опережающее элитное образование;

• развитие академической мобильности;

• блочно-модульный подход при формировании учебных планов и образовательных технологий;

• расширение академических свобод вузов;

• обучение в командах;

• международная общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ;

• использование иностранных языков в учебном процессе.

Для изменения состояния инженерного дела и инженерного образо-

вания требуется принятие адекватных и своевременных мер системного характера. Необходимо принятие политических, экономических и организационных решений в стране в целом, охватывающих общее и профессиональное образование, науку, бизнес, власть. Движение в этом направлении началось. В соответствии с Указом президента РФ Д.А. Медведева были определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, создана Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России [2]. В настоящее время представителями разных уровней власти разрабатываются инструменты и предложения, призванные обеспечить эффективность проведения технологической модернизации. В 2010 и 2011 гг. в Госдуме РФ и Совете Федерации РФ были проведены парламентские слушания по проблемам технологической модернизации России. Одним из итогов слушаний стал вывод о неосуществимости технологической модернизации России без развития и совершенствования инженерного образования [3]. Аналогичный вывод был получен и АИОР в ходе проведения исследования.

В заключение необходимо признать, что сегодня состояние инженерного дела и инженерного образования России, по мнению большинства экспертов, не является удовлетворительным. В то же время, оценивая уровень подготовки инженеров в России, большая часть практически тех же экспертов оценила этот уровень как удовлетворительный. Причины такого противоречия кроются, по-видимому, в различии представлений о целях, содержании и формах инженерной подготовки специалистов у тех, кто готовит инженеров, и у тех, кто пользуется результатами их деятельности (работодатели, общество, государство). Здесь также просматривается неадекватность оценки качества подготовки специалистов в области техники и технологии и реальной потребности рынка инженерного труда - представителями университетов и даже рядом представителей промышленности. Мы (в инженерных вузах, да и в ряде промышленных предприятий) думаем, что готовим их хорошо, но состояние инженерного дела в наше стране говорит об обратном. Изменение состояния инженерного дела требует изменений в системе подготовки инженерных кадров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы тренинга: «Инженерное дело и инженерное образование в России. Проблемы и пути их решения с участием АИОР» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aeer.ru/events/ru/trainings.htm

2. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Фе-

дерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://text.document. kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm

3. Рекомендации участников парламентских слушаний по теме «Развитие инженерного образования и его роль в технологической модернизации России» 12.05.2011[Электронный ресурс]. - Режим доступа: aeer. ru/files/recomendation-12.doc (дата обращения: 14.02.12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.