Научная статья на тему 'Уровень одиночества и психосоматические жалобы матерей, воспитывающих ребенка с инвалидностью'

Уровень одиночества и психосоматические жалобы матерей, воспитывающих ребенка с инвалидностью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
638
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ОДИНОЧЕСТВА / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЖАЛОБЫ / РЕБЕНОК-ИНВАЛИД / LEVEL OF LONELINESS / PSYCHOSOMATIC COMPLAINTS / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зимина О.А., Русских О.А.

С каждым годом увеличивается численность детей с заболеваниями, ведущими к признанию ребенка инвалидом. В данной статье рассматриваются психологические и психосоматические проблемы матерей с детьми-инвалидами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF LONELINESS AND PSYCHOSOMATIC COMPLAINTS OF MOTHERS RAISING A CHILD WITH A DISABILITY

Every year an increasing number of children with diseases, leading to the recognition of the child's disability. This article discusses the psychological and psychosomatic problems of mothers with children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Уровень одиночества и психосоматические жалобы матерей, воспитывающих ребенка с инвалидностью»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Зимина О. А., Русских О. А. Уровень одиночества и психосоматические жалобы матерей, воспитывающих ребенка с инвалидностью // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 1 (73). С. 50-53.

Zimina O. A., Russkikh O. A. The level of loneliness and psychosomatic complaints of mothers raising a child with a disability. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 1 (73). Pp. 50-53. (In Russ.)

УДК 159.9

О. А. Зимина

Центр комплексной реабилитации инвалидов, Пермь, Россия

О. А. Русских Городская клиническая больница № 4, Пермь, Россия Городская клиническая больница № 2 им. Ф. Х. Граля, Пермь, Россия

УРОВЕНЬ ОДИНОЧЕСТВА И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЖАЛОБЫ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Зимина Ольга Алексеевна - психолог.

E-mail: fifti@yandex.ru

Русских Ольга Александровна - медицинский психолог. E-mail: OlgaRusskih2304@mail.ru

С каждым годом увеличивается численность детей с заболеваниями, ведущими к признанию ребенка инвалидом. В данной статье рассматриваются психологические и психосоматические проблемы матерей с детьми-инвалидами.

Ключевые слова: уровень одиночества, психосоматические жалобы, ребенок-инвалид.

O. A. Zimina

Center for comprehensive rehabilitation of persons with disabilities, Perm, Russia

O. A. Russkikh City clinical hospital № 4, Perm, Russia City clinical hospital № 2 named after F. Kh. Gral, Perm, Russia

THE LEVEL OF LONELINESS AND PSYCHOSOMATIC COMPLAINTS OF MOTHERS RAISING A CHILD WITH A DISABILITY

Zimina Olga A. - psychologist. Russkikh Olga A. - medical psychologist.

Every year an increasing number of children with diseases, leading to the recognition of the child's disability. This article discusses the psychological and psychosomatic problems of mothers with children with disabilities.

Key words: level of loneliness, psychosomatic complaints, children with disabilities.

Жизнь в семье изменяется в корне, как только ребенку поставили неутешительный диагноз. В России инвалидность ребенка воспринимается как личная трагедия, зачастую это приводит к различного рода отклонениям в здоровье родителей: психическим и физическим.

© Зимина О. А., Русских О. А., 2016

Как правило, семья начинает уделять больше времени ребенку-инвалиду. Это сказывается на качестве ее жизни и ведет к снижению общественной, семейной и профессио -нальной деятельности.

Из результатов исследований О. Ю. Кочеровой, О. М. Филькиной, Н. В. Долотовой, А. И. Малышкиной, Е. Н. Антышевой следует, что у матерей, воспитывающих детей-инвалидов, часто наблюдаются эмоциональные нарушения (плохое самочувствии, высокая тревожность, импульсивность), реже встречается гипоопека ребенка [3, с. 98].

В. В. Ткачева выделила три уровня значимых изменений, наблюдаемых в семьях, в психологической, социальной и соматической сферах.

На психологическом уровне у матери ребенка проявляется стресс, который длится большой промежуток времени. Стресс оказывает большое разрушающее воздействие на психику родителей и становится первым фактором, вызывающим изменения в уже существующем жизненном укладе. Все надежды и мечты в отношении родившегося ребенка рушатся.

На социальном уровне: семья мало бывает в социуме, избирательна в контактах. Происходит деструкция во взаимодействии между родителями ребенка-инвалида, вследствие чего нередко наблюдается распад брака.

На соматическом уровне возникает патологическая цепочка: заболевание ребенка ведет к психогенному стрессу у матери, который, в свою очередь, провоцирует соматические или психические заболевания матери [4; 5; 6].

В свете современных представлений об одиночестве могут быть выделены две тенденции в его изучении:

- определение одиночества как психологического состояния или личного переживания;

- представление об одиночестве как о большей частью негативном состоянии и переживании.

Отметим, что все исследования, посвященные феномену одиночества матерей, сосредоточены на изучении мам, воспитывающих ребенка без супругов.

Проблемы, связанные с адаптацией одиноких матерей в современном обществе, рассматриваются в работах отечественных и зарубежных авторов (С. А. Дружилов, О. И. Зотова, И. К. Кряжева, К. Левин, А. А. Налчаджян, Г. Олпорт, А. А. Реан, М. В. Ромм, И. М. Сеченов, С. Л. Рубинштейн и др. [1; 2]). Они раскрывают сущность адаптации личности к окружающей среде в целом.

В данной статье мы рассматриваем уровень одиночества матерей, воспитывающих детей-инвалидов.

Цель исследования - определить уровень одиночества, психосоматические жалобы матерей, воспитывающих ребенка-инвалида.

Исследование мам, имеющих детей-инвалидов, проводилось в Краевом государственном автономном учреждении «Центр комплексной реабилитации инвалидов» г. Перми. Контрольную группу составили мамы детей без инвалидности, посещающие образовательные и лечебные учреждения Перми.

В исследовании приняли участие 60 матерей; из них 30 человек имеют в семье ребенка с установленной инвалидностью и 30 матерей, чьи дети здоровы. Возраст мам в обеих группах - 30-35 лет, возраст детей - четыре-шесть лет.

В эксперименте участвовали мамы детей с такими заболеваниями, как синдром Дауна, детский церебральный паралич (ДЦП), аутизм, органическое поражение центральной нервной системы, генетически детерминированный синдром (ГДС). По результатам изуче-

52

Психология и педагогика

ния медицинских карт детей мы отметили, что до рождения ребенка мамы не имели хронических заболеваний.

Диагностика проводилась как индивидуально, так и в малых группах.

В работе использованы следующие методы и методики:

1. Гиссенский опросник соматических жалоб E. Брюхлер, Дж. Снер.

2. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона.

3. Методы математической статистики.

Исследование уровня одиночества матерей показало следующее. У 90 % матерей, имеющих здоровых детей, и 40 % матерей, имеющих ребенка-инвалида, отмечается низкий уровень одиночества. Средний уровень одиночества отмечается у 60 % матерей с детьми-инвалидами и 10 % мам со здоровыми детьми. Высокий уровень одиночества не наблюдается ни у одной из мам данной выборки (рис. 1).

Рис. 1. Процентное соотношение уровня одиночества матерей

Гиссенский опросник психосоматических жалоб позволил выявить, что у мам детей-инвалидов из всех шкал наибольшую выраженность получила шкала «боли в различных частях тела» или «ревматический фактор».

У матерей, воспитывающих здоровых детей, соматические жалобы распределились следующим образом: все шкалы «истощение», «желудочные жалобы», «боли в различных частях тела» или «ревматический фактор» и «сердечные жалобы» средней степени выраженности.

Так как выборочное распределение признаков близко к нормальному, то мы использовали параметрические методы математической статистики.

Для сравнения показателей уровня одиночества и психосоматического здоровья у матерей использовался Т-критерий Стьюдента.

Уровень одиночества характерен в большей степени для матерей, воспитывающих детей с инвалидностью (^ = 3,30; р = 0,002). Это говорит о том, что мамы детей-инвалидов чувствуют себя покинутыми; часто им не с кем поделиться своими проблемами, переживаниями; им кажется, что окружающие их не понимают. Это может происходить от того, что мама максимально погружена в воспитание больного ребенка, у нее ограничена возможность социальных контактов, на друзей остается мало времени. К тому же отцы, зачастую являясь единственными кормильцами, значительную часть времени проводят на работе, и мама остается один на один с ребенком.

Ревматический фактор сильнее проявляется у мам детей-инвалидов (^ = 5,23; р = 0). Из этого следует, что матери больных детей чаще и в большей степени, нежели мамы здо-

ровых детей, испытывают боли в различных частях тела: у них болят суставы, конечности, поясница, имеются боли в области шеи, ощущение давления и боли в голове.

Сердечные жалобы интенсивнее у мам, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (^ = 2,66; р = 0,01). На основании этого можно сказать, что матери из этой группы нередко ощущают нарушение сердечного ритма, у них бывают колющие боли в груди, одышка, головокружение.

Для мам детей-инвалидов в большей степени, чем для мам здоровых детей, характерно также общее давление психосоматических жалоб (^ = 2,33; р = 0,023). Из этого следует, что воспитывающие ребенка-инвалида мамы с большей интенсивностью подвержены психосоматическим проявлениям.

Для выявления значимых связей был поведен корреляционный анализ Пирсона. Он позволил у мам детей-инвалидов выявить следующие связи: уровень одиночества имеет прямые связи с ревматическими жалобами (г = 0,64; р = 0), сердечными жалобами (г = 0,38; р = 0,037), с давлением соматических жалоб (г = 0,51; р = 0). Таким образом, чем больше мать чувствует себя покинутой, изолированной от общения, тем чаще она будет испытывать болевые ощущения в суставах, пояснице, конечностях; при снижении социальных контактов, невозможности поделиться с другими своими переживаниями мамы сильнее будут ощущать перебои в работе сердца, для них будут свойственны сердечные приступы, одышка.

При выявлении взаимосвязи уровня одиночества с психосоматическими жалобами у мам здоровых детей получена прямая связь уровня одиночества с истощением (г = 0,39; р = 0,035). Эта связь свидетельствует: чем сильнее мама здорового ребенка чувствует себя изолированной от контактов, покинутой, ощущает непонимание со стороны окружающих, тем характернее для нее будут общая слабость, повышенная сонливость, снижение активности. Данные психосоматические симптомы могут быть результатом переутомления от необходимости постоянно находиться с ребенком, а также нехватки помощи и поддержки со стороны близких.

Данные результаты показывают, что одиночество по-разному связано с психосоматическими проявлениями: у мам здоровых детей оно связано со слабостью, сонливостью, в то время как у мам детей-инвалидов одиночество взаимосвязано с конкретными психосоматическими проявлениями со стороны сердечно-сосудистой системы и ревматическими болями.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что мамы детей-инвалидов острее ощущают одиночество, по сравнению с матерями здоровых детей они более подвержены психосоматическим проявлениям, ведущими из которых являются ревматические боли и жалобы на состояние сердечно-сосудистой системы.

Полученные данные говорят о необходимости психологического сопровождения мам, имеющих детей-инвалидов, и активного вовлечения их в реабилитационный процесс.

Библиографический список

1. Дамбаева С. Б. Одинокие матери: проблемы и перспективы // Домашний очаг. 2013. № 9. С. 14.

2. Данилова С. С. Одинокое материнство в общественном мнении // СОЦИС. 2009. № 5. С.138-141.

3. Кочерова О. Ю., Филькина О. М., Долотова Н. В., Малышкина А. И., Антышева Е. Н. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей инвалидов // Вестник Российской академии медицинских наук. 2014. Т. 69. № 5-6. С. 98-101.

4. Смирнова А. Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. М., 1967. 62 с.

5. Ткачева В. В. Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями развития // Психолого-педагогическая диагностика. М.: Академия-2003. С. 280-290.

6. Ткачева В. В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2005. 46 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.