4. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 96 с.
Чайченко Мария Владимировна, ст. преп., gama 79@yandex. ru, Россия, Коломна, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт,
Золотова Мария Юрьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Коломна, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт
THE DYNAMICS OF INDICES OF PHYSICAL DEVELOPMENT FOR CHILDREN OF 5-7 YEARS WHEN USING SPECIALLY-CORRECTING EXERCISES ON PHYSICAL CULTURE CLASSES IN PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
M.V. Chaichenko, M. U. Zolotova
Specially-corrective general training undo for physical culture classes in pre-school educational institutions have been revealed and experimentally proven effective in the physical development of 5-7year olds.
Key words: pre-school age, physical development, locomotors system.
Chaichenko Maria Vladimirovna, senior teacher, [email protected], Russia, Kolomna, Moscow Region State Social-humanitarian Institute,
Zolotova Maria Yurievna, candidate of pedagogical Sciences, associate prof., [email protected], Russia, Kolomna, Moscow Region State Social-humanitarian Institute
УДК 796.011.3
УРОВЕНЬ НАРУШЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. КОЛОМНЫ И КОЛОМЕНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
М.В. Чайченко, М.Ю. Золотова
Представлены результаты анализа состояния здоровья детей дошкольного возраста в отдельных дошкольных образовательных учреждениях г. Коломны и Коломенского района Московской области. Дана характеристика патологической распространенности у детей, структуры нарушений и заболеваний опорнодвигательного аппарата дошкольников.
Ключевые слова: дошкольный возраст, физическое развитие, опорно-
двигательный аппарат.
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности.
Возраст 5-7 лет является концом периода первого детства, который определяется в педиатрии с 4 до 7 лет. В этом периоде интенсивно развиваются все физиологические системы организма ребенка (сердечнососудистая, дыхательная, опорно-двигательный аппарат, эндокринные железы), происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга.
Известно, что дошкольный возраст характеризуется как период наиболее высоких темпов физического развития. Своеобразие этого периода в том, что организм первоначально обладает относительно низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям внешней среды, что влечет за собой, с одной стороны, опасность заболеваний, а с другой -быстрое увеличение адаптационных возможностей. Из этого следует, что данный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача оздоровительной работы заключается в укреплении здоровья и создании условий для физического развития дошкольника.
Анализ общероссийских показателей за последнее десятилетие выявил неблагоприятные тенденции: почти в три раза сократилось количество детей I группы здоровья (с 15,7 до 5,8 %), в то же время в
2,5 раза возросла численность III группы здоровья (с 11,5 до 26,6 %). Большинство детей (60-70 %) во всех возрастных группах имеют 3-4 морфофункциональные отклонения, только 10-20 % детей -1-2 отклонения. Вызывает тревогу рост числа детей, имеющих пять и более морфофункциональных отклонений [1, 2, 5].
Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опорнодвигательная система.
Изучение специальной литературы свидетельствует о широком распространении функциональных нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Несмотря на множество существующих коррекционных методик по устранению дефектов в опорно-двигательном аппарате, данные статистики указывают, что около 80 % подрастающего поколения имеют нарушения осанки вплоть до сколиоза, за последние годы прослеживается увеличение количества детей, страдающих плоскостопием, причем в большинстве случаев это нарушение стопы приобретенное, а не врожденное, что встречается крайне редко.
Цель работы - определить состояние здоровья детей дошкольного возраста в отдельных дошкольных образовательных учреждениях г. Коломны и Коломенского района Московской области.
Общая цель поставила перед нами частные задачи:
- изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
- проанализировать медицинские карты детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения;
- выявить состояние здоровья детей дошкольного возраста и определить характер его изменений.
Изучение состояния здоровья детей проводилось на основе анализа индивидуальных медицинских карт: определялась группа здоровья, группа допуска к занятиям по физической культуре, выявлялось наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений.
Комплексная оценка состояния здоровья достигается использованием 4 критериев, предложенных Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР в 1982 г. [3].
Первый критерий - наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний. Второй - уровень функционального состояния основных систем организма. Третий - степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям. Четвертый - уровень достигнутого развития и степень его гармоничности. Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре с участием специалистов. Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб. Степень сопротивляемости организма выявляется по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год. Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре. Уровень и степень гармоничности физического развития определяются антропометрическими исследованиями с использованием региональных стандартов физического развития. Достигнутый уровень физического развития выявляется путем сравнения со средними показателями биологического развития детей данного возраста, а степень гармоничности - с использованием оценочных таблиц (шкал регрессии).
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев. Эта группировка позволяет осуществлять сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов как на момент обследования, так и при динамическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.
Дети в зависимости от состояния здоровья подразделяются на следующие группы:
1. Здоровые дети, с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем функций.
2. Здоровые дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженная сопротивляемость заболеваниям. К этой группе следует отнести детей с общей задержкой физического развития, а также часто болеющих.
3. Больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями.
4. Больные хроническими заболеваниями в состоянии
субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.
5. Больные хроническими заболеваниями в состоянии
декомпенсации, со значительно сниженными функциональными
возможностями организма.
В современных условиях высокой технической оснащенности и психофизической интенсивности труда одним из главных лимитирующих факторов становится фактор здоровья. Здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное, социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.
Выявление диапазона физиологических резервов организма человека осуществляется через применение интенсивных кратковременных, строго дозированных физических или умственных нагрузок. Разнообразие количественных комбинаций показателей здоровья, свойственных конкретному человеку, определяет уровень его жизнеспособности, биологическую надежность его организма. В результате в процессе профилактического медицинского осмотра могут быть выделены различные группы не только по критерию болезни, но и по отклонениям в гармоничности физического развития, функционального состояния конкретных систем, иммунитета и неспецифической резистентности.
Заболеваемость изучена нами по результатам медицинских осмотров, а также на основании данных из индивидуальной карты ребенка.
На рис. 1 видно, что число детей I группы здоровья составляет 28,0±0,7 %. Наиболее многочисленной оказалась группа II здоровья -58,3±0,7 %. Хронические заболевания в стадии компенсации отмечены в 13,0±0,5 % случаев, а к IV и V группам было отнесено 0,7±0,1 % всех обследованных детей 5-7-летнего возраста.
58,30%
□ I группа
□ II группа
□ III группа
□ группы
Рис. 1. Заболеваемость у детей 5-7-летнего возраста
Рейтинговое распределение указанной в медицинских картах патологии дает представление о преобладании тех или иных отклонений в состоянии здоровья детей. Ранжирование частоты отклонений по основным системам организма у дошкольников представлено на рис. 2.
■ распространенность, %
Рис. 2. Рейтинговое распределение патологии у детей
Первое рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей принадлежит нарушениям в опорно -двигательном аппарате (25,9 %), хотя более тщательное исследование нарушений от начальных до значительных форм диагностируется у 50-65 % дошкольников. На наш взгляд, это обусловлено тем, что медицинский персонал фиксирует наиболее выраженные искривления позвоночника и не указывает наличие функциональных нарушений в виде сутуловатости, крыловидных лопаток, асимметрии плеч и др.
Для более точного изучения состояния опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста нами был проведен комбинированный визуально-инструментальный тест (модификация теста Е. Рутковской, Польша; методика Центрального института травматологии и ортопедии им. Н.Н. Пирогова; плантографический метод с расшифровкой плантограммы по методике Т.И. Сулимцева) [4].
Было обследовано 253 ребенка, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Коломны и Коломенского района Московской области. Результаты осмотра показали, что только 8,5 % осмотренных детей не имеют нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата. На каждого обследованного в среднем приходится 2,7 % нарушения или заболевания.
Функциональные нарушения позвоночника были выявлены в виде: асимметричного расположения лопаток - 52,6 %, отсутствия строго горизонтального расположения плечевого и тазового пояса - 40,1 %,
крыловидных лопаток - 26,3 % (среди них почти в 1,5 раза больше девочек). Нарушения осанки составили 33,2 %, из них сколиотическая -13,8 %, сутулая - 12,5 %, лордическая - 6,9 % (среди них также больший % девочек). Функциональные нарушения стопы в виде ее уплощения составили 43,6 %.
Остаточные явления рахита были выявлены в виде Х- и О-образной деформации ног у 26,7 % обследованных и деформаций грудной клетки в виде «куриной» груди и груди «сапожника» у 23,9 % (среди них почти в
1,5 раза больше мальчиков).
Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста наибольшую распространенность среди нарушений и заболеваний опорнодвигательного аппарата имела асимметрия лопаток, за нею следует отсутствие строго горизонтального расположения плечевого и тазового пояса, на 3-м и 4-м местах уплощенная стопа и плоскостопие, соответственно. Самую низкую распространенность по сравнению с другими показателями имели выпрямленная и кифотическая осанки.
Сравнительные данные распространенности нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата у мальчиков и девочек 5-7 лет показывают, что у мальчиков существенно больше таких нарушений, как остаточные явления рахита в виде деформаций грудной клетки и уплощений стоп, а у девочек - лордическая и сколиотическая осанки.
Структура нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата дошкольников выглядит следующим образом: суммарный
показатель функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата составил 87,4 %, из них позвоночника - 74,4 % и стопы - 13 %.
На наш взгляд, существует необходимость совершенствования существующих и поиск новых организационно-методических подходов к физическому воспитанию в дошкольных учреждениях. Создание оптимальных организационно-педагогических условий, включающих определенную последовательность применения физических упражнений общеразвивающего и специально-корригирующего характера, обеспечит формирование нормального физического развития и опорно-двигательного аппарата и позволит не только существенно повысить оздоровительный эффект занятий, но и реализовать образовательный компонент физического воспитания дошкольников.
Список литературы
1. Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Развитие ребенка и его здоровье. М.: Вентана-Граф, 2003. 114 с.
2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 240 с.
3. Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний костномышечной системы у детей и подростков: пособ. для системы
послевузовского профессионального образования врачей / Н.Б. Мирская [и др.]. М.: Флинта, Наука, 2009. 153 с.
4. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. М.: Сфера, 2006. 176 с.
5. Щербак А.П., Афоничева Е.А. Физическое развитие детей 5-7 лет
в детском саду. Здоровьесберегающие технологии, конспекты
физкультурных занятий и спортивных развлечений. Ярославль: Академия развития, 2009. 160 с.
Чайченко Мария Владимировна, ст. преп., gama 79@yandex. ru, Россия, Коломна, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт,
Золотова Мария Юрьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Коломна, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт
THE LEVEL OF LOCOMOTOR SYSTEM DISTURBANCES WITH CHILDREN OF PRESCHOOL INSTITUTIONS IN KOLOMNA AND KOLOMNA REGION IN MOSCOW REGION
M.V. Chaichenko, M. U. Zolotova
The article shows the results of analyzing health condition of children of some preschool institutions in Kilomna and Kolonma region of Moscow region. The level of locomotor system disturbances, characteristics of pathology spread among children and structure of disturbances are indicated.
Key words: pre-school age, physical development, locomotor system.
Chaichenko Maria Vladimirovna, senior teacher, [email protected], Russia, Kolomna, Moscow State Regional Social-Humanitarian Institute,
Zolotova Maria Yurievna, candidate of pedagogical Sciences, associate prof., [email protected], Russia, Kolomna, Moscow Region State Social-humanitarian Institute
УДК 796.4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ С ЖЕНЩИНАМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
А.Г. Чирушкина
Статья посвящена методике проведения занятий с женщинами среднего возраста с использованием средств гимнастики на основе результатов тестирования и определения исходного уровня физического состояния.
Ключевые слова: физическое состояние, двигательная подготовленность, мотивация, здоровье, гимнастические упражнения, женщины среднего возраста.