Психология человека в образовании, 2022, т. 4, № 2 Psychology in Education, 2022, vol. 4, no. 2 _www.psychinedu. ru
Я Check for updates
Краткие сообщения
УДК 159.9 ЕБЫ ЕИТОЛ^^
https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-247-252
Краткое сообщение
Уровень креативности студентов, получающих профессию психолога (на примере студентов Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова)
Н. М. Стукаленко1, И. А. Просандеева01
1 Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова, 020000, Казахстан, г. Кокшетау, ул. Абая, д. 76
Сведения об авторах
Нина Михайловна Стукаленко, SPIN-код: 7010-7901, Scopus AuthorlD: 55889123900, ORCID: 0000-0001-9898-4674, e-mail: nms.nina@mail.ru
Ирина Александровна Просандеева, ORCID: 0000-0001-6692-0799, e-mail: happiness.21.12.1.2@gmail.com Для цитирования: Стукаленко, Н. М., Просандеева, И. А. (2022) Уровень креативности студентов, получающих профессию психолога (на примере студентов Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова). Психология человека в образовании, т. 4, № 2, с. 247-252. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-247-252 EDN ERTOAW.
Получена 28 февраля 2022; прошла рецензирование 17 марта 2022; принята 17 марта 2022. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.
Права: © Н. М. Стукаленко, И. А. Просандеева (2022). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Аннотация
Введение. В статье рассматривается креативность как один из главных факторов, влияющих на успешную профессиональную деятельность психолога. Креативность понимается как способность личности к новаторской деятельности, которая прослеживается в эмоциях, мышлении, коммуникации и отдельных видах деятельности. Креативность занимает важное место в деятельности психолога, являясь одним из профессионально важных качеств для специалистов в сфере психологии. Становление креативности начинается в период обучения в университете, когда совершается интеграция креативного мышления в учебную и профессиональную деятельность. В связи с этим актуальной представляется задача оценки уровня креативности психологов, находящихся в процессе профессионального становления. Цель статьи заключается в анализе уровня креативности студентов-психологов, обучающихся в Кокшетауском университете им. Ш. Уалиханова (Казахстан).
Материалы и методы. Для изучения креативности применялся опросник креативности Джонсона. Оценивались восемь параметров креативности (чувствительность к проблеме; беглость мышления; гибкость ума; находчивость и изобретательность; способность к структурированию; оригинальность; независимость; самодостаточное поведение), анализировался суммарный показатель, характеризующий общий уровень креативности. В выборку вошли 35 студентов-психологов в возрасте от 18 до 22 лет. Результаты исследования: эмпирические данные показали, что студенты-психологи, принявшие участие в исследовании, обладают высокой степенью креативности. Высокий уровень креативности зафиксирован у 60,0% студентов, очень высокий — у 28,6%, у остальных (11,4%) отмечен средний уровень креативности. Студентов с низким и очень низким уровнем креативности в выборке не обнаружено.
Заключение: на основе сравнения результатов исследования с данными об уровне развития креативности у студентов непсихологических специальностей, представленными в исследованиях других авторов, установлено, что для студентов-психологов характерен более высокий уровень креативности. Авторы предполагают, что такие результаты обусловлены особенностями профессиональной подготовки психологов, создающими предпосылки для развития креативности. Перспективы исследования связаны с детальной проверкой этой гипотезы.
Ключевые слова: креативность, студенты, психолог, способности, профессионально важные качества
Short Communications Article
The level of creativity of psychology students: The case of Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov
N. M. Stukalenko1, I. A. Prosandeeva™
1 Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov, 76 Abaya Str., Kokshetau 020000, Kazakhstan Authors
Nina M. Stukalenko, SPIN: 7010-7901, Scopus AuthorlD: 55889123900, ORCID: 0000-0001-9898-4674, e-mail: nms.nina@mail.ru
Irina A. Prosandeeva, ORCID: 0000-0001-6692-0799, e-mail: happiness.21.12.1.2@gmail.com
For citation: Stukalenko, N. M., Prosandeeva, I. A. (2022) The level of creativity of psychology students:
The case of Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov. Psychology in Education, vol. 4, no. 2, pp. 247-252.
https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-247-252 EDN ERTOAW.
Received 28 February 2022; reviewed 17 March 2022; accepted 17 March 2022.
Funding: The study did not receive any external funding.
Copyright: © N. M. Stukalenko, I. A. Prosandeeva (2022). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Abstract
Introduction. The article focuses on creativity, which is viewed as one of the main factors influencing successful professional activity of a psychologist. Creativity is understood as a person's ability to innovate, which can be traced in emotions, thinking, communication and various types of activity. Creativity occupies an important place in the activity of a psychologist and is a professionally important quality for a psychologist. The formation of creativity begins during the university period, when creative thinking is integrated into educational and professional activities. This makes is relevant to assess the level of creativity in psychology students. The article analyzes the level of creativity of psychology students studying at Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kazakhstan).
Materials and methods. We used Johnson's Creativity Questionnaire to assess the following parameters: sensitivity to the problem, fluency of thinking, flexibility of mind, resourcefulness and ingenuity, ability to structure, originality, independence, and self-sufficient behavior. The total indicator of creativity was analyzed. The sample included 35 psychology students aged 18-22.
Results. The empirical data showed that psychology students have a high degree of creativity—specifically, 60.0% of students have a high level of creativity, 28.6%, very high, and 11.4%, medium. Students with low and very low creativity levels were not found in the sample.
Conclusion. We compared these results with the data regarding creativity in students studying on non-psychology programs presented by other authors, and we found that psychology students have a higher level of creativity. We suggest that these results are explained by the specifics of professional training of psychologists, which creates prerequisites for the development of creativity. The prospects of the study are connected with a detailed verification of this hypothesis.
Keywords: creativity, students, psychologist, abilities, professionally important qualities
Введение
Современный мир, который полон постоянных перемен, нуждается в креативных людях, способных быстро и просто адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, оригинально и нестандартно мыслить, создавать как можно больше идей и выбирать лучшие. Психолог — это тот человек, который взаимодействует с большим потоком людей, работая над их трудностями, и креативность как одно из профессионально важных качеств (ПВК) позволит ему это делать успешно.
Теоретический обзор современного состояния проблемы
И. А. Ободникова в своей статье упоминает, что впервые понятие креативности (от лат. creation — «созидание») было использовано Д. Симпсоном в 1922 году для обозначения способности отказываться от стереотипного мышления, а интенсивные исследования креативности начались со второй половины XX века (Ободникова 2013).
В психолого-педагогической литературе креативность рассматривается с разных точек зрения:
• как продукт;
• как способность;
• как черта личности;
• как проявление одаренности.
На сегодняшний день имеется множество определений креативности; рассмотрим некоторые из них.
Креативность — это возможность придумывать идеи, которые ранее не существовали, а также умение фантазировать. Креативность — это индивидуальность, которая имеется у каждой личности, но выражается неодинаково (Досбекова 2021).
Психолого-педагогический словарь дает следующее определение: «Креативность — это умение порождать необычные идеи, отказываться от традиционных схем мышления, стремительно регулировать трудные условия» (Калинникова, Борисевич 2017, 40).
Креативность — это способность человека к творческим мыслям, которые могут выражаться и проявляться в разных сферах активности. Креативность характеризуется как сравнительно самостоятельный аспект одаренности человека (Немов 2007).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что креативность — это способность личности к новаторской деятельности, которая прослеживается в эмоциях, мышлении, коммуникации и отдельных видах деятельности.
В статье А. И. Савенкова (Савенков 2014) описывается концепция креативности Дж. Гилфорда, который исследовал зависимость креативности и интеллектуальных способностей. Он также указал на принципиальное различие двух мыслительных операций — дивергентного и конвергентного мышления. Конвергентное мышление представляет собой вид мышления, позволяющий личности при решении задачи сделать один правильный выбор, то есть данное мышление связано с тестами интеллекта. Дивергентное мышление позволяет получать множество решений; данный вид позволяет прийти к неожиданным результатам, и его сопоставляют с креативностью и творчеством. Первоначально Дж. Гилфорд выделил четыре параметра креативности:
1) оригинальность — способность к созданию отдельных ассоциаций, необычных решений;
2) семантическая гибкость — способность находить основные особенности про-
дукта и предоставлять иной способ его применения;
3) образная адаптивная гибкость — умение переделывать форму стимула таким образом, чтобы можно было отследить в нем новые признаки и способности для использования;
4) семантическая спонтанная гибкость — умение создавать различные идеи в свободных условиях.
Позже Гилфорд создал шесть главных критериев креативности (Савенков 2014):
1) умение увидеть и поставить проблему;
2) способность генерировать идеи, т. е. производить поток новых идей в решении конкретной проблемы;
3) гибкость — скорость продуктивного перехода с одной проблемы на другую, умение увидеть проблему с другой стороны и отказаться от традиционных мыслей;
4) оригинальность — умение продуцировать необычные, нестандартные ответы;
5) умение улучшать предмет, добавляя в него новые элементы;
6) способность анализировать и синтезировать, т. е. умение решать задачи.
Креативная личность зачастую пытается выделиться и предоставить свое видение решения проблемы, создать уникальные идеи, не похожие на остальные, испытывает большое желание к интеллектуальным новшествам, способна посмотреть на решение задачи с разных ракурсов, увидев его новое применение.
Впоследствии этим начал заниматься Э. П. Торренс. Исследователь создал собственные тесты для оценки креативности, включая вербальную, изобразительную и звуковую тестовые батареи. Креативность по Торренсу — это повышенная чувствительность к недостатку и пробелам знаний, дисгармонии, осознанию трудностей, поиску решений и догадок, недостающих для решения, созданию предположений, их модификации, а также озвучиванию результатов.
Основные компоненты креативности по Торренсу:
♦ беглость — описывает творческую эффективность личности;
♦ оригинальность — один из главных критериев, который показывает самостоятельность, независимость, необычность и нестандартности творческих мыслей;
♦ абстрактность названия — показывает возможность выявлять значимое, умение видеть смысл трудности, то есть синтез и абстракция;
• сопротивление замыканию — выражается в умении как можно дольше оказывать открытость новому опыту;
• разработанность — характеризует умение тщательно продуцировать новые идеи (Тест креативности Торренса... 2021).
Созданные тесты креативности имеют следующие особенности:
• не подразумевают конкретного количества решений;
• дают оценку не их точности, а соответствию заданию;
• одобряют поиск оригинальных, а также внезапных решений;
• учитывают число идей, образующихся в единицу времени, способность переходить с одной идеи на другую, умение осуществлять идеи, имеющие отличия от общепризнанных представлений и восприимчивость к трудностям в окружающей среде.
Таким образом, креативность — это способности человека, которые помогают ему нетрадиционно мыслить, создавать и находить новые оригинальные идеи.
Специалист становится компетентным и квалифицированным в процессе формирования профессионально важных качеств (ПВК), которое происходит в контексте соблюдения моральных и этических норм при работе с людьми. ПВК — это личностные качества субъекта деятельности, которые воздействуют на продуктивность работы. Отмечается, что психолог обладает такими ПВК, как:
• коммуникативная компетентность;
• интеллектуальность;
• эмоциональная сдержанность и терпимость;
• деликатность;
• доброжелательность;
• уравновешенность;
• хорошая рефлексия и т. д. (Быкова 2015).
К вышеперечисленным качествам мы ходим
добавить креативность.
Главными временными рамками развития креативности является обучение в университете. В этот период совершается процедура интеграции креативного мышления в учебную и профессиональную среду. Креативный подход в деятельности содействует удовлетворению таких потребностей, как:
• в самоактуализации, самоидентификации, самовыражении;
• в осуществлении собственных целей и способностей;
• в развитии своей личности;
• в удовлетворении когнитивных потребностей (Макаренко, Макаренко 2019).
Креативное мышление помогает психологу создавать оригинальные идеи в нерегламенти-рованных условиях работы, обладать наивысшей степенью рефлексии, самоконтролем эмоциональных состояний, воображать и фантазировать, отходить от шаблонных методов мышления в деятельности, влияет на быстроту мыслительных процессов, самосознание, сознание проблем и противоречий (Ширшова 2017).
Организация и методы исследования
С целью изучения уровня креативности студентов-психологов мы решили провести исследование в Кокшетауском университете им. Ш. Уалиханова; выборку составили студенты в возрасте 18-22 лет в количестве 35 человек. Применялся опросник креативности Джонсона (адаптированный, самооценочная версия). Опросник состоит из восьми оценочных шкал: чувствительность к проблеме; беглость мышления; гибкость ума; находчивость и изобретательность; способность к структурированию; оригинальность; независимость; самодостаточное поведение. В результате рассчитывается суммарный показатель креативности.
Результаты и их обсуждение
Обследовав студентов, получающих профессию психолога, мы обнаружили, что среди них преобладают студенты с высоким уровнем креативности, который зафиксирован у 21 студента (60,0% от общей выборки). У 10 студентов (28,6%) отмечен очень высокий уровень креативности. Средний уровень креативности зафиксирован у 4 студентов (11,4%). Студенты с низким и очень низким уровнем креативности в нашей выборке не встретились (рис.).
Таким образом, на основе полученных данных мы можем утверждать, что для студентов-психологов характерен преимущественно высокий уровень креативности, который проявляется в чувствительности к проблеме, способности предоставлять многообразные идеи в решение поставленных задач, способности предлагать разные типы идей, находчивости, развитом воображении, оригинальности, нестандартности мышления. Учитывая, что уровень креативности студентов-психологов оказался несколько более высоким, чем креативность казахских студентов, обучающихся на других образовательных направлениях (в сравнении с данными, полученными А. К. Мынбаевой и Н. Р. Галимовой
Рис. Результаты по опроснику креативности Джонсона (адаптированному)
25 20 15 10 5 О
21
10
4
1 ■ 0 1 0 1 1
Very high
High
Medium
Low
Very low
Fig. Results from Johnson's Creativity Questionnaire (adapted)
(Мынбаева, Галимова 2015)), можно предполагать, что вклад в развитие креативности студентов, обучающихся по направлению «Психология», вносит содержание образовательных программ, предназначенных для специалистов в сфере психологии.
Выводы
Таким образом, опираясь на результаты исследования, мы можем сделать вывод о том, что студенты-психологи, обучающиеся в Кокшета-уском университете им. Ш. Уалиханова, обладают высоким уровнем креативности. Учитывая, что креативность является необходимым качеством в профессиональной деятельности психолога, влияющим на ее успешность, а также сравнивая результаты студентов-психологов с результатами студентов, обучающихся на других образовательных направлениях, можно предположить, что содержание профессиональной подготовки психологов на этапе обучения в университете обеспечивает условия для формирования их креативности, и, следовательно, создает предпосылки для их успешного профессионального развития. Сформулированная
гипотеза нуждается в эмпирической проверке, которая составляет перспективу данного исследования.
Конфликт интересов
Авторы настоящего исследования заявляют об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.
Conflict of interest
The authors of this study declare that there is no potential or obvious conflict of interests.
Соответствие принципам этики
Авторы сообщают, что при проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей и животных.
Ethics Approval
The authors report that the study followed the ethical guidelines for human and animal studies.
Вклад авторов
Авторы внесли равный вклад в подготовку текста.
Author Contributions
The authors have made an equal contribution to the preparation of the text.
Литература
Быкова, Е. А. (2015) Особенности профессионально важных качеств психолога. Вестник Шадринского государственного педагогического института, № 3(27), с. 108-115.
Досбекова, Г. К. (2021) Развитие художественно-творческих способностей дошкольников как условие формирования креативной личности. Вестник науки и образования, № 3-2 (106), с. 56-58.
Каленникова, Т. Г., Борисевич, А. Р. (2017) Словарь психолого-педагогических понятий. Минск: БГТУ, 68 с.
Макаренко, Ю. В., Макаренко, Н. Н. (2019) Креативность как фактор успешной профессиональной деятельности психолога-практика. Проблемы современного педагогического образования, № 65-1, с. 339-341.
Мынбаева, А. К., Галимова, Н. Р. (2015) Развитие креативности студентов в образовательной среде вуза. Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки», т. 46, № 3, с. 38-49.
Немов, Р. С. (2007) Психологический словарь. М.: ВЛАДОС, 560 с.
Ободникова, И. А. (2013) Психолого-педагогические подходы к определению креативности. Вестник Брянского государственного университета, № 1, с. 125-127.
Савенков, А. И. (2014) Основные подходы к диагностике креативности. Наука и школа, № 4, с. 117-127.
Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления. (2021) [Электронный ресурс]. URL: https://edu.kpfu.ru/pluginfile.php/215708/mod ге8оигсе/соп1епШ/Тест%20Торренса.рё1 (дата обращения 15.12.2021).
Ширшова, О. А. (2017) Креативное мышление психолога: сущность и показатели развития. В кн.: Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов (ред.). Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 30 октября-5 ноября 2017 г. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, с. 126-131.
Bykova, E. A. (2015) Osobennosti professionals vazhnykh kachestv psikhologa [Features of professionally important qualities of a psychologist]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta — Journal Shadrinsk State Pedagogical University, no. 3 (27), pp. 108-115. (In Russian) Dosbekova, G. K. (2021) Razvitie khudozhestvenno-tvorcheskikh sposobnostej doshkol'nikov kak uslovie formirovaniya kreativnoj lichnosti [The development of artistic and creative abilities of preschool children as a condition for the formation of a creative personality]. Vestniknauki i obrazovaniya, no. 3-2 (106), pp. 56-58. (In Russian) Kalennikova, T. G., Borisevich, A. R. (2017) Slovar'psikhologo-pedagogicheskikh ponyatij [Dictionary of psychological
and pedagogical concepts]. Minsk: Belarusian State Technological University Publ., 68 p. (In Russian) Makarenko, Yu. V., Makarenko, N. N. (2019) Kreativnost' kak faktor uspeshnoj professional'noj deyatel'nosti psikhologa-praktika [Creativity as a factor of successful professional activity of a psychologist-practitioner]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 65-1, pp. 339-341. (In Russian) Mynbaeva, A. K., Galimova, N. R. (2015) Razvitie kreativnosti studentov v obrazovatel'noj srede vuza [The development of creativity of students in the educational environment of the university]. Vestnik KazNU. Seriya "Pedagogicheskie nauki" — Al-Farabi Kazakh National University Journal of Educational Sciences, vol. 46, no. 3, pp. 38-49. (In Russian) Nemov, R. S. (2007) Psikhologicheskijslovar'[Psychological dictionary]. Moscow: VLADOS Publ., 560 p. (In Russian) Obodnikova, I. A. (2013) Psikhologo-pedagogicheskie podkhody k opredeleniyu kreativnosti [Psychological and pedagogical approaches to the definition of creativity]. VestnikBryanskogogosudarstvennogo universiteta — The Bryansk State University Herald, no. 1, pp. 125-127. (In Russian) Savenkov, A. I. (2014) Osnovnye podkhody k diagnostike kreativnosti [The main approaches to the diagnosis
of creativity]. Nauka i shkola — Science and School, no. 4, pp. 117-127. (In Russian) Shirshova, O. A. (2017) Kreativnoe myshlenie psikhologa: sushchnost' i pokazateli razvitiya [Creative thinking of a psychologist: The essence and indicators of development]. In: L. N. Makarova, I. A. Sharshov (eds.). Prepodavatel' vysshej shkoly: traditsii, problemy, perspektivy. Materialy VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem 30 oktyabrya-5 noyabrya 2017g. [Higher education teacher: Traditions, problems, prospects. Proceedings of VIII All-Russian scientific and practical conference with international participation October 30-November 5, 2017]. Tambov: TSU named after G. R. Derzhavin Publ., pp. 126-131. Test kreativnosti Torrensa. Diagnostika tvorcheskogo myshleniya [Torrens Creativity Test. Diagnostics of creative thinking]. (2021) [Online]. Available at: https://edu.kpfu.ru/pluginfile.php/215708/mod resource/content/1/ Test%20Torrensa.pdf (accessed 15.12.2021). (In Russian)
References