Научная статья на тему 'Уровень физической нагрузки на занятиях по военно-прикладной физической подготовке курсантов военных вузов'

Уровень физической нагрузки на занятиях по военно-прикладной физической подготовке курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / PHYSICAL ACTIVITY / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАНЯТИЙ / LESSONS ORIENTATION / ЗОНЫ ИНТЕНСИВНОСТИ НАГРУЗОК / INTENSITY AREAS OF A LOAD / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / LEVEL OF PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жужгов А.И.

Роблема организации и планирования физических нагрузок как в спортивной тренировке, так и в профессионально-прикладной физической культуре различных профессий занимает одно из центральных мест, так как именно нагрузки связывают в единое целое средства и методы физического воспитания с теми реакциями организма, которые они вызывают у занимающихся. Материал. Изучены академические занятия физической культурой курсантов военно-инженерных специальностей, соответствующие основным разделам содержания учебной программы. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, физиологическое тестирование, методы математической статистики. Результаты. При выполнении легкоатлетических упражнений суммарная величина физической нагрузки за 65 минут академического времени зависит от направленности учебного занятия, независимо от уровня физической подготовленности курсантов. Наибольшие величины зарегистрированных основных показателей свойственны занятиям, направленным на развитие физических качеств (в данном случае скоростно-силовых). Несколько меньшие величины свойственны занятиям комплексной направленности, где в рамках одного занятия решаются задачи обучения и совершенствования физических качеств (в данном случае специальной выносливости). Минимальная физическая нагрузка, по показателям привнесенной функциональной нагрузки (ФН-УЗ), приходится на занятия легкой атлетикой, которые акцентированы на обучение и совершенствование техники двигательных действий (в данном случае техники низкого старта и стартового разгона). Однако одно и то же содержание учебного материала, его объем и интенсивность освоения (суммарная величина нагрузки) в зависимости от физической подготовленности курсантов воздействует по-разному. Заключение. Учебные занятия, на которых изучается раздел учебной программы по легкой атлетике «Бег на короткие дистанции», имеют меньшую нагрузку, чем занятия, направленные на развитие общей и скоростной выносливости. Это подтверждается и зафиксированными усредненными величинами максимальной и средней ЧСС во время учебных занятий, а также длительности нагрузок по зонам интенсивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жужгов А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF PHYSICAL ACTIVITY AT MILITARY-APPLIED PHYSICAL TRAINING LESSONS AMONG CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The problem of physical activity planning and organization in sports training and in professional-applied physical culture of different professions is one of the most important ones, as the loads connect the means and methods of physical upbringing with those reactions of an organism, which they arouse among those who train. Material. The academic lessons of physical culture among the cadets of military-engineering specialties, which correspond to the main units of curriculum content are studied. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, physiological testing, the methods of mathematical statistics. Results. While fulfilling athletic exercises a total volume of physical activity during 65 minutes of an academic time depends on the lesson orientation, irrespective of cadets’ physical fitness level. The greatest volume of the registered main indices is peculiar to the lessons directed at physical qualities development (in this case speed-power qualities). Lesser volumes are peculiar to the lessons of the complex orientation, where during one lesson the problems of physical qualities mastering and development are solved (in this case special endurance). Minimal physical load, according to the indices of the brought in functional load (FL-TL), is peculiar to athletic lessons, which are directed at mastering and development of motional actions technique (in this case a low start and a starting stride technique). However, one and the same content of the educational material, its volume and intensity of mastering (total value of the load), depending on physical fitness of the cadets, has different influence. Conclusion. The training lessons, where the students study the unit of the program on athletics “Sprint”, have lesser load, than the lessons, directed at the general and speed endurance development. It is proved by the revealed average volumes of the maximum and an average heart rate during the lessons and the duration of loads according to intensity zones.

Текст научной работы на тему «Уровень физической нагрузки на занятиях по военно-прикладной физической подготовке курсантов военных вузов»

УДК 378.1+ 796.011 DOI 10.14526/26_2015_26

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ

ВУЗОВ

А.И. Жужгов - преподаватель

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова

THE LEVEL OF PHYSICAL ACTIVITY AT MILITARY-APPLIED PHYSICAL TRAINING LESSONS AMONG CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

A.I. Zhuzhgov - lecturer Tyumen Higher Military Engineering Command College (a military Institute) named after the Marshal of engineer troops A. I. Proshlyakov

e-mail: kzm diss@mail.ru

Ключевые слова: физическая нагрузка, направленность занятий, зоны интенсивности нагрузок, уровень физической подготовленности.

Аннотация. Проблема организации и планирования физических нагрузок как в спортивной тренировке, так и в профессионально-прикладной физической культуре различных профессий занимает одно из центральных мест, так как именно нагрузки связывают в единое целое средства и методы физического воспитания с теми реакциями организма, которые они вызывают у занимающихся.

Материал. Изучены академические занятия физической культурой курсантов военно-инженерных специальностей, соответствующие основным разделам содержания учебной программы.

Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, физиологическое тестирование, методы математической статистики.

Результаты. При выполнении легкоатлетических упражнений суммарная величина физической нагрузки за 65 минут академического времени зависит от направленности учебного занятия, независимо от уровня физической подготовленности курсантов. Наибольшие величины зарегистрированных основных показателей свойственны занятиям, направленным на развитие физических качеств (в данном случае - скоростно-силовых). Несколько меньшие величины свойственны занятиям комплексной направленности, где в рамках одного занятия решаются задачи обучения и совершенствования физических качеств (в данном случае - специальной выносливости). Минимальная физическая нагрузка, по показателям привнесенной функциональной нагрузки (ФН-УЗ), приходится на занятия легкой атлетикой, которые акцентированы на обучение и совершенствование техники двигательных действий (в данном случае - техники низкого старта и стартового разгона). Однако одно и то же содержание учебного материала, его объем и интенсивность

освоения (суммарная величина нагрузки) в зависимости от физической подготовленности курсантов воздействует по-разному.

Заключение. Учебные занятия, на которых изучается раздел учебной программы по легкой атлетике «Бег на короткие дистанции», имеют меньшую нагрузку, чем занятия, направленные на развитие общей и скоростной выносливости. Это подтверждается и зафиксированными усредненными величинами максимальной и средней ЧСС во время учебных занятий, а также длительности нагрузок по зонам интенсивности.

Keywords: physical activity, lessons orientation, intensity areas of a load, a level ofphysical

fitness.

Annotation. The problem of physical activity planning and organization in sports training and in professional-applied physical culture of different professions is one of the most important ones, as the loads connect the means and methods ofphysical upbringing with those reactions of an organism, which they arouse among those who train.

Material. The academic lessons of physical culture among the cadets of militaryengineering specialties, which correspond to the main units of curriculum content are studied.

Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, physiological testing, the methods of mathematical statistics.

Results. While fulfilling athletic exercises a total volume of physical activity during 65 minutes of an academic time depends on the lesson orientation, irrespective of cadets' physical fitness level. The greatest volume of the registered main indices is peculiar to the lessons directed at physical qualities development (in this case speed-power qualities). Lesser volumes are peculiar to the lessons of the complex orientation, where during one lesson the problems of physical qualities mastering and development are solved (in this case special endurance). Minimal physical load, according to the indices of the brought in functional load (FL-TL), is peculiar to athletic lessons, which are directed at mastering and development of motional actions technique (in this case a low start and a starting stride technique). However, one and the same content of the educational material, its volume and intensity of mastering (total value of the load), depending on physical fitness of the cadets, has different influence.

Conclusion. The training lessons, where the students study the unit of the program on athletics "Sprint", have lesser load, than the lessons, directed at the general and speed endurance development. It is proved by the revealed average volumes of the maximum and an average heart rate during the lessons and the duration of loads according to intensity zones.

Проблема организации и планирования физических нагрузок как в спортивной тренировке, так и в профессионально-прикладной физической культуре различных профессий занимает одно из центральных мест, так как именно нагрузки связывают в единое целое средства и методы физического воспитания с теми реакциями организма, которые они вызывают у занимающихся. Активно эта проблема в физическом воспитании курсантов военных вузов стала разрабатываться еще в 80-90-е годы прошлого столетия [2,3,7,8]. Интерес исследователей был сконцентрирован в основном в двух направлениях: первое -

поиск эффективной организации содержания физического воспитания в военных вузах ; второе - нормирование нагрузок на занятиях физической подготовкой (культурой) [1,4,5]. Следует подчеркнуть, что предлагаемые методики были рекомендованы на основе результатов оценки уровня физической подготовленности и общих рекомендаций планирования нагрузки, принятых в теории и методике физического воспитания.

В ходе нашего исследования были изучены академические занятия физической культурой курсантов военно-инженерных специальностей,

соответствующие основным разделам содержания учебной программы.

Раздел учебной программы «Легкая атлетика» был представлен занятиями трех видов: преимущественно направленные на решение образовательных задач (обучение, совершенствование техники двигательных действий); преимущественно

направленные на решение развивающих задач (развитие физических качеств); комплексной направленности на параллельное решение образовательных и развивающих задач. Если в комплексных занятиях предусматривалось равномерное распределение времени занятия на решение обеих задач (по 50 %), то в преимущественно направленных занятиях акцент времени смещался в большую сторону (более 60 %).

Подготовительная часть всех экспериментальных занятий физической культурой имела одинаковую

продолжительность (20 минут) и структуру: построение, сдача рапорта, приветствие, фиксирование

присутствующих, формулировка задач - 2 минуты. Ходьба (обычная, на носках, пятках, внутренней и внешней стороне стопы), медленный бег - 5 минут. Общеразвивающие упражнения на основные группы мышц - 8 минут. Беговые упражнения на дистанциях 20-30 м (бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, прыжками, с максимальной частотой шагов), ускорения на дистанциях 20-30 м - 5 минут.

Содержание занятий физической культурой основывалось на требованиях Федерального государственного

образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010) и Приказа Минобороны России от 21 апреля 2009 г. N 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009)[6].

Фиксируя на каждом

экспериментальном занятии физической культурой ЧСС у испытуемых курсантов при помощи регистраторов сердечного

ритма «POLAR - S610, S810» и командной системы «POLAR Team System», определяя и рассчитывая при этом максимальную, минимальную и среднюю величину, а также сумму ударов сердца за занятие и время этапа объема работы в зонах относительной мощности (в %), пульсовое напряжение учебного занятия (ПН-УЗ), пульсовой прирост покоя учебного занятия (ППП-УЗ), привнесенную

функциональную нагрузку на занятии (ФН-УЗ), установили величину

физической нагрузки для категорий курсантов, имеющих различный уровень подготовленности.

Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что при выполнении легкоатлетических

упражнений суммарная величина физической нагрузки за 65 минут академического времени зависит от направленности учебного занятия, независимо от уровня физической подготовленности курсантов. Наибольшие величины зарегистрированных основных показателей свойственны занятиям, направленным на развитие физических качеств (в данном случае - скоростно-силовых). Несколько меньшие величины свойственны занятиям комплексной направленности, где в рамках одного занятия решаются задачи обучения и совершенствования физических качеств (в данном случае - специальной выносливости). Минимальная физическая нагрузка, по показателям привнесенной функциональной нагрузки (ФН-УЗ), приходится на занятия легкой атлетикой, которые акцентированы на обучение и совершенствование техники двигательных действий (в данном случае - техники низкого старта и стартового разгона).

Однако необходимо подчеркнуть, что одно и то же содержание учебного материала, его объем и интенсивность освоения (суммарная величина нагрузки) в зависимости от физической

подготовленности курсантов воздействует по-разному. Так, независимо от направленности учебных занятий легкой

атлетикой у курсантов 2-й группы, имеющих низкий уровень

подготовленности, большинство

показателей, характеризующих

физическую нагрузку, выше, чем у курсантов 1-й группы, которые имеют высокий уровень подготовки. Диапазон колебаний средней величины

привнесенной функциональной нагрузки, которая косвенно характеризует величину суммарной тренировочной нагрузки, у курсантов 1 -й группы заключается в пределах 19,85-29,62 условных единиц, а у курсантов 2-й группы - 22,30-31,15. Это означает, что для курсантов 2-й группы даже занятия легкой атлетикой, направленные на обучение и совершенствование техники двигательных действий, являются большей степени нагрузочными. Это подтверждается и зафиксированными средними величинами максимальной и средней ЧСС во время учебных занятий, а также объемом длительности нагрузок по зонам интенсивности. У курсантов 2-й группы в зависимости от направленности легкоатлетического занятия и уровня подготовленности в III зоне интенсивности (ЧСС более 180 уд/мин) время работы составляет 7,8-11,2% всего времени занятия. У курсантов 1-й группы эти показатели находятся в пределах 4,3-7,5%.

Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что при выполнении рекомендованных заданий суммарная величина физической нагрузки за 65 минут академического времени зависит, как и при выполнении легкоатлетических упражнений, прежде всего от направленности учебного занятия, независимо от пола и уровня физической подготовленности курсантов. Наибольшие величины исследуемых показателей, характеризующих величину

тренировочной нагрузки, присущи занятиям, направленным на развитие физических качеств (в данном случае -скоростных качеств, быстроты ответных действий). Несколько меньшие величины свойственны занятиям комплексной

направленности, где в рамках одного занятия решаются задачи обучения и совершенствования физических качеств. Минимальная физическая нагрузка, по показателям ЧСС и привнесенной функциональной нагрузки (ФН-УЗ), приходится на занятия в беге на короткие дистанции, которые акцентированы на обучение и совершенствование техники двигательных действий (в данном случае -совершенствование техники старта).

Диапазон колебаний средней величины привнесенной функциональной нагрузки, которая косвенно характеризует величину суммарной тренировочной нагрузки, у курсантов 1 -й группы заключается в пределах 16,90-22,10 условных единиц, а у курсантов 2-й группы - 19,20-22,75.

Во-первых, эти показатели существенно меньше, чем на занятиях с использованием упражнений на общую и скоростную выносливость.

Во-вторых, у курсантов 1 и 2-й групп, имеющих одинаковый уровень физической подготовленности, они практически одинаковые.

То есть, учебные занятия, на которых изучается раздел учебной программы по легкой атлетике «Бег на короткие дистанции», имеют меньшую нагрузку, чем занятия, направленные на развитие общей и скоростной выносливости. Это подтверждается и зафиксированными усредненными

величинами максимальной и средней ЧСС во время учебных занятий, а также объемом длительности нагрузок по зонам интенсивности. У курсантов во время занятий по теме «Бег на короткие дистанции» в зависимости от его направленности и уровня

подготовленности в III зоне интенсивности (ЧСС более 180 уд/мин) время работы составляет 0-1,9 % , что меньше, чем на занятиях в беге на средние и длинные дистанции, почти в 5 раз. При этом наибольшее количество времени курсанты работают в 0 и I-й зонах интенсивности, что суммарно составляет от 60 до 80%

общего времени занятия, то есть когда ЧСС не превышает 150 уд/мин.

Литература

1. Альбинский, Е. Г. Ходьба и бег -стержень формирования здорового образа жизни / Е. Г. Альбинский. - СПб. : ВВМ, 2009. - 138 с.

2. Загорский, Б. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка / Б. И. Загорский // Теория и методика физического воспитания / М., 1974. - С. 55-56.

3. Лобжа, М. Т. Опыт формирования компонентов психической готовности средствами физической подготовки. Актуальные проблемы физической подготовки военнослужащих на этапе реформирования Вооруженных Сил РФ / М. Т. Лобжа, Д. В. Жернаков. - СПб., 2009. - С. 56-59.

4. Карманов, А. И. Проблемы гуманизации подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации / А. И. Карманов // Военная мысль. - 1997. - № 1. - С. 59-65.

5. Наговицын, С. Г. Формирование компетенций в сфере физической культуры у студентов в процессе обучения вузе : дис. ... д-ра пед. наук / С. Г. Наговицын. - Набережные Челны : 2013. - 386 с.

6. Приказ Минобороны России от 21 апреля 2009 г. N 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009)».

7. Семененко, Н. Н. Становление профессиональной ответственности у курсантов военных училищ сухопутных войск : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. Н. Семененко. - М., 1998. - 28 с.

8. Федченко, И. А. Нормирование нагрузок учебных занятий по плаванию в технических вузах с целью повышения работоспособности студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. А. Федченко. - М, 1989. - 22 с.

References

1. Albinskiy, E. G. Walking and running -

the base for a healthy life style formation / E. G. Albinskiy. - Saint Petersburg : VVM, 2009. - 138 p.

2. Zagorskiy, B. I. Professional-applied physical training / B. I. Zagorskiy // Theory and methodology of physical upbringing / Moscow, 1974. -P. 55-56.

3. Lobzha, M. T. The experience of components formation of a psychic readiness by means of physical training. Urgent problems of physical training of military man at the stage of the Armed Forces of the Russian Federation reformation / M. T. Lobzha, D. V. Zhernakov. - Saint Petersburg,2009. -P. 56-59.

4. Karmanov, A. I. The problems of officers' training humanization at military-educational establishments of the Ministry of Defense of the Russian Federation / A. I. Karmanov // Military idea. -1997. - № 1. - P. 59-65.

5. Nagovitsyn, S. G. Competencies formation in the sphere of physical culture among the students during their study : dissertation of the doctor of pedagogics / S. G. Nagovitsyn. - Naberezhnye Chelny : 2013. - 386 p.

6. An Order of Ministry of Defense in Russia of April, 21, 2009 N 200 "On Manuel ratification on physical training in Armed Forces of the Russian Federation (MPT-2009)".

7. Semenenko, N.N. A professional responsibility formation among the military colleges land forces cadets : abstract of dissertation of the candidate of psychological sciences / N.N. Semenenko. - Moscow, 1998. - 28 p.

8. Fedchenko, I. A. The loads regulation of the training swimming lessons in technical higher educational establishments in order to increase students' working capacity : abstract of dissertation of the candidate of pedagogics / I. A. Fedchenko. -Moscow, 1989. - 22 p.

Статья поступила в редакцию: 2.02.2015г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.