УДК: 39:316.647.5(571.151) DOI: 10.12737/24791
УРОВЕНЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Казанцев Д.А.1
Современная Россия - это полиэтническое, поликонфессиональное государство с богатой историей взаимодействия разных народов, этносов. Эта особенность имеет все основания к тому, чтобы однажды под действием тех или иных факторов стать причиной серьезных угроз экстремистского характера. Более того, некоторые регионы России имеют в своем составе чрезвычайно разнородное население как по социальному, так и по этнокультурному показателю. Статья посвящена анализу уровня этнической толерантности в одном из таких субъектов Российской Федерации - Республике Алтай. Подчеркивается значимость толерантности, как неотъемлемой характеристики современного и цивилизованного общества. Основываясь на материалах проведенного опроса, автор приходит к заключению, что в регионе наблюдается средний уровень толерантности. В то же время многие социологические показатели сигнализируют о нарастающей межэтнической нетерпимости этносов друг к другу. Автором обосновывается необходимость в последовательной и продуманной этнополитике власти по отношению к народам своего региона. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-03-50136 «Динамика социально-демографического состава элит региональных отделений политических партий Западной Сибири в контексте переформатирования партийно-электорального пространства».
Ключевые слова: этническая толерантность, динамика межэтнических отношений, проблема интолерантности, межнациональные столкновения, этнополитика.
THE LEVEL OF ETHNIC TOLERANCE IN THE ALTAI REPUBLIC: RESEACH RESULTS
KAZANTSEV D.A. - Master of Political Sciences, Lecturer of the Department of Political Science, Altai State University (Russian Federation, Barnaul), e-mail: [email protected].
Modern Russia is a multiethnic and multi-confessional country with a rich history of interaction among various nationalities and ethnic groups. This feature has every reason to ensure that once under the influence of various factors cause serious threats of extremist nature. Moreover, some Russian regions are composed of an extremely diverse population according to the social, ethnic and cultural indicator. The article analyzes the level of ethnic tolerance in one of the entities of the Russian Federation - Altai Republic. It emphasizes the importance of tolerance as an essential characteristic of modern and civilized society. Based on data of the survey, the author comes to the conclusion that in the region there is an average level of tolerance. At the same time, many sociological indicators signal about growing ethnic intolerance of ethnic groups to each other. The author proves the need for consistent and deliberate government ethnic policy towards the peoples of the region. The publication is done within the framework of a research project supported by RHF №16-03-50136 "Dynamics of socio-demographic composition of the elite of the regional branches of political parties in Western Siberia in the context of reformatting the party and electoral space."
Keywords: ethnic tolerance, dynamics of inter-ethnic relations, problem of intolerance, ethnic conflicts, ethnic policy.
Казанцев Дмитрий Анатольевич - магистрант, преподаватель кафедры политологии, Алтайский государственный университет, адрес: 656049, Россия, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, e-mail: [email protected]
В современном мире под действием глобализации активно проявляются не только межгосударственные, но и межкультурные, и межэтнические формы взаимодействия, как среди индивидов, так и малых и больших групп. Подобные тенденции имеют разные последствия для основных акторов политики: с одной стороны, проявляются позитивные стороны такого взаимодействия, с другой - возникают негативные черты. Именно вследствие этого в политической науке возник феномен «толерантности», а современная социальная политика многих государств направлена на достижение согласия между людьми разных цвета кожи, разреза глаз и прочего. В этой связи американский политолог С. Хантингтон отмечал: «Столкновения цивилизаций являются наибольшей угрозой миру во всем мире, и международный порядок, основанный на цивилизациях, является самым надежным средством предупреждения мировой войны»1, а декларация принципов толерантности ЮНЕСКО, принятая в 1995 г., провозглашает: «Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира»2. В данной статье феномен «толерантности» рассмотрен с позиций отношений между этносами в Республике Алтай.
С точки зрения этноконструктивистского подхода этничность одновременно и задана, и подвижна: «этническая общность - это социальная группа, образованная вследствие рождения, языка, культуры, психологии и ... изменчива благодаря социальным взаимодействиям»3. В свою очередь, явление толерантности в науке рассматривается как чрезвычайно значимая характеристика личности. «Толерантность - это прежде всего особое, идущее от самого человека, отношение к другому (через уважение, понимание и признание, через диалог), это потребность, ценность, убеждение. Вместе с тем это и некая морально-нравственная категория (долг, обязанность), которая формируется обществом»4. Культурными формами проявления толерантности выступают альтруизм, веротерпимость, сотрудничество, миролюбие, стремление к диалогу и т.д.
Таким образом, этническая толерантность «может рассматриваться как социально-психологическая характеристика, предполагающая уважительное отношение к «чужим» традициям и культуре, стремлению к мирному сосуществованию и взаимодействию различных этнических групп»5. На практике этнокультурная толерантность проявляется в той или иной степени дистанции между «своим» и «чужим». Чем ближе «чужой» к «своему», тем более толерантными являются отношения между ними, и наоборот: чем дальше «чужой» от «своего», тем более интолерантны их отношения, вплоть до наделения «чужого» качествами «кровного» врага.
Первостепенную значимость проблема толерантности приобрела в российском обществе, сложном по своему этническому, религиозному составу. В этой связи представляется важным изучение уровня этнокультурной толерантности в полиэтничных, полирелигиозных и поликультурных регионах страны. В среде таковых особое место занимает Республика Алтай. Со-
1 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - C. 14.
2 Цит. по: Халилова А.А. Подходы к пониманию феномена толерантности. - Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / Под научн. ред. М.В. Новикова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - С. 88.
3 Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley, 1985. P. 53.
4 Днепрова Т.П. Педагогический анализ понятий «национальная толерантность» и «межнациональная толерантность» // Педагогические образование в России. - 2010. - №2. // КиберЛенинка. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-analiz-ponyatiy-natsionalnaya-tolerantnost-etnicheskaya-tolerantnost-i-mezhnatsionalnaya-tolerantnost (дата обращения: 20.04.2015).
5 Бакулина С.Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам. - М.: Флинта: Наука, 2014. - С. 34.
гласно материалам последней Всероссийской переписи населения за 2010 г., на территории республики проживают следующие этнические группы: русские - 55%, алтайцы (в том числе разные народности) - 35%, казахи - 6 %, малочисленные народы - 4%1. Подобное многообразие наблюдается и в вопросах религиозной идентичности. Так, среди населения встречаются верующие в православие, ислам, буддизм, шаманизм, «бурханизм» и т.д. Безусловно, эти данные свидетельствуют о том, что Республика Алтай имеет статус потенциально конфликтного региона страны.
В рамках исследования этнокультурной толерантности проводился опрос жителей данного субъекта Федерации в возрасте от 18 и старше, проживающих на территориях: Горно-Алтайск (30%), Майма (20%), а также Кош-Агач, Улаган, Усть-Кокса, Онгундай, Шебалино (по 9% соответственно). Анкета включала в себя 42 вопроса. Общий объем выборки - 750 человек.
Проблемы этнической толерантности в инструментарии отражались с помощью комплекса вопросов. Среди них: «Какие проблемы Вас беспокоят более всего в данный момент?», «Как бы Вы оценили состояние межнациональных отношений в регионе?», «Если Вы считаете, что противоречия или конфликты существуют, то между какими этническими группами?», «Каковы, на Ваш взгляд причины их возникновения?», «Считаете ли Вы возможным возникновение межнациональных столкновений в регионе?» и прочие.
Первым вопросом в анкете, описывающим актуальность толерантности для респондентов, стал: «Какие проблемы Вас беспокоят более всего в данный момент?». Наиболее популярные ответы: 47% респондентов сказали, что в первую очередь их беспокоят проблемы «материального обеспечения»; 66% - «рост цен»; 48% - «безработица», и только 12% респондентов озадачены «национальными отношениями». Как видно из приведенных данных, алтайцы особенно не актуализируют состояние этнического фактора, однако подобное распределение не должно вводить в заблуждение. По мнению некоторых экспертов, в периоды экономических кризисов основные конфликты в обществе протекают именно по линиям этнокультурных отличий, и основным показателем этой ситуации становится как раз ухудшение материального состояния граждан.
Помимо всего прочего анкетирование также показало: более 33 % опрошенных считают, что в регионе отсутствуют межнациональные проблемы в равной доле между алтайцами, русскими и казахами. Еще 23% респондентов утверждают о наличии проблем во взаимоотношениях этносов. 8% - указали в качестве ответа вариант «межнациональные отношения периодически возникают» и 4% - «постоянно существуют». Таким образом, по мнению жителей республики (более 34%), межнациональные противоречия в регионе все же существуют. Однако 30% опрошенных не смогли определиться со своим мнением, что создает скрытые и явные угрозы для населения. Стоит подчеркнуть неоднозначность этой категории. Данный вариант ответа вовсе не указывает на явное положительное или отрицательное отношение к «другим» гражданам, поскольку респондент может легко переходить из категории толерантности в категорию интолерантности.
Зависимость уровня толерантности респондента от его материального положения подтверждает двумерный анализ данных. Корреляционная связь между переменными «Какие проблемы Вас беспокоят более всего в данный момент?» и «Как бы Вы оценили состояние межнациональных отношений в регионе» демонстрирует, что граждане, беспокоящиеся о своем «материальном положении» и «росте цен», чаще, чем другие, чувствовали напряженность
1 Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года // Росстат. -URL:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 10.10.2016).
в отношениях между этносами. Респонденты оценили межнациональные отношения в регионе, на примере ответа «материальное положение», следующим образом: 41% (отсутствуют), 57% (есть межнациональные противоречия), 58% (периодически возникают), 77% (существуют явные открытые противоречия). Такое же увеличивающееся распределение существует и в других ответах, однако наибольший процент связывается у респондентов именно с собственными экономическими проблемами, в частности, из-за субъективного чувства несправедливого экономического распределения между этносами.
Дальнейшей анализ потребует объединить такие варианты ответов, как «межнациональные проблемы есть, но скрыты», «периодически возникают», «постоянно существуют извне», в один, отражающий сходные интолерантные установки. Согласно опросу, наиболее интоле-рантным является население, которое проживает в Горно-Алтайске, - 54% респондентов считают, что в городе имеются межнациональные проблемы, затем в градации расположился Улаган (46%), далее Кош-Агач (40%) и, наконец, Майма (32%), Усть-Кокса и Огундай набрали по 20% и 23% соответственно. Тщательный анализ выборки свидетельствует о том, что причина этого скрывается в этнокультурной и этнорелигиозной гетерогенности Алтая.
Среди 33% респондентов, что ощущают наличие межнациональных противоречий, на вопрос «Если Вы считаете, что противоречия или конфликты существуют, то между какими этническими группами?» получены следующие ответы: наиболее толерантными в восприятии других этносов стали алтайцы, так как они в меньшей степени называли неприязненные этнические группы. Наоборот, русские в 10% и казахи в 8% случаев в качестве враждебного им этноса указывали на алтайцев (против 0,8% к русским и 0,8% к казахам у алтайцев).
Свою неприязнь или раздражение в адрес представителей тех или иных этнических групп респонденты связывают с их «поведением» (16,8%), 15% - с «отсутствием терпимости», еще 14,9% - «нерешённостью социальных проблем» и «несоответствием религии и традиций», а 13,5% сталкиваются с интолерантностью из-за «конкуренции за работу». Уклонились от ответа на вопрос 28,3% опрошенных.
В ходе исследования было выяснено мнение респондентов о возможности «возникновения межнациональных столкновений в регионе». На этот вопрос респонденты ответили следующим образом: утвердительно («да») - 24%, отрицательно («нет») - 52%, затруднились с ответом - 21% человек. Тем не менее 74% респондента из ответивших «да» на предыдущий вопрос не собираются принимать участие в этнических столкновениях, если таковые случатся.
Таким образом, наблюдается средняя степень обеспокоенности проблемой межэтнической нетерпимости. Тем не менее в условиях отсутствия последовательно проводимой этнокультурной политики в регионе категория респондентов, ответивших «затрудняюсь ответить» может рано или поздно качнуться в направлении национализма и экстремизма. Поэтому формирование толерантности должно исходить от важнейших институтов общества. Подавляющее большинство экспертов отмечает особую роль культуры и образования в подавлении этнической нетерпимости. Безусловно, многообразие современных этнокультурных форм взаимодействия в Республике Алтай требует дальнейшего изучения.
Библиография/References:
1. Бакулина С.Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам. - М.: Флинта: Наука, 2014. - 112 с.
2. Днепрова Т.П. Педагогический анализ понятий «национальная толерантность» и «межнациональная толерантность» // Педагогические образование в России. - 2010. - №2. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-analiz-ponyatiy-natsionalnaya-tolerantnost-etnicheskaya-tolerantnost-i-mezhnatsional naya-tolerantnost (дата обращения: 20.04.2015).
3. Халилова А.А. Подходы к пониманию феномена толерантности // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / Под научн. ред. М.В. Новикова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 357 с.
4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 603 с.
5. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley, 1985.
1. Bakulina, S.D. (2014) Tolerantnost': ot istorii poniatiia k sovremennym sotsiokul'turnym smyslam [Tolerance: from history to modern concepts of social and cultural meanings]. - M.: Flinta: Nauka. - 112 p. (in Russ.)
2. Dneprova, T.P. Pedagogicheskii analiz poniatii «natsional'naia tolerantnost'» i «mezhnatsional'naia tolerantnost'» [Teaching analysis of the concepts of "national tolerance" and "inter-ethnic tolerance"] // Pedagogicheskie obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia]. - 2010. - №2. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-analiz-ponyatiy-natsionalnaya-tolerantnost-etnicheskaya-tolerantnost-i-mezhnatsionalnaya-tolerantnost (data obrashcheniia: 20.04.2015). (In Russ.)
3. Khalilova, A.A. (2011) Podkhody k ponimaniiu fenomena tolerantnosti [Approaches to understanding the phenomenon of tolerance] // Tolerantnost' v sovremennom obshchestve: opyt mezhdistsiplinarnykh issledovanii [Tolerance in modern society: the experience of interdisciplinary research]: sbornik nauchnykh statei / Pod nauchn. red. M.V. Novikova. - iaroslavl': Izd-vo iaGPU. -357 p. (In Russ.)
4. Khantington, S. (2003) Stolknovenie tsivilizatsii [Clash of Civilizations]. - M.: OOO «Izdatel'stvo AST». - 603 p. (In Russ.)