Научная статья на тему 'Уровень двигательной активности детей дошкольного возраста'

Уровень двигательной активности детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малоподвижный образ жизни / двигательная активность / дети дошкольного возраста / физическое воспитание / дополнительные занятия / a sedentary lifestyle / motor activity / preschool children / physical education / additional lessons

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аканеева Елена Анатольевна

Данное исследование направлено на изучение уровня двигательной активности и определение основных видов дополнительных занятий физкультурно-спортивной направленности детей дошкольного возраста. Среди родителей был проведен опрос, который помог понять, есть ли в настоящее время проблема малоподвижного образа жизни у подрастающего поколения. Кроме этого, было определено, посещают ли дошкольники дополнительно занятия физическим воспитанием и как организован детский досуг вне дошкольного учреждения, какими видами деятельности ребята заняты дома. Опрос также был направлен на выявление значимых проблем в сфере услуг дополнительного физического воспитания детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аканеева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The level of motor activity of preschool children

This study is aimed at studying the level of motor activity and determining the main types of additional physical education and sports activities of preschool children. A survey was conducted among parents, which helped to understand whether, currently, there is a problem of a sedentary lifestyle among the younger generation. In addition, it was determined whether preschoolers attend additional physical education classes and how children’s leisure is organized outside of kindergarten, what types of activities the children are engaged in when at home. The survey was also aimed at identifying significant problems in the field of additional physical education services for preschool children.

Текст научной работы на тему «Уровень двигательной активности детей дошкольного возраста»

УДК 373.24 DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-193-203

ББК 75.46

УРОВЕНЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

THE LEVEL OF MOTOR ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN

Аканеева Елена Анатольевна

Аспирант кафедры теоретических основ и технологий физкультурно-спортивной деятельности, Национальный исследовательский Томский государственный университет, педагог дополнительного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 99

E-mail: Elenaakaneeva@yandex.ru

Akaneeva Elena A.

PhD post-graduate student at

the Department of theoretical foundations

and technologies of physical culture and

sports activity, Tomsk State University,

teacher of additional education,

Kindergarten No. 99

E-mail: Elenaakaneeva@yandex.ru

Аннотация. Данное исследование направлено на изучение уровня двигательной активности и определение основных видов дополнительных занятий физкультурно-спортивной направленности детей дошкольного возраста. Среди родителей был проведен опрос, который помог понять, есть ли в настоящее время проблема малоподвижного образа жизни у подрастающего поколения. Кроме этого, было определено, посещают ли дошкольники дополнительно занятия физическим воспитанием и как организован детский досуг вне дошкольного учреждения, какими видами деятельности ребята заняты дома. Опрос также был направлен на выявление значимых

Abstract. This study is aimed at studying the level of motor activity and determining the main types of additional physical education and sports activities of preschool children. A survey was conducted among parents, which helped to understand whether, currently, there is a problem of a sedentary lifestyle among the younger generation. In addition, it was determined whether preschoolers attend additional physical education classes and how children's leisure is organized outside of kindergarten, what types of activities the children are engaged in when at home. The survey was also aimed at

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Аканеева Е. А., 2024

проблем в сфере услуг дополнительного физического воспитания детей дошкольного возраста.

identifying significant problems in the field of additional physical education services for preschool children.

Ключевые слова: малоподвижный образ жизни, двигательная активность, дети

Keywords: a sedentary lifestyle, motor activity, preschool children, physical

дошкольного возраста, физическое воспитание, education, additional lessons. дополнительные занятия.

Для цитирования: Аканеева Е. А. Уровень двигательной активности детей дошкольного возраста // Проблемы современного образования. 2024. № 2. С. 193-203. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-193-203.

activity of preschool children. Probiemy sovremennogo obrazovaniya. 2024, No. 2, pp. 193-203. DOI: 10.31862/2218-87112024-2-193-203.

Cite as: Akaneeva E. A. The level of motor

Введение

Среди отечественных и зарубежных исследователей в области физической культуры и спорта остается актуальным вопрос двигательной активности подрастающего поколения [1-4]. Этой проблеме необходимо уделять внимание и в дошкольный период, так как дошкольный возраст является важной ступенью становления личности, во время которой интенсивно развиваются способности, формируются нравственные качества, происходит умственное и физическое развитие, закладываются основы здоровья [5, с. 38].

Низкая двигательная активность неблагоприятно отражается на развитии и функциональном состоянии опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы. Потери в движениях приводят к потерям в развитии и здоровье [6, с. 233]. В связи с этим перед педагогами и родителями стоит важная задача - повышение мотивации детей к занятиям физическими упражнениями. Однако следует определить, видят ли взрослые проблему малоподвижного образа своих детей.

В. М. Гелецкий определяет двигательную активность, как сумму движений, которые выполняются человеком в процессе жизнедеятельности [7, с. 334]. Потребность в движении у трехлетних детей составляет 6,5 тыс. локомоций в сутки, у семилетних -16-18 тыс. [7, с. 183]. Для дошкольного возраста характерны значительные изменения в физическом и моторном развитии ребенка. Поэтому перегрузки детского организма упражнениями недопустимы. Для этого необходимо правильно организовывать двигательную активность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников [7, с. 194].

В исследовании И. А. Криволапчука определен временной показатель суточной двигательной активности детей 5-6 лет. Для мальчиков продолжительность двигательного

Обзор литературы

компонента составляет в среднем 255 мин в день, а для девочек - 251 мин. Физическая активность средней интенсивности у мальчиков составляет 47 мин, у девочек - 43 мин. Физическая активность высокой интенсивности находится в пределах 15 мин у мальчиков и 14 мин у девочек.

Физические упражнения средней и высокой интенсивности выполняются детьми на физкультурных и секционных занятиях, во время подвижных игр и прогулок и в период самостоятельной деятельности. У каждого ребенка, как и у взрослого, определенный диапазон физической активности, условная середина которого является оптимальной для здоровья и развития, а крайние пределы становятся неблагоприятными (гипокинезия, гиперкинезия) [3, с. 127-128].

О. В. Крылова также подтверждает, что объем физической активности каждого ребенка индивидуален, и отмечает, что физическая активность детей содержит в себе общую ежедневную двигательную активность и дополнительные элементы (занятия в спортивных секциях, организованные занятия физической культурой, различные подвижные игры) [8, с. 73].

Исследователи плодотворно обращались к проблеме низкой физической активности. Согласно работе Г. Н. Голубевой, около 40% старших дошкольников имели уровень развития двигательных способностей ниже среднего. Исследователи считали, что на ухудшение здоровья детей влияют не только социально-экономические, экологические факторы, но и нерациональность организации двигательного режима в дошкольном учреждении и дома [9, с. 84]. По данным Г. Ф. Агеевой, двигательный режим в дошкольном учреждении позволял выполнить лишь 50-60% естественной потребности детей в движении [10, с. 92].

Ситуация не изменилась и в настоящее время. С появлением современных электронных технологий двигательная активность детей резко снизилась. Внедрение комфорта в привычные жизненные условия (автомобиль, лифт), развитие научно-технического прогресса (интерактивные игрушки, цифровая техника, бытовая техника) сказываются на стиле жизни современных детей [2, с. 24]. Вместо прогулки, подвижных игр дети предпочитают компьютерные игры [11, с. 63].

Данные научных исследований последних лет показывают, что количество детей, имеющих отставания в развитии, постоянно увеличивается [1; 3; 11]. А. Е. Воронова утверждает, что на фоне низкой двигательной активности, гиподинамии детского и взрослого населения у 90% детей дошкольного и школьного возраста наблюдаются отклонения в состоянии физического и психического здоровья [12, с. 41].

По мнению С. И. Карабаевой, Н. В. Нотенко, снижение интереса детей к занятиям физической культурой происходит ввиду однообразия используемых форм, методов и средств физического воспитания. Современные педагоги опираются в своей работе на достижения советской системы в данной области [13, с. 138].

Ряд исследователей считает, что успешно на модернизации образования отразится внедрение в систему физического воспитания нетрадиционных занятий, которые будут различны по содержанию, структуре и методике проведения. Понятие «нетрадиционность в занятиях» [13, с. 138] подразумевает, в отличие от классической структуры

занятия, применение новых средств, методов и форм организации детей, нестандартного спортивного оборудования. Принципы и задачи физического воспитания в таких занятиях должны остаться неизменными [13-17].

В. И. Мишанина и Е. В. Чернышева подчеркивают, что естественная потребность в движениях у детей разных возрастных групп удовлетворяется не в полной мере. Проведенные ими наблюдения показали, что 50-70% времени пребывания в детском саду дети в возрасте 3-6 лет находятся в состоянии относительной подвижности. Авторы считают, что работа по физическому воспитанию и развитию дошкольников недостаточно продуманна [18, с. 73].

М. А. Гераськина обращает внимание на высокие требования начальной школы к выпускникам детских садов. В связи с этим дошкольные образовательные учреждения ведут масштабный учебный процесс в ущерб двигательной активности и здоровью детей, решая проблему подготовки к школе через систему платных услуг. Платные образовательные услуги являются дополнительными к программе воспитания и обучения в детском саду и проводятся в часы, отведенные на отдых, игру и прогулку. Это приводит к снижению уровня двигательной активности дошкольников [19, с. 40].

Для решения этой проблемы родителям необходимо правильно организовывать детский досуг в домашних условиях, определять детей в спортивные секции внутри дошкольного учреждения либо за его пределами [14, с. 28]. Зарубежными авторами установлено, что привычка родителей вести активный образ жизни передается их детям [20, с. 648].

В результате исследования Л. Н. Волошиной было установлено, что педагоги понимают значимость двигательной активности в дошкольном возрасте и выделяют объективные причины ее снижения. Но более половины педагогов (53,1%) считают, что дошкольникам удается реализовать свою биологическую потребность в движениях во время режимных моментов в детском саду и дома. И также отмечают, что в их дошкольном учреждении проблемы низкой физической активности нет. Это можно объяснить отсутствием требований к организации и контролю двигательного режима. Лишь некоторые педагоги (9%) применяют стандартные методы оценки двигательной активности - шагометрия, хронометнраж, пульсометрия. Однако на практике предпочтительнее метод наблюдения (91%) [6, с. 234]. Зарубежные педагоги предлагают добавить к вышеперечисленным методам измерения двигательной активности детей и акселерометр [21, с. 274].

В связи с вышеизложенной информацией весьма актуальным становится определение уровня двигательной активности детей дошкольного возраста и способов ее повышения.

Материалы и методы исследования

Для изучения степени разработанности темы исследования в источниках применялся метод анализа научно-методической литературы. Еще одним методом исследования было анкетирование. В анкетном опросе приняли участие родители,

имеющие детей в возрасте 5-7 лет, которые посещают детские сады Октябрьского и Советского районов города Томска. Всего в анкетном опросе приняло участие 300 респондентов. Анкета состояла из 6 вопросов. К каждому вопросу предлагалось несколько вариантов ответа, среди которых выбрать следовало один, наиболее подходящий. Обработку результатов анкетирования проводили с помощью программы Microsoft Office Excel 2007.

Результаты исследования

С помощью первого вопроса анкеты родители должны были оценить двигательную активность своего ребенка. Во время этого они учитывали количество движений, выполняемых детьми за сутки и время, затраченное на выполнение двигательных действий. Так, 50,3% опрошенных считают двигательную активность своего ребенка средней, 40,3% - высокой, и только лишь 9,3% - низкой. Результаты приведены на рис. 1.

60

50

40

30

20

10

0

высокая средняя низкая

Рис. 1. Оценка двигательной активности детей родителями, %

Согласно данным анкетирования, 52,7% дошкольников (158 человек) не посещают дополнительные занятия физкультурно-спортивной направленности. 47,3% родителей систематически организуют своим детям посещение таких занятий.

Следующим вопросом анкетирования был «Где дошкольники дополнительно занимаются физическим воспитанием?» В результате 42,3% опрошенных родителей (142 человека) ответили, что организовывают своим детям двигательную активность в домашних условиях, а 26,8% - определили детей на дополнительные занятия физическим воспитанием в условиях дошкольного образовательного учреждения. У 18,3% родителей есть возможность обеспечивать детям посещение дополнительных занятий двигательной активностью в коммерческих клубах. И только 12,7% респондентов смогли определить дошкольников в учреждения дополнительного образования детей (ДЮСШ, ДЮКФП). Результаты опроса приведены на рис. 2.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 О

дошкольное учреждения коммерческие домашние учреждение дополнительного клубы условия

образования

Рис. 2. Учреждения, в которых дошкольники дополнительно занимаются физическим воспитанием,

согласно опросу родителей, %

Однако более половины (52,7%) опрошенных родителей не организовывают своим детям дополнительные занятия физическим воспитанием. По какой причине родители не определяют подрастающее поколение в спортивные секции и кружки? На этот вопрос 33% ответили, что рядом с их домом нет подходящих организаций, куда бы они могли водить своих детей на спортивные занятия. Следующие 21% не имеют такой возможности в связи с высокой занятостью. Еще 21,7% считают, что дополнительные занятия физкультурно-спортивной направленности дорогостоящие и семейный бюджет не рассчитан на них. Другие 21,6% опрошенных родителей, утверждают, что у детей нет желания дополнительно заниматься физическим воспитанием. И 2,7% ответили, что их дети не могут по состоянию здоровья повышать двигательную активность.

Еще один вопрос, который был включен в анкету: «Какие виды деятельности организованы для детей дома?». Большая часть респондентов (26%) ответили, что это лепка, рисование и конструирование. Другие 18,7% родителей занимают своих детей настольными играми. Перечисленные виды деятельности развивают мелкую моторику рук дошкольников, но не способствуют развитию основных физических качеств, а также жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Еще 15,3% опрошенных утверждают, что дети дома занимаются подвижными играми, 9,7% - занимаются спортивными играми, а 7% - музыкальными играми. Вовлекают дошкольников в трудовую деятельность 12% родителей. Однако есть дети, которые дома заняты просмотром телевидения (11, 3%).

С помощью заключительного вопроса анкетирования мы решили узнать мнение родителей и определить, что необходимо изменить в сфере услуг системы дополнительного физического воспитания, чтобы повысить двигательную активность детей. Так, 46% опрошенных сообщили, что занятия в спортивных секциях должны быть бесплатными для детей дошкольного возраста.

Многие детские сады не предоставляют возможность дополнительно заниматься физическим воспитанием ввиду отсутствия специальной программы или квалифицированного педагога. Поэтому 24,3% родителей считают, что необходимо расширить сферу услуг физкультурно-спортивной направленности в дошкольных учреждениях. Еще 20,7% предложили за счет федерального бюджета построить новые спортивные школы в каждом районе города. И 9% респондентов указали на необходимость повышения квалификации педагогов, которые работают в области физической культуры и спорта. Информация о квалификации педагогов представлена интернет-сайтами учреждений.

Обсуждение и заключение

Анализ научно-методической литературы подтвердил, что в настоящее время происходит ухудшение физического и психологического состояния детей в связи с их малоподвижным образом жизни [1; 3; 11; 12]. Исследователи подчеркивают, что объем двигательной активности каждого ребенка индивидуален [3; 7; 8]. Но его можно определить, учитывая количество движений в сутки или время, затраченное на выполнение упражнений [3; 6; 7; 21].

Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что основная часть родителей не считают, что их дети ведут малоподвижный образ жизни. По мнению опрошенных, уровень физической активности дошкольников средний или высокий, низкий только у 9,3% ребят.

Дома детский досуг включает в себя в основном лепку, рисование, конструирование, настольные игры. Реже дети заняты подвижными, спортивными, музыкальными играми. Некоторым родителям удается вовлечь подрастающее поколение в трудовую деятельность. Около 11,3% ребят заняты дома просмотром телевидения.

Занимаются дополнительно физическим воспитанием 47,3% детей. Это происходит в основном дома или в детском саду, который посещают ежедневно. Совсем небольшая часть дошкольников посещает коммерческие клубы и учреждения дополнительного образования. Более половины опрошенных не водят детей на подобные занятия по нескольким причинам: рядом с их домом нет подходящих организаций; у родителей нет времени на это; дополнительные занятия дорогостоящие; у дошкольников нет желания заниматься физическими упражнениями; по состоянию здоровья детей.

Повышению физической активности детей, согласно опросу родителей, будет способствовать модернизация сферы услуг системы дополнительного физического воспитания. Для этого необходимо обновить материально-техническую базу учреждений, провести капитальный ремонт и реконструкцию зданий для занятий физической культурой и спортом, создать новые места для увеличения количества детей, занимающихся по дополнительным программам, расширить педагогический коллектив.

Большинство опрошенных считают, что нужно сделать бесплатным посещение спортивных секций для дошкольников. Кроме того, расширение сферы услуг физкуль-турно-спортивной направленности в дошкольном учреждении положительно скажется на двигательной активности детей. Многие дошкольные учреждения не предоставляют

возможности дополнительно заниматься физическим воспитанием, ввиду отсутствия специальной программы или квалифицированного педагога. Открытие за счет федерального бюджета новых спортивных школ и клубов физической подготовки в каждом районе города также увеличит посещение дошкольниками дополнительных занятий.

Большая часть детских садов и спортивных школ имеют интернет-сайты организации, где представлена информация о квалификации педагогов, их опыте работы и образовании. Исходя из этого, 9% респондентов указали на необходимость повышения квалификации педагогов, которая позволит увеличить интерес детей к двигательной активности.

Педагоги считают, что повышению двигательной активности детей будет способствовать внедрение в систему физического воспитания нетрадиционных занятий, которые отличаются от классической структуры использованием новых средств, методов и форм организации детей, нестандартного спортивного оборудования [13-17].

Список литературы

1. Волошина Л. Н., Кондаков В. Л., Галимская О. Г. Проблемы регулирования двигательной активности дошкольников: позиция педагогов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2022. Т. 5, № 1. С. 27-34. DOI: https://doi. org/10.24411/2500-0365-2020-15104.

2. Гранкина И. И. Причины снижения двигательной активности дошкольников // Наука и социум: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2017. С. 23-26.

3. Функциональное развитие дошкольников 5-6 лет: Двигательная подготовленность и физическая активность / И. А. Криволапчук, С. А. Кесель, М. Б. Чернова [и др.] // Новые исследования. 2020. № 4 (64). С. 122-130. DOI: https://doi.org/10.46742/2072-8840-2020-64-4-122-130.

4. Assessing Motor Skill Competency in Elementary School Students: A Three Year Study / W. Chen, S. Mason, A. Hypnar, A. Bennett // Journal of Sports Science and Medicine. 2016. Vol. 15. P. 102-110.

5. Маценко О. Н. Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство повышения развития двигательной активности дошкольников // Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей. Донецк: Изд-во Донецк. республикан. ин-та доп. пед. образования, 2021. С. 38-41.

6. Волошина Л. Н., Галимская О. Г. Диагностика двигательной активности дошкольников в системе мониторинга физического воспитания // Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта в условиях северо-востока России. Якутск: Изд-во Сев.-Вост. федер. ун-та, 2019. С. 233-236.

7. Гелецкий В. М. Теория физической культуры и спорта: учеб. пособие. Красноярск: Изд-во Сибир. федер. ун-та, 2008.

8. Крылова О. В., Бокарева Н. А., Пивоваров Ю. П. Влияние двигательной активности на физическое развитие детей и подростков до и во время пандемии COVID-19 // Доктор.ру. 2022. Т. 21, № 3. С. 72-75. DOI: https://doi.org/10.31550/1727-2378-2022-21-3-72-75.

9. Голубева Г. H. Формирование активного двигательного режима ребенка до 6 лет // Теория и практика физической культуры. 2008. № 2. С. 83-86.

10. Агеева Г. Ф. Анализ параметров двигательной активности в экспериментальных ДОУ // Теория и практика физической культуры. 2008. № 2. С. 91-92.

11. Mоисеев А. Д., Тарбеев H. H. Значение физкультуры и процесса закаливания. Роль физических тренировок для растущего организма // Физическая культура, здравоохранение и образование: материалы XVI Mеждунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти В. С. Пирусского. Томск, 2022. С. 63-65.

12. Воронова А. E., Захарова А. H. Влияние физкультурно-оздоровительной методики на функциональное состояние детей 6-10 лет // Физическая культура, здравоохранение и образование: материалы XVI Mеждунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти В. С. Пирусского. Томск, 2022. С. 41-44.

13. Карабаева С. И., Штенко H. В. Нетрадиционные физкультурные занятия как средство повышения интереса к физической культуре детей старшего дошкольного возраста // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. № 1-2 (58). С. 137-140.

14. Аканеева E. А., Беженцева Л. M. Применение метода «круговой тренировки» на занятиях по каратэ с детьми 6-7 лет // Физическая культура, здравоохранение и образование: материалы XII Mеждунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти В. С. Пирус-ского. Томск, 2018. С. 28-31.

15. Аканеева E. А, Беженцева Л. M. Влияние занятий каратэ на физическую подготовленность детей 6-7 лет // Физическая культура, здравоохранение и образование Физическая культура, здравоохранение и образование: материалы XI Mеждунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти В. С. Пирусского. Томск, 2017. С. 22-25.

16. Аканеева E. А, Беженцева Л. M., Лим M. С., Сосуновский В. С. Применение нестандартного спортивного оборудования на занятиях по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. 2022. № 10. С. 83-85.

17. Шиндина И. В. Нетрадиционные методы физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении // Современные аспекты физкультурной и спортивной работы с учащейся молодежью: материалы Mеждунар. науч.-практ. конф. Пенза: Изд-во Пензенского гос. ун-та, 2015. С. 223-225.

18. Mишанина В. И., Чернышева E. В. Развитие двигательной активности дошкольников // Физическая культура и спорт: воспитание гражданина России: материалы науч. (национальной) конф. Шуя, 2018. С. 73-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Гераськина, M. А., Богдашкин В. В. О некоторых проблемах физического воспитания дошкольников // Современные аспекты физкультурной и спортивной работы с учащейся молодежью: материалы Mеждунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2015. С. 38-43.

20. Parental Activity as Influence on Children's BMI Percentiles and Physical Activity / N. Erkelenz, S. Kobel, S. Kettner [и др.] // Journal of Sports Science and Medicine. 2014. Vol. 13. P. 645-650.

21. Rowlands A. V., Eston R. G. The measurement and interpretation of children's physical activity // Journal of Sports Science and Medicine. 2007. Vol. 6. P. 270-276.

References

1. Voloshina L. N., Kondakov V. L., Galimskaya O. G. Problemy regulirovaniya dvigatelnoy aktivnosti doshkolnikov: pozitsiya pedagogov. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya. 2022, Vol. 5, No. 1, pp. 27-34. DOI: https://doi.org/10.24411/2500-0365-2020-15104.

2. Grankina I. I. Prichiny snizheniya dvigatelnoy aktivnosti doshkolnikov. In: Nauka i sotsium. Proceedings ofAll-Russian scientific-practical conference. Novosibirsk, 2017. Pp. 23-26.

3. Krivolapchuk I. A., Kesel S. A., Chernova M. B. et al. Funktsionalnoe razvitie doshkolnikov 5-6 let: Dvigatelnaya podgotovlennost i fizicheskaya aktivnost. Novye issledovaniya. 2020, No. 4 (64), pp. 122-130. DOI: https://doi.org/10.46742/2072-8840-2020-64-4-122-130.

4. Chen W., Mason S., Hypnar A., Bennett A. Assessing Motor Skill Competency in Elementary School Students: A Three Year Study. Journal of Sports Science and Medicine. 2016, Vol. 15, pp. 102-110.

5. Matsenko O. N. Netraditsionnoe fizkulturnoe oborudovanie kak sredstvo povysheniya razvitiya dvigatelnoy aktivnosti doshkolnikov. In: Dopolnitelnoe professionalnoe obrazovanie pedagogicheskikh kadrov v kontekste akmeologicheskikh idey. Donetsk: Izd-vo Donetsk. respublikan. in-ta dop. ped. obrazovaniya, 2021. Pp. 38-41.

6. Voloshina L. N., Galimskaya O. G. Diagnostika dvigatelnoy aktivnosti doshkolnikov v sisteme monitoringa fizicheskogo vospitaniya. In: Sovremennoe sostoyanie i tendentsii razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v usloviyakh severo-vostoka Rossii. Yakutsk: Izd-vo Sev.-Vost. feder. un-ta, 2019. Pp. 233-236.

7. Geletskiy V. M. Teoriya fizicheskoy kultury i sporta: ucheb. posobie. Krasnoyarsk: Izd-vo Sibir. feder. un-ta, 2008.

8. Krylova O. V., Bokareva N. A., Pivovarov Yu. P. Vliyanie dvigatelnoy aktivnosti na fizicheskoe razvitie detey i podrostkov do i vo vremya pandemii COVID-19. Doktor.ru. 2022, Vol. 21, No. 3, pp. 72-75. DOI: https://doi.org/10.31550/1727-2378-2022-21-3-72-75.

9. Golubeva G. N. Formirovanie aktivnogo dvigatelnogo rezhima rebenka do 6 let. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2008, No. 2, pp. 83-86.

10. Ageeva G. F. Analiz parametrov dvigatelnoy aktivnosti v eksperimentalnykh DOU. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2008, No. 2, pp. 91-92.

11. Moiseev A. D., Tarbeev N. N. Znachenie fizkultury i protsessa zakalivaniya. Rol fizicheskikh trenirovok dlya rastushchego organizma. In: Fizicheskaya kultura, zdravookhranenie i obrazovanie. Proceedings of the XVI International scientific-practical conference, dedicated in memory ofV. S. Pirussky. Tomsk, 2022. Pp. 63-65.

12. Voronova A. E., Zakharova A. N. Vliyanie fizkulturno-ozdorovitelnoy metodiki na funktsionalnoe sostoyanie detey 6-10 let // Fizicheskaya kultura, zdravookhranenie i obrazovanie Proceedings of the XVI International scientific-practical conference, dedicated in memory ofV. S. Pirussky. Tomsk, 2022. Pp. 41-44.

13. Karabaeva S. I., Notenko N. V. Netraditsionnye fizkulturnye zanyatiya kak sredstvo povysheniya interesa k fizicheskoy kulture detey starshego doshkolnogo vozrasta. Novaya nauka: strategii i vektory razvitiya. 2016, No. 1-2 (58), pp. 137-140.

14. Akaneeva E. A., Bezhentseva L. M. Primenenie metoda "krugovoy trenirovki" na zanyatiyakh po karate s detmi 6-7 let. In: Fizicheskaya kultura, zdravookhranenie i obrazovanie. Proceedings of the XII International scientific-practical conference, dedicated in memory ofV. S. Pirussky. Tomsk, 2018. Pp. 28-31.

15. Akaneeva E. A, Bezhentseva L. M. Vliyanie zanyatiy karate na fizicheskuyu podgotovlennost detey 6-7 let. In: Fizicheskaya kultura, zdravookhranenie i obrazovanie Fizicheskaya kultura, zdravookhranenie i obrazovanie. Proceedings of the XI International scientific-practical conference, dedicated in memory ofV. S. Pirussky. Tomsk, 2017. Pp. 22-25.

16. Akaneeva E. A, Bezhentseva L. M., Lim M. S., Sosunovskiy V. S. Primenenie nestandartnogo sportivnogo oborudovaniya na zanyatiyakh po fizicheskomu vospitaniyu s detmi doshkolnogo vozrasta. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022, No. 10, pp. 83-85.

17. Shindina I. V. Netraditsionnye metody fizicheskogo vospitaniya v doshkolnom obrazovatelnom uchrezhdenii. In: Sovremennye aspekty fizkulturnoy i sportivnoy raboty s uchashcheysya molodezhyu. Proceedings of International scientific-practical conference. Penza: Izd-vo Penzenskogo gos. un-ta, 2015. Pp. 223-225.

18. Mishanina V. I., Chernysheva E. V. Razvitie dvigatelnoy aktivnosti doshkolnikov. In: Fizicheskaya kultura i sport: vospitanie grazhdanina Rossii. Proceedings of scientific (national) conference. Shuya, 2018. Pp. 73-74.

19. Geraskina, M. A., Bogdashkin V. V. O nekotorykh problemakh fizicheskogo vospitaniya doshkolnikov. In: Sovremennye aspekty fizkulturnoy i sportivnoy raboty s uchashcheysya molodezhyu. Proceedings ofInternational scientific-practical conference. Penza, 2015. Pp. 38-43.

20. Erkelenz N., Kobel S., Kettner S. et al. Parental Activity as Influence on Children's BMI Percentiles and Physical Activity. Journal of Sports Science and Medicine. 2014, Vol. 13, pp. 645-650.

21. Rowlands A. V., Eston R. G. The measurement and interpretation of children's physical activity. Journal ofSports Science and Medicine. 2007, Vol. 6, pp. 270-276.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2024, № 2

Статья поступила в редакцию 18.07.2023 The article was received on 18.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.