Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ ДЕПРЕССИВНОСТИ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕПРЕССИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

УРОВЕНЬ ДЕПРЕССИВНОСТИ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕПРЕССИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
552
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К ДЕПРЕССИИ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / КОПИНГ СТРАТЕГИИ / ДЕПРЕССИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ПОИСК СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кубекова Алия Салаватовна, Абдуллаев Сардор Собитхонович, Сергеева Марина Анатольевна

В статье дан анализ отношения к депрессии и уровня депрессивности среди студентов медицинского университета. Приведены данные исследования уровня депрессии и копинг стратегий у студентов-медиков. В Астраханском государственном медицинском университете проведено анкетирование студентов на отношение к депрессии, считают ли они депрессию опасным заболеванием и полагают ли они, что нужно обращаться к специалистам при наличии депрессии. В исследовании были применены следующие методики: (1) авторская анкета «Отношение студентов медицинского университета к депрессии», позволяющая определить отношение к депрессии, считают ли они депрессию опасным заболеванием, влияет ли депрессия на здоровье человека и полагают ли они, что нужно обращаться к специалистам при наличии депрессии; (2) уровень депрессии диагностировался с помощью шкалы (тест-опросник) А.Т. Бека (Beck Depression Inventory), в адаптации Н.В. Тарабриной. В ходе исследования было установлено, что студенты знакомы с симптомами депрессии и большинство верно оценивает влияние депрессии на состояние здоровья, опрошенные студенты недостаточно информированы в вопросах лечения депрессии и с осторожностью относятся к антидепрессантам. Симптомы депрессии были диагностированы у студентов младших курсов в большем количестве, чем у студентов старших курсов. Установлено, что студенты не могут адекватно оценить свое состояния и определить у себя наличие депрессии. Следует отметить, что студенты практически не информированы о такой болезни как депрессия и необходимо проводить психопросветительскую работу со студенческой молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кубекова Алия Салаватовна, Абдуллаев Сардор Собитхонович, Сергеева Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPRESSION LEVEL AND ATTITUDES TOWARDS DEPRESSION IN THE STUDENT ENVIRONMENT

The article analyzes the attitude towards depression and the level of depression among medical students. The data of the study of the level of depression and coping strategies among medical students are presented. Astrakhan State Medical University conducted a survey of students on their attitudes towards depression, whether they consider depression a dangerous disease and whether they believe that it is necessary to consult a specialist in the presence of depression. The following methods were used in the study: (1) the author's questionnaire "Attitude of medical university students to depression", which allows to determine the attitude to depression, whether they consider depression a dangerous disease, whether depression affects human health and whether they believe that it is necessary to consult specialists when the presence of depression; (2) the level of depression was diagnosed using the scale (test questionnaire) A.T. Beck (Beck Depression Inventory), adapted by N.V. Tarabrina. In the course of the study, it was found that students are familiar with the symptoms of depression and the majority correctly assess the effect of depression on their health, the surveyed students are not sufficiently informed in the treatment of depression and are wary of antidepressants. More symptoms of depression were diagnosed in junior students than in senior students. It was found that students cannot adequately assess their condition and determine whether they have depression. It should be noted that students are practically not informed about such a disease as depression and it is necessary to carry out psychoeducational work with student youth.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ ДЕПРЕССИВНОСТИ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕПРЕССИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №6, Том 9 / 2021, No 6, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-6-2021 .html URL статьи: https ://mir-nauki.com/PDF/17PSMN621 .pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Кубекова, А. С. Уровень депрессивности и отношение к депрессии в студенческой среде / А. С. Кубекова, С. С. Абдуллаев, М. А. Сергеева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN621 .pdf

For citation:

Kubekova A.S., Abdullaev S.S., Sergeeva M.A. Depression level and attitudes towards depression in the student environment. World of Science. Pedagogy and psychology, 9(6): 17PSMN621. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN621.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 159.9 ГРНТИ 15:41:21

Кубекова Алия Салаватовна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Астрахань, Россия

Доцент кафедры «Психологии и педагогики» Кандидат психологических наук E-mail: alya_kubekova@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1647-8039

Абдуллаев Сардор Собитхонович

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Астрахань, Россия Студент 615 группы «Педиатрического» факультета

Сергеева Марина Анатольевна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Астрахань, Россия

Доцент кафедры «Психологии и педагогики» Кандидат психологических наук E-mail: mari-s2010@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8549-6353

Уровень депрессивности и отношение к депрессии в студенческой среде

Аннотация. В статье дан анализ отношения к депрессии и уровня депрессивности среди студентов медицинского университета. Приведены данные исследования уровня депрессии и копинг стратегий у студентов-медиков. В Астраханском государственном медицинском университете проведено анкетирование студентов на отношение к депрессии, считают ли они депрессию опасным заболеванием и полагают ли они, что нужно обращаться к специалистам при наличии депрессии. В исследовании были применены следующие методики: (1) авторская анкета «Отношение студентов медицинского университета к депрессии», позволяющая определить отношение к депрессии, считают ли они депрессию опасным заболеванием, влияет ли депрессия на здоровье человека и полагают ли они, что нужно обращаться к специалистам при наличии депрессии; (2) уровень депрессии диагностировался с помощью шкалы (тест-опросник) А.Т. Бека (Beck Depression Inventory), в адаптации Н.В. Тарабриной. В ходе исследования было установлено, что студенты знакомы с симптомами депрессии и большинство верно оценивает влияние депрессии на состояние здоровья, опрошенные

студенты недостаточно информированы в вопросах лечения депрессии и с осторожностью относятся к антидепрессантам. Симптомы депрессии были диагностированы у студентов младших курсов в большем количестве, чем у студентов старших курсов. Установлено, что студенты не могут адекватно оценить свое состояния и определить у себя наличие депрессии. Следует отметить, что студенты практически не информированы о такой болезни как депрессия и необходимо проводить психопросветительскую работу со студенческой молодежью.

Ключевые слова: отношение к депрессии; студенты медицинского вуза; копинг стратегии; депрессия; анкетирование; поиск социальной поддержки; психологическая помощь

Актуальность темы исследования

Депрессия — серьезное эмоциональное расстройство, которому подвержены люди всех возрастов, включая детей и подростков [1]. Она характеризуется устойчивым состоянием грустного и раздражительного настроения и потерей интереса и удовольствия в жизни [2]. Эти чувства сопровождаются рядом дополнительных симптомов, влияющих на аппетит и сон, уровень активности и концентрации внимания, а также на самочувствие [3]. Депрессия является одним из распространенных психических расстройств [4; 5]. По оценкам ВОЗ, от нее страдает более 300 миллионов человек всех возрастных групп. В юношеском возрасте общая распространённость депрессии составляет от 15 до 40 %. В крайних случаях депрессия может привести к самоубийству, одной из ведущих причин смерти среди молодежи в возрасте 15-29 лет. По прогнозам ВОЗ депрессия может выйти на первое место в мире, обогнав сегодняшних лидеров — инфекционные и сердечно-сосудистые заболевания1. Выделяют эндогенную и экзогенную депрессию, наиболее тяжелой считается эндогенная депрессия, при которой необходимо обращаться к специалистам. Существуют эффективные виды лечения депрессии, такие как медикаментозное лечение и психотерапия [6]. Студенческая молодежь попадает в группу риска развития депрессии и является целевой группой, с которой необходимо проводить профилактическую работу раннего активного выявления этого недуга [7]. В целом, можно утверждать, что депрессивные состояния значительно снижают качество жизни человека, жизненный тонус и интерес к жизни [8].

В исследовании Кочоровой Л.В., Скрипова В.С., Сливка А.С. [9] было установлено, что у большинства опрошенных студентов имелись симптомы тревоги и депрессии, а также треть опрошенных студентов заинтересованы в получении психотерапевтической помощи.

В работе Ежова А.А., Парсаданян А.А. [10] при выраженной депрессии и при депрессии средней тяжести студенты больше времени заняты только собой и собственными мыслями, своими проблемами. В этот непростой период у личности происходит перестройка психоэмоциональной сферы, происходит адаптация к новым условиям, выработка новых копинг стратегий [11]. Под копинг-стратегиями подразумеваются поведенческие стратегии, которые характеризуются гибкостью, целенаправленностью. Изучение уровня депрессивности и отношения к депрессии на выборке студентов медицинского университета представляется особенно важным в связи с высокой учебной нагрузкой, более длительным обучением в сравнении со студентами других специальностей. В исследовании Н.В. Чистяковой, П.С. Фроловой [12] в период пандемии COVID-19 при адекватном уровне ответственности для молодых людей в возрасте от 23 до 30 лет характерны затруднения в принятии жизненно важных решений на фоне неопределенности жизненной перспективы. Следует отметить, что исследований, посвященных изучению специфике копинг-стратегий у студентов-медиков недостаточно и исследования по специфике совладающего поведения студентов-медиков были

1 Доклад Всемирной Организации Здравоохранения. Депрессия: глобальная проблема. Женева. 2012 г. Страница 2 из 10

проведены, в основном, за рубежом 2 . Дополнительным фактором риска выступает эпидемиологическая обстановка, связанная с коронавирусной инфекцией [13; 14]. Таким образом, проблема исследования возникновения и распространения депрессивных расстройств в молодом возрасте на сегодняшний день является актуальной. Отсюда возникает острая необходимость в изучении отношения к депрессии у студентов и определении уровня депрессивности в студенческой среде [15]. Данная тема также является актуальной в связи с распространением депрессивных расстройств, продолжающейся пандемией коронавируса и создания превентивных мер на ранних этапах по нормализации психоэмоционального состояния у студентов, повышения уровня информированности о депрессивных расстройствах. Результаты исследования помогут внести вклад в область установления дифференциального диагноза депрессии среди студенчества, а также в профилактику депрессии и снижения негативных последствий.

Цель исследования состояла в изучении отношения к депрессии, выявлении уровня депрессивных симптомов и копинг стратегий в студенческой среде.

Материалы и методы исследования

В Астраханском государственном медицинском университете, на кафедре психологии и педагогики, было проведено анкетирование на отношение к депрессии и психодиагностическое обследование студентов. Исследование было проведено в декабре 2020 г. В комплексном исследовании приняли участие студенты медицинского вуза в количестве 80 человек 1-5 курсов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия». Средний возраст — 20,2 год. В исследовании были применены следующие методики: (1) авторская анкета «Отношение студентов медицинского университета к депрессии», позволяющая определить отношение к депрессии, считают ли они депрессию опасным заболеванием, влияет ли депрессия на здоровье человека и полагают ли они, что нужно обращаться к специалистам при наличии депрессии; (2) уровень депрессии диагностировался с помощью шкалы (тест-опросник) А.Т. Бека (Beck Depression Inventory), в адаптации Н.В. Тарабриной, который включает 21 категорию симптомов и жалоб3. Тест-опросник Бека включает 21 вопрос-утверждение, которые касаются поведения, мыслей и чувств тестируемого в прошедшие

2 недели. Каждой из категорий соответствует 4-5 утверждений. Показатели уровня депрессии по шкале Бека рассчитывались следующим образом: каждый вариант ответа оценивался от 0 до

3 баллов в соответствии с нарастанием интенсивности проявления. Так, за 1-й вариант ответа тестируемый получает 0 баллов, за 2-й — 1 балл, за 3-й — 2 балла, за 4-й — 3 балла. Интерпретация результатов производится в соответствии с установленными значениями: 09 — отсутствие депрессивных симптомов, 10-15 — легкая депрессия (субдепрессия), 16-19 — умеренная депрессия, 20-29 — выраженная депрессия (средней тяжести), 30-63 — тяжелая депрессия; 3) методика «индикатор копинг стратегий» Дж. Амирхана (адаптация Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский), предназначенная для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности4. Адаптирована для проведения исследования на русском языке Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995). Он выделил 3 группы копинг-стратегий:

2 World Health Organization. Country & Technical Guidance — Coronavirus disease (COVID-19) [Electronic resource]. URL: https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/technical-guidance (date accessed: 17.09.2021).

3 Шкала (тест-опросник) А.Т. Бека (Beck Depression Inventory), в адаптации Н.В. Тарабриной. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psytests.org (дата обращения: 17.12.2020).

4 Методика индикатор копинг стратегий Дж. Амирхана. (адаптация Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psytests.org (дата обращения: 17.12.2020).

разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания. Ответы респондентов сопоставляются с ключом. Для получения общего балла по соответствующей стратеги подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале — 11 баллов, максимальная — 33 балла. Дальнейшая обработка данных была произведена с помощью ^критерия Стьюдента для выявления значимости различий, коэффициент ранговой корреляции К. Спирмена для корреляционного анализа полученных данных. Использовался пакет прикладных программ 8Р88-22.0. При проведении исследования было отмечено положительное отношение к ситуации и заинтересованность в ожидаемых результатах, отказов при проведении обследования не было. Результаты исследования представлены в рисунках.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты проведенного анкетного опроса «Отношение студентов медицинского университета к депрессии» показали, что 67,5 % (54 человека) сталкивались с симптомами депрессии у себя или своих близких в различные периоды времени. К примеру, из них 40,0 % (32 опрошенных студентов) отметили, что сами переживали состояние легкой депрессии, значительного устойчивого и сниженного настроения и потерей аппетита, 17,5 % (14 человек) наблюдали депрессивное состояние у своих родителей по различным факторам, таким как стресс или же психосоматические заболевания и около 10,0 % (8 опрошенных респондентов) сталкивались с депрессивной симптоматикой у своих друзей и близкого социального окружения. Не испытывали состояние депрессии — 32,5 % (26 студентов). В ходе проведенного анкетирования студентам медицинского университета предлагалось оценить тяжесть и опасность депрессии как заболевания. В итоге выяснилось, что 37,5 % (30 человек) депрессию не считают опасным заболеванием, к которому нужно относиться серьезно. Средний показатель оценки тяжести депрессии по сравнению с другими заболеваниями составляет 6 баллов по десятибалльной шкале у исследуемых студентов. Этот результат является сигналом тревоги.

В анкету «Отношение студентов медицинского университета к депрессии» были включены вопросы, выявляющие информированность студентов медицинского университета как депрессия отражается на качестве жизни и здоровье людей. Было обнаружено, что 55,0 % (44 опрошенных респондента) отметили, что в состоянии депрессии человек испытывает апатию, теряет мотивацию к различным видам деятельности (обучение, работа, хобби и т. д.); 40,0 % (32 человека) указали на то, что в состоянии депрессии могут возникать суицидальные мысли у человека. Около 5,0 % (4 опрошенных респондента) связывают наличие депрессивного состояния с повышенной конфликтностью, раздражительностью, эмоциональным напряжением, а также проявлением агрессивного поведения у людей. В изучаемой выборке студентов-медиков разделились мнения относительно влияния депрессии на соматическое здоровье человека. Влияние депрессивного состояния на здоровье и на качество жизни человека отмечают 75,0 % (60 человек). Депрессия только в некоторых случаях может повлиять на психосоматическое состояние человека отмечают 10,0 % (8 опрошенных студентов). Отсутствие связи между депрессивным и здоровым состоянием указали 15,0 % (12 опрошенных студентов).

Следующий блок вопросов нашей анкеты касался того, что помогает справиться с состоянием депрессии и его симптомов. 47,5 % (38 респондентов) ответили, что человек в состоянии депрессии должен «взять себя в руки» и направить свою активность на улучшение своего настроения. У 30 % (24 респондентов) отмечено, что в депрессивном состоянии и при депрессии необходимо обращаться за помощью к специалисту (психологу, психиатру или психотерапевту). В качестве эффективного средства от депрессии и тревоги хороший отдых

предлагают 15 % (12 студентов). А 7,5 % (6 человека) отметили, что занятие важными делами помогает справиться с депрессивным состоянием и неврозами. За помощью в состоянии депрессии 42,5 % (34 респондента) считает необходимым обратиться к психологу, 42,5 % (34 респондента) — к психотерапевту, 5,0 % (4 респондента) — к психиатру и 10,0 % (8 респондентов) не считают необходимым обращение к специалисту. Такой результат является поводом для беспокойства. Лечение депрессии без медикаментозного вмешательства предпочитают 85,0 % (68 студентов), студенты опасаются последствий применения антидепрессантов и считают возможным возникновение привыкания к ним.

Вторым этапом исследования было определение с помощью психодиагностического тестирования по шкале (тест-опросник) А.Т. Бека (Beck Depression Inventory), в адаптации Н.В. Тарабриной наличие уровня депрессии и тяжести депрессивного расстройства у студентов медицинского университета (рис. 1).

■ отсутствие депрессивных симптомов

■ легкая депрессия (субдепрессия)

■ умеренная депрессия

■ выраженная депрессия (средней тяжести)

Рисунок 1. Средние показатели уровня депрессии у студентов медицинского вуза по шкале А.Т. Бека (составлено авторами по материалам исследования)

В результате психологического тестирования было установлено, что у 60,0 % (48 человек) опрошенных студентов лечебного и педиатрического факультетов отсутствие депрессивных симптомов и признаков депрессии. Легкий уровень депрессии (субдепрессивное состояние) был диагностирован у 22,5 % (18 человек) респондентов, из них 11 студентов первого года обучения и 7 студентов пятого курса. Легкий уровень депрессии не требует серьезной психологической помощи, однако, информирование и создание на ранних этапах превентивных мер позволит предотвратить развитие депрессивного состояния и эмоциональные расстройства у студентов. Средний уровень депрессии (умеренная депрессия) выявлен у 8,75 % студентов-медиков (7 человек). Можно предположить, что данный результат отражает стрессовое состояние студентов в процессе учебной деятельности, продолжающейся пандемии коронавирусной инфекции и состояние выхода после самоизоляции. Такой результат может быть отражением невротического состояния студентов. Выраженная депрессия (средней тяжести) наблюдалась у 8,75 % опрошенных респондентов (7 человек). Подобный результат также может быть отражением влияние стресса и личностных особенностей.

На основе психодиагностического тестирования по шкале (тест-опросник) А.Т. Бека, студенты были распределены следующим образом:

1 группа — студенты, у которых отсутствуют признаки депрессии в количестве 48 человек (60,0 %);

2 группа — студенты, с легким уровнем депрессии в количестве 18 человек (22,5 %);

3 группа — студенты, с умеренной и выраженной депрессией в количестве 14 человек (17,5 %).

В результате тестовой диагностики по методике «индикатор копинг стратегий» Дж. Амирхана (адаптация Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский) показали (рис. 2), что для студентов первой группы без признаков депрессии доминирующей копинг-стратегией является «разрешение проблем» (24,8 %). Студенты-медики первой группы демонстрируют конструктивный подход к решению жизненных проблем и ситуаций, которое является положительным показателем адаптированности к социальной жизни.

25

20

15

10

Разрешение проблем

Поиск социальной поддержки

Избегание проблем

□ 1 группа

□ 2 группа

□ 3 группа

5

0

Рисунок 2. Средние показатели уровня депрессии у студентов медицинского вуза методика «индикатор копинг стратегий» Дж. Амирхана (составлено авторами по материалам исследования)

Студенты второй группы с легким уровнем депрессии также предпочитают продуктивную копинг стратегию «разрешение проблем» (23,1 %), свидетельствующая о том, что они готовы решать возникающие трудности с помощью диалога с окружающими, то есть они ориентированы на продуктивный и конструктивный способ преодоления трудных ситуаций.

Среди студентов третьей группы с умеренной и выраженной депрессией было установлено, что наиболее часто они используют стратегию «избегание проблем» (23,3 %). Данная копинг-стратегия является наименее эффективной попыткой при выходе из стрессовых ситуаций. Выявленная копинг-стратегия может отрицательно влиять на психологическое здоровье студентов и может быть предпосылкой к развитию депрессивного расстройства. Таким образом, студенты с умеренной и выраженной депрессией используют неконструктивную копинг-стратегию «избегание». Данная копинг-стратегия у третьей группы была достоверна выше в сравнении с 1 и 2 группой респондентов (p < 0,05).

В анкете студенты дали субъективную оценку своему состоянию, отметили отсутствие или наличие депрессии. Уровень депрессии у студентов был продиагностирован с помощью шкалы (тест-опросник) А.Т. Бэка (Beck Depression Inventory), в адаптации Н.В. Тарабриной. Нами был проведен корреляционный анализ полученных данных. Использовался коэффициент ранговой корреляции К. Спирмена. Взаимосвязи между субъективной оценкой состояния и уровнем депрессии по шкале А.Т. Бэка выявлено не было (r = 0,177; р > 0,05). Полученный результат корреляционного анализа указывает, что студенты не могут адекватно оценить свое состояния и определить у себя наличие депрессии. Результаты, полученные в ходе исследования, являются предварительными, и работа в данной области перспективна и будет продолжаться.

Выводы

Анализируя результаты проведенного исследования, можно отметить, что студенты знакомы с симптомами депрессии и большинство верно оценивает влияние депрессии на состояние здоровья. В меньшей степени опрошенные информированы в вопросах лечения депрессии и с осторожностью относятся к антидепрессантам. Мнение о том, является ли депрессия заболеванием, в студенческой среде разделились поровну. Среди студентов с умеренной и выраженной депрессией было установлено, что наиболее часто они используют неконструктивную стратегию «избегание проблем» при выходе из стрессовых ситуаций. В связи с полученными результатами необходимо отметить важность психопросветительской работы по вопросам лечения и профилактики депрессии. Необходимо проводить работу со студенческой молодежью по информированию о факторах риска, методах профилактики депрессии и формированию здорового образа жизни. Результаты проведенного исследования помогут внести вклад в дифференциальную диагностику и профилактику снижения негативных последствий депрессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вертоградова О.П. Депрессия как общемедицинская проблема // Журн. Медицина для всех, 1997. — № 2(4). — С.2-5.

2. Данильченко А.А., Зарубина А.С. Профилактика депрессивного состояния в студенческой среде // Международный студенческий научный вестник. — 2021. — № 2; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20607 (дата обращения: 21.11.2021).

3. Захарченко Е.А., Тумакова Н.А., Сенцов А.Э. К вопросу о проблемах стрессовых и депрессивных состояний и их профилактике у студентов // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 1726-1728.

4. Деревянных Е.В., Балашова Н.А., Яскевич Р.А., Москаленко О.Л. Частота и выраженность тревожно-депрессивных нарушений у студентов медицинского вуза // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chastota-i-vyrazhennost-trevozhno-depressivnyh-narusheniy-u-studentov-meditsinskogo-vuza (дата обращения: 21.11.2021).

5. Гаврилова Е.С., Яшин Д.А., Яшина Л.М. Распространенность тревоги и депрессии среди студенческой молодежи и ее ассоциации с основными факторами риска хронических неинфекционных заболеваний // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5.

6. Стрижев В.А., Бойко Е.О., Ложникова Л.Е., и др. Тревожно-депрессивные расстройства в медицинской студенческой среде // Кубанский научный медицинский вестник. 2016. № 2(157). С. 126-131.

7. Зязева И.П., Ощепкова С.Ю., Сединина Н.С. Изучение уровня скрытой депрессии у студентов // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018023877 (дата обращения: 21.11.2021).

8. Михайлова Ю.В., Орлова Г.Г., Арефьева И.С., Соболева Н.П., Шеметова Г.Н. Организация профилактической работы среди студенческой молодежи / М: РИО ЦНИИОИЗ. 2009. — 223 с.

https://mir-nauki.com

10.

11.

12.

13.

14.

Кочорова Л.В., Скрипов В.С., Сливка А.С. К вопросу о тревоге и депрессии в молодежной студенческой среде // Наука молодых — Eruditio Juvenium. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-trevoge-i-depressii-v-molodezhnoy-studencheskoy-srede (дата обращения: 02.01.2021).

Ежов А.А., Парсаданян А.А. Депрессия среди студентов // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017036285 (дата обращения: 02.01.2021).

Прилуцкая М.В., Мендуалиева Т.Т., Корацца О. Эмоциональное реагирование и копинг-стратегии среди студентов-медиков во время пандемии коронавирусной инфекции: поперечное онлайн исследование // Наука и здравоохранение. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-reagirovanie-i-koping-strategii-sredi-studentov-medikov-vo-vremya-pandemii-koronavirusnoy-infektsii-poperechnoe (дата обращения: 15.09.2021).

Чистякова Н.В., Фролова П.С. Субъективный контроль поведения как копинг-ресурс в период пандемии COVID-19 // Международный журнал экспериментального образования. — 2020. — № 3. — С. 53-57; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11965 (дата обращения: 19.09.2021).

Харламова Т.М. Специфика психического состояния и копинг стратегий студентов при дистанционном обучении в условиях пандемии COVID-19 // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-psihicheskogo-sostoyaniya-i-kopingstrategiy-studentov-pri-distantsionnom-obuchenii-v-usloviyah-pandemii-covid-19 (дата обращения: 15.09.2021).

Кольцова И.В., Долганина В.В. Влияние пандемии на возникновение тревожности у студентов педагогического вуза // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 № 4, https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Ивашкина М.Г., Чернов Д.Н., Радчикова Н.П., Фурсов В.В., Есина С.В., Утробина В.Г., Саноян Т.Р., Тарасова А.Е., Субботина Р.А. Особенности копинг-стратегий у студентов различных медицинских факультетов // Лечебное дело. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-koping-strategiy-u-studentov-razlichnyh-meditsinskih-fakultetov (дата обращения: 25.09.2021).

Kubekova Aliya Salavatovna

«Astrakhan State Medical University» Ministry of Health of the Russian Federation, Astrakhan, Russia

E-mail: alya_kubekova@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1647-8039

Abdullaev Sardor Sobitkhonovich

«Astrakhan State Medical University» Ministry of Health of the Russian Federation, Astrakhan, Russia

Sergeeva Marina Anatolyevna

«Astrakhan State Medical University» Ministry of Health of the Russian Federation, Astrakhan, Russia

E-mail: mari-s2010@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8549-6353

Depression level and attitudes towards depression in the student environment

Abstract. The article analyzes the attitude towards depression and the level of depression among medical students. The data of the study of the level of depression and coping strategies among medical students are presented. Astrakhan State Medical University conducted a survey of students on their attitudes towards depression, whether they consider depression a dangerous disease and whether they believe that it is necessary to consult a specialist in the presence of depression. The following methods were used in the study: (1) the author's questionnaire "Attitude of medical university students to depression", which allows to determine the attitude to depression, whether they consider depression a dangerous disease, whether depression affects human health and whether they believe that it is necessary to consult specialists when the presence of depression; (2) the level of depression was diagnosed using the scale (test questionnaire) A.T. Beck (Beck Depression Inventory), adapted by N.V. Tarabrina. In the course of the study, it was found that students are familiar with the symptoms of depression and the majority correctly assess the effect of depression on their health, the surveyed students are not sufficiently informed in the treatment of depression and are wary of antidepressants. More symptoms of depression were diagnosed in junior students than in senior students. It was found that students cannot adequately assess their condition and determine whether they have depression. It should be noted that students are practically not informed about such a disease as depression and it is necessary to carry out psychoeducational work with student youth.

Keywords: attitude towards depression; medical students; coping strategies; depression; questioning; seeking social support; psychological help

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Vertogradova O.P. Depression as a general medical problem // Zhurn. Medicine for all, 1997. — No. 2(4). — P. 2-5.

2. Danilchenko A.A., Zarubina A.S. Prevention of depression in the student environment // International student scientific bulletin. — 2021. — No. 2.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20607 (date of access: 11.21.2021).

3. Zakharchenko E.A., Tumakova N.A., Sentsov A.E. On the problem of stress and depressive conditions and their prevention among students // Young Scientist. — 2015. — No. 11. — S. 1726-1728.

4. Derevyannykh E.V., Balashova N.A., Yaskevich R.A., Moskalenko O.L. Frequency and severity of anxiety-depressive disorders in medical students // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2017. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/cha stota-i-vyrazhennost-trevozhno-depressivnyh-narusheniy-u-studentov-meditsinskogo-vuza (date of access: 21.11.2021).

https://mir-nauki.com

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

Gavrilova E.S., Yashin D.A., Yashina L.M. The prevalence of anxiety and depression among college students and its association with the main risk factors for chronic noninfectious diseases // Modern problems of science and education. 2015. No. 5. WITH.

Strizhev V.A., Boyko E.O., Lozhnikova L.E., et al. Anxiety-depressive disorders in the medical student environment // Kuban Scientific Medical Bulletin. 2016. No. 2(157). S. 126-131.

Zyazeva I.P., Oshchepkova S.Yu., Sedinina N.S. Studying the level of latent depression in students // Materials of the XIII International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum" URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018023877 (date accessed: 11.21.2021).

Mikhailova Yu.V., Orlova G.G., Arefieva I.S., Soboleva N.P., Shemetova G.N. Organization of preventive work among student youth / M: RIO TsNIIOIZ. 2009. — 223 p.

Kochorova L.V., Skripov V.S., Slivka A.S. On the issue of anxiety and depression in the youth student environment // Science of the young — Eruditio Juvenium. 2020. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-trevoge-i-depressii-v-molodezhnoy-studencheskoy-srede (date of access: 01.02.2021).

Yezhov A.A., Parsadanyan A.A. Depression among students // Materials of the IX International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum" URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017036285 (date accessed: 02.01.2021).

Prilutskaya M.V., Mendualieva T.T., Corazza O. Emotional response and coping strategies among medical students during a coronavirus pandemic: a cross-sectional online study // Science and Healthcare. 2020. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-reagirovanie-i-koping-strategii-sredi-studentov-medikov-vo-vremya-pandemii-koronavirusnoy-infektsii-poperechnoe (date of access: 15.09.2021).

Chistyakova N.V., Frolova P.S. Subjective behavior control as a coping resource during the COVID-19 pandemic // International Journal of Experimental Education. — 2020. — No. 3. — P. 53-57; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11965 (date of access: 19.09.2021).

Kharlamova T.M. Specificity of the mental state and coping strategies of students in distance learning in the context of the COVID-19 pandemic // Bulletin of PGSPU. Series number 1. Psychological and pedagogical sciences. 2020. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-psihicheskogo-sostoyaniya-i-kopingstrategiy-studentov-pri-distantsionnom-obuchenii-v-usloviyah-pandemii-covid-19 (date accessed: 15.09.2021).

Koltsova I.V., Dolganina V.V. Influence of a pandemic on the occurrence of anxiety among students of a pedagogical university // World of Science. Pedagogy and Psychology, 2020 #4, https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN420.pdf (free access). Title from the screen. Language. rus., eng.

Ivashkina M.G., Chernov D.N., Radchikova N.P., Fursov V.V., Esina S.V., Utrobina V.G., Sanoyan T.R., Tarasova A.E., R.A. Subbotina Features of coping strategies among students of various medical faculties // Medicine. 2020. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-koping-strategiy-u-studentov-razlichnyh-meditsinskih-fakultetov (date accessed: 09/25/2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.