Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО СОЗРЕВАНИЯ И ТИП СОМАТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ В ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

УРОВЕНЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО СОЗРЕВАНИЯ И ТИП СОМАТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ В ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
123
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — H.А. Матвеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of a comprehensive evaluation of physical development in schoolchildren and the patterns of their age and sex characteristics according to biological maturity and types of somatic constitution are presented: a relationship between these two integral indices of physical development at different stages of ontogenesis has been studied. Increased non-homogeneity of children of the same age group in terms of their biological maturity rate at puberty correlates with an increased proportion of schoolchildren of muscular, asthenic and digestive constitution. These teenagers form subgroups characterized either by accelerated or inhibited maturity. In the period of intensive growth when a definite type of constitution is being formed, the essential information on the physical development is provided by morphological maturity rate. In the period of growth termination when maturity rate loses its informative character as an index of physical development, the type of constitution becomes one of the crucial indicators of the teenager’s morphological individuality.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО СОЗРЕВАНИЯ И ТИП СОМАТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ В ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Литература. Боровик Э. Б., Маслова Н. П., Мухин В. Е. — Гиг. и сан., 1979, № 5, с. 21—25.

Боровик Э. Б., Брязгунов И. П., Маслова Н. П. н др. — Вопр. охр. мат., 1980, № 11, с. 25—29.

Кандрор И. С., Демина Д. Л1, Ратнер Е. М. Фнзиологн-скне принципы санитарно-клнматического районирования территории СССР. М., 1974.

Кричагин В. И. — Гиг. и сан., 1966, № 4, с. 65—70.

Кореневская Е. И. Тепловое состояние детей как основа нормирования микроклимата школьных зданий. Дне. докт. М., 1969.

Поступила 20.10.81

УДК 613.955:572.51

Современные научные знания в области мор-фофункционального развития детей и подростков потребовали пересмотра традиционных методов оценки физического развития. Прочно утвердилось мнение, что уровень и гармоничность развития являются важными критериями здоровья растущего организма (Г. Н. Сердюковская; С. М. Громбах). Разработаны методические подходы к комплексной оценке физического развития детей и подростков с определением уровня биологического созревания и гармоничности развития (Е. Д. Стромская и соавт.; В. Н. Кардашенко и соавт.). Важная характеристика морфологического своеобразия индивидуума — тип соматической конституции, который находится в определенной связи со скоростью онтогенеза (В. С. Соловьева; Б. А. Никитюк; А. И. Клиорин и В. П. Чтецов; Л. Ф. Бережков и соавт., и др.). Однако до настоящего времени нет единого мнения о возможности и целесообразности использования уровня биологического созревания и типа соматической конституции для оценки физического развития детей и подростков.

В настоящем сообщении представлены результаты комплексной оценки физического развития, включавшей определение уровня биологического созревания и типа соматической конституции у 3442 школьников (1736 мальчиков и 1706 девочек) в возрасте от 7 до 17 лет. Уровень биологического созревания оценивали по совокупности морфологических критериев (рост и масса тела, число постоянных зубов, развитие вторичных половых признаков). Тип конституции определяли по схеме В. Г. Штефко и А. Д. Островского в изложении С. С. Дарской.

Во всех возрастно-половых группах выявлена отчетливая неоднородность обследованных по биологическому созреванию. Анализ уровня биологического созревания у школьников одного паспортного возраста показал, что соответствие

Summary. A classification of thermal states in sick children, aged 3—8, is given (the children do not have any heat metabolism disturbances, they are in a state of relative rest, indoors, wearing clothes appropriate for the season). The classification comprises 5 gradations of thermal states with different degrees of thermoregulation stress; each of the gradations is characterized by absolute values of physiological indices.

биологического и паспортного возраста было отмечено у 74,5% (61,0—85,4%) мальчиков и 74,0% (62,7—90,8 %) девочек. Меньше всего школьников было выявлено также в период интенсивного полового созревания: у мальчиков— в 14—15 лет, у девочек —в 12—13 лет. Биологический возраст отставал от паспортного у 14,9% (11,1—21,3%) мальчиков и у 12,9% (6,3—21,8%) девочек. Ускоренное биологическое созревание отмечено у 10,6% (6,4—17,7%) мальчиков и у 13,1% (10,8—19,2%) девочек. Число школьников, у которых биологический возраст отставал от паспортного или опережал его, увеличивалось в период полового созревания. Как проявление полового диморфизма рассматривали тот факт, что среди детей, отстающих в биологическом развитии, больше было мальчиков, а среди ускоренно развивающихся — девочек.

В период завершения полового созревания отчетливо определяется группа подростков с задержкой биологического развития. В то же время среди мальчиков 17 лет и девочек 16 и 17 лет мы не сочли возможным выделить группу опережающих по биологическому возрасту. Это было связано с тем, что в указанный период меняется значимость критериев оценки биологического возраста, использованных в данной работе. Вторая дентиция у подавляющего большинства подростков завершена, у единичных подростков обнаруживаются третьи моляры, но их появление обычно не связано с ускоренным темпом полового созревания. Погодовые прибавки длины тела у большинства подростков были минимальны, увеличение роста продолжалось лишь у школьников, отстающих в половом созревании; нередко среди них выявлялись индивидуумы с повышенными показателями роста (на предыдущих этапах онтогенеза это считается признаком ускоренного развития). Наконец,развитие вторичных половых признаков у большинства

Н. А. Матвеева

УРОВЕНЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО СОЗРЕВАНИЯ И ТИП СОМАТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ В ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ школьников

Горьковский медицинский институт им. С. М. Кирова

Таблица 1

Типы конституции у мальчиков с разным уровнем биологического созревания

Паспортный Уровень созревания Число Доля Детей с данным Доля детей с данным уровнем созревания в зависимости от типа конституции. %

возраст, годы детей уровнем созревания астеноидный торакальный мышечный дигестивный неопределенный

7—11 Отстает Соответствует возрасту Опережает его 125 674 79 14,2 76,8 9,0 33,6 8,2 3,8 61,6 71,9 44,3 0 9,5 31,6 3,2 5,2 11,4 1,6 5,2 8,9

Всего ... 878 100 11.4 68,0 10,1 5,5 5,0

12-15 Отстает Соответствует возрасту Опережает его 112 507 % 15,7 70,9 13,4 36,6 13,8 1,0 58,9 60,5 27,1 0 15,2 59,4 3,6 8,1 8,3 0,9 2,4 4.2

Всего ... 715 100 15,7 55,8 18,7 7,4 2,4

16—17 Отстает Соответствует возрасту Опережает его 22 112 9 15,4 78,3 6,3 27,8 7,1 0 63,7 55,4 33,3 0 33,9 55,5 4,5 1.8 11,2 4.5 1,8 0

Всего ... 143 100 9,8 55,2 30,1 2,8 2,1

Мальчики всех возрастных групп Отстает Соответствует возрасту Опережает его 259 1293 184 14,9 74.5 10.6 34,4 10,3 2,2 60,6 66,1 34,7 0 13,8 47,3 3,5 6,0 9,8 1.5 3,8 6,0

Всего ... 1736 100 13,0 61,9 15,3 6,1 3,7

школьников достигает III стадии, у некоторых—IV стадии. Однако степень выраженности вторичных половых признаков в 16—17 лет мало разнится у школьников, у которых в предыдущем периоде отмечен ускоренный или средний темп созревания. В целом отмеченные критерии биологического созревания в этих возрастных группах больше отражают конституционально-наследственные особенности, чем скорость развития.

На этом же контингенте школьников изучили распределение их по типам телосложения. У •61,9% мальчиков (52,8—75,2 %) и у 63,8% (56,7—77,0 %) девочек был выделен торакальный тип конституции, который преобладал во всех возрастно-половых группах. Далее по частоте выявления у мальчиков шли мышечный, астеноидный, дигестивный и неопределенный типы, у девочек — астеноидный, мышечный, дигестивный и неопределенные типы телосложения. Выявлено достаточно большое число школьников с признаками смежных типов конституции: при анализе их учитывали по признакам преобладающего типа.

Различия в телосложении становятся более отчетливыми с возрастом, в связи с чем изменяется структура типов конституции в группах детей допубертатного и пубертатного периодов.

К среднему школьному возрасту уменьшалась доля учащихся торакального типа за счет увеличения числа подростков с астеноидными, мышечным и дигестивным типами конституции.

Дальнейшей задачей исследования было изучение связи между скоростью биологического Созревания и типом конституции. Встречаемость типов конституции у мальчиков с разным уровнем биологического созревания представлена в табл. 1. Анализ проводили в группах допубертатного, пубертатного периодов развития и периода завершения полового созревания. Для мальчиков, биологический возраст которых отстает от паспортного, типичен астеноидный тип конституции (Р<0,01), среди них достаточно часто определяется торакальный тип. Среди обследованных мы встретили 9 мальчиков, у которых отставание в биологическом развитии носило характер гипогонадизма в сочетании с ожирением; этих подростков отнесли к дигестив-ному типу конституции. Среди мальчиков, отстающих в биологическом развитии, мы ни в одной из возрастных групп не наблюдали мышечного телосложения. Соответствие биологического и паспортного возрастов было установлено у школьников всех типов конституции, но чаще оно имело место при торакальном типе. Для мальчи-

2*

— 35 —

Таблица 2

Типы конституции у девочек с разным уровнем биологического созревании

Паспортный Уровень созревания 4 пело Доля детей с данным Доля детей с данным уровнем созровання. в зависимости от типа конституции. %

возраст, годы детей уровнем созре-вання, % астено-ндныП торакальный мышечный дигс- СТИВНЫМ неопределенный

7—10 Отстает Соответствует возрасту Опережает его 61 456 79 10,2 76,5 13,3 31.1 11.2 2,5 63,9 73,2 45,6 0 6,6 25,3 0 7,2 22,8 5,0 1,8 3,8

Всего ... 596 100 12,1 68,6 8,4 8,6 2.3

11 — 15 Отстает Соответствует возрасту Опережает его 144 646 144 15,4 69,2 15,4 36.1 12.2 0,7 59.0 66.1 44,4 0 12,5 36,8 2.8 7.7 16,0 2,1 1,5 2,1

Всего ... 934 100 14.1 61,7 14,3 8,2 1.7

16—17 Отстает Соответствует возрасту Опережает его 16 160 0 9,1 90,9 0 37,5 11,9 0 62,5 58,8 0 0 17,5 0 0 8,7 0 0 3,1 0

Всего ... 176 100 14,2 59,1 15,9 8,0 2.8

Девочки всех возрастных групп Отстает Соответствует возрасту Опережает его 221 1262 223 12,9 74.0 13.1 34,9 11,8 1,4 60,6 67,8 44,8 0 11,0 32,7 1,8 7,7 18,4 2,7 1,7 2.7

Всего ... 1706 100 13,4 63,8 12,4 8,4 2,0

ков, биологический возраст которых опережает паспортный, типичен мышечный тип конституции (Р<0,01), достаточно часто встречается и диге-стивный.

Отмеченные для мальчиков соотношения между уровнем биологического созревания и типами конституции .характерны также и для девочек (табл. 2). Следует, однако, подчеркнуть более выраженную тенденцию к ускоренному соз-. реванию девочек дигестивного типа. Среди последних значительно реже, чем среди мальчиков, встречаются школьницы, биологический возраст которых отстает от паспортного.

Таким образом, в ходе онтогенеза существенно меняется распределение детей одной возрастной группы в зависимости как от уровня биологического созревания, так и от типа телосложения. Увеличивающаяся в пубертатный период неоднородность школьников одной возрастной группы по скорости созревания совпадает с возрастанием доли мышечного, астеноидного и дигестивного типов конституции, характерных для групп подростков с ускоренным и замедленным созреванием.

Полученные данные о связи между уровнем биологического созревания и типом конституции согласуются с исследованиями других авторов.

Более раннее половое созревание у девочек дигестивного типа отмечают В. С. Соловьева; Н. Н. Миклашевская и соавт; Л. Ф. Бережков и со-авт., А. М. Бокач; Г. Гримм. Б. А. Никитюк пишет, что дети дигестивного и мышечного типа раньше вступают в период полового созревания, нежели астеноидного и торакального.

Итак, темп созревания, определяющий биологический возраст, и тип конституции — важные характеристики физического развития растущего организма, которые в целостном организме тесно связаны. В ходе онтогенеза их значимость в оценке физического развития неодинакова. В период интенсивного роста организма, когда определяется принадлежность ребенка к тому или иному конституциональному типу, ведущую информацию о его физическом развитии дает темп морфологического созревания. Формирующийся тип конституции может служить диагностическим тестом для оценки скорости возрастного развития, особенно в допубертатном и ире-пубертатном периоде развития. В период завершения ростовых процессов, когда темп созревания теряет информативность как показатель физического развития, тип конституции становится одним из ведущих индикаторов морфологической индивидуальности подростка.

В основе различий по скорости возрастного созревания и типам конституции лежат особенности метаболических процессов в организме. Поэтому с рассмотренными морфологическими характеристиками связана устойчивость детей и подростков к заболеваниям, а также эффективность их умственной и физической деятельности. Умение оценить скорость возрастного развития, диагностировать тип конституции позволит более целенаправленно подходить к организации оздоровительных мероприятий в коллективах, рекомендовать оптимальные варианты деятельности детей и подростков.

Литература. Бережков Л. Ф., Рысева Е. С., Осипо-ва М. С. и др. — В кн.: Гигнена детей и подростков. М„ 1978, вып. 6, с. 112—122. Бокач Л. М. — Педиатрия, 1980, № 6, с. 8—И. Г ромбах С. М. — Вопр. охр. мат., 1973, № 7, с. 3—7. Дарская С. С. — В кн.: Оценка типов конституции у детей и подростков. М„ 1975, с. 45—54. Кардашенко В. Н. и др. — Гиг. и сан., 1980, № 10, с. 33— 35.

Клиорин А. И., Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституциях человека. Л., 1979. Миклашевская Н. Н. и др.— Вопр. антропол., 1979, вып. 61, с. 18—28.

Никитюк Б. А. — В кн.: Оценка типов конституции у детей и подростков. М., 1975, с. 13—29. Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М., 1979. Стромская Е. П. и др.— Гиг. и сан., 1974, № 4, с. 91—96. Соловьева В. С. — В кн.: Рост и развитие ребенка. М.,

1973, с. 152—189. Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. М., 1967.

Поступила 27.01.82

Summary. The results of a comprehensive evaluation of physical development in schoolchildren and the patterns of their age and sex characteristics according to biological maturity and types of somatic constitution are presented; a relationship between these two integral indices of physical development at different stages of ontogenesis has been studied. Increased non-homogeneity of children of the same age group in terms of their biological maturity rate at puberty correlates with an increased proportion of schoolchildren of muscular, asthenic and digestive constitution. These teenages form subgroups characterized either by accelerated or inhibited maturity. In the period of intensive growth when a definite type of constitution is being formed, the essential information on the physical development is provided by morphological maturity rate. In the period of growth termination when maturity rate loses its informative character as an index of physical development, the type of constitution becomes one of the crucial indicators of the teenager's morphological individuality.

УДК 613.956 + 613.865)-07

В. М. Мешков

ДИНАМИКА ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНЕШКОЛЬНОГО БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМБИНАТЕ

Тернопольский медицинский институт

В литературе имеются единичные данные (И. С. Дронов и соавт.; Е. И. Абрамова и со-авт.) о динамике работоспособности старшеклассников и распределении бюджета внешкольного времени при их обучении в учебно-производст-венном комбинате (УПК).

Мы попытались провести комплексную фи-зиолого-гигиеническую оценку адаптационных возможностей организма подростков при освоении профессии электротехника и распределения внешкольного бюджета времени в зависимости от дня недели занятий в УПК в динамике 2-летнего обучения.

Для решения поставленной задачи были использованы следующие методические приемы. Состояние умственной работоспособности изучали с помощью корректурной пробы с вычислением показателя суточной адаптивности (СА) по Р. М. Баевскому и показателя недельной адаптивности (НА) по М. В. Антроповой. Характер индивидуальных сдвигов оценивали по

С. М. Громбаху. С помощью условнорефлектор-ной методики определяли латентный период сложной зрительно-моторной реакции (ЛПСР) с учетом количества срывов. Методом «самофото-графни» изучали распределение внешкольного бюджета времени подростков в недельном интервале, а также в день и накануне обучения в комбинате. Параллельно анализировали академическую успеваемость.

Динамические исследования проводили методом естественного эксперимента — в каждый день недели. Замеры проводили в начале и конце занятий в УПК по учебным полугодиям. В эксперименте принимали однородные группы из 20—23 девочек-подростков в возрасте 15—17 лет, не имеющих противопоказаний к освоению электротехнических специальностей.

Во время производительного труда старшеклассницы были заняты изготовлением катушек, сборкой трансформаторов. Значительная часть операций осуществлялась на станках. Техноло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.