Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА)'

УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савардунова В.Н., Лисник Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА)»

альтернативными, традиционным методами, сохраняя при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик. По мнению Полат Е.С. обучение в сотрудничестве это - истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской и психологической сути, но и чисто нравственном аспекте, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. [1:15]

Использованные источники:

1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.: Академия, 2002.-272 с.

2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.- М.: НИИ школьных технологий, 2006.-816 с.

3. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы//Иностранные языки в школе.-2013.-№4.- С. 1518.

4. Чернилевский Д.В. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования//Педагогическое образование и наука.-2002.-№4.- С. 4-9.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы) [http://www.ug.ru/new_standardsZ4 дата обращения 01.12.2014]

Савардунова В.Н., к.п.н.

доцент Лисник Ю. С. курсант 5го курса Академия права и управления Россия, г.Рязань

УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

ЖЕНСКОГО ПОЛА)

Феномен человеческой агрессивности не перестает привлекать к себе внимание исследователей. Различные формы агрессии находят свое крайнее выражение как в противоправных действиях и преступлениях, так и становятся источником, порождающим ответную агрессию. Особенно острой на протяжении последних лет остается проблема агрессивного поведения несовершеннолетних. Являясь, по мнению исследователей, самостоятельным видом девиантного поведения [1], агрессивность неизбежно присутствует во многих из них. Проблема агрессивности еще более обостряется, когда речь идет о местах лишения свободы.

Не углубляясь в теоретический анализ подходов к проблеме агрессивности, напомним, что в науке разграничивают понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.

Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

Агрессивность как устойчивая черта личности способна предопределять общую направленность поведения человека, оказывая влияние на выбор способов межличностного взаимодействия, особенно в конфликтных ситуациях.

В ходе нашего исследования мы изучали взаимосвязь между агрессивностью и способом разрешения конфликтной ситуации несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в воспитательной колонии. Мы предположили, что несовершеннолетние девушки с высоким уровнем агрессивности в качестве предпочтительной будут выбирать стратегию «конкуренция», характеризующуюся стремлением личности добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку или группе лиц.

В нашем исследовании приняли участие несовершеннолетние осужденные девушки, отбывающие наказание в Рязанской воспитательной колонии. Выборку составили 50 воспитанниц в возрасте 14-18 лет.

Основными методами исследованиями выступили индивидуальная беседа, наблюдение, опрос. В исследовании использовались: личностный опросник Басса-Дарки [2], опросник К. Томаса [3].

Опросник Басса-Дарки состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». А. Басс и А. Дарки выделяют следующие виды реакций:

- физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;

- косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;

- раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

- негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;

- обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

- вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);

- чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При этом индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1,

3, 7.

Результаты исследования уровня агрессивности несовершеннолетних

осужденных женского пола представлены на диаграмме (диаграмма 1):

Диаграмма 1. Показатели уровня агрессивности (в %)

Таким образом, практически у половины респондентов уровень агрессивности выше нормы.

Изучение стратегий поведения в конфликте было осуществлено с помощью опросника Кеннета Томаса, который содержит 30 вопросов и позволяет выявить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации.

Обобщенные результаты процентного соотношения пяти возможных стратегий поведения в конфликтных ситуациях представлены в Диаграмме 2.

Диаграмма 2. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Как мы видим, подавляющее большинство выборов сделано в отношении так называемых непродуктивных способов поведения конфликтной ситуации: конкуренция, приспособление, избегание.

в

Далее мы сопоставили данные по уровню агрессивности и стратегиям поведения в конфликтной ситуации, разделив выборку на две части: с высоким уровнем агрессивности и уровнем в норме и ниже нормы.

Полученные данные показали, что у девушек с высоким уровнем агрессивности преобладающей является стратегия «конкуренция». Она заключается в соперничестве, основанном на стремлении личности добиваться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку или группе лиц. Это подтверждается и словами персонала воспитательной колонии. Так в ходе бесед с воспитателями и учителями школы удалось установить, что подавляющее большинство воспитанниц в конфликтных ситуациях ведут себя агрессивно, стараются не уступать, аргументируют свою позицию не только вербально (крик, визг, нецензурная брань, оскорбления, угрозы, проклятия), но и физически. Данный факт подтверждает и дисциплинарная практика.

В группе девушек с уровнем агрессивности в норме и ниже нормы наибольший процент получили стратегии «приспособление» и «сотрудничество», и практически в равных соотношениях остальные три стратегии. Такое соотношение вполне закономерно характеризует разнородную по своему составу выборку.

Вместе с тем, само по себе исследование уровня агрессивности и конфликтности личности не может решить вопросы, связанные с исправлением и ресоциализицией несовершеннолетних воспитанниц. Важное место в этом процессе занимает выявление индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетних осужденных, а также причин агрессивного поведения. При этом мы предполагаем, что мотивация агрессивного поведения несовершеннолетних в условиях мест лишения свободы имеет свою специфику и опосредована комплексом индивидуально-психологических, социально-психологических и

психофизиологических факторов, что станет предметом нашего дальнейшего исследования.

Анализ исследований проблем агрессивности несовершеннолетних осужденных показывает, что объяснением данного явления могут служить такие факторы, как общее социальное неблагополучие, включающее в себя плохие семейные взаимоотношения, отсутствие одного или двух родителей, алкоголизм, конфликтность в семье, ярко выраженные авторитарные методы воспитания с элементами насилия, сексуальных притязаний, постоянного унижения достоинства ребенка; отрицательное влияние друзей, улицы, приводящее к различным зависимостям (табакокурению, алкоголизму, наркомании, токсикомании), раннему вступлению в половую связь. Так, по данным нашего исследования 48 % осужденных девушек систематически подвергались избиению со стороны родителей, свыше 70 % проживали в семьях, где родители злоупотребляли алкоголь или наркотики, 54 % подвергались сексуальному насилию, а около 5% были изнасилованы в

детстве. Не получив признания в семье, подростки-девушки переносят отрицательный опыт семейных взаимоотношений на систему межличностного общения, где продолжают приобретать опыт агрессивного поведения.

Известно, что одним из механизмов усвоение различных форм поведения является наблюдение и подражание. И в этом плане весьма негативную роль в последнее время играет широкая демонстрация актов вербальной и физической агрессии в средствах массовой информации, среди которых лидирующее место занимает сеть Internet. Но это отдельная тема другого серьезного исследования.

Кроме того, на формирование и выбор агрессивных форм поведения не следует исключать и влияний таких специфических факторов, как сам факт осуждения, опыт пребывания в следственном изоляторе, процесс этапирования, пребывание в карантине воспитательной колонии.

Состояние агрессии определяют еще и другие важные факторы, к числу которых следует отнести особенности психического и соматического здоровья осужденных.

Немаловажным является и тот факт, что многие из опрошенных воспитанниц просто не представляют себе иного способа разрешения возникающих в их среде противоречий, не знают, как вести себя правильно в конфликтных ситуациях, и часто сами провоцируют драки и стычки буквально на пустом месте. В связи с этим одним из актуальных направлений работы не только психологов, но и воспитателей, педагогов школы является обучение несовершеннолетних воспитанниц способам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, навыкам саморегуляции эмоционального состояния, умениям предвидеть и сглаживать возникающие противоречия.

Таким образом, комплексное исследование агрессивности и причин агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных женского пола, формирование и развитие у них навыков бесконфликтного общения в совокупности с другими психокоррекционными мероприятиями будут способствовать достижению общей цели - ресоциализации и последующей социальной адаптации осужденных.

Использованные источники:

1.Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции. - Москва: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010.

2.URL: http://psylab.info/Опросник_уровня_агрессивности_Басса_-_Дарки

3.URL: http://psylab.info/Тест_описания_поведения_Томаса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.