педагогические науки
Козинская Ольга Юрьевна, Иванов Максим Владиславович УРОКИ-СКАЗКИ, КАК РЕТРОИННОВАЦИОННЫЙ ...
УДК 372.878
УРОКИ-СКАЗКИ, КАК РЕТРОИННОВАЦИОННЫЙ ФОРМАТ ЗАНЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ МУЗЫКИ
© 2018
Козинская Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика музыкального образования» Иванов Максим Владиславович, магистрант Саратовский государственный университет (410028, Россия, Саратов, ул. Заулошнова А.Н., 5, корпус № 17, e-mail: [email protected])
Аннотация. В настоящее время заинтересовать ребёнка учителю становится всё труднее. Из-за обилия яркой и доступной информации, ученику очень сложно сконцентрироваться на чем-то повседневном, а потому возникает необходимость создания новых нестандартных форматов занятий. Важную роль в создании интересного занятия играют творческие способности учителя. Подготавливая базу для создания инновационного формата занятий, мы прибегаем к изучению удачного педагогического опыта прошлого столетия. В качестве примера для анализа подходит отечественная передача, существовавшая на радио почти двадцать лет в период 70-ых - 80-ых годов ХХ века - «Радионяня». В ней используются такие приёмы, как юмор, ненавязчивое повествование, актёрские интонации и песни, закрепляющие предложенную во время передачи информацию. На основе данного анализа нами создан ретроинновационный формат занятия - урок-сказка для урока музыки в средний классах общеобразовательной школы. Данные уроки содержали в себе стихотворные, прозаические тексты и музыкальные зарисовки, основанные на учебном материале. Результаты апробации созданного нами формата занятий в общеобразовательной школе, показали повышения уровня эффективности преподавания. На основе тестов нами было выявлено улучшение запоминания детьми предложенной им информации.
Ключевые слова: образование, формат занятия, задачи, школьное образование, ретроинновации, инновационная деятельность, урок музыки.
LESSONS-FAIRY TALES AS A RETRO-INNOVATION FORMAT OF CLASS IN MODERN MUSIC LESSON
© 2018
Kozinskaya Olga Yuryevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department "Theory and Methods of Music Education" Ivanov Maxim Vladislavovich, undergraduate student Saratov State University (410028, Russia, Saratov, A.N. Zauloshnova st., 5, building No. 17, e-mail: [email protected])
Abstract. At present, it is becoming more and more difficult for the teacher to interest the child. Due to the abundance of bright and accessible information, it is very difficult for a student to concentrate on something regular, and therefore there is a need to create new non-standard training formats. The creative abilities of the teacher play an important role in creating interesting activities. Preparing the basis for creating an innovative format of classes, we resort to studying the successful pedagogical experience of the last century. As an example, the analysis of the domestic program that existed on radio for almost twenty years in the period of the 70s - 80s of the twentieth century - "Baby Nanny". It uses techniques such as humor, unobtrusive narration, acting intonation and songs, reinforcing the proposed during the transfer of information. Based on this analysis, we created a retro-innovative format of classes - a lesson-tale for a music lesson in middle classes of secondary school. These lessons contained poetic and prose texts, and musical sketches based on educational material. The results of testing the format of classes we have created in a secondary school showed an increase in the level of teaching effectiveness. On the basis of the tests, an improvement in the memorization of children of the information offered to them was revealed.
Keywords: education, class format, tasks, school education, retro-innovations, innovative activity, music lesson.
В настоящее время, в информационную эпоху, остро стоит вопрос воспитания[1]. Из-за обилия информационных каналов юному уму всё труднее выловить лучшие образцы человеческой культуры из разверзшегося перед ним многообразия. Местом, способным помочь отобрать качественные предметы культуры, становится для него школа. Она во многом помогает ученику найти для себя качественные произведения, учит анализировать и понимать их, вынося на первый план заложенный автором посыл.
Большое количество высокохудожественных произведений рассматривается на уроках литературы, изобразительного искусства и музыки, однако интерес к этим предметам зачастую не удаётся вызвать легко. Дело в том, что из-за обилия ярких раздражителей в информационной среде, в которую погружено современное общество, ребёнку трудно сконцентрироваться на чём-то обыденно-сером. Так, например, педагог, пользующийся на своих уроках интерактивной доской, наглядно демонстрирующий фрагменты тематических кинолент, способен в большей степени заинтересовать учащихся, нежели педагог, полагающийся лишь на слово. Так гораздо большего внимания и интереса учеников способен достичь педагог, творчески подходящий к собственной профессии [2].
В данной статье мы рассмотрим педагогические возможности применения творческого подхода к урокам музыки, а также рассмотрим эффективность разработан-
ного нами ретроинновационного формата занятия - урока-сказки о музыке.
Сам процесс разработки методов и планов обучения уже процесс творческий. Однако мы хотим поговорить о тех случаях, когда педагог действительно может создавать некое небольшое художественное произведение, помогающее ученику понять суть вопроса. Самым ярким примером успеха и популярности такой методики на наш взгляд является отечественная передача, просуществовавшая на радио почти двадцать лет в период 70-ых - 80-ых годов ХХ века - «Радионяня».
«Весёлые уроки радионяни» в шутливой музыкальной форме помогали детям запомнить правила русского языка, объясняли законы математики, физики, биологии, правила дорожного движения, правила поведения, вежливости, учили мыть полы и сочинять стихи, рассказывали о людях, которые посвятили свою жизнь детям (рубрика «Медаль за улыбку»). Идею радиопередачи предложила и разработала редактор Всесоюзного радио Елена Лебедева. Авторы передач: Эдуард Успенский, Аркадий Хайт (автор интермедий «Весёлые уроки»), Лион Измайлов, Ефим Смолин и многие другие поэты и писатели-юмористы.
Практически бессменными ведущими передачи были: «радиоволшебник» Николай Литвинов (в то время также главный режиссёр редакции радиовещания для детей) и его помощники, бывшие до этого популярным эстрадным дуэтом Лившиц и Левенбук: Александр
Kozinskaya Olga Yuryevna, Ivanov Maxim Vladislavovich LESSONS-FAIRY TALES AS A RETRO-INNOVATION ..
pedagogical sciences
Лившиц («Саша») и Александр Левенбук («Алик»).
Всё дело в том, что помимо интересных диалогов, написанных с юмором и разыгрываемых великолепными актёрами, каждый урок заканчивался запоминающейся песенкой, которая также в лёгкой игровой форме обобщала обговорённое и содержала в себе правило или основной факт. Помимо того, что сами уроки Радионяни могут быть использованы педагогом в качестве средства обучения (учитель может включать на уроке аудиозаписи), по их образу и подобию учителем могут быть сделаны (при должном уровне заинтересованности) подобные маленькие «весёлые уроки» или (для детей начальных классов) уроки-сказки.
Нужно заметить, что уроки «Радионяни» действительно всегда были весёлыми. Шутки или какие-то комические моменты проявлялись не только в тексте урока, но и обязательно в песенке. Это придавало повествованию лёгкости, а обучению ненавязчивости.
Уроки «Радионяни», благодаря своей меткости, краткости и яркости, запоминались слушателями на долгие годы. Стоит заметить, что и проблема урока выбрана актуальная. Не просто случайное правило русского языка, а именно то, с которым у достаточно большого количества людей возникали или могли возникнуть определённые проблемы. Иной раз, услышав от собеседника неправильное использование данных слов, так и хочется дать ему послушать эту старую, но до сих пор весьма актуальную передачу.
Немаловажны и песенки в конце, которые подытоживают материал. Благодаря музыке они запоминаются легко и просто.
Во время собственной педагогической деятельности с учениками 5-7 классов нами был проведён опрос, из которого стало понятно, что наименее ясная и доступная для восприятия тема - это азы музыкальной грамоты и немногочисленная итальянская терминология, которая, однако же, используется в процессе музыкального анализа. Именно поэтому нами был написан цикл коротких сказок, которые педагог может использовать в своем уроке, для лучшего запоминания учениками музыкальных терминов, а также понимания их значения. Иноязычные термины получают образное воплощение в наших сказках, представая характерными персонажами.
Цель данного цикла сказок соответствует цели массового музыкального образования и воспитания - формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Цикл сказок о музыке для 5-7 классов опирается на межпредметные связи, в первую очередь с такими предметами как «Изобразительное искусство» и «Литература». Наша методическая находка направлена на расширение художественного кругозора учащихся, на углубление восприятия и познания музыки. Приоритетным направлением содержания данных сказок являются азы музыкальной грамматики.
При создании цикла сказок о музыке мы опирались на следующие методы музыкального образования [313]:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод игры
Также данный цикл сказок о музыке способствует решению следующих целей и задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств;
- освоение основ музыкальной теории и анализа музыкальных произведений;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения.
Как излагалось выше, цикл сказок о музыке может быть использован на уроках музыки 5-7 классов. Наша методическая находка предполагает серию уроков, которые удачно вписываются в школьный образовательный процесс. Уроки состоят из стихотворных сказок, в которых итальянские музыкальные термины олицетворяются, принимая вид характерного персонажа. Первый урок повествует о жизни нотного городка, в котором живут различные ноты. В последующих уроках учитель знакомит учеников с некоторыми музыкальными штрихами и темпами. К примеру, термин «largo» - который в музыке обозначает очень медленный, широким темп, предстаёт перед учениками в роли добродушного толстяка, а музыкальный темп «allegro» (быстро, весело) - в виде быстроногого радостного мальчика. В конце каждого занятия учитель демонстрирует, как выглядят персонажи сказок на нотном листе того или иного произведения. Подобным олицетворением сложных терминов нам хотелось бы помочь детям преодолеть страх перед нотной грамотой и показать им, что и в ней вполне можно разобраться. Данные уроки способствует развитию у детей интереса к музыке.
Описанный выше опыт использования цикла собственных сказок о музыке был проведён нами в МОУ Восточно-европейский лицей г. Саратов в пятом, шестом и седьмом классах. Перед проведением серии таких уроков музыки и после них нами был проведен еще один опрос, но уже с элементами анализа музыкальных произведений. Результаты опроса оценивались нами по десятибалльной шкале. До проведения уроков средний балл учеников составлял 4,6 балла из 10. После проведения уроков средний балл учеников вырос до 8,3. Кроме того опрос учащихся показал, что предложенный формат урока пришёлся им по душе, что доказывает и повысившийся уровень творческой активности классов, участвовавших в эксперименте.
Данный опыт может стать для многих учителей музыки примером того, как справиться со сложными с точки зрения ассоциативного запоминания темами программы. При желании учитель музыки может сочинить сказочных персонажей и для других терминов, трудно запоминавшихся детям его класса. При этом совсем не обязательно сочинять стихотворное повествование. Прозаический текст тоже вполне подойдёт, если будет снабжён быстрым, но интересным сюжетом, подчёркивающим суть термина. Мы также понимаем, что не всякий педагог решится написать музыкальную зарисовку, поэтому предлагаем для характеристик его персонажей, к примеру, подбирать существующие произведения, подходящие по музыкальному содержанию к обсуждаемому термину.
Так как предложенный опыт полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования [14, 15], формы (приемы) контроля после проведения такой серии уроков музыки могут остаться прежними: самостоятельная работа; работа по карточке; тестирование; анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ; анализ музыкальных произведений; музыкальные викторины; уроки-концерты. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр и т.д., а также учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
В наше время, когда жизнь переполнена разнообразной информацией и яркими раздражителями, учителю невероятно сложно заинтересовать ученика, без макси-
140
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
мального использования собственного творчества. Без заинтересованного обучения и воспитания ребёнок подобен саду, потерявшему хозяина. Почва всегда произведёт на свет растение, вот только какое оно будет - зависит от садовника. Будет ли это тонкий слабый росток, или крепкое плодовое дерево? Прорастут ли из почвы сорные травы, или же прекрасные цветы, благоуханьем привлекающие медоносных пчёл? Всё здесь зависит от садовода.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Буланова-Топоркова М. В., Духавнева А. В., Кукушкин В. С., Сучков Г. В. Педагогические технологии / Учебное пособие для студентов педагогических специальностей под общей редакцией В.С. Кукушина. Издание 3-е. М.-Ростов-на-Дону, 2006. 333 с.
2. Макаренко А. С. «Педагогические работы 1936-1939». Directmedia, 20 февр. 2015 г. - 566 с.
3. Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе М.: Академия, 2001. 232 с.
4. ОсенневаМ. С, Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Академия, 2001. 367 с.
5. Калинина Л.Ю. Новые функции произведений современных авторов в музыкальном образовани // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 139-142.
6. Смирнова Т. И. Интерпретация. Воспитание искусством или искусство воспитания. М.: Самиздат, 2001. 368 с.
7. Абасова У.Р. Концертные произведения как форма развития музыкального искусства //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 213-216.
8. Калинина Л.Ю. Ресурс синестезии в музыкальном образовании: современные аспекты проблемы // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 103-106.
9. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. — Минск, 2006, с. 185-190.
10. Zaychenko M.A. Recursion and musical semantics // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 9-12.
11. Шостакович Д. Д. Знать и любить музыку. М.: Музыка, 1958. 507 с.
12. Шафигуллина Л.Р. Роль конкурсов и фестивалей в воспроизводстве народной музыкальной и танцевальной культур // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 119-121.
13. Арчажникова Г. Г. Профессия — учитель музыки. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. 110 с.
14. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрна-уки.рф/документы/336 (дата обращения 02.02.2018).
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения 02.02.2018).
Статья поступила в редакцию 03.11.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018
Козинская Ольга Юрьевна, Иванов Максим Владиславович УРОКИ-СКАЗКИ, КАК РЕТРОИННОВАЦИОННЫЙ ...