Научная статья Original article УДК 614.253.83
doi: 10.24412/2413 -046Х-2021-10666
УРОКИ ПАНДЕМИИ: ОПЫТ РАБОТЫ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ ПО БОРЬБЕ С НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ (ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ГБУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 3» Г. УЛАН-УДЭ) LESSONS OF PANDEMIA: EXPERIENCE OF A CITY POLICLINIC IN COMBATING NEW CORONAVIRUS INFECTION (ECONOMICS AND SOCIOLOGICAL ANALYSIS ON THE EXAMPLE OF CITY CLINIC № 3 IN ULAN-UDE)
Ь й московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Хамаева Надежда Антоновна,
заместитель главного врача по лечебной работе, кандидат медицинских наук, ГБУЗ «Городская поликлиника №3» (г. Улан-Удэ), 8-924-450-31-08, [email protected]
Khamaeva Nadezhda Antonovna, Deputy Chief Physician for therapeutic work, Candidate of Medical Sciences, City Polyclinic No.3. (Ulan-Ude), 8-924-450-31-08, [email protected]
Башкуева Елена Юрьевна, старший научный сотрудник отдела региональных экономических исследований, кандидат исторических наук, ФГБУН «Бурятский научный центр СО РАН» (г. Улан-Удэ), 8-924-450-31-08, [email protected], SPIN — код 3440-8415, https: // orcid.org/ 00000003-2160-4711
Elena Yurievna Bashkueva, Senior Research Fellow, Regional Economic Research Department, PhD in History, Federal State Budgetary Institution «Buryat Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences». (Ulan-Ude), 8-924-450-31-08, [email protected], SPIN — code 34408415, https: //orcid.org/ 0000-0003-2160-4711
Аннотация. В статье рассмотрен опыт крупной городской поликлиники по борьбе с новой коронавирусной инфекцией. Выполнен SWOT- анализ состояния поликлиники при оказании медицинской помощи пациентам с Covid-19. Разработаны корректирующие
действия с целью улучшения оказания медицинской помощи пациентам с Covid-19. Предложены меры по повышению эффективности деятельности поликлинике по борьбе с Covid-19.
Abstract. The article deals with the experience of a large municipal polyclinic in the fight against a new coronavirus infection. SWOT-analysis of the state of the polyclinic in providing medical care to patients with Covid-19 was performed. Corrective actions to improve the provision of medical care to patients with Covid-19 were developed. Measures to improve the effectiveness of the outpatient clinic in the fight against Covid-19 are proposed. Ключевые слова: новая коронавирусная инфекция, Covid-19, амбулаторно-поликлиническая служба, городская поликлиника, кадры, врачи, пациенты, медицинская помощь, город Улан-Удэ
Key words: new coronavirus infection, Covid-19, outpatient service, urban polyclinic, staffing, doctors, patients, medical care, Ulan-Ude
Актуальность
В конце 2019 года человечество впервые с наступления XXI века встретилось лицом к лицу с угрозой глобального масштаба и на сегодняшний день последняя из актуальных тем по всему миру является новая коронавирусная инфекция.
Амбулаторно-поликлинические службы играют ключевую роль в борьбе с новой коронавирусной инфекцией и выполняют ряд важнейших функций, в том числе:
— обеспечение своевременного выявления пациентов с подозрением/подтвержденной коронавирусной инфекцией;
— ведение пациентов с подозрением/подтвержденной коронавирусной инфекцией с легкими формами заболевания, после выписки из стационаров, контактных лиц;
— сохранение доступности и высокого качества помощи пациентам с хроническими заболеваниями различных профилей;
—эффективное межведомственное сотрудничество в интересах пациентов (социальная служба, МВД и др.).
Важно отметить, что российские медики-практики приступили к анализу проблем оказания медицинской помощи в период пандемии. Результаты их исследований свидетельствуют о том, что только благодаря своевременно принятым мерам по мобилизации медицинского персонала, грамотной маршрутизации и инфраструктурным изменениям удалось избежать коллапса амбулаторно-поликлинической системы здравоохранения и тем самым существенно снизить нагрузку на стационарное звено [1;2;5].
В статье И.В. Болговой с соавторами «Опыт работы амбулаторно-поликлинической службы в условиях новой коронавирусной инфекции» по материалам исследования в Кемеровской области отмечено, что в Областном перинатальном центре объем проконсультированных пациентов за период с апреля по сентябрь 2020 г. в динамике снизился. Около 22,0 % предварительно записанных пациентов не приезжают на прием, поскольку у населения существуют опасения заразиться. При анализе нозологической структуры принятых врачами поликлиники пациентов отмечено увеличение числа больных, подлежащих экстренной госпитализации в связи с увеличением степени тяжести состояния обратившихся. Значительно увеличилась (на 48,0 %) нагрузка на цеховую службу поликлиники, так как сотрудники проходят осмотр перед началом работы в инфекционном госпитале и после нее. Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию и опасения населения, специализированная помощь взрослому и детскому населению врачами амбулаторно-поликлинической службы Областного перинатального центра оказывается на высоком уровне [2].
Материалы и методы Анализ ведомственной статистических и отчетных данных ГБУЗ «Городская поликлиника № 3». Экспертные интервью с руководством ГБУЗ «Городская поликлиника № 3» (N=4), глубинные интервью с пациентами ГБУЗ «Городская поликлиника № 3» (N=8). Исследование проводилось на базе ГБУЗ «Городская поликлиника № 3» в период с сентября 2020 г. по октябрь 2021 г.
Цель: проведение самооценки по оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией в ГБУЗ «Городская поликлиника №3». Задачи:
— выявление слабых и сильных сторон в деятельности ГБУЗ «ГП № 3» при оказании медицинской помощи пациентам с Covid-19
— разработка корректирующих действий для улучшения оказания медицинской помощи пациентам с Covid-19
В исследовании применены следующие научные методы: аналитический, нормативно-правовой, статистический, экспертных оценок, SWOT- анализ.
Результаты и обсуждение ГБУЗ «Городская поликлиника № 3 - крупное амбулаторно-поликлиническое учреждение. Всего прикреплено к поликлинике 56 670 взрослого населения, 22 183 детей. Площадь обслуживаемой территории - 30 квадратных километров. Медицинская помощь населению по состоянию на 01.01.2021 оказывается на 22 терапевтических участках, 20
педиатрических участках, 9 участках врача обшей практики, ведется прием по 16 специальностям.
В структуре ГБУЗ «ГП № 3» имеются лечебные отделения в составе которых: 4 терапевтических, 2 педиатрических отделения, женская консультация, отделение профилактических осмотров, отделение профилактики, отделение восстановительного лечения (физиотерапевтическое), консультативно-диагностическое отделение.
В таблице 1 представлены данные по заболеваемости новой коронавирусной
инфекцией по состоянию на 01.09.2021 г.
Таблица 1
Заболеваемость СОЛТО-19 в Республике Бурятия и ГБУЗ «Городская
поликлиника Л» 3»
2020 2021
Республика Бурятия 26091 53435
ГП№3 4991 4871
В связи с пандемией в поликлинике были своевременно разработаны все необходимые нормативно-правовые акты, в том числе приказы, стандартные операционные процедуры и т.д. В соответствии с приказом министерства здравоохранения Республики Бурятия №321-ОД от 04.05.2020г. «Об оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) пациентам с установленным диагнозом Covid-19» начато амбулаторное лечение пациентов с диагнозом: Новая коронавирусная инфекция. В соответствии с приказом ГБУЗ «Городская поликлиника №3» №309-0Д от 25.11.2020 г. была организована работа Амбулаторного центра диагностики и лечения Covid-19 по адресу ул. Жердева, 42б [3].
Координация амбулаторной работы по ведению пациентов с новой коронавирусной
инфекцией представлена на рис. 1.
Проведены экспертные интервью с руководством и медицинскими работниками ГБУЗ «ГП № 3» на основе которых выполнен SWOT-анализ деятельности ГБУЗ «Городская поликлиника № 3» г. Улан-Удэ в период распространения новой коронавирусной инфекции (таблица 2).
Таблица 2
8\УОТ-анализ деятельности ГБУЗ « Городская поликлиника Лг 3» г. Улан-Удэ в период распространения новой коронавирусной инфекции
Сильные стороны Слабые стороны
Высокий моральный дух и уровень ответственности медицинских работников Проблема дефицита кадров врачей и среднего медицинского персонала.
Своевременная разработка и внедрение нормативно-правовой базы Несвоевременное оказание медицинской помошн
Своевременные инфраструктурные изменения (создание амбулаторного центра) Недостатки в информировании населения
"Угрозы Возможности
Высокий уровень эмоционального выгорания медицинских работников вследствие повышенных нагрузок и постоянного стресса Готовность быстрой адаптации персонала поликлиники к борьбе с коронавирусной инфекцией.
Ухудшение состояния здоровья больных с хроническими заболеваниями. рост числа запушенных случаев Возможности интенсивного внедрения инноваций. новых методов лечения, цифровизацин.
В ходе экспертных интервью с руководством и медицинскими работниками ГБУЗ «ГП № 3» были представлены пути решения основных проблем поликлиники при оказании медицинской помощи пациентам с Covid-19: 1. Несвоевременное оказание медицинской помощи при вызове на дом
— привлечение отдельного сотрудника, отвлеченного от основной работы, для сортировки вызовов на дом;
— проведение аудиоконсультаций врачами специалистами консультативно-диагностический отделений, заместителями главного врача с принятием решения (взятие
ПЦР-теста, открытие электронного листа нетрудоспособности, вызов ковидного такси для довоза в амбулаторный центр и др.) и последующей передачей актива на участок;
2. Недостатки в информировании населения
— информирование населения о возможности безопасного получения медицинской помощи;
— приобретение за счет спонсоров мобильных (21 шт.) и стационарных телефонов (10 шт.) для оповещения и приглашения больных с новой коронавирусной инфекцией на прием, контрольные ПЦР-тесты, передачи данных пациентам с новой коронавирусной инфекцией в Viber (передача талонов на электронные листы нетрудоспособности, результатов «-» ПЦР-тестов), проведение аудиоконсультаций, взаимодействие с другими подразделениями посредством IP-телефонии;
— создание call-центра №2 для разгрузки основной телефонной линии и ускорения дозвона пациентами с последующей передачей данных в виде таблицы с конкретными запросами от пациентов (дистанционное открытие электронных листов нетрудоспособности контактным лицам, взятие ПЦР-теста у контактных лиц при появлении симптомов ОРВИ и др.);
3. Дефицит кадров
— формирование иммунитета у сотрудников посредством вакцинации от Covid-19 (% привитых работников из числа подлежащих);
— формирование кадрового резерва из числа врачей — специалистов (хирург, эндокринолог, невролог, врачи-физиотерапевты);
— обучение врачей всех специальностей и фельдшеров по вакцинации от Covid-19 (акушер-гинекологи, врач ГО и ЧС, фельдшера ОНМП, врачи резервного состава из военкомата и др.).
4. Снижение заболеваемости/ смертности от Covid-19
—увеличение возможности помощи пациентам в АУСО «Доверие» (выездные бригады и увеличение количества посещений врачом-терапевтом);
— дистанционное наблюдение на дому хронических пациентов и беременных женщин (проведение аудиоконсультаций, мониторинг показателей по профилю заболевания);
— уменьшение числа посещений пациентов из группы льготных категорий граждан (выписка и доставка лекарственных препаратов сразу на 3 мес. при компенсации состояния).
Участниками исследования отмечено, что в ГБУЗ «Городская поликлиника № 3 предложены корректирующие действия для решения основных проблем организации медицинской помощи населению в период пандемии:
1. Формирование резервных кадров врачебного и среднего медперсонала для приемов в Амбулаторном центре пациентов с ОРВИ, Covid-19, в том числе для контакт-центра в период роста заболеваемости:
— в зоне ОРВИ - прием в 3х кабинетах - до 150 больных в день с таким же количеством исследований на Covid-19,
— в зоне Covid-19 - прием в 6 кабинетах - до 200 взрослых больных и 40 детей в день, —забор на ПЦР-исследования - в 2х кабинетах - до 180 исследований в день,
— контакт-центр на 5 рабочих мест;
2. Сформировать неснижаемый запас СИЗ (средств индивидуальной защиты), противовирусных лекарственных препаратов для лечения Covid-19 - запас на 6 мес.;
3. Обеспечение максимального охвата подлежащих к вакцинации:
— сотрудники ГП№3 из числа медицинского и прочего персонала - до 95%;
—лица из приоритета 1го уровня (особо пациенты с хроническими заболеваниями и старше 60 лет) - до 60%;
4. Проведение постоянных инструктажей, в том числе планового внутреннего аудита по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима на рабочих местах с тестовой проверкой знаний для допуска к последующей работе;
5. Проведение мероприятий, в том числе тренингов, занятий, в подразделениях для снижения психоэмоционального напряжения у медицинского персонала с привлечением специалиста (психолог);
6. Привлечение на постоянной основе специалистов из других подразделений к оказанию медицинской помощи больным с Covid-19 с обучением специалистов, в т.ч. «Временные методические рекомендации: профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции, выпуск 11 от 07.05.2021г.»;
7. Проведение тематического семинара по КТ-диагностике органов грудной клетки с привлечением специалиста лучевой диагностики для снижения нагрузки на КТ-кабинет в период массовой заболеваемости, а также маршрутизации пациентов с Covid-19 в рентген-кабинет ГБУЗ «ГП№3» для диагностики пневмонии в амбулаторных условиях;
8. Проведение углубленной диспансеризации пациентам из I группы согласно приоритизации.
Участниками экспертного опроса предложены меры по повышению эффективности деятельности поликлинике по борьбе с Covid-19:
1. Привлечение специалистов Центра общественного здоровья и медицинской профилактики им. Бояновой РБ для проведения дистанционного консультирования пациентов с новой коронавирусной инфекцией с целью снижения нагрузки на амбулаторное звено для высвобождения специалистов на первичные осмотры пациентов;
2. Создание постоянного кадрового резерва для оказания амбулаторной и стационарной помощи - обучение по линии министерства здравоохранения Республики Бурятия;
3. Создание единого ситуационного центра - мониторинг всех случаев обращения за медицинской помощью с последующей централизованной передачей в медицинские организации;
4. Формирование единых чек-листов по оказанию медицинской помощи пациентам с ОРВИ, пневмонией, новой коронавирусной инфекцией на амбулаторном и стационарном этапе с учетом «лучших практик»;
5. Информирование населения (не только СМИ, радио, газета, но и магазины, подъезды, «блогеры») - зачастую пациенты слышат неверную информацию «Обратитесь к врачу», что приводит к тому, что пациент с новой коронавирусной инфекцией идет в поликлинику, аптеку, тем самым происходит распространение инфекции;
6. Популяризация «Народных акций» — «Ариг УС помогает врачам», дополнительно «Помоги одинокому соседу», «Стань волонтером»;
7. Перенятие опыта других стран (Китай) - старосты домов, подъездов, общежитий, привлечение товариществ собственников жилья (ТСЖ) и жилищных кооперативов в помощи по выносу мусора, доставке продуктов.
В ходе глубинных интервью пациенты отметили, что наиболее тяжелыми были вторая (октябрь- ноябрь 2020 г.) и третья (май-июль 2021 г.) волны распространения новой коронавирусной инфекции, когда система здравоохранения была перегружена, были большие трудности дозвона в колл-центр поликлиники, приходилось в течение нескольких дней ожидать вызов врачей, были случаи несвоевременного оповещения о результатах тестирования на наличие новой коронавирусной инфекции. Тем не менее, в основном медикам благодаря мобилизации и слаженным действиям удалось управлять ситуацией и не допустить массовой смертности от нового опасного заболевания.
Таким образом, анализ опыта работы крупной поликлиники г. Улан-Удэ в период пандемии новой коронавирусной инфекции выявил ряд серьезных проблем. Во-первых, это дефицит кадров, болевая точка федерального и регионального здравоохранения. В
целях сохранения кадров целесообразно усиливать меры по защите медицинского персонала, максимально обеспечить его средствами индивидуальной защиты, полностью вакцинировать. Во-вторых, актуальна проблема своевременного информирования населения по новой коронавирусной инфекции, в том числе о возможности безопасного получения экстренной и плановой помощи в условиях эпидемии На наш взгляд, особое внимание нужно обратить на меры первичной профилактики и здоровому образу жизни в условиях карантина. К сожалению, пандемия новой коронавирусной инфекции не только не отступает, но и нарастает. Это новая реальность, новый вызов всему человечеству. Безусловно, медики совершают гражданский подвиг, оказывая медицинскую помощь в таких сложнейших условиях. Объективный и независимый анализ имеющихся проблем с использованием современных научных методов, разработка предложений по совершенствованию медицинской помощи населению в условиях пандемии будет продолжаться и должны быть полезны всему обществу.
Список источников
1. Аксенова Е.И., А. С. Безымянный А.С., О. Ф. Гавриленко О.Ф. COVID-19: Анализ лучших управленческих практик- М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2021. - 150 с.
2. Болгова И.В. Заварзина М.В., Черданцева Л.Г., Елгина С.И., Мозес В.Г., Рудаева Е.В., Мозес К.Б. Опыт работы амбулаторно-поликлинической службы в условиях новой коронавирусной инфекции// Медицина в Кузбассе. - 2020. - Т. 19. - № 4. - С. 98-101.
3. ГБУЗ «Городская поликлиника №3» города Улан-Удэ: официальный сайт [Электронный ресурс].- URL: http://gp3uu.ru/ (Дата обращения 08.08.2021).
4. Зульфибаева Ж.А., Нагурная В.В. Оценка случаев заболевания Covid-19 по данным городской поликлиники № 4 г. Улан-Удэ // Инновации. Наука. Образования. - -
№ 39. - С. 641-646
5. Попова Н.М., Сабитов Р.К., Низамов Д.Д., Юминова О.В. Деятельность медицинской организации по предупреждению и лечению пациентов с СOVID-19 в ГАУЗ «Городская поликлиника № 3». г. Набережные Челны // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. — № 4. - С. 8-13.
References
1. Aksenova E.I., A. S. Bezymyannyj A.S., O. F. Gavrilenko O.F. COVID-19: Analiz luchshih upravlencheskih praktik- M.: GBU «NIIOZMM DZM», 2021. - 150 s.
2. Bolgova I.V. Zavarzina M.V., CHerdanceva L.G., Elgina S.I., Mozes V.G., Rudaeva E.V., Mozes K.B. Opyt raboty ambulatorno-poliklinicheskoj sluzhby v usloviyah novoj koronavirusnoj infekcii// Medicina v Kuzbasse. - 2020. - T. 19. - № 4. - S. 98-101.
3. GBUZ «Gorodskaya poliklinika №3» goroda Ulan-Ude: oficial'nyj sajt [Elektronnyj resurs].- URL: http://gp3uu.ru/ (Data obrashcheniya 08.08.2021).
4. Zul'fibaeva ZH.A., Nagurnaya V.V. Ocenka sluchaev zabolevaniya Covid-19 po dannym gorodskoj polikliniki № 4 g. Ulan-Ude // Innovacii. Nauka. Obrazovaniya. - 2021. -
№ 39. - S. 641-646
5. Popova N.M., Sabitov R.K., Nizamov D.D., YUminova O.V. Deyatel'nost' medicinskoj organizacii po preduprezhdeniyu i lecheniyu pacientov s SOVID-19 v GAUZ «Gorodskaya poliklinika № 3». g. Naberezhnye CHelny // Zdorov'e, demografiya, ekologiya finno-ugorskih narodov. - 2020. - № 4. - S. 8-13.
Для цитирования: Хамаева Н.А., Башкуева Е.Ю. Уроки пандемии: опыт работы городской поликлиники по борьбе с новой коронавирусной инфекцией (экономико-социологический анализ на примере ГБУЗ «Городская поликлиника № 3» г. Улан-Удэ) // Московский экономический журнал. 2021. № 11. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-11 -2021 -24/
© Хамаева Н.А., Башкуева Е.Ю., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 11.