134
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Список литературы:
1. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. -М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.
2. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. - М.: Педагогическое сообщество России, 2001. - 284 с.
3. Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. - 160 с.
УРОКИ ОБЩЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Топтун Е.В.*
Средняя общеобразовательная школа № 26, г. Якутск
Автор рассматривает проблему формирования межличностных отношений младших школьников в первом классе и представляет систему уроков, способствующих созданию дружного коллектива.
Ключевые слова: воспитательная работа в первом классе, межличностные отношения младших школьников, педагогическое сотрудничество.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Особенностью содержания современного начального образования, как указано в документах ФГОС, является направленность на универсальные учебные действия в личностных, коммуникативных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной познавательной деятельности. Среди этих способностей серьезное значение придается формированию коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивающих социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
Правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают - вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин.
Учитель начальных классов.
Теория и методика обучения и воспитания
135
Во-первых, коллектив школьного класса выступает важным условием развития личности каждого из ребят. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяют ее особенности. Следовательно, для каждого школьника его отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. Здесь необходимо уточнить, что важны как отношения с отдельными одноклассниками, так и ощущение ребенка от своего положения в классе.
Второй важный момент, который объясняет наше обращение к этим проблемам, связан с тем, что в практике каждого учителя существуют ситуации, когда он имеет дело не с одним отдельным учеником, а с классом как единым целым. А в этом случае перед педагогом встает задача взглянуть на класс как на социально-психологическую общность, что требует от него некоторой ориентировки в психологических особенностях класса как малой группы. Одной из таких важнейших особенностей является специфика межличностных отношений в классе.
Сегодня стало очевидным, что без ориентации младших школьников на понимание себя и другого человека не удаётся прийти к взаимопониманию, исключающему безразличие к человеку и побуждающему ребёнка принять человека как своего друга. Педагогическая практика показывает, что современный младший школьник способен, в силу открытия перед ним разнообразных каналов познания, к новым формам взаимодействия и общения с другими людьми, основанным на сотрудничестве и понимании.
Понимание, как гуманитарный способ познания жизни, способствует порождению, нахождению и интерпретации личностных смыслов субъектов взаимодействия и общения. Кроме того, познание бытия невозможно без глубокого понимания себя и собственных личностных смыслов. Самопознание -это процесс получения знания о самом себе путем выделения себя среди других, идентификации и обособления себя от других людей на основе сравнивания себя с ними и с самим собой в прошлом, настоящем и отдаленном будущем.
Положение ученика в классе может быть благоприятным, тогда он чувствует себя принятым в группу, чувствует симпатию со стороны товарищей и сам им симпатизирует. Такую психологическую ситуацию ученик переживает как чувство единства с группой. При неблагоприятном положении возникает состояние психологической изоляции, что отрицательно сказывается на формировании личности. И учителю очень важно заметить тех детей, с которыми не хотят дружить, сидеть за одной партой. Нужно принять своевременные меры, чтобы включить таких детей в коллективную деятельность. Если вовремя не сделать этого, дети, не нашедшие себе места в коллективе, не установившие дружеских, товарищеских отношений со своими сверстника-
136
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ми, не смогут стать настоящими коллективистами, а иногда начинают противопоставлять себя коллективу, его делам.
Межличностные отношения в классном коллективе - один из важнейших факторов состояния благополучия класса. Знания межличностных отношений необходимы для того, чтобы правильно организовать воспитательную работу в классе, выработать правильный педагогический подход к детям, правильно выбрать актив класса, распределить детей по группам; воспитывать у детей коллективистическое отношение друг к другу, дружбу, -сделать все необходимое, чтобы из случайной совокупности учеников, собранных в класс, в возможно более короткий срок создать коллектив.
Особенно это важно при поступлении ребенка в школу. Первый класс -это период становления нового статуса ребенка, он становиться членом новой для него человеческой общности, начинает выполнять социально значимую роль - роль ученика. Среди большого числа новых для ребенка сверстников, одноклассников ему предстоит определить свои силы, занять определенное место, научиться подчинять свое поведение требованиям школы и учителя. У него появляются новые права и обязанности. В связи с этим изменяется первичный склад отношений ребенка с окружающими его людьми.
Для определения первичных межличностных отношений в первом классе и определение статуса каждого ученика мы использовали социометрическую методику, которая строится на вопросах:
«Каких трех одноклассников ты пригласил бы на день рождения?»
«Каких трех одноклассников ты бы не пригласил на день рождения?»
Получены следующие результаты: показатель групповой сплоченности класса он равен 0,5. Это ниже нормы, что характерно для первого класса. Это еще раз убедило в необходимости проведения специальных уроков общения.
С целью успешного формирования межличностных отношений между учащимися начальных классов нами разработана серия уроков в школе общения. Блок уроков для первого класса организован под девизом «Мы такие разные - мы такие похожие».
Понятие урок в узком смысле трактуется как форма организации учебно-воспитательного процесса в школе, в широком смысле урок - это те знания, которые получает ученик в процессе обучения. Уроки общения для учащихся начальной школы направлены на развитие следующих коммуникативных умений:
- слушать и слышать другого человека;
- участвовать в свободной беседе;
- быть внимательным к самому себе и окружающим;
- понимать чувства и настроение другого;
- осмысливать свои поступки и поступки другого человека.
На уроке используются активные методы обучения: ролевые игры, анализ ситуаций взаимодействий, решение проблемных ситуаций, возникаю-
Теория и методика обучения и воспитания
137
щих между детьми; а также игры - упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления. Учащиеся знакомятся с особенностями невербального общения с помощью мимики, жестов, пантомимики и возможностями вербального общения, с помощью речи. Занятия строятся на основе детских подвижных игр, психологических упражнений, адаптированных для младшего школьного возраста, а также используются стихи, сказки, рассказы, направленные на понимание детьми окружающего мира и себя в этом мире, на развитие как когнитивной, так и личностно-смысловой сфер детей.
Таблица 1
Тематическое планирование школы общения «Мы такие разные - мы такие похожие». 1 класс
№ занятия Сроки проведения Тема Цель Кол. час.
1. сентябрь Называй другого человека по имени, и он будет обращаться к тебе так же Развитие навыков самопрезентации при знакомстве 1
2. октябрь Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя Развитие внимания к окружающим людям 1
3. ноябрь Умей слушать и слышать другого человека, и ты узнаешь много нового Развитие навыков правильного общения с собеседником 1
4. декабрь Умей поставить себя на место другого человека, и ты сможешь понять его Развитие навыков сопереживания 1
5. январь Будь вежливым, и у тебя будет много друзей Развитие навыков саморегуляции 1
6. февраль Помогай людям, и люди будут помогать тебе. Формирование потребности взаимопомощи 1
7. март Приноси радость людям, и ты будешь счастлив сам Развитие навыков позитивного общения 1
8. апрель Умей видеть в другом человеке хорошее, и ты сам станешь лучше Формирование способности социальной оценки и самооценки 1
9. май Защити слабого, и ты станешь сильнее Формирование ответственного отношения к людям 1
Всего 9
В конце года была проведена повторная диагностика, и результаты показали эффективность школы общения: был получен показатель групповой сплоченности 0,6, что соответствует хорошему уровню развития межличностных отношения (0,6-0,7). Полученные положительные результаты стали стимулом для разработки программы школы общения в последующие годы обучения.
Проведенная нами экспериментальная работа по формированию позитивных межличностных отношений младших школьников в классном кол-
138
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
лективе посредством организации занятий в школе общения и полученные положительные результаты позволили нам сделать выводы о том, то это воспитательное направление должно осуществляться систематически и планомерно.
Список литературы:
1. Полякова М.В. Дружный класс. - М.: УЦ «Перспектива», 2008.
2. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М., 2008.
3. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. - Томск: «ПЕЛЕНГ», 1996.
ЗДОРОВЫЙ образ жизни и его составляющие
© Щиенко А.А.*
Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург
В разработке рассматриваются основные слагаемые понятия «Здоровый образ жизни», компоненты здорового образа жизни, факторы, негативно влияющие на здоровье человека, а также методика проведения точечного массажа.
Ключевые слова здоровый образ жизни, виды спорта, массаж, правильное питание, табакокурение, алкоголизм, наркомания.
Цель: актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения.
Задачи: развить знания о здоровье и здоровом образе жизни; формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации; воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Оформление:
Русские народные пословицы:
- Жизнь дана на добрые дела.
- Какую дружбу заведешь - такую и жизнь поведешь.
- Век живи - век трудись, а трудясь - век учись.
- Любой жует, да не любой живет.
- Здоровая душа в здоровом теле.
- Здоровье дороже денег.
- Счастье не ищут, а делают.
Воспитатель учебного курса.