В данной работе представлены варианты открытых уроков по математике в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. Уроки разработаны по учебнику Э.И. Александровой «Математика — 3 класс» к теме «Умножение многозначных чисел на однозначное». Представлены типы уроков: урок постановки учебной задачи, уроки решения частных задач по применению открытого способа.
Валова Наталья Николаевна,
учитель начальных классов I квалификационной категории МБОУ СОШ № 5 г. Югорск
Уроки математики в системе развивающего обучения
Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова (3 класс)
Урок 1. Способ умножения многозначного числа на однозначное.
Цели: 1. Найти способ вычисления, который позволит умножать многозначное число на однозначное.
2. Развивать внимание, логическое мышление.
3. Включить каждого ребенка в совместную деятельность.
Тип урока: постановка учебной задачи, моделирование.
1. Создание учебной ситуации.
- С чего мы обычно начинаем урок математики? (С разминки.)
- Для чего нам нужна разминка? (Чтобы настроиться на рабочий лад. Уметь вычислять быстро и т.д.)
Задание 1. Предлагается в качестве разминки решить примеры, записанные на доске:
1) 66 х 11 3) 320 х 99 5) 7428 х 6
2) 15 х 9 4) 1245 х 101 б)19 х 11
- Какие примеры решили быстро?
- Каким способом действовали? (Решали с помощью распределительного закона умножения.)
Например:
66 х 11 = 66 х (10 + 1) = 66 х 10 + 66 х 1 = 726
(Дети выполняют вычисления устно.)
2. Постановка учебной задачи.
- Почему не решили пример № 5? (Не умеем умножать многозначное число на однозначное.)
- А как же № 2? (Решили с помощью распределительного закона умножения относительно вычитания.)
- А можно этим способом решить №5? (Не знаем... Можно попробовать.)
- Какую цель поставим себе на урок? (Найти способ умножения многозначного числа на однозначное.)
3. Анализ условий решения задачи. (Работа в группах.)
Задание 2. Предлагается найти результат примера № 5 различными способами.
Варианты решения выносятся на доску. Дети анализируют записи. Определяют самый удобный способ решения.
Варианты групп:
1- я группа:
7428 х 6 = 7428 х 10 — 7428 — 7428 — 7428 — 7428
2- я группа:
х7428
Х 6
44568
3- я группа:
+7428
7428
7428
7428
7428
7428
44568
4- я группа:
х7428
Х 6
42428 (без переходов)
После обсуждения результатов работы выбирается способ второй группы.
- Этот способ подходит для всех случаев умножения многозначного числа на однозначное? (Да.)
4. Моделирование способа.
- Можно ли составить модель умножения многозначного числа на однозначное?
- Как будем работать? (В группах.)
Задание 3. Составить модель умножения многозначного числа на однозначное.
Варианты работы групп:
х . х . х .
- Можем пользоваться этими моделями? (Да.)
- Составьте примеры кэтим моделям. (Коллективная работа — примеры записываются на доску.)
5. Применение открытого способа.
Задание 4. Предлагается решить несколько составленных примеров, пользуясь открытым способом.
Ученики пробуют применить способ самостоятельно. 1-2 ученика работают у доски.
- Работает ваш способ?
6. Итоговая рефлексия.
- Какую задачу решали на уроке?
- Какие трудности были?
- Задача урока выполнена?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Какую задачу поставим на следующий урок? (Научиться применять открытый способ.)
Домашнее задание: объяснить родителям способ умножения многозначного числа на однозначное, № 174 (1,2) с. 79.
Урок 2. Выделение ошибкоопасных мест при умножении многозначных чисел на 9
Цели: 1. Выделить ошибкоопасные места при умножении многозначных чисел на 9.
2. Учиться применять способ умножения многозначного числа на однозначное.
3. Развивать внимание, память, логическое мышление.
4. Воспитывать солидарность, взаимопомощь, доброжелательность к товарищу во время работы в группах, парах и в ходе учебного диалога.
Тип урока: решение частных задач по применению открытого способа.
1. Создание учебной ситуации.
- Какие задачи учились решать на прошлых уроках? (Составили таблицу умножения на 9, открыли способ умножения многозначного числа на однозначное).
- Какую задачу поставим на уроке? (Повторить таблицу умножения на 9, научиться умножать многозначное число на однозначное.)
2. Работа с таблицей умножения на 9.
1) Ритмичное чтение таблицы умножения на 9 хором (шепотом, громко, жужжащее чтение) :
а) с начала, с конца, через пример;
б) чтение таблицы с закрытыми ладонью ответами;
в) фотографирование таблицы.
2) Выписать ответы, которые есть в таблице умножения на 9:
9, 17, 27, 45, 56, 54, 73, 72, 63, 81, 16, 18.
- Какие примеры из таблицы умножения на 9 еще не запомнили?
3) Способы запоминания таблицы умножения на 9.
- Что может помочь запомнить таблицу умножения на 9? (Секреты.)
Секреты:
а) на пальцах;
б) 9 х 3 = 18 — если сложить цифры ответа, то получится 9;
в) каждый последующий результат на 9 больше предыдущего;
г) в произведении количество десятков на 1 меньше, чем второй множитель: 9 х 5 = 45;
д) если сложить второй множитель и число единиц в произведении, то получится 10.
- Для чего необходима таблица умножения на 9?
3. Объяснение способа умножения многозначного числа на однозначное.
5247 х 9
4. Выделение ошибкоопасных мест при умножении многозначного числа на 9. _(Работа в группах.)
Задание: проверить примеры и выделить ошибкоопасные места при умножении многозначного числа на 9.
Карточка для каждой группы: а) 3854 б) 3854 в) 3854 г) 3854
х 9 х 9 х 9 х 9
34656 34686 34926 4686
Обсуждение ошибкоопасных мест.
5. Практическая работа. (Работа в парах.)
Задание: выполнить умножение многозначного
числа на однозначное:
3354 х 9 6574 х 9
8672 х 2 8403 х 2
2784 х 2 3518 х 9
- На какие 2 группы можно разделить примеры?
6. Итоговая рефлексия.
- Чему учились на уроке?
- Какие ошибкоопасные места выделили при умножении многозначного числа на однозначное?
- Кому было легко? Трудно?
- Кто пропускал «переходы» при умножении?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке? (Применять изученный способ в различных ситуациях.)
7. Самостоятельная работа.
5609 х 9 9504 х 9
3827 х 9 8326 х 9
6419 х 9 5718 х 9
Домашнее задание: составить справочник ошибкоопасных мест при умножении многозначного числа на однозначное.
Урок 3. Закрепление способа умножения многозначного числа на однозначное. Применение данного способа при решении уравнений.
Цели: 1. Закрепить умение умножать многозначное число на однозначное.
2. Использовать способ умножения многозначного числа на однозначное при решении уравнений.
3. Развивать умение оценивать, сравнивать, соотносить.
4. Воспитывать дружеское отношение учащихся друг к другу.
Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа.
1. Рефлексия.
- Над чем работали на уроках математики? (Открыли способ умножения многозначного числа на одно значное.)
- Над какой проблемой работали на прошлом уроке? (Выделяли ошибкоопасные места при умножении многозначного числа на однозначное.)
- Какие операции необходимо произвести при умножении многозначшях чисел на однозначные? (Записать пример в столбик.)
- Кто испытывал трудности? В чем?
2. Создание учебной ситуации.
- Какую задачу поставим на этот урок? (Применять открытый способ в различных ситуациях.)
- Для того, чтобы применять этот способ в различных ситуациях, повторим способ умножения многозначного числа на однозначное и выделим ошибкоопасные места.
Задание 1 .Выбрать верное решение, выделить ошибки:
а) 2098 (5) 2098 в) 2098
х Ы 9 7 х Ы
153Ы6 Х463Ы X4686
Детивыполняютзаданиесамостоятельно.
- Какие ещеошибкоопасныеместа есть в этих примерах?
Задание 2. К заготовкам составлены примеры. Проверьте правильность выполнения задания. Составьте свой пример к заготовке:
afsffi б)°2Й4
к х
2 9
16878 21186
Работавпарах.
Анализ работы.
3. Рефлексивный контроль.
-Скакимипримерамибылолегче работать?
- С какими труднее? Почему? (Нужно хорошознать таблицуумножения ит. п.)
- У кого были трудности? Какие?
-Как добиться, чтобы этих трудностей не было?
- В каких ситуациях можно использовать способ умножения многозначного числа на однозначное? (При решении уравнений, задач и др.)
в) , . . . * 7
7306
У'"'
- Сегодня мы будем использовать этот способ при решенииуравнений. Чем мы пользуемся при решении уравнений? (Схемой.)
4. Применение спо соба умножения многозначного числю на однозначное при решении уравнений.
Задание 3. По каждой схеме найти неизвестную велмину. (Работа в парах.) Самостоятельно (или is парах) решить полученныегфимеры. При завершешш работы — взаимопроверка.
у 7344
3 ~ “ 2
-Какиебыли труд ностигфи нахождешшнеиз вест-ньтс велмин? Почетом?
- Какие ошибки допустили при решении примеров?
5. Самостоятельная работа.
Задание 4. Составить к схемам уравнения; решить, при а = 1025,1) = 9,с = (385, к = 987, d = 7, п = 1824.
____Z_____ у П
I» ~ т " "
6. Итоговаярефлексия.
- Какую задачу поставили на урок?
- Решили ее?
- Кто доволен своей работой?
- Кого вы хотите поблагодарить за работу?
-Ктосвоейработойнедоволен? Почему?
- Что ему нужно посоветовать?
- Чем нам предстоит заниматься на следующем уроке?
Домашнее задание: - Над чем вам следует поработать дома? (Решать уравнения с применением способа умножения многозначного числа на однозначное.) № 320 (5 ур.) с.83, № 461 с. 109.