Научная статья на тему 'Уроки-экскурсии как одно из направлений совершенствования исторического образования студентов педагогического вуза'

Уроки-экскурсии как одно из направлений совершенствования исторического образования студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1262
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОКИ-ЭКСКУРСИИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CLASSES IN THE FORM OF EXCURSIONS / VIRTUAL EXCURSIONS / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суркова Людмила Ивановна

В статье описываются технологии проведения уроков-экскурсий разных типов как способы совершенствования исторического образования студентов педагогического вуза, формирования у них толерантного восприятия социальных и культурных различий, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSES IN THE FORM OF EXCURSION AS A WAY OF HISTORICAL EDUCATION IMPROVEMENT IN THE PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article focuses on the methodology of giving classes in the form of excursions as the means of teaching history in a more qualitative way, developing students’ tolerant perception of social and cultural diversity, respect and careful attitude towards history and traditions of different peoples.

Текст научной работы на тему «Уроки-экскурсии как одно из направлений совершенствования исторического образования студентов педагогического вуза»

УДК 372.8: 94

УРОКИ-ЭКСКУРСИИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

CLASSES IN THE FORM OF EXCURSION AS A WAY OF HISTORICAL EDUCATION IMPROVEMENT IN THE PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

© Л.И. Суркова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© L.I.Surkova

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье описываются технологии проведения уроков-экскурсий разных типов как способы совершенствования исторического образования студентов педагогического вуза, формирования у них толерантного восприятия социальных и культурных различий, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народов.

The article focuses on the methodology of giving classes in the form of excursions as the means of teaching history in a more qualitative way, developing students' tolerant perception of social and cultural diversity, respect and careful attitude towards history and traditions of different peoples.

Ключевые слова: уроки-экскурсии; виртуальные экскурсии; патриотическое воспитание. Keywords: classes in the form of excursions, virtual excursions, patriotic education.

и навыки, приобретенные на аудиторных занятиях, объединяют учебный процесс с живой жизнью: знакомят молодежь с разнообразными историческими и современными объектами в их целостности, взаимосвязях с другими явлениями мира, с трудовыми и технологическими процессами.

Понятие «экскурсия» вошло в обиход в XIX веке и закрепилось в нем в тесной связи с образованием. Образовательный потенциал экскурсии очень давно известен педагогам, опирающимся на принцип наглядности в обучении. Не случайно экскурсия как форма учебно-воспитательного процесса была закреплена еще в «Школьном уставе», принятом в России в 1804 году. В этом документе указывалось на необходимость прогулок на природе, посещения ремесленных мастерских и т.п., и с тех пор экскурсии активно использовались в отечественной школе [3, с. 127]. Над разработкой теоретических и практических основ учебных экскурсий как одной из самых демократичных форм обучения, помогающих приобретению новых знаний и впечатлений, трудились известные педагоги Е.Я. Го-лант, В.В. Голубков, И.П. Подласый, К.Д. Ушинский и др.

Уроки-экскурсии интегрируют три взаимозависимых компонента:

В ныне действующих федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования выдвигается требование формирования толерантного восприятия студентами педагогического вуза социальных и культурных различий, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народов, а также акцентируется внимание на использовании будущими учителями полученных знаний, умений и навыков в своей профессиональной и просветительской деятельности [1].

В условиях модернизации и оптимизации высшей педагогической школы в ходе изучения дисциплин «История» и «Историческое краеведение» возникает потребность в разумной вариативности обучения, совершенствовании традиционных методов обучения, направленных на развитие у студентов познавательных и созидательных способностей, самостоятельной инициативы. Важную роль здесь выполняют такие социальные институты общества, как музеи и библиотеки - хранители материальной и духовной культуры всех времен и народов, связующие звенья прошлого, настоящего и будущего [2]. Уроки-экскурсии, проводимые в музеях, библиотеках, на ис-торико-документальных и культурно-творческих выставках, опираются на знания

- когнитивный - знания об истории своей страны и ее регионов;

- эмоционально-побудительный -развитое чувство уважения к истории, культуре и традициям народов России;

- деятельностный - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний через бережное отношение к историко-культурным памятникам и семейным реликвиям, проявление заботы о ветеранах, оказание помощи взрослым и т.п.

Основная цель уроков-экскурсий заключается в развитии у студентов мотивации к изучению истории России с древнейших времен до настоящего времени, привитии им навыков исторического мышления, расширении общего культурного кругозора.

Основными задачами уроков-экскурсий являются:

- обучающие - закрепление, углубление и контроль знаний, полученных студентами во время аудиторных занятий; обучение поиску, хранению и анализу информации;

- развивающие - формирование гармонично и всесторонне развитой личности, способной сохранять и приумножать историко-культурные ценности общества и духовно-нравственные идеалы народов России;

- воспитательные - приобщение будущих учителей к богатому социальному опыту предыдущих поколений, воспитание уважения к прошлому своей страны и ее регионов, формирование активной гражданской позиции современной молодежи.

Современные уроки-экскурсии дают не только пищу для ума, но и материал для многообразной последующей учебной работы. Они способствуют накоплению студентами научных и жизненных фактов, обогащают зрительными образами содержание учебно-воспитательного процесса, обучают умению замечать, видеть детали и подробности, развивают основы эмпирического мышления; воспитывают в молодых людях любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.

На уроках-экскурсиях образовательная деятельность учащихся реализуется в качественно иных условиях, чем в учебных аудиториях, во время непосредствен-

ного восприятия студентами предметов-подлинников, диапазон которых очень широк - от природного памятника до произведения искусства. Они обладают большим познавательным потенциалом, являясь отражением процессов развития природы и цивилизации, конкретной эпохи, судьбы автора или целого народа [3, с. 128].

Для первокурсников, начинающих изучать в вузе дисциплины «История» и «Историческое краеведение», значительную помощь оказывает ежегодный урок-экскурсия на историко-книжную выставку «Виват, студент! Виват, библиотека!» Здесь студенты активно знакомятся с раритетными учебниками ХУП-ХХ веков, новейшей учебной и методической литературой, уникальной коллекцией журналов и газет XIX-XXI веков в помощь учебному процессу; участвуют в интерактивном фотопроекте «Самара студенческая».

Уроки-экскурсии - действенная форма активизации познавательной деятельности, воспитания ценностного отношения к историческому прошлому, сохранения и развития отечественных традиций исторической памяти. На них сообщаются новые знания по общей и региональной истории, закрепляются и конкретизируются имеющиеся у студентов знания, развиваются индивидуальные познавательные интересы будущих педагогов. А.Э. Руднин и Ю.В. Решетников отмечали, что посетитель музея не просто получает информацию о тех или иных исторических событиях и фактах, но становится как бы соучастником этих событий, получает опыт живого восприятия культурных ценностей, опыт переживания и расшифровки тех духовных знаний, которые несут в себе эти ценности, обретает ощущение актуальной сопричастности историко-культурным традициям [4, с. 376]. Примером этого может служить, например, военно-исторический фестиваль «Ожившие страницы истории: Тревожные дни Самары», состоявшийся в сентябре 2013 года, в котором приняли участие студенты первого курса факультетов начального образования и физической культуры. В ходе этого мероприятия сотрудники самарских музеев и участники военно-исторических клубов Москвы, Димитровграда, Новоуральска, Самары, Тольятти, Уфы реконструировали отдельные фрагменты со-

бытий лета 1918 года в Самарском крае, посвященные борьбе частей «Железной дивизии» Г.Д. Гая и Самарской дивизии С.П. Захарова с Поволжской группировкой Чехословацкого корпуса (белочехами) и 2-й дивизией Народной армии КОМУЧа (Комитета членов Учредительного собрания). Наряду с развитием чувства сопричастности этому значительному историческому событию будущие педагоги расширили свои знания по теме «Советская Россия и Самарский край в годы гражданской войны (1918-1920 годы)».

Углублению и закреплению теоретических знаний, получению дополнительных или альтернативных сведений в неофициальной обстановке, ознакомлению студентов с источниками по истории России и Самарского края во многом способствуют уроки-экскурсии в Самарском областном историко-краеведческом музее имени П.В. Алабина. В собраниях музея имеется свыше 200 тыс. музейных предметов. Это богатые археологические, естественнонаучные коллекции, замечательная историко-бытовая и этнографическая коллекция. Интересны нумизматическая коллекция, редкие книги XVШ-X[X веков, документы X"VTП-XX веков, холодное и огнестрельное оружие России, а также стран Востока и Запада (от ХУ[-го до ХХ века).

Основные экспозиции музея («Самарский краеведческий музей - шаги истории», «От каменного века до Золотой Орды», «Самарский край в эпоху Золотой Орды», «Перекрестки Самарской истории», «От крепости Самары до губернского города», «Устроители земли Самарской», «Здесь тыл был фронтом: Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны», «Куйбышев - запасная столица», «Возвращенные имена: о жертвах сталинских репрессий 30-х и 50-х годов ХХ века») являются основными площадками по соответствующим темам исторических дисциплин для уроков-экскурсий, которые могут проводиться с использованием элементов беседы, дискуссии и контроля знаний [5, с. 16].

Живой интерес у студентов вызывают интерактивные уроки-экскурсии, например, по теме «На перекрестках старой Самары (путешествие во времени)», когда через костюмированную игру-реконструкцию можно познакомиться с прежними

названиями городских площадей и улиц старинного купеческого города, многое узнать о памятниках и знаковых зданиях Самары, о деятельности известных самар-цев (губернаторов, общественных деятелей, ученых, меценатов), ощутить атмосферу жизни наших предшественников, проникнуться чувством уважения к жизни и творчеству представителей разных поколений.

Немаловажным фактором для обучения и гражданского воспитания являются уроки-экскурсии по этнографическим экспозициям, когда будущие педагоги погружаются в атмосферу традиционной народной культуры. В ходе тематической экскурсии «Жизненный круг в традициях и обрядах народов Поволжья (мордвы, русских, татар, украинцев, чувашей)» студентам демонстрируются обряды, сопровождающие жизнь человека от рождения до поминовения; знаковые, сакральные функции традиционных народных костюмов; символика оберегов; предметы быта и хозяйственной жизни [6].

В процессе изучения тем о Первой мировой и гражданской войнах, Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, военных событиях конца ХХ-го - начала XXI века на уроках-экскурсиях в музее Самарского гарнизонного Дома офицеров студенты изучают экспозиции, в которых представлены различные виды оружия, боевые знамена, агитационные плакаты, образцы военной формы, фотографии, ордена, медали, памятные знаки. Постоянная экспозиция этого музея насчитывает более 12 тыс. выставочных экспонатов, многие из которых уникальны, а некоторые даже единичны. Наибольший интерес молодежи привлекают исторические события, отраженные в таких экспонатах, как копия Самарского знамени, созданного для поддержки героической борьбы болгарских воинов-освободителей против турецкого ига в конце XIX века; бронеавтомобиль «ФИАТ-15» периода Великой революции 1917 года, боевая тачанка -грозное оружие времен гражданской войны в России; макет знаменитой «Катюши» (БМ-13); баллистическая ракета Р-11 класса «земля - земля», принятая на вооружение Советским Союзом в 1958 году и предназначавшаяся для доставки к цели

ядерного заряда. Огромное впечатление своей масштабностью и реалистичностью производит на подрастающее поколение диарама танкового сражения германской и советской армий 12 июля 1943 года под Прохоровкой на Воронежском фронте в ходе Курской битвы. Изучение экспозиций музея закрепляет теоретические знания, развивает воображение, вызывает способность к сопереживанию и сочувствию, формирует облик нравственного героя как образца для подражания [7].

Для уроков-экскурсий широко используются такие современные информационные технологии, как комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды [8, с. 96]. Информационные технологии позволяют, в частности, проводить виртуальные уроки-экскурсии. Первые виртуальные музеи появились в Интернете в начале 90-х годов ХХ века. Первоначально это были информационные сайты о музеях, их местонахождении и режиме работы, основных экспозициях, наиболее значимых экспонатах. В настоящее время многие музеи мира и России сформировали настоящие виртуальные экскурсии, доступные всем интересующимся историко-культурным наследием человечества. Преимуществами подобных экскурсий являются возможность повторного просмотра, доступность детального рассмотрения отдельных фрагментов, наличие интерактивных заданий.

Для современных студентов доступны виртуальные туры по Московскому Кремлю, Музею-заповеднику «Петергоф», космодрому «Плесецк», в мемориальный Кабинет-музей маршала Советского Союза Г.К. Жукова и т.п.

В ходе учебных занятий по историческим дисциплинам большой интерес вызывают у студентов виртуальные уроки-экскурсии по местам боевой русской славы, например, в ходе изучения темы «Отечественная война 1812 года» на «Баграти-оновы флеши», «Семеновские высоты», «Утицкий курган», «Батарею Раевского», «Бородинскую панораму»; в процессе рассмотрения темы о Сталинградской битве -в район заводов «Баррикада», «Красный

Октябрь», тракторного завода, на Мамаев курган.

Виртуальное посещение Музея-панорамы «Сталинградская битва» позволяет студентам «погрузиться» в необходимую познавательно-эмоциональную среду: на диараме «Стойкость, победившая смерть» они видят изображение событий начала Сталинградской битвы, когда в тяжелейших условиях войска Сталинградского фронта вели бои на дальних подступах к городу; на диараме «Разгром ударной группировки Манштейна» - события декабря 1942 года юго-западнее Сталинграда - разгром вновь созданной ударной группы немецких армий «Дон» под командованием генерал-фельдмаршала Манштейна, направленной германским руководством для деблокирования армии Паулюса советскими войсками. Такие интернет-экскурсии показывают героику боевых сражений, примеры личной стойкости защитников Отечества, беззаветное личное мужество, самопожертвование полководцев и народов России, тем самым воздействуют на эмоциональную сферу обучающихся и способствуют формированию ценностных отношений.

Виртуальная экскурсия в самарский музей «Бункер Сталина» также оказывает мощное эмоционально-образовательное воздействие на будущих педагогов, так как позволяет увидеть уникальную конструкцию, находящуюся на глубине 37 метров под землей (высота 12-этажного дома), площадью 72 квадратных метра, созданную для возможного перемещения Ставки Верховного Главнокомандования и лично И.В. Сталина в Куйбышев как запасную столицу. В музее студенты видят зал для заседаний, в котором одновременно могли работать 100 человек; обстановку личного кабинета И.В. Сталина: письменный стол, кресла и диван в холщовых чехлах, на стенах - портреты А.В. Суворова и М.И. Кутузова - двух наиболее уважаемых И.В. Сталиным полководцев. В целом музей «Бункер Сталина» поражает своим масштабом и монументальностью [9].

Разнообразные виртуальные экскурсии, выставки и проекты для изучения исторических дисциплин в вузе предлагает Самарский областной историко-краеведче-ский музей им. П.В. Алабина: экскурсию по Дому-музею В.И. Ленина; выставки «Куп-

цы Курлины: Генеалогическое древо», «Великий перелом: долг памяти»; интерактивную карту-портрет Самарской области и др. Постоянная виртуальная выставка «Самарский край: события и люди», повествующая о трудовых и ратных подвигах, в марте 2014 года была посвящена 80-летию Ю.А. Гагарина (1934-1968) - летчика-космонавта СССР, совершившего первый в истории человечества полет в космическое пространство и находившегося в апреле 1961 года, после возвращения из космоса, на отдыхе в городе Куйбышеве.

Использование виртуальных экскурсий позволяет вносить разнообразие в учебный процесс, способствует развитию исторического кругозора, наполняет учебные

занятия особой эмоциональностью и позитивным настроем, гуманизирует подход студентов к подбору информации в Интернете.

Таким образом, разнообразные формы уроков-экскурсий в музеи, библиотеки, на выставки помогают создавать информационно-творческую атмосферу занятий, конкретизируют учебный материал; раскрывают будущим педагогам преемственность поколений, неразрывную связь прошлого и настоящего; формируют ощущение сопричастности историческим событиям и персонажам; развивают у молодежи чувство уважения и гордости за историю своей страны и своего региона; способствуют сохранению исторической памяти.

Литература

1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования // Министерство образования и науки Российской Федерации : официальный сайт. URL: http: //mon.gov.ru /pro/fgos/.

2. Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании // Русский вестник. 2004. № 6. С. 114-116.

3. Столяров Б.А. Музейная педагогика: История, теория, практика : учеб. пособие. М. : Высшая школа, 2004. 216 с.

4. Руднин А.Э., Решетников Ю.В. Экспозиционер и художник (размышления об опыте создания выставки) // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI вв. : тр. ГИМ. М., 2001. Вып. 127. С. 376-397.

5. Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение : учеб. пособие. Самара : НТЦ, 2003.

358 с.

6. URL: www.alabin.ru.

7. URL: http://museum-samara.ru.

8. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Владос, 2002. 208 с.

9. URL: Samara-panorama.ru>gorod/virtualnye-ekskursii.

Сведения об авторе

Людмила Ивановна Суркова, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и археологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Lyudmila Ivanovna Surkova, Candidate of Historical Sciences, associate professor of Department of National History and Archaeology, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities.

E-mail: surkovalivan@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.