материала, актуального и интересного для обучающихся.
Так для изучения языка можно использовать следующую тематику уроков регионального компонента для 5-9 классов:
« История моего города/поселка», «Достопримечательности моей страны», «Ваше любимое место в городе», «Люди, прославившие наш город», «Профессии в моей семье; «История области» (общая информация),», «Любимые занятия в моей семье» , «Погода и времена года в нашем крае», «Леса и парки», «Пруды нашего района», «Экологические проблемы родного края» , «Традиционные семейные праздники», «Праздники района», «Любимый районный праздник», «Ветераны в моей семье», «Мои планы на будущее и родной поселок» (9 класс).
Уроки регионального компонента проводятся чаще всего в форме уроков-конференций, уроков-экскурсий, на которых учащиеся представляют результаты своей работы в виде творческих и исследовательских проектов с мультимедийными презентациями, в виде небольших статей с фотографиями для школьных и классных газет и плакатов. Лучшие из работ отбираются для участия в предметных неделях, муниципальных и региональных конкурсах.
Опыт работы с краеведческим материалом показывает, что региональный компонент на уроке пробуждает у учащихся познавательный интерес к родному краю и изучению иностранного языка, позволяет повысить коммуникативную компетентность учащихся и развивать их речевую активность, а также повысить качество усвоения знаний.
Список использованной литературы:
1. Кострикина Т. Г. Регионоведение на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности. Из опыта работы.
2. Сороковых Г.В. Давыдова О.В. Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку.//Иностранные языки в школе, 2007. -№1.
© Степанова Д.Г., 2021
УДК37
Степанова Д.Г.
Педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДО «Успех» Белгородский район
УРОКИ ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ Аннотация
Ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.
Ключевые слова Нравственность, духовное воспитание, младшие школьники.
Где искать ребенку сегодня эти нравственные опоры и образцы, если и дома, и на улице он видит больше безнравственного, чем нравственного, слышит недостойные людей слова. Если жизнь такова, то нравственные образцы надо искать в Культуре человечества и своего народа, поскольку там собраны величайшие ценности и нравственные богатства, накопленные многими поколениями людей. А помочь детям освоиться в мире Культуры и, в конечном счете, сделать своими нравственные ценности и идеалы человечества должна школа. Мы должны подготовить ученика таким образом, чтобы он умел думать самостоятельно, обладал творческим мышлением, владел богатым словарным запасом.
Основная педагогическая идея - обеспечение успешного развития личности каждого ученика на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия. Идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Роль школьного предмета «Литературное чтение» трудно переоценить, потому что по сути своей он является частью Культуры, видом искусства. В начальной школе уроки чтения становятся сегодня уроками литературного чтения, цель которых заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основных литературоведческих знаний и практики читательской деятельности. Но эти задачи будут выполнены только в том случае, если мы, учителя, будем смотреть на этот предмет как на вид искусства. Тогда мы действительно сделаем уроки литературного чтения уроками нравственного прозрения, духовного обогащения и, в конечном итоге, - основой воспитания и самовоспитания.
Результатом урока является самостоятельная подготовка учеником творческого пересказа русской народной сказки и проведение конкурса лучшего сказителя.
Чтобы повысить познавательный интерес к истории родного края, его прошлого, настоящего и будущего, к родной природе я провожу интегрирование с другими учебными дисциплинами. При этом фрагментарное введение краеведческого материала идёт в логике с темой урока.
Например, на уроках технологии при работе с тканью знакомлю детей с народным декоративно-прикладным искусством, даю понятие о вышивке, говорю об украшениях и нарядных отделках на одежде, на рушниках; о цветовом строе нитей, об узоре и его магическом смысле.
Работая с пластилином и глиной, знакомимся со знаменитыми российскими художественными промыслами: Дымковским, Кожлянским, Филимоновским, Каргопольским и др.
На уроках изобразительного искусства говорим о богатых геометрических орнаментах, украшавших одежду, о цветовой гамме как о своеобразном символическом языке, в которой наши предки стремились выразить свои мысли и чувства, свою духовную связь с природой. При росписи по ткани, а также посуды, кухонных досок и других бытовых предметов учу ребят разнообразию рисунков, понимать зависимость характера росписи от формы предмета.
Каждый урок - результат творческой работы учителя и класса. А то, что урок состоялся, понимаешь, когда видишь блеск радости в глазах учеников, когда ощущаешь радость познания и желание творить дальше.
Список использованной литературы:
1. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки к проведению личностно-ориентированного классного часа. Под редакцией Е. Н. Степанова, М. А. Александровой. - М.: Сфера, 2002г
2. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов - М.: Вентана-Граф, 2002г
© Степанова Д.Г., 2021
УДК 372.891
Улезкина А.В.,
Зам. директора по УМР, учитель географии МБОУ СОШ №44 ст. Северская, Краснодарский край, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ПРИ РАБОТЕ С КАРТОЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Аннотация
Статья посвящена использованию игровых приёмов при работе с картами на уроках географии.