Научная статья на тему 'Урок в 6 классе по теме «Собирательные числительные»'

Урок в 6 классе по теме «Собирательные числительные» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2136
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ / УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ / РАБОТА ПО АЛГОРИТМУ / АРГУМЕНТАЦИЯ МНЕНИЯ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / COLLECTIVE NUMERALS / USE OF NUMERALS IN THE SPEECH / ALGORITHM WORK / OPINIONS ARGUMENT / A PROBLEM SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Ольга Александровна

В статье рассматриваются вопросы формирования универсальных учебных действий обучающихся в соответствии с системно-деятельностным подходом, даются нестандартные формы работы с учебным материалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The synopsis of the Russian language lesson in the 6 th grade on the topic “Collective numerals”

This article deals with the problems of formation of universal learning activities of students in accordance with the system-activity approach, non-standard forms of working with the educational material are given.

Текст научной работы на тему «Урок в 6 классе по теме «Собирательные числительные»»

УДК 372.881.161.1 ’366 ББК Ч426.819=411.2,21

О. А. Захарова

Талица, Россия

УРОК В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ»

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования универсальных учебных действий обучающихся в соответствии с системно-деятельностным подходом, даются нестандартные формы работы с учебным материалом.

Ключевые слова: собирательные числительные, употребление числительных в речи, работа по алгоритму, аргументация мнения, проблемная ситуация.

O. A. Zaharova

Talica, Russia

THE SYNOPSIS OF THE RUSSIAN LANGUAGE LESSON IN THE 6th GRADE ON THE TOPIC “COLLECTIVE NUMERALS”

Abstract. This article deals with the problems of formation of universal learning activities of students in accordance with the system-activity approach, non-standard forms of working with the educational material are given.

Keywords: collective numerals, use of numerals in the speech, algorithm work, opinions argument, a problem situation.

Цели урока

1. Предметные: формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении, употреблении в речи. Формирование умений употреблять и склонять собирательные числительные.

2. Метапредметные: формирование умений определять цель предстоящей деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор,экран,

раздаточный материал.

Планируемый результат: уметь правильно использовать собирательные числительные в письменной и устной речи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Определение темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Цель: учить формулировать тему, ставить задачи урока в соответствии с целью и планом урока. Мотивировать и нацелить обучающихся на учебную деятельность.

Результат (УУД)

Регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

— Ребята, что перед вами на экране? Какая единица языка? Текст или отдельные предложения?

Слайд № 1

1) На церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи присутствовали спортсмены из 88 стран. 2) Самой многочисленной делегацией стала россий-

ская. 3) Более двухсот пятидесяти человек прошлись по стадиону под песню «Нас не догонят» группы «Тату». 4) А вот олимпийцев с Бермудских островов было всего четверо.

5) Зажгли олимпийскую чашу Ирина Роднина и Владислав Третьяк, оба трёхкратные олимпийские чемпионы. 6) В конце церемонии был грандиозный фейерверк, для которого было заготовлено двадцать две целых три десятых тонны пиротехники. 7) Мы продолжаем болеть за наших спортсменов!

— Почему?(1-6 предложения — текст, 7 теряет логическую цепочку с предыдущими предложениями)

— А что можно сделать, чтобы получился текст? (между 6 и 7 предложением добавить несколько предложений, чтобы восстановить смысловую целостность)

— Ребята, к этому заданию мы ещё вернемся, а сейчас назовите мне все числительные, определите их разряд.

Примечание: обучающие на данный момент знают, что количественные числительные делятся на целые, дробные, собирательные, а также знают, что обозначают собирательные числительные.

— Какие числительные мы уже с вами изучили, а какие будем изучать на этом уроке? (Изучили целые, дробные, осталось изучить собирательные.)

— Итак, тема нашего урока «Собирательные числительные».

(Запись в тетрадь темы урока «Собирательные числительные»)

— Что мы уже знаем об этих числительных? (Обозначают несколько предметов как одно целое, отвечают на вопрос сколько?)

— Как вы думаете, этой информации достаточно, чтобы правильно употреблять собирательные числительные в речи? (Ответы могут быть разные.)

Проблемная ситуация

Результат УУД. Личностные: понимание, что они не всё знают об этой части речи.

— Давайте составим с данными словами словосочетания «собирательноечислительное + существительное». Запишите в тетради.

Слайд № 2

Двое (спортсмен, медаль, медвежата, дистанция).

— Со всеми существительными вы смогли составить словосочетание? (нет)

— Почему?

— А что нам надо знать, чтобы правильно употреблять в речи собирательные числительные?

(С какими существительными употребляются собирательные существительные?)

— Сегодня на уроке мы с вами должны ответить на несколько вопросов, и первый вопрос вы уже сформулировали.

1. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?

— А с какими трудностями мы сталкивались, когда изучали целые и дробные числительные? (правописание окончаний числительных в косвенных падежах).

— Значит, что ещё нам надо узнать сегодня на уроке? Сформулируйте второй вопрос, на который мы должны ответить.

2. Какие окончания имеют числительные в косвенных падежах?

— Когда я вас просила в начале урока назвать числительные, вы не сразу смогли найти числительное оба. Почему? (Оно не похоже на остальные, оно не образовано от числа и т. д.)

— Ещё на один вопрос мы сегодня должны ответить: в чём особенность употребления числительных оба-обе?

Слайд № 3

Вопросы, рассматриваемые на уроке:

1. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?

2. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?

3. В чем особенность употребления числительных обе-оба?

3. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: сформулировать правило. Установить степень усвоения темы.

Результат (УУД). Познавательные: выполнение действий по алгоритму, извлечение необходимой информации, обобщение;

коммуникативные: аргументация своего мнения, выражение своих мыслей.

— Чтобы ответить на первый вопрос, нам необходимо заполнить таблицу.

Слайд № 4

Заполните её по образцу, образцом для вас будет верхняя строка.

Задание: согласуйте собирательные числительные с существительными в р. п. мн. ч.

Проверка по рядам (по цепочке)

— Чем похожи существительные е в 3 колонке? (обозначают лиц мужского пола)

— В 4, 5? (обозначают детей, детёнышей животных)

— А в 6? (в 6 колонке существительные, которые употребляются только во мн. числе)

— Какой вывод мы можем сделать? (Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей, детенышей животных и существительными, употребляемыми только во множествен числе).

— Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике (читаем 1-3 абзац правила на стр. 155)

— А сейчас вернёмся к предыдущему заданию и объясним, почему мы не смогли составить словосочетания со всеми существительными.

4. Первичная проверка понимания

Цель: установить степень усвоения темы.

Результат (УУД): коммуникативные: аргументация своего мнения.

Слайд № 5

Задание: прочитайте предложения, укажите номера предложений (письменно), в которых допущены ошибки в употреблении собирательных числительных. Исправьте их.

1.Трое подруг приехали в Сочи.

2. Двенадцатеро волонтёров помогали на соревнованиях.

3. Пятерым спортсменам из Китая были вруче-ныпризы.

— Какая ошибка допущена во 2 предложении? Кто внимательно слушал правило, сможет ответить.

Образуются Сочетаются

два двое мужчин малышей бельчат ворот

Три ? ? ? ? ?

лыжник ребята котенок коньки

Четы- ? ? ? ? ? сутки

ре биатло- дети медвежо-

нист нок

Пять ? ? ? ? ? очки

младенец младенец мышонок

Шесть ? ? ? ? ? сани

спортсмен карапуз зайчонок

(Собирательными числительными могут быть числительные двое-десятеро)

— Мы с вами ответили на 1 вопрос плана? А что надо сделать, чтобы правильно ответить на 2 вопрос плана? (Нужно просклонять числительное)

(Работа у доски и в тетрадях)

трое сильнейших спортсменов

Р. п. троих сильнейших спортсменов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д. п. троим сильнейшим спортсменам

В. п. троих сильнейших спортсменов

Т. п. троимисильнейшими спортсменами

П. п. о троихсильнейших спортсменах

— Выделите окончания у числительных и прилагательных. Сделайте вывод.

Вывод: собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.

— Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр. 155 (4 абзац).

— И у нас остался еще один вопрос: в чем особенность употребления числительных обе-оба?

Кто-нибудь может дать ответ: с какими существительными сочетаются собирательные числительные оба, обе?

(Скорее всего, обучающиеся ответят следующим образом: числительное оба сочетается с существительными мужского рода, а числительное обе с существительными женского рода)

— А если существительные м. и ср. рода? Если м. и ж. рода? (ответы могут быть разные)

— Чтобы ответить на эти вопросы и лучше запомнить это правило, давайте прослушаем аудиозапись из передачи «Радионяня» об особенностях употребления числительных оба-обе)

5. Первичное закрепление

Цель: отрабатывать навыки правильного употребления в речи собирательных числительных.

Результат (УУД). Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

— Упр. 373 письменно на доске и в тетради, если мало времени, то устно;

— тест (самостоятельно) см. приложение.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

Цель: учить подводить итог проделанной работе на уроке. Оценивать свою работу.

Результат (УУД). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; регулятивные: самооценка.

— Что нового вы сегодня узнали на уроке?

— Давайте еще раз вернемся к вопросам и ответим на них (на экране высвечиваются вопросы).

— Как вы сегодня поработали на уроке?

— Что вам сегодня понравилось на уроке, а что не понравилось?

7. Домашнее задание

Цель: объяснить, как необходимо выполнить домашнее задание.

А сейчас вернемся к нашему «рваному» тексту. Вам надо будет добавить в него несколько предложений, чтобы получилось единое целое. В этих предложениях должны быть числительные, в том числе и собирательные, в косвенных падежах.

Приложение

Тест

1. Найди строчку, в которой все числительные собирательные:

а) пятнадцать, три вторых, семеро;

б) двое, три, четверо

в) трое, шестеро, семеро.

2. Найди ошибку:

а) семеро козлят;

б) пятеро девчат;

в) четверо друзей.

3. Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным:

а) двое подруг;

б) двое котят;

в) двое фигуристок.

4. Найди ошибку в употреблении числительных оба / обе:

а) на обоих журналах;

б) на обоих катках;

в) обоим подругам.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ольга Александровна Захарова — учитель первой квалификационной категории талицкой школы № 1. Адрес: Свердловская область, г. Талица, ул. Рябиновая, 8 E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Olga Alexandrovna Zakharova is a Techer of first qualifier category in school № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.