Научная статья на тему 'Урок русского языка в 4-м классе: «Суффикс - л - в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам»'

Урок русского языка в 4-м классе: «Суффикс - л - в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1437
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Урок русского языка в 4-м классе: «Суффикс - л - в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам»»

ф

Эксперимент и инновации в школе ------------------------------------- № 1/2015

Куликовская О.П.

Урок русского языка в 4-м классе: «Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам»

#

Цели урока

Образовательные:

► закрепить умение разбирать слова по составу, подбирать слова к схеме;

► закрепить умение определять части речи;

► закрепить умение определять время глагола, изменять глаголы по временам;

► сформировать умение находить суффикс -л-, определять число и род у глаголов прошедшего времени,

► закрепить умение составлять словосочетания и предложения.

Воспитательные:

► воспитывать интерес к учебе, чувство взаимопомощи, аккуратность;

► развивать культуру общения на уроке.

Развивающие:

► развитие личности учащихся, ее познавательных потребностей, опыта познавательной деятельности;

► формирование у учащихся новых учебных и познавательных умений и навыков;

► развитие логического мышления учащихся, умений анализировать, систематизировать и обобщать материал;

► формирование целостной картины мира учащихся.

Дидактические задачи урока:

► актуализация имеющихся знаний и умений учащихся по теме «Состав слова», «Глагол»;

► формирование и закрепление у учащихся новых понятий и способов деятельности;

► систематизация знаний учащихся по изучаемой теме;

► организация применения учащимися знаний и опыта деятельности.

Учебные задачи (задачи для учащихся):

► выполнение разбора слов по составу;

► выполнение самостоятельной работы;

► усвоение нового материала на базе имеющихся знаний;

► составление предложений и словосочетаний;

► упражнение в изменении глаголов по временам;

► анализ и синтез усвоенных знаний.

Оборудование: компьютер; проектор; экран; учебник

по русскому языку; презентация Microsoft Office PowerPoint; магнитофон, аудиокассеты; у детей значки, обозначающие варианты; сигнальные карточки.

Характеристика исходных знаний, умений и навыков учащихся

К моменту прохождения данного материала учащиеся знают:

► о самостоятельных и служебных частях речи — существительном, прилагательном, глаголе, числительном, местоимении, наречии и т. п.;

► грамматические категории — род, число;

► об изменении глаголов по временам, названия времен, вопросы;

► названия всех морфем;

► правила правописания в пределах программы;

► виды предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов;

► названия главных членов предложения.

Умеют решать следующие практические задачи:

► определять самостоятельные части речи;

► определять время глагола по вопросам;

► выполнять разбор слова по составу, подбирать слова по схеме;

► применять правила правописания в пределах изученного;

► определять вид предложения по цели, интонации;

► выделять грамматическую основу предложения.

Expirimenti_i innovacii.indd 43

Ф

24.03.2015

Ф

15:07:28

ф

Эксперимент и инновации в школе. № 1,2015

Ф

Ход урока

№ Ход урока Методическое обоснование

1 Организационный момент

Учитель: Этап организации работы класса отражает моти-

— На улице еще снег, метут метели, часто кружатся снежинки, но вацию учащихся к освоению знаний, активизирует мы уже все мечтаем о весенней улыбке солнышка. Но недаром гово- внимание и мыслительную деятельность. Яркая, об-рят: «От улыбки станет всем светлей!» Давайте подарим друг другу разная форма, выразительная речь учителя создают улыбку и с хорошим настроением начнем урок! положительный настрой.

(Дети выполняют упражнение «Улыбка».) Метод: объяснительно-иллюстративный.

Форма работы: коллективная.

2 Актуализация знаний

Учитель:

— Отгадайте загадку, внимание на схему-подсказку.

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала!

(Снежинка)

Вспомните строки К. Бальмонта:

«Звезда кристальная.

Лежит пушистая Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!» Эта снежинка поведет нас, как путеводная звездочка по дороге знаний и поможет разгадать секреты русского языка.

— От какого слова образовано слово снежинка?

— С помощью, какой морфемы образовано это слово?

— Как называется данный способ словообразования?

Дети:

— Образовано с помощью суффикса. Способ — суффиксальный. Учитель:

— Для чего служит суффикс?

— Вносит ли суффикс новое значение? А какое значение вносит суффикс -инк-? Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

Дети:

— О суффиксе.

Учитель:

— Проверим, верны ли ваши высказывания.

I вариант команда «Весна»

солнце

зерно -ышк- о гнездо

II вариант команда «Зима»

дева

метель -иц- а мастер

Данный этап урока актуализирует содержание ранее изученного материала в связи с новым, способствует непрерывности и целостности образовательного процесса.

На этом этапе обеспечивается дифференцированный подход по степени творчества и объему, что способствует познавательной мотивации учащихся. Разноуровневая самостоятельная работа развивает произвольное внимание, творческое мышление учащихся.

Задания, связанные с разбором слов по составу, способствуют развитию логического мышления. Метод: самостоятельная работа.

Средства: слайд презентации.

Форма работы: индивидуальная.

Упражнения по чистописанию не проводятся, но в ряде упражнений ребятам предлагается обратить особое внимание на правильную форму букв и соединений, оценить свое умение и старание

Образовать и записать слова:

I вариант: с данными словами составить словосочетания прил. + сущ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(яркое солнышко, спелое зернышко, птичье гнездышко и т. п.)

II вариант: составить предложения; те, у кого на партах снежинки, составляют предложения в стихотворной форме.

(Девица-метелица снежные ковры ткать мастерица. Девица-метелица вьется, снегом стелется.

Уж такая мастерица и без прялок и без спицы Вмиг соткет ковер большой,

Белоснежный, пуховой.)

Дети зачитывают варианты ответов.

Учитель:

— Постарайтесь, чтобы ваши записи были правильными и красивыми, как снежинки. Над лучшими буквами поставьте снежинку.

— Какое значение добавили суффиксы -ышк-, -иц-.

— Давайте еще раз сформулируем вывод о роли суффикса в языке. Дети:

— Суффикс служит для образования новых слов и привносит новое значение

Ф

Ф

Expirimenti_i innovacii.indd 44

24.03.2015 15:07:28

ф

Урок русского языка в 4-м классе

Ф

Постановка проблемы

Учитель:

— Метелица утихла, и у нас в классе тишина.

(На доске)

Внимание, внимание, тишина!

Внимание, внимание, чудеса!

— Узнаем: что еще может делать суффикс?

— Выпишите из этой фразы слово во множественном числе. Рядом запишите это слово в форме единственного числа. Разберите эти слова по составу.

— А вот послушайте, какую чудесную картину рисует поэт!

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами Блестя на солнце, снег лежит...

— А кто знает, кому принадлежат эти строки? (А.С. Пушкин)

— Выпишите из этого отрывка слово такое же по составу, как «чудеса». Рядом запишите это слово в форме единственного числа. Докажите графически, что эти слова схожи по строению. (Разберите эти слова по составу.)

— Кто догадается, для чего служит суффикс в этих словах?

Дети:

— Образует форму множественного числа.

Учитель:

— Значит, суффиксы могут образовывать новую форму слова. Сегодня мы узнаем еще об одном суффиксе, который образует новую форму слова. А поможет нам наша снежинка.

(Слайд со снежинкой. На снежинке слова:

Много интересного есть в русском языке!

Много неизвестного есть в русском языке!

Чтобы знанья раздобыть,

Любопытным надо быть!)

Учитель:

— Самые внимательные найдут в этом четверостишии слова к схеме: (Дети находят слова: есть, быть, раздобыть.)

Учитель:

— Что общего у группы этих слов?

Дети:

— Это глаголы.

— Оканчиваются на -ть.

— Отвечают на вопросы что делать, что сделать? Являются неопределенной формой глагола.

Учитель:

— Значит, речь на уроке пойдет еще и глаголе.

— А что еще мы знаем о глаголе? Игра «Аукцион».

(Проводится игра «Аукцион».)

— Победитель получает наши аплодисменты и индивидуальное задание. Задание: от слов блеск, золото, серебро, искра образовать слова к схеме.

Учитель:

— А мы выполним следующее задание: подобрать к данной схеме слова с корнями: -свет-, -бел-. Не забывайте правила корней!

Дети:

Хором: Корни в родственных словах пишутся одинаково. Записывают слова: светить, белеть, посветить и т. п.

Учитель:

Создание проблемной ситуации активизирует творческий компонент в познавательной деятельности учащихся. От репродуктивного характера деятельности дети переходят к частично-поисковым методам познания, происходит сближение процессов учения и научного познания.

Метод: проблемное обучение.

Средства: проблемный вопрос.

Форма работы: коллективная, индивидуальная.

Игровая ситуация активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет в быстром темпе повторить и обобщить знания по изученным темам и создать базу для освоения нового материала и самостоятельной аналитической деятельности учащихся

— Выделить основу неопределенной формы глагола. Проверим. (Ученики проверяют записи ученика у доски и свои при помощи светофоров.)

Умение выделять неопределенную форму необходимо для образования одного из времен глаголов. А какого — мы узнаем дальше. Но чтобы сохранить внимание и работоспособность, надо немного отдохнуть 3 Физкультминутка

Пауза позволяет решить ряд задач воспитательного и развивающего характера:

— снятие мышечного напряжения;

— снятие мышечной и психической усталости;

— развитие двигательно-экспрессивных движений;

— эмоциональная разрядка.

Метод: игровое упражнение.

Средства: выразительные движения.

Форма работы: коллективная

Этюд: «Тающий сугроб».

(Ученики изображают под музыку тающий сугроб. Учитель корректирует их движения, обращая внимание на использование пантомимики и мимики в создании творческого движения.)

Ф

Ф

Expirimenti_i innovacii.indd 45

24.03.2015 15:07:28

ф

Эксперимент и инновации в школе. № 1,2015

Ф

4

5

Постановка проблемы и поиск решения

Учитель:

— Сугробы растаяли, повеяло весною!

— Прочитайте текст, озаглавьте его.

Стоят теплые дни. Ярче сияет солнце. Громче поют птицы за окном. Веселее журчат ручьи. Радостное чувство наполняет сердце.

— Давайте послушаем ваши варианты названий.

(Ученики предлагают свои названия.)

— Выберите то название, которое вам понравилось, и запишите его.

— В каком времени автор употребляет глаголы? (В настоящем времени.)

— Спишите текст, заменяя глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.

I вариант команда «Весна»

Подчеркнуть известные орфограммы

II вариант команда «Зима»

Закончить текст предложением, выражающим настроение Дополнительное задание:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Обменяйтесь тетрадями. Проведите взаимопроверку. Оцените работу соседа.

(Ученики проводят взаимопроверку.).

— Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени? (Ребята должны обратить внимание, что во всех глаголах появилась буква «эль».)

— Это суффикс прошедшего времени.

— Сделайте вывод, для чего служит суффикс -л-?

Дети:

— Образует форму прошедшего времени.

— Если в глаголе есть -л-, то глагол стоит в форме прошедшего времени.

Учитель:

— Используя свои знания, попробуйте составить схему глагола прошедшего времени.

— Проверим, не растаяло ли ваше внимание с первыми лучами солнца. Поймайте к этой схеме слова из веселого стихотворения: Прилетели три метели,

Загудели, засвистели.

А четвертая метель Постелила им постель.

— Выпишите глаголы, выделите суффикс -л-. Проверяем. Делаем вывод

Постановка проблемы и поиск решения

Учитель:

— В глаголах, которые вы выписали, выделите окончания. Что заметили? Сделать вывод помогут картинки-подсказки.

(Дети делают вывод, что глаголы изменяются по числам.)

Учитель:

— А вот еще одна загадка глаголов прошедшего времени. На доске сочетания слов:

ветер прилетел; метель прилетел; облако прилетел.

— Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием?

— Чего не хватает?

Дети:

— Окончаний.

Учитель:

— Спишите, добавляя нужные окончания.

— Какой вывод можно сделать? Чтобы грамотно его сформулировать, посовещайтесь в парах.

Дети:

— Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе — по родам.

Учитель:

— Как можно назвать такие окончания глаголов?

Дети:

— Такие окончания можно назвать родовыми.

Создание проблемной ситуации активизирует творческий компонент в познавательной деятельности учащихся. От репродуктивного характера деятельности дети переходят к частично-поисковым методам познания, происходит сближение процессов учения и научного познания.

На этом этапе обеспечивается дифференцированный подход по степени творчества и объему, что способствует познавательной мотивации учащихся. Разноуровневая самостоятельная работа развивает произвольное внимание, творческое мышление учащихся.

Занимательный материал обеспечивает эмоциональную мотивацию учащихся.

Метод: проблемное обучение, самостоятельная работа.

Средства: проблемный вопрос.

Форма работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах

На основе знаний учащихся с использованием частично-поискового метода делаются обобщающие выводы по материалу урока, что позволяет развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации и способствует развитию логического мышления, сохранению познавательной мотивации в течение всего урока, развитию произвольной памяти и внимания.

Метод: проблемное обучение.

Средства: проблемный вопрос, самостоятельная работа.

Форма работы: коллективная, индивидуальная

Ф

Ф

Expirimenti_i innovacii.indd 46

24.03.2015 15:07:28

ф

Урок русского языка в 4-м классе

Ф

6

Обобщение и подведение итогов

Учитель:

— Проверим прочность наших знаний. Попробуем отгадать пословицу.

При л март-капельник — зима за ала.

— Что можно сказать о частях речи по схемам?

Дети:

— Первый глагол в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода. А второй глагол в форме прошедшего времени, единственного числа, женского рода.

Учитель:

— Докажите.

(Ученики обосновывают свои ответы.)

Учитель:

— Используя свои знания, попробуйте составить схему-памятку о глаголах прошедшего времени. Работаем в группах.

(Ученики выносят на доску результат работы группы и обосновывают ответ.)

Учитель:

— Предлагаю вам просмотреть задания, выполненные на уроке, и, как обычно, поставить на полях знаки:

* — если с заданием справился легко;

! — задание понравилось;

? — задание вызвало затруднения.

— Пока мы работали, все снежинки превратились в весеннюю капель. Со звонком предлагаю вам выбрать капельку нужного цвета, превратив ее в одну большую радугу.

Цвета:

желтый — радость и удивление;

зеленый — был спокоен, удовлетворен работой;

синий — было грустно, скучно.

Учитель:

— Вы молодцы! Я вами сегодня довольна! Спасибо за работу на уроке!

Дети:

— Спасибо за урок!

Если осталось время

Активность деятельности на данном этапе принадлежит учащимся, которые формулируют проблему, анализируют изученный материал и составляют опорную схему, обосновывают свой ответ.

При обсуждении итогов учебного занятия происходит обобщение и анализ результатов, формулировка выводов.

Деятельность педагога носит организационный характер.

Учащиеся самостоятельно осуществляют рефлексию своей деятельности, анализируют, делают выводы. Закрепляется навык работы в команде, происходит осознание себя частью коллектива, закрепляется положительное оценивание своей деятельности, подчеркивается значимость и важность работы каждого члена коллектива.

Задание на определение эмоционального состояния представляет собой разновидность психологического теста, направленного на диагностику состояния учащихся в определенный период времени. Анализ полученной картины дает возможность узнать, насколько деятельность на уроке была комфортной и благоприятной для учащегося, сделать выводы об эмоциональном настрое, готовности учащихся к выполнению самостоятельной творческой деятельности.

Метод: проблемное обучение.

Средства: проблемный вопрос, слайды презентации. Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая

Ф

Литература

1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2000. 213 с.

2. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. СПб.: Питер, 2012. 416 с.

3. Грецов А., Азбель А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2012. 203 с.

4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000. 362 с.

5. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 636 с.

6. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под ред. М.Р. Битяновой. СПб., 2002. 278 с.

7. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения / [Сост.] Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. М., 2005. 293 с.

8. Селюкова М.А., Сиденко Е.А. Тренинг для родителей учащихся 5-х классов «Школа родительской компетентности» // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 6. С. 5263.

9. Сиденко А.С. Типы и особенности педагогических разработок в условиях введения в школе стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5. С. 10-14.

10. Середа О.А. Тема урока: «Все в твоих руках» // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С. 70-73.

11. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003. 183 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Алиева Т.В. Развитие одаренности и формирование языковой и лингвистической компетентности обучаемых посредством современных инновационных технологий и вовлечения в мероприятия, проводимые в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С. 31-41.

13. Базалук О.М. Проект модели организации внеурочной деятельности «Через ключевые компетенции к личностному совершенствованию» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С. 9-16.

14. Березников А.А. Обратная связь в групповой работе с подростками // Журнал практического психолога. 1999. № 3.

15. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб., 2003. 79 с.

16. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учеб.-метод. пособие. М., 2002. 284 с.

17. Тимофеева О.Ю. Мониторинг качества обучения учащихся и профессиональной компетентности педагогов через систему дистанционного обучения в контексте ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С. 16-20.

18. Швецова Н.А. Профессиональная компетентность учителя в образовательном процессе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С. 77-79.

Ф

Expirimenti_i innovacii.indd 47

24.03.2015 15:07:28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.