ф
Эксперимент и инновации в школе ------------------------------------- № 1/2015
Куликовская О.П.
Урок русского языка в 4-м классе: «Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам»
#
Цели урока
Образовательные:
► закрепить умение разбирать слова по составу, подбирать слова к схеме;
► закрепить умение определять части речи;
► закрепить умение определять время глагола, изменять глаголы по временам;
► сформировать умение находить суффикс -л-, определять число и род у глаголов прошедшего времени,
► закрепить умение составлять словосочетания и предложения.
Воспитательные:
► воспитывать интерес к учебе, чувство взаимопомощи, аккуратность;
► развивать культуру общения на уроке.
Развивающие:
► развитие личности учащихся, ее познавательных потребностей, опыта познавательной деятельности;
► формирование у учащихся новых учебных и познавательных умений и навыков;
► развитие логического мышления учащихся, умений анализировать, систематизировать и обобщать материал;
► формирование целостной картины мира учащихся.
Дидактические задачи урока:
► актуализация имеющихся знаний и умений учащихся по теме «Состав слова», «Глагол»;
► формирование и закрепление у учащихся новых понятий и способов деятельности;
► систематизация знаний учащихся по изучаемой теме;
► организация применения учащимися знаний и опыта деятельности.
Учебные задачи (задачи для учащихся):
► выполнение разбора слов по составу;
► выполнение самостоятельной работы;
► усвоение нового материала на базе имеющихся знаний;
► составление предложений и словосочетаний;
► упражнение в изменении глаголов по временам;
► анализ и синтез усвоенных знаний.
Оборудование: компьютер; проектор; экран; учебник
по русскому языку; презентация Microsoft Office PowerPoint; магнитофон, аудиокассеты; у детей значки, обозначающие варианты; сигнальные карточки.
Характеристика исходных знаний, умений и навыков учащихся
К моменту прохождения данного материала учащиеся знают:
► о самостоятельных и служебных частях речи — существительном, прилагательном, глаголе, числительном, местоимении, наречии и т. п.;
► грамматические категории — род, число;
► об изменении глаголов по временам, названия времен, вопросы;
► названия всех морфем;
► правила правописания в пределах программы;
► виды предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов;
► названия главных членов предложения.
Умеют решать следующие практические задачи:
► определять самостоятельные части речи;
► определять время глагола по вопросам;
► выполнять разбор слова по составу, подбирать слова по схеме;
► применять правила правописания в пределах изученного;
► определять вид предложения по цели, интонации;
► выделять грамматическую основу предложения.
Expirimenti_i innovacii.indd 43
Ф
24.03.2015
Ф
15:07:28
ф
Эксперимент и инновации в школе. № 1,2015
Ф
Ход урока
№ Ход урока Методическое обоснование
1 Организационный момент
Учитель: Этап организации работы класса отражает моти-
— На улице еще снег, метут метели, часто кружатся снежинки, но вацию учащихся к освоению знаний, активизирует мы уже все мечтаем о весенней улыбке солнышка. Но недаром гово- внимание и мыслительную деятельность. Яркая, об-рят: «От улыбки станет всем светлей!» Давайте подарим друг другу разная форма, выразительная речь учителя создают улыбку и с хорошим настроением начнем урок! положительный настрой.
(Дети выполняют упражнение «Улыбка».) Метод: объяснительно-иллюстративный.
Форма работы: коллективная.
2 Актуализация знаний
Учитель:
— Отгадайте загадку, внимание на схему-подсказку.
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала!
(Снежинка)
Вспомните строки К. Бальмонта:
«Звезда кристальная.
Лежит пушистая Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!» Эта снежинка поведет нас, как путеводная звездочка по дороге знаний и поможет разгадать секреты русского языка.
— От какого слова образовано слово снежинка?
— С помощью, какой морфемы образовано это слово?
— Как называется данный способ словообразования?
Дети:
— Образовано с помощью суффикса. Способ — суффиксальный. Учитель:
— Для чего служит суффикс?
— Вносит ли суффикс новое значение? А какое значение вносит суффикс -инк-? Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?
Дети:
— О суффиксе.
Учитель:
— Проверим, верны ли ваши высказывания.
I вариант команда «Весна»
солнце
зерно -ышк- о гнездо
II вариант команда «Зима»
дева
метель -иц- а мастер
Данный этап урока актуализирует содержание ранее изученного материала в связи с новым, способствует непрерывности и целостности образовательного процесса.
На этом этапе обеспечивается дифференцированный подход по степени творчества и объему, что способствует познавательной мотивации учащихся. Разноуровневая самостоятельная работа развивает произвольное внимание, творческое мышление учащихся.
Задания, связанные с разбором слов по составу, способствуют развитию логического мышления. Метод: самостоятельная работа.
Средства: слайд презентации.
Форма работы: индивидуальная.
Упражнения по чистописанию не проводятся, но в ряде упражнений ребятам предлагается обратить особое внимание на правильную форму букв и соединений, оценить свое умение и старание
Образовать и записать слова:
I вариант: с данными словами составить словосочетания прил. + сущ.
(яркое солнышко, спелое зернышко, птичье гнездышко и т. п.)
II вариант: составить предложения; те, у кого на партах снежинки, составляют предложения в стихотворной форме.
(Девица-метелица снежные ковры ткать мастерица. Девица-метелица вьется, снегом стелется.
Уж такая мастерица и без прялок и без спицы Вмиг соткет ковер большой,
Белоснежный, пуховой.)
Дети зачитывают варианты ответов.
Учитель:
— Постарайтесь, чтобы ваши записи были правильными и красивыми, как снежинки. Над лучшими буквами поставьте снежинку.
— Какое значение добавили суффиксы -ышк-, -иц-.
— Давайте еще раз сформулируем вывод о роли суффикса в языке. Дети:
— Суффикс служит для образования новых слов и привносит новое значение
Ф
Ф
Expirimenti_i innovacii.indd 44
24.03.2015 15:07:28
ф
Урок русского языка в 4-м классе
Ф
2а
Постановка проблемы
Учитель:
— Метелица утихла, и у нас в классе тишина.
(На доске)
Внимание, внимание, тишина!
Внимание, внимание, чудеса!
— Узнаем: что еще может делать суффикс?
— Выпишите из этой фразы слово во множественном числе. Рядом запишите это слово в форме единственного числа. Разберите эти слова по составу.
— А вот послушайте, какую чудесную картину рисует поэт!
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами Блестя на солнце, снег лежит...
— А кто знает, кому принадлежат эти строки? (А.С. Пушкин)
— Выпишите из этого отрывка слово такое же по составу, как «чудеса». Рядом запишите это слово в форме единственного числа. Докажите графически, что эти слова схожи по строению. (Разберите эти слова по составу.)
— Кто догадается, для чего служит суффикс в этих словах?
Дети:
— Образует форму множественного числа.
Учитель:
— Значит, суффиксы могут образовывать новую форму слова. Сегодня мы узнаем еще об одном суффиксе, который образует новую форму слова. А поможет нам наша снежинка.
(Слайд со снежинкой. На снежинке слова:
Много интересного есть в русском языке!
Много неизвестного есть в русском языке!
Чтобы знанья раздобыть,
Любопытным надо быть!)
Учитель:
— Самые внимательные найдут в этом четверостишии слова к схеме: (Дети находят слова: есть, быть, раздобыть.)
Учитель:
— Что общего у группы этих слов?
Дети:
— Это глаголы.
— Оканчиваются на -ть.
— Отвечают на вопросы что делать, что сделать? Являются неопределенной формой глагола.
Учитель:
— Значит, речь на уроке пойдет еще и глаголе.
— А что еще мы знаем о глаголе? Игра «Аукцион».
(Проводится игра «Аукцион».)
— Победитель получает наши аплодисменты и индивидуальное задание. Задание: от слов блеск, золото, серебро, искра образовать слова к схеме.
Учитель:
— А мы выполним следующее задание: подобрать к данной схеме слова с корнями: -свет-, -бел-. Не забывайте правила корней!
Дети:
Хором: Корни в родственных словах пишутся одинаково. Записывают слова: светить, белеть, посветить и т. п.
Учитель:
Создание проблемной ситуации активизирует творческий компонент в познавательной деятельности учащихся. От репродуктивного характера деятельности дети переходят к частично-поисковым методам познания, происходит сближение процессов учения и научного познания.
Метод: проблемное обучение.
Средства: проблемный вопрос.
Форма работы: коллективная, индивидуальная.
Игровая ситуация активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет в быстром темпе повторить и обобщить знания по изученным темам и создать базу для освоения нового материала и самостоятельной аналитической деятельности учащихся
— Выделить основу неопределенной формы глагола. Проверим. (Ученики проверяют записи ученика у доски и свои при помощи светофоров.)
Умение выделять неопределенную форму необходимо для образования одного из времен глаголов. А какого — мы узнаем дальше. Но чтобы сохранить внимание и работоспособность, надо немного отдохнуть 3 Физкультминутка
Пауза позволяет решить ряд задач воспитательного и развивающего характера:
— снятие мышечного напряжения;
— снятие мышечной и психической усталости;
— развитие двигательно-экспрессивных движений;
— эмоциональная разрядка.
Метод: игровое упражнение.
Средства: выразительные движения.
Форма работы: коллективная
Этюд: «Тающий сугроб».
(Ученики изображают под музыку тающий сугроб. Учитель корректирует их движения, обращая внимание на использование пантомимики и мимики в создании творческого движения.)
Ф
Ф
Expirimenti_i innovacii.indd 45
24.03.2015 15:07:28
ф
Эксперимент и инновации в школе. № 1,2015
Ф
4
5
Постановка проблемы и поиск решения
Учитель:
— Сугробы растаяли, повеяло весною!
— Прочитайте текст, озаглавьте его.
Стоят теплые дни. Ярче сияет солнце. Громче поют птицы за окном. Веселее журчат ручьи. Радостное чувство наполняет сердце.
— Давайте послушаем ваши варианты названий.
(Ученики предлагают свои названия.)
— Выберите то название, которое вам понравилось, и запишите его.
— В каком времени автор употребляет глаголы? (В настоящем времени.)
— Спишите текст, заменяя глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.
I вариант команда «Весна»
Подчеркнуть известные орфограммы
II вариант команда «Зима»
Закончить текст предложением, выражающим настроение Дополнительное задание:
— Обменяйтесь тетрадями. Проведите взаимопроверку. Оцените работу соседа.
(Ученики проводят взаимопроверку.).
— Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени? (Ребята должны обратить внимание, что во всех глаголах появилась буква «эль».)
— Это суффикс прошедшего времени.
— Сделайте вывод, для чего служит суффикс -л-?
Дети:
— Образует форму прошедшего времени.
— Если в глаголе есть -л-, то глагол стоит в форме прошедшего времени.
Учитель:
— Используя свои знания, попробуйте составить схему глагола прошедшего времени.
— Проверим, не растаяло ли ваше внимание с первыми лучами солнца. Поймайте к этой схеме слова из веселого стихотворения: Прилетели три метели,
Загудели, засвистели.
А четвертая метель Постелила им постель.
— Выпишите глаголы, выделите суффикс -л-. Проверяем. Делаем вывод
Постановка проблемы и поиск решения
Учитель:
— В глаголах, которые вы выписали, выделите окончания. Что заметили? Сделать вывод помогут картинки-подсказки.
(Дети делают вывод, что глаголы изменяются по числам.)
Учитель:
— А вот еще одна загадка глаголов прошедшего времени. На доске сочетания слов:
ветер прилетел; метель прилетел; облако прилетел.
— Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием?
— Чего не хватает?
Дети:
— Окончаний.
Учитель:
— Спишите, добавляя нужные окончания.
— Какой вывод можно сделать? Чтобы грамотно его сформулировать, посовещайтесь в парах.
Дети:
— Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе — по родам.
Учитель:
— Как можно назвать такие окончания глаголов?
Дети:
— Такие окончания можно назвать родовыми.
Создание проблемной ситуации активизирует творческий компонент в познавательной деятельности учащихся. От репродуктивного характера деятельности дети переходят к частично-поисковым методам познания, происходит сближение процессов учения и научного познания.
На этом этапе обеспечивается дифференцированный подход по степени творчества и объему, что способствует познавательной мотивации учащихся. Разноуровневая самостоятельная работа развивает произвольное внимание, творческое мышление учащихся.
Занимательный материал обеспечивает эмоциональную мотивацию учащихся.
Метод: проблемное обучение, самостоятельная работа.
Средства: проблемный вопрос.
Форма работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах
На основе знаний учащихся с использованием частично-поискового метода делаются обобщающие выводы по материалу урока, что позволяет развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации и способствует развитию логического мышления, сохранению познавательной мотивации в течение всего урока, развитию произвольной памяти и внимания.
Метод: проблемное обучение.
Средства: проблемный вопрос, самостоятельная работа.
Форма работы: коллективная, индивидуальная
Ф
Ф
Expirimenti_i innovacii.indd 46
24.03.2015 15:07:28
ф
Урок русского языка в 4-м классе
Ф
6
Обобщение и подведение итогов
Учитель:
— Проверим прочность наших знаний. Попробуем отгадать пословицу.
При л март-капельник — зима за ала.
— Что можно сказать о частях речи по схемам?
Дети:
— Первый глагол в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода. А второй глагол в форме прошедшего времени, единственного числа, женского рода.
Учитель:
— Докажите.
(Ученики обосновывают свои ответы.)
Учитель:
— Используя свои знания, попробуйте составить схему-памятку о глаголах прошедшего времени. Работаем в группах.
(Ученики выносят на доску результат работы группы и обосновывают ответ.)
Учитель:
— Предлагаю вам просмотреть задания, выполненные на уроке, и, как обычно, поставить на полях знаки:
* — если с заданием справился легко;
! — задание понравилось;
? — задание вызвало затруднения.
— Пока мы работали, все снежинки превратились в весеннюю капель. Со звонком предлагаю вам выбрать капельку нужного цвета, превратив ее в одну большую радугу.
Цвета:
желтый — радость и удивление;
зеленый — был спокоен, удовлетворен работой;
синий — было грустно, скучно.
Учитель:
— Вы молодцы! Я вами сегодня довольна! Спасибо за работу на уроке!
Дети:
— Спасибо за урок!
Если осталось время
Активность деятельности на данном этапе принадлежит учащимся, которые формулируют проблему, анализируют изученный материал и составляют опорную схему, обосновывают свой ответ.
При обсуждении итогов учебного занятия происходит обобщение и анализ результатов, формулировка выводов.
Деятельность педагога носит организационный характер.
Учащиеся самостоятельно осуществляют рефлексию своей деятельности, анализируют, делают выводы. Закрепляется навык работы в команде, происходит осознание себя частью коллектива, закрепляется положительное оценивание своей деятельности, подчеркивается значимость и важность работы каждого члена коллектива.
Задание на определение эмоционального состояния представляет собой разновидность психологического теста, направленного на диагностику состояния учащихся в определенный период времени. Анализ полученной картины дает возможность узнать, насколько деятельность на уроке была комфортной и благоприятной для учащегося, сделать выводы об эмоциональном настрое, готовности учащихся к выполнению самостоятельной творческой деятельности.
Метод: проблемное обучение.
Средства: проблемный вопрос, слайды презентации. Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая
Ф
Литература
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2000. 213 с.
2. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. СПб.: Питер, 2012. 416 с.
3. Грецов А., Азбель А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2012. 203 с.
4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000. 362 с.
5. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 636 с.
6. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под ред. М.Р. Битяновой. СПб., 2002. 278 с.
7. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения / [Сост.] Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. М., 2005. 293 с.
8. Селюкова М.А., Сиденко Е.А. Тренинг для родителей учащихся 5-х классов «Школа родительской компетентности» // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 6. С. 5263.
9. Сиденко А.С. Типы и особенности педагогических разработок в условиях введения в школе стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5. С. 10-14.
10. Середа О.А. Тема урока: «Все в твоих руках» // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С. 70-73.
11. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003. 183 с.
12. Алиева Т.В. Развитие одаренности и формирование языковой и лингвистической компетентности обучаемых посредством современных инновационных технологий и вовлечения в мероприятия, проводимые в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С. 31-41.
13. Базалук О.М. Проект модели организации внеурочной деятельности «Через ключевые компетенции к личностному совершенствованию» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С. 9-16.
14. Березников А.А. Обратная связь в групповой работе с подростками // Журнал практического психолога. 1999. № 3.
15. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб., 2003. 79 с.
16. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учеб.-метод. пособие. М., 2002. 284 с.
17. Тимофеева О.Ю. Мониторинг качества обучения учащихся и профессиональной компетентности педагогов через систему дистанционного обучения в контексте ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С. 16-20.
18. Швецова Н.А. Профессиональная компетентность учителя в образовательном процессе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С. 77-79.
Ф
Expirimenti_i innovacii.indd 47
24.03.2015 15:07:28