УДК 378.1
Марина Петровна Пушкарева Ольга Игоревна Панова
г. Шадринск
Урок-интервью на иностранном языке в формировании российской гражданской идентичности обучающихся на этапе основного общего образования
В статье авторами представлена практическая реализация процесса формирования российской гражданской идентичности обучающихся на этапе основного общего образования в ходе проведения урока-интервью на английском языке в 8 классе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», г. Шадринска на базе учебно-методического комплекса «Английский в фокусе» для основной школы. Во вступительной части статьи обосновывается актуальность заявленного авторами исследования. Один из основных акцентов сделан на авторском анализе УМК «Английский в фокусе» на предмет наличия в нем материалов, содействующих эффективности процесса формирования гражданской идентичности обучающихся. Далее авторы останавливаются на детальном описании проведенного ими нетрадиционного урока-интервью на английском языке, посвященного автобиографическим фактам из жизни Ю.А. Гагарина. Авторы также акцентируют внимание на том, что в ходе проведения урока была использована технология развития критического мышления. Все три этапа технологии довольно подробно рассматриваются в статье. В заключительной части работы авторы приходят к логичному и обоснованному выводу о целесообразности проведения уроков английского языка в нетрадиционном формате (уроков-интервью, в частности) с использованием технологии развития критического мышления с целью формирования российской гражданской идентичности обучающихся.
Ключевые слова: иностранные языки, урок-интервью, технология развития критического мышления, этап основного общего образования.
Marina Petrovna Pushkareva Olga Igorevna Panova Shadrinsk
An Interview Lesson in English in the Process of Forming the Russian Civic Identity of Students at the Stage of Basic General Education
In the article the authors present the practical implementation of the process of forming the Russian civic identity of students at the stage of basic general education during an interview lesson in English in the 8th grade of Secondary School No. 4, Shadrinsk. The lesson was performed on the basis of the educational and methodological complex "Spotlight" for basic school. In the introductory part of the article we find the information about the relevance of the research conducted by the authors. One of the main emphasis is placed on the analysis of the educational and methodological complex "Spotlight". The analysis was carried out with the aim of finding out the content to contribute to the effectiveness of the process of forming the Russian civic identity of students. Next, the authors dwell on a detailed description of the interview lesson in English, dedicated to autobiographical facts from Yu.A. Gagarin's life. The authors also focus on the fact of the usage of the technology of the development of critical thinking during the lesson. All three stages of the technology are discussed in detail in the article. In the final part of the article the authors arrive at a logical and reasonable conclusion about the expediency of the use of interview
lessons in English as far as of the technology of the development of critical thinking with the purpose of forming the Russian civic identity of students.
Keywords: foreign languages, an interview lesson, the technology of the development of critical thinking, the stage of basic general education.
Учитывая постоянно происходящие во всех сферах нашей жизни (в том числе и в образовательной) изменения, непосредственно связанные с политической ситуацией в стране, не вызывает никакого сомнения актуальность проводимого нами исследования. В нем мы постарались расставить акценты в области формирования российской гражданской идентичности обучающихся на этапе основного общего образования средствами иностранного языка. Исходя из стоящей перед нами цели, мы посчитали целесообразным совместить в ходе практической части нашего исследования использование как нетрадиционного урока-интервью на английском языке, так и реализацию технологии развития критического мышления.
Целью нашего исследования является практическая реализация процесса формирования российской гражданской идентичности обучающихся на этапе основного общего образования в ходе проведения серии уроков-интервью на английском языке в 6-9 классах МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», г. Шадринск на базе учебно-методического комплекса «Английский в фокусе» для основной школы под редакцией Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.
Научно-теоретической базой нашего исследования послужили работы следующих ученых и исследователей, занимающихся изучением различных аспектов формирования гражданской идентичности (обучающихся, в том числе) в контексте межкультурного компаративного и аксиологического подходов (также и средствами иностранного языка): М.В. Булыгиной [1], Е.Я. Ореховой [2] Д.В. Григорьева [3], А.В. Дубакова [4], Г.В. Елизаровой [5], А.М. Кондрановой [6], Е.В. Краснова [7], М.П. Пушкаревой [8], А.П. Самочерновой [9], А.Г. Асмолова [10].
Исходя из стоящей перед нами цели, мы изучили УМК «Spotlight» для основной школы (под редакцией Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко и В.Эванс) на предмет содержания необходимого и достаточного количества материала, описывающего биографии спортсменов, деятелей культуры и науки, исследователей и других знаменитых людей нашей страны. Мы пришли к выводу, что содержание анализируемого нами учебно-методического комплекса «Spotlight» не совсем соответствует тем целям и задачам, которые ставит перед российской образовательной системой государство. Абсолютно все тексты носят реферативно-ознакомительный характер. Например, учебник за 6 класс на странице 9 кратко знакомит школьников с биографией А.С. Пушкина; в 7 классе на странице 4 обучающиеся имеют возможность поработать с фрагментом рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник», узнать о мемориальном музее космонавтики и о биографии Ю.А. Гагарина; в 8 классе на странице 5 школьники могут почерпнуть информацию о людях, открывавших для нашей страны космос, а именно: К. Э. Циолковском, С. П. Королеве и Ю. А. Гагарине; в 9 классе приоритеты расставляются в сторону известных российских деятелей спорта: Ирины Слуцкой и Романа Петушкова.
Считаем необходимым отметить тот факт, что осуществление процесса формирования российской гражданской идентичности обучающихся на этапе основного общего образования в ходе стандартных (традиционных) уроков иностранного языка (английского) трудно осуществимо. К данному выводу мы пришли на основе следующих фактов: ограниченные временные рамки и недостаточное количество информации, способствующей формированию гражданской идентичности обучающихся, содержащейся в учебно-методическом комплексе «Spotlight» для основной школы.
Принимая во внимание все вышесказанное, мы можем утверждать, что одним из выходов из сложившейся ситуации нам представляется использование нетрадиционного формата проведения уроков иностранного (английского) языка. Исходя из цели, стоящей перед нами, мы остановили свой выбор на таком нетрадиционном уроке английского языка, как урок-интервью, для проведения которого среди учащихся были распределены дополнительные материалы, непосредственно касающиеся изучаемой темы.
В данной статье мы остановимся на подготовленном и проведенном нами в 8 классе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Шадринска уроке-интервью, посвященном Юрию Алексеевичу Гагарину и фактам из его биографии.
Приводимый нами в пример урок-интервью был проведен с применением технологии развития критического мышления, на сущностно-содержательной характеристике которой нам бы хотелось остановиться подробнее. Данная технология, являясь довольно продуктивной в обучении иностранным языкам, состоит из трех последовательных этапов.
На первом этапе, этапе «вызова», от обучающихся требуется актуализировать уже накопленные к моменту реализации технологии знания. В нашем конкретном случае речь будет идти о вопросах, предваряющих интервью с «Ю.А. Гагариным», имеющих своей целью определить владение школьниками информацией о фактах из жизни известного советского космонавта.
На втором этапе, этапе «осмысления», мы можем наблюдать за процессом получения учащимися как уже известной им ранее информации, так и абсолютно неизвестных им фактов. Фактически, на стадии «осмысления» происходит получение четких и недвусмысленных ответов на те вопросы, которые на этапе «вызова» вызывали у учащихся определенное сомнение и неуверенность в своей достоверности. Возвращаясь к нашему уроку-интервью, в ходе второго этапа реализации технологии критического мышления мы наблюдаем непосредственно за самим интервью между учащимися восьмого класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Шадринска и учеником, взявшим на себя роль Юрия Алексеевича Гагарина (заранее тщательно и скрупулезно подготовившимся с помощью учителя ко всем возможным вопросам, которые могут быть заданы ему в ходе интервью).
На третьем этапе, этапе «рефлексии», происходит следующее: окончательное упорядочивание полученной учениками в ходе урока информации, ее адекватное осмысление и усвоение, формирование у каждого школьника собственного отношения к тому, что обсуждалось в ходе урока. Принимая во внимание обсуждаемую в ходе урока-интервью проблему, в ходе этапа «рефлексии» школьники имели возможность сравнить свои ответы на вопросы о жизни Ю.А. Гагарина, которые были ими даны на этапе «вызова», с правильными ответами, полученными ими в ходе интервью с «космонавтом», сделать выводы о процентном отношении правильных и неправильных ответов, а также пополнить свой багаж знаний новой информацией, имеющей непосредственное отношение к процессу формирования у них российской гражданской идентичности.
С целью детализации процесса реализации технологии развития критического мышления в ходе проведения урока-интервью с «Ю.А. Гагариным» на уроке английского языка в 8 классе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Шадринска, хотелось бы остановиться подробнее на описании всех трех этапов технологии.
За некоторое время до проведения обсуждаемого нами урока-интервью учителем был выбран учащийся, который, исходя из его лингвистических способностей, больше всех подходил на роль Ю.А. Гагарина. Этому ученику было дано задание изучить определенные, подобранные учителем тексты на английском языке, описывающие жизненный путь знаменитого космонавта. Также учителем был подготовлен список вопросов, которые в ходе интервью должны были задавать остальные ученики (вопросы, таким образом, были известны как интервьюируемому, так и интервьюирующим). Но, чтобы сделать урок более
интересным и проблемным, учитель разрешил каждому учащемуся задать свой вопрос, неподготовленный заранее.
Опираясь на структуру технологии развития критического мышления, в процессе первого этапа, этапа «вызова», учителем была озвучена тема занятия, затем на экране появился ряд вопросов, ответы на которые содержались в текстах, проработанных учеником, выбранным на роль Ю.А. Гагарина:
- Were Yu. Gagarin's parents workers?
- How many brothers and sisters did Yu. Gagarin have?
- Gagarin was born in 1934, wasn't he?
- Why was the childhood of the future cosmonaut very hard?
- How many candidates except Gagarin were there to be the first to fly into outer space?
- Was Gagarin chosen to be the first Soviet cosmonaut to fly into outer space because of his hard or soft skills?
- What river did Gagarin nearly fall into while returning from outer space?
- How many countries did Yu. Gagarin visit after the flight?
- What country did the cosmonaut visit in 1961 and who did he spend his time with?
- When and why did Yu. Gagarin die?
Перед началом интервью с «Юрием Гагариным» учащимся было предложено письменно ответить на предложенные вопросы. Важным было ответить именно в письменном виде, так как на этапе «рефлексии» учащиеся должны были сравнить свои ответы с правильными ответами, полученными ими в ходе интервью со знаменитым «космонавтом». Практически все вопросы вызвали у учеников значительные затруднения с ответами. И если на вопрос о том, почему детство Юрия Гагарина было тяжелым, можно было дать ответ, граничащий с предположением о том, что шла Великая Отечественная Война (а про войну можно было догадаться, сравнив даты рождения Гагарина и начала боевых действий), то, например, на вопрос о том, в какую реку Гагарин чуть не упал, возвращаясь из своего орбитального полета, ответ дать было невозможно, не владея конкретными фактами из биографии знаменитого соотечественника.
Сделав небольшое отступление, считаем необходимым заметить, что практически тотальное отсутствие правильных ответов на вопросы о человеке, который был и остается знаменитым на весь мир космонавтом даже после своей смерти, подтвердило наши предположения о необходимости формирования российской гражданской идентичности обучающихся. В нашем конкретном случае, речь идет о формировании гражданской идентичности средствами изучаемого иностранного языка (английского, если быть более конкретными).
Второй этап технологии был полностью посвящен непосредственно интервью с космонавтом. Учащиеся задавали однокласснику, выступавшему в роли Юрия Гагарина, подготовленные ими заранее вопросы, среди которых были и те, на которые им пришлось отвечать в ходе первого этапа, этапа «вызова». Получив интересующие их ответы, школьники сделали у себя в тетрадях необходимые пометки о верности или неверности данных ими в ходе первого этапа ответов.
Отметим сразу, что большинство ответов оказались неверными. Но, заранее предполагая такой результат, мы для того и спланировали целую серию уроков-интервью со знаменитыми людьми России и Советского Союза, чтобы повысить уровень сформированности российской гражданской идентичности обучающихся средствами иностранного языка, как бы парадоксально это ни звучало.
Далее мы перешли к финальному этапу реализации технологии развития критического мышления в ходе проведения нетрадиционного урока-интервью на английском языке, а именно - стадии «рефлексии». В ходе данного этапа были тщательно проанализированы все данные школьниками ранее, в ходе этапа «вызова», ответы с целью
либо опровержения их достоверности, либо подтверждения их правдивости и полного соответствия фактической информации, содержащейся в ответах интервьюируемого.
Приведем несколько наглядных примеров. При ответе на вопрос: «Were Yu. Gagarin's parents workers?» практически все учащиеся, за исключением двух человек, ответили отрицательно. Свой ответ они обосновали тем фактом, что, по их мнению, человек, добившийся такого успеха в профессиональной сфере, не мог бы этого сделать, не имея за спиной обеспеченных или занимающих высокие посты родителей, способных поддержать его материально в достижении его цели. При ответе на вопрос: «When and why did Yu. Gagarin die?» более половины учащихся предположили с большой долей вероятности, что Юрий Гагарин умер в довольно молодом возрасте (никто, тем не менее, не смог назвать точной даты его смерти и точного возраста, в котором перестало биться сердце нашего великого соотечественника). Что же касается второй части вопроса, при ответе на который требовалось вспомнить подробности гибели космонавта, то здесь ни один ответ не оказался верным. Но, как нами было уже отмечено ранее, на некоторые вопросы были даны верные ответы, причем, практически всеми учащимися. Наше утверждение справедливо относительно следующего вопроса: «Why was the childhood of the future cosmonaut very hard?». Учащиеся предположили, исходя из приведенного нами выше года рождения космонавта, что его детство пришлось на период Великой Отечественной Войны, соответственно, ему пришлось быть свидетелем и непосредственным участником всех ужасов, которые происходили на оккупированных территориях нашей страны. Подтверждение своим предположениям школьники получили уже непосредственно на этапе «осмысления», когда ученик в роли Юрия Гагарина, отвечая на вопрос о трудном детстве Юрия, дополнил свой ответ еще несколькими фактами, касающимися, в частности, таких подробностей из биографии космонавта, которые пролили свет на довольно ужасные моменты. Речь шла о том, что брат и сестра будущего космонавта были угнаны фашистами в Германию, а отца регулярно избивали, заставляя работать на немцев.
Таким образом, нами были проанализированы на предмет истинности или ложности ответы на все десять вопросов, которые были заданы учащимся на этапе «вызова». Для нас результаты были ожидаемы. Что касается учащихся, то более половины из них были в недоумении от того, что они, являясь гражданами страны, в которой родился и жил один из самых великих людей прошлого века, практически ничего о нем не знают (при этом, зная подробности биографий многих зарубежных знаменитостей как прошлого, так и двадцать первого века). В конце занятия, в ходе рефлексии нами были заданы несколько вопросов, среди которых самыми главными были два: «Was it really interesting for you to take part in the interview and to learn new facts about Yu. Gagarin? Would you like to learn more about famous people of Russia and Soviet Union at our English classes?» Абсолютно все школьники 8 класса ответили утвердительно на оба вопроса, добавив, что в своих утвердительных ответах они были абсолютно искренни и с нетерпением будут ждать следующего урока-интервью.
Итак, мы можем утверждать, что формирование российской гражданской идентичности обучающихся (в том числе, на этапе основного общего образования) действительно является одной из доминантных целей, стоящих перед современной системой образования. Также, основываясь на результатах, полученных нами в ходе проведения серии уроков-интервью со знаменитыми российскими и советскими деятелями науки, культуры и спорта в целом, в ходе проведения урока-интервью с «Юрием Гагариным» в восьмом классе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Шадринска в частности, мы приходим к выводу о том, что формирование российской гражданской идентичности обучающихся средствами иностранного языка действительно способствует эффективности обозначенного нами процесса по причине того факта, что принцип аттрактивности, являющийся одним из базовых при изучении иностранного языка, в совокупности с межкультурным компаративным и аксиологическим подходами начинает срабатывать таким
образом, что у обучающихся сквозь призму изучения иностранных культурных реалий и сравнения их с реалиями собственной страны вырабатывается стойкая аттракция к собственным культурным явлениям.
Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ШГПУ и БГПУ им. М. Акмуллы в 2024 году по теме: «Научно-методическое сопровождение формирования российской гражданской идентичности школьников в процессе обучения иностранному языку» (04.24.16
- 8Д от 2 мая 2024 г.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Булыгина, М.В. Теоретические позиции и актуальные практико-ориентированные направления формирования российской гражданской идентичности в обучении иностранному языку в школе / М.В. Булыгина. - Текст : непосредственный // KANT. - 2024.
- № 2 (51). - С. 448-454.
2. Времена и смыслы компаративистики (к 100-летию со дня рождения профессора Б.Л. Вульфсона) / Е.Я. Орехова, Л.Н. Полунина. - Текст : непосредственный // Ценности и смыслы. - 2020. - № 4 (68). - С. 39-49.
3. Григорьев, Д.В. Как школа формирует у детей российскую идентичность / Д.В. Григорьев. - Текст : непосредственный // Народное образование. - 2015. - № 1. - С. 173-177.
4. Дубаков, А.В. Формирование российской гражданской идентичности в обучении иностранному языку в школе / А.В. Дубаков. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 4 (101). - С. 155-157.
5. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам / Г.В. Елизарова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2005. - 352 с. - Текст : непосредственный.
6. Кондранова, А.М. О межкультурном подходе в обучении иностранным языкам / А.М. Кондранова, В.М. Куимова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 9 (89). - С. 1097-1099.
7. Краснов, Е.В. Теоретические подходы к пониманию гражданской идентичности обучающихся / Е.В. Краснов. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. 2019. - № 62-1. - С. 164-166.
8. Пушкарева, М.П. Реализация межкультурного компаративного подхода в обучении иностранному языку / М.П. Пушкарева, А.П. Самочернова. - Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2023. - № 3 (59). -С. 75-80.
9. Самочернова, А.П. Возможности внеурочной деятельности в формировании российской гражданской идентичности обучающихся / А.П. Самочернова, М.П. Пушкарева.
- Текст : электронный // Учёные записки Шадринского государственного педагогического университета : сетевой науч. журн. - 2023. - № 2. - URL: https://uzshspu.ru/joumal/article/view/105 (дата обращения: 30.08.2024).
10. Формирование гражданской идентичности как ключевая задача образования и социокультурной модернизации России / А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова, М.С. Гусельцева [и др.]. - Москва : Федеральный институт развития образования, 2012. - 252 с. -Текст : непосредственный.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
М.П. Пушкарева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: marusik7777777@mail.ru.
О.И. Панова, студентка 324 группы гуманитарного института, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: panova22811@gmail.com.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
M.P. Pushkareva, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: marusik7777777@mail.ru.
O. I. Panova, 3th year Student, Institute of Humanities, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: panova22811@gmail.com.