Научная статья на тему 'Урок–игра «Сто к одному»'

Урок–игра «Сто к одному» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
834
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ИНФОРМАТИКИ В 8 КЛАССЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / СИСТЕМНО ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / ИГРА «СТО К ОДНОМУ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мисюля Ольга Леонидовна

В статье дается план урока информатики для 8 класса, на котором учитель осуществляет повторение и контроль знаний учащихся по разделу «Представление информации» в игровой форме. Автор показывает, как происходит стимулирование познавательного интереса учащихся к изучению предмета «Информатика» с помощью системнодеятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Урок–игра «Сто к одному»»

Уроки по предметам

b) Palekh masters tried to... wooden toys, dishes, porcelain and glass.

c) Today's Palekh artists use. tempera paints and paint in the Byzantine style.

d) Many examples of Palekh art have received. at international exhibitions.

Таким образом, прорабатывая текст, используя наибольшее количество упражнений, можно смело утверждать, что чтение текстов на иностранном языке в огромной мере способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков.

Кроме того, нельзя отрицать и воспитательный характер чтения: чтение повышает культуру человека, заставляя его задуматься над различными проблемами и аспектами нашей жизни. Как говорил Рей Брэдбери: «Не обязательно сжигать книги, чтобы разрушить культуру. Достаточно заставить людей прекратить читать».

Большинство исследователей рассматривают современные технологии обучения как один из способов реализации на занятиях личностно-ориентированного подхода, где учащиеся выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности. Необходимо добавить, что в современные технологии обучения входят следующие формы личностно-ориентированного подхода: обучение в сотрудничестве, проектные технологии, центрированное на учащихся обучение, дистанционное обучение, использование языкового портфеля, тандем-метод, интенсивные методы обучения, применение технических средств. Технологии обучения будут способствовать развитию коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний

по предмету и раскрытию творческих способностей ребёнка, т. е. созданию креативной среды в процессе обучения.

Преподавание иностранного языка немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения, целью которых является формирование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников.

Литература

1. Беляева Е. Б. Готовность младших школьников к изуче-

нию иностранного языка в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010. - № 6.

2. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического иссле-

дования. - М.: АСТ, 2005.

3. Гальскова Н. Д, Гез Н. И. Теория обучения иностранным

языкам: Лингводидактика и методика. - М.: «Академия», 2004.

4. Совершенствование обучения иностранному языку в об-

щеобразовательной школе. Методические рекомендации / Сост. В. В. Пономарева и др. - Москва, 1991. - С. 75-76.

5. Колкер Я. М. и др. Практическая методика обучения ино-

странному языку. - М.: «Академия», 2000.

6. Маслыко Е. А. и др. Настольная книга преподавателя ино-

странного языка. - Минск: Высшая школа, 2001.

7. Миролюбов А. А. Общая методика преподавания ино-

странных языков в средних учебных заведениях. - М.: Академия, 2003.

8. Сборник нормативных документов. Иностранный язык

/ сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М., Дрофа, 2008.

9. Фоломкина М. К. Обучение чтению на иностранном языке

в неязыковом ВУЗе. - М.: Колибри, 2003.

О. Л. Мисюля

УРОК - ИГРА «СТО К ОДНОМУ»

Как формировать информационную деятельность у детей на уроках информатики?

Аннотация. В статье дается план урока информатики для 8 класса, на котором учитель осуществляет повторение и контроль знаний учащихся по разделу «Представление информации» в игровой форме. Автор показывает, как происходит стимулирование познавательного интереса учащихся к изучению предмета «Информатика» с помощью системно- деятельностного подхода.

Ключевые слова: урок информатики в 8 классе, представление информации, системно - деятельностный подход в обучении, игра «Сто к одному»

Одной из целей школьного образования является формирование информационной деятельности детей, в которой умение понимать информацию и эффективно с ней работать становится главной и ведущей в учебе. Полученные учащимися знания

на уроках информатики применяются в обучении всех предметов. Ученики приобретают навыки работы с компьютером, используя его для решения учебных задач. Как правило, уроки информатики строятся по определенной схеме: часть урока посвящена прак-

44

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

Уроки по предметам

тике на компьютере, часть - изучению нового материала и контролю.

Предлагаемый урок-игра - план урока по информатике для 8 класса, в разделе «Представление информации». Задания, используемые на уроке, позволяют решать следующие задачи: повышение интереса к предмету, умения анализировать и делать выводы. Урок-игра оформлен мультимедийной презентацией, что позволяет привлечь и удерживать на более долгий срок внимание учащихся и воздействует более чем на один орган чувств.

Компьютер используется на всех этапах урока:

• как средство диагностики и контроля, при проверке пройденного материала;

• как источник информации, при объяснении нового материала;

• как средство психологического комфорта (физкультминутки).

Нестандартные способы проверки знаний развивают мышление, память, систематизируют знания учащихся. На данном уроке развиваются навыки работы в группах, где особое внимание уделяется взаимопомощи. Карточки представленные в данном уроке доводят ученика до понимания темы, т. е. ученик, отвечая на вопросы и выполняя задания, приходит к правильному пониманию темы.

Наглядный представляемый материал, в чётком своём построении обладает высоким развивающим потенциалом, что позволяет эффективно развивать зрительную, слуховую и смысловую память.

Данный урок-игра составлен на основе системнодеятельностного подхода к обучению.

Раздел программы: Представление информации.

Тема урока: Системы счисления. Арифметические операции в различных системах счисления.

Цель урока: повторение и контроль знаний учащихся по разделу «Представление информации».

Задачи урока:

образовательные:

• закрепление представления учащихся о понятии система счисления, позиционная система счисления, основание системы счисления, числовой разряд;

развивающие:

• стимулирование познавательного интереса учащихся к изучению предмета «Информатика»;

• активизация взаимодействия учащихся в процессе игры;

• развитие творческой активности, эстетики;

воспитательные:

• воспитание у учащихся самостоятельности, ответственности за свой выбор.

Тип урока: урок повторения и контроля.

Вид урока: урок - игра.

Возраст учащихся: VIII класс.

Методы обучения: взаимоконтроль, самоконтроль, тестовый контроль.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Система оценивания: В Простой игре за каждый правильный ответ участники получают 1 балл, в Двойной игре - 2 балла, в Тройной - 3 балла, в Игре наоборот по 4 балла за правильный ответ и 1 балл за правильно составленный вопрос, в Большой игре при условии, что все выполнено верно - 10 баллов, если допущена хотя бы 1 ошибка - 0 баллов.

Оборудование и наглядные средства обучения:

• карточки с заданиями для каждого конкурса;

• мультимедийная презентация;

• протокол ведения игры (отдельный листок или нарисована таблица на доске);

• оценочная таблица.

Подготовка кабинета: парты сгруппированы для двух команд.

План урока.

1. Организационный момент (приветствие, постановка цели урока) - 1 мин.

2. Игра Сто к одному?

2.1. Простая игра (3 мин.)

2.2. Двойная игра (7 мин.)

2.3. Тройная игра (10 мин.)

2.4. Игра наоборот (10 мин.)

2.5. Большая игра (7 мин.)

3. Подведение итогов урока. Выставление оценок -

2 мин.

Ходурока

1. Организационный момент (приветствие, постановка цели урока)

Учитель. Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока - «Системы счисления. Арифметические операции в различных системах счисления». Сегодня мы повторим и обобщим знания по этой теме. Для реализации поставленной цели предлагаю игру «1002 к 1. Сто к одному?». В Простой игре за каждый правильный ответ участники получают 1 балл, в Двойной игре - 2 балла, в Тройной -

3 балла, в Игре наоборот по 4 балла за правильный ответ и 1 балл за правильно составленный вопрос, в Большой игре при условии, что все выполнено верно - 10 баллов, если допущена хотя бы 1 ошибка - 0 баллов. Вам необходимо придумать название вашей команде.

2. Игра «Сто к одному»

2.1. Простая игра (Участники отвечают на вопросы. Вопросы поочередно задаются командам либо одновременно отвечают, вопросы на карточках)

1. Способ представления чисел и соответствующие правила действия над числами называется системой счисления.

2. Знаки, используемые для записи чисел, называют цифрами.

3. Система счисления, в которой значений (вес) цифры зависит от места, занимаемого в записи числа, называется позиционной.

4. Система счисления, в которой значений (вес) цифры не зависит от места, занимаемого в записи числа, называется непозиционной.

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

45

Уроки по предметам

5. Количество используемых цифр для записи чисел называется основанием.

6. Позиция цифры в числе - это числовой разряд.

7. В какой системе счисления для записи числе используются цифры от 0 до 7? Восьмеричной.

8. В какой системе счисления для записи числе используются цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита от А до F. Шестнадцатеричной.

2.2. Двойная игра (Каждой команде дается карточка, куда необходимо вписать результат)

1. Переведите число 37 из десятичной системы счисления в двоичную. (100101)

2. Переведите число 43 из десятичной системы счисления в двоичную. (101011)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Переведите число 1101101 из двоичной системы счисления в десятичную.(109)

4. Переведите число 1110001 из двоичной системы счисления в десятичную. (113)

5. Переведите число 10001111 из двоичной системы счисления в восьмеричную. (217)

6. Переведите число 11001100 из двоичной системы счисления в восьмеричную. (314)

7. Переведите число 1D34 из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную. (1110100110100)

8. Переведите число D103 из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную. (1101000100000011)

9. Переведите число 710 из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную. (1 С8)

10. Переведите число 672 из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную (1 ВА)

2.3. Тройная игра (Каждой команде дается карточка, куда необходимо вписать результат)

1. Вычислите значения выражения: 199616 + ВАВА16 (D450J

2. Вычислите значения выражения: 3 AAF16 + 19 ВА16 (546916)

3. Вычислите значения выражения: 7118-5628 (1278)

4. Вычислите значения выражения: 5678-3748 (1738)

5. Вычислите значения выражения: 101012 * 1012 (11010012)

6. Вычислите значения выражения:110012 * 1012 (11111012)

7. Вычислите значения выражения: 11112: 112 (1012)

8. Вычислите значения выражения: 100102: 112 (1102)

9. В кабинете биологии и информатики 1010 кактусов. В биологии их 111. Сколько кактусов в кабинете информатики? (11)

10. У первоклассника Миши 1111 палочек для счета. У Коли 101. На сколько палочек у Миши больше, чем у Коли? (1010)

2.4. Игра наоборот (Участники готовят задания, по заданной схеме, для команды-соперника, затем меняются заданиями.)

1. Ответить на вопрос.

2, 3 Перевести числа из одной системы счисления в другую.

4, 5 Выполнить вычисления.

2.5. Большая игра

Разгадать кроссворд «Нули и единицы»

ПО ВЕРТИКАЛИ ПО ГОРИЗОНТАЛИ

1. зз10 9. 77в 1. 2А16 7. 3110

4. <И8 и. г16 2. 20к 8. 78

5.B1S 3. 768 10. 516

6. 51м 4. 5710

1 5 6

4

2

3

9 11

7

8

10

Литература

1. Анеликова Л. А. Тесты по информатике и ИКТ/Дрофа, М., 2007

2. Беляева Е. Б. Компьютерная игра на уроках английского языка в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2.

3. Гаврилина Г. С. Инновационный подход к организации театрализованно-игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 3.

4. Дельгас Г. В., Фомина И. Н. Играя в театр, познаем мир // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - № 3.

5. Золотая И. Г. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 1.

6. Мурушкина Т. И. Развивающая игра - одно из средств достижения психологического комфорта на уроках русского языка в начальной школе // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2.

7. Теряева И. П. Игра - как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании. -2011. - № 2.

8. Черноштан Е. В. Формирование основ педагогического мастерства будущих учителей средствами игровых методик обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - № 3

9. Чигрина С. Г. Новый взгляд на «Веселые старты» // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. -№ 4.

46

Эксперимент и инновации в школе 2011/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.