Научная статья на тему 'Урок физической культуры в условиях частного учреждения общеобразовательной организации'

Урок физической культуры в условиях частного учреждения общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Светлана Сергеевна

В статье анализируются наиболее эффективные способы реализации физического воспитания учащихся 5-11 классов в частных учреждениях общеобразовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Урок физической культуры в условиях частного учреждения общеобразовательной организации»

захватами (встречная борьба в предложенном противником захвате или нейтрализация навязываемого захвата и даже взаимной позы). На наш взгляд, наиболее рационально использовать под высокорослых дзюдоистов определенные группы бросков: «Моротэ-сэой-нагэ (Morote-seoi-nage)» - бросок через спину с захватом рукава и отворота; «Иппон сэойнагэ (Ippon-Seoi-Nage)» - бросок через спину захватом руки на плечо; Тай-отоши (Tai-otoshi) - бросок передняя подножка. Под низкорослых дзюдоистов мы рекомендуем технику бросков таких, как Учи-мата (Uchi Mata) - подхват изнутри (под одну ногу); Осото-гари (Osoto-gari) - задняя подножка. Суми-гаэши (Сумигаэси) — бросок через голову подсадом голенью. Ко-учи-гари (Ko-uchi-gari) - бросок-подсечка изнутри.

Знание морфологических особенностей дзюдоистов высокой квалификации может позволить не только создать морфологический портрет борца, но также обозначить его временные контуры путем разработки критериев отбора на разных этапах боевого совершенствования.

Строение тела обычно характеризуют тотальными размерами, конституционными особенностями и пропорциями тела спортсменов. Поверхность тела является одним из очень важных морфологических признаков, который оказывает сильное влияние на ряд функциональных свойств организма. Есть мнение, что поверхность тела тесно связана с силовыми возможностями.

Таким образом, успешность соревновательной деятельности борцов во многом зависит от правильности построения процесса индивидуальной тактико-техническая подготовки спортсменов с учетом их анатомо-морфологических особенностей.

Список литературы

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978.

2. Алиханов И.И. О становлении технико-тактического мастерства // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1982.

УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ общеобразовательной организации

Фролова С.С.

Фролова Светлана Сергеевна - аспирант, кафедра философии и социологии, Институт научно-педагогического образования Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются наиболее эффективные способы реализации физического воспитания учащихся 5-11 классов в частных учреждениях общеобразовательной организации.

Ключевые слова: физическое воспитание, урок физической культуры, общеобразовательная организация.

Современные федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют высокие требования к формированию физических и психических качеств обучающихся. Приобретение и прочное закрепление умений и навыков выполнения двигательных действий и мотивации к самостоятельным занятиям физкультурно-спортивной деятельностью является обязательной и достаточно

сложной задачей. Наличие фундаментальной основы теоретических физкультурных знаний в этом вопросе играет важную роль. Для достижения наилучшего результата, следует учитывать социально-педагогические условия реализации комплексной программы по физической культуре. Урок физической культуры в условиях частного учреждения образовательной организации или иначе «частной школы», имеет ряд специфических особенностей [2].

Исследования показали, что в большинстве таких школ преобладают интегральные группы и дети по своим способностям к обучению, а также в морфофункциональном развитии, имеют существенные различия. Следовательно, наиболее оптимальным будет личностно-ориентированный подход в обучении.

Частное учреждение общеобразовательной организации, являясь школой полного дня, может предоставить учащимся обширный выбор спортивных секций во второй половине дня и тем самым объединить и гармонизировать процессы физического воспитания в школе в форме урока физкультуры и дополнительные спортивные занятия. Возможен учёт достижений на спортивных занятиях и выставление оценок по предмету «Физическая культура». Наиболее оптимальным представляется использование в первой половине дня малых форм физкультурных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки на каждом уроке, паузы активного отдыха на переменах, также в первой половине дня реализуется теоретическое освоение учебного материала, включающего знания о положительном влиянии физических упражнений на развитие систем организма, правил поведения во время урока «физическая культура», о роли и значении этого урока для здоровья и дальнейшего успешного всестороннего совершенствования и гармоничного развития личности.

Такая методика была нами апробирована в рамках физического воспитания учащихся 5-11 классов на базе одного из частных учреждений общеобразовательной организации города Москвы. Урочные формы занятий проводились во второй половине дня, причём группы были сформированы не по биологическому возрасту, а по физической подготовленности или спортивным предпочтениям и способностям. Контрольные тесты по окончании четверти были видоизменены со строгих нормативов на оценивание технически правильно выполненного контрольного упражнения и количественный прирост показателей. Был использован 2 раза в четверть интегрированный урок физической культуры и английского языка, что способствовало расширению кругозора, позволило повысить мотивацию как к занятиям английским языком, так и к физкультурно-спортивным занятиям.

По результатам педагогического наблюдения и социологического опроса, проходивших в несколько этапов была выявлена положительная динамика интереса учащихся к двигательной активности и выделены факторы влияния на интерес к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. В связи с небольшой численностью учащихся (п=92) представилось возможным провести сплошной опрос по степени охвата генеральной совокупности (рис. 1).

Рис. 1. Динамика интереса учащихся к физкультурно-спортивной деятельности

С помощью социального опроса в форме анкетирования были выделены наиболее значимые факторы влияния на интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

• возможность выбора изучаемого учебного модуля;

• использование интегрированных уроков физической культуры;

• личность учителя;

• взаимоотношения в группе;

• применение видеоматериалов на уроке физической культуры;

• музыкальное сопровождение во время разминки.

Таким образом, учебный материал предмета «Физическая культура» должен быть оптимально выстроен с учётом условий общеобразовательной организации, применением инновационных педагогических технологий и с использованием определённых факторов влияния на заинтересованность в уроке физической культуры, это позволит разнообразить и оптимизировать процесс физического воспитания школьников, что способствует повышению устойчивого интереса учащихся к физкультурно-спортивной деятельности.

Список литературы

1. Давыдова С.В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 142-144.

2. Столяров В.И. Модернизация физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе / Сост.: В.И. Столяров, В.П. Моченов, Л.И. Лубышева. М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры», 2009. 320 с.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: 3-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. 544 с.

4. Черкасов В.В. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по физической культуре: проблемы и пути их решения // Физическая культура в школе, 2017. № 1. С. 21-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.