Научная статья на тему 'Урегулирование межэтнических конфликтов как фактор обеспечения национальной безопасности'

Урегулирование межэтнических конфликтов как фактор обеспечения национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
503
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА / INTERETHNIC CONFLICT / NATIONAL SECURITY / STATE / INTERACTION / CONFLICT SETTLEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коноплева Анна Алексеевна

В статье рассматривается процесс влияния межэтнических взаимодействий на обеспечение национальной безопасности. Устанавливается, что межэтнические конфликты, возникающие в государстве, один из факторов, оказывающий деструктивное воздействие на внутреннюю политику, а вместе с тем и подрывающий мирные основы международных отношений. Новизна исследования состоит в попытке глубокого осмысления значимости урегулирования межэтнических конфликтов для обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Коноплева Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC CONFLICTS SETTLEMENT AS A FACTOR OF NATIONAL SECURITY ENSURING

The article considers the process of the influence of interethnic interactions on national security ensuring. It is ascertained that interethnic conflicts occurring in the state is one of the factors having a destructive effect on internal policy and with it undermining the peaceful foundations of international relations. The novelty of the study is in an attempt to comprehend in detail the significance of interethnic conflicts settlement for national security ensuring.

Текст научной работы на тему «Урегулирование межэтнических конфликтов как фактор обеспечения национальной безопасности»

Коноплева Анна Алексеевна

УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОМ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье рассматривается процесс влияния межэтнических взаимодействий на обеспечение национальной безопасности. Устанавливается, что межэтнические конфликты, возникающие в государстве, - один из факторов, оказывающий деструктивное воздействие на внутреннюю политику, а вместе с тем и подрывающий мирные основы международных отношений. Новизна исследования состоит в попытке глубокого осмысления значимости урегулирования межэтнических конфликтов для обеспечения национальной безопасности. Адрес статьи: От№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/7-1/16.11^1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 7(69): в 2-х ч. Ч. 1. C. 56-58. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/7-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

УДК 130.2:101.1:316 Философские науки

В статье рассматривается процесс влияния межэтнических взаимодействий на обеспечение национальной безопасности. Устанавливается, что межэтнические конфликты, возникающие в государстве, - один из факторов, оказывающий деструктивное воздействие на внутреннюю политику, а вместе с тем и подрывающий мирные основы международных отношений. Новизна исследования состоит в попытке глубокого осмысления значимости урегулирования межэтнических конфликтов для обеспечения национальной безопасности.

Ключевые слова и фразы: межэтнический конфликт; национальная безопасность; государство; взаимодействие; урегулирование конфликта.

Коноплева Анна Алексеевна, к. филос. н.

Краснодарский университет МВД России, Крымский филиал konoplyova. artcrimea@gmail. com

УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Острые международные противоречия, возникающие в ходе развития современной цивилизации, прямо или косвенно отражаются на всех сферах жизнедеятельности граждан конкретного политического образования. Однако если ранее в фокусе научных исследований и обсуждения обывателей находились проблемы глобализации и вопросы, касающиеся попыток предсказать возможные варианты развития диалогических отношений и последствия слияния народов, то на сегодняшний день, в силу серьезных цивилизационных трансформаций, дискуссии касаются, прежде всего, поликультурных государств, активное образование которых как раз и является следствием глобализационных процессов [3, с. 118]. Таким образом, наиболее острые конфликты возникают не на международном уровне, основываясь на различиях в степени экономического развития, и не из-за нехватки природных ресурсов. Самые опасные разногласия развиваются уже внутри стран и обуславливаются, прежде всего, межэтническими противоречиями, которые способны разрушить государство.

В связи с этим для сохранения стабильности и выработки механизмов защиты от внешних воздействий политика современного государства должна быть не только направлена на отражение внешней угрозы, но и ориентироваться на урегулирование и предупреждение конфликтов, способных дестабилизировать ситуацию изнутри. Описанные тенденции ведут к тому, что с учетом современных вызовов проблемы национальной безопасности, рассматривающие пути защиты как от внутренних, так и от внешних воздействий становятся ключевыми в обеспечении мирового согласия.

Особую актуальность данные вопросы приобретают в контексте специфики Российской Федерации - самого крупного мирового государства, объединившего в своих границах колоссальное количество народов. Несмотря на сложность географического устройства, культурное богатство и религиозное разнообразие, на сегодняшний день Россия является образцом в сфере гармонизации межэтнических отношений. Однако под влиянием современных деструктивных процессов, активизации террористических группировок, а также резкого всплеска экстремистских настроений классические схемы разрешения конфликтов теряют свою эффективность. Поэтому в фокус научных исследований гуманитарного толка должны попадать проблемы, связанные с осмыслением способов урегулирования противоречий на ранних этапах возникновения, а практическая деятельность - осуществлять анализ методов оперативного решения возможных конфликтов.

Таким образом, объектом изучения является проблема обеспечения национальной безопасности, а предметом - поддержание межэтнического согласия как один из действенных способов обеспечения национальной безопасности. Цель данного исследования состоит в рассмотрении межэтнических конфликтов как угрозы для национальной безопасности. Реализация намеченной цели предполагает решение следующих задач: осмысление понятия и культурных составляющих национальной безопасности; анализ деструктивных свойств межэтнических конфликтов; выявление зависимости обеспечения национальной безопасности от установления гармоничных межэтнических взаимодействий.

Проблему обеспечения национальной безопасности принято рассматривать преимущественно в проекции юридического подхода. Именно этому аспекту проблемы посвящен ряд работ современных авторов: С. Бутке-вича [1], А. Игнатова [2], А. Кашкарова [Там же]. Социальный аспект затрагивается в трудах С. Алексеева, Г. Вебера, С. Метелева, Л. Никитиной [5], И. Чумак, Р. Явчуновской и других. Философские же разработки скорее касаются фундаментальных проблем безопасности государства и сопряженной с ней защищенностью личности. Разработкой этих проблем занимались классики философской мысли: Ф. Бэкон, Ш. Монтескье, Т. Мор, Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Фихте, - идеи которых продолжили современные исследователи: П. Беспаленко, А. Тюканько, Н. Чудина-Шмидт [9]. К тому же в принятой 31 декабря 2015 года новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года роль культуры значительно расширяется. Это дает основание для более детального изучения проблемы, касающейся значимости культурного фактора в сфере защиты государства.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, национальная безопасность определяется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации,

ISSN 1997-292X

№ 7 (69) 2016, часть 1

57

достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации» [7]. Согласно Стратегии, целостность государства напрямую зависит от консолидации «гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности» [Там же], среди которых «межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации...» [Там же]. Прививание общечеловеческих ценностей формирует человечность, делает «из индивида общественного человека, способного нести меру ответственности за себя и тот мир, в котором он живет» [9, с. 189], а значит, за сохранение всего многообразия этносов, являющихся частью этого мира. Закрепленная в упомянутом нормативно-правовом акте цель сохранения единого культурного пространства поднимает вопрос о том, что может стать основой для объединения культур и тем самым обеспечить регуляцию отношений между этносами.

Само по себе бесконфликтное взаимодействие - идея, наполненная утопичным смыслом. Процесс общения уже подразумевает наличие конфликтной ситуации (в позитивном или негативном аспекте) как отправной точки для построения коммуникации [5]. Столкновения могут быть основаны на различиях в преследуемых целях или имеющихся культурных особенностях. Это вызывает непонимание - зыбкую почву для построения межкультурных контактов, - а следовательно, и лишает стабильности поликультурное государство. Поэтому урегулирование межэтнических конфликтов - сложный комплекс мер, принимаемых для преодоления нетерпимости по этническому признаку, однако необходимый для обеспечения национальной безопасности.

Нивелирование противоречий между этносами, объединенными государством, рано или поздно станет почвой для возникновения конфликтов внутри нации. Отсюда следует вывод о том, что государство должно не подавлять конфликтные ситуации, а стремиться их урегулировать [4], при этом придерживаясь политики поддержания культурного разнообразия. Любые меры назидательного характера по улаживанию межэтнических конфликтов могут быть чреваты конфликтами и противоречиями. Поэтому важно не просто стремиться контролировать межэтнические контакты, но и уметь выбирать оптимальные методы их урегулирования, опираясь при этом на развитые навыки критического мышления [6, с. 225]. Навязывание идеи однородности нации подрывает межэтническое согласие в современном мире, где в основе конфликтов лежит как раз желание сохранить свою самобытность.

Свидетельство этому - ситуация, сложившаяся вокруг курдского вопроса в Турции в конце ХХ века, когда турецкие власти снизили межэтническое напряжение, обеспечив курдов особыми правами в области поддержания своей культуры. Однако дорога к участию в управлении государством была преграждена на основании ошибочного отождествления турецким правительством персов с курдами, что лишило последних собственного представительства в Меджлисе. Как известно, межэтническое напряжение впоследствии переросло в открытое вооруженное противостояние, затронувшее интересы всего мирового сообщества.

По мнению В. Тишкова, известного исследователя в области проблем этноса, «меньшинства становятся инициаторами насилия как раз через культурные аргументы, через то, что они должны сохранить, возродить или защитить свою культуру. В этом аспекте мультикультурализм дает только умеренные по своему воздействию инструменты политики. Он может снижать напряженность, но не решает саму проблему насилия и обеспечения безопасности общества и государства» [8, с. 248]. Главным объединяющим фактором, а вместе с тем и методом урегулирования конфликтов, должна стать единая национальная идея, основанная на положении об этническом многообразии как системообразующем факторе государства и гарантии мирового согласия.

В заключение следует отметить, что, несмотря на исторический характер формирования и единый путь развития этносов, сходные системы ценностных ориентиров и мировоззренческих установок, бесконфликтное межэтническое сосуществование в границах поликультурных государств приобретает характер скорее желаемого, нежели действительного явления. И как показывает современная практика, конфликты, возникающие внутри отдельных государств, обретают глобальные масштабы и оборачиваются крайними формами нетерпимости, но уже касаясь интересов всего мирового сообщества.

Для обеспечения национальной безопасности и поддержания межэтнического согласия необходимо расставить приоритеты. На первом месте должны находиться национальные интересы, которые априори не могут противоречить этническим, а тем более идти с ними вразрез.

Во многом эффективность обеспечения национальной безопасности призваны гарантировать межэтнические взаимодействия, гармоничный характер которых свидетельствует о единстве государства, а значит, и его силе. Национальная безопасность, обеспечиваемая на высоком уровне, - это важнейший индикатор состояния нации, означающий насколько совокупное действие внутренних и внешних негативных факторов может отразиться на качестве жизни государства, в пределах которого оно развивается. Высокий уровень межэтнического согласия - важнейшее условие состоятельности государственной политики. Таким образом, своевременное урегулирование межэтнических конфликтов укрепляет государство, обеспечивает стабильность во внутренней политике и становится прочной основой для отражения внешних угроз.

Список литературы

1. Буткевич С. А. Законодательный и доктринальный подходы к проблеме противодействия терроризму // Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики: монография / под общ. ред. С. А. Буткевича. Симферополь, 2015. С. 5-31.

2. Игнатов А. Н., Кашкаров А. А. Тенденции проявлений экстремизма и терроризма в Крымском федеральном округе и пути повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию им // Библиотека уголовного права и криминологии. 2016. № 2 (14). С. 127-137.

3. Коноплева А. А. Детерминанты межкультурных взаимодействий в Республике Крым // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 8 (58). Ч. 3. С. 118-121.

4. Коноплева А. А. Регулирование межэтнических взаимоотношений в Республике Крым в рамках профилактики развития экстремизма // Символ науки. 2015. № 11-2. С. 72-74.

5. Никитина Л. Н. Формирование толерантности как способ профилактики экстремизма в молодежной среде // Символ науки. 2015. № 11-2. С. 213-217.

6. Смирнова М. И. Развитие критического мышления как основы информационной культуры курсантов образовательных организаций системы МВД России в условиях информационной войны // Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики: монография / под общ. ред. С. А. Буткевича. Симферополь, 2015. С. 223-234.

7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: утверждена Указом Президента Российской Федерации № 683 от 31.12.2015 г. URL: http://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения: 21.05.2016).

8. Тишков В. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. 541 с.

9. Чудина-Шмидт Н. В. Влияние ценностей на снижение уровня экстремального поведения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 9 (59). Ч. 2. С. 197-200.

INTERETHNIC CONFLICTS SETTLEMENT AS A FACTOR OF NATIONAL SECURITY ENSURING

Konopleva Anna Alekseevna, Ph. D. in Philosophy Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Branch) in Crimea

konoplyova.artcrimea@gmail.com

The article considers the process of the influence of interethnic interactions on national security ensuring. It is ascertained that

interethnic conflicts occurring in the state is one of the factors having a destructive effect on internal policy and with it undermining

the peaceful foundations of international relations. The novelty of the study is in an attempt to comprehend in detail the significance of interethnic conflicts settlement for national security ensuring.

Key words and phrases: interethnic conflict; national security; state; interaction; conflict settlement.

УДК 7-05:75.03:76 Искусствоведение

В статье описываются основные тенденции творческой и педагогической деятельности Александра Серафимовича Котлярова, художника, члена Московского союза художников (МСХ), члена президиума Учебно-методического объединения (УМО). За почти пятидесятилетний опыт работы в Полиграфическом институте (ныне Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова) Александр Серафимович написал учебные программы, методические пособия, статьи, работает в области станковой живописи и графики. Его творческое и методическое наследие представляет интерес как для студентов, так и за пределами вуза.

Ключевые слова и фразы: Александр Серафимович Котляров; живопись; станковая графика; линогравюра; офорт; педагогика высшей художественной школы.

Кречетова Мария Александровна

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова Krechetova_mary@mail. гы

ТВОРЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВКЛАД АЛЕКСАНДРА СЕРАФИМОВИЧА КОТЛЯРОВА В РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Александр Серафимович Котляров - продолжатель художественных и педагогических традиций школы В. А. Фаворского. Будучи учеником А. Д. Гончарова и П. Г. Захарова, он перенял универсализм творческой деятельности, сочетая талант разностороннего художника с педагогическим даром. Котляров - преподаватель, опытный руководитель кафедры «Рисунок и живопись» МГУП имени Ивана Федорова, талантливый живописец, график, теоретик. Его работы - в частных коллекциях в России и за рубежом; многие его ученики - известные художники, работающие в различных техниках и жанрах. С 2002 года является членом президиума УМО по художественному образованию в РФ, принял участие в создании Первого государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства (2002), а также Второго и Третьего федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.