Научная статья на тему 'Урбанизация как сложное комплексное явление'

Урбанизация как сложное комплексное явление Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
8492
963
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАНИЗАЦИЯ / МЕГАПОЛИС / МОНО ПРОФИЛЬНЫЙ / КОНЦЕНТРАЦИЯ / ДЕКОНЦЕНТРАЦИЯ / URBANIZATION / METROPOLIS / MONO-PROFILE / CONCENTRATION / DECONCENTRATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Агаширинова Валентина Юрьевна

В данной статье рассмотрены основные аспекты мировой урбанизации. Увеличение доли городского населения, концентрация экономики, имеет как благоприятные тенденции, так и негативные, а именно: социальные, экологические риски, потеря устойчивости процесса роста населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Агаширинова Валентина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBANIZATION AS A COMPLEX COMPLEX PHENOMENON

This article discusses the main aspects of world urbanization. The increase in the share of the urban population, the concentration of the economy, has both favorable and negative trends, namely: social and environmental risks, loss of stability of the population growth process.

Текст научной работы на тему «Урбанизация как сложное комплексное явление»

Образование. Социология

УДК 364.122

УРБАНИЗАЦИЯ КАК СЛОЖНОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЯВЛЕНИЕ Агаширинова Валентина Юрьевна, старший преподаватель (e-mail: Agashirinova val@mail.ru) Сахалинский институт железнодорожного транспорта - филиал

Дальневосточного государственного университета путей сообщения в г.Южно-Сахалинске, г.Южно-Сахалинск, РФ

В данной статье рассмотрены основные аспекты мировой урбанизации. Увеличение доли городского населения, концентрация экономики, имеет как благоприятные тенденции, так и негативные, а именно: социальные, экологические риски, потеря устойчивости процесса роста населения.

Ключевые слова: урбанизация, мегаполис, моно профильный, концентрация, деконцентрация.

Урбанизация - изменение соотношения городских и сельских жителей, формирование городских социальных отношений и структур, городского образа жизни.

Исторически процесс урбанизации имел несколько стадий и различных по своему социальному содержанию форм. Стадия наиболее интенсивной урбанизации связана с процессом индустриализации, формированием современного общества, является важнейшей составляющей процесса модернизации. Современный крупный город - это воплощение западной индустриальной цивилизации. По данным ООН, в западных индустриальных странах от 72 до 85% населения составляют городские жители.

Урбанизация приводит к принципиальным изменениям в структуре занятости, в образе жизни, в характере социальных отношений. Происходит формирование новой социокультурной системы, противоположной традиционной малой общине: родственные связи, межличностные отношения в целом, характерные для традиционной сельской общины заменяются формальными, отчужденными отношениями, дающими индивиду новую степень свободы; размеры, плотность и разнородность городского населения обеспечивают основу для сложного современного разделения труда; город становится средоточием современных политических, образовательных, культурных институтов и т. д.

В западной общественной мысли существуют две противоположных позиции в оценке процесса урбанизации: урбанизм - идущий от Монтескье оптимистический взгляд на городскую культуру как высшее проявление человеческой цивилизации и антиурбанизм - идущее от Ж. Ж.Руссо тотальное отрицание городской цивилизации как "противного природе

гнусного искусственного образования", как воплощения бездушной машинной цивилизации.

На протяжении десятилетий урбанизация в нашей стране сначала просто не признавалась как один из важных процессов формирования человека, среды и общества, а затем в 70-80-х гг., рассматривалась, прежде всего, в рамках формационных особенностей развития систем производства и расселения при значительной недооценке её глобальных закономерностей и социально-культурных и цивилизационных основ. Утвердился и тщательно оберегался философски несостоятельный подход, согласно которому урбанизация (как и другие социальные процессы) легкоуправляемая, потому что её закономерности якобы устанавливаются руководителями в зависимости от тех или иных выдвигаемых ими целей.

В 1900 г. в городах мира проживало 14% всего населения, насчитывалось 12 городов - "миллионеров". В канун XXI в. городским стало 45% мирового населения, имеется примерно 2,4 тыс. больших городов (свыше 100 тыс. жителей каждый) и свыше 200 городов - миллионеров.

Для урбанизации характерны приток в город сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и мелких ближайших городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). В нач. 19 в. в городах мира проживало 29,3 млн. человек (3% населения Земли), к 1900 224,4 млн. (13,6%), к 1950 729 млн. (28,8%), к 1980 1821 млн. (41,1%), к 1990 -2261 млн. (41%). Городское население Российской Федерации к нач. 1990 составляло ок. 74%. Доля городского населения (1990, %): в Европе 73, в Азии 31, Африке 32, Сев. Америке 75, Латинской Америке 72, в Австралии и Океании 71; в экономически развитых странах мира (1990, %): США 75, Германия 78,3, Великобритания 89.

Слабо урбанизированные страны - Западная и Восточная Африка, Мадагаскар и некоторые страны Азии.

Средне урбанизированные страны - Боливия, Африка, Азия.

Высоко урбанизированные страны - СНГ, Европа, Северная Америка, ЮАР, Австралия, Южная Америка.

Как известно, урбанизация представляет сложное комплексное явление, измерить которое с помощью одного показателя практически невозможно. Урбанизация рассматривается учеными и общественным мнением как, в общем, позитивная тенденция развития мира, как некий объективный процесс, связанный с обеспечением для всё большего числа жителей планеты условий для более удобной и комфортабельной жизни, для более полного развития способностей, для более защищенной и здоровой жизни. Урбанизации сопутствуют не только позитивные перемены в жизни людей, но и отрицательные. Это и загрязнение окружающей среды, перенаселенность и возникающие в связи с ней "кварталы бедных" в городах- мегаполисах, повышенная преступность и многие другие нежелательные явления. Тем не менее, урбанизация - в целом прогрессивное явление

Темпы урбанизации зависят от уровня экономического развития страны. В большинстве экономически развитых странах, где урбанизация достигла достаточно высокого уровня, процесс взят под контроль, и доля городского населения не увеличивается, а даже немного уменьшается. Но урбанизация продолжает расти вглубь, приобретая новые формы.

В развивающихся странах урбанизация продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Это явление получило название городского взрыва и продолжает оставаться неконтролируемым. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие.

В ряде международных документов (в частности, в резолюции Международного банка Реконструкции и Развития) говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.

Для стабилизации процесса урбанизации необходимо, чтобы происходил частичный отток населения из города в сельские районы, что приведёт к разгрузке городов и увеличению товарооборота между деревней и городом. Вероятно, всем известно о так называемой " проблеме больших городов ", которые занимают значительную площадь земли. В качестве одного из путей решения этой проблемы строятся и проектируются сверхвысокие здания. Выдвигаются также полуфантастические проекты сооружения подземных городов, плавучих городов, подводных городов, городов-конусов, городов-деревьев, городов-башен, городов-воронок, городов-мостов и т. д.

Первая стадия урбанизации по Джиббсу имеет следующие характеристики: доиндустриальный уклад хозяйства, традиционный тип воспроизводства, густая и сравнительно равномерная сеть сельских поселений. На этой стадии развития урбанизации городское население растет медленно и потому доля горожан может даже снижаться, при абсолютном преобладании сельского населения. На этой стадии урбанизации к 1991г. находились: Таджикистан и Туркмения. Динамика городского и сельского населения с 79г. по 91 г. свидетельствует об этом. В переходе на вторую стадию урбанизации находились Киргизия и Узбекистан.

Вторая стадия урбанизации общества проявляется во время прохождения им процесса индустриализации. На этой стадии урбанизации сельское население мигрирует в города массовыми потоками, но за счёт естественного прироста доля сельских жителей во всем население страны ещё пока незначительно растёт.

Городское население увеличивается более резко. К 1991 г. на этой стадии урбанизации находились республики: Казахстан, Азербайджан, Армения. На переходе от второй стадии к третьей находились Молдавия и Грузия.

Третья стадия урбанизации общества характеризуется следующими чертами: демографический переход уже завершен; миграционный отток и естественная убыль приводит к снижению сельского населения. Рост доли

городского населения обуславливает преобладание над долей сельского населения.

На четвертой стадии урбанизации продолжает слабо расти городское население, так же слабо уменьшается сельское население. К 91 г. на третьей-четвертой стадиях урбанизации находилась Россия ,а так же Украина, Белоруссия, Литва . Эстония и Латвия осуществляли переход на пятую стадию.

Пятая стадия урбанизации свойственна постиндустриальным странам, когда исчезают социальные различия между городом и селом. Все преимущества города появляются в сельской местности. Повышается ценность экологического фактора в сознании населения. Рост психологического фактора заставляет перемещаться горожан в село. Снижается численность городского населения и растет численность сельского. Система расселения снова приходит в состояние равновесия. В этой стадии урбанизации к 1991 г. не находилась ни одна из республик ближнего зарубежья.

Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса в разных странах и регионах она имеет свои особенности, которые, прежде всего, находят выражение в различных уровнях и темпах урбанизации.

По уровню урбанизации все страны мира можно подразделить на 3 большие группы. Но основные различия можно наблюдать между более и менее развитыми странами. В начале 90-х г.г. в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 72%, а в развивающихся 28%.

Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня. В большинстве экономически развитых стран, достигших высокого уровня урбанизации, доля городского населения в последнее время растет сравнительно медленно, а число жителей в столицах и других самых крупных городах, как правило, даже уменьшается. Многое горожане теперь предпочитают жить не в центрах крупных городов, а в пригородах и сельской местности. Это объясняется удорожанием инженерного оборудования, обветшанием инфраструктуры, крайним усложнением транспортных проблем, загрязнением окружающей среды. Но урбанизация продолжает развиваться вглубь, приобретая новые формы. В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно более низкий, она продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Ныне на их долю приходится более 4/5 всего ежегодного прироста числа городских жителей, а абсолютное число горожан уже намного превысило их число в экономически развитых странах. Это явление, получившее в науке наименование городского взрыва, стало одним из важнейших факторов всего социально-экономического развития развивающихся стран. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному выталкиванию избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом неимущее население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты, трущоб. Полная, как иногда говорят, трущобная урбанизация приняла

очень большие размеры. Вот почему в ряде международных документов говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.

В экономически развитых странах, напротив, предпринимаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, наряду с государственными органами участвуют архитекторы, демографы, географы, экономисты, социологи, представители многих других наук. Современные процессы роста, состав и размещение населения вызывают много сложных проблем, некоторые из которых носят всемирный характер, а некоторые специфичны для стран различных типов. Наиболее важные из них - продолжающийся быстрый рост населения мира, межнациональные отношения, урбанизация.

Почти все проблемы мирового народонаселения, как никогда прежде, теснейшим образом переплетаются в процессе мировой урбанизации. В наиболее концентрированной форме они проявляются в городах. Там же сконцентрировано очень часто до крайних пределов - само население и производство. Урбанизация - сложнейший многообразный процесс, затрагивающий все стороны мировой жизни. Поэтому он получил широкое отражение в литературе, прежде всего в экономико - и социально географической. Отметим лишь некоторые особенности мировой урбанизации на пороге третьего тысячелетия. Урбанизация по-прежнему продолжается быстрыми темпами в различных формах в странах разного уровня развития, в неодинаковых условиях каждой страны, и вширь, и вглубь, с той или иной скоростью.

Показатели высокого уровня урбанизации формально характерны для сравнительно немногих, наиболее развитых стран Азии и Африки. Однако фактически и эти, и некоторые другие страны Азии имеют различные черты давней, даже древней урбанизации (Китай, Индия, страны Среднего и Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и др.). Высокая доля горожан, кроме, стран городов (Сингапур, Сянган, Аомынь), у близких к ним по характеру расселения некоторых арабских государств, особенно нефтедобывающих: Кувейта (97%), Катара (91%), ОАЭ (84%), Иордании (72%). Очень большая доля горожан характерна так же для наиболее развитых государств на крайнем западе Азии: Израиля (91%), Ливана (87%), Турции (69%).

В индустриально развитых странах урбанизация вширь давно исчерпала себя. В XXI веке большинство их вступают практически сплошь урбанизированными. В Европе горожане составляют в среднем 74% населения, в том числе в Западной 81%, в отдельных странах еще более: в Бельгии 97%, Нидерландах и Великобритании 90%, в ФРГ 87%, хотя кое где заметно меньше: в Австрии, например, 56%, в Швейцарии 61%. Высока урбанизи-рованность в Северной Европе: в среднем, а также в Дании и Норвегии 73%. Заметно меньше она в Южной и Восточной Европе, но, конечно, при

других показателях урбанизации, выше, чем в развивающихся странах. В США и Канаде доля городского населения достигает 80%.

В 1990-е гг. 43% жителей Земли жили в городе. Максимальная в мире доля горожан более 70% - отмечалась в экономически развитых регионах (в Европе, Северной Америке, Австралии), где рост и развитие городов как центров промышленности современного типа началось в период промышленной революции. Наибольшие темпы прироста городского населения здесь в начале 20 века.

За последние 30 лет доля этих регионов в численности городского населения мира сократилась с 45 до 26%, в то время как во всем остальном мире численность жителей городов возросла с 400 млн до 1,6 млрд. чел. В последние десятилетия в экономически развитых регионах наблюдается процесс так называемой контрурбанизации - бегства из больших городов в пригороды, связанный в значительной мере с процессом децентрализацией промышленности.

В Латинской Америке около 65% населения проживает в городах, здесь расположе-ны крупнейшие городские агломерации мира - Мехико, Сан-Паулу.

Наиболее высокие темпы урбанизации отмечены в регионах, где доля городского населения пока относительно невелика. Доля городского населения в Азии в целом невелика и составляет 34%. Наиболее высокие темпы урбанизации, превышающие темпы роста населения, наблюдаются в Юго-Восточной Азии, где доля городского населения всего 29%. В странах Восточной Азии - Японии, Тайване, в КНДР и Республике Корея городское население преобладает (около 70%). Доля городского населения в Китае составляет лишь 32%; это связано как с жестким регулированием внутренних миграций до 1978 г., так и с характером экономических реформ 80-х гг., направленных на приоритетный рост благополучия аграрных районов, что также сдерживало миграции в города.

Наименьший в мире показатель доли городского населения, и одновременно - наибольшие темпы его роста, отмечены в последние десятилетия в Африке.

Реурбанизация сложный комплекс экономических, социальных и демографических тенденций. Наиболее существенные преимущества процесса реурбанизации почти всегда успешное завершение реструктурирования городской экономики и быстрое развитие активности сектора обслуживания в большинстве крупных городов. Экономический всплеск соотносится во времени с культурными изменениями, которые наблюдались фермерскими хозяйствами: часто молодежь с годовым доходом выше среднего возвращалась в город в сектор обслуживания. Правительствами городов поощрялась инициатива возвращения в городские центры. Возрождение городской культуры сделало проживание в городах более привлекательным.

Процесс реурбанизации в дальнейшем способствовал формированию городов как экономических субъектов, нежели социальных объектов, а также созданию политического курса и перспектив развития. Как бы то ни было, реурбанизация несла как приобретения, так и потери. Но, несмотря на некоторые проблемы, эта тенденция продолжалась во многих городах. Именно конец 1980-х и начало 1990-х можно считать началом нового витка развития европейских городов, их демографическим и экономическим "проторенессансом".

Со сверхкрупными городскими агломерациями связано формирование мегалополисов. Мегалополисы (от греческого megas большой, polis город) гигантское скопление агломераций и городов, слившихся друг с другом. Так назвал известный географ Жан Готман полосовидные скопления 40 соседних агломераций вдоль транспортных магистралей в северной части Атлантического побережья США (это название стало затем нарицательным, а произошло оно от Мегалополиса в Древней Греции центра союза аркадских городов, который возник около 370 г. до н.э. в результате слияния более чем 35 поселений. Современный мегаполис состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфия, Балтимора, Вашингтона (отсюда его более позднее название Босвам) и некоторых других общей площадью 170 тыс.км2. Население этой главной улицы страны насчитывает около 50 млн. человек, здесь производят примерно % промышленной продукции США.

Другой мегалополис Чипиттс (Чикаго-Питтсбург) сформировался в США на южном побережье Великих озер в результате слияние 35 агломераций. Его площадь 160 тыс. км2, население примерно 35 млн. жителей. Наиболее молодой мегалополис на западе страны Сан-Сан протянулся от Сан-Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего. Он насчитывает 20 млн. жителей.

Самый большой на Земле по численности населения мегалополис То-кайдо (около 70 млн. человек) сложился на Тихоокеанском побережье Японии (Токио-Осака). В нем сосредоточено почти 60% населения этой страны и 2/3 ее промышленного производства.

В Западной Европе выделяются своими размерами Английский мегаполис (объединяет агломерации Лондона Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и др.) и Рейнский (кольцевая агломерация Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур и Рейн-Майн в ФРГ и др.). Каждый из них включает до 30 агломераций общей площадью около 50 тыс. км2 и с населением по 30-35 млн. человек. Все отчетливее намечается формирование межгосударственного мегалополиса в Северо-Западной Европе. Он охватывает сопредельные ур-банизованные районы пяти стран. Юго-Восточную Англию, Рандстад, Рейн-Рур, Бельгийско-Французский (район Антверпен-Брюссель-Дилль) и Парижский. Своеобразный мегалополис складывается в 80-90 г.г. на юге Китая. Его основу составляют свободная экономическая зона Шеньчжень с населением3,3 млн. человек, Гонконг (5,6 млн), который 1 июля 1997 г.

возращен Китаю и получил название Санган, Чжухай (1 млн. жителей), расположенный неподалеку от Макао, и крупнейшая агломерация Южного Китая Гуаньчжоу с населением более 4 млн. человек. В начале XXI века здесь, видимо сформировался достаточно мощный мегалополис с населением около 30 млн. человек.

Мегалополисы на базе быстрорастущих агломераций складываются и в других развивающихся странах. Это Сан-Паулу-Рио-де-Жанейро-Белу-Оризонте в Бразилии, Капр-Александрия в Египте, Калькутта-Асансол-долина р. Дамодар в Индии.

Одна из наиболее важных особенностей урбанизации усиление концентрации населения в крупных городах, городских агломерациях. Сосредоточение населения в больших городах было характерно для второй половины XIX века (Северная Америка, зарубежная Европа, Латинская Америка) и еще более - для первой половины XX века. (Россия СССР, Африка, Азия, Австралия).

С середины XX века на планете быстро растут города (обычно это городские агломерации) с населением более 1 млн. жителей. Их количество увеличилось в 1950 1990 г.г. с 77 до 281, а суммарная численность населения в них с 187 млн. человек до 800 млн. В результате в 1990 г. треть всех горожан мира проживала в агломерациях миллионерах.

СТОЛИЦА - главный город государства, обычно место пребывания высших органов государственной власти, центральных учреждений и ведомств. В некоторых государствах столицы нередко выделяются в самостоятельную административную единицу, для нее устанавливается особый порядок управления.

Города - из-за огромной концентрации в них людей, промышленных предприятий, транспорта, являются крупнейшими потребителями всех видов природных ресурсов - территориальных, энергетических, продовольственных и важнейшими источниками загрязнения окружающей среды. Нагрузка на природную среду резко возрастает не только в самих городах, но и за городской чертой.

Разрастание городской территории ведет к сокращению ценных сельскохозяйственных угодий, что в условиях развивающихся стран еще более обостряет продовольственную ситуацию.

Большие города являются крупнейшими потребителями продовольствия, и, как правило, окружающая сельская территория не в состоянии его поставлять.

К числу важнейших проблем современности относится обеспечение водой горожан и промышленных предприятий и удаление сточных вод. Серьезными проблемами считаются вывоз мусора и утилизация отходов человеческой деятельности.

Однако, воздействие крупных городов на окружающую среду не ограничивается локальным уровнем, они не только нарушают гидрологический режим огромных территорий, климат и циркуляцию атмосферы, но и

влияют на литосферу, вызывая тяжестью зданий и сооружений прогибы земной коры.

В самих городах формируется особый микроклимат. Жилая застройка снижает скорость ветра, а застой воздуха способствует концентрации высокотоксичных промышленных загрязнителей. Смоги - смесь дыма, пыли и тумана, сокращая количество солнечного света, вызывают серьезные заболевания людей. Температура воздуха в городах всегда несколько превышает среднюю температуру данного района. "Нагревание" городской атмосферы происходит из-за сгорания автомобильного топлива, отопления зданий и их последующего охлаждения, от отдачи радиационного тепла всеми городскими объектами. В городах умеренных широт раньше тает снег, зеленеют растения. Часто зимой из городов не улетают птицы, обычно зимующие в других краях; в городах формируются упрощенные сообщества фауны и флоры.

Урбанизация, с одной стороны, улучшает условия жизни населения, с другой приводит к вытеснению природных систем искусственным, загрязнению окружающей среды, повышению химической, физической и психологической нагрузки на организм человека.

Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды атмосферу, растительность, почву, рельеф, гидрографическую сеть, подземные воды, грунт и даже климат. Процесс урбанизации, обусловленный в целом развитием общественного производства и характером социальных отношений, сам оказывает все более разносторонне влияние на развитие и размещение производства другой сферы деятельности общества, изменяя его социальную и экономическую структуру, демографические показатели, условия развития личности.

Человек постоянно мечтает о лучшем будущем. С древних времен он или стихийно, или сознательно преобразовывал и совершенствовал облик населенных пунктов. Нисколько не удивляет жизнеспособность городов, ведь в них аккумулированы материальные ценности, которые часто просто нельзя оценить, - дома, общественные здания, театры, стадионы, дороги, мосты, трубопроводы и парки.

Город отражает классовый характер общества, его противоречие, пороки и контрасты. Города являются центрами политической и культурной жизни. Они возникли во времена рабовладения, развивались при феодализме и капитализме. Процесс концентрации населения в городах проходит значительно быстрее роста общей численности населения. По данным ООН, городское население в мире ежегодно увеличивается на 4% в год.

Появление мегалополисов означает стихийную реконструкцию больших районов Земли. При этом страдают воздушный и водный бассейны, зеленые массивы, нарушаются транспортные связи, что приводит к дискомфорту во всех отношениях. Многие города расширяются так, что не могут уже разместиться на суше и начинают сползать в море.

Процесс концентрации населения в городах неизбежен и в своей сущности позитивен. Но структура совершенного города, его индустриальный, градообразующий фактор пришли в противоречие с историческим предназначением города и его ролью в повышении жизненного уровня людей.

Современные крупные города, особенно мегалополисы, расширились стихийно, включают в себя жилые объекты, многочисленные научные и общественные учреждения, промышленные предприятия и объекты транспорта, растут, ширятся, сливаются между собой, тесня и уничтожая живую природу Земли. Современные промышленные города, особенно некоторые супергорода в капиталистических странах, представляют собой в большинстве случаев массу бетона, асфальта, гари, отравляющих выбросов.

Проблемы экологии за последние два-три десятилетия приобрели особую остроту в связи с резко возросшим загрязнением воздушного бассейна и водных ресурсов городов.

Деформация функциональной структуры городов, преобладание монопрофильных узкоспециализированных центров - это одно из следствий тоталитарной (военно-промышленной урбанизации), для которой характерно обилие городов одной отрасли при слабом развитии центральных функций (связей с окружающей территорией), культурного потенциала, городской среды и т. д. Даже крупные города нередко остаются всего лишь огромными посёлками при предприятиях-гигантах. Поэтому и в крупнейших столичных и региональных центрах, которые по своей природе обычно многофункциональны, чрезмерное преобладание промышленности наблюдается повсеместно.

Все отмеченные выше особенности способствовали обострению проблем развития урбанизации России.

Динамика урбанизации в России связана со значительным повышением в структуре расселения роли больших (с населением свыше 100 тыс. жителей) и крупнейших (свыше 500 тыс.) городов, а в последние десятилетия и городов-миллионеров.

Большие города - главная фигура расселения страны во второй половине ХХ в. Одностороннее функциональное развитие, индустриальная доминанта в ущерб социальной сфере, недостаточность социально-культурного потенциала, низкое качество городской среды, плохая экологическая обстановка и другие проявления недостаточного внимания к человеку в городе всё это плюс трудности переходного периода и кризиса в последние годы определили незавидное положение этой ведущей группы российских городов, а с ними и урбанистической ситуации в целом.

В связи со сказанным можно наметить следующие первоочередные проблемы развития больших городов на обозримую перспективу, имея в виду в качестве общей основы коренной пересмотр теории и практики государственного отношения к ним:

^ резкое наращивание социально-культурного потенциала, акцент в развитии больших городов на потребности человека в городе;

> значительное повышение качества городской среды; ^ расширение функциональной структуры больших городов, исходя прежде всего из местных потребностей;

^ резкое улучшение экологических условий больших городов, особенно столичных и крупных промышленных центров;

^ разработка новых методов управления большими городами путём учёта закономерностей их самоорганизации;

^ усиление процесса формирования пригородных зон больших городов. Пространственная дифференциация процесса урбанизации в современном мире очень велика и мозаична. На карте мировой урбанизации резко выделяются три основных региона США, Западная Европа, Япония; их дополняют довольно дисперсно распространённые по большинству районов крупнейшие центры, прежде всего с населением свыше 1 млн жителей (в мире их свыше 300). В последние два десятилетия эту картину несколько меняют быстрорастущие, достаточно мощные (хотя и менее включённые в мировые политические, экономические и культурные связи) городские агломерации в Восточной и Южной Азии, а также в странах Латинской Америки и меньше Африки. Это связано с высокими темпами роста и концентрации в них городского населения, упоминавшимися выше.

Около половины горожан мира ныне сосредоточено в Азии (в 1950 г. около 1/3), более 20% в Европе.

Несмотря на значительное распространение концепции контрурбанизации известного американского географа градоведа Б. Берри, получившей большой резонанс особенно как лозунг для нового направления региональных исследований, в целом в мире за счёт развивающихся стран в ХХ в. продолжается концентрация населения в сверхкрупных агломерациях свыше 1 и особенно свыше 10 млн. жителей. Эта тенденция по прогнозам демографов ООН, сохранится и в начале XXI столетия.

В результате разрастания и постепенного слияния десятков соседних крупных городских агломераций вдоль транспортных магистралей во многих странах, прежде всего в упомянутых выше трёх регионах мирового масштаба, складываются обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации. Наиболее известная из них впервые была выявлена и исследована Ж. Готманном в 50-х гг. в северной части Атлантического побережья США. Её протяжённость около 1000 км, ширина достигает местами 200 км; она состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона отсюда её название Босваш и ряда других менее крупных (всего 40 агломераций) общей площадью 170 тыс. кв. км. Работавший многие годы в США известный французский географ Жан Готманн дал ей название Мегалополис, ставшее затем нарицательным. Мегалополис (Мегаполь) в Древней Греции центр союза аркадских городов; он возник около 370 г. до н. э. в результате слияния более чем 35 поселений. Под таким же названием вышло его монографическое исследование в 1961 г. Население этой главной улицы Америки

насчитывает около 50 млн человек (почти 20% всего населения), здесь производится примерно 1/4 промышленной продукции США. Другой ме-галополис Чипитс (Чикаго Питтсбург) сформировался в США на южном побережье Великих Озёр путём слияния агломераций Чикаго, Детройта, Кливленда, Питтсбурга и других всего их 35; его площадь 160 тыс. кв. км, а население примерно 35 млн жителей (а вместе с тяготеющей к нему агломерацией Торонто в Канаде 40 млн). Самый молодой мегалополис страны Сансан находится в Калифорнии; он протянулся от Сан-Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего и насчитывает 20 млн человек. Всего в этих трёх ме-галополисах концентрируется почти половина населения США.

В Канаде важнейшим звеном расселения является линейно вытянутая урбанизированная зона (ось) от Квебека до Виндзора протяжённостью около 1000 км (и шириной до 300 км); в её пределах сосредоточено 55% населения страны (13,2 млн человек в 1981 г.) и 73% всех занятых в обрабатывающей промышленности.

Самый большой в мире по численности населения мегалополис Токайдо (около 70 млн человек) сложился на Тихоокеанском побережье Японии. Эта обширная урбанизированная зона протяжённостью в несколько сотен километров включает в себя крупнейшие агломерации страны Токио, Иокогаму и Кавасаки, образующие вместе с прилегающими районами столичный метрополитенский ареал (Кейхин) с населением почти 30 млн человек, Нагою, Киото, Осаку, Кобе и другие (всего около 25). В мегалопо-лисе Токайдо сосредоточено примерно 60% населения страны и около 2/3 её промышленного производства.

Мегалополисы формируются и в Западной Европе; там они, как правило, меньше по масштабам концентрации населения, чем в США и Японии. Выделяются своими размерами Английский мегалополис (объединяет агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля, и др.) и Рейнский (кольцевая агломерация Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур, Рейн-Майн в ФРГ и др.); каждый из них включает до 30 агломераций общей площадью по 50 тыс. кв. км и с населением по 30-35 млн. человек. Развитие мегалополисов и здесь связано с быстрым расширением крупнейших агломераций. Так, население Лондонской агломерации (в границах метро-политенского района) составляет 12 млн. человек, Парижской - в рамках городского района 10 млн. человек, агломерации Нижний Рейн-Рур примерно 11 млн. человек.

Существуют два отличных вида на перспективы урбанизации как глобального процесса:

процесс урбанизации близок к закату, наступает период деконцентра-ции, а с ним и дезурбанизации;

урбанизация будет развиваться и впредь, но её содержание, формы и пространственные структуры заметно меняются по мере эволюции самого процесса в странах разного типа.

На мой взгляд, урбанизация имеет большие временные перспективы. С позиций антропокультурного подхода к урбанизации как феномену культуры и цивилизации её исторические рамки значительно расширяются и в ретроспективе, и в перспективе. Урбанизации не может быть слишком много, как нельзя этого сказать о культуре или прогрессе. Но пределы концентрации населения, конечно, существуют, и речь, следовательно, надо вести о его разумной пространственной организации на различных этапах урбанизации в той или иной стране.

Снижение концентрации населения в городских агломерациях развитых стран закономерное явление. Ведь кривая концентрации не может подниматься беспредельно. Это отнюдь не означает упадка крупных городских агломераций. Напротив, число их возрастает, ибо увеличивается количество населённых пунктов, привлекающих население. Таким образом, городские агломерации остаются основной формой пространственной организации расселения, своего рода опорным каркасом территории развитых стран.

Новый этап урбанизации дал основание некоторым учёным на Западе, в том числе и таким авторитетным, как американский географ-градовед Б. Берри, говорить о крутом переломе в характере урбанизации, смене тенденций, начале нового периода дезурбанизации.

Демографы ООН в своих прогнозах, весьма высокопрофессиональных, дают дальнейшее заметное увеличение численности горожан в мире для первой четверти XXI в. на 73,1%. Конечно, это увеличение существенно уступает динамике городского населения мира в XIX и XX вв., но прирост горожан останется достаточно весомым. Правда, значительная часть этого прироста будет приходиться на развивающиеся страны, но и в развитых странах городское население, согласно прогнозам, возрастёт на 15% в первой четверти XXI века.

Ход урбанизации в XX в. показывает сложность этого процесса, его волнообразный характер, многообразие форм. Но в основной своей сути урбанизация - это исторический процесс повышения роли городов в развитии общества. Будучи весьма многообразным, имея социально- экономические, демографические, политические, этнокультурные и географические составляющие, этот процесс отражает и выражает изменения в территориальной организации жизни общества, его производительных сил, расселения. Он развертывается на основе углубления общественного разделения труда, в том числе территориального или географического. В более узком понимании урбанизация - рост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения в стране.

Человечество вступило в XX в., уже имея представление о градостроительном буме, о тягостных последствиях концентрации населения в крупных городах, об их патологии. Многим казалось, что отчетливо проявившиеся недостатки больших городов не оставляют им шансов на будущее. А.Бабель говорил о неизбежной грядущей гибели больших городов. Г.

Уэллс прогнозировал их исчезновение (или, как он выразился, "распыление"). Но нет, сегодня, в начале 21века, урбанизация стремительно развивается, занимает все более обширные территории, но сегодня, как и сто лет назад на ее пути встречаются проблемы:

1. В развивающихся странах урбанизация приняла особо стремительный и неуправляемый характер;

2. Взрывной рост городов идет с образованием трущобных районов с антисанитарными условиями жизни бидонвилей во франкоязычной Африке, фавел в Бразилии геджеконду в Турции и т.д.;

3. Проявляется кризис городов концентрация промышленности и автомобильного транспорта резко ухудшила экологические условия жизни в них;

4. В последующие годы может возникнуть необходимость формирования многофункциональной основы развития структуры городов.

Комплексные экономико-географические исследования актуальных проблем урбанизации и регионального расселения, их места в совершенствовании территориальной структуры хозяйства стран помогут процессу урбанизации приобрести сбалансированный характер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Баранчиков Е.В. География для профессий социально-экономического профиля. -М., Академия, 2012. С. 304

2. Глазычев В. Л. Урбанистика. М., с. 220 2008;

3. Дорин А.И. Мировые туристические ресурсы. Лекции. - СПб, 2011.

4. Монтгомери Чарльз Издательство: Манн, Иванов и Фербер ISBN: 978-5-00117687-9 Серия: МИФ. Креатив с.: 368 2018.

5. Рейтинг урбанизации стран мира. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2017 (последняя редакция: 08.10.2017). http://gtmarket.ru/ratings/urbanization-index/info

6. Таунсенд, Э. Умные города: большие данные, гражданские хакеры и поиски новой утопии / Э. Таунсенд ; пер. с англ. А. Шоломицкой. - М.: Издательство Ин-та Гайдара, 2019.

Scientific adviser: Agashirinova V. Yu the Sakhalin institute of railway transport - branch of Far East state transport university in Yuzhno-Sakhalinsk, Yuzhno-Sakhalinsk. RF

URBANIZATION AS A COMPLEX COMPLEX PHENOMENON Abstract. This article discusses the main aspects of world urbanization. The increase in the share of the urban population, the concentration of the economy, has both favorable and negative trends, namely: social and environmental risks, loss of stability of the population growth process.

Keywords: urbanization, metropolis, mono-profile, concentration, deconcentration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.