Научная статья на тему 'Урбанистический утопизм Л. Сабсовича: на пути к "идеальному городу"'

Урбанистический утопизм Л. Сабсовича: на пути к "идеальному городу" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
451
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛЬНЫЙ ГОРОД / УТОПИЗМ / УРБАНИСТИЧЕСКИЙ УТОПИЗМ / СТАДИИ СОЦИАЛЬНОГО УТОПИЗМА / Л. САБСОВИЧ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ГОРОДА / IDEAL CITY / UTOPIANISM / URBAN UTOPIANISM / SOCIAL UTOPIAN STAGE / L. SABSOVICH / SOCIALIST CITIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хвостикова Василина Олеговна

Рассматриваются сущность и структура урбанистического утопизма. За основу взята структура утопизма, которую создал И.Н. Неманов. Последовательно раскрывается, как урбанистический утопизм воплощается в проектах «идеального города», как такие проекты проходят критически-негативную стадию настроения, стадию умозрительного конструирования, и катарсическую. Анализируются причины, по которым ни один из проектов «идеального города» не был воплощен в полной мере, а многие и вовсе остались лишь на бумаге. Причина заключается в упрощенных взглядах большинства утопистов на общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE URBAN UTOPIANISM OF L. SABSOVICH: ON THE WAY TO THE “IDEAL CITY”

The essence and structure of urban utopianism is shown in the article. For this purpose, the structure of utopianism, which was created by I.N. Nemanov, is taken as a basis. The author consistently revealed how urban utopianism is embodied in the projects of the “ideal city”. In the article it is revealed how the projects of “ideal cities” go through the stages of utopianism: the critical-negative stage of mood, the stage of speculative design, and the cathartic stage. As a result of the research, the reason becomes obvious why none of the projects of the “ideal city” has been fully implemented, and many of them have remained on paper only. The reason for this is the simplistic views of most Utopians on society.

Текст научной работы на тему «Урбанистический утопизм Л. Сабсовича: на пути к "идеальному городу"»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2018. № 3

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

УДК 72.01 DOI 10.23683/0321-3056-2018-3-19-24

УРБАНИСТИЧЕСКИЙ УТОПИЗМ Л. САБСОВИЧА: НА ПУТИ К «ИДЕАЛЬНОМУ ГОРОДУ»

© 2018 г. В.О. Хвостикова а

а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

THE URBAN UTOPIANISM OF L. SABSOVICH: ON THE WAY TO THE "IDEAL CITY"

V.O. Khvostikova a

aSouthern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Хвостикова Василина Олеговна -аспирант,

специалист по учебно-методической работе,

Институт философии

и социально-политических наук,

Южный федеральный университет,

пер. Днепровский, 116, г. Ростов-на-Дону,

344065, Россия.

Е-mail: [email protected]

Vasilina O. Khvostikova -Postgraduate,

Specialist on Educational and Methodical Work,

Institute of Philosophy

and Social and Political Studies,

Southern Federal University,

Dneprovskii Lane, 116, Rostov-on-Don,

344065, Russia.

E-mail: [email protected]

Рассматриваются сущность и структура урбанистического утопизма. За основу взята структура утопизма, которую создал И.Н. Неманов. Последовательно раскрывается, как урбанистический утопизм воплощается в проектах «идеального города», как такие проекты проходят критически-негативную стадию настроения, стадию умозрительного конструирования, и катарсическую. Анализируются причины, по которым ни один из проектов «идеального города» не был воплощен в полной мере, а многие и вовсе остались лишь на бумаге. Причина заключается в упрощенных взглядах большинства утопистов на общество.

Ключевые слова: идеальный город, утопизм, урбанистический утопизм, стадии социального утопизма, Л. Сабсович, социалистические города.

The essence and structure of urban utopianism is shown in the article. For this purpose, the structure of utopianism, which was created by I.N. Nemanov, is taken as a basis. The author consistently revealed how urban utopianism is embodied in the projects of the "ideal city". In the article it is revealed how the projects of "ideal cities " go through the stages of utopianism: the critical-negative stage of mood, the stage of speculative design, and the cathartic stage. As a result of the research, the reason becomes obvious why none of the projects of the "ideal city" has been fully implemented, and many of them have remained on paper only. The reason for this is the simplistic views of most Utopians on society.

Keywords: ideal city, utopianism, urban utopianism, social utopian stage, L. Sabsovich, socialist cities.

Введение

За всю историю человечества никакие виды деятельности так не изменили облик планеты, как рост городов и урбанизация. Эти процессы касаются не только развитых стран, но и развивающихся, где рост городов происходит быстрее, чем увеличивается общая численность населения. «Город превратился из места с богатой культурой и разветвленными социальными связями в место для жизни миллионов одиночек» [1]. Он был призван стать оплотом рацио-

нальности среди природных стихий, однако сам стал генератором иррациональности.

Зарождение города - это революционный феномен, несущий в себе утопические черты: «Город изначально складывался как проект будущего: люди покидали сельскую местность и отправлялись в города, чтобы освободиться от власти природы и построить будущее, которое они могли сами определять и контролировать. ... Следовательно, город обладает имманентным ему утопическим измерением, поскольку он размещается за пределами есте-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

ственного порядка. Место города - это у-топос» [2, с. 383].

Такая связь утопического с концептом города должна в какой-то момент воплотиться в проекте «идеального города». Проекты «идеальных городов» создавались в прошлом и создаются сегодня, однако ни один из них не был полноценно реализован. Утописты продолжают создавать «города-сады» и «машины для жизни», их труды оставляют заметный след в культуре, но нерешенным остается вопрос: в чем же сущность урбанистического утопизма? Цель нашей статьи - рассмотреть суть урбанистического утопизма на примере проекта социалистических городов Л. Сабсовича.

1. Идеальный город в духовной жизни общества

Идеальный город был частью сюжета почти всех социальных утопий, начиная с Платоновской Атлантиды; с поселениями нового типа связывались первые жизнеустроительные эксперименты, которые стали осуществлять социалисты-утописты. Именно здесь и с наибольшей очевидностью обнаружилась несовместимость умозрительно созданного идеала и жизненных реалий.

По мере эволюции человеческих сообществ создавались новые формы «идеального города», так как на разных этапах исторического развития город обладает характерными чертами, отражающими ценностные установки и особенности социальной организации.

«Идеальный город» как концепт, т.е. совокупность вкладываемых в это понятие смыслов, занимает особое место в духовной жизни общества и является константой культуры. Меняется лишь вариативность описания: от города-крепости до автоматического города - «машины для жилья».

Тем временем ни один проект «идеального города» не воплощен, а города продолжают расти.

Влиятельный специалист в области урбанизма и градостроительства, теории и истории архитектуры, Л. Мамфорд (1895-1990) в книге «Город в истории» (1961) исследовал развитие городских цивилизаций. Жёстко критикуя разрастание современных городов, он утверждает, что во многих социальных проблемах западного общества виновата структура городов. Город, порождаемый социальными потребностями че-

2018. т. 3

ловека, увеличивает эти потребности, а также их формы и способы выражения. В качестве примера «идеального города» ученый использует средневековый город, в то время как современные мегаполисы близки к римским городам, так как им свойственно «расползаться». Л. Мам-форд признавал наличие кризиса городской культуры, подавленной растущими финансовыми и политическими структурами: «Физическое проектирование городов и их экономические функции являются вторичными по отношению к взаимосвязи с окружающей природной средой и духовными ценностями человеческого сообщества» [3, с. 92]. Таким образом, он признавал важность четкой и неизменной формы городского поселения для гармоничного сообщества.

Другой классик теории города М. Вебер отмечает, что у городов прошлого и настоящего нет однозначного понимания, в чём их конкретно-исторический смысл, имеется ли у города в целом устойчивая функция и программа [4]. Обычно исследователем задается несколько координат и на этом основании все населенные пункты делятся на город и «не-город». Для того чтобы дать ряд обобщений к изучению выявленных им проблем, он ввел категорию идеального типа в свою методологию. Эта категория используется в качестве инструмента и помогает в целях исследования сравнивать явления, объясняя их через отклонение от какого-либо идеального типа, находящегося в рамках реальных определений и определений-предписаний, представляющего собой ценностный ориентир.

То есть концепт «идеальный город» может служить инструментом: выстроив некую шкалу критериев его «совершенства», мы можем накладывать ее на существующие явления и выявить степень отклонения того или иного города от идеального типа. Эти критерии станут явными, когда мы рассмотрим структуру и сущность урбанистического утопизма.

2. Урбанистический утопизм: структура и сущность

Следует понять динамику и сущность урбанистического утопизма, чтобы через неё искать выходы в структуру данного феномена. И.Н. Неманов выделил несколько стадий социального утопизма [5, с. 99-112]. Последовательно раскрыв их, мы увидим, как они воплощаются на уровне создания проектов «идеального города».

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

Первой стадией, которую выделяет Неманов, является настроение, понимаемое как критически-негативная стадия, суд над действительностью с точки зрения идеалов.

Испокон веков в большинстве культур, в которых существуют города, имеется образ «идеального города» как эмоциональный ответ на сложности урбанизированной жизни. Однако здесь ещё нет места утопическому мышлению -его исходной точкой является момент, когда аморфное настроение, недовольство существующим порядком действительности превращается в умонастроение, отличающееся от предыдущей стадии зарождением аналитической работы и поиском позитивного решения. Умонастроение выступает высшей фазой настроения, но еще далеко от реальных действий. Утопист выбирает цели и путь, по которому он будет развивать свои идеи в области создания проекта «идеального города». Тотальное недоверие к существующему в наличных городах социальному порядку провоцирует выход на следующий этап - стадию умозрительного конструирования. Утопист не находит ответа на своё желание гармоничного общества в пространстве города и в опыте прошлого. Поэтому он стремится отстраниться от прошлого и настоящего. Однако вместо того чтобы решать частные проблемы, сразу переходит в сферу глобальных понятий, претендуя на создание универсальных решений.

Подобное стремление создать «гармоничное общество» в пространстве города не всегда вписывается в рамки объективной действительности, после чего утопист теряет связь с ее фактами. Он создает свой понятийный и категориальный аппарат, отбирая элементы по принципу «подходящего», «не подходящего». В такой системе нет места компромиссу - есть только «положительное» или «отрицательное».

На данной стадии конструируется модель «идеального города», где всё запрограммировано и регламентировано до мелочей. Регламентация - один из критериев, по которому можно определить «идеальный город». На этой же стадии складывается наиболее подходящая форма города, так как все «идеальные города» имеют чёткие границы и узнаваемые очертания. Строгая, неизменная форма является вторым критерием «совершенства» города.

На последней стадии, которую И.Н. Неманов называет катарсической, утопист окончательно теряет связь с объективной действительностью,

придя к выводу, что поиск завершен, найден способ «осчастливить» человечество. Эмоциональный порыв снижает критичность мышления, что грозит углублением в мир фантазии. Это одна из причин «универсальности» предлагаемых решений.

Создав проект «идеального города», утопист впадает в абсолютизацию - он видит в своем проекте искомое, вечную гармонию общества, ответы на все вопросы о том, как создать совершенный социум инструментами градостроительства. Гармоничное общество, создаваемое инструментами градостроительства - третий и главный критерий «совершенства» города.

В абсолютизации общества растворяется личность, что окончательно уводит утописта в область общих рассуждений. Он в одиночку готов разрешить все разнообразные проблемы города: от регламентации семейной жизни до внешнеполитических отношений.

Таким образом, мы получаем урбанистический утопизм, структура которого имеет три уровня: на первом - урбанистический утопизм представляет собой состояние сознания, направленное на умозрительное конструирование образа-концепции «идеального города», на втором - это проект «идеального города» как продукт умозрительного конструирования, на третьем - это деятельность, направленная на реализацию проекта.

Итак, урбанистический утопизм - это трехуровневый конструкт, направленный на создание проекта «идеального города», который в свою очередь призван формировать новый тип социальных взаимоотношений.

Парадоксальна проблема утопических городских проектов - зачастую урбанистические утописты игнорируют социальные факторы. Планируя «города для людей», они акцентируют внимание на форме и функциях здания, но обходят стороной тех, для кого проект создается. В результате мы рискуем получить то, о чём полвека назад нас предупреждала Джейн Дже-кобс - пустые, безжизненные города. Урбанистические утописты порой возлагают обязанность изменить противоречия человеческой природы на архитектуру. Они полагают, что человек пластичен по своей сути и изменится в положительную сторону, если поместить его в подходящие условия.

В таком случае проектирование урбанистической утопии начинается с градостроительного плана, а не с социального прогнозирования.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

4. «Социалистические города» Л. Сабсовича

в контексте урбанистического утопизма

В качестве примера урбанистического утопизма можно использовать проекты советского авангарда. Коренные преобразования в структуре государства и общества, которые последовали за Октябрьской революцией, положили начало череде экспериментов во всех областях человеческой жизни, в том числе и в градостроительстве. Общество и власть требовали совершенно новых, революционных идей. В этих условиях сформировались архитектура и градостроительство советского авангарда.

Период первого послереволюционного пятилетия был временем сугубо теоретического конструирования «идеального социалистического города», экономические условия иного не допускали. Однако лабораторные поиски в области градостроительства не снижали градус дискуссий.

Поиск новых форм социально -пространственной организации общества привел к созданию концепции социалистического города. Одним из ее авторов был архитектор Леонид Саб-сович, и мы остановимся на рассмотрении его идей, чтобы внимательно их изучить в контексте стадий урбанистического утопизма. Для этого изучим его теоретический труд «Социалистические города», написанный в 1930-е гг. - в самый разгар дискуссий по поводу создания нового образца социалистического поселения.

Прежде всего Сабсович в своей книге подвергает критике существующие города-гиганты: «Между тем современные города менее всего могут быть признаны поселениями, создающими нормальные, здоровые условия для жизни и здоровья трудящегося населения. Громадная скученность, жизнь в каменных клетках, оторванность от природы и т. д., все это - уродливости, созданные капиталистическим строем и неизбежно связанные с концентрацией промышленных и торговых предприятий в определенных пунктах» [6, с. 20].

Автор не видит в этих городах будущего, поэтому отказывает им в дальнейшем развитии. Капиталистические идеалы градостроительства, где общество одновременно скученно и разрозненно морально, подвергаются крушению с точки зрения желаемого. Размеры, принципы культурно-бытового обслуживания, организация быта, объемно-планировочная структура селитебной зоны - всё это неприемлемо с точки зрения социалистических идеалов.

Сельскохозяйственные районы также подвергаются критике автора, по причине их отсталости, разрозненности: «Обратное явление представляют собою наши "дикие", некультурные деревни, в которых живет в настоящее время свыше сотни миллионов человек. Эти деревни - продукт еще докапиталистической эпохи. Мелкие, разбросанные густой сетью почти по всей территории европейской части Союза (в азиатской части Союза эти поселения гораздо реже), эти деревни и села продолжали существовать и в капиталистический период нашей страны. Многие из этих сел, приобщаясь к общему товарообороту страны, укрупнялись, население в них дифференцировалось, но в общей массе они продолжали оставаться теми же мелкими, некультурными поселениями, какими они были и в докапиталистическую эпоху» [6, с. 25].

Конфликт с действительностью существующих способов расселения и становится исходной точкой утопического мышления Сабсовича. Опыту прошлого нет места, настоящее подвергается всесторонней критике. Так в данном случае реализуется первая стадия урбанистического утопизма - критически-негативная стадия настроения.

Автор видит в будущем тотальные сдвиги, экономические, культурные и социальные, которые предстоит своими руками воплотить новому обществу. Он убежден, что за последующие 15 лет по всему миру будет построен социализм и старые способы расселения окажутся не жизнеспособны в данных условиях. Сабсович ищет позитивное решение, выход из ситуации, в которой оказалось урбанизированное общество.

Социалистический город выступает в роли идеала, и по мере рационализации представления о нем становятся всё ясней - фаза аморфного настроения превращается в фазу умонастроения. На этом этапе происходит выбор будущего направления и целевых установок. В результате аналитической работы появляется идея социалистического города, где принципы культурно-бытового обслуживания, организация быта совершенно противоположны тем, что имеются в наличии.

Сабсович задается вопросом, правильное ли направление он избрал. Для этого он сравнивает путь социалистической реконструкции города с путем постепенного улучшения жизни каждой отдельной семьи. В основе сравнения лежит оценка перспектив развития СССР в ближайшие 15 лет. Автором эти перспективы видятся гран-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

диозными и традиционные города-гиганты с их скученностью, антисанитарией не подходят для ускоренного строительства социализма, где «рабочий класс не может не дорожить каждой рабочей единицей» [6, с. 22]. Деревни, наоборот, слишком разрозненны, чтобы на их базе можно было построить крупные сельскохозяйственные предприятия. Автор вовсе не видит будущего у деревень и утверждает, что процесс коллективизации будет осуществлен в ближайшие 1-1,5 года. Для рационализации своей идеи Сабсович приводит некоторую гипотетическую статистику темпов развития промышленности в ближайшие пять лет. Основываясь на темпах коллективизации за прошедшие два года, он утверждает в скором времени рост сельского хозяйства, производства тяжелой техники, а также: «превращение десятков миллионов разрозненных мелких крестьянских хозяйств в несколько десятков тысяч, а может быть, и в несколько тысяч крупных механизированных, химизированных и научно-поставленных сельскохозяйственных предприятий» [6, с. 17].

Таким образом, автор убеждается, что существующие способы расселения не подходят для реализации грандиозной затеи построения социализма.

Убедившись в своей правильности выбранного пути, он переходит к более продуктивной стадии утопизма - умозрительному конструированию. Его цель - создать проект поселения, какого нет и не было, так как всё, что существовало ранее, отметено как «вредный хлам». Саб-сович не задается вопросами, почему люди все же стремятся в города-гиганты и как прекратить процесс урбанизации, который в 20-е гг. достиг невиданных масштабов. Также он не задается вопросом о реализуемости коллективизации в деревнях. Уходит в сторону от правильных умозаключений и стремится выработать универсальное, однозначное решение.

Таким решением становится социалистический город на 50-60 тысяч человек. Все в этом городе должно быть подчинено коллективной жизни -коллективному труду и коллективному отдыху. Все бытовые нужды должны быть обобществлены, чтобы освободить время на полезные занятия. То же самое с воспитанием детей - Сабсович выступает категорически против сожительства детей и родителей на одной площади. Основным типом жилого дома он видит дом-коммуну или жил-комбинат, где у каждого взрослого члена общества будет своя комната 5 кв. м.

Сабсович подробно описывает не только все помещения, общественные и индивидуальные, которые составят основные типы жилого дома. Он также в деталях описывает поведение людей, живущих там. Строгая регламентация сопровождает каждый вид предлагаемой деятельности, что лишний раз доказывает утопичность идей Сабсовича.

Катарсическая стадия в работе Сабсовича отчетливо видна в заключении. Его идеи достигают апофеоза и он требует радикального переустройства всего общества в ближайшем будущем: «...немедленный сплошной переход широким фронтом на путь радикального последовательно-социалистического переустройства быта, на путь создания новых социалистических городов и социалистической реконструкции существующих - вот к чему мы можем и должны приступить немедленно, не теряя ни минуты, начиная с текущего года» [6, с. 122].

Сабсович претендует на то, что нашел искомый способ расселения городов, вечную гармонию социума в обобществлении хозяйства, путь к полному удовлетворению всех потребностей трудящихся. Преграды в виде экономической и культурной отсталости страны должны быть преодолены одним прыжком, без промежуточных стадий. Однако «прыжок» не удался, так как Сабсович не учитывал многообразие человеческих связей в городе и упрощал сложную взаимосвязь социального и планировочного. Жителей социалистического города он рассматривал как автономные единицы, в сумме составляющие стройный механизм построения социализма.

То, что он называет «величайшей из величайших революций», абсолютизировано, а значит, далеко от объективной реальности. Жесткая унификация Л. Сабсовичем приемов градостроительства показала, что для него функционально обоснованное «жизнеустроение» не стоит на первом месте, гораздо важнее идеологическая составляющая. Тем не менее этот опыт имеет огромное значение для нас, так как на его примере можно рассмотреть и другие подобные проекты, что даст более четкую картину урбанистического утопизма.

Заключение

В ходе исследования мы пришли к выводу, что урбанистический утопизм начинается с градостроительного плана, а не с социального прогнозирования. В этом убеждает проект Л. Саб-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

совича: создав «идеальный социалистический город», он возложил на его структуру создание «идеального социалистического человека». Он не был уникален в подобном взгляде на общество, его взгляд соответствует историко-культурному контексту 20-30-х гг. XX в. Углубившись в историю градостроительства, мы увидим и другие амбициозные проекты данного периода, авторы которых упрощают структуру и динамику общества.

Если город можно рассматривать как совокупность объектов, количество зданий, этажей и комнат, то к обществу данный способ рассмотрения совершенно неприменим. Общество оказывается чем-то большим, нежели совокупностью человеческих единиц, а человек чем-то большим, нежели деталью в механизме. Проведенный анализ показывает, что уже на этапе умозрительного конструирования утопист теряет понимание всей сложности общества. Катар-сическая же стадия урбанистического утопизма может служить нам маркером, насколько создаваемый проект далек от реализуемости.

Но если рассматривать урбанистический утопизм не как альтернативу существующим городам, выйти за пределы образо-творчества, то можно увидеть, что иногда утопическое мышление выполняет крайне полезную функцию для наличной системы градостроительства: в самой первой стадии реализации урбанистический утопизм служит рефлексией на существующие проблемы жизни в городах. Мысленно экспериментируя, утопист осуществляет поиск проблем и способы улучшить жизнь в городах.

Все проекты «идеальных городов» заслуживают пристального внимания. Аналитическая работа, которую проделывает утопист на уровне эмоциональной сферы, может служить для рациональной умственной деятельности. Точно определив границу между этапами, на первом из которых утопист создает правильные частные умозаключения, а на втором - «уходит в сторо-

2018. No. 3

ну» универсальных решений, мы можем рационализировать правильные умозаключения и применить их в уже существующих городах.

Литература

1. Почему людям всегда нужны будут города? URL: http://bg.ru/city/virtualnye_tehnologii_vospolnjat_ nehvatku_fiziches-22009/ (дата обращения: 26.06.2018).

2. Гройс Б. Политика поэтики : сб. ст. М. : Ад Мар-гинем Пресс, 2012. 400 с.

3. City Reader / ed. R.T. LeGates, F. Stout. New York : Routledge, 2016.

4. ВеберМ. История хозяйства. Город / пер. с нем.; под ред. И. Гревса. М. : КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2001. 576 с.

5. Неманов И.Н. Социальный утопизм и общественная мысль // Методологические проблемы истории философии и общественной мысли. М., 1977. 217 с.

6. Сабсович Л. Социалистические города. М. : Московский рабочий, 1930. 124 с.

References

1. Pochemu lyudyam vsegda nuzhny budut goroda? [Why do People Always Need Cities?]. Available at: http: //bg.ru/city/virtualnye_tehnologii_vospolnjat_nehvatku_fizi ches-22009/ (accessed 26.06.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Grois B. Politika poetiki [Politics of Poetics]. Col. art. Moscow: Ad Marginem Press, 2012, 400 p.

3. City Reader. Ed. R.T. LeGates, F. Stout. New York: Routledge, 2016.

4. Veber M. Istoriya khozyaistva. Gorod [History of Economy. City]. Tr. from Germ.; ed. I. Grevs. Moscow: KANON-press-Ts; Kuchkovo pole, 2001, 576 p.

5. Nemanov I.N. [Social Utopianism and Social Thought]. Metodologicheskie problemy istorii filosofii i obshchestvennoi mysli [Methodological Problems of the History of Philosophy and Social Thought]. Moscow, 1977, 217 p.

6. Sabsovich L. Sotsialisticheskie goroda [Socialist Cities]. Moscow: Moskovskii rabochii, 1930, 124 p.

Поступила в редакцию / Received 2 июля 2018 г. / July 2, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.